-csvro—-
проблемы продовольственной безопасности
удк 338.242
Владимир Сидоренко,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Кубани, Павел Михайлушкин, доктор экономических наук, доцент, Дмитрий Баталов, кандидат экономических наук,
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
В статье, с учетом опыта обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения в Краснодарском крае, зарубежных странах, рассмотрены состояние, современные проблемы и рекомендованы приоритетные меры ускоренного решения этой проблемы, которые возможно реализовать при условии усиления роли государства в развитии аграрного сектора экономики, создания адекватной системы государственного регулирования АПК, что позволяет минимизировать зависимость страны от импорта продуктов питания. Необходимость преодоления импортозависимости вызывается двумя причинами. Во-первых, введением против России экономических санкций и, во-вторых, огромными затратами страны на импорт продовольствия, превышающими 40 млрд долл. США в год, это по существу не реализованные внутренние инвестиции в аграрный сектор экономики, поддержка иностранного, а не отечественного товаропроизводителя. В этой связи государству необходимо срочно перейти к разработке и внедрению реальных механизмов импортозамещения на рынке продовольствия с подключением к реализации этой проблемы видных ученых-аграрников, представителей аграрного бизнеса и иностранных специалистов. В Краснодарском крае разработана региональная программа реализации импортозамещения, предусматривающая разработку дорожных карт по импортозамещению конкретных видов продовольствия, формирование полюсов роста в АПК, систему критериев экономической, социальной и стратегической целесообразности импортозамещения в регионе. Важнейшим условием успешной реализации импортозамещения в Краснодарском крае является развитие сельских территорий, широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие государственно-частного партнерства и агротуризма. За счет этого может быть получен прирост производства продовольствия на 15-20%, обеспечивая дополнительно занятость населения села на 100-150 тыс. человек. Считаем необходимым проведение в России в ближайшие годы Всероссийской научно-практической конференции по развитию сельского хозяйства, принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства России», которые будут реально способствовать дальнейшему развитию сельского хозяйства, обеспечению импортозамещения продовольствия, социального развития села и, в конечном итоге, использованию огромного аграрного потенциала и занятию достойного места на мировом агропродовольственном рынке. В России необходима более совершенная аграрная политика, аккумулирующая происходящие в стране и в мире социально-экономические изменения в АПК.
38 S u m m a r y
Considering the experience of ensuring the food supply security as well as the situation with import substitution in the Krasnodar Region and foreign countries, the article examines the status and contemporary issues and provides recommendations of top-priority measures to advance the resolution of these problems, that can be implemented as long as the government plays a bigger role in the development of the agricultural sector of the economy and an appropriate system of state regulation in the agricultural business is introduced, which would allow to minimize the country's dependence on food imports. There are two major reasons to overcome the import dependence. First of all, economic sanctions against Russia were introduced. Secondly, substantial expenses on import of food products are incurred by the country, exceeding 40 billion US dollars a year, which does not allow for sufficient internal investments in the agricultural sector of the economy. Foreign producers prosper, while domestic producers do not receive relevant support. In this regard, the government should urgently start working on the development and implementation of effective mechanisms of import substitution in the foodmarket, attracting prominent scholars and scientists in the field of agriculture, as well as representatives of the agricultural business and foreign experts. There is a regional implementation program of import substitution in the Krasnodar Region, which allows for the development of road maps for specific types of food import substitution, the formation of growth poles in agribusiness, a system of criteria for economic, social and strategic feasibility of import substitution in the region. The most important condition for the successful implementation of import substitution in the Krasnodar Region is the development of rural areas, the widespread use of advanced technical equipment and new technologies in crop production and animal husbandry in the food processing industry, the development of public-private partnerships and agro-tourism. Taking all of that into account, a 15-20% increase in food production can be achieved, simultaneously creating from 100000 to 150000 new jobs in the rural area. We believe that it is important to arrange an All-Russian research and practical conference to discuss the development of agricultural business, as well as to pass the Federal Law «On the Development of Agriculture in the Russian Federation», which will effectively contribute to further development of the agricultural industry, ensuring food import substitution and social development of rural areas, and, eventually, the use of the vast agricultural potential, reaching a better place in the global agricultural food market. Russia is in need of a more advanced agricultural policy that should take into consideration the socio-economic changes in agriculture that are happening in Russia and the rest of the world.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, импортозамещение, государственная поддержка, дорожная карта, государственно-частное партнерство, стимулирование экспорта.
Keywords: food security, import substitution, government support, roadmap, public-private partnerships, export promotion.
