Научная статья на тему 'Региональный кластер педагогического образования'

Региональный кластер педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1019
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL EDUCATION / REGIONAL CLUSTER / URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / REGIONAL CENTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна, Рубина Людмила Яковлевна

Рассматриваются тенденции в развитии современного педагогического образования, раскрываются его специфические особенности как регионального кластера, обеспечивающего инновационное развитие территории. Предложена и обоснована структурная модель регионального центра педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Tendencies in development of modern pedagogical education are considered, its specific features as the regional cluster providing innovative development of the territory are revealed. The structural model for the regional center of pedagogical education is offered and proved.

Текст научной работы на тему «Региональный кластер педагогического образования»

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.6:37 ББК Ч448.00

ГСНТИ 14.35.21

Код ВАК 13.00.01, 22.00.06

Мурзина Ирина Яковлевна,

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии Института фундаментального социальногуманитарного образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Рубина Людмила Яковлевна,

доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментального социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; региональный кластер; Уральский государственный педагогический университет, региональный центр педагогического образования.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются тенденции в развитии современного педагогического образования, раскрываются его специфические особенности как регионального кластера, обеспечивающего инновационное развитие территории. Предложена и обоснована структурная модель регионального центра педагогического образования.

Murzina Irina Yakovlevna,

Doctor of Culture Study, Professor, Head of the Chair of Culture Study, Institute of Fundamental Social-Humanitarian Education, Ural State Pedagogical University.

Rubina Liudmila Yakovlevna,

Doctor of Philosophy, Professor, Director of the Institute of Fundamental Social-Humanitarian Education, Ural State Pedagogical University.

REGIONAL CLUSTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

KEYWORDS: pedagogical education; regional cluster; Ural State Pedagogical University; regional center of pedagogical education.

ABSTRACT. Tendencies in development of modern pedagogical education are considered, its specific features as the regional cluster providing innovative development of the territory are revealed. The structural model for the regional center of pedagogical education is offered and proved.

Н

еобходимость региональной организации педагогического образования обусловлена рядом факторов, определяющих развитие страны в целом и ее отдельных территорий в частности. Это развитие основывается на двуединстве общего / глобального и регионального. В современной Европе доминирующей стратегией становится переход к «Европе регионов», реализующей концептуальные идеи интеграции территорий в единое социально-экономическое целое с сохранением специфических черт, свойственных каждой отдельной территории и обусловленных ее культурно-историческим развитием. В декларации Ассамблеи регионов Европы «О регионализме в Европе» (1996 г.) подчер_кивается, что «регионы представляют собой важнейший и незаменимый элемент построения Европы и процесса европейской интеграции» [2].

Диалектика глобального и регионального в тех или иных сферах жизнедеятельности мирового сообщества, в цивилизационных процессах проявляется по-разному, со своим соотношением общего и

особенного. Как показывает практика и теоретическое осмысление, интеграция в экономике, политике, в ряде областей социальной жизни (к примеру, в решении проблем демографии, здоровьесбережения, естественнонаучном знании) происходит быстрее и очевиднее, чем в тех сферах, которые непосредственно связаны с историкокорневой системой социума, его культурой, что на уровне регионального развития в любом случае учитывается. Так, в Свердловской области, где реализуется 13 целевых программ развития важнейших сфер жизнедеятельности (от промышленных кластеров и агрокомплексов до различных областей социальной жизни), в каждой из них в качестве соисполнителя выступает Министерство общего и профессионального образования, ответственное за подготовку молодого пополнения человеческого потенциала в регионе и стране.

Современную Россию можно представить как единое культурное пространство, обладающее качествами поликультурности. По сути Россия - это единство множественности («Россия регионов»).

1 Статья подготовлена в рамках проекта № 12-13-66007 «Региональное культурно-образовательное пространство: структурно-функциональная модель, социокультурный потенциал» при поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области.

