Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / LEGAL CULTURE / LEGAL COMPETENCE / METHODOLOGY / SELF-DEVELOPMENT / CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUITY / INTERDISCIPLINARITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Владимир Витальевич

Современный уровень гражданско-правового и социально-экономического развития общества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества требует повышение уровня правовой культуры, правовой грамотности и профессионально-правовой подготовки россиян и, прежде всего, - молодежи. Статья освещает авторский подход к созданию системы непрерывного правового воспитания и юридической подготовки компетентного, конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного специалиста, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию. Непрерывное правовое воспитание обеспечивается последовательным формированием профессионально- правовой культуры всех возрастов граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голуб Владимир Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE SYSTEM OF CONTINUING LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

The modern level of civil and socio-economic development of society, the expansion of the scale of intercultural interaction and international cooperation requires an increase in the level of legal culture, legal literacy and professional and legal training of Russians and, first of all, youth. The article highlights the author's approach to creating a system of continuous legal education and legal training of a competent, competitive, professionally mobile, socially active specialist, capable of adequate professional self-determination and self-development. Continuous legal education is provided by the consistent formation of professional and legal culture of all ages of citizens.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Выделяют несколько видов взаимодействия ребенка с животными: игра, телесно-ориентированный контакт, общение. Все из перечисленных видов действий могут быть оказаны как в специальных контактных зоопарках, так и в рамках отдельных живых зон, распространенных внутри наиболее обеспеченных по уровню капиталовложений образовательных учреждений.

Выводы. описывая все вышеперечисленные универсальные учебные действия, стоит отметить, что важной частью развития дошкольника, является именно многогранность получаемых ребенком знаний, их разнообразие и физическое понимание получаемой им информации. Именно дошкольный возраст является стартовой площадкой для успешного освоения школьной программы и дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому важно, начать развивать у ребенка сенсорно-интеллектуальный аппарат родителями еще до посещения им детского сада. Методических рекомендаций и пособий на данный момент существует огромное множество, так же можно получить квалифицированную консультацию психологов и педагогов, если развитие ребенка имеют отклонения или проблемы.

Литература:

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д.И. Фельдштейна / М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология», «Клиническая Психология» /Г.М. Бреслав. - М.: Смысл: Академия, 2004. - 544 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М., 2002.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-ие издание. - М: Просвещение, 1991. - 356 с.

6. Смирнова Я.К. Роль «Модели психического» в координации и объединения внимания в ориентировочной части совместной деятельности дошкольников. // Вестник Мининского университета. 2018. Т.8, №1.

7. Фирсов М.В., Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Познавательное направление развития профессионального образования. // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2020. - №2(52). С. 7-11.

8. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов. // Проблемы современного педагогического образования 2017. №57(7), С. 222-228.

9. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 -Вып. 61. - Ч.2.

10. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 452-459.

Педагогика

УДК 37.7

кандидат педагогических наук, доцент Голуб Владимир Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Ростов-на-Дону)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВОВОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Современный уровень гражданско-правового и социально-экономического развития общества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества требует повышение уровня правовой культуры, правовой грамотности и профессионально-правовой подготовки россиян и, прежде всего, - молодежи. Статья освещает авторский подход к созданию системы непрерывного правового воспитания и юридической подготовки компетентного, конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного специалиста, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию. Непрерывное правовое воспитание обеспечивается последовательным формированием профессионально- правовой культуры всех возрастов граждан.

Ключевые слова: правовая культура, юридическая компетентность, методология, саморазвитие, непрерывное образование, преемственность, междисциплинарность, интеграция.

Annotation. The modern level of civil and socio-economic development of society, the expansion of the scale of intercultural interaction and international cooperation requires an increase in the level of legal culture, legal literacy and professional and legal training of Russians and, first of all, youth. The article highlights the author's approach to creating a system of continuous legal education and legal training of a competent, competitive, professionally mobile, socially active specialist, capable of adequate professional self-determination and self-development. Continuous legal education is provided by the consistent formation of professional and legal culture of all ages of citizens.

Keywords: legal culture, legal competence, methodology, self-development, continuous education, continuity, interdisciplinarity, integration.

