Научная статья на тему 'Интенсификация — основа развития сельской экономики России'

Интенсификация — основа развития сельской экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1110
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсификация / научно-технический прогресс / инновация / государственное регулирование / конкурентоспособность / интеграция / аграрные экономические зоны / аграрная политика / intensificaƟon / scienƟfic and technological progress / innovaƟon / state regulaƟon / compeƟƟveness / integraƟon / agrarian economic zones / agrarian policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Сидоренко, А. И. Трубилин, А. Б. Мельников, П. В. Михайлушкин

В статье рассмотрена роль интенсификации в аграрных преобразованиях России и Краснодарского края, предлагаются основные направления по повышению конкурентоспособности АПК, обеспечению продовольственной безопасности страны, социальному развитию села, интеграции отрасли в мировую агропродовольственную систему на основе перевода аграрного сектора на интенсивный, инновационный тип развития. В статье последовательно, логично и научно обоснованно даны основные направления дальнейшей интенсификации АПК как необходимого условия ускоренного и устойчивого развития сельского хозяйства России, Краснодарского края. Немаловажное значение в решении этой проблемы имеет изучение передового опыта и перспективных направлений аграрной политики за рубежом (США, Франция, Китай и др.). Следует подчеркнуть, что научные исследования по данной проблеме сопровождаются освещением передового опыта развития АПК Краснодарского края, отдельных предприятий, добившихся высоких экономических результатов в своей деятельности. Подчеркивается, что в работе АПК Краснодарского края имеется ряд недостатков и большие резервы для повышения эффективности его функционирования. С участием кубанских ученых-аграриев, специалистов сельского хозяйства в регионе разработана долгосрочная программа устойчивого комплексного развития аграрного сектора с привлечением как государственных, так и частных иностранных инвестиций. В статье подчеркивается, что гарантией успешной реализации предлагаемых рекомендаций является усиление роли государства в интенсивном, инновационном развитии АПК, совершенствовании аграрной политики с учетом сложившегося социально-экономического положения в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В. В. Сидоренко, А. И. Трубилин, А. Б. Мельников, П. В. Михайлушкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION IS THE BASIS OF RUSSIAN RURAL ECONOMY DEVELOPMENT

This article examines the role of intensification in the agrarian reforms of Russia and Krasnodar Territory, suggests the main directions for increasing the competitiveness of the agro-industrial complex, ensuring the country's food security, social development of the rural territories, integrating the industry into the world agro-food system by transferring the agrarian sector to an intensive, innovative type of development. The article consistently, logically and scientifically describes the main directions of further agro-industrial complex intensification, as a necessary condition for the accelerated and sustainable agriculture development in Russia and the Krasnodar Territory. Of great importance in solving this problem is the study of foreign best practices and agrarian policy prospective directions (e.g. USA, France, China, etc.). It should be emphasized that scientific research on this issue is accompanied by coverage of best practices in the agro-industrial complex development of Krasnodar Territory and individual enterprises that have achieved high economic results in their activities. It is emphasized that the work of Krasnodar Territory has a number of shortcomings and large reserves to improve its functioning efficiency. With the participation of Kuban agricultural scientists and specialists in the region, a long-term program for sustainable integrated development of the agricultural sector was developed with the involvement of both public and private foreign investments. The article emphasizes that the guarantee of successful implementation of the proposed recommendations is to strengthen the state role in intensive, innovative agroindustrial complex development, and to improve agricultural policy in the light of prevailing socio-economic situation in the world.

Текст научной работы на тему «Интенсификация — основа развития сельской экономики России»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 338.43 DOI: 10.24411/2587-6740-2018-11004

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В.В. Сидоренко, А.И. Трубилин, А.Б. Мельников, П.В. Михайлушкин