© Мурзина И. Я., Рубина Л. Я., 2013

Для ее устойчивого развития, эффективного ответа на «вызовы времени» необходимо обращение к социально-культурному потенциалу регионов, обеспечивающих экономический рост страны в целом.

Развитие регионов сегодня как никогда зависит от демографической составляющей. Преодоление оттока трудоспособного и социально активного населения в мегаполисы и столичные центры становится первостепенной задачей.

Экономическое развитие страны обеспечивается развитием комплекса тесно связанных и взаимодополняющих отраслей, региональных кластеров, способных выступать в качестве лидеров-ло-комотивов в наиболее конкурентоспособных отраслях экономики и социальной жизни. Эффективность их деятельности повышается, если учитывается исторический опыт развития территории.

Выделяя в этом комплексе педагогическое образование, мы употребляем понятие «кластер» не в качестве статистически выделяемой группы в матанализе, а в более общеупотребительном сегодня смысле - как скопление, объединение по общему признаку однородных объектов на какой-либо территории. В российских регионах интенсифицируется процесс становления образовательных кластеров как особой среды взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений разного уровня и педагогов для реализации идей инновационного развития территорий.

Отметим ряд факторов, которые определяют требования к системе образования как важнейшему элементу, обеспечивающему развитие региона на краткосрочную и долгосрочную перспективу, закладывающему основы будущего.

1. Реализация на практике идеи «Россия регионов» предполагает учет культурно-исторических особенностей и специфики исторической судьбы каждого региона внутри России. Уникальный облик, сформировавшийся тип хозяйственноэкономических связей, тип личности, ценностные ориентации, обусловливающие региональную идентичность россиянина, -все это требует не только констатации «Россия - поликультурное единство», но и использования культурно-исторического багажа как фактора социально-экономического развития территории. Обеспечение преемственности смены поколений, гражданской ответственности за судьбы своего края - задача образования. Возможность осуществления этой задачи - в подготовленных педагогических кадрах, знающих специфику регионального развития, выступающих носителями и трансляторами

социально-культурных ценностей регионального развития.

2. Для Урала как старопромышленного, сырьевого региона особую значимость имеет обретение новых горизонтов развития, но с непременным учетом того культурного потенциала, который сложился в регионе на протяжении длительного исторического времени и во многом определил устойчивую структуру хозяйственного комплекса, опирающуюся на традиции организации производства, ценности труда и трудовой этики, ответственности за судьбу страны. Эти ценности опорного края державы не могут воспроизводиться стихийно, важна целенаправленная работа по их формированию и развитию. Именно эти ценности становятся основой для инновационного развития в период перехода к региону высоких технологий, интеллектуальных открытий и решений, прорывных направлений производственной деятельности.

3. Реализация задачи по созданию и эффективному взаимодействию элементов образовательного кластера территории связана с существованием взаимодополняющих систем глобального и регионального уровней. На территории УрФО действует федеральный университет, миссией которого является «повышение конкурентоспособности и обеспечение реиндустриализации, формирования человеческого и научно-технического потенциала, сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики Уральского федерального округа» [8]. Условием реализации столь масштабно сформулированной задачи становятся высокие требования к уровню подготовки выпускников школ и обеспечение будущей профессиональной самореализации выпускников вузов в Уральском регионе. Осознание своей востребованности в рамках региона формируется у человека не в одночасье - это результат планомерной работы по формированию региональной культурной идентичности, признания и приятия ценностей региональной культуры, обусловленных знанием истории края, своих «корней», традиций - всего того, что стоит за словами «культурная оседлость» (Д. С. Лихачев) и «малая родина».

Эту задачу решает региональная система общего образования, сочетающая в себе интеллектуальную составляющую, информационную насыщенность образовательных программ, обеспечивающих единство образовательного пространства России с региональной спецификой. Для развития образовательного кластера на Урале наличие регионального центра педагогического образования представляется необходимым,

поскольку он обеспечивает кадры для системы образования, ориентированные на формирование самодеятельной личности, ощущающей свою принадлежность региональному сообществу и ответственность за развитие «малой родины», связывающей свое жизненное самоопределение с Уралом.

