Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВА / МОДЕЛИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыженкова Н.Е., Боташева Л.Х., Харебава А.Р.

В статье показаны механизмы, с помощью которых осуществляется регу- лирование хозяйственного развития, рассмотрено государственно-частное партнерство как один из важнейших институтов развития, представлены модели, использующиеся в реализа- ции целевых отраслевых программ, выделены условия, необходимые для формирования го- сударственно-частного партнерства, препятствия к их созданию, а также основные меро- приятия государства в рамках государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

Applied Economic Researches 5 (9), Published by Scientific Adviser, 2015

Forming of the mechanism public-private partnership in aie: methodical approaches

Ryzhcnkova N.E.\ Botasheva L.H.b, Kharebava A.Rab

"FGBNU Russian Federal Research Institute of agricultural economics, head of Sector, Ph.D., associate professor, ''FGOBU VPO «Financial University under the Government of the Russian Federation", associate professor of "Analysis of risks and economic security", leading researcher at the Department of economic problems of scientific and

technical development of A1C FGBNU VNIIESKH. akFGBNU Russian Federal Research Institute of agricultural economics,Ph.D.

Abstract: the article describes mechanism by which the regulation of the economic development, considered by public-private partnerships as one of the major institutions for development, presented with models used in the implementing targeted sector programs, arc highlighted the conditions necessary for the formation of public-privatc partnership, the obstacles to their creation and basic measures of the state in the framework of public-private partnership.

Keywords: agribusiness public-privatc partnerships, the activities of the state, the model and the conditions of of formation of public-private partnership.

Прикладные экономические исследования №5 (9), Издательство «Научный консультант», 2015

Формирование механизма государственно-частного партнерства в апк:

методические подходы

Рыженкова Н.Е.,а Боташева Л.Х.,'1 Харсбава А.Р.а Ь

"ФГБПУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, заведующий сектором, к.эл., доцент

''ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», ведущий научный сотрудник отдела экономический проблем научно-технического развития АПК ФГБПУ ВПИИЭСХ

" ''ФГБПУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, старший

научный сотрудник, к.э.н.

Аннотации: в статье показаны механизмы, с помощью которых осуществляется регулирование хозяйственного развития, рассмотрено государственно-частное партнерство как один из важнейших институтов развития, представлены модели, использующиеся в реализации целевых отраслевых программ, выделены условия, необходимые для формирования государственно-частного партнерства, препятствия к их созданию, а также основные мероприятия государства в рамках государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: агробизнес, государственно-частное партнерство, мероприятия государства, модели и условия формирования государственно-частного партнерства.

В настоящее время наиболее важным представляется решение проблем развития агробизнеса в связи с изменением аграрных отношений, что произошло вследствие поиска путей самостоятельного вхождения в рыночные и отношения, смены форм собственности, разрыва большинства хозяйственных связей, появления новых организационно-

хозяйственных форм предпринимательской деятельности, их реорганизации, усиления тенденций к независимости регионов. Становление системы агробизнеса в целях роста экономики России предполагает усиление целенаправленной деятельности государства как в сфере создания се институциональных основ, так и в каждом из се структурно-

Прикладные экономические исследования. №5 (9), 2015

функциональных элементов. При этом акценты аграрной политики должны быть перенесены на уровень региона, поскольку именно в территориальных системах агробизнеса проявляется позитивное действие факторов роста, условий стабилизации процессов в социальной сфсрс региона и др.

Механизм взаимодействия государства и агробизнеса представляет собой систему, элементами которой являются субъекты (государство и бизнес), которые при посредстве различных форм партнерства, использовании методов (прогнозирование, стратегическое планирование, программирование, квотирование, инвестирование, кредитование, страхование, тарифно-таможенное регулирование) и финансовых инструментов (цены. налоги, банковские проценты, курсы валют) воздействуют на развитие отраслей, способствуют наращиванию конкурентоспособной продукции и ее продвижению на национальные и мировые рынки.

Регулирование хозяйственного развития осуществляется с помощью трех основных механизмов: рыночной конкуренции, корпоративного управления и государственного регулирования. Каждый из этих механизмов формируется самостоятельно под влиянием многих факторов. При этом предприниматели организуют свой бизнес (формируют свою стратегию, постоянно корректируя тактические действия) под влиянием рыночной конъюнктуры, методов и инструментов правового, экономического и административного государственного регулирования.

Государство устанавливает нормы и правила, выбирает инструменты для регулирования аграрного сектора экономики таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции по обеспечению продовольственной безопасности в стране. При этом выбор форм, методов и инструментов регулирования осуществляется с целью создания условий для развития отечественного производителя, а также обеспечения его защиты от негативного воздействия факторов внешней среды в условиях глобализации экономики. При переходе к программно-целевому методу управления и развитию индикативного планирования государственное регулирование предпринимательской деятельности по-

степенно трансформируется в государственно-частное партнерство. Органы власти привлекают бизнес для разработки нормативно-правовых актов, стратегических планов развития отраслей и для мониторинга по их реализации.

