References:
I T^ach А.V., CHukin N.I.Kooperaciya i integraciya v myaso-produktovom podkomplekse v yah sankcij. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №3, : 16. s. 40-44
1 v.echitajIov A.S., Tkach A.V., Potrebitel'skaya kooperaciya v infrastrukture prodovol'stvennogo r.-ju EHkonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2016, №2, s. 76-81
ZHukov A.S., Tkach A.V., Nechitajlov A.SMarketing v sisteme potrebitel'skoj kooperacii. : -i-imental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo seklora ehkonomiki. Nauchno-- -eticheskij zhurnal. - 2016. - №4. - S. 17-21.
- Tkach A.V., Pahomchik S.A. Kooperativnoe stroitel'stvo v agrarnom sektore ehkonomiki. E • nomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №5, 2016, s. 41-45
5 R manova Т.Е., Tkach A.V. Reshenie probleiny kormoobespecheniya myasnogo skotovodstva ta -nove razvitiya kooperacii. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora thk nomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2016. - №2. - S. 55-58
- r manova Т.Е., Tkach A.V. Razvitie myasnogo skotovodstva Respubliki Tatarstan na osnove ^ -¿aniya klastera. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ¡r v nomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2016. - №3. - S. 58-61
Romanova Т.Е., Tkach A.V. Intensifikaciya myasnogo skotovodstva как faktor povysheniya sr:~ektivnosti otrasli v Rcspublike Tatarstan. Vestnik rossijskogo universiteta kooperacii. Nauchno-to reucheskij zhurnal. №2 (24), 2016, s. 56-59
t. Nechitajlov A.S., Tkach A.V., Potrebitel'skaya kooperaciya v usloviyah rynka. EHkonomika
>kohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №8, 2016, s. 61-66 ч Tkach A.V. Razvitie potrebitel'skoj kooperacii v Rossii. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i re-;:jbatyvayushchih predpriyatij, №5, 2016, s. 71-72
10 Nechitajlov A.S., Tkach A.V., ZHukova O.I. Tovarnaya sel'hozprodukciya Rossii, как r-v-rortnyj resurs dlya mezhdunarodnogo rynka. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya bx rerativnogo sektora ehkonomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2016. - №5. S. 13-19 I* CHerevko A.V., Tkach A.V. Tendencii i perspektivy razvitiya sel'skohozyajstvennoj kooperacii » ; ssii. APK: ehkonomika , upravlenie, 2017, №1, s. 42-49
!I ZHukova O.l., Tkach A.V., Nechitajlov A.S. Rasshirenie otechestvennogo rynka >:<ohozyajstvennoj produkcii, как ehksportnogo resursa Rossii. EHkonomika sel'skogo
- -. ajstva Rossii, № 1, 2017, s. 25-30
!'- ZHukov A.S., Tkach A.V., ZHukova O.I., Potrebitel'skaya kooperaciya v usloviyah г*, nomicheskogo krizisa. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №1, 2017, s. 42-47._
УДК 061.66
Трансфер инновационных технологий в АПК через систему сельскохозяйственного консультирования
Демишкевич Г.М.
ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства».
_д.э.н.. главный научный сотрудник_
Аннотация: в данной статье рассматривается деятельность сотрудников системы .е .^хохозяйственного консультирования по трансферу инновационных технологий в про-шаолство, формы, методы и направления работы Показана связь аграрной науки с ин-С" гчационно-консультационными службами.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновации, система сельскохо-з- .твенного консультирования, консультирование.
TRANSFER OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX THROUGH THE SYSTEM AGRICULTURAL COUNSELING
Demishkevich G.M.
h'GBNU FNC «All-Russian Research Institute of Agricultural Economics», Doctor of Economics, Chief Researcher
Abstract: in this article the innovative activity of employees of the information-consulting service of the agro-industrial complex, forms, methods and directions of work is considered. The connection of agrarian science with information and consulting services is shown.
