Научная статья на тему 'Современные проблемы и приоритеты социального развития села'

Современные проблемы и приоритеты социального развития села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
703
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрные преобразования / господдержка фермеров / социальные планы / социальная дорожная карта / уровень доходов / кооперация / пенсии. / agrarian transforma􏰀ons / state support of farmers / social plans / social road map / income level / coopera􏰀on / pensions.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трубилин Александр Иванович, Сидоренко Владимир Васильевич, Михайлушкин Павел Валерьевич

В статье рассмотрены современное состояние, проблемы и факторы ускоренного социального развития российского села. В современных рыночных условиях вопросы решения социальных проблем села возможны прежде всего в сельскохозяйственных организациях, особенно в крупных хозяйствах. Как свидетельствует опыт передовых предприятий Краснодарского края, в этих хозяйствах достигнутый уровень экономической эффективности производства позволяет решать социальные вопросы — подготовка кадров, культура, спорт, наука, материальное благополучие, социальная защита работников, поддержание социальной инфраструктуры. Например, в агрохолдинге «Кубань» — одном из крупнейших агробизнесов юга России, работают около 5 тыс. человек, здесь создана мощная социальная база. Компания располагает собственной научной базой, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными фирмами и успешно внедряет собственные научно-технические разработки в производство, успешно решает социальные вопросы. Достигнутый уровень экономики позволяет направить огромные средства на социальные нужды. Достаточно отметить, что среднемесячная зарплата в хозяйстве в 2017 г. превысила 40 тыс. руб., а прибыль в расчете на 1 работника — 1 млн руб. В агрохолдинге широко применяется современное бизнес-планирование, разработка и внедрение социальных дорожных карт. Мы считаем, что в современных условиях необходимо усилить господдержку новых форм хозяйствования — фермерских хозяйств, ЛПХ, тем самым способствуя обеспечению занятости сельского населения. Дальнейшему социальному развитию села в Краснодарском крае и других регионах будет способствовать улучшение кадровой подготовки для села. В каждом сельхозпредприятии необходимо разработать планы социального развития до 2020 г. на основе самых современных методов планирования и составления социальных дорожных карт. Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию сельской экономики, повышению благосостояния сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трубилин Александр Иванович, Сидоренко Владимир Васильевич, Михайлушкин Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary problems and priorities social development of village

The ar􏰀cle considers the current state, problems and factors of the accelerated social development of the Russian village. In modern market condi􏰀ons, the solu􏰀on of social problems of the village is possible first of all in agricultural organiza􏰀ons, especially in large farms. As evidenced by the experience of the advanced enterprises of the Krasnodar Territory, in these farms the achieved level of economic efficiency of produc􏰀on allows to solve social issues — training of personnel, culture, sport, science, material well-being, social protec􏰀on of workers, maintenance of social infrastructure. For example, in the agricultural holding “Kuban” — one of the largest agribusinesses in the south of Russia, employs about 5 thousand people, a powerful social base has been created here. The company has its own scien􏰀fic base, cooperates with leading Russian and foreign companies and successfully introduces its own scien􏰀fic and technical developments in produc􏰀on, successfully solves social issues. The achieved level of the economy allows us to send huge funds for social needs. Suffice it to say that the average monthly salary in the farm in 2017 exceeded 40 thousand rubles, and the profit per 1 employee — 1 million rubles. In agroholding, modern business planning and the development and implementa􏰀on of social road maps are widely used. We believe that in modern condi􏰀ons it is necessary to strengthen the state support of new forms of management — farmers, smallholdings, thus contribu􏰀ng to the employment of the rural popula􏰀on. Further social development of the village in the Krasnodar Territory and other regions will be facilitated by the improvement of personnel training for the village. In each agricultural enterprise, it is necessary to develop social development plans by 2020 on the basis of the most modern methods of planning and compiling social road maps. The solu􏰀on of the problem of rural social development is an important part of the overall process of stabiliza􏰀on and transi􏰀on to sustainable development of the rural economy, improving the welfare of the rural popula􏰀on.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и приоритеты социального развития села»

ш

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИ1 И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

