Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДОМ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДОМ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / РЕБЁНОК / УПРАЖНЕНИЯ / ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ / ЗАНЯТИЕ / ARTICULATORY GYMNASTICS / CHILD / EXERCISES / PHONETIC RHYTHM / ARTICULATORY APPARATUS / LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Бабушкина Наталья Аркадьевна

В статье анализируется использование элементов логоритмики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнений в процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как средство, увеличивающее эффект и стимулирующее интерес дошкольников к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Бабушкина Наталья Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTEGRATED APPROACH IN SPEECH THERAPIST CLASSES DURING SOUND CORRECTION

The article analyzes the use of elements of logo rhythmics, bioenergoplasty and kinesiological exercises in the process of performing articulatory gymnastics, as a means that increases the effect and stimulates the interest of preschoolers to classes.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДОМ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

2017. - № 5. - С. 319-323

4. Голуб В.В. Преемственная инновационная деятельность как основа создания инновационно-ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2017. - №10. - С. 21-27.

5. Голуб В.В. Опыт моделирования полинаправленного инновационно-ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - №12. - С. 116-129

6. Голуб В.В. Методология моделирования пространства непрерывного военно-профессионального образования // Монография. - Ростов-н/Д: АкадемЛит. - 2018 - 426 с.

7. Голуб В.В. Военно-ориентированное обучение в пространстве непрерывного военно-профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 98-102.

8. Голуб Л.В. Управление развитием непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. - С. 38-47

9. Голуб Л.В. Регионализация среднего профессионального образования // Монография. - Ростов н/Дону: Изд-во АкадемДит. - 2010. - 220 с.

10. Голуб Л.В. Паршин А.В. Корпорация средних специальных учебных заведений - инновационный кластер образовательно-профессионального пространства региона // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №1. - С. 23-29.

11. Голуб Л.В. Паршин А.В. Инновационные процессы в развитии вариативных систем непрерывного профессионального образования // Инновационные процессы в профессиональном образовании. - Ростов-на-Дону.: Изд-во АкадемЛит. 2013. C. 123-132.

12. Пастухова И.П. Экспериментальная деятельность в профессиональном образовании: быть или не быть // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №2

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистр Бабушкина Наталья Аркадьевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДОМ ПРИ КОРРЕКЦИИ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется использование элементов логоритмики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнений в процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как средство, увеличивающее эффект и стимулирующее интерес дошкольников к занятиям.

Ключевые слова: Артикуляционная гимнастика, ребёнок, упражнения, фонетическая ритмика, артикуляционный аппарат, занятие.

Annotation. The article analyzes the use of elements of logo rhythmics, bioenergoplasty and kinesiological exercises in the process of performing articulatory gymnastics, as a means that increases the effect and stimulates the interest of preschoolers to classes.

Keywords: Articulatory gymnastics, child, exercises, phonetic rhythm, articulatory apparatus, lesson.

Введение. Так как в последнее время нарастает тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями, различной этиологии, очень много времени у логопеда занимает работа, направленная на формирование и развитие всех сторон речи. Коррекция звукопроизношения, требует полноценного подготовительного этапа.

Артикуляционная гимнастика представляет собой необходимое средство при подготовке органов речевого аппарата к процессу постановки звуков, но, к сожалению, снижает интерес детей к этому процессу.

Изложение основного материала статьи. Работа логопеда в детском саду общего вида в последнее время связанна с тем, что дети с ОВЗ, которые хотят ходить в такой сад, должны быть приняты на занятия в первую очередь. Так как количество этих детей увеличивается, а отказать им в помощи мы не имеем права, большое количество детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР) оказывается неохваченным, и эти дети идут в школу с нарушенными звуками. Чтобы облегчить процесс подготовительного этапа постановки звуков, нашим руководством было принято решение ввести занятия артикуляционной гимнастикой ежедневно в каждой группе, начиная с 4-х летнего возраста. Данный возраст характеризуется, повышенной эмоциональной активностью, и детей очень сложно заинтересовать, правильно выполнять определённые артикуляционные упражнения. Чтобы решить эту проблему мы обратились к опыту учителей-логопедов, использующих на своих занятиях элементы логоритмики, биоэнергопластики и кинезиологические упражнения.

Гайдар Е.Ю., Арбекова Н.Е. на своих семинарах показывают некоторые варианты проведения артикуляционной гимнастики с использованием музыки и движений - это легло в основу наших занятий. Но мы решили усложнить для себя занятия, и наполнить его большим решением коррекционных задач. В конечном варианте эти задачи выглядели следующим образом:

- вызвать интерес детей к выполнению упражнений;

- подготовить артикуляционный аппарат;

- улучшить концентрацию зрительного и слухового внимания;

- сформировать пространственные представления;

- нормализовать тонус лицевых мышц и улучшить мимические движения;

- сформировать правильное речевое дыхание;

- активизировать межполушарное воздействие.

Для музыкального сопровождения занятий было подобранно несколько мелодий без словесного сопровождения, но с увеличением темпа и ритма музыки. Музыка, безусловно, заинтересовала детей и расположила к выполнению заданий. На указательный палец правой руки было предложено одеть «глазки», что вызывало еще больший интерес. «Глазки» на занятия приносятся каждый раз в шляпке разного цвета, так как очень часто дети не знают или путают даже основные цвета, им задаётся вопрос: «Какого цвета сегодня шляпка?». Дети должны не только назвать цвет, но и выбрать правильную падежную форму окончания: «Красного (синего и т.д.). Примерный вариант пособия глазки показан на Рисунке 1.