Введение. Общество оценивает юриста по уровню общей и правовой культуры, технологическим умениям ими пользоваться для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития, поэтому значительно возрастает роль формирования содержания и технологий использования правовых знаний и умений. Современный уровень гражданско-правового и социально-экономического развития общества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества требует повышение уровня правовой культуры, правовой грамотности и профессионально-правовой подготовки россиян и, прежде всего, - молодежи. Необходимо готовить компетентного, конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного специалиста-юриста, способного к адекватному

профессиональному самоопределению и саморазвитию. Подготовка такого специалиста должна осуществляться не только в системе профессионального образования, но гораздо раньше - со школьной скамьи - и может быть обеспечена последовательным формированием профессионально-правовой культуры всех возрастов граждан. Современный. работодатель оценивает юриста не только по уровню полученной квалификации, но и по уровню общей и правовой культуры, технологическим умениям ими пользоваться для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль формирования содержания и технологий использования правовых знаний и умений.

Целью статьи является изложение в обобщенном виде основных теоретических аспектов создания системы непрерывного правового обучения и воспитания молодежи на основе имеющегося опыта.

Изложение основного материала статьи. Правовая компетентность как основа обновления структуры и содержания процесса подготовки юриста, является одним из ведущих факторов, влияющих на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования.

Правовая компетентность затрагивает дидактику, методику, организацию учебного процесса и социальную инфраструктуру общества, обусловливая возможность введения в сферу юридического знания категорию «профессионально-правовая компетентность» специалиста. При этом практика подготовки юристов выявляет ряд противоречий:

- между разработанностью методологии юридического образования и отсутствием концептуально обоснованных вариативных моделей непрерывной подготовки юристов, целеориентированных на развитие содержания и технологий реализации правовой культуры [1];

- между потребностями современного общества в подготовке компетентного готового к профессиональному росту, социально и профессионально мобильного юриста, конкурентоспособного на рынке труда, и недостаточной разработанностью содержания и технологий непрерывного формирования правовой культуры в системе непрерывности;

- между декларированием необходимости организации обучения с учетом личностно-профессиональных особенностей развития студентов и отсутствием алгоритма организации среды обучения, ориентированной на формирование правовой культуры на всех уровнях образования.

Выявленные противоречия решает система правового воспитания в многоуровневом непрерывном профессиональном образовании.

Система правового воспитания, формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования включает:

- создание целостной правовой образовательной среды, позволяющей эффективно формировать профессионально-правовую компетентность молодежи на основе современных средств и технологий обучения [2];

- сопровождение и оценку уровня сформированности профессионально-правовой культуры обучающихся, осуществляющихся на основе педагогического мониторинга;

- на основе компетентностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов в системе непрерывного юридического образования формирование готовности и способности молодежи к правовому взаимодействию, правоприменительной, правоохранительной и социально-правовой деятельности.

Для создания такой системы необходимо решить ряд задач:

1. Разработать структуру и содержание процесса формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования.

2. Выявить преемственные компоненты правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования [4].

3. Создать и реализовать в рамках инновационного проекта организационно- педагогические и научно-методические условия формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования формирования [11].

4. Осуществлять мониторинг уровня сформированности правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования.

5. Разработать программно-методические материалы, способствующие формированию правовой культуры и профессиональной юридической компетентности молодежи в системе непрерывного юридического образования.

В качестве методологической и теоретической основы реализации системы правового воспитания выступают:

- методология непрерывного образования (А.М. Новиков, Е.В. Ткаченко, Р.М. Чумичева, Н.К. Сергеев, Н.В. Коноплина, Н.Х. Байчекуева, Е.С. Полат);

- методология личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Н.К. Сергеев и др.);

- методология компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова и др.);

- методология культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.Э. Тамарин, В.В. Краевский, Н.Е. Шуркова, Б.С. Гершунский и др.).

Методы реализации системы правового воспитания [3]:

- анализ правовой научно-педагогической, философской и методологической литературы, раскрывающей понятие правовой культуры;

- анализ современной практики формирования правовой культуры граждан в целом и юридического образования, в частности;

- изучение законодательных и нормативных документов;

- мониторинг результатов взаимосвязи уровня общей и правовой культуры молодежи студентов в процессе правового воспитания и обучения;

- тестирование, диагностическое анкетирование, опрос студентов;

- констатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент с целью выявления практического результата формирования правовой культуры и повышение качества профессионального юридического образования [12];

- математические методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей с применением графического представления данных;

Структура правового воспитания в системе непрерывного образования, на базе опорного ВУЗа представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Структура правового воспитания в системе непрерывного образования

Базовым (опорным) является многоуровневое образовательное учреждение высшего образования, реализующее программы профильной (правовой) подготовки старшеклассников, профессиональной подготовки специалистов среднего звена, высшего и дополнительного профессионального образования. Также непрерывное профессионально-правовое воспитание может быть создано на основе сотрудничества многоуровневого вуза с территориями и молодежью в каждом регионе [9].