Наиболее важная задача, которую следует решить в рамках современной стратегии развития АПК - обеспечение продовольственной безопасности страны, которая сегодня выступает одним из главных направлений повышения качества жизни населения. Продовольственная безопасность Российской Федерации - составная часть ее экономической безопасности. Ее следует рассматривать как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность [1].
Государство выступает гарантом обеспечения населения страны продовольствием, прежде всего за счет собственного производства. Эту жизненно важную функцию осуществляет агропромышленный комплекс - крупнейший сектор экономики, функционирование которого связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Поэтому аграрный сектор остается одним из важных приоритетов социально-экономического развития страны в условиях глобализации мировой экономики.
Однако Россия, обладая огромными
потенциальными возможностями в аграрном секторе, сегодня вынуждена 30% потребляемого продовольствия завозить из-за рубежа. Если на закупку продовольствия Россия в 2000 г. затратила 7,4 млрд долл. США, то в 2015 г. - более 30 млрд долл. США. Зависимость от импорта стала серьезной угрозой продовольственной независимости России, снижает ее экономическую безопасность и роль в мировой экономике [2].
Динамика уровня потребления населением страны основных продуктов питания, являющихся неотъемлемой составной
состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения в россии
частью потребительской корзины каждого российского гражданина, представлена в таблице 1.
По сравнению с экономически развитыми странами потребление продовольствия в России пока недостаточно. Так, в настоящее время уровень потребления мяса на душу населения в США и Германии составляет 100-110 кг, в России - 74, молочных продуктов в США - 280, в Германии - 443, в России - 244 кг.
Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют меры, направленные, во-первых, на обеспечение роста реальных доходов населения, повышение его жизненного уровня; во-вторых, на устойчивое развитие и функционирование агропродовольственного сектора экономики страны; в-третьих, на эффективное регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, и прежде всего их импорта, с целью защиты внутреннего продовольственного рынка [3].
Государство должно обеспечить развитие как государственного сектора аграрной
с этим очень важным моментом является оценка состояния продовольственной безопасности страны. Как свидетельствует мировой опыт, своевременная оценка уровня продовольственной безопасности позволяет определить коэффициенты продовольственной безопасности по каждому конкретному виду продовольствия и принять конкретные меры по улучшению сложившейся ситуации.
В развитых зарубежных странах применяют два варианта обеспечения продовольственной безопасности: первый - приоритетная поддержка товаропроизводителей (страны ЕС), второй - равная поддержка как своих товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (например, США) [4].
В развитых странах мира оказывается огромная, по сравнении с Россией, экономическая и финансовая поддержка сельскому хозяйству. В результате развитые страны мира увеличивают экспорт продовольствия (рисунок), обеспечивая тем самым условия для развития собственного аграрного сектора экономики, что в конеч-Таблица 1
Потребление основных продуктов питания в России (в среднем на душу населения), кг/год
Наименование продукции Научная норма потребления 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2014 г.
Мясо и
мясопродукты 89 75 55 45 55 73 78 74
Молоко и
молокопродукты 392 387 253 199 235 256 264 244
Яйца, шт. 297 297 214 229 250 211 222 260
Рыба и
рыбопродукты 25 20 9 14 13 20 21 17
Зерно 110 119 121 118 121 99 100 119
Картофель 118 106 124 118 133 67 68 112
Овощи и бахчевые
культуры 139 89 76 86 103 95 99 109
Сахар 41 15 32 35 35 41 42 40
экономики, так и аграрного бизнеса - крупного, среднего и мелкого. Ускоренное развитие малых форм хозяйствования - составная часть аграрной политики России.
О роли малых форм хозяйствования свидетельствуют следующие данные. Например, в Краснодарском крае указанные формы хозяйствования в 2015 г. произвели 94% картофеля, 74% овощей, от 38 до 40% молока, мяса от общего производства производимой продукции в крае. Хозяйства этой категории легко адаптируются к рыночной конъюнктуре и спросу, восприимчивы к новым экономическим отношениям. Важным резервом роста сельскохозяйственного производства является развитие фермерских хозяйств. Развитие фермерства в России - одно из важнейших звеньев аграрных рыночных преобразований. Сейчас в стране функционируют более 200 тыс. фермерских хозяйств, которые решают основную аграрную задачу - обеспечение продовольственной безопасности страны. Считаем, что государственная аграрная политика должна включать отдельную стратегию развития фермерства в России.
В современных условиях государство должно усилить мониторинг продовольственной безопасности страны. В связи
ном итоге способствует решению глобальной продовольственной проблемы [5].
