Научная статья на тему 'Теоретические аспекты стратегии развития АПК'

Теоретические аспекты стратегии развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИНЦИПЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПЫ СТРАТЕГИЙ / DEVELOPMENT STRATEGY / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX / PRINCIPLES / CLASSIFICATION / STRATEGY TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудой Евгений Владимирович, Афанасьев Евгений Васильевич, Силина Любовь Викторовна

Рассматриваются понятие и содержание стратегии развития агропродовольственного комплекса. Предлагаются основные принципы стратегического планирования АПК. Приведена классификация стратегий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты стратегии развития АПК»

УДК 631.145

Е.В. Рудой, Е.В. Афанасьев, Л.В. Силина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АПК

Ключевые слова: стратегия развития, агропродовольственный комплекс,

принципы, классификация, типы стратегий.

В настоящее время имеется значительное количество работ по стратегии экономического развития страны и регионов. Однако отсутствие единого взгляда на проблему стратегического развития регионального агропродовольственного комплекса (АПК), с одной стороны, и особая важность их решения — с другой, обусловили необходимость уточнить и систематизировать понятийный аппарат, раскрыть его сущность и особенности применения.

Так, в экономическом словаре, подготовленном Б. Райзбергом, Л. Лазовским, Е. Стародубцевой, экономическую стратегию рассматривают как «долговременные, наиболее принципиально, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [1].

Г. Минцбер считает, что стратегия — это непрерывный процесс, связанный не только с разработкой программы действий, но и в ее созидательном процессе практической деятельности [2]. В стремлении отразить многогранность проблем объектов стратегического развития он рассматривает целостное содержание понятия стратегии, состоящей из пяти взаимосвязанных определений (как пять П):

1) стратегия как план (программа) — это некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия, которой придерживаются в конкретной ситуации;

2) стратегия как ловкий прием — это своего рода «маневр», предпринимаемый с целью перехитрить противника или конкурента;

3) стратегия как патерн (принципы поведения, устойчивая схема) — это заранее

продуманная и выстраивающаяся по ходу развития событий некая последовательность в поведении. Этим как бы подчеркивается, что понимание стратегии лишь в качестве разработанного плана (программы) еще недостаточно — стратегии должны быть не только заранее продуманными, но и реализованными;

4) стратегия как позиция — это соотношение организации с внешней средой. Согласно такому пониманию стратегия становится опосредствующей силой между организацией и внешней средой;

5) стратегия как перспектива — это виды на будущее, обращенные внутрь организации. Она определяется укрепившимися способами восприятия мира.

Л.П. Силаева рассматривает стратегию как «ускорение темпов экономического развития региона и повышения жизненного уровня населения на основе обновления материально-технической базы, мобилизации ресурсного потенциала и повышения конкурентоспособности продукции» [3]. А. Трубилин, В. Сидоренко под экономической стратегией понимает соотношение целей и средств экономического развития в долгосрочном аспекте ее политики [4].

Из всех рассматриваемых определений следует, что стратегия развития является инструментом перехода к долгосрочной политике обустройства региона и развития инфраструктуры, обеспечивая высокоэффективное функционирование территориальной социально-экономической системы в целом. Таким образом, стратегия развития агропродовольственного комплекса региона представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи аграрной политики органов государственной власти субъекта федерации.

С переходом к экономической самостоятельности регионов возрастает объективная необходимость в долговременных разработках стратегического значения. Отечественный опыт стратегических разработок оказал влияние на западную

практику государственного регулирования, особенно в период депрессий и реструктуризации экономики.

Под стратегическим планированием понимается набор принципов, приемов, действий и решений, предпринимаемых руководством организации с целью разработки функциональной стратегии ее развития. Обоснование стратегии опирается на использование общих подходов методологии планирования. Однако стратегическому плану присущи некоторые особенности.

