УДК 338. 434: 001. 895 (476)
МИРОВОЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Г. И. ГАНУШ
УО «Белорусский государственный аграрно-технический университет», г. Минск, Беларусь, 220013
А. А. ГОНЧАРОВА
УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407, е-mail: [email protected].
(Поступила в редакцию 22.04.2016)
В большинстве развитых стран мира устойчивое развитие экономики АПК характеризуется переходом к инновационной модели развития, которая на основе системной интеграции научно-технической сферы отрасли с собственно агропромышленным производством обеспечивает повышение эффективности производства за счет технико-технологического и организационно-управленческого обновления деятельности в агропромышленном комплексе. Научно-технические достижения и инновации обеспечивают более 80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) этих стран. Одной из важнейших мировых тенденций развития сферы сельскохозяйственного производства является постоянная ориентация на научно-технические и организационно-управленческие новшества и процесс внедрения инноваций. Важной общегосударственной задачей является необходимость перевода белорусской экономики на инновационный путь развития. Первоочередными для решения этой задачи являются мероприятия по созданию инновационной и инвестиционной инфраструктуры. В статье приведен анализ мирового опыта финансирования научно-инновационной деятельности в агропромышленном комплексе. Систематизированы основные характерные особенности использования научных разработок в зарубежных странах, которые представлены в качестве определенных закономерностей эффективности инновационной деятельности. Определены особенности использования научных разработок в Республике Беларусь. А также разработан ряд предложений по совершенствованию инновационных процессов в Республике Беларусь.
Ключевые слова: научно-инновационная деятельность, агропромышленный комплекс, инновационная и инвестиционная инфраструктура.
In most developed countries, sustainable development of AIC economy is characterized by the transition to an innovative development model, which is based on system integration of scientific and technical sphere of agro-industrial sector with actual production and enhances production efficiency due to technical and technological, organizational and managerial renovation activities in the agricultural sector. Scientific and technical achievements and innovations provide more than 80% of growth in gross domestic product (GDP) of these countries. One of the most important global trends in the development of the sphere of agricultural production is a constant focus on scientific, technical, organizational and management innovation and innovation introduction. An important state task is the need to transfer the Belarusian economy to an innovative path of development. The priority for this task are measures for the creation of innovative and investment infrastructure. The article analyzes the world experience of financing of scientific innovation in the agricultural sector. We have systematized the main features of the use of scientific research in foreign countries, which are presented as specific patterns of innovation performance. We have determined the features of the use of scientific research in the Republic of Belarus and also developed a number ofproposals for improving the innovation processes in the Republic of Belarus.
Keywords: science and innovation, agro-industrial complex, innovation and investment infrastructure.
Введение
В 2014-2015гг. отмечен самый низкий за последнее десятилетие уровень наукоемкости ВВП - по 0,52 %, в 2010 г. - 0,7 %, в 2011 г. - 0,76 %, в 2012 и 2013 гг. - 0,67 %. За последние пять лет уровень наукоемкости ВВП был ниже порогового значения данного индикатора с позиции экономической безопасности - менее 1% ВВП. Индустриально-развитые страны на эти цели израсходуют не менее 2,5 процентов от своих ВВП [23].
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание конкурентоспособного агропромышленного производства тесно связано с развитием прикладной науки, формированием стройной системы использования инновационных разработок. Именно на этой основе большинство предприятий, внедряющих научные достижения, добиваются улучшения своих производственных и экономических показателей. Состояние инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем активности при значительном научном потенциале. Среди исследователей, занимающихся данной проблематикой можно выделить А. В. Маркова [17], С. Скочмера [24], Н. П. Хвесеню [19], И. Г. Дежина [14], П. Г.Никитенко [13], М. М. Макеенко [10], и др.
Для повышения экономической эффективности сельского хозяйства необходимо в сложившихся условиях активизировать внедрение научных достижений [4; 5; 10; 13]. Однако, основными факторами медленного внедрения научных разработок в сельское хозяйство являются: отсутствие финансовых средств в сельскохозяйственных организациях для внедрения и финансирования научных разработок; высокий риск инновационных процессов в аграрном секторе. К рискам относят финансирование научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию, а также риски, связанные с климатическими и природными условиями; недальновидность руководства АПК, а также недостаточный уровень подготовки кадрового персонала сельхозорганизаций в области инновационного менеджмента; слабая прямая связь разработчиков с потребителями научно-технической продукции; недостаточная информированность сельхозпроизводителей о достижениях науки.