На наш взгляд, учитывая ухудшение общего уровня состояния продовольственного обеспечения в мире, можно рекомендовать приоритетные меры для ускорения решения этой проблемы:
• проведение на государственном уровне мер, направленных на более эффективное развитие АПК;
• развитие научных исследований в аграрной сфере и внедрение их результатов в практику;
• повышение престижа и мотивации сельского труда, подготовка кадров для села;
• повышение качества продовольствия, поставляемого на мировой рынок в соответствии с мировыми стандартами;
• усиление роли международных организаций в мониторинге глобальной продовольственной безопасности;
• создание аграрных экономических зон и совместных агропредприятий;
• обеспечение физической и экономической доступности продовольствия [6].
Учитывая мировой опыт огромной поддержки сельского хозяйства, в России переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, обеспечение продо-
вольственной безопасности страны возможны при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать увеличение расходов на эти цели в государственном бюджете до 15-18% вместо 1,5% в настоящее время. Не менее важным условием обеспечения продовольственной безопасности страны должно стать введение государственного заказа на те обязательные продукты, которые составляют отечественную продовольственную независимость, по рентабельным ценам [7].
Осуществление мер в области обеспечения продовольственной безопасности требует разработки государственной стратегии по импортозамещению, как это сделали многие страны мира, что позволит минимизировать, а в конечном счете исключить зависимость страны от импорта продуктов питания. При высоком уровне господдержки АПК импортозамещение становится стимулом для ускоренного развития российского аграрного производства. Импортозамещение продовольствия - это экономическая стратегия развития государства, направленная на защиту отечественных сельхозтоваропроизводителей путем замещения импорта продовольствия продуктами национального производства. Реализация данной стратегии именно по такому сценарию сегодня, в условиях экономических санкций против России, реальна и должна стать важной частью новой аграрной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности страны.
Как свидетельствует мировой опыт, стратегия импортозамещающего аграрного производства сыграла положительную роль в развитии экономик ряда развивающихся стран, способствовала улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости населения, диверсификации отечественного аграрного производства.
К сожалению, сегодня многие проблемы разработки и реализации программы импортозамещения и стимулирования отечественных производителей в агропро-довольственной отрасли изучены недостаточно. В этой связи весьма актуальными являются исследования ученых-аграрников теорий, направлений и форм импорто-замещения в современных условиях, а также разработка и обоснование практических рекомендаций по развитию импортозаме-щения в агропромышленном комплексе с учетом оценки и применения зарубежного опыта в этом направлении [8].
Поскольку импортозамещение - вопрос непростой, то необходим комплексный подход для его решения, при этом необходимо учитывать все факторы и особенности страны. Анализ показывает, что активизация процессов импортозамещения в России способна в ближайшие 5-7 лет обеспечить рост аграрного производства на 15-20%.
Импортозамещение, которое будет осуществляться поэтапно и научно обоснованно, уже в ближайшем будущем сможет обеспечить:
• рост занятости сельского населения,
39
проблемы продовольственной безопасности
Рисунок 3. Доля стран в мировом экспорте продовольственных товаров, 2014 г.
снижение безработицы и, как следствие, повышение уровня жизни;
• повышение уровня научно-технического прогресса и образования;
• повышения спроса на товары внутреннего сельскохозяйственного производства, что повлечет за собой развитие экономики АПК, расширение производственных мощностей по переработке продукции;
• повышение конкурентоспособности АПК;
• обеспечение продовольственной безопасности России;
• сохранение валютной выручки внутри государства, что приведет к росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.
Таким образом, проблема импортозаме-40 щения продовольствия сегодня является важнейшим приоритетом национальной безопасности России [2].
Анализ приведенных в таблице 2 данных показывает, что уровень самообеспечения продуктами питания находится в определенной зависимости от импорта продовольствия, и прежде всего по таким видам продовольствия, как импорт мяса, молока и молочных продуктов, где наблюдается особенно высокая импортная зависимость. В целом в 2014 г. импорт продовольствия в стоимостном выражении составил почти 40 млрд долл. США, что свидетельствует о том, что современный уровень развития аграрного сектора экономики страны пока не в состоянии обеспечить необходимый объем потребления [5].
