Научная статья на тему 'Приоритеты аграрной политики России'

Приоритеты аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / стратегия развития / экспорт продовольствия / интенсификация / конкурентоспособность / социальное развитие села / приоритеты / качество. / food security / development strategy / food exports / intensifica􏰂on / compe􏰂􏰂veness / rural social development / priori􏰂es / quality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Александр Борисович, Сидоренко Владимир Васильевич, Михайлушкин Павел Валерьевич

В статье рассмотрены сущность, цели, задачи и приоритеты аграрной политики России, принципы разработки, модели и механизмы ее реализации, освещены современное состояние, проблемы и приоритеты устойчивого развития экономики России и зарубежных стран. Подчеркивается необходимость усиления роли государства в развитии, господдержке и регулировании АПК, обеспечении продовольственной безопасности, социального развития села и интеграции АПК в мировую агропродовольственную систему. Проведенный анализ показал, что аграрный сектор экономики за последние годы добился определенных успехов в своем развитии со среднегодовым темпом прироста 3-5%, что позволило России увеличить экспорт продовольствия и довести его до 45 млрд долл. Детальный анализ проводимой аграрной политики в Краснодарском крае выявил ряд негативных явлений в развитии АПК, поэтому предлагаются меры ускорения интенсивного развития этой важной отрасли экономики. Поставлена важная народнохозяйственная задача по наращиванию экспорта Кубанской сельхозпродукции с 2,2 млрд долл. в настоящее время до 3,8 млрд долл. к 2024 г., внедрению инновационных технологий, развитию семеноводства, животноводства. Одним из важных направлений аграрной политики в Краснодарском крае является увеличение производства продукции органического сельского хозяйства, что способствует повышению конкурентоспособности ее на внутреннем и мировом аграрных рынках, позволит повысить обеспеченность ею населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников Александр Борисович, Сидоренко Владимир Васильевич, Михайлушкин Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of agrarian policy of Russia

The ar􏰂cle discusses the nature, goals, objec􏰂ves and priori􏰂es of the agrarian policy of Russia, the principles of development, models and mechanisms for its implementa􏰂on, highlights the current state, problems and priori􏰂es of sustainable development of the economy of Russia and foreign countries. It emphasizes the need to strengthen the role of the state in the development, state support and regula􏰂on of the agro-industrial complex, ensuring food security, social development of the village and the integra􏰂on of the agro-industrial complex in the global agrifood system. The analysis showed that the agrarian sector of the economy in recent years has achieved some success in its development with an average growth rate of 3-5%, which allowed Russia to increase food exports and bring it to $ 45 billion. The ar􏰂cle contains a detailed analysis of the agrarian policy pursued in the Krasnodar territory, iden􏰂fied a number of nega􏰂ve phenomena in the development of the agro-industrial complex and suggests measures to accelerate the intensive development of this important sector of the economy. An important na􏰂onal economic task was set up to increase the export of Kuban agricultural products from $ 2.2 billion at present to $ 3.8 billion by 1924, to introduce innova􏰂ve technologies, to develop seed produc􏰂on and animal husbandry. One of the important areas of agricultural policy in the Krasnodar territory is to increase the produc􏰂on of organic agriculture, which contributes to its compe􏰂􏰂veness in the domes􏰂c and global agricultural markets, will increase the security of its popula􏰂on.

Текст научной работы на тему «Приоритеты аграрной политики России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.43 001: 10.24411/2587-6740-2019-15090

ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

А.Б. Мельников, В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия

В статье рассмотрены сущность, цели, задачи и приоритеты аграрной политики России, принципы разработки, модели и механизмы ее реализации, освещены современное состояние, проблемы и приоритеты устойчивого развития экономики России и зарубежных стран. Подчеркивается необходимость усиления роли государства в развитии, господдержке и регулировании АПК, обеспечении продовольственной безопасности, социального развития села и интеграции АПК в мировую агропродовольственную систему. Проведенный анализ показал, что аграрный сектор экономики за последние годы добился определенных успехов в своем развитии со среднегодовым темпом прироста 3-5%%, что позволило России увеличить экспорт продовольствия и довести его до 45 млрд долл. Детальный анализ проводимой аграрной политики в Краснодарском крае выявил ряд негативных явлений в развитии АПК, поэтому предлагаются меры ускорения интенсивного развития этой важной отрасли экономики. Поставлена важная народнохозяйственная задача по наращиванию экспорта Кубанской сельхозпродукции с 2,2 млрд долл. в настоящее время до 3,8 млрд долл. к 2024 г., внедрению инновационных технологий, развитию семеноводства, животноводства. Одним из важных направлений аграрной политики в Краснодарском крае является увеличение производства продукции органического сельского хозяйства, что способствует повышению конкурентоспособности ее на внутреннем и мировом аграрных рынках, позволит повысить обеспеченность ею населения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, стратегия развития, экспорт продовольствия, интенсификация, конкурентоспособность, социальное развитие села, приоритеты, качество.

Введение

За последние годы аграрный сектор экономики России добился определенных успехов в своем развитии. Стоимость валовой продукции АПК России в 2017 г. достигла 5,7 трлн руб. против 5,2 трлн руб. в 2015 г., или рост составил 9,5%. Значительный рост продукции достигнут по категориям «фермерские хозяйства и хозяйства населения»: в 2017 г. этот показатель соста-

вил 2,6 трлн руб. против 2,4 трлн руб. в 2015 г., что в процентах к общему объему производимой продукции в 2017 г. превысило 47%. Одновременно происходит рост экспорта сельскохозяйственной продукции, его объем в 2017 г. составил более 15 млрд долл. США. Приведенные цифры говорят о том, что в стране проводится эффективная аграрная политика государства [4].

Рис. Приоритеты аграрной политики России

ЮТЗДМАТЮМАЬ АСШСШПтАЬ ЮШМАЬ № 5 (371) / 2019

Цель исследования

Аграрная политика является составной частью государственной экономической политики, важнейшим условием стабилизации и эффективного развития АПК, обеспечения продовольственной безопасности страны и социального развития села [2].

Сегодня актуальной задачей является разработка государственной, более современной стратегии аграрной политики, которая должна в ближайшие 10-15 лет обеспечить повышение конкурентоспособности аграрного сектора, социальное развитие села, инвестиционную привлекательность для зарубежных партнеров (рис.).

Методика исследования

Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе серьезных научных исследований, то есть в основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности, а государство призвано поддерживать сбалансированность и пропорциональность в развитии сферы и секторов агропродовольственного комплекса [8].

При разработке аграрной политики крайне важно учитывать [3]:

• отношения, возникшие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими средствами сельскохозяйственного производства;

• спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и материалы;

• состояние инфраструктуры рынка;

• соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

www.mshj.ru

• соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

• развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе, возможность предоставления услуг нерыночного характера в форме общественных благ;

• необходимость обеспечения доступности продовольствия для основных социально-демографических и территориальных групп населения.

Результаты исследования

Аграрная политика как составная часть социально-экономической политики государства должна предусматривать реализацию определенной цели. Важнейшей целью аграрной политики является обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли на внутреннем и мировом рынках. Формированию цели на определенных этапах развития страны должен предшествовать всесторонний анализ состояния АПК, его воздействия на общее состояние экономики и жизненный уровень населения, обеспечение продовольственной безопасности, интеграции в мировую экономику.

Следует различать цели и задачи аграрной политики. Первична цель, задачи призваны реализовать ее. Поэтому задачи носят более частный характер, в них подробнее формулируются основные направления аграрной политики. Принято выделять основные задачи аграрной политики на ближайшую перспективу: организационно-экономические, инвестиционные, инновационные, социальные, отраслевые и региональные. Широкий спектр проблем аграрной политики требует выделения приоритетов, обеспечивающих с наименьшими затратами и в наиболее короткие сроки достижение поставленных целей, решение стоящих перед агропромышленным комплексом задач.

В ближайшей перспективе в качестве приоритетов аграрной политики государства будут следующие [8]:

• экономические — повышение доходности и конкурентоспособности отрасли;

• финансовые — совершенствование кредитования текущей деятельности, налогообложения, страхования, усиление господдержки;

• инвестиционные — создание условий для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных и других товаропроизводителей;

• технологические — использование достижений научно-технического прогресса, переход на инновационный путь развития, модернизация АПК;

• внешнеэкономические — защита отечественного товаропроизводителя на внутреннем рынке и поддержка экспорта продовольствия;

• социальные — преодоление бедности, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, подготовка кадров для села, повышение оплаты труда;

• организационные — стимулирование формирования объединений кооперативного типа, совершенствование системы управления в аграрном секторе, развитие агробизнеса.