Основные подходы к стратегическому планированию в аграрной сфере на региональном уровне, по мнению авторов, могут быть представлены следующими концептуальными положениями:

— целью производства сельскохозяйственной продукции является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, большинство из которых не могут быть произведены без участия пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому на региональном уровне стратегию развития сельскохозяйственного производства следует разрабатывать как часть стратегии развития агропродо-вольственного комплекса;

— уровень и динамика платежеспособного спроса, емкость и структура продовольственного рынка являются внешними факторами для АПК. В методологическом аспекте такое разграничение важно для научного обоснования стратегии развития агропродовольственного комплекса, организационно-экономического механизма ее реализации, форм и методов воздействия органов государственного управления АПК на товаропроизводителей;

Основные принципы страт

— региональная стратегия агропродо-вольственного комплекса должна быть ориентирована, в первую очередь, на обеспечение продовольственной безопасности региона.

Стратегическое планирование агропро-довольственного комплекса должно базироваться на следующих основных принципах (табл. 1).

В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества, позволяющие преодолевать силы конкуренции на рынке и привлекать потребителей. При их определении важно ориентироваться на спрос потребителей по количеству и ассортименту производимой продукции. Для сохранения или корректировки преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание потребительских предпочтений. Анализ конкурентных преимуществ сельскохозяйственных организаций дает основание утверждать, что они находятся в невыгодных экономических условиях:

— значительная часть сельскохозяйственной продукции является скоропортящейся, что укорачивает сроки ее реализации, заставляет принимать условия, диктуемые рынком и организациями переработки. Кроме того, негативное влияние оказывает и эффект сезонности сельскохозяйственного производства;

— агропродуценты производят продукты питания для населения, рост цен на которые ограничен платежеспособным спросом;

Таблица 1

еского планирования АПК

Название принципа Содержание

Целенаправленность Принцип предполагает обоснование стратегических целей и приоритетов экономического развития объекта планирования (АПК региона)

Комплексность Принцип означает, что процесс формирования приоритетных функций планируемого объекта на перспективу должен быть согласован со всей совокупностью полученных прогнозных оценок и факторов его развития

Адаптивность Принцип предусматривает, что с учетом возможных изменений внешней среды должны быть разработаны мероприятия по корректировке целей и приоритетов развития, сформулированных в стратегических концепциях и программах, путем использования механизмов обратной связи и системы мониторинга

Эффективность Принцип заключается в том, что при формировании стратегического выбора социально-экономической системы необходимо добиваться, чтобы предполагаемый набор приоритетных функций обеспечивал достижение желаемого состояния планируемой системы при рациональном использовании всех видов ресурсов

— ассортимент сельскохозяйственной продукции однообразен, что обостряет конкуренцию внутри отрасли;

— освоение инноваций затрудняется убыточностью производства, отсутствием эффективной аграрной политики и протекционизма государства в отношении сельского хозяйства;

— уровень информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей все еще крайне низок.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности находятся в более выгодном положении: производят конечные продукты питания с длительным сроком хранения, являются монополистами на данной территории, имеют широкий ассортимент, а также возможности для расширения рынка сбыта продукции. Однако следует отметить, что их деятельность (прежде всего, полное использование производственных мощностей) напрямую зависит от объемов производства продукции сельского хозяйства и, следовательно, деятельности агропродуцентов. Поэтому повышение конкурентных преимуществ организаций АПК возможно только при условии их взаимосвязанного согласованного развития.

Таким образом, конкурентное преимущество обусловливает позицию организации в аграрной отрасли, а отрасли — в экономике региона. Выбор стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала региона и возможностей расширения использования его ресурсов. Именно внутренняя среда региона в АПК во многом определяет выполнимость выбранной стратегии. В условиях рыночной экономики развитие регионального АПК может осуществляться в соответствии с принятой аграрной политикой в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, снабжение населения продуктами питания по приемлемым ценам, а также конкурентоспособность отрасли в относительно длительном периоде.