238.74.89(72) 001: 10.24411/2587-6740-2018-15071

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

А.И. Трубилин, В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия

В статье рассмотрены современное состояние, проблемы и факторы ускоренного социального развития российского села. В современных рыночных условиях вопросы решения социальных проблем села возможны прежде всего в сельскохозяйственных организациях, особенно в крупных хозяйствах. Как свидетельствует опыт передовых предприятий Краснодарского края, в этих хозяйствах достигнутый уровень экономической эффективности производства позволяет решать социальные вопросы — подготовка кадров, культура, спорт, наука, материальное благополучие, социальная защита работников, поддержание социальной инфраструктуры. Например, в агрохолдинге «Кубань» — одном из крупнейших агро-бизнесов юга России, работают около 5 тыс. человек, здесь создана мощная социальная база. Компания располагает собственной научной базой, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными фирмами и успешно внедряет собственные научно-технические разработки в производство, успешно решает социальные вопросы. Достигнутый уровень экономики позволяет направить огромные средства на социальные нужды. Достаточно отметить, что среднемесячная зарплата в хозяйстве в 2017 г. превысила 40 тыс. руб., а прибыль в расчете на 1 работника — 1 млн руб. В агрохолдинге широко применяется современное бизнес-планирование, разработка и внедрение социальных дорожных карт. Мы считаем, что в современных условиях необходимо усилить господдержку новых форм хозяйствования — фермерских хозяйств, ЛПХ, тем самым способствуя обеспечению занятости сельского населения. Дальнейшему социальному развитию села в Краснодарском крае и других регионах будет способствовать улучшение кадровой подготовки для села. В каждом сельхозпредприятии необходимо разработать планы социального развития до 2020 г. на основе самых современных методов планирования и составления социальных дорожных карт. Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию сельской экономики, повышению благосостояния сельского населения.

Ключевые слова: аграрные преобразования, господдержка фермеров, социальные планы, социальная дорожная карта, уровень доходов, кооперация, пенсии.

В Конституции Российской Федерации в ст. 7 указано, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты — необратимость, направленность и закономерность.

С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития села,для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека на селе.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используется два наиболее общих критерия:

• уровень производительности труда и благосостояние населения;

• степень свободы личности.

Одним из главных направлений аграрных преобразований является решение проблем социального переустройства села в стране. Сегодня дальнейший рост аграрной экономики и продвижение реформ в АПК сдерживаются существующими проблемами социального развития села [4, 8].

При переходе агропромышленного комплекса к рыночной экономике необходимо стремиться к росту производства, решающим условием роста производства и повышения его эффективности является социальная политика, которая признана, с одной стороны, стимулировать развитие экономики и научно-технический процесс, а с другой стороны — способствовать социальному переустройству села. Поэтому важнейшим направлением аграрной политики страны, преодоления кризисных явлений, роста благосостояния и обеспечения продовольственной безопасности является ускоренное социальное развитие российской деревни. Государственная социальная политика — это действия государства в социальной сфере, соотнесенные с конкретно-экономическими и политическими обстоятельствами, подкрепленными необходимыми организационными усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапы социальные результаты.

Цель социальной политики в экономическом аспекте состоит в обеспечении для каждого члена общества определенного минимального гарантированного уровня благосостояния. Стратегия социальной политики — генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. Решающая роль в реализации данной стратегии принадлежит государству. Приоритеты социальной политики — наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики. Приоритеты определяются исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты социально-экономических и социально-политических проблем [9].

В современных условиях одной из важных приоритетных задач общероссийских проблем экономики является проблема социального развития села, где проживает более 50 млн человек.

В настоящий момент, при новых рыночных и товарно-экономических отношениях российское село приспосабливается к развитию в условиях многообразия форм собственности. Создаются сельскохозяйственные товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, также сформировался

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

фермерский сектор. Однако дальнейшее продвижение реформ в агропромышленном комплексе, создание условий для финансовой стабильности положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также улучшение среды обитания и жизнедеятельности сельских тружеников серьезно сдерживаются проблемами социального развития села.

