Научная статья на тему 'Стратегия развития воспитания детей и молодежи в Свердловской области: на пути от декларации идей к практической работе педагогов'

Стратегия развития воспитания детей и молодежи в Свердловской области: на пути от декларации идей к практической работе педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY IN THE SVERDLOVSK REGION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / SCIENTIFIC AND PRACTICAL SEMINAR / РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / REGIONAL PEDAGOGICAL CLUSTER / WORKING EXERCISE BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

В современном российском образовании актуальной задачей является организационное обеспечение и научно-методическое сопровождение системы воспитания. Решение профессиональных задач в области воспитания требует разработки новых форм работы с педагогами с целью обобщения педагогического опыта и определения перспективных направлений деятельности. В статье рассматривается опыт Свердловской области по организации научно-практических семинаров для педагогов, в рамках которых сочетается презентация инновационных практик с элементами профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN AND YOUTH EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY IN THE SVERDLOVSK REGION: FROM IDEAS DECLARATION TO PEDAGOGUES’ PRACTICAL WORK

In todays’ Russian education the topical issue is the organizational provision and scientific and methodical support of education system. Solving the professional tasks in the sphere of education requires to work out the new forms of work with pedagogues to generalize the pedagogical experience and determine the prospective activity.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития воспитания детей и молодежи в Свердловской области: на пути от декларации идей к практической работе педагогов»

17. Avtomatizatsiya proektirovaniya vychislitel'nykh sistem. Yazyki, modelirovanie i bazy dannykh, Moscow: Mir, 2015, 463 p. (In Russian)

18. Gergel' V. P. Sovremennye yazyki i tekhnologii parallel'nogo programmirovaniya, Moscow: Izd. MGU, 2012, 408 p. (In Russian)

Маслов Сергей Владимирович, преподаватель ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., г. Копейск

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, отличник народного просвещения РФ, председатель родительского движения «Союз семьи и школы», г. Челябинск, e-mail: molchanov_ chel@mail.ru

Maslov S. V., lecturer, Chochryakov Kopeysk polytechnical college, Chelyabinsk region

Molchanov S. G., professor, doctor of pedagogical sciences, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, e-mail: mol-chanov_chel@mail.ru

Сведения для цитирования: Мурзина, И. Я. Стратегия развития воспитания детей и молодежи в Свердловской области : на пути от декларации идей к практической работе педагогов [Текст] / И. Я. Мурзина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 122-127.

УДК 371 ББК 74.200.50

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: НА ПУТИ ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ИДЕЙ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ

И. Я. Мурзина

В современном российском образовании актуальной задачей является организационное обеспечение и научно-методическое сопровождение системы воспитания. Решение профессиональных задач в области воспитания требует разработки новых форм работы с педагогами с целью обобщения педагогического опыта и определения перспективных направлений деятельности. В статье рассматривается опыт Свердловской области по организации научно-практических семинаров для педагогов, в рамках которых сочетается презентация инновационных практик с элементами профессионального обучения.

Ключевые слова: воспитание, Стратегия развития воспитания в Свердловской области, педагогическое образование, научно-практический семинар, рабочие тетради, региональный педагогический кластер.

Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» призвана обеспечить формирование системы патриотического воспитания, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны с учетом социально-возрастной структуры российского общества. Одним из направлений является повы-

шение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан.

На протяжении 2000-х гг. в Свердловской области по данному вопросу создавалась правовая база, включающая указы губернатора, постановления правительства области, комплексные программы. В этих документах собственно

патриотическое воспитание трактовалось расширительно — как деятельность по формированию культурной и гражданской идентичности, осуществляемая в самых разных сферах. Так, одной из целей патриотического воспитания была обозначена «консолидация усилий субъектов патриотического воспитания в формировании нового образа патриотизма граждан, сочетающего традиционные ценности принадлежности к культурно-историческим корням своего народа, своей семьи, готовности к военному и трудовому служению со стремлением развивать себя и свою малую родину, принятием позитивных ценностей общемирового развития, нацеленностью на продвижение своей малой родины на высокие общероссийские и мировые позиции» [1].

