4. Принятие нормативно-правовой базы, направленной на совершенствование государственной политики в области устойчивого инновационного развития АПК.
5. Формирование институтов развития АПК с привлечением союзов товаропроизводителей.
6. Повышение квалификации сотрудников в области инновационного менеджмента в АПК.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что основу инновационного развития аграрного сектора экономики составляет государство через сеть своих институтов. Имеющиеся модели инновационного развития АПК зарекомендовали себя достаточно хорошо. Поэтому используя опыт ведущих инновационных стран, следует разрабатывать механизмы его адаптации к современным экономическим условиям хозяйствования в России.
Литература:
[1] Курбатов А. П. Стратегическое управление в АПК: региональные аспекты. - 2017. - с. 250
[2] Лысенко Е. Г. Экологизация сельского хозяйства и переход к устойчивому развитию (сборник научных трудов). - М.: ВНИА, 2016. - с. 312.
[3] Мирсияпова А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 271-275. — URL https://moluch.ru/archive/140/39391/ (дата обращения: 20.09.2018).
[4] Санду И.С., Нечаев В.И., Рыженкова Н.Е. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России: методологические подходы//Монография.: «Научный консультант», 2017 - 234 с.
References:
[1] Kurbatov А. P. STRATEGIC MANAGEMENT IN AGRICULTURE: REGIONAL ASPECTS. -2017.-p. 250
[2] Lysenko E. G. ECOLOGIZATION OF AGRICULTURE AND TRANSITION TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT (COLLECTION OF SCIENTIFIC PAPERS). - MOSCOW: INSTITUTE, 2016.-p. 312.
[[3] Mirsayapova A. R. BASIC CONCEPTS AND DEFINITIONS OF INNOVATION AND INNOVATION PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL.YOUNG SCIENTIST. - 2017. - №6. - P. 271-275. URL https://moluch.ru/archive/140/39391/(accessed: 20.09.2018). [4] Sandu I. S„ Nechaev V. I., Ryzhenkova N. E. PRIORITY DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGROINDUSTR1AL COMPLEX OF MODERN RUSSIA: METHODO-LOGICAL APPROACHES/ / MONOGRAPH."SCIENTIFIC CONSULTANT", 2017 - 234 p.
DOI: 10.33049/11.032518.2
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF INTEGRATION: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Chepik D.A.0), Demishkevich G.M.^
Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Ph.D.. Head of Sector; Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Agribusiness The Russian Academy of Staffing of the Agro-Industrial Complex,
Moscow, Russia
1 ' Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Doctor of Economics. Associate Professor, Chief Researcher, Moscow,
Russia
Abstract: the article analyzes certain areas of innovation development of the agro-industrial complex of the Republic of Belarus within the framework of the state innovation policy. Based on
the scientific forecast of the economic development of the Republic of Belarus until 2030, the ities of innovative development in the field of agriculture in the context of deepening inte into the EAEU are indicated.
Keywords: accounting, tax accounting, non-current assets, convergence, complexity, mization, types of income or expenditure._j
УДК 631.16
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК В УСЛОВГ ИНТЕГРАЦИИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Чепик Д.А.а), Демишкевич Г.М.
"'ФГБ1ТУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территор Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», к. эл., заведуюи сектором; доцент кафедры экономики и организации агробизнеса ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»,. Хорошевское шоссе 35/2, Москва '"ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территор Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», д.эл.. доцент, глс _научный сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва
Аннотация: в статье проанализированы отдельные направления инновационного вития агропромышленного комплекса Республики Беларусь в рамках государственной вационной политики. На основе научного прогноза экономического развития Респ Беларусь до 2030 года обозначены приоритеты инновационного развития в сфере АПК ловиях углубления интеграции в ЕАЭС.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновационное развитие АПГ теграция. Евразийский экономический союз, инновационная политика.
б)
Введение. В настоящее время в качестве важнейшего приоритета экономической политики Республики Беларусь ставится задача модернизации экономики и перевода её на инновационный путь развития на основе
высокотехнологичного производства
интегрированного с наукой и системой образования.
Председатель Президиума
Национальной академии наук Беларуси -академик В.Г. Гусаков отмечает, что «инновационное развитие - это, прежде всего, конструктивная созидательная динамика, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. Она осуществляется посредством инновационной деятельности, направленной на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, в том числе освоение в производстве новой продукции и прогрессивных технологий» [1].