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия

В статье рассмотрена роль интенсификации в аграрных преобразованиях России и Краснодарского края, предлагаются основные направления по повышению конкурентоспособности АПК, обеспечению продовольственной безопасности страны, социальному развитию села, интеграции отрасли в мировую агропродовольственную систему на основе перевода аграрного сектора на интенсивный, инновационный тип развития. В статье последовательно, логично и научно обоснованно даны основные направления дальнейшей интенсификации АПК как необходимого условия ускоренного и устойчивого развития сельского хозяйства России, Краснодарского края. Немаловажное значение в решении этой проблемы имеет изучение передового опыта и перспективных направлений аграрной политики за рубежом (США, Франция, Китай и др.). Следует подчеркнуть, что научные исследования по данной проблеме сопровождаются освещением передового опыта развития АПК Краснодарского края, отдельных предприятий, добившихся высоких экономических результатов в своей деятельности. Подчеркивается, что в работе АПК Краснодарского края имеется ряд недостатков и большие резервы для повышения эффективности его функционирования. С участием кубанских ученых-аграриев, специалистов сельского хозяйства в регионе разработана долгосрочная программа устойчивого комплексного развития аграрного сектора с привлечением как государственных, так и частных иностранных инвестиций. В статье подчеркивается, что гарантией успешной реализации предлагаемых рекомендаций является усиление роли государства в интенсивном, инновационном развитии АПК, совершенствовании аграрной политики с учетом сложившегося социально-экономического положения в мире.

Ключевые слова: интенсификация, научно-технический прогресс, инновация, государственное регулирование, конкурентоспособность, интеграция, аграрные экономические зоны, аграрная политика.

Важнейшей задачей ускоренного развития сельского хозяйства является формирование эффективного конкурентоспособного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, рост экспорта отдельных видов продукции, социального развития села [3].

Основой для формирования условий повышения эффективности отрасли является, прежде всего, дальнейшая интенсификация аграрного производства [10].

Поэтому современная аграрная наука рассматривает интенсивные методы ведения сельского хозяйства в качестве основных направлений, обеспечивающих достаточно высокие темпы развития. Составными звеньями современной интенсификации АПК являются научно-технический прогресс, модернизация, развитие инновационной и инвестиционной деятельности.

В первую очередь от интенсификации зависит эффективность, конкурентоспособность производства. Эффективность производства зависит также от качества продукции, уровня издержек, мотивации труда. Чтобы обеспечить производство высококачественного товара производитель должен применять новые технологии, достижения науки и техники. Другими словами, производитель вкладывает в производство дополнительный капитал, обеспечивая тем самым высокий экономический результат. В этом и заключается суть интенсификации производства — в дополнительных рациональных затратах труда и капитала.

Причем ставится задача, чтобы каждый рубль новых вложений давал максимальную отдачу, повышал экономическую эффективность производства.

Интенсификация (от лат. Intension — напряжение, усиление и Facio — (делаю) — усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности. При определении интенсификации необходимо исходить из взаимосвязи: затраты — земля — продукция. Интенсификация — это, прежде всего, количественный рост объема производства за счет улучшения использования всех ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса, применения технологий. Интенсивный способ связан с применением более эффективных средств производства, увеличением инвестиций в развитие АПК.

Проблема дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного производства страны сегодня весьма актуальна. Во-первых, объем инвестиций в основной капитал АПК хотя и вырос за последние 5 лет на 20%, но составляет всего 3,5% мирового объема инвестиций, при этом доля сельского хозяйства в российском ВВП, по данным МСХ РФ, оценивается в 4-6%.

Россия испытывает трудности, связанные с производительностью труда и недостаточным уровнем оплаты труда, а также с процессом сокращения занятости населения, в особенности молодежи, в сельской местности.

Интенсификация производства охватывает весь процесс производства товаров, поэтому ее необходимо оценивать системой показате-

лей, характеризующих уровень, результаты и экономическую эффективность интенсификации, вернее, окупаемость затрат полученными результатами. На процесс интенсификации производства влияют многие факторы: технические, технологические, экономические, повышение квалификации кадров и другие, но важнейшим и определяющим фактором, своеобразным «локомотивом» интенсификации, да и всей современной экономики, является научно-технический прогресс, от которого зависят качество продукции, издержки производства, производительность, окупаемость затрат и рентабельность и, в конечном счете, конкурентоспособность предприятия.

Еще один очень важный момент в рыночной экономике связан с интенсификацией производства. Это дополнительная прибыль, которую получают товаропроизводители, независимо от форм хозяйствования, ведущие более интенсивное производство. Вкладывая дополнительные инвестиции, применяя современную науку, сельские товаропроизводители в результате эффективной политики имеют более высокий экономический результат, дополнительный чистый доход, используемый для дальнейшего развития производства, дополнительного стимулирования труда, социального развития села [7].

Реализация программы по ускорению развития аграрного сектора должна, прежде всего, обеспечить рост производительности труда отрасли, который невозможен без внедрения достижений научно-технического прогресса

в аграрной экономике. Он отражает роль научных достижений в сельском хозяйстве страны, создает условия для перевода АПК на интенсивный, инновационный путь развития.

