Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА МОЛОДЕЖИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL TRAINING OF TEACHERS / LEGAL SOCIETY / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье изучается проблема правовой подготовки будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе в работе обосновывается сущность правового образования и воспитания, их основные цели и результат. В исследовании обосновывается потребность формирования правосознания будущих педагогов в условиях становления правового общества с учетом наличия феномена правового нигилизма среди населения современной России. В статье обосновывается сущность правового сознания личности, рассматриваются основные теоретические аспекты данного личностного образования и особенности его формирования у будущих педагогов в системе реализации их правового образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF LEGAL Nihilism of YOUTH

The article studies the problem of legal training of future teachers in the context of their professional education in higher school. the article substantiates the essence of legal education and education, their main goals and results. The study substantiates the need for the formation of legal consciousness of future teachers in the conditions of the formation of a legal society, taking into account the phenomenon of legal nihilism among the population of modern Russia. The article substantiates the essence of the legal consciousness of the individual, considers the main theoretical aspects of this personal education and the features of its formation in future teachers in the system of implementation of their legal education and upbringing.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА МОЛОДЕЖИ»

Обратимся к термину «проектирование», он происходит от латинского «ргсуейш» — брошенный вперед. Это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Выводы. Изучение досуга молодёжи как средства развития ее творческой активности обусловлена тем, что организация досуга для современной молодежи является одной из первостепенных проблем, так как в этой области реализуются многие потребности молодых людей. В настоящее время, досуг является важным фактором, который влияет на процесс творческого развития личности, в том числе молодого человека. Поскольку в этой сфере молодые люди могут реализовать свою индивидуальность, в ней они становятся свободными от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в её рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека, что может привести к смене ценностей и не умению правильно организовать своё свободное время. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи и развитие ее творческой набору активности приобретает особую остроту и требует изучения.

Литература:

1. Бэкон, Ф. История философии в кратком изложении: пер. с чеш. И.И. Богута / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1995. - 592 с.

2. Гацук, С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры: дисс. канд. пед. наук / С.Ю. Гацук. - СПб., 1999. - 177 с.

3. Камалдинова, Э.Ш. Молодые исследователи о молодежном движении: сборник научных статей / Э.Ш. Камалдинова. - М., 2003. - 192 с.

4. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 552 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье изучается проблема правовой подготовки будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе в работе обосновывается сущность правового образования и воспитания, их основные цели и результат. В исследовании обосновывается потребность формирования правосознания будущих педагогов в условиях становления правового общества с учетом наличия феномена правового нигилизма среди населения современной России. В статье обосновывается сущность правового сознания личности, рассматриваются основные теоретические аспекты данного личностного образования и особенности его формирования у будущих педагогов в системе реализации их правового образования и воспитания.

Ключевые слова: правовое образование, правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание, правовая подготовка педагогов, правовое общество, правовой нигилизм.

Annotation. The article studies the problem of legal training of future teachers in the context of their professional education in higher school. the article substantiates the essence of legal education and education, their main goals and results. The study substantiates the need for the formation of legal consciousness of future teachers in the conditions of the formation of a legal society, taking into account the phenomenon of legal nihilism among the population of modern Russia. The article substantiates the essence of the legal consciousness of the individual, considers the main theoretical aspects of this personal education and the features of its formation in future teachers in the system of implementation of their legal education and upbringing.

Keywords: legal education, legal education, legal culture, legal consciousness, legal training of teachers, legal society, legal nihilism.

Введение. Построение правового государства в условиях поляризации мнений и общественных движений, динамичного обновления законодательства создает условия для необходимости особого внимания к проблемам правового образования специалистов. Так, одним из аспектов всестороннего развития личности будущего специалиста в различных сферах общества является высокая правовая культура.

Потребности общества диктуют необходимость трансформации образовательной системы в направлении овладения ею правового пространства и его развития как правового инструмента и подсистемы гражданского общества.

Масштабное развитие правового государства, а также проблема правового нигилизма в современном социуме требует поиска эффективных правовых инструментов социального и гуманитарного развития общества. Важная роль в процессе применения этих инструментов отведена педагогу.

Способность педагогов понимать правила общественной жизнедеятельности и взаимодействия, требования законов, направлений правовой политики государства и способность развивать это понимание в сознании подрастающего поколения не является врожденной или самоформирущейся. Обладание высокой правовой компетентностью и способностью соответствующим образом внедрять ее в своей практической деятельности в области образования и в социуме в целом - результат системного правового образования будущих педагогов. Такие способности формируются в контексте правового образования студентов -будущих педагогов во время их обучения в высших учебных заведениях путем специальных методик, технологий и средств.

Однако данная способность формируется не только через обретение будущим специалистом системы правовых знаний и сведений об алгоритмах правомерного поведения в обществе, но и, в первую очередь, путем формирования необходимых личностных образований и качеств, составляющих правовую культуру личности. В данном контексте целесообразно говорить о необходимости реализации в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов правового воспитания, результатом которого является сформированность правовой культуры личности и ее компонентов.