Долгосрочные цели
агропромышленной политики Беларуси на период 2020-2030 гг., сформулированные в
Национальной стратегии устой социально-экономического раз
Республики Беларусь fia период до 2030 Государственной прог
инновационного развития Респуб Беларусь на 2016-2020 гг. предусматрив формирование конкурентоспосо на мировом рынке и экологич безопасного произвол
сельскохозяйственных прод>
необходимых для поддержания высо уровня продовольственной безопасн обеспечения полнопенного питания здорового образа жизни населения сохранении плодородия почв:
на первом этапе (2016-2020 гг. обеспечение устойчивого развития достижение безубыточн
сельскохозяйственного производства основе повышения его научно-техничес потенциала, внедрения безотходных экологически безопасных технологии щадящим режимом потребления рес
на втором этапе (2021-2030 создание прибыльного агр
основанного на самоокупаемости и самофинансировании, повышение
конкурентоспособности национальной
продовольственной системы, достижение уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, сопоставимых с аналогичными показателями в европейских странах;
развитие сельского хозяйства за счет освоения новых инновационных технологий, технологической модернизации и автоматизации сельскохозяйственного
производства, совершенствования системы контроля безопасности
сельскохозяйственной продукции.
Как показывает мировая практика, инновационное развитие аграрного сектора экономики - это высоко затратное развитие, требующее соответствующих инвестиций, фондов и капиталов, поскольку нельзя обеспечить инновационное развитие сельскохозяйственных предприятий без вкладывания средств в технико-технологическую модернизацию,
обновление производства, рост качества продукции и т.д. По сути, такие инвестиции не только определяют инновационный путь развития, но и непосредственно характеризуют его.
В тоже время инновационное развитие АПК невозможно реализовать, не имея для этого надлежащих условий, то есть
или
и
соответствующая инновационной совокупность технических, иных средств, информационное, консультационное,
необходима инфраструктура деятельности материальных, институциональных обеспечивающих экспертное, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности. Значит, инновационное развитие аграрного сектора экономики -сложная комплексная проблема, имеющая свою специфику и организацию. В связи с этим сельскохозяйственным предприятиям, отраслям, продуктовым комплексам, территориям невозможно в один момент стать инновационными. Для этого требуются средства, условия и время.
Методы исследования. В процессе выполнения работы применялись следующие
методы исследования: монографический, сравнения, метод системного подхода к изучению экономических явлений, аналитический, экспертных оценок.
Результаты исследования. Основной целью государственной инновационной политики Республики Беларусь является создание экономических, организационных и правовых условий для повышения инновационной активности субъектов хозяйствования, обеспечивающей
повышение конкурентоспособности
отечественной сельскохозяйственной
продукции на основе освоения научно-технических достижений.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач государственной инновационной политики в сфере агропромышленного комплекса, включая:
обеспечение правового регулирования и стимулирования инновационного развития агропромышленного производства, а также защиты интересов участников
инновационной деятельности;
оказание прямой и косвенной поддержки инновационной деятельности в сфере АПК;
определение и реализация приоритетов государственной
инновационной политики в отраслях АПК;
определение эффективных форм кооперации и формирование
организационно-экономических структур, обеспечивающих интеграцию образования, науки и производства при осуществлении инновационной деятельности;
развитие инфраструктуры
инновационной деятельности, поддержка совместных инновационных программ и проектов, особенно в рамках Евразийского экономического союза;
подготовка кадров и повышение квалификации в сфере инновационной деятельности.
Составной частью государственной инновационной политики в сфере АПК должны стать инновационные прогнозы, определяющие сценарии инновационной деятельности на перспективу. На основании таких прогнозов могут определяться стратегические приоритеты государственной (национальной) инновационной политики.
предусматривающие концентрацию
централизованной поддержки и выделяемых в прямой или косвенной формах ресурсов на создание материальных и экономических условий для развития агропромышленного потенциала страны.
Инновационные прогнозы должны разрабатываться одновременно с социально-экономическими планами и прогнозами, определять сценарии развития
инновационной деятельности в АПК республики с учетом мировых тенденций и необходимости совершенствования технико-технологической структуры аграрной экономики и повышения ее конкурентоспособности [1].
Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, подготовленный учёными Национальной академии наук Беларуси, содержит долгосрочные государственные приоритеты инновационного развития АПК с учётом глобальных вызовов и угроз, связанных со стремительными изменениями в научно-технологической сфере.