Под научно-техническим прогрессом (НТП) обычно понимают процесс непрерывного совершенствования и развития средств и предметов труда, технологий производства продукции, форм организации производства и труда на базе достижений науки, техники, практики. Стратегия НТП осуществляется с помощью целевых программ, которые строго ориентированы на поставленные научно-технические проблемы с прогнозируемым определенным экономическим эффектом. Тактика включает комплекс научно-технических и экономических мероприятий по осуществлению поставленных целей.

Основными составляющими НТП в АПК являются материально-техническая база, научные кадры, информация, внедренческие центры. В аграрной экономике научно-техническому прогрессу будет способствовать развитие здоровой конкуренции, осуществление антимонопольных мер, подготовки кадров для села.

Итак, научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования форм, методов организации и управления производством. Он играет решающую роль в развитии и интенсификации сельскохозяйственного производства.

Для ускорения развития научно-технического прогресса в АПК, на наш взгляд, необходимо следующее:

• усиление роли государства в развитии аграрного сектора экономики;

• материальное стимулирование отдельных направлений НТП;

• планирование аграрной экономики;

• введение госзаказа на все виды деятельности;

• равноправная ценовая политика;

• развитие науки и техники;

• развитие малых предприятий и венчурных фирм;

• модернизация всех звеньев АПК. Модернизация сельскохозяйственного

производства является объективным планомерным процессом перевода его на рельсы крупного машинного производства, расширения сферы применения индустриальных методов производства и труда, новейших достижений НТП и передового опыта, дальнейшего развития межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, инструментом современной индустриализации сельскохозяйственного производства. Это сложный и длительный процесс создания и укрепления материально-технических, технологических и организационно-экономических основ аграрного сектора экономики.

Следует отметить, что в последние годы НТП все больше и больше получает свое развитие в перерабатывающих отраслях АПК, где внедряются прогрессивные технологии производства, совершенствуется организация закупок и перевозок, переработки и хранения продукции, внедряется новейшая холодиль-

ная техника, улучшается оснащение специализированным транспортом, контейнерами и др.

Как уже отмечалось, модернизация предполагает более высокие по сравнению с существующими темпы технического перевооружения и экономию материальных ресурсов, что возможно лишь при надежном обеспечении сельскохозяйственного производства соответствующими кадрами. Эту задачу призваны решать сельскохозяйственные учебные заведения. Эффективная работа специалистов, их нацеленность на новшества, тесное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями позволит обеспечить высокие результаты работы. Активизация человеческого фактора, систематическое совершенствование подготовки и переподготовки кадров — важный резерв модернизации и повышения на этой основе производительности труда и его оплаты в АПК.

В современных условиях модернизация всех отраслей аграрной сферы экономики Российской Федерации становится неотъемлемым условием перехода к инновационному типу развития. Особое значение при этом отводится не только технологической модернизации, но также модернизации социальной инфраструктуры для обеспечения россиянам более высокого качества жизни.

Научно-технический прогресс, модернизация АПК создают условия для перевода аграрного сектора экономики на инновационный, интенсивный путь развития. Не вызывает сомнения, что реализация стратегии развития экономики страны, как в целом, так и сельского хозяйства, может быть успешно решена при условии развития инновационной деятельности, ориентированной на рынок потребителя. Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии — научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение ее до практического использования, получение нового продукта, его коммерциализация — значительно различаются по организации труда, методам управления, финансирования и т.д.

Для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующую. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса, который невозможен без системы его стимулирования и составления соответствующих этому процессу дорожных карт.

Таким образом, механизм инновационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение в сферы аграрного производства. А это можно более эффективно реализовать в крупных агропромышленных комплексах.

Развитые страны мира за последние 1015 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса в АПК. Прежде всего, следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, изобретений, их коммерциализация и т.п. Своеобразие экономическо-

го развития мировой экономики в последние годы выдвинуло на передний план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, малый бизнес. Так, в последнее десятилетие до половины всех нововведений в экономике США обеспечивалось небольшими венчурными фирмами, предприятиями, в том числе в аграрном бизнесе.

Мелкие капиталы и фирмы, более подвижные и гибкие, успешно выполняют функцию разработки научно-технических идей, доводки их до приемлемых для внедрения и рентабельности технологий. На этих первых стадиях инновационного процесса роль мелких и средних предприятий весьма значительна.

