Научная статья на тему 'Лидер – ученый – педагог: к 65-летию Бориса Михайловича Игошева'

Лидер – ученый – педагог: к 65-летию Бориса Михайловича Игошева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕКТОР УРГПУ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ИГОШЕВ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / «ИННОПРОМ-2011» / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА УРГПУ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УРГПУ ДО 2015 Г / PRIORITY NATIONAL PROJECT “EDUCATION” / “INNOPROM – 2011” / RAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / USPU RECTOR BORIS MIKHAILOVICH IGOSHEV / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE IN SVERDLOVSK OBLAST / THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT IN USPU / USPU STRATEGY OF DEVELOPMENT TILL 2015

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворов Максим Викторович

Рассматривается роль ректора УрГПУ Б. М. Игошева в подготовке педагогических кадров в Свердловской области. Подвергается анализу деятельность ученого в СГПИ (Свердловском государственном педагогическом институте) – УрГПУ в 1970–2000-х гг. Изучается вклад Б. М. Игошева в развитие системы дополнительного образования молодежи в Свердловской области, непрерывного педагогического образования и менеджмента качества УрГПУ. Анализируется деятельность Бориса Михайловича на посту проректора по научной работе и международному сотрудничеству, а позже – ректора ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADER – SCIENTIST – TEACHER : TO THE 65 TH ANIVERSARY OF BORIS MIKHAILOVICH IGOSHEV

The role of Ural State Pedagogical University Rector B.M. Igoshev in training pedagogues of Sverdlovsk Oblast is discussed. The work of the scientist of SSPU (Sverdlovsk State Pedagogical University) – USPU in 1970 – 2000 is analyzed. The contribution of B. M. Igoshev in the development of additional education for young people in Sverdlovsk Region, continuous education and USPU quality management is studied. The work of B.M.Igoshev in the position of Vice-rector for Scientific Work and International Cooperation, and later USPU Rector is analyzed.

Текст научной работы на тему «Лидер – ученый – педагог: к 65-летию Бориса Михайловича Игошева»

УДК 378.4(470.5)

ББК Ч448.94 ГСНТИ 14.09.95 Код ВАК 13.00.01

Суворов Максим Викторович,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет, адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 453; e-mail: [email protected].

ЛИДЕР - УЧЕНЫЙ - ПЕДАГОГ: К 65-ЛЕТИЮ БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА ИГОШЕВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Уральский государственный педагогический университет; ректор УрГПУ Борис Михайлович Игошев; высшее педагогическое образование; специализированная подготовка студентов к руководству техническим творчеством молодежи в Свердловской области; диссертационные советы по педагогическим специальностям в УрГПУ; конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов Свердловской области; система дополнительного образования молодежи в Свердловской области; приоритетный национальный проект «Образование»; система непрерывного педагогического образования; «Иннопром-2011»; менеджмент качества УрГПУ; стратегия развития УрГПУ до 2015 г.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается роль ректора УрГПУ Б. М. Игошева в подготовке педагогических кадров в Свердловской области. Подвергается анализу деятельность ученого в СГПИ (Свердловском государственном педагогическом институте) - УрГПУ в 1970-2000-х гг. Изучается вклад Б. М. Иго-шева в развитие системы дополнительного образования молодежи в Свердловской области, непрерывного педагогического образования и менеджмента качества УрГПУ. Анализируется деятельность Бориса Михайловича на посту проректора по научной работе и международному сотрудничеству, а позже - ректора ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Suvorov Maksim Viktorovich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

LEADER - SCIENTIST - TEACHER : TO THE 65th ANIVERSARY OF BORIS MIKHAILOVICH IGOSHEV

KEY WORDS: Ural State Pedagogical University; USPU Rector Boris Mikhailovich Igoshev; higher pedagogical education; specialized training for students to manage technical creativity of young people in Sverdlovsk Oblast; dissertation counsel in Pedagogy in USPU; Sverdlovsk Oblast student’s scientific research works contest; system of additional education for young people in Sverdlovsk Oblast; priority national project “Education”; the system of continuous pedagogical education; “Innoprom - 2011”; quality management in USPU; USPU strategy of development till 2015.