Государственно- частное партнерство становится одним из важнейших институгов развития. Идея вклада бизнеса в устойчивое экономическое, экологическое и социальное развитие как необходимого элемента цивилизованного ведения бизнеса активно поддерживается бизнес-сообществом и государственными структурами. Крупные агрохол-динги, сельхозорганизации и небольшие фермерские хозяйства составляют договоры социального партнерства с местной властью и участвуют в ремонте сельских дорог, благоустройстве территорий на условиях самообложения. Ассоциации фермерских хозяйств решают проблемы по увеличению выделяемых субсидируемых кредитов для проведения модернизации. В то же время фермеры решают проблемы совместного использования высокопроизводительной техники (через систему потребительских кооперативов) и повышения плодородия земли посредством использования рекомендуемых севооборотов и увеличения уровня внесения удобрений (через отраслевые союзы).

В условиях развития государственно-частного партнерства проблема согласования интересов участников партнерства становится все более актуальной и выходит на качественно высокий уровень, требующий практического использования знаний, связанных с причинами возникновения экономических интересов и их воздействием на общественное производство в реальной хозяйственной деятельности с целью повышения ее эффективности. В связи с этим возникает необходимость измерения согласованности экономических интересов, их влияния на процессы, происходящие в хозяйственной системе.

Сложившиеся и зарождающиеся новые формы и модели государственно-частного партнерства достаточно многообразны. Государствснно-частнос партнерство в аграрном секторе экономики на современном этапе се развития осуществляется путем: разработки и реализации целевых отраслевых программ, обеспечивающих эффектив-

нос использование имеющегося ресурсного потенциала на отдельных территориях с учетом интересов сельхозпроизводителей всех форм хозяйствования, инвесторов и населения этих территорий; разработки стратегий развития инновационно-активных территорий (включая развитие наукоградов, технопарков, технополисов, особых экономических зон); создания центров трансфера технологий; формирования и развития региональных инновационных кластеров. Все эти формы имеют свои особенности, достоинства и недостатки, и могут быть использованы (причем сразу несколько и успешно сочетаться между собой), но только после экономического обоснования и согласования интересов участников государственно-частного

партнерства.

В настоящее время можно выделить три формы государственно-частного партнерства, в основе которых различные организационные модели реализации целевых отраслевых программ.

Модель I «Государство-

сельхозпроизводитель». По этой модели на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, отдельных видов продукции. С каждым регионом заключаются соглашения на производство и поставку конкретных видов продукции в соответствие со стратегией регионального развития. Сельхозпроизводители участвуют в реализации региональных программ посредством подачи заявки и представления инновационно-инвестиционного проекта, которые отбираются на конкурсной основе. Для этого необходима соответствующая региональная нормативно-правовая база (закон об инвестициях, закон об инновационной деятельности, постановления о переходе к программно-целевому методу управления, о формировании территориально-отраслевых кластеров, о создании технопарков, о формировании региональных фондов, о создании территориально-отраслевых и продуктово-территориальных кластеров и др.).

В тех регионах, где отсутствуют стратегии и программы развития муниципальных районов, в реализации региональной программы зачастую участвуют

сельхозпроизводители, не имеющие условий для развития и не имеющие поддержки от органов муниципальной власти, что тормозит реализацию инвестиционного проекта. В результате, несмотря на проводимую модернизацию отраслей, растут издержки на производимую в них продукцию, которая в целом по стране не является конкурентоспособной, за исключением мяса птицы. По этой модели органы муниципальной власти заняты реализацией только социальных программ, в хозяйственную деятельность агробизнеса они не только не вмешиваются, но и не стимулируют развитие аграрного производства, а только обобщают отчетные данные. Как правило, местные бюджеты являются дефицитными. Такая модель используется в основном в субъектах Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов.

По второй модели «Государство-агрохолдинг (интегратор-инвестор)» на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, отдельных видов продукции. С каждым регионом заключаются соглашения на производство и поставку конкретных видов продукции в соответствии со стратегией регионального развития. Крупными интеграторами-инвесторами разрабатываются инновационно-инвестиционные проекты, реестр которых ведется Минсельхозом РФ. и финансируется независимо от регионального бюджета, так как территориально они размещены в нескольких регионах.

Агрохолдинги создаются интегра-торами-инвесторами только в прибыльных отраслях, в основном при производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, а также в птицеводстве, свиноводстве. Эта модель преобладает в регионах Южного, Приволжского и Центрального федеральных округов. По второй модели эффективно развиваются лишь организации, вошедшие в агрохолдинги в качестве дочерних предприятий. Остальные предприятия региона находятся в кризисном положении.