В растениеводстве планируется переход от традиционного селекционного процесса к молекулярно-генетическим и биотехнологическим методам создания принципиально новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, устойчивых к стрессовым факторам, болезням и вредителям, обеспечивающих получение продукции более высокого качества. При этом особое внимание должно быть уделено применению таких методов, как генная инженерия, создание трансгенных растений, ДНК-технологий и т.д.
Для повышения генетической продуктивности к 2030 г. будут созданы сорта сельскохозяйственных культур, обеспечивающие урожайность при условии соблюдения комплекса агротехнических требований: зерновых - около 100 ц/га, картофеля - 500, сахарной свеклы - более 800 ц/га и соответствующую продуктивность других культур. При этом каждый сорт по качественным параметрам будет
соответствовать своему целевому предназначению.
Перспективная продукта
сельскохозяйственных культур обеспечиваться, в том числе с пом применения научно обоснованной сист точного земледелия, применением наибол эффективных форм удобрений,
бактериальных препаратов, повышающих доступность растениям почвенных запасов элементов питания.
На основе научных разработок буд создана обширная группа пестицидов биологически активных веще позволяющих реализовать прин интегрированной защиты растений комплекса вредоносных факторов.
В отрасли животноводства основ внимание будет уделено использован ресурсосберегающих технологий новейших научных разработок. В части в молочном животноводстве - внедр современных технологий: бесприв содержание коров, доение их в доил зале с обеспечением компьютера процессов доения, идентифи зоотехнического и ветеринарного индивидуального кормления к приготовление и раздача кормов с пом мобильных раздатчиков-смесителей.
Внедрение современных м селекции в животноводстве на генетико-популяционных приемов методов, разработка эффек биотехнологических тест-систем, марк ДНК-технологий, определя
генетический статус и упра~ наследственностью животных устойчивости к генетическим заболев приспособленности к уел
промышленных технологий по обеспечить создание гено
конкурирующих с лучшими мир аналогами по затратам корма на е продукции, а также разработку м оценки генома пород сельскохозяйст животных с использованием м практики в данном направлении.
Для обеспечения биологи защиты в подотраслях животновод 2030 году в области ветеринарии внедрены технологии по еле направлениям:
биологически активные
синтетические и природные соединения, биорегуляторы, нуклеиновые кислоты и их компоненты, нанотехнологии для повышения устойчивости
сельскохозяйственных животных к инфекционным, паразитарным и незаразным заболеваниям;
новые лекарственные средства и биокорректоры различных заболеваний, фармацевтические субстанции, современные диагностические тест-системы, технологии их производства для обеспечения биологической безопасности страны;
идентификация и картирование генов; паспортизация, маркирование,
идентификация, селекция и создание микроорганизмов с помощью ДНК-технологий; ДНК-технологии и генно-инженерные методы в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных;
новые перспективные лекарственные средства, включая иммунобиологические, клеточные и молекулярно-биологические технологии, технологии культивирования и трансплантации клеток и тканей для повышения устойчивости
сельскохозяйственных животных,
коррекции обменных процессов.
В сфере переработки
сельскохозяйственного сырья предстоит сформировать высокотехнологичное
производство безотходного и
ресурсосберегающего типа, эффективное и конкурентоспособное на мировом рынке, способное выпускать готовые к употреблению продукты, в том числе специального функционального назначения и с высокой добавленной стоимостью.
Устойчивое развитие
агропромышленного комплекса требует создания и внедрения инновационного и наукоемкого технического обеспечения аграрного производства.
Организации технического сервиса должны стать региональными центрами трансфера инновационных технологий сельскохозяйственной направленности, оказывающими полный комплекс услуг по внедрению инноваций, включая
мероприятия по их передаче из сферы
разработки в сферу практического применения; разработку бизнес-планов и реализацию проектов по привлечению инвестиций; мониторинг рыночной конъюнктуры. Центры трансфера технологий системно объединят
разработчиков, изготовителей и
непосредственных потребителей
инновационной продукции.
Проведение модернизации
отечественного сельскохозяйственного машиностроения будет способствовать его интеграции в международную систему на основе создания совместных с передовыми зарубежными компаниями предприятий по выпуску машин и оборудования, отвечающих современным техническим требованиям.
В среднесрочной перспективе будет завершено создание сети технических (сервисных) центров, оказывающих комплексные услуги надлежащего качества, доступные но стоимости для всех категорий сельскохозяйственных организаций [2].
