Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Левченко Наталия Валерьевна

В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ развития региональной системы педагогического образования на основе взаимосвязи с целями и векторами стратегического развития регионов. Определены научные подходы к модернизации подготовки педагогических кадров в Южном Федеральном университете, в Нижегородском педагогическом университете имени Козьмы Минина, в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. Выявлены и обоснованы методологические и содержательные основы классификации систем подготовки педагогов на основе структурного и функционального анализа, что легло в основу направлений стратегического развития региональных систем педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Левченко Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE TEACHER EDUCATION SYSTEM IN THE REGIONAL ENVIRONMENT

The article presents a view on the solution of the problem of determining the theoretical foundations of the development of the regional system of teacher education on the basis of the relationship with the goals and vectors of strategic development of the regions. Scientific approaches to the modernization of training of pedagogical personnel at the Southern Federal University, at the Nizhny Novgorod Pedagogical University named after Kozma Minin, at the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko have been determined. The methodological and substantive bases of classification of teacher training systems on the basis of structural and functional analysis have been identified and substantiated, which formed the basis for the directions of strategic development of regional systems of teacher education.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

приведена по шкале Фаренгейта. Для решения необходимо перевести унции в килограммы, а температуру выразить в градусах Цельсия, перевести минуты в секунды.

3. Считая постоянной мощность нагрева, можно составить отношение между количествами теплоты и временами протекания соответствующих процессов и выразить из него искомую величину.

4. Новое знание: способ экспериментального определения удельной теплоты парообразования, приобретение опыта перевода единиц в систему СИ.

Оценка эффективности предлагаемого подхода (второй этап исследования) предполагает сравнение экспериментальной и контрольной групп по уровню достижения предметных результатов и мотивации к изучению физики. Задачи, разработанные на первом этапе, использовались в заданиях муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьником по физике в г. Калуге.

Выводы:

1. Элементы исторической метрологии могут использоваться как фактологическая база для конструирования учебных и диагностических заданий по физике.

2. Отбор историко-научных фактов осуществляется на основе принципов дидактической целесообразности, содержательной релевантности, предметной доминанты, необходимости, компактности, доступности.

3.Технология включения системы задач в учебный процесс базируется на обобщенном плане изучения величины. Алгоритм решения строится на основе анализа взаимодействия предметной и исторической составляющих задачной системы.

Литература:

1. Гинзбург В.Л., Левин Л.М., Сивухин Д.В., Яковлев И.А. Сборник задач по общему курсу физики. В 5 кн. Кн. II. Термодинамика и молекулярная физика. - М.: Лань, 2006. - 176 с.

2. Метрология. Справочник метролога [Электронный ресурс]. - URL: https://info.metrologu.ru/spravochnik/metrologiya (дата обращения: 10.12.2021)

3. Усова А.В. Формирование у учащихся обобщенных учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 24 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) - URL: https: // fgos.ru (дата обращения: 10.12.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) URL: https: // fgos.ru (дата обращения: 10.12.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ развития региональной системы педагогического образования на основе взаимосвязи с целями и векторами стратегического развития регионов. Определены научные подходы к модернизации подготовки педагогических кадров в Южном Федеральном университете, в Нижегородском педагогическом университете имени Козьмы Минина, в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. Выявлены и обоснованы методологические и содержательные основы классификации систем подготовки педагогов на основе структурного и функционального анализа, что легло в основу направлений стратегического развития региональных систем педагогического образования.

Ключевые слова: региональная система педагогического образования, региональная среда, целевые ориентиры и векторы развития, непрерывная подготовка педагогов.

Annotation. The article presents a view on the solution of the problem of determining the theoretical foundations of the development of the regional system of teacher education on the basis of the relationship with the goals and vectors of strategic development of the regions. Scientific approaches to the modernization of training of pedagogical personnel at the Southern Federal University, at the Nizhny Novgorod Pedagogical University named after Kozma Minin, at the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko have been determined. The methodological and substantive bases of classification of teacher training systems on the basis of structural and functional analysis have been identified and substantiated, which formed the basis for the directions of strategic development of regional systems of teacher education.

Keywords: regional system of teacher education, regional environment, targets and vectors of development, continuous training of teachers.