Рисунок 1. Вариант пособия «глазки»

На первой неделе занятия носили вводный характер, детям в игровой форме было предложено ознакомиться с органами артикуляционного аппарата на примере мягкой логопедической игрушки, показаны основные артикуляционные упражнения, примерный вариант представлен на Рисунке 2 [2-3, 7].

Рисунок 2.Упражнение «Бегемотик»

Со второй недели занятие начинается с упражнений, формирующих пространственное представление, например:

Вариант 1

Мы подуем далеко, дети вытягивают руки вперед и дуют на них

Мы подуем близко, дети подносят ладони к лицу и дуют на них

Мы подуем высоко, дети поднимают руки вверх и дуют на них

Мы подуем низко, дети опускают руки вниз и дуют на них [8, с. 84].

Вариант 2

Хлопнем мы над головой: раз, два! дети выполняют движения

Хлопнем мы перед собой: раз, два! по тексту

Две руки за спину спрячем: раз, два!

И два раза мы подскачем: раз, два!

Материал взят из книги «Праздник числа» Волиной В.В.

После заданий, направленных на формирование пространственных представлений, дети садятся на стульчики и выполняют упражнения для формирования правильного дыхания. Например:

1. Вдох носом, выдох сильный, плавный, с «холодным» воздухом через сомкнутые губы на тыльную сторону ладони.

2. Вдох носом, выдох плавный, с «горячим» воздухом через открытый рот на тыльную сторону ладони.

3. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую.

Большой выбор упражнений, по формированию правильного дыхания представлен в пособии «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» Гуськовой А.А.

Далее мы приступаем непосредственно к выполнению артикуляционных упражнений. В своей работе мы используем биоэнергопластику. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов:

- биоэнергия - энергия, которая находится внутри человека;

- пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Главное достоинство этой технологии состоит в том, что при выполнении артикуляционной гимнастики, происходит сочетание движения руки и органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения, движения рук имитируют движения языка, челюсти и губ [1, с. 7]. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с элементами билэнергопластики, упражнения и конспекты хорошо описаны Бушляковой Р.Г. в пособии «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой не только способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, но и способствует улучшению концентрации зрительного и слухового внимания, формирует пространственную ориентировку, способствует выработке точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. В конце артикуляционной гимнастике, так же под музыку, были добавлены кинезиологические упражнения, направленные на развития межполушарного взаимодействия. С этой целью были использованы следующие упражнения.

1. «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

4. «Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая - ладонью вверх;одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки - жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

5. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

После проведения артикуляционной гимнастики детям дается указание куда положить «Глазки»: на стул или под стул, в шляпку - для правильного запоминания предлогов.

В конце занятия мы используем элементы фонетической ритмики. Фонетическая ритмика представляет собой систему специальных упражнений. Во время проговаривания речевого материала: звуков, слогов, текста, добавляется сопровождение движением тела. На своих занятиях мы брали упражнения из пособия Костылёвой Н.Ю. «Покажи и расскажи». Пример упражнения на звук [У] показан на Рисунке 3.

[У]

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у...], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.

Рисунок 3. Фонетическая ритмика: звук [У]

Таким образом, маленькое занятие общей артикуляционной гимнастикой стало полноценным логопедическим занятием.

Выводы. Введение занятий общей артикуляционной гимнастикой были приняты нами как вынужденная мера, чтобы помочь детям с легкими нарушениями звукопроизношения подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. И это конечно дало результаты. Детей настолько заинтересовали занятия, что они старались «похвастаться» друг перед другом, кто выполнит лучше, тренировались выполнять некоторые упражнения во время свободного времени и игр. На помощь пришли так же и воспитатели, которые в течение дня, стали включать некоторые элементы нашего общего занятия в свои. То есть дети постоянно что-то выполняли, закрепляли полученные навыки. По итогам года у некоторых детей появились сложные звуки, у двоих мальчиков с укороченной подъязычной связкой, она была подтянута. Эти занятия оказались очень полезны и детям с ТНР, например, неговорящий мальчик с расстройством сенсорно-перцептивной сферы, сначала просто пытался открывать рот, смеялся, но к концу второго месяца занятий, стал произносить все гласные звуки при использовании элементов фонетической ритмики. Причем на индивидуальных занятиях с логопедом он тоже счёл нужным заканчивать занятие данным видом упражнения. В последствие были подключены согласные звуки и слоги, появились простые слова. В течение двух месяцев у нескольких детей с ТНР появились отсутствующие звуки [Ы], [Э] и постепенно ушел дефект смягчения согласных.

В настоящий момент наши занятия продолжаются, и надеемся, будут полезны для других детских садов.

Литература:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] - Издательство: Детство-Пресс, 2011. - 240 с.

2. Волина В.В. Праздник числа [Текст] - Издательство: Мозаика-Синтез, 2003. - 264 с.

3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 145 с.

4. Демидова А.П., Прохорова Е.Б. Специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в рамках ФГОС дошкольного образования: новые риски и возможности. // Вестник Калужского Университета - 2017. -№1. - С. 37

5. Демидова А.П., Зиновьева В.Н. Активизация речи у детей раннего возраста с РАС. // Проблемы современного педагогического образования - Выпуск 64.-1

6. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи [Текст] - Издательство: Сфера, 2014 г. - 64 с.

7. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика [Текст] - М.: Детство-Пресс, 2009. - 32 с.

8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: конспекты [Текст] - М.: Книголюб, 2006. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.