4. Актуализация проблем педагогического образования, по мнению спе-циалистов-теоретиков и практиков, связана с необходимостью разрешения противоречий между потребностями института образования и других социальных институтов в педагогических работниках новой формации и отсутствием внятной стратегии продолжения модернизационных процессов в образовании, осознанной и признанной субъектами этих процессов на общефедеральном и региональном уровнях.

Трансформация системы образования на протяжении последних десятилетий требует серьезного анализа с точки зрения социально значимых результатов. Отсутствие качественных изменений в развитии отраслей образования и в статусных позициях специалистов педагогического труда, конечно, можно связать с кризисными моментами в экономике, в функционировании социальных институтов - лифтов мобильности, от которых образование априорно зависит. Но нельзя забывать, что аккумуляция проблем самого педагогического образования в свою очередь не может не влиять на всю систему образования, другие институты социальной сферы, на семью, науку, культуру, политику.

Внимание к перспективам педагогического образования акцентировано еще и тем, что несмотря на расширение базы подготовки педагогических кадров в аккредитованных вузах разных форм динамика выпуска специалистов даже из профильных вузов неутешительна. Статистика такова: без учета филиалов готовят работников педагогического труда 193 вуза, в том числе 67 педагогических, 52 классических, 10 технических университетов и 64(!) вуза - гуманитарных, медицинских, работников искусства, физкультуры. Именно из этих - последних - выпускники меньше всего идут работать в школу. Однако контингент вузов Рособразования с 2007 по 2010 гг. уменьшился, в том числе и за счет сокращения набора, с 60,8 до 53,6 тыс. чел. (на 12%), а выпуск - с 12,5 до 12,0 тыс. чел. (на 4%).

Тенденция в 2011-2012 гг. по известным и озвученным на разных уровнях причинам усугубляется, несмотря на по-прежнему не просчитанную потребность в педагогических кадрах и нестыковку госзаказа с сегодняшним демографическим прогнозом [9].

Говоря о необходимости формирования регионального кластера педагогического образования, необходимо учитывать мировой и отечественный опыт развития этого образования по той или иной модели организационного и содержательного типа.

При высокой частоте и многовариантности употребления понятия «модель» в качестве упрощенного представления реальных устройств, процессов, явлений, говоря о модели педагогического образования также в несколько упрощенном виде, необходимо обозначить и ее принципиально значимые, сущностные характеристики, позволяющие выделить важные компоненты структуры и специфику данной системы.

Сравнительный анализ педагогического образования в разных странах, осуществленный историками и теоретиками образования, философами, социологами, экономистами, позволил им сосредоточить внимание на двух типологических моделях этого института.

Академическая модель реализуется в большинстве стран, прежде всего - европейских. Ее принципиально значимой особенностью является подготовка педагогических кадров на основе уже имеющегося у студентов академического образования, полученного по программам бакалавриата и магистратуры, причем в любой сфере знаний. К этому - не обязательно профильному знанию - добавляются одно-двух-годичные педагогические курсы и сертификат в качестве допуска к преподавательской деятельности. Для такой исторически проверенной модели является обязательным уровень университетской подготовки (наличие базовых профессиональных и предметных компетенций), плюс разнообразие программ педагогического образования для свободного выбора траекторий обучения самими студентами. Но при этом исчезает системность и целостность педагогической подготовки и затрудняется соответствующая квалификация. Такой системный компонент подготовки, как педагогическая практика, по объему, формам, качеству варьируется даже в рамках образовательных учреждений одной страны. Это, как показал Болонский процесс, затрудняет профессиональную мобильность, ибо в отличие от диплома европейского образца сертификат о готовности к педагогическому труду в одной стране не всегда признается в других.

Отраслевая модель также имеет свои исторические корни. Она была характерна, например, для педагогического образования Германии или Франции, где со второй трети XIX века создавались Нормальные школы подготовки учителей, Реги-

ональные педагогические центры обучения преподавателей колледжей и лицеев, которые существовали до конца века, и после очередной реформы педагогического образования все учреждения были трансформированы в имеющие государственный статус Университетские институты подготовки учителей. Статус давал возможность усилить профессиональную подготовку, оптимально сочетая теоретические и практические компоненты, образование и науку.