Введение. Кардинальные изменения развития современного общества вызваны мировыми трендами последних 20 лет: глобализацией, информатизацией, стремительным научно-техническим и технологическим прогрессами. Появление новых коммуникативных цифровых устройств и сетей усилило возможности влияния мировых процессов и культур на социальную взаимозависимость стран и народов. В этих условиях важным представляется противостояние государства процессам ассимиляции культуры, ценностей, патриотических чувств и национальной идентичности. В России этому уделяется особенное внимание на всех уровнях управления страной. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года указано на необходимость сокращения межрегиональных различий в экономической, социальной, культурной и технологической сферах. Регионам предоставлены широкие полномочия в организации жизнедеятельности на своей территории.

Процесс образования обладает мощной функцией социализации человека, именно поэтому развитие субъектов Российской Федерации тесно связано с необходимостью модернизации существующих образовательных систем и моделей.

Нормативно это отражено в Национальном проекте «Образование» и целом ряде связанных с ним федеральных проектов. Реализовать поставленные государством и обществом задачи по обеспечению конкурентноспособного образования и воспитанию подрастающего поколения, укорененного в культурные и духовные национальные ценности способны педагоги, сами обладающие не только рядом универсальных и профессиональных компетенций, но и сформированной личностной и национальной идентичностью, способные осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с мировыми тенденциями и запросами государства и общества.

Подготовка педагогических кадров институционально в России осуществляется в структурированной системе образования, обеспечивающей непрерывность, устойчивость и качество образовательных результатов. Субъекты РФ, при этом, имеют нормативно закрепленные права участия в разработке содержания образовательных программ подготовки педагогов с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей; координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества образования; в конструировании содержания педагогического образования и инструментов его реализации в системе образования. Цель нашей статьи: обосновать выбор типа стратегического развития системы педагогического образования на основе определения целевых, факторных особенностей и типов развития регионов.

Изложение основного материала статьи. О необходимости реализации регионализация в рамках единого образовательного пространства государства; об институциональных и содержательных способах организации педагогического образования на основе специфических особенностей регионов; об особенностях педагогической регионализации и проблемах стратегического развития системы подготовки педагогов в регионах говорится в научных исследованиях В.И. Загвязинского, В.Т. Худяковой, В.С. Щербаковой, А.М. Новикова, П.В. Ляпина. Однако, в современной педагогической теории и практике недостаточно разработана как теоретико-методологическая база обновления региональной системы педагогического образования, так и механизмы ее развития в разных объективно существующих условиях субъектов Российской Федерации.

Нормативно «регион» обозначен как часть территории России, объединенных общностью определенных условий. В социально-культурном аспекте данные условия регламентированы общими ценностями, связанными с историей, традициями, культурой и религией [1]. Региональная среда, при этом, интегрирована в государственное пространство на основе следующих принципов: гуманистический характер и демократизация; интеграция образовательных структур разного типа и вида; гибкость и вариативность учебных планов и образовательных программ; альтернативность образовательного процесса; профессиональная и социальная активность индивида; инновационность, необходимость обеспечения качественного образования гражданам, независимо от места проживания.

Актуальность развития педагогического образования в Российской Федерации в XXI веке подтверждена целым рядом реформ, каждый из которых отражал как политико-экономическую трансформацию государства, так и влияние мирового образовательного пространства на государственную систему образования. В этой связи, значительное влияние на развитие российской системы подготовки педагогов оказал сравнительный позитивный опыт зарубежных стран.

Так, по примеру европейских стран, подписав Берлинское коммюнике, Россия приняла на себя обязательства вместе с другими странами к 2005 году начать процесс по переходу на двухуровневую систему обучения и иметь действующую систему обеспечения качества, соответствующую согласованному на европейском уровне своду стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. Это значительно повлияло на изменение подходов к реформированию российской системы педагогического образования.

Компетентностный подход лежит в основе Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки педагогов в вузе. Изменение функций системы педагогического образования в его рамках касалось структурной реорганизации и вариативности моделей подготовки педагогов в вузе. Модернизация выражалась в модульном построении образовательных программ, в реконструкции содержания и результатов подготовки педагогов, в применении компетентностно - ориентированных контрольно-измерительных материалов. Данная реформа отразилась и на системе педагогического образования Приднестровья, которое находится в едином образовательном пространстве России. С 2011 года подготовка учителей по все предметным областям проводится в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко согласно ФГОС ВО «Педагогическое образование».

