УДК 338.26
роль планирования и прогнозирования
В АГРОПРОдОВОлЬОТВЕННОй
политике страны
З. Б. АлИЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: aliza69@mail.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства
В статье отмечается, что проведение грамотной и современной агропродовольственной политики государства, направленной на принятие комплекса мер по развитию отечественного агропромышленного комплекса (АПК), невозможно без использования всей совокупности экономических прогнозов, планов и программ. Рассмотрены основные теоретические категории прогнозирования и планирования. Проведен анализ формирующейся системы государственного прогнозирования и планирования.
Ключевые слова: гипотеза, прогноз, концепция, программа, план, концепция государственного планирования и прогнозирования, стратегическое планирование.
Широко обсуждаемые направления государственного регулирования развития АПК, принимаемая в соответствии с ними нормативно-правовая база, обеспечивающая поддержку отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, должны базироваться на комплексе экономических прогнозов, программ и планов. Факт утверждения Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 —2010 гг. был практически первым шагом государства к созданию прогрессивной модели функционирования агропродовольственного сектора экономики в условиях рыночной экономики за счет реализации комплекса приоритетных тактических и стратегических мер государства, оптимального распределения функций между федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти. Этот документ придал
агропродовольственной политике официальный статус, определил ее как важную составную часть социально-экономической политики государства, поскольку надежное продовольственное обеспечение населения, определяющее его физическое и духовное здоровье, относится к одной из главных приоритетных социально-экономических задач государства.
В условиях децентрализированной рыночной экономики прогнозирование будущих изменений становится неотъемлемой частью государственного регулирования агропродовольственного сектора экономики. Следовательно, без прогнозирования и планирования невозможно осуществление грамотной агропродовольственной политики.
Первичной формой прогнозирования является гипотеза—научное предсказание в предполагаемом, обобщенном виде на уровне общей экономической теории. Каждый объект, который подвергается планированию, имеет в своем развитии причинно-следственные связи функционирования и относительно выявленные сложившиеся закономерности. Гипотеза характеризует вероятное поведение исследуемых объектов и их качественные стороны. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования. Под прогнозом в настоящее время понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и (или) путях, а также сроках их достижения.
План базируется на гипотезе и прогнозе, он представляет собой постановку определенной цели
и четкое предвидение (прогнозирование) конкретных событий для объекта на строго установленный срок его функционирования. В ряде случаев может быть поставлено несколько целей и предложено несколько вариантов плана. Но главное в нем — это обоснование возможных, реальных средств достижения целей. Важнейшая черта плана как экономической категории — его высокая определенность, а после заключения договорных обязательств — его директивность. На глобальном уровне при обосновании планов разрабатываются не только гипотезы и прогнозы, но также концепции и программы.
Экономическая концепция — это способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития.
Под программой понимают комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития государства, предлагаемые пути и средства их достижения. В отличие от концепции программа представляет собой экономический документ, отражающий отдельные проблемы или комплекс проблем в виде экономических и социальных мероприятий или заданий по срокам их выполнения, подкрепленных материально-техническими и другими ресурсами, экономической оценкой. В отдельных случаях программы являются составной частью прогноза или плана, но чаще всего это самостоятельные документы, в которых выделяются приоритетные направления развития народного хозяйства, отраслей или регионов.
Взаимосвязи между приведенными ранее экономическими категориями условно изобразим следующим образом: гипотеза ^ прогноз ^ концепция ^ программа ^ план.
Исследуя вопросы по рассматриваемой проблеме, можно утверждать, что в стране еще не создана целостная система подготовки прогнозов по развитию сельскохозяйственного производства, не установлены сроки их разработки на различных уровнях планирования, а также отсутствуют единые методики прогнозирования различных показателей развития агропромышленного комплекса.
В экономической литературе планирование признается только функцией управления, что не совсем верно. Рассматривая общность, а также различия принципов и функций руководства, управления и планирования следует отметить их тесную взаимосвязь. Однако система планирования и управления действует на основе заранее заданных администрацией (общей политикой государства) целей, стратегии экономического и социального развития страны. В этом случае планирование и управление являются важнейшими функциями государства.