Основная часть
При проведении исследований использовались различные методы: монографический, сравнительного и системного анализа, научной абстракции, индукции, дедукции и др.
Опыт развитых стран (США, Японии, Великобритании, Германии) свидетельствует о том, что наибольших успехов в хозяйственном развитии добиваются предприятия, которые являются инновационно-ориентированными. Экономическая стратегия этих государств направлена не просто на развитие высокотехнологичных производств, но и на достижение инновационной сбалансированности, оптимизацию роли и величины инновационного компонента.
Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию наукоемких технологически сложных производств и широкомасштабному проведению НИОКР, что и предполагает развитие экономики по инновационному пути [2].
Развитые страны выделяют колоссальные финансовые и человеческие ресурсы на проведение НИОКР, что позволяет им достичь высоких результатов по большинству научных позиций аграрной экономики. Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных организаций, финансируемых за счет государственных и частных источников.
В отличие от европейской и американской моделей инновационные формирования в Японии опираются на тесную кооперацию науки и производства, четкую организацию планирования и прогнозирования научных и внедренческих работ, координацию со стороны государства. Все это позволяет им повысить эффективность научных исследований. Как показывает анализ, эффективность научных исследований в Японии более чем в 6 раз выше, чем в Америке, а срок внедрения разработки сокращен до 2-4 лет [11].
Как показывают исследования, в зарубежной практике одним из основных условий эффективной системы генерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебных заведений.
Опыт Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др. показывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. Так, за рубежом по статистике, на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до уровня освоения [11, 16]. В большинстве ведущих стран мира государственная финансовая поддержка научно-инновационной деятельности носит подчеркнуто целевой характер и направлена в основном на поддержку фундаментальных исследований. Так, например, для Германии характерно распределение государственных субсидий на фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки в размере соответственно 100, 50 и 25 % от потребностей. Привлечение организациями недостающей части средств осуществляется за счет грантов. Таким образом, можно говорить о том, что наиболее приближенные к рынку исследования и разработки призваны в большей степени сами обеспечивать себя финансовыми средствами, реализуя механизмы государственно-частного партнерства. Это, в свою очередь, создает конкуренцию, а следовательно, и стимулы для развития и совершенствования научно-инновационной деятельности.
Значительную роль в финансовом стимулировании научно-инновационной деятельности играют национальные научные фонды и комитеты по науке. Как правило, данные фонды предлагают спектр программ по поддержке инновационных проектов посредством предоставления грантов и кредитов. Низкопроцентные займы получили более широкое распространение в Западной Европе. Так, например, в Финляндии Национальное технологическое агентство (TEKES) выделяет средства, покрывающие 35-60 % необходимых расходов на научно-инновационный проект. В Эстонии такой вид финансирования направлен на поддержку прикладных исследований и может покрывать от 60 до 75 % всех расходов финансируемого проекта [17].
Финансовое стимулирование научно-инновационной деятельности в последнее десятилетие выходит за национальные рамки. Европейские страны активно участвуют в программах ЕС по финансированию НИОКР. Так, например, Финляндия эффективно использует финансовые возможности Европейского союза для проведения собственных исследований, получая средства, которые превышают объемы ее целевых взносов. В качестве ключевых общеевропейских организаций, регулирующих выделение средств, выступают Европейский исследовательский совет и Европейский научный фонд [25]. Так, Европейский научный фонд является ассоциацией со среднегодовым бюджетом 9 млрд. евро, которая объединяет 79 организаций в сфере научных исследований в 30 европейских странах [13, 16]. Отдельным финансовым инструментом стимулирования НИОКР в странах ЕС стала 7-я рамочная программа, рассчитанная до 2013 г. В рамках этой программы предлагалась финансовая поддержка в форме грантов, которые могут покрыть до 75 % проектных расходов малых и средних предприятий [26].