Одним из наиболее обсуждаемых в настоящее время направлений развития педагогического образования считается концепция непрерывного образования. Данные тенденции выразились в утверждении национальных проектов Российской Федерации «Образование» и «Наука». Одним из успешных примеров организации системы непрерывного педагогического образования выступает «Образовательный кластер Южного Федерального округа» Ростовской области, образованный на базе Южного федерального университета в социальном партнерстве с региональными и муниципальными органами управления. Инновационными направлениями при подготовке педагогов являются: 1) образовательные; 2) научно-исследовательские; 3) структурно-организационные [4].

В Приднестровье непрерывный подход к подготовке и профессиональному развитию педагогов реализуется на основе опыта работы Специализированного учебного научного центра Южного федерального округа (СУНЦ ЮФО), который ориентирован на активное вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с помощью наставничества, осуществляемого научно-педагогическими работниками университета.

Так, на факультете педагогики и психологии, факультете физической культуры и спорта ПГУ на протяжение двух лет проходят конференции молодых ученых, в которых принимают участие ученики 10-11 классов. Темы их научных проектов касались организации учебно-воспитательного процесса по различным предметным областям. В качестве научных консультантов конкурсных работ выступают преподаватели университета. Из 32 участников после окончания поступили на педагогический профиль обучения 26 человек. Кроме этого, Министерство просвещения ПМР С 2017 года возобновило работу по внедрению опыта российской системы педагогического образования в рамках наставничества по профессиональному сопровождению молодых специалистов.

Экосистемный подход предполагает гармонизацию различных процессов, происходящих в образовательных организациях - участницах кластера, установление простых и эффективных правил их взаимодействия внутри кластера, а также взаимодействия с внешними агентами и средами. В этом контексте отмечается важность применения цифровых платформенных решений и технологий.

Интерес в рамках данного подхода представляет опыт модернизации системы педагогического образования «Мининский университет», реализуемый с 2013 года на базе Нижегородского городского педагогического университета им. Козьмы Минина». Большое внимание в НГПУ имени Козьмы Минина уделяется разработке программ «Электронно-цифровой кампус» и «Электронный университет». «Электронно-цифровой кампус» - совместный проект вуза с АО «Газпромбанк», позволяющий по окончании проекта перейти к новым логистическим решениям по персональному учету достижений сотрудников и обучающихся, пользоваться индивидуальными электронными сервисами, организации взаимодействия всех субъектов образовательной системы Нижнего Новгорода, учет кадровых потребностей региона.

«Электронный университет» - комплексная программа информатизации вуза, включающая переход на технологии обработки данных VDI, интеграцию на одной 1Т-платформе всех существующих информационных систем и баз данных по управлению административными, научными и образовательными системами не только в университете, но и в регионе [6].

Актуальность дальнейшей модернизации системы педагогического образования подтверждается пристальным вниманием ученых к данной проблеме. Так, в сентябре 2020 года Российской академией образования был организован Международный научно-образовательный Форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», в рамках которого определены 8 стратегий модернизации систем педагогического образования. Особое значение при их реализации отведено субъектам Российской Федерации, что подтверждается рядом соответствующих документов законодательного и нормативного характера.

Исследование проблемы развития региональной системы непрерывного педагогического образования как социального, культурного и образовательного феноменов и рассмотрение ее специфических особенностей основано на существующих научных теориях и подходах в рамках структурного и функционального анализа [2; 5]. Структурный анализ основан на использовании системного подхода позволяет определить рассматриваемую систему как совокупность следующих элементов и связей между ними: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов по педагогическому образованию; сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием, подведомственных организаций и учреждений.

Функциональный анализ, основанный на совокупности деятельностного, регионального, культурологического и лингвистического подходов, позволил определить особенности внутреннего функционирования каждого элемента рассматриваемой системы, специфику ее внешнего функционирования, направленного на формирование и непрерывное развитие целостной личности современного педагога, владеющего системой профессионально-личностных компетенций и способного к эффективному выполнению всех видов педагогической деятельности. При этом фигура педагога, неизменно, является ядром и смыслом функционирующей системы.