Основные проблемы социального развития связаны с повышением уровня жизни сельского населения, рациональной социальной политикой, обеспечением благоприятных условий труда, разработкой и финансированием программ по социальному развитию села. К сожалению, разработанные ранее социальные программы преобразования села, предусматривающие улучшение демографической ситуации, формирование рынка труда и занятости в сельской местности, развитие социальной инфраструктуры и сельских территорий были реализованы либо частично, либо вообще отложены.

Мы придерживаемся точки зрения, что для реализации актуальных проблем социального преобразования российского села требуется безотлагательное государственное вмешательство и поддержка.

Социальная программа должна быть комплексной, охватывать все стороны жизни человека — условия труда и быта, образование, культуру, медицинское обслуживание. По нашему мнению, в настоящее время крайне необходимо реализовать государственную программу радикального преобразования социальной сферы российского села с адекватным финансово-ресурсным обеспечением. Решающим условием роста аграрной экономики сегодня является такая социальная политика, которая призвана, с одной стороны, стимулировать развитие аграрного сектора и научно-технического прогресса, с другой стороны, способствовать социальному переустройству села. Однако необходимо помнить, что основным, решающим фактором социально-экономического развития остается человек труда, его интересы. Заинтересованность его в конечном результате своего труда является основным условием успеха его личного, всего коллектива, предприятия. Например, в ООО «Успенский Агропромсоюз» Краснодарского края большое внимание уделяется решению социальных проблем. Ежегодно работники этого крупнейшего предприятия края получают бесплатно 5 т зерна, 50 кг сахара, 30 л подсолнечного масла, 2,5 кг сливочного масла. Пенсионерам бесплатно выдают в год 240 булок хлеба, за счет средств предприятия в различных вузах и колледжах обучаются более сотни студентов. Среднемесячная зарплата работающих в ООО «Успенский Агропромсоюз» в 2017 г. превышала 37 тыс. руб. [5].

Каждому предприятию нужно иметь свои социально-экономические программы, на федеральном уровне необходимо разработать целевую программу «Социальное развитие села», затрагивающую интересы почти 40 млн

24 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (36!

россиян. Цель таких программ — максимальное использование социальных факторов для повышения эффективности производства, прежде всего для улучшения использования трудовых ресурсов села. Особое внимание при этом должно быть уделено подготовке кадров села, в том числе экономических, способных обеспечить дальнейшее развитие производства, ускорение социального прогресса.

Опыт показывает, что при составлении социальных программ необходимо включить следующие группы показателей:

• совершенствование социальной структуры коллектива;

• улучшение условий труда и усиление материального стимулирования трудовых ресурсов;

• повышение квалификации кадров;

• организация малого бизнеса;

• развитие сельского жилищного хозяйства;

• развитие сельской торговли;

• развитие сферы бытового обслуживания;

• развитие сельских территорий;

• финансовое обеспечение намеченных мероприятий.

Особое внимание при этом должно быть уделено подготовке кадров для села, в том числе экономических, способных успешно работать в условиях усложнения производства, модернизации, дальнейшего развития производства, ускорения социального прогресса. В последнее время уровень подготовки кадров играет все большую роль в конкурентной борьбе. Сейчас уже нельзя успешно конкурировать на рынке, не располагая конкурентоспособной рабочей силой. Именно этот фактор является одной из сторон высокой конкурентоспособности хозяйства. Исходя из этого, все большее количество хозяйств оплачивает обучение своих работников, а также направляет на обучение в ВУЗах подростков.

В системе мер по экономическому стимулированию и социальному развитию села важная роль принадлежит подсобным производствам, как одному из факторов укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий, ускоренного решения социальных проблем использования трудовых ресурсов. Анализ работы хозяйств с хорошо развитыми подсобными производствами показывает, что эти предприятия примерно в 1,5 раза лучше обеспечены рабочей силой, в них выше уровень оплаты труда работников, а также выше и уровень сельскохозяйственного производства.

