УДК 339.8 (4/9) А.А. Колесняк, Т.В. Полозова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
Статья посвящена исследованию продовольственной стратегии развитых стран мира: США, стран Европейского сообщества и Китая.
Предотвращение международного кризиса в обеспечении населения земного шара продовольствием можно избежать, если все страны будут объединять свои усилия по их примеру в следующих направлениях: государственная поддержка сельского хозяйства через полное финансовое обеспечение государственных программ; оценка деятельности АПК как основы социальной стабильности общества; приравнивание его продукции к стратегически важным ресурсам; приближение рациона питания к обоснованным нормам.
Ключевые слова: продовольственная стратегия, продовольствие, государственная поддержка, стратегические ресурсы.
A.A. Kolesnyak, T.V. Polozova THE FOOD STRATEGY OF THE WORLD DEVELOPED COUNTRIES
The research of the food strategy in the developed countries such as the USA, the countries of the European association and China is described in the article.
The preventing of the world crisis in food supply of the world population could be reached if all the countries unite their efforts in the following directions: the state support of agriculture by financing the state programs; regarding AIC as the basis for society social stability and its production as strategically important resources; by bringing the nutritive ration to the standard norms.
Key words: food strategy, food, state support, strategically important resources.
Мировая продовольственная проблема, по мнению большинства экспертов, уже при жизни нынешнего поколения может перерасти в глубокий международный кризис. Это объяснимо, если учесть значительное (в 1,5-2 раза) сокращение в ближайшие десятилетия продовольственных ресурсов в расчете на душу населения планеты, неизбежность углубления географических диспропорций их распределения, относительно долгосрочный характер нарастающих в этой области затруднений. В отдаленной перспективе человечество, несомненно, найдет пути роста продовольственных ресурсов и механизмы их рационального распределения, однако не в ближайшие десятилетия.
В этой ситуации перед правительствами стран мира возникают два вопроса: как избежать ухудшения обеспечения продовольствием жителей своей страны и мирового социально-политического взрыва из-за нехватки продовольственных ресурсов и все более неравного их распределения? Эти вопросы определяют общую ситуацию, на фоне которой странам приходится решать продовольственные проблемы. Особенности этих решений, возможности и результаты их реализации в решающей степени определяют конкретные условия отдельных стран.
Научный и практический интерес представляет продовольственная стратегия США, с которой пока не может конкурировать ни одна страна: доля США в мировом ВВП составляет почти 21% при 4,6% мирового населения [1, 46].
Формирование и реализация мировой продовольственной стратегии в последние 20 лет претерпели в этой стране значительные изменения. Одно из важнейших - внесение существенных поправок в юридическую базу развития сельского хозяйства. Три закона (1985, 1990, 1996 гг.) решали одну задачу - стабилизацию сельскохозяйственного производства на основе государственного субсидирования. И несмотря на то что сельское хозяйство обеспечивало продовольственную безопасность страны, к середине 90-х годов США взяли курс на под-
держку крупных специализированных сельскохозяйственных производств. Последние численно увеличились в 1,5 раза при сокращении числа семейных ферм на 15% [2, 48].
Вторая важная черта продовольственной стратегии США заключается в растущем участии американского государства в решении проблем сельскохозяйственного производства, которое в индустриальных странах утратило роль основы национальной экономики, но соображения продовольственной безопасности заставляют государство субсидировать аграрный сектор. В США действуют 50 государственных программ по вопросам сельского хозяйства и продовольствия. Государственные расходы на реализацию этих программ за последние 10 лет составили 545 млн долл. США [3].
При стоимости годовой сельскохозяйственной продукции в 250 млрд долл. бюджетные расходы на нужды этой отрасли составляют треть этой суммы и равноценны 410 долл. США на гектар обрабатываемой земли. Высока роль государства в обеспечении научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, на что расходуется до 14% общих годичных бюджетных ассигнований на гражданские исследования. В результате активного государственного вмешательства продовольственный вопрос перестал быть в США «социальным дестабилизатором».
Одним из важнейших элементов агропродовольственной политики США является наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе рационализации отрасли: рационального сочетания сфер производства средств производства, собственно сельского хозяйства и сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной и продовольственной продукции; рационального размещения сельскохозяйственного производства по территории страны, использования химизации, мелиорации, комплексной механизации, передовой агротехники и других факторов интенсификации; изменения формы фермерского хозяйствования через выделение из «семейных ферм» подсобных хозяйств, промежуточных ферм и крупных коммерческих агропредприятий. Последние (число которых не превышает 175 тыс., или 8% к общему числу ферм США) производят более 70% всей сельскохозяйственной продукции страны.
