Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / НОРМЫ / ДУША / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Вячеслав Александрович, Порфирьев Владимир Аркадьевич

В статье рассмотрены и систематизированы некоторые воззрения древних античных мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель и Цицерон на этапе зарождения философских теорий о морали и нравственности, давшим основу для многих психолого-педагогических направлений, которые продолжили исследования вышеназванных категорий в рамках нравственных (морально-нравственных) отношений, качеств, идеалов и т.д. Мыслители античности рассуждая о душе и личности, пытались понять её значение в становлении индивида как члена социума, формировании норм морали и её роли в отношениях человека к равному себе, обществу, которые привели к возникновению таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история и даже медицина. В свете современных трактовок категориальным психолого-педагогическим аппаратом авторами рассмотрены понятия морали, нравственности, нравственных (морально-нравственных) отношениях в сравнении с философскими трактовками данных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF THE FOUNDATIONS OF MORAL AND MORAL RELATIONS

The article considers and systematizes some views of ancient ancient thinkers, such as Socrates, Plato, Aristotle and Cicero at the stage of the emergence of philosophical theories about morality and morality, moral (moral and moral) relations, its place in the relationship between people. Thinkers of antiquity, talking about the soul, tried to understand its importance in the formation of the individual as a member of society, the formation of moral norms and its role in the relationship of man to an equal self, society, thereby giving the basis for the emergence of such sciences as philosophy, pedagogy, psychology, sociology, history and even medicine. In the light of modern interpretations by the categorical psychological and pedagogical apparatus, the authors consider the concepts of morality, morality, moral (moral and moral) relations in comparison with philosophical interpretations of these categories.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Выводы. Анализ и проектирование стратегических целей и векторов развития региональной системы непрерывного педагогического образования позволил определить приоритетные направления конструирования данной системы: 1) нормативную модернизацию; 2) структурное изменение в соответствии с целевыми ориентирами; 3) конкретизация и расширение функционального потенциала Система на основе векторных линий развития региона.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

2. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко М.И., Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

3. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации // Высшее образование: проблемы и трансформации / отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 403-411.

4. Бермус А.Г., Бондарев М.Г., Кирик В.А., Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Концепция развития педагогического образования в федеральном многопрофильном университете (на примере ЮФУ) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

5. Левченко Н.В. Поликультурная образовательная среда и ее педагогический потенциал // Вестник Калужского университета. - 2016. - №1. - С. 66-69

6. Илалтдинова Е.Ю., Мануйлов Ю.С., Николина В.В., Седых Е.П., Федоров А.А., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Концепция развития Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 612 с.

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук Козлов Вячеслав Александрович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации» (г. Новосибирск); кандидат психологических наук, доцент Порфирьев Владимир Аркадьевич Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее командное училище Министерства Обороны Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены и систематизированы некоторые воззрения древних античных мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель и Цицерон на этапе зарождения философских теорий о морали и нравственности, давшим основу для многих психолого-педагогических направлений, которые продолжили исследования вышеназванных категорий в рамках нравственных (морально-нравственных) отношений, качеств, идеалов и т.д. Мыслители античности рассуждая о душе и личности, пытались понять её значение в становлении индивида как члена социума, формировании норм морали и её роли в отношениях человека к равному себе, обществу, которые привели к возникновению таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история и даже медицина. В свете современных трактовок категориальным психолого-педагогическим аппаратом авторами рассмотрены понятия морали, нравственности, нравственных (морально-нравственных) отношениях в сравнении с философскими трактовками данных категорий.

Ключевые слова: мораль, нравственность, этика, нормы, душа, морально-нравственные отношения, общество, человек.

Anmtation. The article considers and systematizes some views of ancient ancient thinkers, such as Socrates, Plato, Aristotle and Cicero at the stage of the emergence of philosophical theories about morality and morality, moral (moral and moral) relations, its place in the relationship between people. Thinkers of antiquity, talking about the soul, tried to understand its importance in the formation of the individual as a member of society, the formation of moral norms and its role in the relationship of man to an equal self, society, thereby giving the basis for the emergence of such sciences as philosophy, pedagogy, psychology, sociology, history and even medicine. In the light of modern interpretations by the categorical psychological and pedagogical apparatus, the authors consider the concepts of morality, morality, moral (moral and moral) relations in comparison with philosophical interpretations of these categories.

Keywords: morality, morality, ethics, norms, soul, moral and moral relations, society, man.

Введение. В условиях современного глубокого общественного кризиса, где вопросы морали, нравственности, межличностных отношений и их формирования в условиях образовательной деятельности, воспитательной и военно-патриотической работы рассматриваются на самом высоком политическом и научном уровнях, соответственно морально-нравственные (нравственные) отношения и их формирование являются предметом исследования ряда гуманитарных и естественных наук, таких как: философия, педагогика, психология, филология, медицина и др. При этом ведущей наукой в данном контексте на наш взгляд является педагогика. Анализ современных научных теорий в рамках философских, педагогических и психологических наук показывает, что учёные исследуют несколько близких научных категорий: общественные отношения, социальные отношения, межличностные отношения, морально-нравственные отношения, нравственная позиция, морально-нравственная позиция, духовно-нравственные отношения, нравственные нормы, взаимосвязь морали и права, соотношение морали и нравственности, этические нормы, нравственный идеал и ряд других направлений. Вот некоторые из них:

нравственные отношения - Абрамова Л.А. [1], Архангельский Л.М. [2], Ашуров М.О., Валиахметова Т.А., Веригин А.Б., Ганжин В.Т., Дробницкий О.Г., Журкина И.Л., Какоткин Н.С., Кунц О.Р., Македон И.И., Малыгина Г.В., Матюшин Г.Г., Плеханова Е. А., Промыслова Н.А., Разяпова Р.А., Рыбакова Н.В., Хамидуллина Р.А.;

- духовно-нравственные отношения - Михалец И.В. и др.;

- социально-нравственные отношения - Матюшин Г.Г. и др.;

- межличностные нравственные отношения - Ластухина Н.В. и др.;

- нравственная позиция - Агаронян К.Р., Бережницкая О.Н., Бондаренко М.В., Борискина А.А., Гасанова С.С., Женчевская Ю.В., Кашкарова Е.Г., Ку Бон Иль, Никитина Е.Л., Подковырова В.В., Сливинская Т.А., Цатуров В.Н., Ши Лонвей и др. [9];

- нравственный идеал (формирование нравственного идеала) - Скосырева А.С., Андреянов Е.В. и др.;

- нравственные принципы - Станкевич А.Р. и др.

Изложение основного материала статьи. Но не только современные учёные весьма основательно рассматривали и рассматривают данную проблематику. Так, ещё на заре человеческой цивилизации проблематика морали, нравственности и отношений между людьми являлась предметом обсуждений и споров древних мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и т.д.

На самом раннем периоде развития человеческого общества понятия морали и отношения к себе подобным выражались в некой, условной, конечно, системе запретов (табу), обусловленной суровыми условиями выживаемости в дикой природе: запретов на кровнородственные браки, каннибализм, кровную месть и т.д. Вместе с тем, чтобы выжить и дать возможность выжить себе и своему роду необходимо было быть подчас аморально-жестоким. Что и прививалась порастающему поколению на основе придачи своего опыта по средствам личного примера.

Категориальный аппарат современных психологи-педагогических теорий, которые рассматривает формирование морально-нравственных качеств, ценностей, идеала, отношений во многом базируется на понятиях морали, нравственности, нравственных (морально-нравственных) отношениях. На первый взгляд трактовка морали является не проблемой определения, а проблемой содержания теории.

В научном знании сложилась устойчивая традиция изучения морали через противопоставления таких категорий Добро и Зло, которые являются её неким мерилом. Моральная деятельность - это стремление человека к добру. Совсем не важно, как действует мораль. Даже не столь важно, как сам человек, субъект морали. А важно, что совершает человек и каков результата его поступка [7].

Термин «мораль» - и по содержанию, и по истории возникновения синонимичен греческому слова «этика». В русском языке есть самобытный термин «нравственность», который является приблизительно однотипным. Но в ходе развития культуры, науки, всесторонней глобализации человеческого общества они приобретали несколько различные смысловые оттенки, сохранивши сущностную основу. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» -значить сказать одно и тоже. К примеру, применительно к идеалам чаще всего обращаются к термину «нравственный». Ничто, однако, не препятствует тому, чтобы применить к идеалу словосочетания «этические идеалами» или «моральные идеалами» [5]. Тоже можно применить и к отношениям. В философской литературе принято обозначать термином как «нравственные отношения», так и «морально-нравственные отношения». Что же касается психолого-педагогической литературы, то на наш взгляд чаще всего встречается термин «нравственные отношения».

Зародившиеся в древней Греции философские теоретические аспекты общественных отношений между людьми, обусловленные моральными нормами, характерными для расслоённого рабовладельческого общества Древнегреческих Полисов (где кончено же рабы людьми не считались) прослеживаются некоторые зачатки нравственных отношений, к равному и младшему, то есть, стоящим на низшей ступени иерархии.

Так, основной задачей философии Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.) признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Он сводил добродетель к знанию. Познающий разум - высший критерий. Познание мира и мироустройства - высшее предназначение мыслителя.

Беседа Сократа, которую он считал способом обучения, изображенная Платоном в первой книге «Государство», посвящена понятию о «справедливости». Теория, выдвинутая Платоном, состоит в том, что следует признать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумом человеческим не должно быть разногласий. Божественный мировой закон лежит в основе государства и человеческих законов, которые, однако, могут отклоняться от своего назначения в силу несовершенства человека и человеческого общества [6].

Платон (429/427 - 347 гг. до н.э.) говорил, что мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе, взаимодействуя с остальными людьми. Пространство морали - это отношения между людьми [13].

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что человек делает себя сам, а нравственность является приобретенным качеством его души. Согласно мыслителю, «добродетель не дается нам от природы» [17], от природы нам дана лишь возможность приобрести ее. Аристотель определяет добродетель как «похвальные приобретенные свойства души».

Свою этику Аристотель основывает на психологии, на делении человеческой души на три части. Это деление философ повторяет и развивает и в своей работе «Этика». Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический [16]. Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате «О душе». Там сказано, что «созерцательный», или «созерцающий ум» «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться» [17], тогда как практический ум «от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели» [17], это «ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность» [17]. Неразумная часть души разделена в «Этике» на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную.

Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами.

Вышеперечисленные древнегреческие мыслители внесли неоценимый вклад и дали основу теории воспитания. Их система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах этих великих философов.

Если спартанская система воспитания предполагала собой преимущественно военно-спортивный характер, то уже целью афинской системы было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства, на основе нравственного идеала, который предполагал собой образец господина-рабовладельца, наделённого физическими и нравственными достоинствами. Она выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В основе учения древнеримского философа Цицерона (106 - 43 г. до н.э.) об обязанностях лежит представление о высшем благе как о нравственно-прекрасном. Он отмечал, что любой области жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности должны иметь своим источником движение к нравственно-прекрасному, то есть к нравственному идеалу как наивысшему благу, через познание мира мыслителем и отношение к окружающим - идеальным гражданином, через его поступки.

С его точки зрения, существует несправедливость не только тех, кто ее причиняет, но и тех, кто не оказывает помощи потерпевшим несправедливость. Обычно причинами проявления несправедливости бывают страх, жадность к деньгам,

честолюбие, жажда славы. Однако забота о своем имуществе, - подчеркивает Цицерон, - если только она не вредит другому, вовсе не порок.

К рабам Цицерон предлагал относиться как к «наемникам», т.е. требовать от них выполнять предписанные им обязанности и воздавать то, что им «полагается». Здесь можно выявить еще одну обязанность - обязанность «справедливого» хозяина, владельца рабов.

Другой «частью», или стороной, социальной добродетели следует считать благотворительность, которую также можно определить как доброту или щедрость.

Человек обязан помогать человеку, как равный равному, но средства отдельных лиц невелики, и потому необходима градация благотворительной деятельности. Она должна быть установлена в соответствии с существующими степенями общности людей.

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование, доступное в основном знатным и богатым гражданам-аристократам и лишь изредка «среднему классу». Древнеримская школа воспитания, которая вобрала в себя многие педагогические теории древнегреческих мыслителей, где мы видим все тот же нравственный идеал, но уже с характерными для знатного древнеримского гражданина качествами. А именно совершенный оратор, общественный деятель, активная гражданская личность, смелый воин, но в то же время расчетливый хозяин-землевладелец, презирающий рабов и варваров.

Таковы нравственные нормы и вытекающие из них обязанности, присущие идеальному гражданину древнеримского государства.

Таблица 1

Различие понятий мораль, этика, нравтсвенность

Мораль Этика Нравственность

Латынь (mores), термин введён Цицероном. Греческий - этос, «нрав, обычай», теория морали. Впервые употреблен Аристотелем употреблён. Русский - норов, нрав. В русском языке появляется в XVIII веке.

Общественные правила, нормы. Теория, изучающая мораль. Нормы поведения Качественная характеристика поведения человека.

Термин, наиболее применяемый к нормам, изучаемый как правило философией. Термин, как правило, применяемый к теоретическим аспектам морали. Наиболее часто изучаемая философскими и педагогическими науками (этические нормы, этика поведения, профессиональная этика и т.д.) Как правило исследуется философскими, психологическими и педагогическими теориями (нравственный идеал, нравственные принципы, нравственные качества, нравственное поведение, нравственный (безнравственный) человек, нравственные отношения и т.д.).

Выводы. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что уже в самый ранний период осознанного понимания человеческого общежития, понятия, «мораль», «этика» уже рассматривались в рамках отношений индивида к другому индивиду (индивидам), равному себе, на основе норм общества и сформированных у него морально-нравственных качеств.

Таким образом, античные мыслители, морально-нравственные отношения рассматривали внутри небольшого цивилизованного общества древнегреческих полисов и древнеримских городов. Жители провинций, рабы, варвары полноценными членами данного общества не считались, соответственно, нормы морали эллинского мира на них не распространялись. Поэтому, воспитание подрастающего поколения основывалось на превосходстве эллинского (латинского) общества граждан, где идеалом является гражданин, наделённый морально-нравственными качествами, обладающий знаниями в области гуманитарных теорий и точных наук, физически развит и обученный воинскому делу.

Пройдёт много веков, когда эллинский мир будет разрушен варварским, возьмёт за основу римскую общественную модель, дополнит её своими традициями и нравами и создаст новую, где отношения будут строится внутри феодальной общности, обусловленные христианской моралью, а в школах Средневековья и Эпохи Возрождения будут активно использоваться труды древнегреческих мыслителей, также книги Цицерона.

Литература:

1. Абрамова Л.А. Развитие нравственных отношений между учителем и учащимися в отечественном общем образовании первой трети XX в.: дис. ... д-ра. пед. наук. - Чебоксары, 2007

2. Архангельский Л.М. Моральное сознание и нравственные отношения. Структура морали и личности / Л.М. Архангельский. - М., 1977.

3. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М., 1999.

4. Военная педагогика. - М., 1973.

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - 451 с.: ил.

6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. - Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - 589 с.

7. Деникин А.В., Федак Е.А., Козлов В.А. Сборник учебных и методических материалов оп формированию у курсантов вузов ВВ МВД России нравственных отношений к сослуживцам: учебное пособие. - М.: Лаборатория «ОП», 2013. №3. 142 с.: ил. (Серия «Воспитание»).

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М., 1977.

9. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.

10. Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М., «Наука», 1993 (Литературные памятники). Издание подготовили В.О. Горенштейн, М.Е. Грабарь-Пассек, С.Л. Утченко. Репринтное воспроизведение текста издания 1974 г.

11. Матюши Е.Г. Нравственные отношения / Е.Г. Матюши. - М., 2000.

12. Новейший философский словарь, http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy, 2009 г.

13. Платон «Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1. авторский сборник, часть собрания сочинений. -М.: Мысль, 1990 г. Серия: Философское наследие.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: -июня 2015 г.

15. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура.

16. «Этика» http://www.proza.ru/2016/12/04/2201.

17. «О Душе» http://www.proza.ru/2018/10/03/1202.

от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития

- Российская газета. - Федеральный выпуск №6693 (122) от 8

- Л., 1974. - С. 8.

Педагогика

УДК 37

младший лейтенант Кочергин Максим Ильич

Внутренняя служба Управления Министерства внутренних дел России (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Основной предмет рассмотрения настоящей статьи - процесс формирования конкурентоспособного специалиста в системе современного отечественного ВО. Непосредственно перед началом его исследования рассматривается ряд тенденций в развитии современного российского социума и их влияние на развитие сферы высшего образования. Доказывается, что в экономических, социально-политических и культурных условиях, характерных для нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий, конкурентоспособность является одной из важнейших черт выпускника вуза. Далее изучаются основные составляющие компетентности современного конкурентоспособного профессионала. Предлагаются возможные пути для их эффективного развития. Кроме того, рассматриваются метаморфозы, которые в таких условиях с необходимостью должны произойти в ролях участников образовательного процесса.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, высшее образование, конкурентоспособный специалист, студент, преподаватель.

Annotation. The main subject of this articles' consideration is the formation of a competitive specialist in the Russian higher education system process. Immediately before the beginning of his research, a number of trends in the development of modern Russian society and their impact on the higher education development are considered. It is proved that in the economic, sociopolitical and cultural conditions characteristic of our country over the past three decades, competitiveness is one of the most important features of a university graduate. Next, the main components of the modern competitive professional competence are studied. Possible ways for their effective development are suggested. In addition, the metamorphoses that in such conditions must necessarily occur in the roles of participants in the educational process are considered.

Keywords: post-industrial society, higher education, competitive specialist, student, teacher.

Введение. Не будет большим преувеличением назвать переход к постиндустриальному обществу одной из ведущих тенденций развития как российского, так и в целом, мирового социума на протяжении последних тридцати лет [1-2; 4-8].

В свою очередь, специфика последнего способствует ряду существенных трансформаций в требованиях к современному специалисту с высшим образованием. Дипломированный профессионал должен уметь побеждать в конкурентной борьбе за рабочее место. В условиях динамично меняющейся социальной, экономической и культурной среды это означает, что, помимо системы знаний, умений и навыков, развитие которых предусмотрено программой по соответствующему направлению подготовки, у выпускника организации ВО необходимо развивать такие качества, как мобильность, способность к инновационной деятельности, а равно способность к самореализации и саморазвитию [6, С. 443].

Процессу их формирования будет посвящено основное содержание настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В связи с отмеченными во Введении тенденциями, фиксирующимися в процессе развития современного общества в целом и сферы образования, в частности, на сегодняшний день основная задача системы отечественного ВО заключается в формировании конкурентоспособного специалиста. Последнему, помимо необходимого уровня развития профессиональных навыков, также должны быть присущи следующие характеристики:

• мобильность;

• способность к самообразованию и саморазвитию;

• способность к инновационной деятельности [9, С. 70-71].

Их успешное развитие представляется маловероятным в процессе использования методик преподавания, при которых необходимые знания, умения и навыки передаются от преподавателя к студенту в готовом виде. Следовательно, необходимым условием формирования будущего конкурентоспособного специалиста является его перевод из пассивного потребителя знаний в активного их творца [1; 6]. Важной характеристикой выпускника вуза также должен стать высокий уровень развития следующих умений:

• постановка проблемы;

• анализ путей решения проблем;

• поиск оптимального результата и доказательства его правильности.

Одним из путей решения данной педагогической проблемы является широкое внедрение в образовательный процесс вуза такой образовательной технологии, как обучение в малых группах [3; 7; 10]. Основная идея указанной технологии заключается в создании педагогических условий, позволяющих обучающимся вести активную совместную деятельность в рамках учебных занятий [7, С. 25].

Суть данной технологии в объединении студентов в небольшие группы для работы над общим заданием. Непосредственно перед началом работы необходимо объяснить членам группы роль каждого из них в процессе работы над заданием. Таким образом, в ходе учебной деятельности каждый студент будет отвечать не только за результат собственной активности, но также и за итоговые показатели малой группы [6; 10].

В ходе обучения в соответствии с данной технологией осуществляется продуктивное взаимодействие между сильными и слабыми обучающимися. В ходе него слабые студенты пытаются выяснить у сильных малопонятные им аспекты изучаемой проблемы, сильные со своей стороны заинтересованы в успешном освоение материала всеми членами малой группы. Общими усилиями обучающихся не только ликвидируются существующие пробелы в формирующейся системе знаний, умений и навыков, но и стимулируется мобильность студентов, необходимая для достижения положительных результатов их групповой активности. Кроме того, развиваются такие немаловажные составляющие портрета будущего конкурентоспособного специалиста, как способность к самообразованию и саморазвитию, а равно и инновационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.