Обсуждение. Формирование и осуществление инновационной политики в Республике Беларусь обеспечивают республиканские органы государственного и хозяйственного управления - Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Государственный комитет по науке и технологиям.
Правительство Республики Беларусь, включая Минсельхозпрод, осуществляют реализацию инновационной политики в АПК посредством:
формирования и реализации инновационных программ и проектов, включая координацию инновационной деятельности в условиях глобальной и региональной интеграции;
государственной поддержки и стимулирования инновационной
деятельности, которые должны быть закреплены законодательством;
формирования благоприятных условий для концентрации капитала и увеличения притока инвестиций в аграрный сектор экономики;
развития инфраструктуры инновационной деятельности для ускорения перехода на интенсивные и
ресурсосберегающие технологии,
содействующие повышению окупаемости ресурсов и производительности труда;
- финансирования мероприятий по реализации инновационной политики из централизованных источников и привлеченных средств.
В тоже время в республике действует специально созданный орган
государственного управления в сфере инновационной деятельности - Комитет по науке и технологиям, который призван:
- проводить единую политику и реализовывать функции государственного регулирования в сфере инновационной деятельности;
координировать деятельность республиканских органов управления, местных исполнительных и
распорядительных органов,
осуществляющих инновационную
деятельность;
- готовить и вносить предложения в Правительство о приоритетных направлениях инновационной деятельности и мерах по их государственной поддержке, перечню государственных инновационных программ (проектов) и лимитам средств на финансирование инновационной деятельности:
- проводить государственную научно-техническую экспертизу инновационных проектов и заданий и утверждать их для последующего финансирования.
Следует отметить, что за последние годы ряд белорусских предприятий произвели достаточно крупные вложения в зарубежные инфраструктурные проекты, которые локализованы в странах СНГ и Латинской Америки. Однако, участие белорусского бизнеса может быть более эффективным в высокотехнологических секторах, главным полем деятельности которых могут быть как страны Западной Европы, так и ряд стран Азии. Значительные резервы для развития высокотехнологичных наукоемких секторов экономики существуют в рамках ЕАЭС в связи с необходимостью обеспечить разработку и трансфер инновационных технологий (особенно нано-,
био-, ГГ-технологий), соответств шестому технологическому укладу.
Как показали исследов ключевыми направлениями развития углубления интеграции
агропромышленной сфере в условиях Е являются:
- формирование общего аграрн рынка, включая создание специализиро ных продуктовых рынков, применение ных требований контроля безопасности качества продукции;
- развитие отраслевой специализа и кооперации;
- создание интеграционных структур производства и сбыта продукции;
- согласованность мер и механизмов в области развития экспортного потенциала;
- сближение национальных систем финансово-экономического регулирования в АПК (государственная поддержка, ценообразование, налогообложение, кредитование и
др-);
- активизация совместной научной и инвестиционной деятельности.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сложились необходимые организационн экономические основы для осуществлен!« инновационной деятельности в сфере АПК. В тоже время в рамках Евразийской интеграции институты инновационно развития агропромышленного комплек сформированы недостаточно. Поэто становится крайне важным в среднесрочн перспективе развернуть в сторо инновационной сферы потоки финансов ресурсов, что, учитывая её высоко рисков характер, является весьма сложной задаче Углубление интеграции и создание един межгосударственного пространст
объединяющего возможности национальн инновационных систем, несомненно, буд способствовать эффективно
использованию научно-технологичес разработок и изобретений в сфере А повышению конкурентоспособно
аграрного сектора экономики государс членов ЕАЭС и, как следствие, укреплен экономического потенциала Союза.
Литература:
[1] Гусаков В.Г. Задачи и решения инновационного развития АПК Республики Беларусь // Развитие инновационной деятельности в АПК (По материалам Международной научно-практической конференции). - М.: ФГ'НУ «Росинформагротех», 2003. - 404 с.
[2] Гусаков В.Г., Дайнеко А.Е., Дедков С.М. и др. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года. / Под ред. академика Русакова В.Г. - Мн. ИООО «Право и экономика, 2014 - 183 с.
[3] Санду И.С., Чепик Д.А. Формирование инновационной инфраструктуры в аграрном секторе экономики России: проблемы и возможности / Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы, перспективы, инновации (Заседание пятьдесят первое, г. Минск, 28-29 ноября 2017 года) / Под ред. С.Г. Стрельченко. - Мн.: Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, 2017. -434 с.