Такая рационализация обеспечила производство продуктов в объемах, значительно превышающих уровень продовольственной потребности: производство зерна достигло 1200 кг на душу населения; мяса всех видов - 134 кг; молока - более 270 кг; яиц - более 300 шт. на душу населения.
Важнейшим условием продовольственной стратегии США является их участие во внешнеэкономической деятельности. Экспорт продукции доведен до 53 млрд долл., США продает около 100 млн т зернофуражных продуктов, более 37 млн т масличных и более 5 млн т мясных продуктов [4]. Положительный внешнеторговый баланс (импорт 39 млрд долл. США) позволяет населению США пополнять свой рацион питания за счет продуктов, поступаемых практически из всех стран мира.
Поучительным примером создания и поддержания условий гарантированного обеспечения страны продовольствием на длительный период стал принятый в 1985 г. «Закон о продовольственной безопасности». На его основе была принята программа сохранения наиболее ценных пахотных земель, которая предусматривала вывод из производства на 10-15 лет наиболее подверженных из них эрозии, и создание резерва земель на площади 15-17 млн га [5, 76]. При наличии отличных семян, химикатов и сельхозмашин они способны сформировать урожай не ниже 80 ц/га кукурузы или 25 ц/га сои. Даже при неполной распашке резервных земель страна способна произвести дополнительно не менее 80 млн т фуражного зерна либо свыше 50 млн т соевых бобов. Таков продуманный запас прочности, в этом стратегия и продовольственной безопасности США.
В своей аграрно-продовольственной стратегии США используют такой важный фактор, как механизм Всемирной торговой организации. С его помощью они расширяют в других странах рынки собственных избыточных продуктов, увеличивают ассортимент продовольственных товаров для своего населения.
Относительно новым направлением продовольственной стратегии США стал курс на приближение рациона питания американцев к научно обоснованным нормам. Основным официальным документом по вопросам питания граждан страны стало "Руководство по питанию для американцев”. Исходя из резкой диспропорции в доходах отдельных групп населения еще в начале 60-х годов конгресс США утвердил государственные программы продовольственной помощи нуждающимся группам населения. В настоящее время в США действуют 16 таких государственных программ, на выполнение которых Министерству сельского хозяйства выделяли до 65% бюджета этого ведомства [6, 25].
Агропромышленный комплекс США занимает ключевое место в экономике страны, производя четверть валового национального продукта и обеспечивая занятость 30% ее работоспособного населения. Продукция комплекса не только удовлетворяет потребности страны в продовольствии, но и в значительных объемах вывозится на внешние рынки, увеличивая активы платежного баланса страны на 24 млрд долл.
США в год [7, 23]. АПК страны отнесен к сфере стратегических интересов государства, а его продукция к числу стратегических материалов наряду с атомным сырьем и оборонными технологиями.
Особый интерес вызывает аграрная и продовольственная политика Европейского сообщества. Различия в экономике стран-организаторов не помешали выработать им единую аграрную политику, главными вопросами которой стали: определение стратегического значения аграрного сектора, достижение самообеспечения продовольствием, стабилизация потребительского рынка, поддержание единых цен, субсидирование для этих целей создания запасов и экспорта продовольствия, формирования единого, стабильного и защищенного экономического пространства для сельскохозяйственных товаров.
Предпосылкой для разработки и проведения в рамках ЕС единой аграрной политики явилась необходимость защиты западноевропейских стран от заокеанских производителей сельскохозяйственной продукции. Правительства западноевропейских стран поддерживали цены путем крупных государственных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции. Государственное вмешательство расширялось, величина поддержки росла, аграрная политика становилась все более протекционистской. В целом бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерских семей [8, 13].