Концептуальными основаниями системы должны стать следующие научные подходы:

■ культурологический подход - использование феномена культуры в качестве стрежневого в понимании и объяснении основных правовых положений и процессов в ходе непрерывного процесса формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности студентов;

■ компетентностный подход - усиление как собственно правовой, так и гуманистической направленности образовательного процесса и определяющего качество юридического образования;

■ личностно-ориентированный подход - направленность на развитие правовой культуры личности в единстве ее интеллектуального, правового и профессионально-деятельностного аспектов.

Необходимыми условиями эффективности формирования правовой культуры и осуществления юридического образования были приняты следующие:

- создание целостной и преемственной среды формирования правовой культуры;

- системное повышение профессионально-правовой и педагогической компетентности педагогов на всех уровнях системы непрерывного образования;

- формирование личностной и профессиональной готовности выпускников колледжа и вуза к эффективной правовой деятельности;

- педагогический мониторинг уровня сформированности профессионально-правовой культуры студентов;

- с опряженность учебно-методического оснащения на основе компетентностного и модульного подходов [6].

Базовыми теоретическими принципами должны быть избраны следующие:

■ междисциплинарность в изучении теоретических и практических основ гуманитарных и юридических дисциплин;

■ интеграция изучаемых основ наук с практическим социально-правовым опытом личности;

■ преемственность и целостность процесса формирования правовых и культурологических знаний; личностный подход к формированию правовой культуры молодежи;

■ культуросообразность и практикоориентированность содержания профессионально-правовой культуры.

Алгоритм реализации правового воспитания в системе непрерывного юридического образования представлен на рис. 2.

Рисунок 2. Алгоритм реализации системы непрерывного правового образования

Прогнозируемыми результатами формирования правовой культуры и осуществления юридического образования являются:

- создание целостной и преемственной среды формирования правовой культуры на основе сопряженного учебно-методического оснащения;

- системное повышение профессионально-правовой и педагогической компетентности педагогов на всех уровнях системы непрерывного образования;

- формирование личностной и профессиональной готовности выпускников колледжа и вуза к эффективной правовой деятельности.

Выводы:

1. Потребность в формировании правовой культуры молодежи и подготовки юриста нового качества обуславливает необходимость повышения уровня формирования правовой культуры и профессиональной компетентности юриста. Результаты могут быть более эффективными при выстраивании системы непрерывного профессионально-правового воспитания на основе сотрудничества многоуровневого вуза с территориями и молодежью в каждом регионе [8].

2. Теоретическее понятия «непрерывное профессионально-правовое воспитание», «правовая культура и профессиональная юридическая компетентность» практически являются интегративными понятиями, включающими формирование совокупности профессиональных и прикладных правовых коммуникативных, социальных, этических и психологических компетенций, реализуемых на уровне профессионального общения, от диагностики их состояния на первых курсах колледжа до оценки качества подготовки выпускников- юристов в вузе.

3. Эффективность процесса формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности может быть обеспечена опорой на базовые теоретические принципы, такие как, преемственность, целостность, открытость и личностный подход, гибкость, адаптивность и практикоориентированность реализуемых программ, интеграция основ наук с практических социальным опытом студента.

4. Основными условиями эффективности формирования правовой культуры и профессиональной юридической компетентности является уровень профессионально-педагогической компетентности преподавателя, согласованность учебно-методической базы и степень развитости информационно-образовательной среды, обеспечивающей динамичное развитие информационной и технологической компетентности студента и возможность использования информационных технологий в качестве средства обучения и самообучения.

Литература:

1. Голуб В.В. Концептуально-методологические основания моделирования инновационно-ориентированного образовательного пространства на основе интегративного подхода Монография. / Ростов-на-Дону.: АкадемЛит. - 2017. - 209 с.