Система государственного прогнозирования и планирования регулируется Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 08.09.2000, в котором дано определение многих экономических категорий: «прогноз», «концепция», «программа», «индикативный план», «государственный сектор экономики». В долгосрочной перспективе определяются долговременные наиболее важные ориентиры социально-экономического развития страны. Основной документ, подготавливаемый на этот срок — Концепция социально-экономического развития Российской Федерации. Она представляет собой систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, важнейших мер, направленных на их достижение и реализацию. Концепция разрабатывается на основе долгосрочного прогноза, который является научно обоснованной, сбалансированной системой ожидаемых в будущем показателей социально-экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития страны. Вместе с концепцией и прогнозом формируют долгосрочные программы социально-экономического развития России, федеральные целевые программы и соответствующие законопроекты для их осуществления. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. была принята в августе 2008 г. (далее — Концепция). Следует отметить, что в послереформенный период в стране долгосрочные документы не утверждались.
Прогноз рассчитан на более длительный срок (до 2030 г.) и предусматривает несколько сценариев развития: от пессимистического — «инерционного» до оптимистического — «инвестиционного».
Концепция направлена на инновационный социально ориентированный тип развития (инвестиционный сценарий). В качестве целевых установок были выбраны:
— высокие социальные стандарты;
— структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
— сбалансированное территориальное развитие, выравнивание уровней развития регионов и т. д.
Многие эксперты отмечают, что реализация Концепции потребует большого количества институциональных реформ, перехода к стратегическому мышлению и перестройки модели управления таким образом, чтобы она соответствовала заданному
- 7
в Концепции сценарию экономического роста. В среднесрочной перспективе отражены приоритеты, указанные в Концепции, а также реализуются политические и экономические коррективы в виде посланий Президента РФ с учетом среднесрочных прогнозов. В этом периоде используются взаимосвязанные инструменты: среднесрочная программа социально-экономического развития, трехлетний бюджет России, целевые программы. Разумеется, экономические реалии предопределяют необходимость вносить коррективы в уже принятые документы. Так, разразившийся глобальный экономический кризис заставил Правительство РФ осуществить комплекс антикризисных мер, в том числе «выделить» федеральный бюджет из принятого ранее на 2009—2011 гг. и приступить к разработке проекта нового трехлетнего бюджета на 2010—2012 гг. В краткосрочной перспективе осуществляются годовой индикативный план социально-экономического развития страны, исходя из положений соответствующей программы и прогнозов социально-экономического развития на средне- и краткосрочную перспективу, а также все разработанные программы. Эти документы корректируются с учетом краткосрочных прогнозов, ежегодных посланий Президента РФ и макроэкономических показателей развития.
Индикативный план включает цели и задачи социально-экономического развития страны, его показатели, планируемые меры по их достижению и параметры государственного регулирования экономики.
Использование системы государственного прогнозирования и планирования подразумевает сочетание территориального и отраслевого подходов, что вызывает ряд методологических и методических трудностей. Одним из самых сложных вопросов в организации территориального прогнозирования является обеспечение методологического единства региональных и федеральных прогнозов. Региональные экономики сильно зависимы от решений, которые принимаются на федеральном уровне, а также от множества других внешних факторов и обстоятельств.
Отраслевое и территориальное планирование развития АПК объективно требует постоянного вмешательства и контроля со стороны государства.
В настоящее время в АПК отмечаются существенные изменения: повышается концентрация производства в регионах; формируются специальные зоны размещения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции с учетом природных факторов; большинство регионов стре-
8 -
мится к самообеспечению продовольствием своего АПК; появляется межрегиональная конкуренция на рынке сбыта и т. д. Таким образом, рыночные отношения требуют многовариантной разработки направлений, стратегий и структуры развития региональных агропромышленных комплексов. В идеальном, относительно законченном варианте все пропорции между сферами АПК можно прогнозировать лишь на уровне страны.