Мы считаем, что в настоящее время стратегия импортозамещения является важнейшей частью стратегии развития российской продовольственной системы. Решение проблемы импортозамещения следует поставить на прочную плановую основу, необходимо разработать конкретные планы импортозамещения на 20l6-2020 гг. с финансовым обеспечением успешной их реализацией на всех уровнях регулирования экономики и с широким развитием государственно-частного партнерства. В решении проблемы импорто-замещения продовольствия важную роль играет оказание государством сельскому хозяйству прямой продовольственной помощи на основе разработки дорожных карт в отдельных регионах страны. Как показал опыт такой господдержки, она дает допол-
нительный импульс для развития как непосредственно сельского хозяйства, так и перерабатывающих подсобных производств и предприятий на инновационной основе, с тем чтобы производимая сельскохозяйственная продукция и ее переработка были конкурентоспособны на мировом рынке по качеству и цене.
Таким образом, в условиях импорто-замещения должна быть усилена роль государства в направлении совершенствования политики ценообразования на продукцию отечественного производства.
При разработке программы импорто-замещения и соответствующей дорожной карты следует использовать опыт государственной поддержки и регулирования АПК, что в значительной степени решает проблему импортозамещения продовольствия и стимулирования экспорта продовольствия [10].
В Краснодарском крае администрацией совместно с учеными-аграрниками разработана региональная программа импорто-замещения продовольствия, в основу которой положена дорожная карта приоритетов развития отраслей АПК в условиях реализации политики импортозамещения [9]. Для Краснодарского края приоритетным является развитие крупных агрохолдингов, сельской потребительской кооперации, агротуризма, возрождение государственных и фирменных магазинов, где будет продаваться сельскохозяйственная продукция по ценам производителя.
Необходимо отметить и положительный опыт государственного регулирования сельского хозяйства Испании, которая за последние годы добилась значительных результатов в производстве и экспорте
продовольствия, занимая после США ведущее место в аграрном мировом бизнесе.
Ярким примером реализации нового подхода и усиления государственного регулирования сельского хозяйства является Китай, существенно повысивший свою конкурентоспособность. Сохранение значительного присутствия государства в сельской экономике в период аграрных реформ, проведенная модернизация аграрного сектора позволили резко увеличить производство на экспорт сельскохозяйственной продукции и занять лидирующие позиции на мировом аграрном рынке. Опыт Китая свидетельствует, что государство является не противником рынка, а способствует его развитию вместе с государственным сектором экономики, обеспечивая занятость огромного сельского населения страны.
Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что в современных экономических условиях от устойчивого развития аграрного сектора экономики зависит реализация проблемы импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны. Мы рассматриваем импортозамещение в качестве важной государственной стратегии развития аграрного сектора, реализация которой позволит в ближайшее время создать на территории страны новые современные производства, в том числе с участием зарубежных инвесторов.
В целях формирования отечественного продовольственного рынка, обеспечения продовольственной безопасности необходимо в ближайшее время на основе глубокого научного подхода разработать государственную программу по импорто-замещению, как это сделали многие страны мира, что позволит минимизировать, а в конечном счете исключить зависимость страны от импорта продуктов питания.
При этом необходимо использовать такие формы государственного регулирования, как составление дорожных карт по импортозамещению конкретных видов продовольствия и систему планирования аграрного сектора, предусматривающего расширение и координацию государственного частного и международного партнерства при реализации задач импор-тозамещения продовольствия в стране, отдельных регионах.
Основой планирования аграрного сектора, на наш взгляд, должны стать госзаказ и государственные закупки необходимой
Таблица 2
Доля импорта в ресурсах продовольственных товаров России в 2008-2014 гг., %
Наименование продуктов 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Говядина 61,7 61,8 64,5 59,5 59,9 59,9 57,3
Свинина 56,5 41,6 36,8 48,8 41,3 31,0 16,6
Мясо птицы 33,3 26,1 18,2 12,5 14,0 12,8 10,2
Масло животное 27,0 27,1 32,3 32,2 34,2 35,9 34,3
Сыры 41,3 41,2 47,4 46,1 47,8 48,0 37,3
Молоко и сливки сухие 30,0 37,3 60,1 40,7 48,4 60,5 49,5
Растительные масла 31,2 18,5 23,9 22,0 16,3 19,0 14,7
нам нужна еще одна победа - победа на экономическом фронте
сельскохозяйственной продукции по рентабельным, обоснованным ценам, с учетом цен мирового аграрного рынка, обеспечивающие импортозамещение продовольствия, продовольственную безопасность страны и отдельных регионов.
Хочется еще раз подчеркнуть усиление роли государства в реализации комплексной программы устойчивого развития аграрного сектора экономики, осуществление которой невозможно без совершенствования системы государственного регулирования АПК, которая должна обладать способностью адаптироваться к современным условиям, создать благоприятные условия для успешного функционирования аграрной отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны, стимулирования развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке, развития внешнеэкономической деятельности.