Во многих странах в роли главного инвестора в сфере инноваций выступают венчурные фонды. Венчурные фирмы осуществляют свой малый агробизнес путем рискованного вложения капитала в нововведения ради получения высокой прибыли, компенсирующей неудачные вложения. Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий. Поэтому в настоящее время венчурное финансирование активно развивается во многих странах мира, особенно при создании совместных предприятий, развитии свободных экономических зон в АПК.

Важным этапом при реализации аграрных инновационных проектов является определение эффективности агроинноваций. Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки эффективности является определение срока окупаемости инвестиций на уровне отдельного инновационного проекта в виде отношения объема вложений капитала к прибыли, полученной за счет внедрения капитала в инновации.

Обобщающим показателем оценки инвестиций является рентабельность инвестиций, которая определяется процентным отношением общей величины прибыли, полученной от внедрения инноваций, к инвестициям. Прибыль, полученная от реализации инновации, может быть использована на модернизацию производства, на финансирование новых видов конкурентоспособных отраслей, социальное развитие АПК.

Однако окончательную оценку эффективности агроинноваций дает рынок, потребитель, а результатом инновационной деятельности является продукт, реализованный на рынке с высокой рентабельностью. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может быть использована на интенсификацию производства, обеспечивающую высокую конкурентоспособность производства, социальное развитие села.

Проводимые нами исследования состояния и развития инновационной деятельности в Краснодарском крае, в других регионах позволили разработать систему регулирования

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Рис. 1. Современная система регулирования инновационной деятельности АПК (проект)

инновационными процессами в аграрной сфере экономики России (рис. 1).

Развитию и повышению эффективности инновационной деятельности во всех сферах экономики будет способствовать создание на федеральном и региональном уровнях специализированных инновационных фондов и фондов модернизации производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству, региону или предприятию концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность в системе АПК.

Действительно, развитие рыночных отношений, конкуренция во всех сферах экономики, включая и мировую, вызывает необходимость стимулирования ускорения темпов инновационной деятельности, формирования рынка инновации. Этому будет способствовать государственная поддержка реализации важнейших инновационных проектов, создание государственных и коммерческих научно-консультационных центров в аграрном секторе экономики.

Активизация инновационной деятельности в АПК должна осуществляться и планироваться по наиболее приоритетным направлениям интенсификации аграрного производства. Активную роль в развитии инновационной деятельности на аграрном рынке должны играть коммерческие и иностранные компании, со-

вместные предприятия, созданные особые (аграрные) экономические зоны по опыту Китая.

Разумеется, инновационная деятельность в АПК должна поддерживаться и регулироваться государством. Это вызывает необходимость создания федерального и региональных органов, которые должны осуществлять координацию, регулирование и при необходимости единое управление инновационной деятельностью в различных сферах экономики, в том числе аграрной.

В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит через национальные исследовательские программы, на основе создания льготных условий кредитно-налоговой системы для указанной деятельности. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм.

Уровень использования такого рода инновационных программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса показателен на опыте экономики ряда стран мира (табл.).

Во Франции существует наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских

планов. В Англии отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществить координацию разработок инноваций на государственном уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема.

Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Таблица

Место отдельных стран мира в рейтинге «Глобальный инновационный индекс», 2016 г.

Страна Место в рейтинге ГИИ, 2016 г.

Швейцария 1

Швеция 2

Великобритания 3

США 4

Сингапур 6

Республика Корея 11

Гонконг (Китай) 14

Израиль 21

Россия 43

Мы считаем, что государственная инновационная стратегия, как составная часть интенсификации в АПК должна:

• содействовать повышению инновационной активности в АПК, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

• сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

• содействовать развитию инновационной деятельности в России, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства в сфере АПК. Более конкретными формами государственной поддержки инновационной деятельности в аграрной сфере являются:

• обеспечение прямого финансирования;

• создание условий для развития венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

• создание сети технопарков, особых экономических (агарных) зон, совместных предприятий;

• вовлечение малого агробизнеса, включая фермеров, в инновационную деятельность;

• стимулирование инновационной кооперации агробизнеса и науки через систему грантов.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, господдержка отрасли остается стабильной и достаточно значительной, обеспечивающей стабильный рост производства продукции сельского хозяйства: с 2012 по 2016 гг. — 112,1%, при среднегодовом темпе прироста — 102,3%.

В 2016 г. на реализацию мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства было направлено 223,2 млрд руб. (223, 3 млрд руб. в 2015 г.). На 2017 г. предусмотрено 242,2 млрд руб.