Если АПК представить как систему, то важнейшим условием ее существования, как и любой другой системы, является ее самостоятельность. Специфика АПК как объекта планирования выражается в том, что он включает несколько органически взаимосвязанных отраслей, из которых первично сельское хозяйство. Эти особенности должны быть увязаны с индикативным планированием. Наиболее вероятный сценарий анализа и прогнозирования развития АПК представлен на рис. 1.
Основной упор сделан на развитие сельского хозяйства, его зависимость от других сфер АПК, а также прогноз развития внутреннего и внешнего рынков. В ходе прогнозирования в АПК необходимо учитывать развитие внешнего и внутреннего рынков, чтобы максимально насытить последний отечественной продукцией.
При решении этой сложной проблемы следует принимать во внимание принятые и разрабатываемые государственные целевые программы для достижения наивысшего социально-экономического эффекта.
При прогнозировании развития АПК следует обратить внимание на три группы важнейших пропорций (балансов). Первая группа показывает соотношение между потребностью в аграрной продукции и производством конечной продукции, вторая — отражает пропорцию ресурсного и инвестиционного комплексов, третья — характеризует соотношения между основными сферами и отраслями АПК, а также внутри производственной, организационной и социальной структур. Все три типа пропорций могут рассматриваться на территориальном, отраслевом и межотраслевом уровнях.
При прогнозировании развития аграрного рынка используется комплекс методов [1] (см. таблицу).
Опыт планирования развития АПК на различных уровнях управления в экономически развитых странах свидетельствует, что эти расчеты многова-риантны, требуют больших объемов вычислений, вследствие чего возникла необходимость в применении экономико-математических методов, персональных компьютеров и в формировании информационно-вычислительных систем. По-
Потребности - ► Возможности
Рис. 1. Сценарий анализа и прогнозирования развития АПК
Основные методы прогнозирования развития аграрного рынка
Подходы к прогнозированию Метод, модель
Эвристический Метод средней оценки по индивидуальной оценке экспертов. Метод оптимистических, пессимистических и вероятностных мнений экспертов. Метод оптимистических, пессимистических и вероятностных мнений комиссии. Метод экономических сценариев
Экономико-математический Трендовые модели. Кривые жизненного цикла. Экономико-математические модели на основе: линейного программирования, имитационного моделирования, теории распознавания образов и др. методов
Нормативный Метод нормативных бюджетов потребления: прожиточного минимума, бюджетного достатка, рационального бюджета
Источник: [1].
этому так важна разработка единой концепции информационных моделей развития АПК на различных уровнях планирования и управления. Систему моделей целесообразно ориентировать на максимальный выход продукции высокого качества при наилучшем использовании планируемых (прогнозируемых) ресурсов.
Концепция моделирования должна базироваться на модульном принципе, т. е. экономические модели должны иметь относительную автономность в оптимизируемых производственных, организационных и социальных структурах хозяйств. Оптимизация этих структур с учетом межхозяйственных связей предполагает достижение наивысших конечных результатов и создание единого производственного комплекса.
Исследования показывают, что в целом методика единого стратегического планирования развития АПК окончательно не сформирована. Особенно слабо разработаны методологические
- 9
проблемы прогнозирования и планирования развития АПК региона, т. е. основы территориального планирования [1, с. 44].
Таким образом, определяющую роль играет разработка конструктивной региональной политики развития сельскохозяйственного производства, в полной мере отвечающей регионализации экономики и передачи субъектам Федерации ответственности за развитие хозяйствующих субъектов. В этой связи особую актуальность приобретает разработка теоретических и методических проблем стратегического планирования на уровне регионального АПК.
