ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
КАЗИХАНОВ A.M.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ АПК РЕГИОНА
В статье рассматриваются проблемы развития АПК в условияхрыночной экономики. Акцентируется внимание на необходимость усиления формирования товарной стратегии. Рассматриваются теоретические аспекты товарной стратегии и их особенности в аграрном секторе экономики. Дан анализ системности в АПК как фактора формирования товарной стратегии.
KAZIKHANOV A.M.
THE FORMATION OF THE MODERN STRATEGY OF AIC OF THE
REGION
In this article are considered the problems of the AIC development in the conditions of market economics. The author also focuses on the necessity of strengthening the formation of the marketable strategy. He also considers the theoretical aspects of the marketable strategy and their special features in the agrarian sector of economics. The author gives the analysis of systematization in Agrarian-and- Industrial Complex (AIC) as the factor of the marketable strategy formation.
Ключевые слова: товарная стратегия, стратегические решения, потенциал, системность и комплексность.
Keywords: marketable strategy, strategic decisions, systematization and integration.
Развитие в регионах рыночных отношений, формирование политики организационно-экономического обеспечения производственно-сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, повышение роли стратегического управления в хозяйствующих субъектах сельского хозяйства, содержания и ресурсного сопровождения деятельности предприятий на внутреннем рынке обусловили поиск новых концептуальных подходов к формированию стратегии АПК и сельского хозяйства. Проблема развития сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства. Во-первых, социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельхозпредприятий, тем самым увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. Другая сторона этой проблемы заключается в том, что в сельской местности практически нет других источников дохода как сельское хозяйство. Это заставляет менеджеров сельхозпредприятий
сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории. Однако это ведет к снижению производительности труда, к падению общей рентабельности в отрасли.
По нашему мнению, аграрная политика страны сегодня могла бы сделать некоторые шаги по поддержанию наметившегося роста в данном секторе экономики. Основные направления такой политики можно сгруппировать следующим образом: поддержание российского экспорта агропродовольст-венной продукции; обеспечение закупок агропродовольственной продукции для государственных нужд исключительно на внутренних рынках; расширение закупок отечественной продукции компаниями с государственным капиталом; комплексная увязка программ социальной помощи отдельным группам населения с программами поддержки отечественных производителей агропродовольственной продукции; инициирование и поддержка союзов производителей в агропродовольственном секторе; формирование системы сертификации качественной отечественной продукции, проведение государственной кампании продвижения отечественной продукции.
Сельскохозяйственное предприятие в рыночной экономике выступает на аграрном рынке как агент и ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынки. Оно в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на аграрном рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.
В рыночных условиях сельскохозяйственное предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Аграрный рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий, учет которых необходим при характеристике положения сельскохозяйственного предприятия в рыночной экономике.
Важным условием складывания рыночных отношений является экономическая обособленность сельхозтоваропроизводителей. Современное сельскохозяйственное предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми
может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.
Сельскохозяйственное предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска, - соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура.
Процесс расслоения товаропроизводителей является объективной реальностью, он закономерен. И эта закономерность выпукло проявляется в наших сегодняшних буднях. В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала, которое, по образному определению К. Маркса, вписано и историю человечества пламенеющим языком огня и меча. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную «клеточку». Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: «производство -распределение - потребление» - сменяются при капитализме всеобщей опосредованной связью: «производство - обмен - потребление».
При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, возникает товарный фетишизм. Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства извне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, получает простор и развитие.
Процесс формирования товарной стратегии сельскохозяйственного предприятия представляет собой комплекс важнейших взаимосвязанных управленческих решений. Такой процесс начинается с увязки глобальной и локальных целей предприятия. При разработке таких целей предприятием определяется ассортимент товарной продукции, с которым выходит на рынок.
На практике хозяйствования предприятий регионального АПК осуществляется следующий порядок формирования товарного ассортимента: ис-
следование потенциальных товарных рынков, на которые ориентируется предприятие (прогноз возможностей получения заказов для государственных и региональных нужд, выбор предпочтительных рынков инициативных товаров); формирование базового товарного ассортимента предприятия; определение потенциальных экономических характеристик продукции, включенной в базовый товарный ассортимент предприятия; определение рейтинга продукции, включенной в базовый товарный ассортимент; формирование и отбор предпочтительных вариантов товарного ассортимента.