ABSTRACT. The role of Ural State Pedagogical University Rector B.M. Igoshev in training pedagogues of Sverdlovsk Oblast is discussed. The work of the scientist of SSPU (Sverdlovsk State Pedagogical University) - USPU in 1970 - 2000 is analyzed. The contribution of B. M. Igoshev in the development of additional education for young people in Sverdlovsk Region, continuous education and USPU quality management is studied. The work of B.M.Igoshev in the position of Vice-rector for Scientific Work and International Cooperation, and later USPU Rector is analyzed.

января 2014 г. отметил свой 65-летний юбилей ректор нашего университета, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики УрГПУ, почетный профессор УрГПУ, действительный член (академик) Международной академии наук педагогического образования, действительный член (академик) Академии информатизации образования, действительный член (академик) Российской академии естествознания, член Совета при губернаторе Свердловской области по реализации приоритетного национального проекта «Образование», член общественного совета при Следственном управлении Следственного комитета РФ по Свердловской области, заместитель председателя Совета ректоров вузов Свердловской области, член совета по Стипендии губернатора Свердловской области, руководитель оргкомитета областного конкурса НИРС «Научный Олимп», член

коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, член коллегии Управления образования Екатеринбурга, заместитель председателя регионального отделения ВОО «Всероссийское педагогическое собрание», председатель наблюдательного совета лицея № 110 г. Екатеринбурга Борис Михайлович Игошев.

Б. М. Игошев родился в учительской семье в селе Сылва Шалинского района Свердловской области. В 1970 г. с отличием окончил физический факультет Свердловского государственного педагогического института (ныне УрГПУ) и посвятил себя развитию альма-матер. За время работы в институте - университете Б. М. Игошев прошел все ступени административнонаучной карьеры - от должности стажера-исследователя кафедры теоретической физики физического факультета (сегодня -Институт физики, технологии и экономи-

© Суворов М. В., 2014

ки), куда он был принят в сентябре 1970 г., и до должности ректора, на которую он был избран коллективом нашего вуза в 2005 г.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности Бориса Михайловича является его научная работа. В 1988 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Изучение вычислительной техники во внеклассной работе по физике», в которой обобщил результаты своего научного исследования в области развития детского технического творчества.

С 1993 по 2005 г. Борис Михайлович работает в должности проректора по научной работе и международному сотрудничеству - первого проректора нашего университета. В этот период им была проведена большая работа по развитию научных исследований в стенах УрГПУ, организации системы дополнительного образования и научно-исследовательских работ молодежи в Свердловской области. Благодаря его работе значительно укрепились связи вуза с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

За время работы Бориса Михайловича в должности проректора на базе университета были открыты восемь диссертационных советов по педагогическим специальностям, связанным с общим, средним и профессиональным образованием, в три раза расширен объем и номенклатура специальностей аспирантуры в области теории и методики обучения по предметным областям по уровню общего, среднего и профессионального образования. Он организовал и осуществлял подготовку научнопедагогических кадров через систему аспирантуры и соискательства при педуниверси-тете, в которой ежегодно обучалось более 200 специалистов из системы образования Свердловской области.

Работая в должности первого проректора, проректора по научной работе Б. М. Игошев принял активное участие в разработке, принятии и реализации основных направлений генерального соглашения между Департаментом (в настоящее время Министерством) общего и профессионального образования и Уральским государственным педагогическим университетом; на протяжении ряда лет он являлся исполнительным директором программы структурной перестройки деятельности вузов Свердловской области, направленной на поддержку открытия специальностей, необходимых для кадрового обеспечения социально-промышленного комплекса Свердловской области.

В феврале 2005 г. Борис Михайлович Игошев становится ректором УрГПУ и активно включается в работу по реализации

национального проекта «Образование», уделяя особое внимание качеству подготовки специалистов и создавая для этого необходимые условия: осуществляется информатизация вуза, развивается система дистантного образования, разрабатываются и внедряются новые информационные технологии обучения, внедряется система повышения качества образования. Под руководством Б. М. Игошева и при его личном участии в УрГПУ получено более 40 лицензий на образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. Разработанный и реализуемый под его руководством комплекс инновационных программ развития педагогического университета в 2007 г. был удостоен золотой медали на Евро-Азиатском форуме инвестиций и инноваций.