Под стратегическим планированием понимается набор принципов, приемов, действий и решений, предпринимаемых руководством организации в целях разработки функциональной стратегии ее развития. Обоснование стратегии основано на использовании общих подходов методологии планирования. Однако стратегическому плану присущи некоторые особенности. Основные подходы к стратегическому планированию в аграрной сфере на региональном уровне, по мнению Л. Винничек, А. Привалова, Е. Фудиной, могут быть представлены следующими положениями:
1) целью агропроизводства является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, большинство из которых не могут быть произведены без участия пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому на региональном уровне стратегию развития сельскохозяйственного производства следует разрабатывать как часть стратегии развития агропродовольственного комплекса;
2) уровень и динамика платежеспособного спроса, емкость и структура продовольственного рынка являются внешними факторами для АПК. В методологическом аспекте такое разграничение важно для научного обоснования стратегии развития агропродовольственного комплекса, организационно-экономического механизма ее реализации, форм и методов воздействия органов государственного управления АПК на товаропроизводителей;
3) региональная агропродовольственная стратегия должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение продовольственной безопасности региона [2, с. 68].
К принципам стратегического планирования относятся:
1) принцип целенаправленности, который предполагает обоснование стратегических целей и приоритетов экономического развития объекта планирования (региона);
10 -
2) принцип комплексности, который означает, что процесс формирования приоритетных функций планируемого объекта на перспективу должен быть согласован со всей совокупностью полученных прогнозных оценок и факторов его развития;
3) принцип адаптивности, который предусматривает, что с учетом возможных изменений внешней среды должны быть разработаны мероприятия по корректировке целей и приоритетов развития, сформулированных в стратегических концепциях и программах, путем использования механизмов обратной связи и системы мониторинга;
4) принцип эффективности, который заключается в том, что при формировании стратегического выбора социально-экономической системы необходимо добиваться, чтобы предполагаемый набор приоритетных функций обеспечивал достижение желаемого состояния планируемой системы при рациональном использовании всех видов ресурсов.
В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества, позволяющие преодолевать силы конкуренции на рынке и привлекать потребителей. При их определении важно ориентироваться на спрос потребителей по количеству и ассортименту производимой продукции. Для сохранения или корректировки преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходимо вести постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживать потребительские предпочтения. Анализ конкурентных преимуществ сельскохозяйственных организаций дает основание утверждать, что они находятся в невыгодных экономических условиях:
1) значительная часть агропродукции является скоропортящейся, что укорачивает сроки ее реализации, заставляет принимать условия, диктуемые рынком и организациями переработки. Кроме того, негативное влияние оказывает и эффект сезонности сельскохозяйственного производства;
2) агропродуценты производят продукты питания для населения, рост цен на которые, ограничен платежеспособным спросом;
3) ассортимент сельскохозяйственной продукции однообразен, что обостряет конкуренцию внутри отрасли;
4) освоение инноваций затрудняется убыточностью производства, отсутствием эффективной аграрной политики и протекционизма государства в отношении сельского хозяйства;
5) уровень информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей все еще крайне низок. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности находятся в более выгодном положении: производят конечные продукты питания с длительным сроком хранения, являются монополистами на данной территории, имеют широкий ассортимент, а также возможности для расширения рынка сбыта продукции. Однако следует отметить, что их деятельность (прежде всего полное использование производственных мощностей) напрямую зависит от объемов производства продукции сельского хозяйства и, следовательно, деятельности агропродуцентов. Поэтому повышение конкурентных преимуществ организаций АПК возможно только при условии их взаимосвязанного согласованного развития.
Таким образом, конкурентное преимущество обусловливает позицию организации в аграрной отрасли, а также отрасли в экономике региона. Выбор стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала региона и возможностей расширения использования его ресурсов.