Эта модель была преобладающей и в российском образовании с его историческими традициями. Проблемы становления Уральской высшей педагогической школы достаточно исследованы учеными УрГПУ (статьи Б. М. Игошева, М. В. Суворова и др.).

В Уральском крае профильные институты (в Перми, Уфе) действовали с конца XIX века. 5 октября 2012 года отмечалось 100-летие со дня открытия Екатеринбургского учительского института. Деятельность этих учреждений поддерживало государственное казначейство, а также губернские и уездные земства путем выделения стипендий студентам. В феврале 1919 г. институт был преобразован в Уральскую высшую педагогическую школу.

Российский опыт подтверждает «колебания» с определением статуса высших педагогических образовательных учреждений в ряде европейских стран, где их закрытие в силу исторических причин через какой-то период требовало возрождения, что и происходило на практике.

Данная модель в российском образовании предполагает:

- системную подготовку кадров в специализированных образовательных учреждениях, тесно связанных со школой и учителями: педагогических университетах федерального и регионального уровней, социально-педагогических академиях, институтах, колледжах;

- наличие сетевого взаимодействия таких учреждений, накапливающих свои традиции, научно-методические школы подготовки педагогических кадров;

- конкуренцию и сотрудничество между педагогическими учебными заведениями в обеспечении высокого качества подготовки обучающихся;

- возможность полноценной реа-лиизации нового профессионального стандарта педагога и подготовки к сдаче профессионального экзамена.

Несмотря на гарантии качества, полноты и целостности подготовки профессионалов в этой модели есть свои «зоны риска», которые специалисты связывают с жесткостью, императивностью ПРОП, осо-

бенно в период перехода к новым госстандартам, что в известной мере также ограничивает академическую мобильность. Не снимается проблемность мотивации молодежи (абитуриентов и студентов) на педагогические профессии и на работу в сфере образования.

Следует отметить, что УрГПУ относится к числу отраслевых вузов, где отлажена система эффективного менеджмента, позволяющего реализовать возможности внешней (региональной, общефедеральной) и внутривузовской среды, своевременно выявлять проблемные зоны, корректировать процессы и предупреждать риски. Не случайно более 40% выпускников УрГПУ ежегодно трудоустраиваются в системе регионального образования, закрепляются в этой сфере.

Для утверждения университетского статуса и выполнения требований государственной аккредитации в таком крупном вузе, как УрГПУ, расширяется спектр специальностей непедагогического профиля. Это не означает утраты его специфики. Напротив, это расширение возможностей подготовки по 9 укрупненным группам специальностей выпускников с фундаментальной социокультурной, психолого-педагогичес-кой подготовкой и для других учреждений социальной сферы.

При этом университизация педагогического образования не отменяет и не заменяет отраслевую организацию профессиональной подготовки. Эта модель позволяет оптимизировать сетевое взаимодействие педагогического образования с образовательными и другими учреждениями социокультурной сферы и заложить основы непрерывности в педагогической подготовке профессионалов-прак-тиков с учетом спроса на них.

По какой бы модели ни развивалось далее педагогическое образование, его модернизация будет продолжена в условиях изменения требований к профессии педагога, ее (профессии) содержательному, функциональному и технологическому наполнению.

Наиболее значимыми характеристиками такого образования, которые обеспечивает профильный вуз, являются следующие:

1. Качественный менеджмент в образовании на федеральном, региональном и местном уровне.

2. Система менеджмента качества в отдельном учреждении ВПО педагогического профиля, которая обеспечивает должную эффективность управления инновационной деятельностью по всем ее направлениям.

3. Наличие компетентностной модели специалиста, сопряженной с квалификационными характеристиками традиционных и новых педагогических профессий.