В 2008 г. Борис Михайлович защищает докторскую диссертацию на тему «Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов», в которой отразился опыт руководителя ведущего вуза страны.

Широкий круг научных интересов профессора Б. М. Игошева сегодня составляют проблемы развития творческой деятельности молодежи, управления высшей школой, дистантного образования, качества и информатизации образовательного процесса. По данной тематике автором опубликовано около 300 научных, учебных и методических работ. Ученый является членом четырех диссертационных советов, где под его руководством защищены одиннадцать диссертаций.

Б. М. Игошев как ректор уделял большое внимание научной работе, особенно научной работе студентов. Он активно участвовал в разработке основных направлений организации и Положения о региональном конкурсе студенческих научных работ, в результате чего впервые в истории Свердловской области начал проводиться постоянно действующий с 1996 г. конкурс НИРС Свердловских вузов. Борис Михайлович является постоянным руководителем оргкомитета и председателем экспертной комиссии конкурса научных работ студентов вузов Свердловской области в области гуманитарных наук; совместно с Департаментом по делам молодежи Свердловской области ежегодно обеспечивает финансирование проведения конкурса и торжественного подведения его итогов с награждением победителей и их научных руководителей из средств бюджета Свердловской области. Борис Михайлович является председателем редакционной коллегии ежегодно издающихся сборников лучших научноисследовательских работ студентов высших учебных заведений Свердловской области.

Особое внимание Борис Михайлович в своей деятельности уделяет работе по организации системы дополнительного образования молодежи в Свердловской области. Под его руководством были организованы олимпиады, конкурсы и научно-практические конференции учащихся, педагогические чтения учителей и педагогов дополнительного образования. Ученый имеет высшую категорию как научный консультант муниципального образовательного учреждения Свердловской области.

Повышению квалификации педагогического состава как элементу качества образования способствует успешная работа аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов, открытие которых было осуществлено по инициативе и при активной поддержке Бориса Михайловича. Созданная им система подготовки научно-педагогических кадров привела к существенному росту в вузе количества специалистов с учеными степенями и званиями.

Начиная с 1990-х гг. активизируются международные контакты УрГПУ с зарубежными партнерами. В рамках международного сотрудничества с США, Германией, Бельгией и Францией Б. М. Игошев руководит научно-исследовательскими программами и программами повышения квалификации. Ректор принимает участие в международных научных конференциях, посвященных гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования (Екатеринбург, Россия; Чикаго, США), реформе высшего образования в России и США (Чикаго, США; Екатеринбург, Россия), новым парадигмам экономического образования (Чикаго, США; Екатеринбург, Россия), партнерству в высшем образовании (Аннемас, Франция), повышению квалификации в педагогическом образовании России и Германии (Кальв, Германия) и современному открытому образовательному пространству (Екатеринбург, Россия), проходит повышение квалификации в образовательных учреждениях США, Франции и Германии.

Стратегическое видение процессов развития российского общества, образования, университетского сообщества сочетаются в Борисе Михайловиче с тактической гибкостью и точностью практических решений, умением выявить риски и проблемные зоны, действовать творчески, нестандартно. В его личности ярко выражены черты лиде-ра-руководителя, управленца, который своей активностью, способностью взять на себя ответственность за организацию совместной деятельности большой группы людей, оправдать их ожидания добивается уважения и доверия.

Свободное владение большим объемом информации, ораторское мастерство, умение общаться с любой аудиторией позволяют Б. М. Игошеву почувствовать настроение людей и «достучаться» до каждого слушателя, собеседника.

Социальный смысл лидерства Бориса Михайловича - преодоление стихийности, упорядоченность общей деятельности созданной им команды, объединение индивидуальных усилий для достижения общих целей. Б. М. Игошев умеет персонифицировать и поддержать полезную идею, инициативу, инновацию. Это позволяет ему оказывать воздействие на все стороны жизнедеятельности УрГПУ, который под его руководством не только преодолевает имеющиеся в системе образования противоречия, трудности, но и добивается очевидных успехов, весомых результатов.