На конкретном этапе может быть выбран из каждой группы один приоритет или отобраны несколько, например, стимулирование использования достижений научно-технического прогресса, подготовка и повышение квалификации кадров агропромышленного производства, импортозамещение продовольствия. Приоритетность обеспечивается, как правило, выделением необходимых финансовых ресурсов для развития избранного направления деятельности.

Главная роль в развитии стратегии курса инновационного развития АПК должна принадлежать государству при одновременном разумном синтезе государственного регулирования экономики и механизмов рынка. В этой истине нас убеждает весь российский и мировой опыт проведения аграрной политики. Аграрная политика должна исходить из посылки оптимального сочетания государственных, коллективных и фермерских форм хозяйствования. Оптимальное сочетание разных форм хозяйствования не отрицает, а предполагает поиск и выбор его рациональной формы в каждом конкретном случае. Однако необходимое условие эффективного синтеза разных форм и типов хозяйствования — усиление государственного регулирования аграрного сектора, что является основной аграрной политики.

Во многих странах мира государственное регулирование аграрного сектора экономики является важным направлением аграрной политики. В сравнении с Россией в экономически развитых странах мира на поддержку и развитие сельского хозяйства направляется от 20 до 40% бюджета. По данным Министерства финансов РФ, в расходах федерального бюджета сельское хозяйство составляет в последние годы не более 2%. Господдержка сельского хозяйства в России значительно уступает странам ЕС, США, Китаю и другим странам мира.

Немаловажное значение в развитии АПК имеет изучение передового практического опыта и перспективных направлений аграрной политики в России и за рубежом, взаимодействие в современных условиях государства, аграрной экономики и бизнеса, информационное и кадровое обеспечение аграрной политики. Основная проблема, сдерживающая реализацию аграрных преобразований в стране — проблема повышения конкурентоспособности [2]. Вхождение России в мировое хозяйство, увеличение импорта продовольствия за рубеж во многом зависит от уровня конкурентоспособности экономики и, особенно, аграрного сектора.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности аграрной экономики являются перевод ее на интенсивный тип развития, реализация огромных конкурентных преимуществ и возможностей российской экономики, разработки специальной стратегии и моделей конкурентоспособности аграрного производства. Очень полезен для других регионов России опыт аграрных преобразований в Краснодарском крае [6, 7].

Сегодня Краснодарский край является ведущим в аграрном секторе России, здесь ежегодно производится свыше 10% валовой сельскохозяйственной продукции страны. Благодаря наличию сырьевой базы, в крае развито про-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

мышленное производство мясо-молочной продукции, сахара, чая, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов и других видов продукции [1].

За последние годы в регионе наблюдается устойчивый рост аграрной отрасли. Продукция сельского хозяйства в 2017 г. достигла 412 млрд руб. против 290 млрд руб. в 2014 г., или увеличилась на 122 млрд руб., рост составил 42%, рентабельность достигла 30%.

Рост экономики АПК обеспечил повышение уровня доходов работников села, среднемесячная зарплата 1 работающего в среднем по краю составила 30 тыс. руб.

Увеличению объема продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, росту реальных доходов сельского населения, их занятости способствует ускоренное развитие сельских подсобных производств, малых форм хозяйствования, фермерских хозяйств, а также крупных агрохолдингов. В регионе эффективно работают аграрные предприятия, в которых воедино интегрировано производство, переработка, хранение и сбыт готовой продукции. Нельзя не отметить возрастающую роль коммерческих организаций и предприятий сельской потребительской кооперации в аграрной экономике края.

В Краснодарском крае эффективно работает крупное агрообъединение «Кубань» Усть-Лабинского района, оно признано одной из ведущих компаний России по экономическим и социальным показателям. Выручка компании за 2017 г. превысила 12 млрд руб., прибыль составила 3,4 млрд руб., рентабельность — свыше 50%. В агрохолдинге воедино интегрировано высокоэффективное производство продукции растениеводства, животноводства, переработка и реализация продукции. Достаточно отметить, что в его состав входят сахарный завод, зерновые элеваторы, мясокомбинат, а также фирменные магазины.

