Научная статья на тему 'Инновационные модели развития регионального педагогического кластера'

Инновационные модели развития регионального педагогического кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INNOVATIVE MODEL OF REGIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CLASSES / PEDAGOGICAL INTERNSHIP / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Актуальной задачей является модернизация педагогического образования в России и разработка инновационных моделей ее реализации. В статье представлены направления развития регионального кластера педагогического образования, которые наиболее полно отвечают вызовам времени: педагогические классы, педагогическая интернатура, ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER

An urgent task is the modernization of pedagogical education in Russia and development of innovative models of implementation. The article presents directions of development of a regional cluster of teacher education, which best meet the challenges of the times: pedagogical classes, pedagogical internship, resource centre, civil-patriotic education.

Текст научной работы на тему «Инновационные модели развития регионального педагогического кластера»

УДК 009

И. Я. Мурзина г. Екатеринбург, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

АННОТАЦИЯ. Актуальной задачей является модернизация педагогического образования в России и разработка инновационных моделей ее реализации. В статье представлены направления развития регионального кластера педагогического образования, которые наиболее полно отвечают вызовам времени: педагогические классы, педагогическая интернатура, ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационные модели, региональное образование, педагогические классы, педагогическая интернатура, гражданско-патриотическое воспитание.

I. Ya. Murzina

Yekaterinburg, Russia

THE INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER

ABSTRACT. An urgent task is the modernization of pedagogical education in Russia and development of innovative models of implementation. The article presents directions of development of a regional cluster of teacher education, which best meet the challenges of the times: pedagogical classes, pedagogical internship, resource centre, civil-patriotic education.

KEYWORDS: innovative model of regional education, pedagogical classes, pedagogical internship, civil-patriotic education.

Реализация потребности в профессиональных педагогических кадрах, соответствующих вызовам времени, с необходимостью ставит перед системой образования ряд задач: не только обозначить направления подготовки будущих педагогов, обеспечивая их необходимым набором знаний и педагогическим инструментарием, но развить в выпускниках вузов такие компетенции, которые соотносятся с требованиями профессионального стандарта педагога и позволяют реализовать ФГОС общего образования (прежде всего в области формирования метапредметных и личностных образовательных результатов). Для этого недостаточно только переориентировать образовательные программы подготовки студентов в сторону боль-

шей практической направленности, но и реализовать на всех уровнях обучения дея-тельностный характер технологий подготовки будущих педагогов.

Круг исследований процесса модернизации образования на современном этапе необычайно широк: от комментариев к нормативным документам («Концепции модернизации образования в РФ до 2020 года», «Концепции модернизации педагогического образования», проекта профессионального стандарта педагога, анализа требований федеральных образовательных стандартов и специфики формирования образовательных программ) до глубоких аналитических исследований, рассматривающих концепции модернизации в русле общемировых процессов образования

13

© Мурзина И.Я., 2017

(А. Бремус, Ю. Гранин, И. Жуковский, Г. Лукичев, В. Никольский); акцентирующих проблемы интернационализации образования как в русле вхождения в Болон-ский процесс (дискуссия о конкурентоспособности российского образования и угрозах его существованию с диаметрально противоположных позиций представлы в работах В. Нечаева, П. Данилевского, Я. Кузьминова, И. Фрумина и др.), так и в области международного сотрудничества вузов (В. Сенашенко, М. Ларионова, Н. Колычев, С. Водолазский, В. Байнев, В. Глазырин, Э. Шеридан и др.); обращающихся к характеру распространения информационных технологий и деятельности вузов по их использованию (К. Колин, Я. Садлак, Ю. Репьев, В. Федотова и др.), раскрывающих открывающиеся перспективы для использования дистанционных и виртуальных технологий в образовательном процессе (В. Болотов, В. Демкин, В. Соловов и др.). Многочисленные дискуссии о сущности модернизационных процессов и возможных результатах и рисках их реализации затрагивают такие важные вопросы, как сохранение традиций отечественного образования и экспансию западных образовательных образцов (А. Возьмитель, Ю. Гранин, Б. Есенькин, В. Иноземцев и др.). Обращение к проблемам подготовки специалистов на основе средового и системно-деятельностного подходов (Э. Зеер, И. Зимняя, А. Хуторской и др.) позволяют выйти на уровень содержания образования, его качества и результативности.