Можно также отметить, что 7-я рамочная программа являлась косвенным стимулом налаживания международного сотрудничества и выведения белорусских научных организаций на мировой уровень, так как одним из критериев по «включению в программу» является совместное сотрудничество белорусских научных и исследовательских организаций с ведущими мировыми.
Косвенные методы стимулирования в современных условиях приобретают все большее распространение в зарубежной практике, так как требуют отложенных бюджетных затрат, по сравнению с прямым финансированием, а также создают предпосылки для развития предпринимательской инициативы в инновационной сфере.
Среди косвенных методов стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых режимов. Экономический смысл применения налоговых стимулов заключается в том, чтобы заинтересовать налогоплательщиков в развитии их деятельности в направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Применительно к стимулированию сферы науки и инноваций особые налоговые режимы в основном призваны стимулировать увеличение финансовых вложений в данную сферу со стороны негосударственных субъектов хозяйствования [26].
Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для развития научно-инновационной деятельности выступают налоговые льготы.
В зависимости от элемента структуры налога (объекта налогообложения, налоговой базы; налогового периода; налоговой ставки; порядка исчисления налога; порядка и срока уплаты налога), на изменение которого направлена льгота, выделяют: налоговые скидки и налоговые кредиты. В мировой практике понятие «налоговая скидка» (tax allowance) употребляется для обозначения суммы, подлежащей полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. В отношении процесса стимулирования налоговые скидки позволяют фирмам, инвестирующим в НИОКР, получать вычеты из их налогооблагаемого дохода в размере, фактически превышающем сами расходы на НИОКР. Понятие «налоговый кредит» (tax credit) обозначает вычеты в процентном соотношении к затратам на НИОКР из окончательных налоговых обязательств субъекта, произведшего эти затраты [27]. Впервые налоговое стимулирование в сфере науки и инноваций было применено в 1967 г. в Японии в виде налоговых кредитов национальным компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР. Во Франции, например, действует приростной налоговый кредит в размере 30 % от первых 100 млн. евро, вложенных в НИОКР [26].
Налоговые скидки действуют в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Дания и Австралия. Например, размер налоговой скидки для бельгийских компаний составляет 13,5 % [11].
В ряде стран, таких как Германия, Финляндия, Исландия и Швеция, налоговая политика не предусматривает специальных налоговых кредитов и скидок на инновационную деятельность, а стимулирование происходит за счет других налоговых механизмов. Правительство Германии разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, на полную величину расходов на НИОКР. В Швеции и Финляндии также действует специальная система вычетов расходов на НИОКР, осуществленных в частном секторе [27].
Объемы налоговых льгот приближаются к объемам прямого государственного финансирования. Так, в Японии сумма таких налоговых льгот составляет более 60 %, а в Нидерландах и Канаде - более 90 % суммы бюджетных ассигнований [27]. В отличие от прямого государственного финансирования, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство в дела субъекта и поощряют уже овеществленные действия [8].
Что касается венчурного финансирования, то этот альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получил наибольшее развитие в США. Использование венчурного капитала в американском высокотехнологическом секторе в 3 раза выше, чем в Западной Европе [9]. Наибольшее развитие в европейских странах венчурное финансирование получило в Швеции и Финляндии [24]. Основные формы финансирования эффективности внедрения научных разработок за рубежом представлены в табл. 1.