[4] Чепик Д.А., Демишкевич Г.М., Тишанский А.В. К вопросу развития научно-технического сотрудничества в сфере АПК государств-членов Евразийского экономического союза / Материалы Международной научно-практической конференции на тему: «Развитие торговли и обеспечение продовольственной безопасности в условиях монополизации каналов сбыта: задачи бизнеса и власти» - М.: 2017. - 322 с.
[5] Серков А.Ф., Маслова В.В., Чекалин B.C. и др. Устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС / Монография под ред. академика И.Г. Ушачева - М.: «Научный консультант», 2018. -320 с.
References:
[1] Gusakov V. G. TASKS AND SOLUTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BELARUS // DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN AGROINDUSTRIAL COMPLEX (ON MATERIALS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE). - MOSCOW: FGNU "ROSINFORMAGROTEKH", 2003. - 404 p.
[2] Gusakov V. G„ Dayneko A. E„ Dedkov, S. M., and others. SCIENTIFIC FORECAST OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS UP TO 2030. / UNDER THE EDITORSHIP OF ACADEMICIAN V. G. GUSAKOV - MN. IOOO " LAW AND ECONOMICS, 2014-183 p.
[3] Sandu I. S., Chepik D. A. FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE AGRARIAN SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES / THE FORMATION OF THE COMMON SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL SPACE OF THE UNION STATE: PROBLEMS, PERSPECTIVES, INNOVATION (FIFTY-FIRST SESSION, MINSK, NOVEMBER 28-29 2017) / Under the editorship of S. G. Strelchenko. -MEGANEWTON.: CENTER FOR SYSTEM ANALYSIS AND STRATEGIC STUDIES OF THE NAS OF BELARUS, 2017. - 434 p.
[4] Chepik D. A., Demeshkevich G. M., Tichansky A. V. THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / INTERNATIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE ON THE THEME: "PROMOTING TRADE AND ENSURING FOOD SECURITY IN THE CONDITIONS OF MONOPOLIZATION OF THE DISTRIBUTION CHANNELS: CHALLENGES OF BUSINESS AND GOVERNMENT" - M.: 2017. - 322 p.
[5] Serkov A. F„ Maslova V. V., Chekalin V. S. and others SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURE OF RUSSIA IN CONDI-
TIONS OF DEEPENING INTEGRATION IN THE EEU / MONOGRAPH / under the edito academician I. G. Usacheva M.: "SCIENTIFIC CONSULTANT", 2018. - 320 p.
DOI: 10.33049/11.032518.3
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
FEATURES OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS
Harebava A.R.n), Guseva A.A.h), Doschanova A.I.c)
"' Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian
Research Institute of Agricultural Economics, Ph.D.. Senior Researcher, Moscow, Russia b> Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian
Research Institute of Agricultural Economics, Senior Researcher, Moscow, Russia 1 ' Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics. Ph.D.. applicant, Moscow, Russia
Abstract: the article considers the directions of the development of innovation activities in the Republic of Kazakhstan. Special attention is paid to innovative development software. Identific the first results of the implementation of programs and projects in the region. The priorities of innovation development are formulated.
Keywords: accounting, tax accounting, non-current assets, convergence, complexity, optimization, types of income or expenditure.
УДК 63
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Харебава А.Р.а), Гусева A.A.1" Дощанова А.И.в)
"'ФГБПУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», к.эл., старший научный
сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2, Москва "'ФГБПУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», старший научный
сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва '''ФГБПУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», к.эл.. соискатель, _Хорошевское шоссе 35/2, Москва_
Аннотация: в статье рассмотрены направления развития инновационной деятельности в Республике Казахстан. Особое внимание уделено программному обеспечению инновационного развития. Определены первые результаты реализации программ и проектов в регионе. Сформулированы приоритеты инновационного развития.
_Ключевые слова: инновации, Казахстан, дорожная карта, бизнес, государство._
Инновационная ориентация Республики Казахстан начала свое развитие с конца 1990-х гг., концептуальный и стратегический подходы были сформированы к 2003 г. С этого времени курс на инновационное развитие принял последовательный характер и
деятельность государства в данном направлении становится все более всесторонней и системной.
Отличительной особенностью становления казахстанской инновационной системы является активное государственное регу-