Обобщая результаты научных исследований, можно отметить, что сегодня определены пути модернизации педагогического образования и в последнее время сделана попытка применить на практике идеи обновления его содержания и форм. На протяжении 2014-2017 гг. реализуется проект модернизации педагогического образования в Российской Федерации. Ре© Мурзина И.Я., 2017

зультатами работы по проекту модернизации педагогического образования стали:

- теоретическое обоснование деятельно-стного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров;

- разработка модульного принципа обучения в вузе, в рамках которого модуль выступает в качестве основной образовательной единицы, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента по овладению определенным набором трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и направленных в последующем на реализацию профессиональной трудовой функции в реальной профессиональной деятельности;

- обоснование необходимости привлечения школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по формированию профессиональных компетенций студентов;

- описание различных траекторий подготовки и входа в профессию [3].

В настоящий момент стоит задача апробации инновационных идей представленного проекта, исходя из потребностей конкретного региона.

Для Свердловской области значимым направлением выступает подготовка педагогических кадров для нужд региона. В сделанном сотрудниками Уральского государственного педагогического университета прогнозе потребности в педагогических кадрах до 2020 года отмечается, что в связи со старением педагогических кадров, с одной стороны, и динамикой рождаемости, с другой стороны, остро встает вопрос о необходимости целевой подготовки педагогических кадров, соответствующих современным требованиям.

Решить эту задачу можно, если акцентировать внимание на следующих аспектах:

14

- привлечение в педагогическую профессию мотивированных и подготовленных абитуриентов предполагает создание разветвленной сети педагогических классов;

- подготовку в вузе необходимо осуществлять в соответствии с выработанными в процессе реализации проекта модернизации педагогического образования идеями на основе модульного принципа организации содержания образования;

- реализация воспитательной программы вуза должна вестись в русле формирования граждански активной и социально-ответственной личности;

- необходимо обобщение опыта введения педагогической интернатуры как первичной последипломной специализации выпускников бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» по одной из педагогических профессий, проводимой на базе образовательных учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза.

Научная рефлексия обозначенных проблем имеет свою историю (проблемы организации педагогических классов и мотивации на педагогическую профессию рассматривали в своих работах Т. Голубцова, С. Воронина, В. Ревякина и др.; вопросы реализации воспитательной программы вуза затрагивали Р. Богданова, Л. Савинова, Е. Ядровская и др.; идеи педагогической интернатуры обосновывали Е. Геворкян, А. Савенков, И. Егоров и др.). Обобщая работы педагогов, методологов, философов образования, можно сказать, что сегодня определены задачи, которые стоят перед педагогическим образованием, однако их практическая реализация, адекватная потребностям региона, системно не реализуется.

Мы предполагаем, что системность реализации обозначенных инновационных направлений может обеспечить функционирование регионального кластера педагогического образования как особой среды взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений разного уровня и педагогов для реализации идей инновационного развития территории.

Эти идеи нашли свое воплощение в проекте Уральского государственного педагогического университета по созданию региональной инновационной площадки Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по теме: «Инновационная модель системы подготовки кадров, мотивированных на работу по профессии, в рамках регионального кластера педагогического образования».

Направленность системы образования на региональный рынок труда предполагает активное влияние на его формирование, включающее определение новых перспективных направлений экономики, кадры для которой будут востребованы в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе. Существует прямая зависимость между подготовкой кадров в педагогических вузах, обеспечивающих систему образования в целом и школьного обучения в частности, качественным школьным обучением, качественным университетским образованием, конкурентоспособностью региона, конкурентоспособностью страны. Повышение качества подготовки кадров для системы образования для всех уровней и направлений дает видимый экономический эффект и позволяет решать государственно важные задачи.

Стратегическая инициатива «Педагогические кадры XXI века», разработанная как направление Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, ориентирует на постоянное совершенствование систе-

15

© Мурзина И.Я., 2017

мы подготовки, повышения квалификации, сертификации компетенций работников сферы образования, определяющей развитие человеческих ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями инновационной экономики.