Для исследования отечественного и зарубежного опыта в сфере подготовки педагогов были выбраны системы подготовки педагогов, организованные на основе территориального признака и дифференцированные по уровням, регламентированные законодательством страны и предполагающие единые основания для их функционирования в рамках одного государства.

Для рассмотрения проблемы организации и развития системы педагогического образования на уровне региона необходимо учитывать степень закрытости ее границ и особенности среды, в которой она функционирует.

Сравнительно-сопоставительный анализ опыта развития региональных систем педагогического образования (далее Система) США, Дании, Финляндии, Казахстана и Республики Беларусь был проведен на основе совокупности критериев в соответствии с проведенным структурным и функциональным анализом рассматриваемых систем.

Были определены следующие модели рассматриваемых систем: 1) на основе анализа структуры Системы: а) по типу организации процесса подготовки педагогов: жестко регламентированная; вариативная; б) по типу институциональной структуры образовательных учреждений подготовки педагогов: локальная; распределительная; интегрированная; в) по типу управления: централизованная; децентрализованная; 2) на основе анализа функций Системы: а) по принципу доминирующей функции в рамках разных парадигм образования: гуманистическая, технократическая; б) по способу реализации непрерывности образования: традиционная; кластерная; уровневая; 3) на основе анализа степени закрытости границ Системы: закрытая; открытая; смешанная; 4) на основе анализы среды, в которой функционирует Система: а) на основании типа культурного социума: монокультурные; поликультурные; б) по типу лингвистической среды трансляции образования: моноязычные, билингвальные. полилингвальные.

Анализ положительных и негативных тенденций развития систем подготовки педагогов на уровне региона в рамках разработанной классификации позволяет определить, что развитие системы подготовки в регионе может быть проведено в направлении модернизации ее структуры, реализуемых функций, границ с учетом условий среды и требованиями государства, общества и самих педагогов.

Целевой и векторной основой построения региональной системы педагогического образования определено проектирование в соответствии с классификацией моделей систем подготовки педагогов и на основе определении приоритетных целей развития рассматриваемой системы в рамках стратегии развития региона.

Методологической основой являются культурологическая теория личностно-ориентированного, поликультурного образования; теория персонализации образовательного процесса, а также научные подходы: системный, отражающий взаимосвязи внутри региональной системы непрерывного педагогического образования и между подобными региональными системами; целостный, позволяющий рассмотреть законодательные и нормативно-правовые документы в их целостности по отношению к построению региональных систем непрерывного педагогического образования; системный, позволяющий рассмотреть целевые приоритеты развития системы педагогического образования на основе анализа стратегических целей региона.

В качестве источников содержательно-смыслового основания развития региональной системы педагогического образования выступает: социальный заказ, реализованный в нормативных документах (в том числе, ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога); традиционный и инновационный педагогический опыт; изменяющийся функционал педагога; особенности развития региона, влияющие на развитие Системы. Алгоритм определения стратегических целей развития Системы составлен на основе многоуровневых блоков в рамках анализа общей стратегии развития региона и определение факторов развития Системы в следующей последовательности: факторы, влияющие на развитие региона; направления его развития; выявление проблем развития региона, влияющих на развитие Системы; определение целей развития Системы; формулирование образовательной политики региона в области подготовки педагогов и качества их деятельности; определение стратегических линий модернизации Системы.

Алгоритм построения векторных линий развития Системы основан на результатах анализа факторов, влияющих на ее развитие с учетом совокупности следующих целей: цели национальных программ развития; цели развития региона; философия развития системы образования региона в рамках социально-экономического развития самого региона и в соответствии с результатами структурно-функционального анализа.

На развитие системы педагогического образования в регионе влияют факторы как внешней, так и внутренней среды. К факторам внутренней среды Системы нами были отнесены компоненты ее структуры и их взаимосвязь, выполняемые ею функции (внутренние и внешние), степень открытости ее границ. Факторы внешней среды, влияющие на развитие региональной системы подготовки педагогов, определены по степени близости к ней: дальнего окружения (влияют опосредованно): политика (в том числе, кадровая), экономика, научно-технический прогресс и ближнего окружения (влияют непосредственно): тип культурной среды, состав социальной среды, лингвистическая среда трансляции образования.