Значимым этапом на данном пути стало создание и утверждение правительством Свердловской области Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, которая продолжила идеи, заложенные в ранее опубликованных документах [2].

Стратегическими направлениями развития системы воспитания в Свердловской области определены следующие:

1) приобщение детей к культурному наследию малой и большой родины;

2) гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности;

3) духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры;

4) физическое развитие и формирование культуры здоровья;

5) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

6) эстетическое воспитание на основе приобщения к классической и современной художественной культуре;

7) семейное воспитание и его педагогическое сопровождение;

8) расширение круга информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся реализацией научно обоснованных программ воспитания детей и молодежи.

Реализуя стратегические установки в области воспитания, педагоги предлагают широкий спектр мероприятий практически по всем обозначенным направлениям. Однако сохраняется опасность формального подхода, не учитывающего современные социокультурные реалии.

Не секрет, что существует поколенческий разрыв между педагогами, родителями и детьми, который может рассматриваться как одна

из причин кризиса современного образования в целом и воспитательных систем в частности. Два прямо противоположных вектора воспитательных стратегий служат тому подтверждением: согласно одному из них, воспитание должно воспроизводить уже наработанные педагогикой формы и методы воздействия; исходя из другого, нужно искать новые подходы, создавая инновационные «воспитательные продукты». Поэтому важной задачей является определение направлений воспитательной деятельности не только с учетом новых тенденций в социокультурном пространстве, но и с опорой на традиции, сформированные в прежние годы. Анализ многочисленных мероприятий воспитательной направленности приводит к пониманию необходимости систематизации имеющихся практик, выделения наиболее перспективных и актуальных для современных детей и подростков.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области разработана система выездных семинаров, проводимых в управленческих округах с целью обобщения опыта воспитательной работы в регионе (тема 2018 года — «Приоритеты воспитательной работы: перспективные направления и реальные достижения»). Площадками для организации данных мероприятий служат педагогические колледжи, выступающие в качестве ресурсных центров по реализации Стратегии развития воспитания в регионе.

Традиционно научно-практические семинары проходят в формате педагогических чтений: педагоги представляют краткие отчеты о проделанной работе по определенным направлениям в области воспитания. Такая форма, безусловно, отвечает потребности в представлении собственного опыта и дает возможность обсудить его с коллегами-практиками. Однако она в гораздо меньшей степени ориентирована на освоение новых технологий, проблематизацию оснований и направленности собственной деятельности, что обеспечивало бы «приращение» знаний и формирование новых умений у педагогов.

В связи с этим был предложен комплексный подход, в рамках которого существует возможность сочетать представление инновационного педагогического опыта с решением задач повышения квалификации. Поскольку научно-методические семинары, как правило, однодневные, они имеют трехчастную структуру и включают в себя пленарное заседание, на котором выступают ученые, представители министерства образования, педагоги, представляющие наиболее яркие достижения прошедшего учебного года;

мастер-классы, посвященные отдельным аспектам реализации Стратегии развития воспитания; свободную дискуссию, обеспечивающую коммуникацию педагогов, представителей органов власти, ученых. Однако если пленарное заседание и свободная дискуссия — мероприятия привычные, то при организации мастер-классов возникают определенные трудности.

В научно-методической литературе [см., например, 3-7] достаточно подробно описана специфика проведения мастер-класса, а также приведены формы повышения мастерства, в рамках которого осуществляется презентация педагогического опыта, обобщаются эффективные методы работы, в ходе имитационных игр или моделирования педагогических ситуаций происходит знакомство с технологиями, представляемыми ведущим (консультантом). Сложность организации мастер-классов связана с необходимостью обеспечения продуктивной коммуникации между участниками, привлечения их к диалогу — обсуждению заявленных проблем, чтобы представленный материал стал основой педагогической рефлексии и толчком к дальнейшей деятельности. Отчасти решить эту задачу призваны рабочие тетради для участников научно-методического семинара.