Реализация правового воспитания и образования подрастающего поколения педагогом в учреждениях образования различного типа в условиях правового нигилизма общества невозможна без наличия у него сформированного на высоком уровне правового сознания как одного из ключевых компонентов правовой культуры.

Изложение основного материала статьи. Правовая подготовка будущих педагогов в высшей школе включает реализацию содержания правового образования и воспитания студентов в рамках преподавания курса правоведения и осуществления правового направления воспитательной работы.

Правовое образование будущего специалиста - это структурный компонент профессионального образования, представляющий собой процесс приобретения правовых знаний, навыков и умений, формирование уважения к праву, закону, правам и свобод человека, соответствующих правовых ориентаций и оценок, правовых поведенческих установок и мотивов правомерного поведения и тому подобное [6].

Результатом реализации правового образования будущих педагогов является формирование их правовой компетентности. Авторами А.С. Киндяшовым и Н.Р. Волковым правовая компетентность педагога определяется с позиций современного нормативно-правового регулирования. Под ней исследователи понимают готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач [3]. Анализируя данное определение, видим, что указанные авторы видят под рассматриваемым нами термином готовность педагога к работе с нормативно-правовыми документами, однако, по нашему мнению, термин «правовая компетентность педагога» значительно шире.

В данном исследовании нам импонирует подход А.В. Коротун. Исследовательница понимает данный термин как «интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность» [4, с. 54]. По нашему мнению, данное определение соответствует цели правового образования, а также семантике понятия «компетентность» с точки зрения концепции компетентностного подхода. На его основе в рамках данного исследования термин «правовая компетентность педагога» будем понимать как сложное интегративное личностное образование в целостной структуре личности педагога, включающее общеправовые и профессионально-педагогические знания, умения и профессиональные качества, необходимые для осуществления правового воспитания обучающихся и организации собственной профессиональной деятельности в пределах правового поля.

В структуре правовой компетентности, разделяя подход А.В. Коротун, определим следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный (наличие личностных, профессиональных, социально-правовых ценностей и мотивов деятельности);

- когнитивный (наличие системы знаний о правовых основах профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления);

- коммуникативный (наличие коммуникативных способностей);

- деятельностно-рефлексивный (наличие системы правовых умений, навыков, контроль и анализ результатов своей деятельности; наличие профессионально значимых качеств: правовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности) [4].

Понимая всю широту понятия правовой компетентности, включающей личностно значимые качества, все же обратимся к более детальному анализу правосознания как важной составляющей правовой культуры, которая, свою очередь является результатом правового воспитания личности. В данном исследовании термин «правовое воспитание» будем понимать как целенаправленный и систематический процесс влияния на сознание людей с целью воспитания у них соответствующего уровня правового сознания, правовой культуры и образцового правомерного поведения.

Так, одним из основных результатов и важнейшим этапом реализации правового воспитания является формирование правового сознания личности, так как без определенной мотивации и уровня осознанности правомерное поведение личности не будет стабильным, также компоненты правовой культуры не смогут быть сформированными без личностного осмысления личностью ценностей права.

Так, правосознание - важнейший элемент правовой культуры. Степень его развитости определяет уровень правовой культуры как личности, так и общества в целом. Правосознание имеет значительное влияние на организацию общественной жизни [2].

Правовое сознание классифицируется в научной литературе по ряду критериев. В частности, по субъектам, правосознание классифицируют на:

- индивидуальное (личное отношение человека к праву);

- групповое (отношение к праву групп, коллективов и т.п.);

- общественное (правосознание всего общества).

По уровню развитости выделяют:

- обыденное правосознание (отношение к праву обычного человека или специалиста, для которого право не является основным занятием);

- профессиональное правосознание (правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки);

- научное правосознание (присущее ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки) [1].

Говоря о проблеме формирования правового сознания будущих педагогов, то речь идет в

индивидуальном (личном), профессиональном правосознании.

Обоснование формирования правосознания будущих педагогов сводится к двум основным аргументами:

- свою профессиональную деятельность будущим педагогам предстоит реализовывать в правовом обществе;

- анализ тенденций развития современного общества позволяет говорить о феномене правового нигилизма в социума, в частности - в молодежной среде.

Говоря о сущности понятия «правовое государство», приведем мнение исследователей Т.А. Рубанцовой и Н.А. Фоминой. По их словам, «правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека. Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий» [7, с. 23].

Для реализации профессионально-педагогических обязанностей в правовом обществе специалист должен обладать правовой компетентностью и высоким уровнем правовой культуры, ведущим компонентом и основным фактором формирования которой является правовое сознание.

Обосновав необходимость формирования правосознания по первому аргументу, обратимся к изучению феномена правового нигилизма. В современном обществе ввиду различных факторов в последние несколько десятилетий наблюдается пренебрежение законами и подзаконными актами. Необходимость и привычка обходить закон, не уважая его, практически укоренились в сознании большинства представителей отечественного социума. Результатом правового нигилизма становится распад правовой культуры населения и, как результат, снижение уровня государственного самосознания граждан.