Для сельскохозяйственного предприятия важно иметь такой состав товарного ассортимента, который обеспечивает в течение продолжительного периода постоянное превышение доходов над расходами, т.е. решение задач максимизации прибыли. Началом процесса формирования служит определение величины ограничения товарного ассортимента, по которому вырабатывается приемлемый вариант. А затем осуществляется последовательное ранжирование номенклатурных позиций, суммируется значение экономических характеристик по номенклатурным позициям. Полученные наборы рассматриваются как возможные варианты. Товарная политика предприятия может осуществляться в направлениях: расширение товарной номенклатуры за счет включения в нее новых видов продукции; увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих видов продукции.
Пока товар находится в стадии перехода, пребывает в промежуточной стадии между производством и потреблением, пребывает, собственно, в сфере обращения, на рынке, на складе, он предложен к продаже. Он образует, таким образом, запас, и постоянное наличие этого запаса является постоянным условием процесса воспроизводства.
Современный уровень развития аграрного рынка характеризуется многозвенной системой товароснабжения, и здесь возможны три основные стратегии товародвижения: поочередное снабжение центральным складом нижестоящих звеньев; в зависимости от заказов производится распределение поставок между звеньями системы; нисходящее снабжение при каждом пополнении группы нижестоящих звеньев. Сети товародвижения в АПК, располагающие оптовыми промежуточными базами, являются более прогрессивными. На специальных мелкооптовых складах хранятся товарные запасы с высоким удельным весом в товарообороте. Существует также такая структура товародвижения в АПК, при которой запасы на складах всех звеньев (в т.ч. мелкооптовых) рассматриваются как совокупный запас и могут перераспределяться на горизонтальном уровне в зависимости от товарных потребностей мелкооптовых звеньев. В исследуемом регионе функционируют две формы товарных поставок: транзитная и складская. Транзитная форма поставок в АПК предполагает прямые поставки товарной продукции от производителей к заказчикам. Имеет место конкуренция между транзитной и складской формами поставок. И у той, и у другой системы есть свои преимущества. При транзитной форме: заказчик, напрямую контактируя с сельхозтоваропроизводителем, влияет на уровень качества выпускаемой продукции. При складской форме: более крупные закупочные партии позволяют снижать отпуск-
ные цены сельхозтоваропроизводителей; уменьшается совокупный страховой запас, т.е. гарантийный запас, который создается на случай задержки поступления очередной партии товарной продукции против предусмотренного планом срока завоза.
Непродуманные поспешные реформы в АПК привели к острейшему кризису, который все еще не преодолен в исследуемом регионе. Радикальные аграрные реформы начала 1990-х годов стартовали в весьма неблагоприятных для сельского хозяйства условиях. Статистические показатели свидетельствуют о том, что развитие сельскохозяйственного производства в стране снизилось до уровня, который Россия имела в 60-е годы. Причины такого положения носят экономический и социальный характер. Аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки отрасли. Для успешного функционирования сельскохозяйственных предприятий в этих условиях возникает необходимость научного осмысления происходящих экономических процессов в сфере сельскохозяйственного производства. Закономерным фактором развития аг-ропродовольственного сектора стал рост ценового диспаритета. В последние годы советской экономики соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы для аграрного производства всегда были завышены в пользу сельского хозяйства. Естественно, с либерализацией цены на ресурсы стали расти быстрее закупочных цен в сельском хозяйстве. Кроме того, рентабельность в перерабатывающей промышленности и наценки в розничной торговле были также относительно занижены. Ценовая либерализация привела к изменению и этих пропорций не в пользу сельского хозяйства.
В результате сельское хозяйство оказалось зажатым между двумя этими трендами и в течение практически одного года лишилось оборотного капитала. Проблема усугублялась отсутствием доступного сельскохозяйственного кредита. Позднее условия обмена для сельского хозяйства нормализовались, но отсутствие адекватной системы сельскохозяйственного кредита, отложенная макроэкономическая стабилизация и продолжающийся спад производства сохранили финансовую проблему сектора до настоящего времени. Следующим фактором спада в агропродовольственном секторе стала неразвитость рыночной инфраструктуры.
В 1992 году государство фактически оставило сферу распределения аг-ропродовольственной продукции. А в исследуемом регионе по инерции продолжался процесс регулирования рынков еще примерно до 1995 года. После централизованно планируемой экономики в республике не осталось инфраструктуры, способной функционировать в рыночных условиях. В результате возникла ситуация, когда сельхозтоваропроизводители не могли реализовать свою продукцию, в то время как аграрный рынок еще не был полностью насыщен.