Рабочие тетради традиционно используются в обучении как дидактическое средство и инструмент организации учебного процесса, способствующий изучению и/или систематизации материала в процессе самостоятельной работы [8; 9]. Для педагогов в рамках мастер-класса рабочая тетрадь помогает решить ряд задач:

1) систематизировать теоретические основания воспитательной деятельности по избранному направлению;

2) обобщить формы, методы и технологии воспитательной работы;

3) определить собственную позицию по отношению к различным видам воспитательной работы;

4) обсудить критерии эффективности воспитательной работы.

Мастер-классы в рамках научно-методического семинара дифференцированы по направлениям воспитательной работы, обозначенным в Стратегии развития воспитания, при этом внимание уделяется наиболее проблемным, с точки зрения сегодняшнего дня, моментам. Так, в темах «Приобщение детей к культурному наследию малой и большой родины» и «Духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры» рассматривается про-

блема формирования культурно-образовательного пространства региона и анализ возможностей его освоения во внеурочной деятельности; тема «Гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности» предполагает анализ эффективности проектной деятельности с обучающимися; в теме «Физическое развитие и формирование культуры здоровья» обсуждаются вопросы здоровьесбе-режения в контексте проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни; вопросы трудового воспитания и профессионального самоопределения представлены через проблему закрепления кадров в сельской местности и малых провинциальных городах; задачи педагогического сопровождения семейного воспитания актуализируют проблему создания и функционирования детско-родительских сообществ; обращение к современной медиасреде позволяет обсудить особенности медиапространства образовательной организации в аспекте реализации его воспитательного потенциала.

Общность подходов к проектированию содержания рабочих тетрадей по каждой из предложенных тем обусловила и их схожую структуру.

Во введении к рабочей тетради предлагается небольшой по объему тезаурус, раскрывающий ключевые понятия (например, при анализе медиасреды важны понятия «медиапростран-ство», «медиакультура», «медиаактивность», «социальные сети»; вопросы приобщения к культурному наследию предполагают умение оперировать категориями «культурное наследие», «культурно-образовательное пространство», «ценности культуры», «региональная культура»; при обсуждении проблемы семейного воспитания необходимо определить, в чем именно состоит «педагогическое сопровождение семьи» на современном этапе, что понимается под словами «семейное воспитание», «детско-родительское сообщество», «кризис семьи»). Кроме того, там же приводятся выдержки из нормативных документов, обосновывающие необходимость воспитательной работы в заданном направлении.

Второй блок содержания рабочих тетрадей связан с анализом существующих форм воспитательной работы и выбором наиболее адекватных и эффективных из них, исходя из опыта самого педагога, его образовательной организации, потребностей территории и социальных партнеров. Задача состоит в том, чтобы не только перечислить те или иные формы воспитательной работы определенной направленности (или

выбрать наиболее известные из предлагаемого списка), но и выразить собственное ценностное суждение и представить аргументированную оценку значимости и актуальности предлагаемых направлений деятельности.

Так, в изданном в Екатеринбурге методическом пособии для педагогов «Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (автор — И. С. Огоновская) [10] перечислены и кратко охарактеризованы основные формы воспитательной работы с детьми. В рабочей тетради эти формы конкретизированы, а педагогам — участникам мастер-класса предлагается оценить их по критериям актуальности и привлекательности для детской (молодежной) аудитории, технологичности, возможности привлечения социальных партнеров и др. Среди спектра предлагаемых форм педагогами выбираются наиболее интересные (актуальные, творческие и пр.). На следующем этапе (в рамках выполнения задания «Предложите тематику проекта и обоснуйте его актуальность») во время работы в мини-группах каждый участник мастер-класса получает возможность определить, насколько избранные формы работы соответствуют задачам, решаемым педагогом в его повседневной деятельности.