Огромные инвестиции в АПК обеспечили переход отрасли на интенсивный, инновационный путь развития, насыщение аграрного рынка российскими продуктами питания и рост экспорта продовольствия. Сегодня Россия занимает первое место в мире по экспорту пшеницы, в 2016 г. экспорт продовольствия из России достиг 17 млрд долл. США, при этом география экспортных поставок сельхозпродукции с каждым годом растет и сейчас составляет 100 стран мира. Рост экспорта может быть достигнут только на основе интенсификации, повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, усиления роли государства в развитии АПК, увеличения его доли в экономике страны. В настоящее время доля АПК в структуре российского ВВП составляет около 4%.

Как показывают исследования научных учреждений, передовой опыт работы многих сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, результаты инновационной деятельности очень эффективны. Учитывая это обстоятельство, в Краснодарском крае с участием ученых-аграриев разработана долгосрочная программа стабильного инновационного раз-

вития аграрного сектора, в которой наряду с задачами обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, повышения конкурентоспособности сельской экономики и социального развития села, предусматривается развитие перерабатывающей, торговой и внешнеэкономической деятельности, привлечение частных и иностранных инвестиций в экономику, создание совместных предприятий и аграрных экономических зон [6].

Сегодня АПК Краснодарского края является ведущим в аграрном секторе экономики России. Край производит более 10% валовой сельскохозяйственной продукции в стране. Благодаря наличию сырьевой базы в крае развито промышленное производство мясомолочной продукции, сахара, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов и др.

За последние годы на Кубани наблюдается устойчивый рост аграрной экономики. Продукция сельского хозяйства в 2016 г. достигла 403 млрд руб. против 201 млрд руб. в 2010 г., то есть рост составил 202 млрд руб.

Рентабельность отрасли достигла 33,3%, а прибыль — почти 50 млрд руб. [1].

За последние 5 лет в АПК края вложено около 160 млрд руб., по объему инвестиций в интенсификацию АПК регион является первым в России. Сегодня на Кубани производится 80% российского риса, более 10% зерновых культур, половина российского винограда. В регионе динамично развивается переработка сельскохозяйственной продукции, кубанские переработчики производят в общероссийском объеме 85% мясных консервов для детского питания, 51% натурального кофе, 26% круп, 22% растительного масла, 15% плодоовощных консервов.

Увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, росту доходов сельского населения края и их занятости способствует ускоренное развитие сельских подсобных производств, малых форм хозяйствования, фермерских хозяйств, а также создание новых форм аграрных предприятий [8].

В крае эффективно работают крупные агро-холдинги, в которых системно интегрировано производство, переработка, хранение и реализация продукции. К таким типам хозяйств следует, прежде всего, отнести агрохолдинг «Кубань» Усть-Лабинского района, ЗАО фирма «Агрокомплекс» Выселковского района, СПК «Знамя Ленина» Щербиновского района, ООО «Успенский Агропромсоюз», ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» и другие современные предприятия мирового уровня.

Эффективно работает крупное агрообъе-динение «Кубань» Усть-Лабинского района, в котором работают свыше 5 тыс. человек. Агро-холдинг «Кубань» признан одной из ведущих агрокомпаний России по экономическим и социальным показателям. Выручка компании за 2016 г. превысила 12 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб., рентабельность — свыше 50%.

В агрохолдинге воедино интегрировано высокоэффективное производство продукции растениеводства, животноводства, переработка и реализация продукции. Достаточно отметить, что в его состав входят сахарный завод, зерновые элеваторы, мясокомбинат, а также

фирменные магазины. Огромные финансовые средства агрокомплекс направляет ежегодно в социальную сферу. Отличительной особенностью деятельности агрохолдинга является участие предприятия во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Он сотрудничает на внешнем рынке с международными торговыми фирмами.

Разумеется, огромный экспортный потенциал имеют и другие предприятия Краснодарского края. Это вызывает необходимость дополнительных мер по разработке стратегии преобразования АПК, что, в свою очередь, требует изменений в организационной структуре, методах управления и стимулирования, кадровой политике, составлении бизнес-проектов и дорожных карт эффективного продвижения сельскохозяйственной продукции за рубеж на основе внедрения новейших информационных систем для аграрного бизнеса. Однако непременными условиями такой стратегии должны быть, прежде всего, высокий уровень качества и конкурентоспособности производимой продукции. Только в этом случае, как показывает опыт ВЭД агрохолдинга «Кубань», можно добиться высоких показателей экономической эффективности экспорта продовольствия [10].