Существенным фактором спада производства товарной продукции в отрасли явилась и неготовность системы управления регионального АПК
функционировать в новых экономических условиях. Анализируя спад в отрасли, необходимо принять во внимание и чисто статистический эффект. В советское время руководители хозяйств и предприятий имели сильные стимулы для завышения объемов производства, в настоящее же время столь же сильны стимулы к сокрытию объемов производства.
Перманентный спад в экономике не создает экономических стимулов для сельскохозяйственных предприятий и тем самым не формирует потребности в реальной трансформации. В этих условиях огромное количество сельхозтоваропроизводителей независимо от правовой формы (коллективной или индивидуальной) следуют образцам «поведения выживания».
Исследования показывают, что корреляция между производственными изменениями и рыночными сигналами изменилась от негативной к позитивной для большинства видов товарной продукции в годы реформ, т. е. реформы привели к более адекватной реакции сельхозтоваропроизводителей на рыночные сигналы. С отменой системы обязательных поставок государству стали возникать иные продовольственные цепочки.
Сельхозпроизводители стали вольны сами выбирать покупателей своей продукции и тем самым максимизировать прибыль. Как показали наши обследования в регионе в течение 1998-2002 гг., наиболее предприимчивые сельхозтоваропроизводители используют при реализации своей продукции частных посредников, оптовые рынки, ярмарки. Центр тяжести в управлении хозяйствами постепенно смещается с производственных задач на задачи маркетинга. Это развитие системы сельскохозяйственного кредита начало обучение сельских руководителей финансовой дисциплине, хотя этот процесс и был прерван кризисом 1998 года.
Правильная выбранная товарная стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия независимо от формы собственности.
Термины «стратегия», «стратегические решения» неоднократно использовались в трудах отечественных и зарубежных ученых. Нами делается попытка уточнения этих понятий применительно к стратегии и стратегическим решениям по управлению сельскохозяйственным предприятием. Необходимо отметить, что предлагаемые здесь трактовки понятия «стратегия» не являются единственными; в учебной и научной литературе по стратегическому управлению и планированию на предприятиях (Акофф, 1972; Ансофф, 1989; Карлоф, 1991; Экономическая стратегия фирмы, 1995; Основы предпринимательской деятельности, 1996; Глини, Маркова, Перникс, 1994; Кинг, Клиланд, 1982 и др.) даются и иные варианты.
Так, в работе (Ансофф, 1989) стратегия определяется как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», а в работе (Евенко, 1996) под стратегией понимается «конкретизация пути развитии предприятия, исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу». Несмот-
ря на то что общее содержание стратегии понимается более или менее сходным образом, необходимо дать по возможности однозначное и инструментальное в данном контексте определение стратегии. Термин «стратегия» (от греч. stratos - войско, ago - веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения воины. Поскольку войны являлись (и, к сожалению, являются и по сей день) наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом.
Соответственно, термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две характеристики - необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, а возврат к предыдущему состоянию объекта управления, если и возможен, требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом аграрном предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии. Для стратегических решений на уровне сельскохозяйственного предприятия характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов.
В практике работы предприятий отрасли к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. В последние годы в связи с процессами приватизации к стратегическим прибавились решения по виду и принадлежности прав собственности на имущество и продукцию самого предприятия. Таким образом, стратегические решения существовали всегда, хотя необходимость их подготовки и принятия на уровне аграрного предприятия в условиях централизованного управления была ограниченной.
Нами делается попытка классифицировать процессы, из которых складывается деятельность сельскохозяйственного предприятия. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы: процессы использования имеющегося ресурсного потенциала для производства товарной продукции; процессы создания, наращивания и модернизации ресурсного потенциала сельскохозяйственного формирования; процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы хозяйства. Пользуясь этой классификацией, можно соответствующим образом структуризовать и решения, принимаемые на уровне сельскохозяйственного предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося ресурсного потенциала, целесообразно относить к тактическим (см. рис.2). Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования ресурсного потенциала, можно отне-
сти к стратегическим. Наконец, решения, которые определяют ресурсный потенциал сельскохозяйственного предприятия для развития воспроизводственной базы, можно было бы назвать суперстратегическими.
Решения второго и третьего типов (стратегические и суперстратегические) в нашем случае будем объединять общим термином «стратегические решения». Хотелось бы подчеркнуть важность решений третьего типа. Зачастую считается, что самое главное для предприятия - правильно распорядиться имеющимися ресурсами для производства пользующейся спросом товарной продукции. Однако еще большее значение для жизни сельскохозяйственного предприятия в целом имеет система и механизм принятия решений. Именно от этих составляющих зависит, какие средства будут выделены на развитие предприятия, на повышение уровня конкурентоспособности, на обеспечение стабильности функционирования его в рыночной среде.