Третий содержательный блок рабочих тетрадей нацелен на оценивание педагогом эффективности собственной работы, проводимой в рамках заданного направления воспитательной деятельности. Решая профессиональные задачи и выполняя предложенные кейс-задания, педагоги выявляют сильные стороны своей профессиональной деятельности и определяют профессиональные дефициты, в том числе в области методических и предметных компетенций (сверхзадачей мастер-класса становится определение индивидуальной траектории педагога по преодолению имеющихся профессиональных дефицитов, но, как показывает опыт, это скорее отдаленный результат участия в научно-методических семинарах, нежели его сиюминутная задача).

Задания, предложенные в рабочих тетрадях, выполняются непосредственно во время мастер-класса, что предполагает лаконичность и четкость формулировок, а также небольшой объем кейсов, так чтобы их письменное выполнение не требовало больших временных затрат. При этом задания активизируют познавательную деятельность и мотивируют рефлексию педагогов (по сути, это ответ на вопрос: «Какое значение

для моей профессиональной деятельности имеет участие в научно-практическом семинаре?»).

Четвертым содержательным блоком рабочих тетрадей становится раздел «Ресурсы для самообразования», включающий список научно-методической литературы и перечень интернет-ресурсов, которые педагоги могут использовать в своей практической работе.

Таким образом, научно-практические семинары, в которые включены мастер-классы по направлениям реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области, призваны обеспечить профессиональную коммуникацию между педагогами-практиками, учеными и представителями министерства образования. Однако краткосрочность мероприятия не позволяет реализовать эту задачу в полной мере.

Подготовка и проведение научно-методических семинаров на базе педагогических колледжей, расположенных в управленческих округах Свердловской области, позволяют создать условия для формирования и реализации полицентрической модели функционирования регионального педагогического кластера, не только объединяющего учреждения образования (педагогические вузы, колледжи, школы, центры дополнительного образования), но и включающего в свою орбиту многочисленных социальных партнеров (учреждения культуры, религиозные организации, спортивные секции и школы, центры психолого-педагогической помощи и др.). Поскольку каждый из педагогических колледжей выбирает свою направленность (эстетическое или краеведческое направление, формирование здорового образа жизни или воспитание в медиасреде), он становится одновременно и методическим центром по данной проблеме, который аккумулирует и транслирует педагогический опыт, создает условия для сетевого взаимодействия внутри области, и организационно-координирующей структурой, привлекающей к воспитательной работе социальных партнеров. На наш взгляд, такая полицентричная модель адекватна современным требованиям, так как обладает вариативностью и обеспечивает решение задач воспитания.

Для обеспечения информационного сопровождения деятельности по реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области создан интернет-ресурс («Наш адрес: Урал. Россия», http://www.ural-patrius.ru), на котором представлены методические материалы по темам научно-практических семинаров, создается база данных методических разработок педагогов. Перспективность такой работы очевидна:

создается возможность появления единого внутриобластного информационно-коммуникационного пространства, которое позволит достичь обозначенной в Стратегии развития воспитания цели — создания в регионе инновационной системы воспитания и социализации детей и мо-

лодежи, основанной на достижениях современной науки, отвечающей требованиям общества и государства, основанной на взаимодействии всех субъектов социализации детей и молодежи, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности в динамично меняющемся мире [2].

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс] : [постановление правительства Свердловской области от 11 июня 2014 г. № 486-ПП]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412308867.

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года [Электронный ресурс] : [постановление правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446498752.

3. Батракова, И. С. Ценностные аспекты использования мастер-класса в повышении квалификации учителей [Электронный ресурс] / И. С. Батракова, А. В. Тряпицын // Письма в Эмиссия.Оффлайн : электрон. науч. журн. — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1665. htm.

4. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] : метод. пособие / М. М. Поташник. — М. : Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.

5. Прокопишина, Н. А. Мастер-класс как инновационный метод обучения в образовательном процессе [Текст] / Н. А. Прокопишина // Вестник Донского государственного аграрного университета. — 2014. — № 4-2 (14). — С. 101-109.

6. Русских, Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. — 2002. — № 1. — С. 38-40.

7. Формы профессионального обучения педагогов : мастер-классы, технологические приемы [Текст] / авт.-сост. Т. В. Хуртова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 76 с.