Несмотря на достаточно высокие темпы роста аграрной экономики, в Краснодарском крае имеются значительные резервы дальнейшего ускорения социально-экономического развития отрасли.

Негативным в развитии аграрного сектора Краснодарского края являются: недостаточно высокий уровень рентабельности продаж некоторых видов сельскохозяйственной продукции, значительное число убыточных организаций, с каждым годом увеличивающаяся кредиторская задолженность, которая в 2016 г. превысила 46 млрд руб. Низкой остается оплата труда, которая сегодня в регионе на одного работника АПК составляет около 24 тыс. руб. В рейтинге зарплат регионов РФ Кубань занимает лишь 42 место.

Вызывает озабоченность низкая окупаемость инвестиций, которые направляются на модернизацию сельской экономики. В крае наблюдается рост банкротства в системе АПК. Анализ современного состояния экономики сельского хозяйства позволил выявить нежелательную тенденцию перехода на мелкотоварное производство в АПК Краснодарского края и сокращение числа крупных сельскохозяйственных организаций. Это в определенной степени повлияло на замедление развития животноводства в крае. Фермерские хозяйства занимаются сегодня в основном выращиванием продукции растениеводства и в меньшей мере животноводством. Не умаляя роль малых форм хозяйствования, как стратегически значимого сектора экономики АПК [5], эффективность работы многих фермерских хозяйств остается недостаточной. На долю фермерских хозяйств приходится 30% всего производимого в крае зерна. Однако, располагая 30% пашни от общего наличия земель в крае, фермеры производят лишь 7% молока, 1,5% мяса и 3,8% плодов и ягод. Это является значительным недостатком в деятельности отечественного фермерства. Опыт работы фермеров во многих странах мира свидетельствует о

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

том, что именно малые формы хозяйствования в кооперации с крупными аграрными комбинатами, агрофирмами и агрохолдингами играют важную роль в производстве и поставке мяса, молока, плодов и другой продукции на продовольственный рынок [4].

В программе развития АПК края с целью дальнейшей интенсификации намечено увеличение инвестиций в развитие животноводства, семеноводства, плодоводства, виноградарства, а также переработку и реализацию продукции, развитие агротуризма. На Кубани (в Анапе) намечено создание центра круглогодичного туризма и виноделия. За последние 5 лет кубанские виноделы завоевали 250 медалей на крупнейших международных конкурсах: одну платиновую медаль, 39 золотых, 88 серебряных и 122 бронзовых. Впервые самой высокой наградой на международном уровне — платиновой медалью — удостоено на конкурсе Decanter World Wine Awards в Лондоне кубанское вино «100 оттенков красного. Саперави 2015». Благородный напиток производства ОАО АПФ «Фанагория» набрал рекордные 95 баллов.

Важная роль в реализации данной программы принадлежит эффективной системе сбыта продукции на основе организации в крае семи оптово-логистических центров, развитию сельхозкооперации, организации фермерских рынков. Реализация перспектив развития АПК Краснодарского края потребует усиления господдержки и привлечения как государственных, так и частных и иностранных инвестиций в эту важную отрасль экономики.

Для Краснодарского края перспективным направлением привлечения частных и иностранных инвестиций в аграрный сектор будет организация аграрных экономических зон (АЭЗ) и совместных предприятий [12]. Эти структуры с облегченным налоговым режимом создадут условия для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, торговли продовольствием в Краснодарском крае.

Разработанная нами модель аграрной экономической зоны представлена на рисунке 2.

Наиболее эффективной будет организация АЭЗ на базе крупных агропромышленных комплексов и агрохолдингов, таких, как, например, Крымский консервный завод, агрофирма «Абрау-Дюрсо», АО «Дагомыс-чай» и др. Реализация проекта по созданию аграрных экономических зон в Краснодарском крае позволит обеспечить наращивание аграрных производств и занятость сельского населения до 200-250 тыс. человек.

Предлагаем создать в структуре Министерства сельского хозяйства РФ специальный орган по развитию и координации АЭЗ.

Наряду с развитием особых экономических зон в России возрастает объективная необходимость создания совместных предприятий в АПК, которые способны привлечь значительные инвестиции для модернизации и развития сельского хозяйства, обеспечить занятость сельского населения.