Потенциал развития воспроизводственной базы
Процессы развития воспроизводственной базы
>
Сфера суперстратегических решений
Воспроизводственный потенциал
Процессы воспроизводства ресурсов
>
Производственный потенциал
У
Процессы производства продукции
>
У
Сфера стратегических решений
Сфера тактических решений
Продукция предприятия
Рис. 2. Основные процессы производства и воспроизводства и классификация решений по управлению сельскохозяйственным предприятием.
В экономической литературе существует три подхода по определению понятия стратегии предприятия. Первый основан на структуризации целево-
го пространства предприятия отрасли - представлениях тех или иных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, о желательном состоянии, результатах и эволюции предприятия. В числе этих лиц могут быть представители менеджмента, работники, акционеры, инвесторы, покупатели продукции, поставщики и т.д. В зависимости от степени детальности или, наоборот, обобщенности этих представлений в целевом пространстве различаются пять уровней описания: миссия, стратегия, цели, задачи и действия (последний элемент является как бы пограничным между целевой и поведенческой сферой). Миссия предприятия - совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
Стратегия - совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий предприятия по реализации его миссии. Миссия предприятия обычно представляет собой достаточно лаконичную и вместе с тем весьма емкую формулировку, как бы вбирающую в себя представления предприятия об окружающей среде, собственных возможностях и притязаниях и предназначении предприятия. Нам представляется, что для формулировки миссии сельскохозяйственного предприятия необходимо учесть и переработать значительный объем информации как о внешней, так и о внутренней среде хозяйства, в том числе о степени политической и экономической стабильности в регионе. Несмотря на общность формулировки миссии, она не является инвариантом и может изменяться по мере эволюции самого предприятия или условий его функционирования.
В нашем подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Цели вынесены на более низкий уровень обобщения, поскольку формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретности, для того чтобы можно было говорить о степени реализации той или иной цели. В частности, для этого желательно, чтобы описание цели включало в себя некоторые значения показателей, измеряемых в более или менее содержательных шкалах, - количественной, разностной или шкале отношений. Исходя из этих посылок, цепочка типовых элементов целевой сферы выглядит так: «миссия - стратегия - цели - задачи».
Второй подход к определению понятия стратегии основан на синтезе стратегии на базе отдельных стратегических решений. Именно стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений.
Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами. В конечном итоге при любом подходе, реализованном с достаточной последовательностью, содержание стратегии должно быть одним и тем же. Отметим, что «стратегические» последствия могут иметь весьма различные решения, касающиеся номенклатуры и объемов производства, отно-
шений с поставщиками и потребителями, социального развития, оплаты труда и других сфер деятельности аграрного предприятия. Принятие нестратегических, оперативных решений без опоры на стратегические установки лишает оперативные решения обоснованности и последовательности.
К стратегическим следует относить те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Для более детальной формулировки определения потенциала необходимо специфицировать условия, в которых будет протекать деятельность предприятия. Если речь идет, скажем, о работе сельскохозяйственного предприятия в условиях кризиса, то в качестве стратегических выступают такие ресурсы, как финансовые или другие ликвидные активы. В нормальных условиях в качестве составляющих потенциала следует рассматривать ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ: отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д. По существу, именно такая ситуация описывается в теории «пяти сил конкуренции» М. Портера (Porter, 1985).
Потенциал сельскохозяйственного предприятия не является постоянной величиной. Так же как и другие элементы производства, он подвержен изменениям. Однако, по сравнению с другими характеристиками предприятия, в нормальных условиях он проявляет более высокую степень устойчивости, демонстрирует замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия.
Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих решений - тактических и оперативных - со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии, мы называем системой стратегического управления. По содержанию стратегическое планирование обращается лишь к базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не только и не столько внешним результатам деятельности предприятия, сколько наращиванию его социально-экономического потенциала.
Наконец, стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика сельскохозяйственного предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика». По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов сельскохозяйственного производства, поведения хозяйства на агропромышленных рынках, стратегические аспекты функционирования в системе регионального АПК.