Одним условий реализации идей, заложенных в Стратегии развития Свердловской области, является создание системы подготовки будущих педагогов, мотивированных на педагогическую профессию. Элементами такой системы выступают педагогические классы, педагогическая интернатура, ресурсный центр «Граждан-ско-патриотического воспитания учащейся молодежи».

Педагогические классы - это программа дополнительного образования детей, направленная на формирование мотивации на дальнейшую самореализацию в педагогической профессии1.

Основная цель работы педагогического класса - формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности.

Задачи:

- развитие коммуникативных и лидерских качеств (готовность к социальным взаимодействиям в системе «человек-человек»);

- формирование современного научного мировоззрения;

- самоопределение с выбором предметной сферы педагогической деятельности (гуманитарная, естественнонаучная, математическая, художественно-эстетическая).

Организация педагогических классов опирается на системно-деятельностный,

1 В текущем номере журнала представлены программы для педагогических классов, разработанные в Уральском государственном педагогическом университете.

компетентностный и культурологический подходы в образовании.

Для реализации поставленной задачи было разработано несколько организационных моделей, позволяющих объединить усилия школ, колледжей и педагогического вуза. Педагогический вуз выступает в качестве интеллектуально-образовательного центра, педагогические колледжи и школы, в которых открываются педагогические классы, рассматриваются как ресурсные центры педагогического образования в территориях (управленческих округах, муниципалитетах).

Модель 1. Педагогический класс создаётся в образовательной организации. Обязательная инвариантная часть содержания образования соответствует ФГОС ООО. Занятия по профилю класса проводятся за счёт вариативной части содержания (элективных курсов, дополнительного образования). Педагогические классы могут создаваться как для 10-11 классов, реализуя идею профильного обучения, так и в основной школе, содержательно наполняя проектно-исследовательскую и волонтерскую деятельность школьников, создавая условия для реализации метапредметного обучения. Данная модель предлагается к реализации в мегаполисе и крупных индустриальных городах области.

Модель 2. Педагогический класс создаётся на базе школы, которая выступает в качестве ресурсного центра - обучение ведется по предложенной университетом программе учеников разных школ. Данная модель предлагается к реализации в муниципалитетах с небольшим количеством школ.

Модель 3. Педагогический класс создаётся на базе педагогического колледжа, который выступает в качестве научно-образовательного и ресурсного центра для территории - обучение ведется по предложенной университетом программе учени-

16

© Мурзина И.Я., 2017

ков разных школ. Данная модель предлагается к реализации в округах.

Модель 4. Педагогический класс создаётся на базе УрГПУ (для учащихся Екатеринбурга и близлежащих территорий). Обучение ведется во второй половине дня или сессиями, включает сетевые формы.

Педагогические классы рассматриваются, таким образом, как первая ступень педагогического образования и первая профессиональная проба. Приглашая обучающихся в педагогический класс мы преследуем две взаимодополняющие цели: с одной стороны, выявление мотивированных на педагогическую профессию молодых людей, которые при наличии определенных условий (ранней профессионализации и последующего целевого набора в колледж и вуз) решают задачу обеспечения системы регионального образования профессиональными кадрами, с другой стороны, создаем дополнительные возможности для гуманитаризации Урала как старопро-мышленого региона (молодые люди, вне зависимости от места их будущей работы, понимают и реализуют в своей деятельности, в том числе и как будущие родители, гуманитарные ценности).

Обучение в педагогическом вузе в русле проекта модернизации педагогического образования предполагает тесную связь теоретического, предметного и практического компонентов в подготовке специалиста. Для этого был разработан и реализуется проект «Педагогическая интернатура».