В Краснодарском крае важная роль отводится развитию государственно-частного партнерства в системе АПК. К примеру, розничная сеть «Магнит» вложила в развитие тепличного овощеводства (овощной комплекс «Зеленая линия») и комплекс по выращиванию шампиньонов более 20 млрд руб. Тепличный комплекс «Зеленая линия» состоит из 24 тепличных блоков и занимает площадь в 130 га. Проектная мощность тепличного комплекса к 2018 г. составит 70 тыс. т овощей в год, а мощность завода по производству грибов, расположенного на 50 га, — 6,5 тыс. т грибов.

С целью улучшения системы реализации сельхозпродукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, кроме действующих ярмарок выходного дня, перспективной будет организация фермерских двориков во всех крупных городах и районных центрах Кубани, чтобы люди могли покупать качественные продукты питания с минимальной наценкой ежедневно. Для этого необходимо

сооружение небольших крытых павильонов на 20-40 торговых мест, оборудованных всем необходимым для фермеров.

Уместно заметить, что авторитетные руководители кубанских хозяйств, а также ученые-аграрники давно говорят и пишут о том, что в России, как и во всех передовых странах, нужно вводить госзаказ на ту или иную сельскохозяйственную продукцию по гарантированным (рентабельным) ценам, то есть возвращаться на рельсы плановой экономики, так как утверждения сторонников рынка, что рынок все и вся расставит на свои места, голословны, то есть этот механизм не срабатывает. Мы придерживаемся точки зрения, что в современных условиях роль государства в формировании аграрной политики России и непосредственно в развитии интенсификации сельского хозяйства должна возрастать [13].

Выводы

Итак, интенсификация является составной частью аграрной политики государства. Ее главная задача — обеспечить высокоинтенсивное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, для чего необходимо создать совершенный механизм и разработать госпрограммы интенсификации сельской экономики по основным ее направлениям с учетом опыта на мировом и отечественном аграрных рынках.

Успешная реализация задач по развитию АПК страны возможна лишь при условии увеличения расходов на интенсификацию в государственном бюджете до 7-10% вместо 1,5% в настоящее время.

Первым реальным шагом по усилению госрегулирования аграрной сферы экономики и переводу ее на интенсивное, инновационное развитие будет введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, создание государственного (федерального) органа по закупкам продовольствия и соответствующей государственной производствен-

Компания по ОАЭЗ

Рис. 2. Организационная структура особой аграрной экономической зоны (проект)

ной инфраструктуры, обеспечивающей прием, хранение и переработку продукции сельского хозяйства, а также повышение оплаты труда.

Успешному решению актуальных проблем в аграрном секторе страны будет способствовать также проведение региональных и всероссийских научно-практических конференций по развитию АПК с привлечением специалистов сельского хозяйства, фермеров, ученых-аграрников, представителей аграрного бизнеса и иностранных компаний.

Все эти меры позволят сконструировать более эффективную с учетом современных реалий в мировой экономике государственную аграрную политику, использовать огромный отечественный потенциал для увеличения экспорта продовольствия и занять достойное место на мировом агропродовольственном рынке.

Об авторах:

Литература

1. Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2017. 234 с.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. М.: Росинформагротех, 2012. 214 с.

3. Путин В.В. Это действительно современная, привлекательная для инвестиций отрасль, один из локомотивов развития экономики страны // Вестник АПК. 2017.

4. Зубов Д. Кооперация развивается там, где существует спрос // Вестник АПК. 2017. № 10. С. 60-61.

5. Плотников В. Весомую долю в приросте сельхозпродукции дают фермы // Вестник АПК. 2017. № 10. С.61-62.

6. Трубилин А., Сидоренко В., Михайлушкин П. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 5. С. 4-8.

7. Сидоренко В., Михайлушкин П., Пресняков Д. Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 6-9.

8. Сидоренко В.В. Стратегия аграрных преобразований в России. Краснодар: Мир Кубани, 2013. 349 с.

9. Сидоренко В., Михайлушкин П., Баталов Д. Состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности импортозамещения в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 4. С. 38-41.

10. Трубилин А., Сидоренко В., Михайлушкин П., Баталов Д. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С.26-30.

11. Мельников А., Сидоренко В., Михайлушкин П., Макаревич О. Формирование концепции системы государственного регулирования АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 37-40.

12. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.

13. Сидоренко В.В., Макаревич О.А. Государственное регулирование аграрной экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 399 с.