Таблица 1. Организационные формы финансирования эффективности внедрения научных разработок
в развитых странах
Основные формы Страны
Распределение государственных субсидий Германия
Предоставление налоговых льгот налоговые кредиты налоговые скидки Япония, Нидерланды, Канада Япония, Франция Великобритания, Бельгия, Дания, Австралия
Финансовое стимулирование НИОКР через национальные научные фонды и комитеты по науке Страны ЕС (Финляндия, Эстония)
Предоставление грантов, займов Западная Европа
Венчурное финансирование НИОКР США, Швейцария, Финляндия
Коммерциализация результатов разработок США, Германия, Израиль,
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что использование НИОКР в большинстве стран имеет место ряд общих признаков. В этой связи нами предпринята попытка систематизировать основные характерные особенности использования научных разработок в зарубежных странах, которые можно представить в качестве определенных закономерностей эффективности инновационной деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Закономерности и направления обеспечения эффективности управления использования научных разработок в АПК
Закономерности Содержание
Стимулирование и финансирование научно-технической деятельности в различных формах (напр. льготы, гранты, ваучера) Предоставление грантов и ваучеров на проведение НИОКР. Принятие широкомасштабных программ развития научно-технических парков и инновационных центров для освоения и производства наукоемкой продукции. Государственное стимулирование научной и научно-технической деятельности путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики. Наличие долговременной программы научно-технического развития страны, опора на крупные корпорации в реализации научно-технической политики, стимулирование прикладных исследований и разработок
Планирование использования завершенных НИОКР Система планирования по использованию законченных НИОКР складывалась из государственных плановых заданий по наиболее важным научно-техническим разработкам, а также планов использования достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в хозяйствах. Создание и освоение республиканских и региональных научно-технических и инновационных программ, реализуемых на основе фундаментальных и прикладных исследований
Коммерциализация научных разработок Создание организаций по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (трансферу технологий), в том числе при университетах, научных учреждениях
Создание венчурных организаций Осуществление финансирования из средств инновационных фондов
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в научно-технической сфере Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса
Качественная и практическая ориентация научных разработок Заинтересованность предприятий в освоении и внедрении научных разработок
Создание инновационных фондов Осуществление финансирования инновационных проектов, в том числе и венчурных
Создание и функционирование информационно-консультационных центров Расширение сферы использования информации в сельскохозяйственном производстве, что обеспечивают информационно-консультационные службы
Государственная поддержка подготовки научных кадров Кадровый потенциал науки становится одним из основных ресурсов инновационного развития экономики, а его сохранение и воспроизводство является приоритетной проблемой государственной политики в сфере науки и технологий, что выражается в различных формах финансирования научных исследований
В Республике Беларусь государство стимулирует научную и научно-техническую деятельность путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики. Так, научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % [20].
Если говорить о средних и крупных инновационных предприятиях, также научных организациях, то в качестве общей меры налогового стимулирования их деятельности может быть предложена пониженная ставка налога на прибыль организаций. С учетом того, что базовая ставка, установленная п. 1 ст. 142 Налогового кодекса Республики Беларусь, составляет 18 % [22].
Кроме того, Республика Беларусь предоставляет льготы субъектам инновационной деятельности, в оказании государственной поддержки на подготовительном или конструкторско-технологическом этапе реализации инновационных проектов в виде предоставления инновационных ваучеров и (или) грантов на безвозвратной основе [21].
Также проводится финансирование инновационной деятельности из республиканских, областных фондов путем конкурсного отбора проектов, их экспертизы.
Однако процесс внедрения современных инновационных достижений в систему управления эффективностью их использования в АПК является слабым. Это вызвано, прежде всего, недостатком собственных средств финансирования ресурсов организаций АПК, неготовностью предприятий к освоению инновационных достижений, нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием эффективной структуры управления, способствующей инновационной активности организаций, неразвитостью инновационной инфраструктуры, высоким уровнем процентной ставки коммерческого кредита.
Согласно проведенным исследованиям, нами были определены некоторые особенности использования научных разработок в Республике Беларусь, заключающиеся в следующем: оказание государственной поддержки на подготовительном или конструкторско-технологическом этапе реализации инновационных проектов в виде предоставления инновационных ваучеров и (или) грантов. Осуществляется на безвозвратной основе; стимулирование и планирование использования научных разработок при помощи программ различных уровней: ГНТП, ОНТП, РНТП, ГПНИ; коммерциализацией научных достижений занимаются: Республиканский центр трансфера технологий; Биржа интеллектуальной собственности; Национальный центр интеллектуальной собственности; финансирование инновационной деятельности осуществляют Белорусский инновационный фонд, Областные инновационные фонды, на своих условиях, а также венчурное финансирование.