Постепенное понимание, что проблемы сельского хозяйства нельзя решить с помощью только поддержания цен, заставило правительство принять меры, способствующие концентрации сельскохозяйственного производства. В 1968 г. принят так называемый «Меморандум о реформе сельского хозяйства», который заложил основы новой сельскохозяйственной политики. Структурная перестройка была направлена на создание современно организованных производственных единиц путем предоставления особых субсидий, для получения которых производство должно было иметь 80-120 га пахотных земель или 40-60 коров, другие пороговые повышенные показатели. Такой подход вызвал резкие протесты фермеров всех стран-участниц сообщества. Практическая реализация положений меморандума стала сдерживать рост производства сельскохозяйственной продукции. В связи с этим в 80-е годы акценты структурной политики в аграрной сфере были значительно изменены, реформа базировалась на определенных ключевых принципах и приоритетных целях. В их числе:
- первоочередное развитие и структурная перестройка отстающих регионов, в которых ВВП на душу населения составляет менее 75% среднего показателя по странам сообщества за три последние года;
- содействие сельскохозяйственным регионам с низким уровнем экономического развития, высокой долей занятых и низкими доходами в сельском хозяйстве, диверсификация сельскохозяйственного производства, развитие крупных предприятий и защита окружающей среды;
- ускорение перестройки сельскохозяйственных структур в контексте реформы единой аграрной политики.
Эта работа проводится во всех странах сообщества и включает: социальную помощь фермерам; помощь в рационализации структур переработки и сбыта; улучшение сбалансирования рынка; инвестиционную помощь; повышение квалификации.
Основным уроком, который можно извлечь из опыта ЕС, является осознание, что увлечение поддержкой цен и протекционизмом не должно оттеснять на второй план более важную задачу - создание жизнеспособных структур на всех участках агропродовольственной системы. В целом продовольственная политика ЕС определяется как затрагивающая все сферы экономики, связанные с производством и распределением продуктов питания [9]. Цели этой политики - поощрение эффективных, конкурентоспособных и экологически приемлемых методов сельскохозяйственного производства; обеспечение широкого выбора продуктов питания по доступным для потребителей ценам; признание необходимости согласования интересов производителя и потребителя. Сюда же входят: безопасность продуктов питания, реализация образовательных и информационных программ по вопросам продовольствия, питания и здоровья.
В 1993 г. Совет ЕС принял комплексную директиву по гигиене питания, основные положения которой сводятся к тому, что приготовление, обработка, упаковка, хранение, транспортирование продуктов, обращение с ними и подготовка их к продаже или выставкам должны производиться в соответствии с нормами гигиены. Особое значение в продовольственной политике ЕС придается максимальному стимулированию товарного производства и связи всех инструментов этой политики именно с конечной продовольственной продукцией. Практически во всех странах ЕС правительства осуществляют широкое вмешательство на рынках сельскохозяйственной продукции и во внешней торговле. Динамизм агропродовольственной системы ЕС, ее способность к поиску, разработке и применению разнообразных технологических нововведений в производстве, переработке и распределении обеспечили изобилие и разнообразие продуктов питания по доступным ценам. Потребление продуктов питания в странах ЕС превышает рациональные потребности.
Заслуживает особого внимания продовольственная политика Китая. Располагая 7% мировых пахотных угодий, Китай разрешил проблему питания 22% мирового населения. Это стало возможным благодаря
тому, что в Китае сохранено государственное регулирование на этапе перехода к социалистической рыночной экономической системе. А обеспечение населения необходимыми продуктами питания было выдвинуто XII съездом КПК (1982 г.) в качестве основного направления хозяйственной работы.
В основе строительства «социализма со спецификой Китая» лежало реформирование сельского хозяйства как источника обеспечения населения продовольствием. И в настоящее время сельское хозяйство рассматривается как один из стратегических участков экономики, требующий организационно-хозяйственного укрепления, технического перевооружения, капитального строительства, усиления научных исследований и использования их результатов, поддержки его отраслей. На XII съезде КПК были приняты и другие решения, в частности, направленные на увеличение доходов при соответствующем материальном их наполнении.
В основу аграрной реформы в Китае были положены, по мнению [10], идеи В.И. Ленина, изложенные в его работах по вопросу продовольственного налога. Усиления были направлены в первую очередь на ликвидацию барьеров, которые сковывали развитие производительных сил: на освобождение от волюнтаризма и администрирования в управлении сельским хозяйством, на ликвидацию уравниловки в распределении фонда потребления. Принципиально начал меняться экономический механизм хозяйствования с ориентацией на развязывание творческой инициативы крестьян, их материальное стимулирование. Была признана многоукладность в развитии сельской экономики.
Предоставление крестьянину самостоятельности, соединение личной материальной заинтересованности с экономическими интересами государства дали импульс быстрому подъему экономики сельского хозяйства, более полному обеспечению перерабатывающих отраслей сырьем, переходу от натурального к товарному хозяйству. Среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства за 1979-1988 гг. составил 6,5%. Важнейшим элементом аграрной реформы стало стимулирование развития неаграрной деятельности в деревне. Были созданы условия для организации ремесленных промыслов, подсобных промышленных и перерабатывающих производств.