Выводы. Анализ и проектирование стратегических целей и векторов развития региональной системы непрерывного педагогического образования позволил определить приоритетные направления конструирования данной системы: 1) нормативную модернизацию; 2) структурное изменение в соответствии с целевыми ориентирами; 3) конкретизация и расширение функционального потенциала Система на основе векторных линий развития региона.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

2. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко М.И., Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

3. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации // Высшее образование: проблемы и трансформации / отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 403-411.

4. Бермус А.Г., Бондарев М.Г., Кирик В.А., Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Концепция развития педагогического образования в федеральном многопрофильном университете (на примере ЮФУ) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

5. Левченко Н.В. Поликультурная образовательная среда и ее педагогический потенциал // Вестник Калужского университета. - 2016. - №1. - С. 66-69

6. Илалтдинова Е.Ю., Мануйлов Ю.С., Николина В.В., Седых Е.П., Федоров А.А., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Концепция развития Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук Козлов Вячеслав Александрович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации» (г. Новосибирск); кандидат психологических наук, доцент Порфирьев Владимир Аркадьевич Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены и систематизированы некоторые воззрения древних античных мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель и Цицерон на этапе зарождения философских теорий о морали и нравственности, давшим основу для многих психолого-педагогических направлений, которые продолжили исследования вышеназванных категорий в рамках нравственных (морально-нравственных) отношений, качеств, идеалов и т.д. Мыслители античности рассуждая о душе и личности, пытались понять её значение в становлении индивида как члена социума, формировании норм морали и её роли в отношениях человека к равному себе, обществу, которые привели к возникновению таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история и даже медицина. В свете современных трактовок категориальным психолого-педагогическим аппаратом авторами рассмотрены понятия морали, нравственности, нравственных (морально-нравственных) отношениях в сравнении с философскими трактовками данных категорий.

Ключевые слова: мораль, нравственность, этика, нормы, душа, морально-нравственные отношения, общество, человек.

Anmtation. The article considers and systematizes some views of ancient ancient thinkers, such as Socrates, Plato, Aristotle and Cicero at the stage of the emergence of philosophical theories about morality and morality, moral (moral and moral) relations, its place in the relationship between people. Thinkers of antiquity, talking about the soul, tried to understand its importance in the formation of the individual as a member of society, the formation of moral norms and its role in the relationship of man to an equal self, society, thereby giving the basis for the emergence of such sciences as philosophy, pedagogy, psychology, sociology, history and even medicine. In the light of modern interpretations by the categorical psychological and pedagogical apparatus, the authors consider the concepts of morality, morality, moral (moral and moral) relations in comparison with philosophical interpretations of these categories.

Keywords: morality, morality, ethics, norms, soul, moral and moral relations, society, man.

Введение. В условиях современного глубокого общественного кризиса, где вопросы морали, нравственности, межличностных отношений и их формирования в условиях образовательной деятельности, воспитательной и военно-патриотической работы рассматриваются на самом высоком политическом и научном уровнях, соответственно морально-нравственные (нравственные) отношения и их формирование являются предметом исследования ряда гуманитарных и естественных наук, таких как: философия, педагогика, психология, филология, медицина и др. При этом ведущей наукой в данном контексте на наш взгляд является педагогика. Анализ современных научных теорий в рамках философских, педагогических и психологических наук показывает, что учёные исследуют несколько близких научных категорий: общественные отношения, социальные отношения, межличностные отношения, морально-нравственные отношения, нравственная позиция, морально-нравственная позиция, духовно-нравственные отношения, нравственные нормы, взаимосвязь морали и права, соотношение морали и нравственности, этические нормы, нравственный идеал и ряд других направлений. Вот некоторые из них:

нравственные отношения - Абрамова Л.А. [1], Архангельский Л.М. [2], Ашуров М.О., Валиахметова Т.А., Веригин А.Б., Ганжин В.Т., Дробницкий О.Г., Журкина И.Л., Какоткин Н.С., Кунц О.Р., Македон И.И., Малыгина Г.В., Матюшин Г.Г., Плеханова Е. А., Промыслова Н.А., Разяпова Р.А., Рыбакова Н.В., Хамидуллина Р.А.;

- духовно-нравственные отношения - Михалец И.В. и др.;

- социально-нравственные отношения - Матюшин Г.Г. и др.;

- межличностные нравственные отношения - Ластухина Н.В. и др.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.