4. Развитая система критериев оценки результатов деятельности всех структурных подразделений, специфических институтов образования, совокупность и взаимодействие которых на основе доверия создает особую воспитательно-образовательную среду («школьную»), усиливающую мотивацию на профессиональную подготовку студентов и повышающую трудовой потенциал сотрудников.

5. Диверсификация направлений модернизации педагогического образования, выделение приоритетов, среди которых:

- оптимизация кадровой политики в

вузе;

- кадровое обеспечение системы образования в Свердловской области и в регионе УрФО на основе научно обоснованного прогноза потребностей территории;

- предотвращение дисбаланса рынков образования и труда, постоянный мониторинг предложения и спроса на специалистов и на оказываемые ими образовательные услуги;

- нормативно-правовая поддержка всех направлений воспитательно-образовательной деятельности, реализация в региональных условиях федеральной целевой программы развития образования до 2020 года;

- модернизация системы управления педагогическим образованием, согласование образовательной политики и контроля над ее реализацией в учреждениях разных форм подчинения; обеспечение транспарентности управленческой деятельности и признания ее эффективности субъектами образовательной деятельности;

- в связи с переходом на многоуровневую модель образования особое внимание к содержанию, структуре, новым технологиям и организационным формам подготовки магистров образования, к усилению их мотивации на научную и инновационную деятельность.

Сказанное ранее дает нам возможность представить в заключение региональный кластер педагогического образования в форме двух схем-моделей. Центральным компонентом предлагаемой и реализуемой в УрГПУ организационно-структурной модели становится компетентностная модель педагогического работника (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема формирования модели специалиста с педагогическим образованием (по

В. П. Засыпкину)

На рис. 2 дан один из возможных вариантов взаимосвязи структурных и инфраструк-

турных компонентов модели кластера педагогического образования.

В УрГПУ, позиционирующем себя в качестве регионального центра инновационного педагогического образования, профильного педагогического вуза университетского статуса, эта модель успешно реализуется путем стратегических и парадиг-мальных изменений, всесторонне обеспеченных по всем направлениям инновационного развития, с учетом новых терминальных и инструментальных предписаний и коррекции целей.

В ФГБОУ ВПО УрГПУ действует

ЛИТЕРАТУРА

программа его стратегического развития на период 2010 - 2020 гг., комплекс целевых программ и планов в качестве механизмов реализации целей педагогического образования, решения задач и достижения прогнозируемых результатов в созданных для этого условиях. Действующая стратегия педагогического университета опирается на идею развития человеческого потенциала и его эффективную реализацию в формате регионального педагогического кластера.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Проект). URL: минобрнауки.рф>...Госпрограмма_Развитие_образования...

2. Декларация Ассамблеи европейских регионов о регионализме в Европе. URL: http://www.mid.ru/bd0mp/sb0r.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a004e8835/0bb87e3076058a9443256c8a0047 Ьсо 2ЮpenDocument

3. Динамика инноваций. Новосибирск : Тренды, 2011.

4. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования в зеркале социологии. Екатеринбург. Гуманитарный ун-т, 2010.

5. Игошев Б. М., Суворов М. В. Профессиональное педагогическое образование на Урале // Педагогическое образование. 2011. №3.

6. Комплексный проект модернизации региональной системы образования Свердловской области. М.: Эврика, 2008.

7. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы (Проект). URL: минобрнауки.рф>Документы>.../610/12.05.21-фцп.нк.pdf

8. Миссия университета. URL: http://urfu.ru/home/about/missija/

9. О педагогических кадрах образовательных учреждений в РФ: Справочные материалы к заседанию Общественного совета при Минобрнауки РФ 16.02.2010. URL: teacher.org.ru>content/view/747/з

10. Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции / отв. редакторы И.Граф, Н. В. Дулепова, Н. З. Ляхов, В. Д. Маркова, В. А. Собянин, В. Я. Шатрова. Новосибирск: Офсет, 2010.

11. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. URL: econom.midural.ru>prognoz/rps/472/

12. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Симонова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.