Педагогическая интернатура - образовательная программа, включающая в себя систему теоретических курсов и практик (стажировок) на базе школ-партнеров студентов-бакалавров, обучающихся на III курсе по направлениям подготовки УГСН «Образование и педагогические науки». Цель педагогической интернатуры определяется целями проекта модернизации пе-

дагогического образования и заключается в приведении структуры, содержания и технологий педагогической подготовки в соответствие с утвержденным профессиональным стандартом педагога и новыми федеральными стандартами школьного образования. Проект реализуется в формате основной профессиональной образовательной программы - факультативного курса (теоретическая часть) и альтернативной формы практики. Параллельная модель теоретической и практической подготовки позволяет формировать профессиональные компетенции в единстве знаниевого (компетенция вуза) и деятельного (компетенция школы) компонентов обучения, создает условия для осмысленного овладения профессиональными компетенциями и формирования профессионального мышления педагога [4]

Для становления педагога как лидера, гражданина, социально-активного и ответственного человека особое значение имеет формирование ценностных ориентиров. Для этого необходима целенаправленная работа в вузе: не только акцентирование необходимости воспитания будущих педагогов и их подготовки к решению профессиональных задач, направленных на воспитание обучающихся образовательных организаций как граждан-патриотов России, но и разработка научно-методического обеспечения гражданско-патриотического воспитания в системе педагогического образования.

Как отмечается рядом исследователей, «специфика патриотического воспитания в образовательных организациях высшего педагогического образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы, направленные на подготовку педагогических кадров, определяется тем, что с одной стороны будущие педагоги сами должны быть патриотично настроенными и действующими, с другой - быть

17

© Мурзина И.Я., 2017

компетентными в воспитании у детей и школьников личностных качеств гражданина-патриота» [1, с.10].

Особую значимость приобретает не только реализация программы гражданско-патриотического воспитания внутри вуза, но и аккумуляция и систематизация имеющегося опыта с целью трансляции его в другие образовательные организации региона. Для этого необходимо создание и целенаправленная работа ресурсного центра «Гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи».

Работа ресурсного центра носит поливекторный характер: реализация задач гражданско-патриотического воспитания студентов педагогического вуза (непосредственная деятельность), обобщение и презентация педагогического опыта различных образовательных организаций (в ходе научно-практических семинаров и конференций, проведения обучения по дополнительным образовательным программам), представление учебных и научно-методических материалов для широкого круга заинтересованных лиц (работа сайтов «Живая история» и «Наш адрес: Урал. Россия»).

Информационный портал «Живая история» - федеральный молодежный проект, разработанный в УрГПУ, направлен на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через вовлечение в социально-значимую деятельность, добровольчество, творческие события различной тематики. Главная цель, которую поставил перед собой студенческий проект «Живая история», - это создание инновационной интернет-площадки, обеспечивающей приобщение молодежи к базовым национальным ценностям нашей Родины (патриотическое воспитание молодежи) с возможностью широкого вовлечения различных социальных и возрастных групп [2].

Сайт «Наш адрес: Урал. Россия» разработан в рамках работы по реализации целевой федеральной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» на 2014

- 2020 годы при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, разработан с целью представить на едином ресурсе информационные материалы по изучению родного края, раскрыть разнообразные возможности для творческой самореализации учащейся молодежи - юных граждан страны, предложить методические рекомендации для педагогов по организации деятельности патриотической направленности. Сайт является результатом совместной деятельности Уральского государственного педагогического университета и кадетской школы-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус» [5].

Таким образом, система образования региона, для которой готовятся кадры в педагогическом вузе, может быть представлена как специфический региональный педагогический кластер, ориентированный на потребности инновационного общества, на социально-экономическое развитие Свердловской области всего Уральского региона. Региональный педагогический кластер позволяет решить организационные проблемы, обеспечивающие взаимодействие внутри системы образования, охватывая через сетевое взаимодействие все уровни педагогического образования от профориентации - педагогические классы

- до поствузовской подготовки, и содержательные вопросы (через создание единого информационного поля в области обучения и воспитания).

18

© Мурзина И.Я., 2017

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание гражданина-патриота в вузе: методические рекомендации / Под ред. проф. Р.У. Богдановой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

2. Информационный портал «Живая история». URL: http://живаяистория-ургпу.рф/

3. Комплексный проект по модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://педагогическоеобразование.рф

4. Минюрова С.А., Леоненко Н.О. Педагогическая интернатура как инновационный проект вуза //Высшее образование в России. 2015. №10. С.37-47.

5. Сайт «Наш адрес: Урал. Россия». URL: http://www.ural-patrius.ru/

19

© Мурзина И.Я., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.