С организацией подсобных производств по переработке сельские жители и работники, высвобождаемые в осенне-зимний период, могут быть обеспечены работой на месте в хозяйстве. При этом улучшаются бытовые условия работников, появляются новые профессии, сельскохозяйственный труд становится разновидностью индустриального, то есть происходит преодоление существенных различий между городом и селом.

Как показали исследования, внедрение подсобно промышленных производств повы-

2018

шает производительность труда, дает возможность получения дополнительных доходов, используемых на развитие основных направлений и на улучшение материального и культурного уровня жизни населения.

Например, в СПК «Знамя Ленина» Щерби-новского района, благодаря высокому уровню развития подсобных производств, решена проблема занятости членов кооператива в течение всего года, повышаются доходы работников и в целом предприятия. Объем реализации товаров и продукции в 2017 г. достиг 4,0 млрд руб., а среднемесячная зарплата по СПК составляет 40 тыс. руб. в расчете на одного работника против 27 тыс. руб. по краю.

Развитию сельских подсобных производств и промыслов в России будет содействовать организация постоянно действующих агропромышленных выставок и семинаров в Москве и в регионах, отражающих отечественный и мировой опыт работы указанных производств, а также расширение рекламной деятельности этой сферы агроэкономики. В связи с этим Министерству сельского хозяйства РФ следует при разработке долгосрочной программы развития АПК выделить одну из приоритетных программ «Сельские подсобные производства и промысел», в которой следует предусмотреть систему государственных мер по их возрождению и ускоренному развитию.

Не менее важную роль в социальных преобразованиях села играют малые формы хозяйствования — фермерские хозяйства, личные хозяйства населения, которые в значительной мере решают проблемы обеспечения дешевыми и качественными продуктами питания, также способствуют занятости сельского населения. Сегодня в России число К(Ф)Х и малых форм хозяйствования превышает 215 тыс. Они формируют малый бизнес на селе.

Однако гарантом стабильности социального развития остается государство, осуществляющее аграрную политику через федеральные целевые программы, а также в виде дотаций, представляемых местным бюджетам регионов в соответствии с действующим законодательством. Поэтому сегодня наиболее актуальной проблемой в России является создание механизма социальной защиты населения, в том числе и сельского [11].

Социально-защитная политика государства в настоящий момент и в обозримой перспективе должна исходить из необходимости неуклонного роста реальных доходов населения как основного средства преодоления падения уровня жизни, главного способа борьбы с бедностью и другими негативными социальными моментами. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социальных, психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

www.mshj.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

Таблица

Динамика основных социально-экономических показателей Краснодарского края

Показатели 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Численность населения — всего, тыс. человек 5230 5404 5453 5514 5571 5603

в том числе сельского 2461 2491 2505 2519 2529 2528

Численность пенсионеров, тыс. человек 1421 1483 1508 1538 1565 1592

Средний размер пенсий (на 1 человека), руб. 7117 9309 10065 11166 16495 12356

Среднемесячная оплата 1 работника, руб. 16630 24063 25777 26767 28734 30557

в том числе сельское хозяйство 13370 18296 20031 22432 25591 26634

Валовой продукт — всего, млрд руб. 1028,3 1663,0 1784,8 1933,5 2015,9 2245,0

в том числе сельское хозяйство 201,6 254,7 286,5 365,8 402,8 412,4

Рентабельность сельского хозяйства, % 24,3 18,9 28,7 42,5 14,4 33,0

Расходы на социальное развитие, % от общих расходов бюджета 73 65 72 74 73 80

Примером для других регионов страны являются высокие темпы роста социально-экономического развития Краснодарского края (табл.).

Наблюдается определенный рост основных экономических и социальных показателей за исследуемые 2010-2017 гг. Особенно следует отметить рост валовой продукции как в целом по экономике края, так и сельского хозяйства — рост составляет более 200%. Высокие темпы роста произошли по среднемесячной оплате труда — почти в 2 раза, этот показатель в 2017 г. составил в целом по экономике 30,6 тыс. руб., несколько ниже в сельском хозяйстве — 26,7 тыс. руб.