2. Голуб В.В. Некоторые аспекты моделирования инновационного пространства профессионального образовательного учреждения // Научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» (Scientific journal «SOCIETY: sociology, psychology, pedagogics). - 2017. - №8. - С. 103-108

3. Голуб В.В. Методологические основы интегративного подхода к развитию непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук).

2017. - № 5. - С. 319-323

4. Голуб В.В. Преемственная инновационная деятельность как основа создания инновационно-ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2017. - №10. - С. 21-27.

5. Голуб В.В. Опыт моделирования полинаправленного инновационно-ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - №12. - С. 116-129

6. Голуб В.В. Методология моделирования пространства непрерывного военно-профессионального образования // Монография. - Ростов-н/Д: АкадемЛит. - 2018 - 426 с.

7. Голуб В.В. Военно-ориентированное обучение в пространстве непрерывного военно-профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 98-102.

8. Голуб Л.В. Управление развитием непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. - С. 38-47

9. Голуб Л.В. Регионализация среднего профессионального образования // Монография. - Ростов н/Дону: Изд-во АкадемДит. - 2010. - 220 с.

10. Голуб Л.В. Паршин А.В. Корпорация средних специальных учебных заведений - инновационный кластер образовательно-профессионального пространства региона // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №1. - С. 23-29.

11. Голуб Л.В. Паршин А.В. Инновационные процессы в развитии вариативных систем непрерывного профессионального образования // Инновационные процессы в профессиональном образовании. - Ростов-на-Дону.: Изд-во АкадемЛит. 2013. С. 123-132.

12. Пастухова И.П. Экспериментальная деятельность в профессиональном образовании: быть или не быть // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №2

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистр Бабушкина Наталья Аркадьевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДОМ ПРИ КОРРЕКЦИИ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется использование элементов логоритмики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнений в процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как средство, увеличивающее эффект и стимулирующее интерес дошкольников к занятиям.

Ключевые слова: Артикуляционная гимнастика, ребёнок, упражнения, фонетическая ритмика, артикуляционный аппарат, занятие.

Annotation. The article analyzes the use of elements of logo rhythmics, bioenergoplasty and kinesiological exercises in the process of performing articulatory gymnastics, as a means that increases the effect and stimulates the interest of preschoolers to classes.

Keywords: Articulatory gymnastics, child, exercises, phonetic rhythm, articulatory apparatus, lesson.

Введение. Так как в последнее время нарастает тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями, различной этиологии, очень много времени у логопеда занимает работа, направленная на формирование и развитие всех сторон речи. Коррекция звукопроизношения, требует полноценного подготовительного этапа.

Артикуляционная гимнастика представляет собой необходимое средство при подготовке органов речевого аппарата к процессу постановки звуков, но, к сожалению, снижает интерес детей к этому процессу.

Изложение основного материала статьи. Работа логопеда в детском саду общего вида в последнее время связанна с тем, что дети с ОВЗ, которые хотят ходить в такой сад, должны быть приняты на занятия в первую очередь. Так как количество этих детей увеличивается, а отказать им в помощи мы не имеем права, большое количество детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР) оказывается неохваченным, и эти дети идут в школу с нарушенными звуками. Чтобы облегчить процесс подготовительного этапа постановки звуков, нашим руководством было принято решение ввести занятия артикуляционной гимнастикой ежедневно в каждой группе, начиная с 4-х летнего возраста. Данный возраст характеризуется, повышенной эмоциональной активностью, и детей очень сложно заинтересовать, правильно выполнять определённые артикуляционные упражнения. Чтобы решить эту проблему мы обратились к опыту учителей-логопедов, использующих на своих занятиях элементы логоритмики, биоэнергопластики и кинезиологические упражнения.

Гайдар Е.Ю., Арбекова Н.Е. на своих семинарах показывают некоторые варианты проведения артикуляционной гимнастики с использованием музыки и движений - это легло в основу наших занятий. Но мы решили усложнить для себя занятия, и наполнить его большим решением коррекционных задач. В конечном варианте эти задачи выглядели следующим образом:

- вызвать интерес детей к выполнению упражнений;

- подготовить артикуляционный аппарат;

- улучшить концентрацию зрительного и слухового внимания;

- сформировать пространственные представления;

- нормализовать тонус лицевых мышц и улучшить мимические движения;

- сформировать правильное речевое дыхание;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.