Keywords innovative infrastructure, innovations, information and consulting service, consulting^_
В ближайшие годы главной целью научно-технологического развития АПК Российской Федерации будет являться обеспечение конкурентоспособности российской продукции на внешнем и внутреннем рынках прежде всего за счёт создания, распространения и применения новейших достижений науки и технологий.
В соответствии с Прогнозом научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (ПНТР АПК) [1] достижение указанной цели потребует реализации комплекса мер, связанных с развитием институциональной среды, модернизацией инфраструктуры, улучшением инвестиционного климата, а также развитием науки, инновационной деятельности и системы подготовки кадров.
Планируется развитие сети специализированных информационно-консультационных центров в субъектах Российской Федерации для информирования заинтересованных организаций, компаний и предпринимателей, а также населения о перспективах и приоритетах научно-технологического развития АПК. Необходимо обеспечить меры поддержки научно-технологического консалтинга и инжиниринга в АПК, включая обеспечение развития сети организаций, оказывающих инжиниринговые и иные научно-технологические услуги в субъектах Российской Федерации.
Целесообразно расширение функций и объемов деятельности существующих регионатьных центров сельскохозяйственного консультирования за счет их привлечения к разработке (корректировке) ПНТР АПК, а
также оказания ими услуг, связанных с реализацией ПНТР АПК профильным организациям.
Трансфер инновационных технологий в хозяйства сельских товаропроизводителей идет довольно медленно по следующим причинам:
- недостаток у сельских товаропроизводителей ресурсов для осуществления инновационных проектов;
- недостаточно информации об инновациях или она не убедительна для сельских товаропроизводителей;
-трудность доступа к информации об инновациях в связи с удаленностью нахождения сельских товаропроизводителей, отсутствием доступа к информационным ресурсам;
- неспособность селян самим разобраться в тонкостях инновационных разработок и порядке их освоения;
- недоверие к результатам опытных испытаний новшеств;
- большая загруженность товаропроизводителей производственными проблемами, в связи с чем недостаточно времени для самостоятельного освоения инноваций.
Для преодоления этих препятствий необходима активная пропаганда достижений научно-технического прогресса и передового производственного опыта, формирование структурированных баз данных об всех инновациях, доступных через Интернет; доведение информации непосредственно до сельских товаропроизводителей методами разъяснения, убеждения, через демонстрации в условиях, близких к производству.
ного и 220 районного уровня); организовано 356 демонстрационных объектов (104 региональных, 93 районных и 159 по договорам с сельскохозяйственными организациями). С участием консультационных структур внедрено 534 инновационных продукта и освоено 411 инновационных проектов с ожидаемым экономическим эффектом на общую сумму 1211 млн. руб. (в 2016 году фактически получен эффект в 624 млн. руб.), проведено 3420 тыс. обучающих мероприятий на которых присутствовало более 102 тыс. слушателей [3].
Знание особенностей агропромышленного производства, разнообразие инновационных возможностей и владение способами консультационной деятельности предполагает использование различных методов и форм передачи знаний, оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям в процессе освоения ими инноваций.
В своей работе консультанту необходимо придерживаться следующих условий:
совместно с товаропроизводителями проводить мониторинг проблем требующих решения с помощью науки;
оперативно находить альтернативные варианты инновационного решения возникших проблем и своевременно информировать товаропроизводителей о возможности применения новшеств;
стимулировать инновационную активность и участвовать в процессе освоения инноваций.
При выборе пути инновационного решения проблемы сельскохозяйственного товаропроизводителя ИКС должна выступать в роли:
источника информации об инновационных предложениях;
аналитического консультанта в выборе варианта инновационного решения проблемы;
посредника (консультанта и в определенной мере инновационного менеджера) между разработчиком (владельцем) инновационной продукции и сельскохозяйственным товаропроизводителем;
-почтительно на полях сельских товаро-езх ;13водителей[2].
По состоянию на 31 декабря 2016 г.ма в 63 регионах Российской Федерации в галной степени интенсивности функционирует и развивается институт сельскохозяйственного консультирования (рисунок 1).