Главная особенность реформы китайской модели - ориентация на повышение уровня жизни населения. Повышение благосостояния стало, как предпосылкой начала коренных преобразований, так и их результатом. Китайская народная республика выбрала вариант смены экономического курса без изменения политической системы. Вопрос приватизации государственных предприятий китайское руководство ставит только в отношении недостаточно эффективных и только в последнее время, т.е. в условиях роста производства и уровня жизни населения страны.
Рассмотренные продовольственные стратегии развитых стран свидетельствуют, что стремление к продовольственной безопасности объединяет их усилия в следующих направлениях: растущее участие государства в решении проблем сельскохозяйственного производства через полное финансовое обеспечение государственных программ, поддержка крупных специализированных производств, системный научный подход в проведении аграрной политики, оценка деятельности АПК как на основы социальной стабильности общества, приравнивание его продукции к стратегическим ресурсам, приближение рациона питания к научно обоснованным нормам.
Литература
1. Писарев, В. США и стратегия устойчивого развития / В. Писарев // США: Канада. - 1998. - №2.
2. Ушачев, И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России / И.Г. Ушачев // Продовольственная безопасность России. - М., 2002.
3. Золотухин, В. Программа американской федерации фермерских бюро / В. Золотухин // США: Канада.
- 1999. - №10.
4. Горлов, С. Аграрная сфера США: состояние и перспективы развития / С. Горлов // АПК: экономика, управление. - 1999. - №9.
5. Хицков, И.Ф. О проблеме выбора оптимальных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства / И.Ф. Хицков, В.А. Тихомиров // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 1996. - №4.
6. Демьяненко, В. Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мировой опыт / В. Демьяненко // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №11.
7. Мамиконян, М.Л. Основы продовольственной безопасности США / М.Л. Мамиконян // Аграрная реформа. - 1998. - №11-12.
8. Пучков, А.Л. Аграрная политика стран европейского сообщества / А.Л. Пучков // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 1998. - №10.
9. Гутник, В. Евроленд: экономическое развитие новой группировки / В. Гутник, И. Подколзина // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №8.
10. Курбатов, В. Проблемы развития аграрного сектора КНР / В. Курбатов // Рос. экон. журн. - 1995. - №8.
УДК 339.924(571.51) С.В. Стрельникова, С.Ю. Пискорская
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР
В статье рассмотрены основные цели и мотивы объединения предприятий, определены преимущества интегрированных структур.
Ключевые слова: конкурентность, рынок, цена, интегрированная структура.
S.V. Strelnikova, S.U. Piskorskaya
COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION INTEGRATED STRUCTURES
Primary aims and motives of enterprises integration are considered in the article. The advantages of the integrated structures are determined.
Key words: competition, market, price, integrated structure.
В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации и преимущества получают лишь те регионы, у которых сильны конкурентные позиции. Конкурентоспособность региона в первую очередь зависит от эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на данной территории. В то же время производители осуществляют свою деятельность в определенных производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктурах, существующих в данном регионе. Регион из места маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.
Регион является субъектом управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом задачи. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого уровня качества жизни его населения [1].
Региональная конкуренция - явление общемировое, что находит отражение в многочисленных публикациях, посвященных региональной экономике [2].
Г.П. Беляков и другие исследователи выделяют семь основных направлений конкуренции между регионами [3]:
- привлечение инвестиционных ресурсов. Конкуренция проявляется в создании благоприятного инвестиционного климата, развитости налогового законодательства, гарантированности благоприятных условий для предпринимательства, защите собственности, в политической устойчивости и поддержке инвестиционной деятельности и т.п.;
- размещение новых предприятий, имеющих более высокие экономические показатели, выпускающих наукоемкую продукцию и вносящих вклад в бюджеты разных уровней, а главное создающих новые рабочие места с высокой заработной платой и формирующих слой высококвалифицированных работников. Надо отметить, что в задачи региона входит борьба не только за размещение новых предприятий, но и за сохранение существующих на территории региона;
- развитие региональных розничных сетей, имеющих в своей основе региональную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям логистики, и продвигающих региональный продукт. Эта сфера деятельности получила в настоящее время наибольшее развитие. В ней уже остро стоит проблема конкурентоспособности региональной системы;