Сидоренко Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ОРСЮ: https://orcid.org/0000-0001-5145-633X, mikhaylushkinpv@mail.ru

Трубилин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, ректор, mikhaylushkinpv@mail.ru

Мельников Александр Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности, ОРСЮ: https://orcid.org/0000-0003-0978-0464, mikhaylushkinpv@mail.ru

Михайлушкин Павел Валерьевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ОРСЮ: https://orcid.org/0000-0003-1304-8102, mikhaylushkinpv@mail.ru

INTENSIFICATION IS THE BASIS OF RUSSIAN RURAL ECONOMY DEVELOPMENT

V.V. Sidorenko, A.I. Trubilin, A.B. Melnikov, P.V. Mikhailushkin

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

This article examines the role of Intensification in the agrarian reforms of Russia and Krasnodar Territory, suggests the main directions for increasing the competitiveness of the agro-industrial complex, ensuring the country's food security, social development of the rural territories, integrating the industry into the world agro-food system by transferring the agrarian sector to an intensive, innovative type of development. The article consistently, logically and scientifically describes the main directions of further agro-industrial complex intensification, as a necessary condition for the accelerated and sustainable agriculture development in Russia and the Krasnodar Territory. Of great importance in solving this problem is the study of foreign best practices and agrarian policy prospective directions (e.g. USA, France, China, etc.). It should be emphasized that scientific research on this issue is accompanied by coverage of best practices in the agro-industrial complex development of Krasnodar Territory and individual enterprises that have achieved high economic results in their activities. It is emphasized that the work of Krasnodar Territory has a number of shortcomings and large reserves to improve its functioning efficiency. With the participation of Kuban agricultural scientists and specialists in the region, a long-term program for sustainable integrated development of the agricultural sector was developed with the involvement of both public and private foreign investments. The article emphasizes that the guarantee of successful implementation of the proposed recommendations is to strengthen the state role in intensive, innovative agro-industrial complex development, and to improve agricultural policy in the light of prevailing socio-economic situation in the world.

Keywords: intensification, scientific and technological progress, innovation, state regulation, competitiveness, integration, agrarian economic zones, agrarian policy.

References

1. Agriculture of the Krasnodar territory. Statistical collection. Krasnodar, 2017. 234 p.

2. The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. Moscow: Rosinforma-grotech, 2012. 214 p.

3. Putin VV. It is a truly modern, attractive for investment industry, one of the locomotives of economic development of the country. Vestnik APK = Herald of the agro-industrial complex. 2017.

4. Zubov D. Cooperation develops where there is demand. Vestnik APK = Herald of the agro-industrial complex. 2017. No. 10. Pp. 60-61.

5. Plotnikov V. A significant share in the growth of agricultural products is provided by farms. Vestnik APK =

About the authors:

Herald of the agro-industrial complex. 2017. No. 10. Pp. 61-62.

6. Trubilin A, Sidorenko V., Mikhajlushkin P. Competitiveness of agrarian sector of economy. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 5. Pp. 4-8.

7. Sidorenko V, Mikhajlushkin P., Presnyakov D. Modern problems and priorities of an agrarian policy of Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 2. Pp. 6-9.

8. Sidorenko VV. Strategy of agrarian transformations in Russia. Krasnodar: Mir Kubani, 2013. 349 p.

9. Sidorenko V,,Mikhajlushkin P.,BatalovD. Status and prospects of food security import substitution in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 4. Pp. 38-41.

10. Trubilin A., Sidorenko V, Mikhajlushkin P., Batalov D. Modern problems of agrarian transformations in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 1. Pp. 26-30.

11. Melnikov A., Sidorenko V., Mikhajlushkin P., Mak-arevich O. ormation of the concept of the system of state regulation of the agroindustrial complex. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 4. Pp. 37-40.

12. Sidorenko VV. Agricultural policy and food security in Russia. Krasnodar: Mir Kubani, 2017. 357 p.

13. Sidorenko VV., Makarevich O.A. State regulation of agrarian economy of Russia. Krasnodar: Mir Kubani, 2017. 399 p.

Vladimir V. Sidorenko, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of Eeonomics and foreign economic affairs,

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5145-633X, mikhaylushkinpv@mail.ru

Alexander I. Trubilin, doctor of economic sciences, professor, rector, mikhaylushkinpv@mail.ru

Alexander B. Melnikov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0978-0464, mikhaylushkinpv@mail.ru

Pavel V. Mikhailushkin, doctor of economic sciences, associate professor, professor of the department of economics and foreign economic affairs, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1304-8102, mikhaylushkinpv@mail.ru

mikhaylushkinpv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.