Товарную стратегию мы рассматриваем как совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем в качество производимой товарной продукции в отрасли и способы поведения предприятия на аграрном рынке. Товарная стратегия включает в себя две большие группы
решений: решения, касающиеся непосредственно самой товарной продукции, производимого предприятием, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этой продукции. Таким образом, стратегия складывается из собственно товарной стратегии (решения, связанные с объемом, структурой и качеством производимой продукции - товаров или услуг) и стратегии поведения предприятия на аграрном рынке. В свою очередь, товарная стратегия включает в себя номенклатурно-ассортиментную, инновационную и объемно-масштабную стратегию.
Не менее важным фактором формирования товарной стратегии АПК является системность и комплексность функционирования АПК. Располагая большими запасами природных и интеллектуальных ресурсов, экономика России не удовлетворяет нарастающие потребности общества и прежде всего в продуктах питания.
При наличии определенных сдвигов в развитии АПК и роста отдельных отраслевых показателей доля импорта продовольствия продолжает оставаться высоким, что свидетельствует о серьезных недостатках в функционировании АПК (Доля импорта в 2005-2007 гг. составила 60-80%).
Это результат недостаточности системности и комплексности, что является серьезным недостатком в организации производства.
На современном этапе системность и комплексность - жизненная необходимость, которая стала реальностью современного этапа развития АПК. Она включает производство сырья, переработку, транспортировку, хранение и сбыт готовой продукции, доведение его до потребителя. В этом плане сегодня она отсутствует. Здесь речь идет о системности и комплексности внутренних связей АПК, охватывающих всю совокупность производственных процессов - от производства сырья, его переработки и доведения до потребителя. При этом определяющим условием его эффективности является сочетание науки и практики.
Располагая большими природными ресурсами, Россия все еще остается не обеспеченной собственным продовольствием. Высокий уровень импорта продовольствия обуславливает наличие проблемы продовольственной безопасности. Это следствие нарушения системности и комплексности функционирования АПК страны и его регионов. Это касается глубинных основ организации производственных систем и совершения экономических связей.
В нашей действительности известна плановая линия организации производства и обращения, которая определяла устойчивость цен на продовольствие и стабильность экономики.
Комплексная система в части развития АПК нуждается в ее восстановлении прежде всего усилиями государственных структур для обеспечения продовольственной безопасности и его доступностью для населения.
В ходе рыночных реформ сложились экономические связи, адекватные рыночной экономике, которые оказали негативное влияние на АПК как производителя продовольствия. Здесь и продовольственное ценообразование, выход из оборота использования сельскохозяйственных земель, которые в
корне еще более усугубили положение дел в сельском хозяйстве. И это результат отсутствия комплексности и системности в отрасли.
Сказывается организационное несовершенство и недостаточная управляемость АПК. Для надежного повышения эффективности АПК необходимо устранить сырьевой приоритет отрасли и больше ориентировать на выпуск пищевой продукции, объединить производство сырья и его переработку в единой организационной структуре не декларативно, а реально, проведя кардинальные организационные меры. И, таким образом, формируется основная задача управления экономикой - устойчивое обеспечение собственной продовольственной продукцией. Достижение этой цели предполагает и дальнейшее повышение квалификации работников АПК на базе действующих учебных заведений. Это позволит изменить представление о сельском хозяйстве как сырьевого источника выпуска продуктов питания и придать ей должную привлекательность, особенно для молодежи.
На начальном этапе это целесообразно начать в отдельном регионе, с тем чтобы его опыт использовать в других территориях. При этом можно использовать научные силы региона, их разработки и предложения по совершенствованию социально-экономической политики.
Определенным потенциалом располагает, например, Республика Дагестан, в которой сосредоточены достаточные неиспользуемые площади и рабочая сила, опыт ведения хозяйства и научные силы.
Основное направление совершенствования АПК на ближайшую перспективу - объединение производства, переработка, обмен и устранение вмешательства посредников, которые взвинчивают цены с целью наживы. Эту работу мог бы возглавить Совет, в составе которого будут руководители отраслей, служб и ученые, работающие на территории данного региона.
Необходима научная организация дел на основе инновационных технологий. В этом заключается материальная основа системности и комплексности в решении проблем функционирования АПК.
Литература_
1. Прогноз развития АПК России на 1996-2005 гг. - М.: ВНИЭСХ, 1996.
2. Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. - Махачкала, 2004.
3. Радугин Н.П. Проблемы аграрной реформы в России. - М.: 1993.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: 1995.
5. Новоселова Л. Инвестиции в преодолении кризиса. ж. российский экономический журнал, 2009, №1.
6. Косикова Л. Долгосрочная стратегия экономического сотрудничества России и Украины. - М.: 2000.