Информационно-консультационные у. и сельскохозяйственным товаропроиз-ш мктелям и сельскому населению оказыва-щ; - ' 1)5 региональных и 480 районных (меж-ru. иных) организаций [3].
Региональный уровень представлен * ^дарственными. 6 коммерческими, 8 ммерческими организациями и 58 обра-» д ельными учреждениями (36 высшего «гг- ования. 20 ДГЮ, 2 колледжа). В пяти ■X нах (Костромская обл.. Рязанская обл.. А» ? екая обл.. Забайкальский край и Еврей-32.1 АО) консультационное обслуживание -.^хозяйственных товаропроизводите-сельского населения возлагается на ор-правления АПК.
Районные (межрайонные) консульта-дагеные центры оказывают информационно льтационных услуги в 34 регионах, организованы в форме структурных елений государственных (99 цен-рганизаций, органов управления АПК _ентов), муниципальных учреждений и иятий (113 центров), при фермерских ваниях (76 центров). 36 районных ров работают в форме коммерческих ШфСЛПр иятий.
В консультационных центрах на по-й (профессиональной) основе рабо-I >65 консультантов. 18465 сотрудника т консультационные услуги на ус-совмещения с основной работой, консультационной деятельностью за-- "9 специалистов. Организациями всех организационно-\ форм в 2016 г оду оказано 522 тыс. рационных услуг еельскохозяйст-товаропроизводителям и сельскому нгао; организовано 818 выставочно -.-рационных мероприятий, в т. ч. 315 поля» (74 регионального и 240 район-•ту вня) и 407 выставок (187 региональ-
структуры, способствующей освоению инновации.
Масштабная модернизации сельскохозяйственного производства возможна только при целенаправленной деятельности всех участников инновационного процесса и предполагает взаимодействие субъектов сельскохозяйственного консультирования с научными организациями, органами управления АПК всех уровней и иных инноваци-
онных структур по обеспечению реального производственного сектора возможностью влиять на процесс производства ими востребованной научно-технической продукции, доступности к информационным ресурсам и возможностью получения квалифицированной консультационной помощи при внедрении инноваций.
Субъектов РФ, развивающих с.-х. консультирование ■ Количество организаций, предоставляющих консультационные услуги
Рисунок 1. Количество субъектов Российской Федерации, развивающих сельскохозяйственное консультирование и региональных консультационных центров
Для каждого уровня системы сельскохозяйственного консультирования имеются некоторые различия в задачах, формах и методах трансферта инноваций.
Основными задачами федерального центра сельскохозяйственного консультирования является:
выявление основных направлений в модернизации технологии сельскохозяйственного производства и развития технических средств для их реализации;
организация аналитического отбора наиболее эффективной инновационной продукции, формирование БД инноваций, развитие информационного поля в системе сельскохозяйственного консультирования;
методологическое обеспечение процесса трансферта инноваций, совершенствование механизмов, форм и методов деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования [4].
Формы деятельности по выполнению задач центра федерального уровня, как пра-
. носят массовый, групповой и лишь е г да индивидуальный характер.
Основными инновационными функ-_•: ',! центров сельскохозяйственного кон-. - -фования регионапьного уровня явля-
формирование БД инновационной г.кции, имеющих регионапьное значе-к доведение информации до районных шатров и сельхозтоваропроизводителей;
разработка и доведение до районных ьаЕ"тч>в и сельхозтоваропроизводителей ре-шисчдаций по освоению инноваций с уче-- V гегиональных особенностей;
оказание помощи сельхозтоваропро-1 ж телям в освоении инноваций;
оказание маркетинговых услуг сель-ив " ьлропроизводителям по определению и •ьг» г> наиболее приемлемых вариантов чо-технологического обеспечения про-элства:
организация выставочно-
.-страционных и конгрессных меро-ш;
.частие в формировании региональ-~казов на проведение прикладных на-^сследований по проблемам повыше-о Ьективности агропромышленного эдства.