8. Копотева, Г. Л. Рабочая тетрадь как форма аттестации и контроля в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова, И. В. Вагнер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 10. — С. 349358.

9. Овчинникова, О. А. Рабочая тетрадь как интерактивное средство личностного роста будущих педагогов [Текст] / О. А. Овчинникова // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 43. — С. 78-80.

10. Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет : Основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] : метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. — Екатеринбург : ООО «Периодика», 2017. — 252 с.

For citation: Mursina, I. Ya. Children and youth education development strategy in the Sverdlovsk region: from ideas declaration to pedagogues' practical work [Text] / I. Ya. Mursina // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (18). — P. 122-127.

CHILDREN AND YOUTH EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY IN THE SVERDLOVSK REGION: FROM IDEAS DECLARATION TO PEDAGOGUES' PRACTICAL WORK

I. Ya. Mursina

In todays' Russian education the topical issue is the organizational provision and scientific and methodical support of education system. Solving the professional tasks in the sphere of education requires to work out the new forms of work with pedagogues to generalize the pedagogical experience and determine the prospective activity.

Key words: education, education development strategy in the Sverdlovsk region, pedagogical education, scientific and practical seminar, working exercise books, regional pedagogical cluster.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Sverdlovskoi oblasti do 2020 goda, available at: http://docs.cntd.ru/document/412308867.

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Sverdlovskoi oblasti do 2025 goda, available at: http://docs.cntd.ru/document/446498752.

3. Batrakova I. S., Tryapitsyn A. V. Tsennostnye aspekty ispol'zovaniya master-klassa v povy-shenii kvalifikatsii uchitelei, available at: http://www.emissia.org/offline/2011/1665.htm.

4. Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoi shkole , Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2010, 448 p. (In Russian)

5. Prokopishina N. A. Vestnik Donskogo gos. agrarn. un-ta, 2014, no. 4-2 (14), pp. 101-109. (In Russian)

6. Russkikh G. A. Metodist, 2002, no. 1, pp. 38-40. (In Russian)

7. Khurtova T. V. Formy professional'nogo obucheniya pedagogov : master-klassy, tekhnolog-icheskie priemy , Volgograd: Uchitel', 2008, 76 p. (In Russian)

8. Kopoteva G. L., Logvinova I. M., Vagner I. V. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestven-nykh nauk, 2014, no. 10, pp. 349-358. (In Russian)

9. Ovchinnikova O. A. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 2016, no. 43, pp. 78-80. (In Russian)

10. Ogonovskaya I. S. Vospitanie detei kak strategicheskii obshchenatsional'nyi prioritet : os-novnye napravleniya, formy i sredstva realizatsii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, Ekaterinburg: OOO «Periodika», 2017, 252 p. (In Russian)

Мурзина Ирина Яковлевна, директор Института образовательных стратегий, доктор культурологии, профессор, г. Екатеринбург, e-mail: ekb-ural@yandex.ru

Mursina I. Ya., director, Institute of educational strategies, Doctor of sciences (Culturology), professor (RF, Ekaterinburg), e-mail: ekb-ural@yandex.ru

Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве [Текст] / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 127-130.

УДК 004.05+316.3/4 ББК 73

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Е. В. Щетинина

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития деструктивных молодежных сообществ в виртуальном пространстве. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие культуры насилия, отражены основные черты данного феномена.

На основании проведенного анализа молодежных субкультур, активно функционирующих в социальных сообществах в интернете, показано развитие современных молодежных движений, пропагандирующих культуру насилия, на примере таких культурных феноменов, как колумбайнеры и А.У.Е.

В статье продемонстрированы каналы и механизмы развития и популяризации сообществ культуры насилия в молодежной среде, а также показаны потенциальные и реальные угрозы со стороны данных сообществ в направлении как психологической безопасности, так и общественной безопасности в целом.

Ключевые слова: культура насилия, интернет-пространство, деструктивный контент, вопросы медиабезопасности, культура колумбайнеров, феномен А.У.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.