Эффективность системы государственного регулирования во многом зависит от функционирования органов управления АПК.
Особое внимание должно быть уделено подготовке и переподготовке кадров для села, в том числе экономических, способных обеспечить дальнейшее развитие производства, так как уровень подготовки кадров играет все большую роль в конкурентной борьбе.
Дальнейшему развитию сельского хозяйства, социальному развитию села будет способствовать принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно предусмо-
трены меры государственной поддержки сельского хозяйства, механизмы обеспечения импортозамещения продовольствия, сбыта сельхозпродукции, вопросы социального развития села, меры по совершенствованию государственного регулирования АПК. Этот закон должен стать программой деятельности для сельхозпроизводителей любой формы собственности и организации на определенный период, своеобразной «конституцией» развития АПК страны и сельских территорий. Как свидетельствует мировая практика, такие законы приняты и успешно работают в Германии, США и других развитых государствах [10].
Считаем, что успешной реализации актуальных проблем села, в том числе импортозамещения, будет способствовать проведение Всероссийской научно-практической конференции по сельскому хозяйству. Все перечисленные меры помогут сконструировать более эффективную и совершенную аграрную политику России.
Литература
1. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Продовольственная безопасность в современном мире // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 2. С. 40-45.
2. Сидоренко В.С., Инюкин А.Ф., Кове-лин Н.И., Баталов Д.А. Аграрная политика России: учебное пособие для вузов. Краснодар: Мир Кубани, 2016. 386 с.
3. Коровкин В., Мамкин А. Повышение эффективности импортозамещения и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в России // Международный
сельскохозяйственный журнал. 2010. № 6. С. 35-38.
4. Коровкин В. Зарубежный опыт развитых стран по обеспечению продовольственной безопасности, стратегия развития экспорта и импорта // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. № 6. С. 32-36.
5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2014. 558 с.
6. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России: монография. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.
7. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика: учебное пособие. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. 363 с.
8. Сучкова Н. Импортозамещение в продовольственном секторе России с учетом мирового опыта // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 2. С. 28-32.
9. Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Актуальные задачи развития сельского хозяйства Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 116 (2). С. 1-10.
10. Сидоренко В.С., Михайлушкин П.В., Пресняков Д. Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 6-10.
41
удк 338.43
Абдель Эйфари,
доктор экономических наук, профессор, Валерий Семенович, доктор экономических наук, профессор, Владимир Манцев,
кандидат экономических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва
НАМ НУЖНА ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА - ПОБЕДА НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФРОНТЕ
Статья посвящена вопросам преодоления имеющихся в экономике России трудностей на современном этапе ее развития. Доказывается, что после грандиозного празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне стране необходимо достигнуть победы и на экономическом фронте. В работе показаны основные приоритетные направления для этой второй победы. Значительное место в статье занимают меры по ускоренному развитию импортозамещения продуктов питания и достижению страной продовольственной независимости.
S u m m a r y
The article is dedicated a questions overcome difficulties in economy in modern stage of development. Proved, that after a Grand celebration 70th years of the Great Patriotic War, country. Must attain the victory on economical front. Important place in article important substitution grocery food and achieving food safety of country.
Ключевые слова: приоритеты развития российской промышленности, импортозамещение и продовольственная безопасность страны.
Keywords: the priorities of development of Russian industry, substitute and food safety of country.
Совсем недавно мы все вместе стали свидетелями грандиозного празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Несмотря на попытки Запада замолчать и бойкотировать эту знаковую для нашего народа юбилейную дату, Россия с невиданным ранее масштабом явила всему миру свой мощный военный и морально-патриотический потенциал. В ходе грандиозного военно-воздушного парада были про-
демонстрированы образцы принципиально новой военной техники, например новейшего танка «Армата», превосходящего по своим военно-техническим характеристикам все виды танков, стоящих на вооружении в промышленно-развитых странах. Это же касается и новейших самоходных установок, боевых машин пехоты, ракетных комплексов.
Но не менее важным является тот факт,
что сам символ победы всколыхнул, казалось уже давно уснувшие, патриотические чувства огромного количества людей разного возраста, различных национальностей, вероисповеданий. В ходе акции «Бессмертный полк» по улицам столицы нескончаемой рекой прошло 500 тысяч человек с фотографиями своих близких - участников той войны, объединенных общей памятью и общими чувствами. В колонне своих соот-