Под руководством Б. М. Игошева была разработана стратегия развития УрГПУ и осуществляется постоянный контроль за ее реализацией, о чем свидетельствуют две последовательные программы развития вуза на 2005-2010 и 2011-2015 гг., разработка приоритетных направлений и определение методов антикризисного развития в специальной программе на 2009-2012 г. В структуре инновационного развития вуза ректором было выделено несколько главных направлений:

1. Система формирования интеллектуального капитала в процессе академической подготовки будущих специалистов к дальнейшей инновационной деятельности во всех сферах профессиональной и общественной жизни.

2. Система инновационной научной деятельности, включая активизацию творческого потенциала основных научных подразделений вуза, организацию в его рамках научно-образовательных центров, площадок, участие университета в федеральных и международных исследовательских проектах.

3. Система инновационной воспитательной деятельности, осуществляемой через такие разработанные и реализуемые уникальные проекты, как «Педагогические династии», «Профилактика зависимостей в студенческой среде», «Молодежный форум “Земляки”», «Молодежь в меняющемся мире», «Сильное воспитание и эффективная молодежная политика - альтернатива ксенофобии и экстремизму», которые способствуют активизации гражданского участия студентов в жизни страны и Уральского региона.

4. Система инновационной деятельности в области социальной работы, включающая социальный пакет студента, дея-

тельность Фонда социальной поддержки студентов, психолого-педагогическую и материальную помощь студенческой семье, социальную и психологическую поддержку абитуриентов УрГПУ в период приемной кампании и помощь первокурсникам в адаптационный период.

Под руководством Б. М. Игошева были разработаны целевые программы по конкретным направлениям деятельности педагогического университета и обеспечены условия их реализации. Хотелось бы отметить следующие целевые программы:

- создание современной системы менеджмента качества, позволившей университету стать в 2010 г. победителем - лауреатом Всероссийского конкурса вузов по качеству подготовки выпускников;

- концепция и программа воспитательной работы;

- развитие гражданско-патриотического и нравственного самосознания студентов;

- создание системы непрерывного педагогического образования на основе преемственности новых государственных стандартов разного уровня и заложенного в них компетентностного подхода;

- программа подготовки студентов к инновационной деятельности;

- реализация программы информатизации образовательной деятельности, создания ее инфраструктуры и соответствующее технико-технологическое обеспечение этой программы;

- повышение уровня востребованности специалистов педагогического и непедагогического профиля через укрепление договорных отношений с работодателями разного статуса и деятельность вузовского центра содействия трудоустройству выпускников УрГПУ.

Частью общей стратегии развития университета, разработанной ректором, стали:

• укрепление и развитие сотрудничества университета с органами государственной власти, другими учреждениями образования,

с общественными организациями и разными структурами гражданского общества;

• активная деятельность по обеспечению и содержательному наполнению позитивного имиджа УрГПУ в общественном мнении, в научно-образовательном пространстве региона и страны;

• обеспечение «образовательной составляющей» на международной выставке-форуме «Иннопром-2011» представлением спектра разработок как результата идеологии инновационного развития УрГПУ: от проектов в области робототехники и ме-ханотроники до новейших технологий в сфере психологии и образования.

Вклад Бориса Михайловича Игошева в развитие системы педагогического образования и подготовки учительских кадров Уральского региона трудно переоценить. За более чем 40-летнюю карьеру под его руководством было подготовлено большое количество квалифицированных специалистов в различных областях общественной деятельности.

Заслуги Бориса Михайловича Игошева в деле подготовки педагогических кадров неоднократно отмечались государственными и отраслевыми наградами, а также присвоением почетных званий: заслуженный работник высшей школы РФ; медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; медаль имени К. Д. Ушинского; почетный работник науки и техники РФ; почетный работник высшего профессионального образования РФ; почетный работник общего образования РФ; почетный работник в сфере молодежной политики РФ; почетный знак «За развитие научно-познавательной работы студентов»; звание «Российский лидер качества»; почетный знак участника энциклопедии «Лучшие Люди России» (2007, 2009, 2010 гг.); знак отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени; премия имени В. Н. Татищева и Г. В. де Геннина в области образования (2010 г.); почетный знак «За вклад в развитие екатеринбургского образования».

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.