Заключение
Таким образом, анализ зарубежного опыта научно-инновационной деятельности позволяет разработать ряд предложений по совершенствованию инновационных процессов в Республике Беларусь: во-первых, повышение ориентации инновационной деятельности на рыночные запросы за счет постепенного перевода научно-инновационных учреждений на систему самостоятельного поиска источников финансирования; во-вторых, обеспечение условий для развития государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере; в-третьих, адаптация нового подхода по распределению финансовых средств (в первую очередь бюджетных) в зависимости от результатов научно-инновационной деятельности; в-четвертых, применение различных схем налогового стимулирования научно-инновационных учреждений и способов повышения заинтересованности в результатах труда основных субъектов (научных сотрудников) научной и инновационной деятельности; в-пятых, создание инновационной инфраструктуры, позволяющей установить связь не только с субъектами, непосредственно осуществляющими научно-инновационную деятельность, но и субъектами, осуществляющими функции медиаторов (в частности, развитие маркетинговых и консалтинговых центров); в-шестых, создание благоприятных административных и правовых условий для формирования отечественного рынка венчурных инвестиций, а также непосредственное участие государства в венчурных фондах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева [и др.]. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
2. Калятин, В. О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций / В. О. Калятин, В. Б. Наумов, Т. С. Никифорова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1 (76). - С. 2-13.
3. Силкина, Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности / Е. В. Силкина // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». - Минск: ГУ «БелИСА», 2006.
4. Федоренко, В. Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. - 368 с.
5. Санду, И. Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России. Состояние и перспективы: монография / И. Санду, М. Веселовский. - М., 2001.
6. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб., 2009. - 448 с.
7. Инновации-фактор экономического роста / П. Г.Никитенко [и др.]; под ред. П. Г. Никитенко. - Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. - 85 с.
8. Дорох, Е. Микрокредитование: основы организации за рубежом и направления развития в Республике Беларусь / Е. Дорох, Е. Милюткина // Вест. ассоциации белорус. банков. - 2005. - № 45. - С. 11-17.
9. Гусаков, В. Г. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В. Г. Гусаков под общ. ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларус. навука, 2007. - 891 с.
10. Макеенко, М. М. Инновационная деятельность - фактор экономического роста / М. М. Макеенко // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 8. - С. 8-21.
11. Савенко, В. Освоение инноваций в ведущих странах мира и возможности использования их опыта в России / В. Савенко // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - № 3. - С. 11-13.
12. Узун, В. Я. Стимулировать инновации в сельском хозяйстве / В. Я. Узун // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 8. - С. 32-36.
13. Никитенко, П. Г. Развитие науки и инноваций - важнейшие факторы интенсификации экономического и социального развития / П. Г. Никитенко, А. В. Марков // Проблемы современной экономики. - 2005. - № 1.
14. Дежина, И. Г. Механизмы государственного финансирования науки в России / И. Г. Дежина. — М.: ИЭПП, 2006.
15. Балацкий, Е. В. Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках / Е. В. Балацкий // Экономика и общество. - 2004. - № 4. - С. 100.
16. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2014 г.: Аналитический доклад / Под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2015. - 270 с.
17. Марков А. В. Механизм стимулирования научно-исследовательской деятельности в Беларуси / А. В. Марков // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2005. - №9. - С. 31-40.
18. Россия - Беларусь: инновационная политика и интеграционное взаимодействие / Е. Б. Ленчук [и др.]. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - 268 с.
19. Хвесеня, Н. П. Инновации: антропологический и институциональный подход / Н. П. Хвесеня // Журнал институциональных исследований. - 2012. - Т.4. - №4. - С.144-151.
20. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3.
21. О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229.
22. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой Представителей 11 дек. 2009 г.: одобрен Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 марта 2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
23. Инновационная деятельность. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/.
24. Finland as a knowledge economy / ed. by C. J. Dahlman, J. Routti, P. Yla-Antilla. Washington: The World Bank, 2007.
25. Scotchmer, Suzanne. Innovation and Incentives / Suzanne Scotchmer. Cambridge: MIT Press, 2004.
26. Martino, J. P. Science funding: politics and porkbarrel / J. P. Martino. New Brunswick: Transaction Publishers, 1992.
27. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008 / OECD. Paris: OECD Publishing, 2008.