УДК 378+373.3/.5+37.0
Алтыникова Наталья Васильевна
Кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Барматина Ирина Валерьевна
Кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Музаев Анзор Ахмедович
Кандидат технических наук, федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования, Москва
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В ХОДЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ГИА ПО ПРОГРАММАМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описана педагогическая практика «Общественное наблюдение за ГИА» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Авторами описано содержание практики, требования к результатам обучения, формируемым в рамках данной практики и подходы к оцениванию данных результатов. Показано что практика, являясь системообразующим элементом профессиональной подготовки, обеспечивает не только формирование необходимых компетенций, но и решение актуальных задач, стоящих перед регионом.
Ключевые слова: педагогическая практика, государственная итоговая аттестация по программам основного общего и среднего общего образования, общественное наблюдение за ГИА, педагогическое образование, оценочные процедуры, основные профессиональные образовательные программы, профессиональный стандарт.
Одной из современных тенденций развития высшего образования является повышение его практикоориентированности. Это связано, прежде всего, с появлением профессиональных стандартов, определяющих трудовые функции и трудовые действия, которые должен выполнять работник. Профессиональные стандарты в настоящее время являются ключевым ориентиром в отборе содержания высшего образования. Учитывая требования ФГОС ВО, вузы все активнее используют в своем учебном процессе различные технологии практико-ори-ентированного обучения. Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании - обеспечить подготовку специалиста, способного эффективно решать стоящие перед отраслью задачи. А для этого в ходе реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) необходимо создать условия для применения теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста. Это значит, что профессиональная подготовка студентов
должна быть самым тесным образом связана с решением задач сферы образования.
В настоящее время важнейшей задачей развития российской системы образования является объективизация оценочных процедур. Это, в свою очередь, требует совершенствования технологий оценивания результатов обучения, подготовки кадров, способных обеспечить объективность оценочных процедур, а также усиления консолидации ресурсов различных участников образовательных отношений.
Один из эффективных механизмов решения данных задач - включение преподавателей и студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», в подготовку и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в качестве общественных наблюдателей и организаторов, что позволит приблизить процесс подготовки будущих специалистов к их будущей профессиональной деятельности. В этой связи вузы, реализующие образовательные программы педагогического профиля, являются важным ресурсом в решении задач
объективной оценки качества образования.
В настоящее время у вузов уже имеется опыт обеспечения участия студентов-волонтеров в мероприятиях по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, на основании которого разработана программа педагогической практики для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Данная практика нацелена на формирование профессиональной готовности обучающихся к участию в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА) и обеспечивает: - знакомство обучающихся с технология-
ми и требованиями проведения ГИА;
- формирование у обучающихся первичных навыков объективного оценивания в системе общего образования посредством участия в общественном наблюдении за ГИА;
- формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности через включение обучающихся в общественное наблюдение за ГИА;
- развитие коммуникативных компетенций и навыков работы в команде.
Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в таблице 1. Данные образовательные результаты сформулированы исходя из требований ФГОС ВО 3+ (направление «Педагогическое образование») и профессионального стандарта «Педагог» [4].
Таблица 1
Планируемые результаты освоения образовательной программы Измеряемые образовательные результаты (дескрипторы) Код результата обучения
1 2 3
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия Уметь: строить коммуникации на основе признания социальных, культурных и личностных особенностей ОК-5.у
Владеть: навыками конструктивных социальных коммуникаций ОК-5.в
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знать: ценностные ориентиры и социальную значимость своей профессиональной деятельности, ее место и роль в развитии современного образования ОПК-1.з
Уметь: анализировать свою профессиональную деятельность и планировать собственную траекторию профессионального развития ОПК-1.у
Владеть: навыками выявления противоречий и выделения наиболее перспективных направлений профессиональной деятельности ОПК-1.в
ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования Знать: - основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; - требования к проведению оценочных процедур в системе общего образования; - типовые нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации ОПК-4.з
Уметь: - анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации;
Перечень планируемых результатов практики
1 2 3
- охарактеризовать педагогическую ситуацию с норма- ОПК-4.у
тивно-правовои точки зрения;
- соотносить деятельность образовательной организа-
ции с требованиями нормативных документов в сфере образования
Владеть: ОПК-4.в
навыками использования нормативных документов в
осуществлении профессиональной деятельности
ПК-6: Знать: ПК-6.з
готовность к взаимодей- методы и приемы создания благоприятного психологи-
ствию с участниками об- ческого климата в коллективе.