Огромные финансовые средства агроком-плекс направляет ежегодно в социальную сферу.

Отличительной особенностью деятельности данного агрохолдинга является участие предприятия во внешнеэкономической деятельности, он сотрудничает на внешнем рынке с международными торговыми фирмами.

Несмотря на достаточно высокие темпы роста аграрной экономики, в Краснодарском крае имеются значительные резервы дальнейшего ускорения социально-экономического развития отрасли. Негативным в развитии аграрного сектора края является недостаточно высокий уровень рентабельности продаж сельскохозяйственной продукции, увеличение числа убыточных организаций, значительная, с каждым годом увеличивающаяся, кредиторская задолженность, которая в 2017 г. превысила 40 млрд руб. Вызывает озабоченность низкая окупаемость инвестиций, направляющихся на модернизацию сельской экономики, которая за последние годы упала на 20%. В крае наблюдается рост банкротств предприятий АПК.

В Краснодарском крае разработана долгосрочная программа устойчивого развития аграрного сектора экономики. В этой программе вопросам импортозамещения продовольствия отводится ведущая роль, пред- 75

ПЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (371) / 2019

Vf О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

усмотрены также дополнительные меры по господдержке сельхозтоваропроизводителей, в том числе фермеров и других малых форм хозяйствования. В программе устойчивого развития АПК края, учитывая природно-экономические условия региона, намечено увеличение инвестиций в развитие животноводства, производства и заготовку кормов, овощеводства и плодоводства, переработки продукции. Возможности по значительному увеличению производства указанных видов продукции в крае огромны.

Реализация перспектив развития АПК Краснодарского края потребует усиления господдержки и привлечения как государственных, так и частных и иностранных инвестиций в эту важную отрасль экономики. Крупнейшими торговыми партнерами по линии АПК являются Турция, Испания, Италия, Египет, Нидерланды, Казахстан, Германия, Бразилия и др. Для Краснодарского края перспективным направлением привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор будет создание аграрных экономических зон (АЭЗ), модели и схемы которых нами разработаны.

Анализ экономики сельского хозяйства России, Краснодарского края свидетельствует о значительных резервах аграрного производства, реализация которых обеспечит более полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, достижение высокой конкурентоспособности агропромышленного производства на внутреннем и мировом рынках, обеспечение занятости сельского населения. Следует признать, что концепция свободного рынка не отвечает задачам и цели развития аграрного производства. Отказ от системы государственного планирования, госзаказа на производимую продукцию, необоснованная ценовая политика в отрасли, недостаточный пока еще уровень господдержки, необоснованная в ряде случаев приватизация, особенно предприятий переработки продукции, сдерживают темпы роста сельской экономики, способствуют увеличению банкротства в АПК, привели к огромному долгу российских сельхозтоваропроизводителей (кредиторской задолженности), который в 2016 г. составил свыше 1 трлн руб., что сопоставимо с общим объемом производимой в стране продукции АПК.

Настало время, когда усиление государственного регулирования аграрного сектора, как и всей экономики России, должно стать основой новой аграрной политики. Не вызывает сомнения, что государственное регулирование является кратчайшим путем возрождения села [5].

Выводы

По нашему мнению, в качестве основных мер по совершенствованию современной аграрной политики в стране с учетом использования передового опыта аграрных преобразований отдельных регионов России и зарубежного опыта предлагаются следующие [4, 8]:

1. Учитывая, что АПК страны является базисом экономики страны, дальнейшему развитию сельского хозяйства, социальному развитию села будет способствовать принятие Федерального закона о развитии сельского

76 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (371

хозяйства, в котором должны быть законодательно предусмотрены меры государственной поддержки сельского хозяйства, как приоритетной отрасли экономики страны, механизмы обеспечения государственного сбыта сельхозпродукции, вопросы социального развития села, меры по совершенствованию государственного регулирования налоговой и финансовой системы, земельных отношений, ценообразования, страхового дела, экологии и другие проблемы, от решения которых зависит современный уровень агарного сектора экономики.