В условиях рыночной экономики развитие регионального АПК может осуществляться в соответствии с принятой аграрной политикой в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, снабжение населения продуктами питания по приемлемым ценам, а также конкурентоспособность отрасли в относительно длительном периоде. На основе обобщения трудов отечественных экономистов автором предлагается классификационная модель стратегий (рис. 2). Хозяйствующие
СТРАТЕГИЯ
По уровню обеспечения продуктами питания: - стратегия ввоза; - стратегия вывоза; - стратегия самообеспечения По уроню управления: - корпоративная стратегия; - деловая стратегия; - функциональная стратегия
По уровню конкуренции: - стратегия своевременного освоения нового продукта; - стратегия ориентации на производство однородной продукции; ориентации на дифференциацию товаров и рынков, на выявление нужд потребителей; - стратегия искусственного устаревания продукции, сегментации рынка
По характеру развития производства: - стратегия ограниченного роста; - стратегия роста; - стратегия сокращения; - смешанная стратегия
По степени реализации: - ретроспективная стратегия; - текущая стратегия; - перспективная стратегия
По временному периоду: - краткосрочная стратегия; - среднесрочная стратегия; - долгосрочная стратегия
По циклу развития: - стратегия выживания; - стратегия адаптации и стабилизации; - стратегия роста
ТИПЫ СТРАТЕГИИ:
- стратегия лидерства в издержках;
- стратегия дифференциации
продукции;
- стратегия фокусирования;
- стратегия диверсификации
производства; - стратегия первопроходца
Рис. 2. Классификация стратегий региона - 11
субъекты региона, разрабатывая свою стратегию, выбирают соответствующий ее вид в зависимости от поставленных задач. При этом следует учитывать и типы стратегий (лидерство в издержках, дифференциация продукции, фокусирование, диверсификация и т. д.). Каждый из них имеет свои риски, преимущества и недостатки, которые проявляются при определенных рыночных условиях.
Разработка и реализация стратегий развития сельскохозяйственных товаропроизводителей сопряжены с высоким уровнем риска из-за неверного стратегического выбора. Они не поддаются принципиальной корректировке в силу сезонности использования ресурсов и производства продукции, высокой зависимости от почвенно-климати-ческих условий.
Государство осуществляет регулирование агропроизводства путем формирования внешних условий деятельности агропродуцентов, формирования «хозяйственного климата» — финансово-кредитных, налоговых, тарифных, экспортно-импортных инструментов, товарных интервенций и т. п.
Особую значимость приобретает процесс исследования поэтапной разработки процесса стратегии развития организации и региона в целом, который необходимо начинать с определения цели хозяйствующего субъекта. Цель организаций АПК, в силу своих особенностей, заключается в производстве и обеспечении населения продовольствием. Задача субъекта Федерации значительно шире и связана в первую очередь с удовлетворением региональных интересов.
Региональный АПК характеризуется степенью и эффективностью выполнения функциональных задач, определение которых должно являться главным предметом комплексного анализа этого сектора, а повышение его роли в экономике региона следует считать основной целью его развития. Фактически эффективность любой стратегии зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые хозяйствующий субъект, как правило, сразу не сможет. Значение АПК региона в их достижении на примере Республики Дагестан представлено на рис. 3.
Анализ внешних условий необходимо осуществлять постоянно. При таком подходе, во-первых, повышается степень контроля за изменениями во внешнем окружении, так как анализ среды осуществляется как бы параллельно с каждым этапом разработки стратегии и, во-вторых, обеспечивается соответствие методологическому принципу современного стратегического управления. Он заключается в построении стратегии от будущего
12 -
через прошлое к настоящему: прогнозирование анализ ^ мониторинг.
Таким образом, формирование стратегии развития агропродовольственного комплекса предполагает использование целостной системы методик, позволяющих не только оценить состояние регионального АПК, наметить пути его развития на перспективу, но также выбрать методы государственного регулирования, позволяющие усилить мотивационный механизм, повысить доходность, решать вопросы продовольственного обеспечения населения продукцией собственного производства. Все это позволяет учесть возможности государственной поддержки сельского хозяйства, выхода на новые рынки, учесть низкие цены на аналогичную импортную продукцию, перспективы инновационной деятельности.
На региональном уровне в первую очередь осуществляется постановка задачи по планированию и прогнозированию в АПК. Представляется возможным подразделить ее на отдельные подзадачи (модули):
— по подготовке целевых комплексных программ;
— по развитию, размещению отраслей и предприятий регионального контура;
— по оптимизации районных АПК в целях дальнейшего уточнения экономических и производственных связей в области;
— по определению основных балансов производства и потребления продукции.