<Основными инновационными функ-районных центров сельскохозяйст-консультирования являются: мониторинг потребности сельскохо-::-:ых товаропроизводителей в реше--роблем требующих научного решения, ечнологиях, технических средствах и инновациях;
распространение среди сельскохозяй-
- ь \ товаропроизводителей информа-материалов по новым технологиям,
:ким и иным средствам научного -учения производства, предоставление 1аций по их применению; «^нсультирование и оказание содей-
- зыбору инновационного решения и '.ю инноваций.
В рамках системы сельскохозяйст-
- консультирования целесообразно во действии с научными организациями
развитие инновационно-информационного направления, основой которого должны стать внедренческие структуры на базе отраслевых НИИ. Они обеспечивают:
мониторинг научно-технических разработок, отбор наиболее своевременной и эффективной инновационной продукции для формирования банка потенциально востребованных инновационных разработок (ИР) и подготовки к изданию обзорной, прогнозно-аналитической информации;
участие в формирование заказов на научно-исследовательские разработки:
координацию внедренческой деятельности по направлениям и привлечение учёных к реализации конкретных инновационных проектов.
В настоящее время весьма актуальным является создание в рамках системы сельскохозяйственного консультирования отдельных баз данных (БД), адаптированных для практического использования сельхозтоваропроизводителями и сельскими консультантами. БД инновационной продукции создаются на основе научно-технических разработок научных организаций России и/или иных носителей инноваций. БД инноваций, рекомендованных Минсельхозом России к освоению, формирует федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, БД инноваций, имеющих региональное значение, формируются в региональных центрах. Консультантам, как и хозяйственникам нужна информация об инновациях имеющих перспективу внедрения в конкретном регионе, а не вообще, и в этом основное отличие от других баз данных, создающихся на основе всех НИОКР, в том числе и фундаментальных [5].
Организации, формирующие банки инновационных разработок (ИР) осуществляют сбор и хранение инновационных материалов, а также их обработку и доведение до потребителя. Комплектование ИР производится по отраслевому принципу, позволяющему скоординировать отраслевые ресурсы в одном месте и обеспечить доступность для пользователей по более простым методикам.
чем доступ к обобщённым информационным ресурсам всего АПК.
Доведение инновационных ресурсов до субъектов сельскохозяйственного консультирования должно осуществляться с соблюдением административного регламента трансферта инноваций в системе сельскохозяйственного консультирования предоставлением информации посредством Интернет и других электронных средств доставки, распространением методической и рекомендательной литературы, организацией кон-грессных и выставочно-демонстрационных мероприятий, обучением и повышением квалификации консультантов и специалистов сельскохозяйственных организаций.
В число прогрессивных методов информационного обеспечения и консультационного сопровождения входит организация выставочно демонстрационной деятельности субъектов системы сельскохозяйственного консультирования.
В ы ставо ч но-демо н етра ц и о н н ая дея -тельность в рамках системы сельскохозяйственного консультирования может быть реализована по следующим направлениям:
организация тематических разделов в федеральных и региональных выставках;
организация федеральных и региональных отраслевых и тематических выставок;
организация постоянно действующих выставок при региональных и районных центрах сельскохозяйственного консультирования;
организация временных или постоянно действующих демонстрационных площадок.
Распространенными формами выста-вочно-демонстрационной деятельности в системе сельскохозяйственного консультирования являются организация выставочных площадок, демонстрационных участков, проведение краткосрочных демонстрационных мероприятий, так называемых «Дней поля».
Изучив технические, технологические или иного плана инновационные предложения, консультант должен определить степень их пригодности для освоения в конкретном регионе (предприятии), при определенных, имеющих место реально сложившихся экономических условиях. Инновационные предложения при этом рассматриваются по ряду параметров (эффективность, пригодность применения в конкретном предприятии, регионе, доступность и сложность в освоении и т.д.).