разовательного процесса Уметь: сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач ПК-6.у
Владеть: ПК-6.в
- способами взаимодействия с участниками образова-
тельного процесса, способами преодоления коммуника-
тивных барьеров;
- методами диагностики психологического состояния об-
учающихся во время проведения оценочных процедур
Практика состоит из трех этапов:
1-й этап - мотивационно-подготовитель-ный (организационный);
2-й этап - инструментально-технологический (основной);
3-й этап - рефлексивно-аналитический (отчетный).
Организационный и отчетный этапы про-
ходят на базе образовательной организации.
Содержание практики структурировано по этапам в соответствии с распределением объемов учебной нагрузки, видами деятельности обучающихся, формируемыми образовательными результатами и формами контроля (табл. 2).
Таблица 2
практики
Формируемые результаты обучения Содержание заданий на практике
1 2
Мотивационно-подготовительный этап
ОПК-1.з ОПК-1.у 1.1. Участие в установочной конференции (торжественная церемония вступления в состав корпуса общественных наблюдателей; презентация рабочей тетради и документации, сопровождающей прохождение практики; составление и утверждение рабочего плана-графика практики). 1.2. Размышление на тему «Позиция и имидж общественного наблюдателя» (подготовка сочинения-рассуждения)
Инструментально-технологический этап
ОК-5.у ОК-5.в ОПК-1.в ОПК-4.з ОПК-4.у 2.1. Знакомство с пунктом проведения экзаменов (далее - ППЭ). Составление паспорта ППЭ. 2.2. Составление перечня нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих проведение ГИА. 2.3. Мониторинг проведения ГИА, фиксация процедурных нарушений.
1 2
ОПК-4.в ПК-6.з ПК-6.у ПК-6.в 2.4. Оценка выявленных нарушений при проведении ГИА (количественные и качественные характеристики, ранжирование). 2.5. Выполнение индивидуальных заданий, установленных рабочим планом-графиком практики. 2.6. Составление акта общественного наблюдения за проведением ГИА в ППЭ (форма ППЭ-18-МАШ)
Рефлексивно-аналитический этап
ОПК-1.з ОПК-1.у ОПК-1.в ОК-5.в 3.1. Подведение итогов (оформление заключения о выполнении плана практики и достижении запланированных результатов, самоанализ результатов практики, подготовка эссе «Аттестат и ГИА: линии сближения и расхождения», подготовка публичного отчета). 3.2. Участие в итоговой конференции (публичный творческий отчет или видеоконференция «Репортажи с мест...», обсуждение результатов практики в формате круглого стола)
Примеры индивидуальных заданий.
1. Разработать психолого-педагогические рекомендации по подготовке обучающихся (родителей, учителей) к ГИА.
2. Изучить техническое оснащение ППЭ для печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях ППЭ (или для перевода бланков ответов участников ГИА в электронный вид в ППЭ), подготовить предложения об изменении характеристик используемого оборудования.
3. Разработать не менее двух кейсов (практических задач) на основе педагогических ситуаций, возникающих при проведении ГИА.
4. Охарактеризовать возможности ГИА
с точки зрения оценки предметных результатов выпускника.
5. Составить рекомендации для потенциального общественного наблюдателя.
6. Провести интервью с участниками ГИА (после завершения ГИА).
В технологической карте (табл. 3) практики нами соотнесены виды деятельности студентов (с указанием временных затрат), формы текущего контроля и формы отчетности с этапами практики. Это позволяет более четко структурировать деятельность студентов и обеспечить «прозрачность» и объективность оценивания результатов практики.