При реализации третьей модели «Государство-саморегулируемые организации» на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, от-

Прикладные экономические исследования. ЛЬ5 (9). 2015

дельных видов продукции. Между Мин-сельхозом РФ, представляющим интересы государства, и саморегулируемыми организациями (отраслевыми союзами), представляющими интересы бизнеса, заключаются соглашения о сотрудничестве и перераспределении функций регулирования отраслью. Совместными усилиями они корректируют планы развития отрасли на основании предоставленных наукой прогнозов и разрабатывают прогнозы размещения отраслей но регионам. Минссльхо-зы регионов совместно с региональными отделениями отраслевых союзов на основании этих прогнозов разрабатывают региональные программы развития отраслей, которые являются основанием для обоснования Соглашений на производство продукции между Минссльхозом РФ и регионом.

Вмсстс с тем, как показали исследования ученых ФГБНУ «ВНИИЭСХ», в настоящее время существуют определенные недостатки, препятствующие развитию частно-государственных партнсрств в АПК. среди которых:

1. Несовершенство Российского законодательства, например, в соответствии с бюджетным законодательством России для Минфина России не существует понятия «инновационная деятельности» и другое.

2. В налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют специальные налоговые льготы для организаций, вовлеченных в инновационную деятельность и реализующих объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках.

3. Отсутствует нормативно-правовой акт, предметом регулирования которого является обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств федерального бюджета.

4. Ограничения ВТО в части размеров субсидий и субвенций на НИР, выполняемые на предконкурентной стадии. Государственная поддержка разработок на конкурсной стадии рассматривается мировым сообществом как нарушение запрета на поддержку предпринимательской деятельности.

В качестве общего вывода следует отмстить, что государственно-частное партнерство действительно является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе привлечения значительных инвестиций для модернизации имеющихся и создания новых производственных мощностей, для освоения новейших технологий, в том числе и в управлении. В качестве важнейшего направления решения проблем создания и использования государственно-частного партнерства как института модернизации экономики России можно признать разработку единой федеральной концепции развития государственно-частного партнерства, в которой правительство должно объявить о своих планах и проектах, а также об условиях их реализации и которая должна быть дополнена целым рядом более конкретных программ с детализированными мероприятиями, где будет определено разделение рисков и ответственности и определены четкие правила игры партнеров.

Литература:

1. Санду И.С., Рыжснкова Н.Е. Теоретические и методологические аспекты формирования инновационных систем / И.С. Санду, Н.Е. Рыжснкова // Прикладные экономические исследования. - 2014. - № 1 - С. 44-49.

2. И.С. Санду, Н..Е. Рыжснкова, М.Я. Веселовский/Economics aspects of innovation-oriented market economy formation/Life Science Journal.2014; 1 1 (I2):242-244] (ISSN: 1097-8135). http://www.lifescicncesite.com.

3. Санду И.С., Рыжснкова Н.Е. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК: Экономика, управление. 2012. № 2. С. 9-13.

4. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты /под. ред. И.С. Санду, В.И. Нечаева, В.Ф. Фсдоренко, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Ры-женковой. - М.: ФГБНУ «Росинформагрогех», 2013 - 216 с.

Тема номера: отраслевом лажаяшка

5. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства /Под редакцией И.Г. Ушачева, И.С. Санду. В.И. Нечаева, Г.М. Демншке-вич, Н.Е. Рыжснковой. - М.:ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014.-219 с.

References:

1. Sandu I.S., Ryizhenkova N.E. Tcoretichcskic i metodologichcskie aspektyi formirovaniya innovatsionnyih sistem / I.S. Sandu, N.E. Ryizhenkova // Prikladnyie ekonomichcskic issle-dovaniya. - 2014. - # 1 - S. 44-49.

2. I.S. Sandu, N..E. Ryizhenkova, M.Ya. Vesclovskiy/Economics aspects of innovation-oriented market economy formation/Life Science Journal.2014; 11 (12):242-244] (ISSN: 1097-8135). http://www.Iifesciencesite.com.

3. Sandu I.S., Ryizhenkova N.E. Innovatsionnoc razvitic selskogo hozyaystva do 2020 g. // APK: Ekonomika, upravlenie. 2012. # 2. S. 9-13.

4. Formirovanie innovatsionnoy sistemyi APK: organizatsionno-ekonomicheskic aspektyi /pod. red. I.S. Sandu, V.I. Ncchacva, V.F. Fedorenko, G.M. Demishkevich, N.E. Ryizhenko-voy. - M.: FGBNU «Rosinformagroteh», 2013 - 216 s.

5. Formirovanie innovatsionnoy sistemyi APK: mehanizm gosudarstvcnno-chastnogo part-nerstva /Pod rcdaktsicy I.G. Ushachcva, I.S. Sandu, V.I. Ncchacva, G.M. Demishkevich, N.E. Ryizhcnkovoy. - M.:FGBNU VNIIESH, 2014. - 219 s._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.