Занимаясь инновационной деятельностью, специалисты ИКС обязаны любую из отобранных инноваций довести до реализации и место этой реализации превратить в действующий демонстрационный объект для товаропроизводителей данного района. Во-первых, такая демонстрационная структура ближе всего к потенциальным участникам реализации инноваций; во-вторых, она для них местная, а значит - своя. Если поступать подобным образом, то роль ИКС в системе освоения инноваций значительно возрастет. Изменится отношение пользователей службы к внедрению инноваций. Товаропроизводители, которые являются наиболее активными, а точнее прогрессивными в этом плане, будут заниматься изучением инновационных программ и ресурсов, следовательно, процесс освоения инноваций необходимо начинать с их хозяйств, а другие товаропроизводители будут учиться у них, перенимая накопленный коллегами опыт [6].
Совокупность определенных методов и форм сельскохозяйственного консультирования представляет собой комплексный процесс, состоящий из последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. При этом на различных его этапах степень влияния на объект консультирования может быть различной. Применение различных форм и методов передачи научных знаний можно представить в виде общей схемы (рисунок 2).
**
о н
О)
> нок 2. Модель применения различных форм и методов передачи научных знаний на различных этапах внедренческой деятельности
Процесс выбора инновационного ре- дится инновационное решение, наиболее со-ят = для наглядности можно представить в ответствующее требованию заказчика, лг пирамиды, на вершине которой нахо-
Научно-технические разработки и инновации Рисунок 3. Процесс выбора инновационною решения
В середине пирамиды могут находиться инновационные предложения в определенной степени пригодные, модернизирующие или даже улучшающие производство, но не способные существенно изменить его.
Основание пирамиды занимают большое число вариантов, имеющих некоторое общее отношение к решению проблемы заказчика и даже несущих определенное инновационное начало, но, как правило, имеющих лишь информационно-познавательную ценность [7]. Только хорошо подготовленный консультант поможет разобраться, обобщить информацию и найти единственно правильное, удовлетворяющее заказчика и обеспечивающее эффективное
обновление производства или производственного цикла решение (рисунок 3).
Консультант, специализирующийся на внедренческой деятельности должен быть хорошо информированным специалистом в конкретной области производства, психологом умеющим убеждать, отчасти педагогом способным донести знания до руководителей и производственных специалистов и владеть формами и методами информационной и консультационной, в том числе внедренческой деятельности.
Роль информационно-
консультационной службы заключается в выявлении явного и неявного спроса всех хозяйств региона, проблем, требующих решения, определения их приоритетности с позиций актуальности осуществления, формирования обратной связи с аграрной наукой.
Литература:
1. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный приказом Минсельхоза России от 12 января 2017 г. № 3.
2. Демишкевич Г.М., Петров A.A. Формирование института сельскохозяйственного консультирования как приоритетное направление развития инновационной инфраструктуры АПК/ Агропродовольственная политика России. 2012. № 4. С. 42-45.
3. Отчет rio мониторингу предоставления консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2016 году/ФГБОУ «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса». 2017./электронный ресурс http://mcx-consult.ru.
4. Демишкевич Г.М. Методические рекомендации по организации информационно-консультационных центров АПК и совершенствованию их деятельности. -М.: ФГУ РЦСК, 2008,- 124 с.
5. Демишкевич Г.М. Организация комплексного консультационного обслуживания сельскохозяйственных предприятий. -М: ФГНУ «Росинформагротех». 2007. -64 с.
6. Нечаев В.И., Санду И.С., Демишкевич Г.М., Полутина Т.Н., Земляных Е.И.Организация консультационной деятельности в АПК - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2014. 320 с.
7. Теоретико-методологические аспекты формирования института сельскохозяйственного консультирования/Санду И.С., Демишкевич Г.М., Прокопьев Г.С., Большакова В.В., Бонда-ренко Т.Г., Боташева Л.Х., Рыженкова Н.Е., Харебава А.Р., Чепик Д.А. и др.. М.:Угрещская типография,-2012. -131с
References:
1. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdennyj prikazom Minsel'hoza Rossii ot 12 yan-varya 2017 g.№3.