Таблица 3
карта практики
№ Этапы практики Виды деятельности на практике (час.) Формы текущего контроля Формы отчетности
1 2 3 4 5
1 Мотиваци-онно-орга-низацион-ный Участие в установочной конференции (2 час.), составление и утверждение рабочего плана-графика практики (2 час.), написание сочинения-рассуждения (2 час.) Контроль качества рабочего плана-графика практики Утвержденный рабочий план-график практики, сочинение-рассуждение
2 Инструмен-тально-тех-нологиче-ский Знакомство с ППЭ. Составление паспорта ППЭ (4 час.) Составление перечня федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих проведение ГИА (0,5 час.). Мониторинг проведения ГИА, фиксация процедурных нарушений (20 час.). Проверка записей в рабочей тетради и отметок в рабочем плане-графике практики Записи в рабочей тетради (в том числе в рабочем плане-графике практики), акт общественного наблюдения,
1 2 3 4 5
Оценка выявленных нарушений при проведении ГИА (количественные и качественные характеристики, ранжирование) (2 час.) Выполнение индивидуальных заданий, установленных рабочим планом-графиком практики (64,5 часа) результаты выполнения индивидуальных заданий
3 Рефлексив- но-аналити- ческий Подведение итогов практики (оформление заключения о выполнении плана практики и достижении запланированных результатов, самоанализ результатов практики, подготовка эссе «Аттестат и ГИА: линии сближения и расхождения», подготовка публичного отчета) (6 час.) Участие в итоговой конференции (представление отчета, участие в работе круглого стола) (5 час.) Проверка рабочей тетради Творческий отчет, рабочая тетрадь (дневник) с электронным приложением
При разработке содержания практики мы руководствовались пониманием того, что общая совокупность заданий должна обеспечивать формирование всех заявленных в программе образовательных результатов. Приведенная ниже карта оценки компетенций (табл. 4) наглядно иллюстрирует полноту содержания практики. При этом следует
отметить, что не все заявленные результаты формируются в ходе практики в равной степени. Так, из таблицы 4 видно, что в ходе данной практики наибольшее внимание уделяется формированию ОПК-4. Выбор определенных индивидуальных заданий позволяет усилить формирование тех или иных образовательных результатов.
Таблица 4
Карта оценки компетенций
Код РО Номер задания
Обязательная часть Вариативная часть
1 2 4 5 6 10 11 3 7 8 9 12
ОК-5.з
ОК-5.в
ОПК-1.з
ОПК-1.у
ОПК-1.в
ОПК-4.з
ОПК-4.у
ОПК-4.в
ПК-6.з
ПК-6.у
ПК-6.в Ш
В ходе психолого-педагогической практики «Общественное наблюдение за проведением ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования» студент составляет публичный отчет о ее прохождении. К отчету прилага-
ется дневник практики, подписанный руководителем практики от организации - базы практики и заверенный печатями принимающей организации. В дневнике студент и руководители практики делают отметки о ходе практики и выполнении заданий.
Руководитель практики оценивает результаты прохождения практики студентом (заполняет рейтинг-лист), руководствуясь рейтинг-планом практики и общим правилом оценки результатов выполнения заданий:
0 баллов - задание не выполнено;
1 балл - выполнено не в полом объеме со значительными ошибками;
2 балла - выполнено в полном объеме, но с неточностями;
3 балла - выполнено в полном объеме, грамотно.
Рейтинг студента по практике рассчитывается путем накопления баллов и приведения их к традиционной шкале оценок.
На наш взгляд, при оценке результатов практики целесообразно использовать следующие основные критерии:
Правило нач]
а) полнота представленного материала, соответствие программе практики;
б) своевременное представление отчета, качество оформления отчета;
в) участие в публичной защите отчета.
Результаты практики могут быть оценены максимальным рейтинговым баллом -50. Правило начисления баллов приведено в таблице 5, правило определения итоговой оценки - в таблице 6. За несвоевременное предоставление отчета студенту могут быть назначены 10 «штрафных» баллов. За выполнение работ по инициативе обучающихся сверх установленного объема могут быть назначены «бонусы» - не более 10 баллов (при достижении рейтингового балла значения 37, начисление «бонусов» прекращается.