Повышение экономической эффективности в целом по экономике и в частности по сельскому хозяйству позволило значительно увеличить расходы из краевого бюджета на социальное развитие, в том числе и села. Достижению таких высоких показателей развития экономики способствовала разработанная программа социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г. с участием ученых-аграрников. В Краснодарском крае успешно внедряется «Программа социального развития села и сельских территорий на период до 2020 года» [9].

Целями и задачами данной программы являются:

• повышение уровня социального обустройства сельских территорий и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

• сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

• расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

• улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медицинской

помощи, занятий физической культурой и спортом;

• стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

• повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Реальным фактором ускорения социального развития села, на наш взгляд, является использование при этом дорожных (социальных) карт. Дорожные карты позволяют прогнозировать не только вероятные сценарии социального развития и пути реализации, но их эффективность, что позволяет выбирать оптимальные пути достижения поставленной социальной цели. Нами подготовлена методика разработки дорожных карт для ряда агропредприятий Краснодарского края, реализация которой весьма успешна.

Необходимость использования дорожных карт вызвана следующими причинами. Во-первых, дорожные карты — связующее звено между стратегией развития, планом, данными об управленческом решении. Во-вторых, использование дорожных карт помогает обнаружить недочеты в стратегическом планировании, что позволяет осуществлять упреждающий контроль, предупреждая возникновение возможных проблем в будущем. В-третьих, при профессиональном использовании дорожные карты становятся своеобразным «путеводителем» для руководителя, позволяя оценивать промежуточные результаты, своевременно и адекватно корректировать направления социального развития предприятия. В-четвертых, процесс разработки дорожной карты позволяет выработать более четкое и верное видение ситуации и более эффективно осуществлять социальное управление развитием предприятия.

Как показал опыт дорожного картирования в АО «Выселковский агрокомплекс», дорожные карты используются как при стра-

тегическом планировании и управлении развитием компании, так и при формировании основных направлений социального развития. Они помогают снизить риски при производстве и внедрении инновационного продукта или услуг, а также убедить потенциального инвестора или заказчика, в том числе государственного и муниципального, в целесообразности поддержки инвестиционного проекта в АПК.

Дорожное картирование начинает находить также все более широкое применение при государственном стратегическом планировании, помогая взаимно увязать во времени мероприятия и имеющиеся ресурсы в процессе достижения поставленных целей. К наиболее значимым преимуществам дорожного картирования следует отнести, помимо наглядности, его прозрачность, гибкость и вариативность путей социального развития.

Таким образом, социальное развитие экономики, являясь составной частью государственной экономической политики, направлено на обеспечение социальной справедливости, создание социальных гарантий, поддержание достойного уровня условий жизни человека [10].

Литература

1. Конституция РФ — Основной закон. М.: Омега-Л, 2017. 63 с.

2. Краснодарский край в цифрах: статистический сборник. Краснодар, 2018. 306 с.

3. Плотников В. Важную роль в приросте сельхозпродукции дают фермеры // Вестник АПК. 2017. № 10. С. 60-61.

4. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлуш-кин П.В., Баталов Д.А. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 26-30.

5. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлуш-кин П.В. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 5. С. 4-8.

6. Сидоренко В., Михайлушкин П., Пресняков Д. Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 6-9.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

7. Зубов Д. Кооперация развивается там, где существует спрос // Вестник АПК. 2017. № 10. С. 60-61.

8. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.

9. Трубилин А.И., Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Современные проблемы и приоритеты сельской экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2018. 308 с.

10. Сидоренко В.В., Макаревич О.А. Государственное регулирование аграрной экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 399 с.

11. Сидоренко В.В., Трубилин А.И., Мельников А.Б., Михайлушкин П.В. Интенсификация — основа развития сельской экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 14-19.

12. Трубилин А.И., Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Развитие фермерства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 4-7.