На основе обобщения трудов отечественных экономистов предлагается следующая классификация стратегий развития (табл. 2).

Стратегия развития предполагает изменение параметров организации для достижения его определенного уровня в будущем. Она формируется при динамическом типе стратегического планирования и характеризуется движением субъекта хозяйствования в сторону структурных изменений. Такого вида стратегии направле-

ны на прогнозирование будущих рисков, поиск новых возможностей в достижении целей, разработку многочисленных альтернатив и выбор из них наиболее успешной. Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка, от степени и скорости развития отрасли и возможности хозяйствующего субъекта постоянно обновлять производство. Кроме того, можно выделить следующие типы стратегий.

Стратегию преимущества по издержкам (субъект хозяйствования ориентируется на широкий рынок и производит продукцию в большем количестве; при помощи массового производства он может минимизировать издержки и предлагать низкие цены).

Стратегия концентрации (субъект хозяйствования выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение).

Среди стратегий, которые относятся к динамическому типу планирования, выделяют стратегию проникновения на рынок (эффективна в том случае, когда рынок растет или еще не насыщен; субъект хозяйствования стремится расширить сбыт имеющейся продукции на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, поступательного продвижения и конкурентоспособных цен).

Стратегия разработки новой продукции (эффективна при использовании, когда субъект хозяйствования выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя; хозяйственник разрабатывает новую или модифицированную продукцию для существующих потребительских рынков).

Стратегия диверсификации производства (используется для того, чтобы субъект хозяйствования не стал слишком зависимым от одного или нескольких видов продукции; необходимо выпускать новые виды продукции, ориентированные на новые сегменты рынка).

Стратегия дифференциации (субъект хозяйствования нацеливает свою работу на большой рынок, выпуская привлекательную для многих потребителей продукцию, которая рассматривается как уникальная, в результате цена уже не играет важной роли) и др.

Что касается агропродовольственного комплекса, то исходя из классификации стратегий по способу достижения конкурентных преимуществ, избранная стратегия развития относится к глобальным стратегиям (стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого реагирования).

Таблица 2

Классификация стратегий развития

Критерий деления Виды

По уровню обеспечения продуктами питания - ввоз - вывоз - самообеспечение

По характеру развития производства - ограниченный рост - рост - сокращение - смешанная

По отношению к маркетингу - товарно-дифференцированная - целевая - оперативная

По уровню управления - корпоративная - функциональная

По уровню конкуренции - своевременное освоение нового продукта - ориентация на производство однородной продукции - ориентация на дифференциацию товаров и рынков, выявление нужд потребителей

По временному периоду - среднесрочная - долгосрочная

По циклу выживания - выживание - адаптация и стабилизация - рост

По количеству реализуемых целей - с доминирующей, главной целью - с небольшим количеством целей (две-три) - многоцелевая (больше трех)

По уровню приоритетности - с равнозначными целями - с целями, в составе которых выделены приоритетные

По реализации (осуществлению) - предусматривающие реальную реализацию - декларативные, предназначенные для общественности

По направленности - социально-экономическая - эколого-социально-экономическая

Хотя и существуют различные классификационные схемы стратегий, в основе которых лежит тот или иной критериальный признак, но все же очень сложно провести четкую грань при стратегическом процессе, к какому виду относится та или иная разрабатываемая стратегия. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо при разработке стратегии развития агро-продовольственного комплекса выделять генеральную стратегию и субстратегии, обеспечивающие реализацию подцелей для достижения генеральной цели.

Библиографический список

1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг,

Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М., 1999.

2. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. — СПб., 2004.

3. Силаева Л.П. Формирование стратегии развития аграрного сектора региона / Л.П. Силаева // Никоновские чтения. — М., 2005.

4. Трубилин А. Экономическая стратегия развития сельского хозяйства России / А. Трубилин, В. Сидоренко // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2003. — № 5. — С. 8-14.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.