Таблица 5
ления баллов
Содержание работ Правило начисления баллов Максимальный балл по виду работ
Участие в установочной конференции 3 балла 3 балла
Согласование плана-графика практики 3 балла 3 балла
Выполнение заданий обязательной части: описание хода практики, задания 1, 2, 4, 6, 11, 10 за каждое задание по 3 балла 21 балл
Выполнение заданий обязательной части: задание 5 (три карты наблюдения) за каждое наблюдение по 3 балла 9 баллов
Выполнение заданий вариативной части: 3 задания (по выбору из заданий 3, 7, 8, 9, 12) за каждое задание по 3 балла 9 баллов
Участие в итоговой конференции 5 баллов, в т.ч. 2 балла за участие в обсуждении и 3 балла за публичный отчет 5 баллов
Итого: 50 баллов
Таблица 6
Правило определения итоговой оценки
Количество накопленных баллов Оценка по 4 бальной шкале Оценка по шкале наименований
41-50 5 (отлично) Зачтено
35-40 4 (хорошо)
30-34 3(удовлетворительно)
Менее 30 2(неудовлетворительно) Не зачтено
Таким образом, предлагаемый нами вариант программы практики позволит органично включить участие студентов в процедурах ГИА в основные профессиональные образовательные программы и обеспечить фор-
мирование компетенций объективного оценивания у будущих педагогов. Кроме того, предлагаемые нами учебно-методические материалы могут быть ориентиром того, каким образом в современном педагогиче-
ском образовании может быть организована современная вариативная педагогическая практика, позволяющая включать студентов
в решение реальных задач, стоящих перед системой образования и социальной сферой.
Библиографический список
1. Алтыникова Н. В., Герасёв А. Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 26-31.
2. Алтыникова Н. В., Барматина И. В. Модель подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата в контексте модернизации педагогического образования // Вестник педагогических инноваций. - 2015 - № 3. - С. 12-29.
3. Алтыникова Н. В., Барматина И. В., Му-заев А. А. Взаимодействие участников образова-
тельных отношении в рамках государственной итоговой аттестации. - Ч. 2. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - 293 с.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 04.05.2017).
Поступила в редакцию 10.05.2017
Altynikova Natalia Vasilyevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Barmatina Irina Valeryevna Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Muzaev Anzor Akhmedovich Cand. Sci. (Technic.), the Federal Service on Control and Supervision in the Sphere of Education, Moscow
THE CONTENT AND ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE COURSE OF STUDENTS ' PARTICIPATION IN THE PREPARATION AND CONDUCT OF THE GIA PROGRAMME OF GENERAL EDUCATION
Abstract. The article describes the pedagogical practice of "Public monitoring of GIA" for undergraduate students enrolled in the direction "Pedagogical education". The authors described the content of practice, the requirements for the learning outcomes generated under this practice, and approaches to data evaluation results. It is shown that the practice as an essential element of the training provides not only the formation of the necessary competences, but also the decision of actual problems facing the region.
Keywords: pedagogical practice, the state final examination for the programmes of basic General and secondary General education, public monitoring of GIA, teacher training, evaluation procedures, basic professional educational programs, professional standard.
References
1. Altynikova, N. V., Gerasev, A. D., 2013. Strategic priorities of development of modern pedagogical University. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 26-31. (In Russ.)
2. Altynikova, N. V., Barmatina, I. V., 2015. Model of teacher training for undergraduate in the context of modernization of pedagogical education. Journal of pedagogical innovations, 3, pp. 12-29. (In Russ.)
3. Altynikova, N. V, Barmatina, I. V, Muzaev, A. A.,
2016. Interaction of participants of educational relations in the framework of the state final examination: Part 2. Novosibirsk: NSPU Publ., 293 p. (In Russ.)
4. The order of the Ministry of Russia dated 18.10.2013 544h N "On approval of professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155553/ (accessed 04.05.2017). (In Russ.)
Submitted 10.05.2017.