Вышеуказанный закон должен стать программой деятельности для сельхозпроизводителей любой формы собственности и организации на определенный период, он будет, по сути, своеобразной «Конституцией» развития АПК страны и сельских территорий. Такие законы приняты и успешно работают в Германии, США и других развитых государствах.

2. Главным условием ускорения темпов роста экономики АПК должна стать такая социальная политика, которая призвана, с одной стороны, стимулировать развитие сельской экономики и научно-технического прогресса, с другой — проведение социального переустройства села. Социальное развитие села является одним из важнейших факторов обеспечения продовольственной безопасности.

Главным звеном современной социальной программы, ее сердцевинной должна быть комплексность, то есть охват всех сторон жизни человека — условий труда, быта, культуры, медицинского обслуживания. Для ускорения решения комплекса проблем социального развития необходимо разрабатывать в каждом предприятии социально-экономические программы развития села до 2020 г. При составлении социальных программ конкретного предприятия следует исходить из задачи обеспечения максимального использования социальных факторов для повышения эффективности производства и улучшения использования трудовых ресурсов села.

Особое внимание в этой программе должно быть уделено подготовке и переподготовке кадров для села, в том числе экономических, способных обеспечить дальнейшее развитие производства, так как уровень подготовки кадров играет все большую роль в конкурентной борьбе.

3. Важнейшим направлением стимулирования сельскохозяйственного производства должно стать введение системы госзаказа на основные виды сельскохозяйственной продукции в размерах от 60 до 70% произведенной продукции с обязательным финансированием госзаказа. Это гарантирует реализацию основной части сельскохозяйственной продукции по рентабельным ценам, устойчивое развитие аграрной сферы, независимо от форм и типов хозяйствования.

По существу, мы предлагаем восстановить такой важный фактор управляемости и регулирования рыночной экономики, как государственное планирование, основанное на прогнозировании, разработке и осуществлении сбалансированных целевых программ.

4. Решающая роль в аграрной политике России принадлежит интенсификации производства, составными звеньями которой являются

2019

научно-технический прогресс, модернизация и развитие инновационной деятельности, поэтому следует в ближайшее время в системе АПК разработать специальные программы дальнейшей интенсификаций отрасли. Для многих стран мира высокий уровень интенсификации аграрных производств является гарантией устойчивого его развития и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках [6].

5. В условиях глобализации мировой экономики особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономической агропродовольственной деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно обеспечению благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Необходимо разработать специальную программу продвижения сельскохозяйственной продукции на мировой рынок, что возможно при условии поиска надежных зарубежных партнеров.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать Федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности. Создаваемые аграрные зоны в ряде регионов России будут эффективно функционировать в трудоемких отраслях — овощеводстве, плодоводстве, свеклосахарном производстве, продукция которых производится недостаточно, и страна вынуждена их импортировать. Считаем необходимым создать в Минсельхозе России специальную службу, которая будет заниматься проблемой организации особых аграрных зон.

6. Государство с помощью системы регулирования должно создать благоприятные условия для привлечения в сельскохозяйственное производство частного и иностранного капитала. Необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования АПК, которая должна обладать способностью адаптироваться к современным условиям, создавать благоприятные условия для успешного функционирования аграрной отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны, стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке, развитие внешнеэкономической деятельности. Система госрегулирования аграрного сектора экономики должна бесперебойно функционировать от федерального до районного уровня при четком разграничении сфер ответственности федеральных, региональных, муниципальных (районных) органов управления АПК, их тесном взаимодействии в решении поставленных задач. Эффективность системы государственного регулирования во многом зависит от функционирования органов управления, в задачу которых входит регулирование экономических, социальных, культурных и других проблем села, что невозможно без высококвалифицированных кадров села, расширения научных исследований проблем рынка, создания рыночных моделей эффективного управления в рыночных условиях, господдержки и регулирования аграрного

www.mshj.ru

бизнеса. Это является важными факторами повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики [5].