2. Demishkevich G.M., Petrov A.A. Formirovanie instituta sel'skohozyajstvennogo kon-sul'tirovaniya kak prioritetnoe napravlenie razvitiya innovacionnoj infrastruktury АРК/ Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2012. № 4. S. 42-45.
:chet ро monitoringu predostavleniya konsul'tacionnoj pomoshchi sel'skohozyajstven-nym l -iroproizvoditelyam i sel'skomu naseleniyu v Rossijskoj Federacii v 2016 go-du/FGBOU
• Federal'nyj centr sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya i perepodgotovki kadrov щг promyshlennogo kompleksa». 2017./ehlektronnyj resurs http://mcx-consult.ru.
- Demishkevich G.M. Metodicheskie rekomendacii po organizacii informacionno-i -^al'tacionnyh centrov APK i sovershenstvovaniyu ih deyatel'nosti. -M.: FGU RCSK, 2008. -124 s. «
Demishkevich G.M. Organizaciya kompleksnogo konsul'tacionnogo obsluzhivaniya sel'sko-fr. r.ajstvennyh predpriyatij. -M: FGNU «Rosinformagrotekh», 2007. - 64 s.
* Nechaev V.I., Sandu I.S., Demishkevich G.M., Polutina T.N., Zemlyanyh E.l.Organizaciya ¿с-> al'tacionnoj deyatel'nosti v APK - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'«, 2014. - 320 s.
"Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya instituta sel'skohozyajstvennogo t --jl'tirovaniya/Sandu I.S.. Demishkevich G.M.. Prokop'ev G.S., Bol'shakova V.V., Bonda-renko
. Botasheva L.H., Ryzhenkova N.E., Harebava A.R., CHepik D.A. i dr.. - M.:Ugreshchskaya zjografiya,-2012. -131 s_
Y ДК 339.5
Инновационное развитие АПК в условиях интеграции Казахстана в ЕАЭС
Дощанова А.И.
ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства»,
L_к.э.н., докторант_
Аннотация: в данной статье рассматривается инновационное развитие АПК Казах----•ia в условиях интеграции в ЕАЭС. являющийся одной из его стратегических отраслей. < •"означены основные направления сотрудничества стран в рамках ЕАЭС в сфере АПК, ин-с рационного развития. Также рассмотрена необходимость повышения конкурентоспособ-t сти АПК Казахстана через инновационное развитие научной инфраструктуры и повыше-i :е роли государственного регулирования аграрного сектора. Показаны перспективные на-f г явления межгосударственного взаимодействия.
Ключевые слова: экономическое развитие, агропромышленный комплекс, инновацией :ая инфраструктура. Евразийский экономический союз, конкурентоспособность продук-
^У.И
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS IN THE CONTEXT OF KAZAKHSTAN'S INTEGRATION INTO THE UNIFIED ENERGY SYSTEM
Doschanova A.I.
FGBNU FNC «All-Russian Research Institute of Agricultural Economics»,
_Ph.D., doctoral candidate_
Abstract: this article describes an innovative development of AIC of Kazakhstan in condi-t ns of integration in Eurasian economic Union, which is one of its strategic industries. The basic : rections of cooperation within the EAEU in the field of agriculture, innovative development. Also ; -cussed the need to improve the competitiveness of agriculture in Kazakhstan through innovative --selopment of scientific infrastructure and enhancing the role of state regulation of the agricultural sector. Perspective directions of interstate interaction are shown.
Keywords: economic development, agro-industrial complex, innovative infrastructure, Eur--:an economic union, the competitiveness of products._
За годы становления независимости развития, на наш взгляд,завися! в основном
-еспублика Казахстан достигла значитель- от технического и технологического пере-
-ых успехов в области экономических пре- вооружения, которые напрямую обуславли-
"разований. Однако темпы экономического ваются инновационным фактором. Нацио-