Об авторах:

Трубилин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, ректор, заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края, mikhaylushkinpv@mail.ru

Сидоренко Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Заслуженный экономист Кубани, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, mikhaylushkinpv@mail.ru

Михайлушкин Павел Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, mikhaylushkinpv@mail.ru

CONTEMPORARY PROBLEMS AND PRIORITIES SOCIAL DEVELOPMENT OF VILLAGE

A.I. Trubilin, V.V. Sidorenko, P.V. Mikhailushkin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The article considers the current state, problems and factors of the accelerated social development of the Russian village. In modern market conditions, the solution of social problems of the village is possible first of all in agricultural organizations, especially in large farms. As evidenced by the experience of the advanced enterprises of the Krasnodar Territory, in these farms the achieved level of economic efficiency of production allows to solve social issues — training of personnel, culture, sport, science, material well-being, social protection of workers, maintenance of social infrastructure. For example, in the agricultural holding "Kuban" — one of the largest agribusinesses in the south of Russia, employs about 5 thousand people, a powerful social base has been created here. The company has its own scientific base, cooperates with leading Russian and foreign companies and successfully introduces its own scientific and technical developments in production, successfully solves social issues. The achieved level of the economy allows us to send huge funds for social needs. Suffice it to say that the average monthly salary in the farm in 2017 exceeded 40 thousand rubles, and the profit per 1 employee — 1 million rubles. In agroholding, modern business planning and the development and implementation of social road maps are widely used. We believe that in modern conditions it is necessary to strengthen the state support of new forms of management — farmers, smallholdings, thus contributing to the employment of the rural population. Further social development of the village in the Krasnodar Territory and other regions will be facilitated by the improvement of personnel training for the village. In each agricultural enterprise, it is necessary to develop social development plans by 2020 on the basis of the most modern methods of planning and compiling social road maps. The solution of the problem of rural social development is an important part of the overall process of stabilization and transition to sustainable development of the rural economy, improving the welfare of the rural population.

Keywords: agrarian transformations, state support of farmers, social plans, social road map, income level, cooperation, pensions.

References

1. The Constitution of the Russian Federation — The basic law. Moscow: Omega-L, 2017. 63 p.

2. Krasnodar territory in figures: statistical collection. Krasnodar, 2018. 306 p.

3. Plotnikov V. An important role in the growth of agricultural products is given by farmers. Vestnik APK = Bulletin of agriculture. 2017. No. 10. Pp.60-61.

4. Trubilin A.I., Sidorenko VV, Mikhajlushkin P.V., Bata-lov D. Modern problems of agrarian transformations in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 1. Pp. 26-30.

5. Trubilin A.I., Sidorenko VV., Mikhajlushkin P.V. Competitiveness of the agricultural sector of the economy.

Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 5. Pp. 4-8.

6. Sidorenko V, Mikhajlushkin P., Presnyakov D. Modern problems and priorities of the agrarian policy of Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 2. Pp. 6-9.

7. ZubovD. Cooperation develops where there is demand. Vestnik APK = Bulletin of agriculture. 2017. No. 10. Pp. 60-61.

8. Sidorenko VV. Agrarian policy and food safety of Russia. Krasnodar: The world of the Kuban, 2017. 357 p.

9. Trubilin A.I., Bolobolov AV., Sidorenko VV. Modern problems and priorities of the rural economy of Russia. Krasnodar: The world of the Kuban, 2018. 308 p.

10. Sidorenko VV., Makarevich O.A. State regulation of the agrarian economy of Russia Krasnodar: The world of the Kuban, 2017. 399 p.

11. Sidorenko VV, Trubilin A.I., Melnikov A.B., Mikhajlushkin P.V. Intensification — the basis for the development of Russian agriculture. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 1. Pp. 14-19.

12. Trubilin A.I., Melnikov A.B., Sidorenko VV, Mikhajlushkin P.V. The development of farming in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 3. Pp. 4-7.

About the authors:

Alexander I. Trubilin, doctor of economic sciences, professor, rector, deputy chairman of the Legislative assembly of Krasnodar region, mikhaylushkinpv@mail.ru

Vladimir V. Sidorenko, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of economics and foreign economic activities, Honored economist of the Kuban, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, mikhaylushkinpv@mail.ru Pavel V. Mikhailushkin, doctor of economic sciences, professor of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, mikhaylushkinpv@mail.ru

mikhaylushkinpv@mail.ru

26 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (365) / 2018

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.