7. В условиях перехода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития, его модернизации необходимо разработать и реализовать государственную стратегию развития аграрного сектора экономики. К ее разработке следует привлечь научный потенциал, сельскохозяйственные органы, специалистов и руководителей передовых сельскохозяйственных предприятий, иностранных консультантов. Считаем, что успешной реализации актуальных проблем села будет способствовать проведение региональных, а затем всероссийской научно-практических конференций по сельскому хозяйству. Все эти меры помогут сконструиро-

вать более эффективную и совершенную аграрную политику России, использовать огромный аграрный потенциал страны и занять достойное место на мировом агропродовольствен-ном рынке.

Литература

1. Сельское хозяйство Краснодарского края. 2017. Статистический сборник. Краснодар, 2018. 234 с.

2. Трубилин А., Сидоренко В., Михайлушкин П. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С. 4-8.

3. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В., Баталов Д.А. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 26-30.

4. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.

5. Сидоренко В.В., Макаревич О.А. Государственное регулирование аграрной экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 399 с.

6. Сидоренко В.В., Трубилин А.И., Мельников А.Б., Михайлушкин П.В. Интенсификация — основа развития сельской экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 14-19.

7. Трубилин А.И., Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Развитие фермерства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 4-7.

8. Трубилин А.И., Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Современные проблемы и приоритеты сельской экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2018. 308 с.

Об авторах:

Мельников Александр Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-0978-0464, [email protected]

Сидоренко Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Заслуженный экономист Кубани, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, [email protected]

Михайлушкин Павел Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, [email protected]

PRIORITIES OF AGRARIAN POLICY OF RUSSIA

A.B. Melnikov, V.V. Sidorenko, P.V. Мikhaylushkin

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The article discusses the nature, goals, objectives and priorities of the agrarian policy of Russia, the principles of development, models and mechanisms for its implementation, highlights the current state, problems and priorities of sustainable development of the economy of Russia and foreign countries. It emphasizes the need to strengthen the role of the state in the development, state support and regulation of the agro-industrial complex, ensuring food security, social development of the village and the integration of the agro-industrial complex in the global agrifood system. The analysis showed that the agrarian sector of the economy in recent years has achieved some success in its development with an average growth rate of 3-5%, which allowed Russia to increase food exports and bring it to $ 45 billion. The article contains a detailed analysis of the agrarian policy pursued in the Krasnodar territory, identified a number of negative phenomena in the development of the agro-industrial complex and suggests measures to accelerate the intensive development of this important sector of the economy. An important national economic task was set up to increase the export of Kuban agricultural products from $ 2.2 billion at present to $ 3.8 billion by 1924, to introduce innovative technologies, to develop seed production and animal husbandry. One of the important areas of agricultural policy in the Krasnodar territory is to increase the production of organic agriculture, which contributes to its competitiveness in the domestic and global agricultural markets, will increase the security of its population.

Keywords: food security, development strategy, food exports, intensification, competitiveness, rural social development, priorities, quality.

References

1. Agriculture of the Krasnodar territory. 2017. Statistical compilation. Krasnodar, 2018. 234 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Trubilin A, Sidorenko V, Mikhajlushkin P. Competitiveness of the agrarian sector of the economy. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 3. Pp. 4-8.

3. Trubilin A.I., Sidorenko V.V,, Mikhajlushkin P.V,, Bata-lov D.A. Modern problems of agrarian transformations in Rus-

sia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 1. Pp. 26-30.

4. Sidorenko VV Agrarian policy and food security of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2017. 357 p.

5. Sidorenko VV, Makarevich O.A. State regulation of the agrarian economy of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2017. 399 p.

6. Sidorenko VV., Trubilin A.I., MelnikovA.B., Mikhajlushkin P.V. Intensification — the basis of the development of the rural economy of Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstven-

nyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 1. Pp. 14-19.

7. Trubilin A.I., Melnikov A.B, Sidorenko VV., Mikhajlushkin P.V. Farming development in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 3. Pp. 4-7.

8. Trubilin A.I., Bolobolov AV, Sidorenko V.V. Modern problems and priorities of the rural economy of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2018. 308 p.

About the authors:

Alexander B. Melnikov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0978-0464, [email protected]

Vladimir V. Sidorenko, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of economics and foreign economic activities, Honored economist of the Kuban, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, [email protected] Pavel V. Мikhaylushkin, doctor of economic sciences, professor of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, [email protected]

[email protected]

- 77

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (371) / 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.