Выделение таких модулей может служить базой для планирования развития важнейших продуктовых подкомплексов. В настоящее время сложилась определенная практика в прогнозировании развития продуктовых подкомплексов. Некоторые регионы планируют производство по ним и получают сравнительно хорошие результаты (по молочным продуктам, по производству сахара и т. д.). Продуктовый подкомплекс представляет собой совокупность аграрных, промышленно-тор-говых, снабженческо-сбытовых и обслуживающих предприятий, которые интегрируются на основе технических, технологических, организационных и социальных связей. Прогнозирование такой системы целесообразно осуществлять с использованием методов моделирования. В первую очередь формируется экономико-математическая модель задачи по оптимизации организационной и производственной структур продуктового подкомплекса. Она состоит из четырех блоков: сельское хозяйство; заготовка, транспортировка и хранение продукции; промышленная переработка и реализация. Каждый
Рис. 3. Роль АПК в реализации задач, стоящих перед Республикой Дагестан
из них имеет специфический и общий связующие блоки, целевую функцию.
Большое значение при прогнозировании необходимо придавать устойчивости процесса производства в каждой сельскохозяйственной организации в целях устойчивого развития сельской территории. Проблема ее достижения в определенной степени объясняется значительными колебаниями урожаев, что, в свою очередь, влияет на развитие животноводства. Все это в целом создает серьезные трудности в организации ритмичной работы других отраслей АПК, в частности, пищевой промышленности.
В то же время, учитывая, что в общих издержках сельскохозяйственного производства значительную долю составляют затраты труда, заключенные в средствах производства, сущест-
венное воздействие на его устойчивость оказывает научно-технический прогресс.
Устойчивость прогнозов зависит от их качества и условий выполнения, которые можно подразделять на внешние и внутренние. Внешние условия характеризуются факторами среды (природные и др.), снабжения материально-техническими ресурсами, рыночных условий. Внутренние — создаются под влиянием научно-технического прогресса и изменений в технике (освоение новой системы машин), технологии (применение новых сортов сельхозкультур, способов обработки почвы, защиты растений от вредителей и болезней и др.), организации труда и производства. Вероятные внешние и внутренние изменения в рыночной экономике требуют учета новой обстановки производства и оказывают воздействие на формирование
и структуру программ и планов. В связи с этим возникает проблема составления плана, позволяющего перераспределять факторы производства, т. е. необходима вариантная разработка плана. Она достижима с использованием принципа гибкости планирования. Особый интерес могут представлять границы перераспределения, в том числе обусловленные прогнозными значениями исходных технико-экономических показателей плана.
Под устойчивым развитием сельской территории, как правило, понимают стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. В настоящее время формируются основные принципы планирования устойчивого развития сельских территорий, к которым можно отнести:
1) максимальное использование природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности;
2) развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса;
3) преодоление обособленности села и расширение его связей с городом;
4) разработку государственных целевых программ по развитию сельских территорий;
5) стимулирование развития социального партнерства между государством, муниципалитетами и сельским населением;
6) экологически рациональное использование земельных и других ресурсов сельской местности;
7) экономическую и территориальную доступность социальных услуг и объектов социальной инфраструктуры для всех групп сельского населения.
В современных, быстроменяющихся социально-экономических условияхдля агропредприятий вопросы стратегического поведения хозяйствующих субъектов приобретают особое значение: конкурентоспособность и рентабельность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное изменение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен, информационные технологии и коммуникации [1, с. 45]. В связи с этим эффективная работа организаций АПК в рыночных условиях хозяйствования невозможна без правильного выбора стратегических ориентиров, позволяющих эффективно реализовать имеющийся ресурсный потенциал. Всесторонний анализ и оценка всей совокупности воздействующих факторов являются непременным условием формирования научно-обоснованной стратегии развития АПК региона и страны.
Список литературы
1. Личко К., Романюк М. Прогнозирование и планирование в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 4. С. 45.
2. Винничек Л., Привалов А., Фудина Е. Методология формирования стратегии развития регионального АПК //Экономика сельского хозяйства России, 2009. № 4. С. 68.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru