Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета)'

Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Герасёв Алексей Дмитриевич

В статье рассмотрены основные тенденции развития общества, определяющие развитие российской системы образования в среденесрочной перспективе, показаны целевые ориентиры стратегического развития Новосибирского государственного педагогического университета как системообразующего элемента регионального образовательного кластера, обозначен ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы стратегического развития педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтыникова Наталья Васильевна, Герасёв Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета)»

УДК 159.97 + 376.3

Алтыникова Наталья Васильевна

Кандидат педагогических наук, проректор по инновационной работе Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

Герасёв Алексей Дмитриевич

Доктор биологических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИя СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (ИЗ ОПЫТА НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития общества, определяющие развитие российской системы образования в среденесрочной перспективе, показаны целевые ориентиры стратегического развития Новосибирского государственного педагогического университета как системообразующего элемента регионального образовательного кластера, обозначен ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы стратегического развития педагогического вуза.

Ключевые слова: Новосибирский государственный педагогический университет, педагогическое образование, стратегическое развитие педагогического вуза, профессиональная подготовка, модернизация образования, программа стратегического развития.

Altynikova Natalia Vasilyevna

Candidate ofpedagogical sciences, vice rector for innovative work of the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

Gerasyov Alexey Dmitriyevich

Doctor of biological sciences, professor, rector the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

STRATEGIC PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF MODERN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION (FROM EXPERIENCE OF NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Abstract. In article the main tendencies of development of society and the normative documents defining development of the Russian education system in medium term prospect are considered, target reference points of strategic development of the Novosibirsk state pedagogical university as backbone element of a regional educational cluster are shown, the expected social and economic effect from implementation of the Program of strategic development ofpedagogical higher education institution is designated.

Keywords: Novosibirsk state pedagogical university, pedagogical education, strategic development of pedagogical higher education institution, vocational training, modernization of education, program of strategic development.

Развитие профессионального образования, в том числе педагогического, требует комплексного подхода и учета стратегических задач государства, а также является ответом на глобальные вызовы современного общества [Подроб см.: 2; 3; 4]. Одним из таких вызовов является цифровизация, которая ведёт к доступности образовательного

контента, тотальности интернета, широкому применению образовательных навигаторов, появлению преподавателей-симулято-ров, облачных технологий, on-line обучения, массовых нейроинтерфейсов и виртуальных миров и др. Всё это кардинально меняет образовательный ландшафт, а значит, требует совершенно новых форм организации учеб-

ного процесса и педагогов нового типа.

Приоритеты национальной образовательной политики сегодня определены в ряде нормативных документов федерального уровня*. Для Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) важными ориентирами в развитии

являются стратегические документы реги-

**

она , в которых ключевыми задачами развития региональной системы образования определены:

- повышение качества образования;

- развитие системы дистанционного образования;

- обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование качественно новой системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, направленной на формирование ценностно-мотивационного отношения занимающихся к личной физической культуре и здоровому образу жизни;

- создание современной информационной образовательной среды;

- модернизация системы повышения

* ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об использовании дистанционных образовательных технологий», Постановление Правительства РФ N 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», Указ Президента РФ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указ Президента РФ N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. «Инновационная Россия -2020», Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг., Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30.12.12. и др.

** Приказ Минобрнауки НСО «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы», Постановление правительства Новосибирской области № 117-п «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области в 2013 году и на период до 2020 года», Закон Новосибирской области «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области» и др.

квалификации и аттестации руководителей общеобразовательных учреждений и учителей и др.

Вышеперечисленные задачи положены во главу угла при выборе приоритетов в научно-педагогической деятельности университета, определяющих развитие следующих стратегически важных групп технологий:

1. технологии и стратегии цифрового обучения, основанные на системе управления обучением, охватывающей широкий спектр программно-аппаратных средств и комплексов;

2. технологии равных возможностей, направленные на подготовку специалистов для сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

3. технологии здоровьесбережения, направленные на создание здоровьеформиру-ющей среды.

Работа по данным направления позволит в дальнейшем решить ряд задач, стоящих перед региональной системой образования.

1. Ликвидация отставания в использовании современных информационных и коммуникационных технологий с целью реализации принципов «шаговой доступности» и «открытости» образования для любого члена общества.

2. Преодоление социальных барьеров нетерпимости к детям с ограниченными возможностями здоровья и реализация прав на доступное качественное образование для каждого.

3. Формирование единой образовательной среды с учетом индивидуальных возможностей, темпа учебной деятельности и психофизиологических особенностей студентов.

Ключевой фигурой в решении обозначенных задач остается учитель, главное условие успешной реализации его миссии - качество профессиональной подготовки, однако несмотря позитивные сдвигов отечественной системе подготовки профессиональных кадров, существует ряд проблем, препятствующих устойчивому развитию педагогического образования:

отставание материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

недостаточное соответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы и общества;

отсутствие системы научно-методического сопровождения молодых педагогов;

недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране;

наличие межбюджетных барьеров и не-сформированность системы взаимодействия всех субъектов регионального образовательного кластера и др.

Вместе с тем востребованность квалифицированных педагогических кадров на региональном рынке труда возрастает и обусловливается следующими факторами:

развитием сети общеобразовательных учреждений (на начало 2012/2013 уч. г. в Новосибирской области работало более 1300 учреждений, где обучалось около 250 тысяч детей);

модернизацией системы общего образования (с 2011/2012 уч. г. началось введение ФГОС общего образования, предусматривающее поэтапный переход общеобразовательных учреждений на эти стандарты до 2021 года);

особенностями кадрового состава учительского корпуса (только 77 % учителей городских учителей и 47 % учителей сельских школ имеют высшее образование, около половины учителей предпенсионного и пенсионного возраста);

структурными и функциональными изменениями в сфере дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, в системе культурно-просветительских, социальных и других организаций (в Новосибирской области функционирует 57 социальных центров помощи семье, 20 детских домов, 80 детских оздоровительных центров, 295 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, 74 учреждения начального профессионального и 64 учреждения среднего профессионального образования и т.д.);

реализацией Комплекса мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области и др.

НГПУ является центром подготовки и повышения квалификации педагогических

кадров Сибирского федерального округа. Являясь неотъемлемой частью регионального образовательного кластера, университет эффективно выполняет свою миссию, которая заключается в сохранении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества через формирование и развитие кадрового потенциала системы образования Сибирского федерального округа. Будучи самым крупным педагогическим вузом Сибири и Дальнего Востока университет обладает рядом конкурентных преимуществ:

- стабильный научно-педагогический коллектив университета с преобладанием кадров высшей квалификации;

- обеспечение фундаментальности образования, разнообразие образовательных программ;

- развитая система послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- наличие признанных научных школ и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- сложившаяся система взаимодействия с образовательными учреждениями и органами управления образования Новосибирской области;

- реализация международных образовательных и научно-исследовательских проектов;

- развитая внебюджетная инфраструктура в образовательной области;

- наличие современной политики в области менеджмента качества образовательных услуг;

- информационная открытость университета, активное взаимодействие со СМИ;

- активная издательская деятельность.

На сегодняшний день в вузе предпринимаются системные действия по модернизации содержания профессиональной подготовки педагогических кадров, формированию эффективной инфраструктуры, создавшей платформу для формирования инновационной образовательной среды, масштабного внедрения научно-методических разработок вуза в систему образования региона. Вузом активно реализуются инновационные научно-образовательные проекты регионального, Российского и международного уровней, осуществляется модернизация системы

управления университетом, системная интеграция информационных образовательных ресурсов, активно развивается сетевое взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами.

Стратегические ориентиры развития НГПУ обозначены в Программе стратегического развития университета на 20122016 гг., которая вошла в число 55 победителей Федерального конкурса программ развития вузов РФ и получила финансовую поддержку МОН РФ в размере 300 млн. руб. Целью данной программы является модернизация системы подготовки педагогических кадров в НГПУ, динамичное развитие актуальных научных направлений, а также внедрение инновационных педагогических разработок в систему образования Сибирского федерального округа. В число основных задач программы входит:

- внедрение новейших образовательных технологий в процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- формирование и ввод на рынок оптимального ассортимента образовательных услуг на основе маркетинговых исследований внешней и внутренней среды университета;

- развитие фундаментальной и прикладной научно-исследовательской деятельности, усиление её интеграция с образовательным процессом;

- развитие инновационной инфраструктуры университета;

- развитие материально-технической базы университета в соответствии с современными требованиями к процессу профессиональной подготовки студентов вуза.

Реализуемая программа представляет собой комплексное решение инновационного развития НГПУ как системообразующего элемента регионального образовательного кластера. Программа предполагает реализацию 19-ти проектов, сгруппированных в следующие направления:

- модернизация образовательного процесса;

- модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

- развитие кадрового потенциала и качественного контингента обучающихся;

- модернизация инфраструктуры;

- совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления.

К реализации программы привлечены представители ведущих образовательных и научных учреждений РФ, учреждений системы образования региона, СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН, органов управления образования г. Новосибирска и Новосибирской области, что обеспечило наиболее эффективное решение поставленных задач и развитие образовательного кластера Сибирского федерального округа. Финансирование Программы осуществляется как за счёт федеральной субсидии на реализацию Программы, так и за счёт внебюджетных средств университета (средства от оказания платных услуг, гранты РГНФ, РФФИ, фонда Прохорова, гранты мэрии г. Новосибирска и правительства Новосибирской области и др.).

В целом, следует отметить, что реализуемая Программа представляет собой комплексное решение инновационного развития НГПУ как системообразующего элемента регионального образовательного кластера. Полученные промежуточные результаты реализации Программы в 2012-2013 гг. создали серьёзные предпосылки для достижения следующих социально-экономических эффектов:

формирование и закрепление ведущих позиций университета как регионального центра образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

развитие университета как научно-образовательного комплекса с современной инфраструктурой, реализующего непрерывное профессиональное образование в соответствии с запросами региона;

повышение качества профессионального педагогического образования путем совершенствования образовательных программ за счет сохранения фундаментальности образования, интеграции обучения и научно-исследовательской деятельности, использования новейших технологий и современных учебных материалов, ориентации на социально-экономические изменения;

развитие финансово-экономической деятельности в направлении увеличения объёмов доходов университета и повышения эффективности их использования в качестве основы успешного развития вуза.

совершенствование подготовки высококвалифицированных учителей, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

ликвидация отставания в использовании современных информационных и коммуникационных технологий в образовании;

преодоление социальных барьеров нетерпимости к детям с ограниченными возможностями здоровья и реализацию прав на доступное качественное образование для каждого;

формирование единой образовательной среды педагогических вузов Сибирского федерального округа;

повышение доступности общего и высшего образования, за счёт развития дистанционных образовательных технологий;

создание условий для развития кадрового потенциала НГПУ;

развитие академической мобильности и сетевого взаимодействия между ведущими образовательными и научными учреждениями РФ;

сохранение исторической преемственности культурных ценностей и духовных идеалов поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Основным результатом деятельности Новосибирского педагогического университета является подготовка педагогов нового типа, имеющих глубокие знания в предметной области, владеющих современными психолого-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями. Гордостью вуза являются выпускники, которые обеспечивали и обеспечивают эффективную управленческую деятельность на различных

должностях в различных звеньях образования, науки, культуры, экономики и государственной службы РФ. Новосибирский государственный педагогический университет, обладая значительным научным потенциалом, имеет большие возможности для дальнейшего профессионального роста, для научных открытий, направленных на улучшение образования, на развитие экономического, духовного и культурного состояния нашего общества.

В настоящее время коллектив вуза выходит на новые рубежи своей профессионально-педагогической деятельности, которую определяют динамичность развития и творческий поиск, формирование у студентов высокого уровня компетентности, богатого духовного мира. Деятельность педагогического университета призвана целенаправленно влиять на качество образовательного процесса и подготовку современных научно-педагогических кадров.

Библиографический список

1. Алтынникова Н. В., Герасёв А. Д., Ряпи-сов Н. А., Майер Б. О., Гижитская С. А. Новосибирский педагогический университет: курс на инновации // Вестник НГПУ - 2013. - №1. -С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www. vestnik.nspu.ru/ (дата обращения: 03.09.2013)

2. Лепин П. В. Стратегия развития высшего педагогического образования в Сибирском федеральном округе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 8-11.

3. Медведев Д. А. Развитие исследовательских центров в России // Образование и перспективы. - 2012. - № 24. - С. 3.

4. Путин В. В. Главные задачи повышения качества образования в РФ // Образование и перспективы. - 2012. - № 24. - С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.