Одной из ведущих причин развития такого явления, как правовой нигилизм, является недоверие населения к представителям власти, органов управления. По мнению обычных граждан, творцы и охранники закона в широком смысле, являются и первыми его нарушителями.

В научной литературе понятие «правовой нигилизм» трактуется как антипод правовой культуре. Следовательно, с уменьшением правовой культуры и правового сознания увеличивается правовой нигилизм. На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние настроений и как образ действий, линия поведения [5].

Находясь на этапе построения правового государства, сегодня многие социальные институции направляют все усилия на борьбу с данным явлением, пытаясь укоренить веру населения в силу и справедливость закона. Не является исключением и система образования, одной из задач которой на сегодня является формирование правовой культуры и компетентности обучающихся образовательных организаций всех уровней. В больше степени необходимость реализации правового образования и воспитания касается системы педагогического образования. Так как в данном контексте речь идет не только о подготовке и воспитании законопослушного гражданина с высоким уровнем правового самосознания, но и специалиста, способного реализовывать направления правового воспитания и образования в дальнейшей педагогической деятельности.

Аргументировав необходимость реализации правового воспитания будущих педагогов с целью формирования их правосознания, обратимся к рассмотрению некоторых особенностей данного педагогического процесса.

Формирование профессионального правосознания представляет собой длительное, непрерывное воздействие на личность, результатом которого является расширение границ ее правовых знаний о правах и свободах, развитие правового мышления и стойкого убеждения в необходимости осуществления и защиты своих прав. Правосознание формируется в процессе правового воспитания и самовоспитания регулятивного воздействия права, а также в рамках осуществления правовой деятельности.

Выводы. Таким образом, в условиях развития правового государства и при учете наличия феномена правового нигилизма общества, в частности среди молодежи России, необходимым условием осуществления профессиональной подготовки будущих педагогов является реализация направлений правового образовании и воспитания с целью формирования их правовой компетентности, правовой культуры, в особенности ее важнейшего компонента - правового сознания.

Литература:

1. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. - Н. Новгород: АСТ Слово, 1993. - 485 с.

2. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 1998. - № 11-12. - С. 7.

3. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27117 (дата обращения: 03.12.2019).

4. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дисс. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010.

5. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория государства и право / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Правоведение, 1997. - 590 с.

6. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. Монография. - М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 26-171.

7. Рубанцова Т.А., Фомина Н.А. Проблемы построения правового государства в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 23-26.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЩЕНИЕ К ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Целью данной статьи является обоснование потребности в реформировании и модернизации системы исторического образования в высшей школе. В работе обосновывается становление новой парадигмы образования, что предусматривает реализацию инновационной педагогической деятельности в высшей школе, основанной на широком внедрении в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий. В работе обосновывается потенциал технологии модульного обучения с точки зрения реализации целей инновационного обучения и путей совершенствования методической линии преподавания истории в высшей школе. В статьи проанализированы основные теоретические основы технологии модульного обучения.

Ключевые слова: историческое образование, совершенствования системы исторического образования, модернизация, реформирование, методика преподавания истории в высшей школе, инновационная парадигма образования, инновационное обучение, инновационная педагогическая деятельность, инновационные педагогические технологии, технология модульного обучения, модуль.

Annotation. The purpose of this article is to substantiate the need to reform and modernize the system of historical education in higher education. The paper substantiates the formation of a new paradigm of education, which provides for the implementation of innovative pedagogical activity in higher education, based on the widespread introduction of innovative pedagogical technologies in the educational process. The paper substantiates the potential of modular learning technology in terms of implementing the goals of innovative learning and ways to improve the methodological line of teaching history in high school. The article analyzes the basic theoretical foundations of modular learning technology.

Keywords: historical education, improvement of the system of historical education, modernization, reformation, methods of teaching history in higher education, innovative paradigm of education, innovative training, innovative pedagogical activity, innovative pedagogical technologies, technology of modular training, module.

Введение. Совершенствование системы исторического образования является одной из основных составляющих модернизации отечественного высшего образования в соответствии с потребностями практики, развития современной науки, повышение политической культуры граждан. В отечественной теоретической педагогике и образовательной практике сегодня уделяется значительное внимание поиску подходов, технологий, методов, форм и средств трансформации исторического образования.

На современном этапе можно говорить о частичной модернизации и приведении в соответствие содержательных линий истории как дисциплины, но методическая сторона вопроса все еще остается недостаточно разработанной. Анализ практики высших учебных заведений позволяет констатировать тот факт, что история в большинстве случаев преподается так, как и в прошлые десятилетия, что существенно снижает уровень усвоение исторического знания будущими специалистами.

Система образования сегодня нуждается модернизации и совершенствовании. Противоречие между целями и результатами обучения стало очевидным. Так, возникает насущная потребность реформирования всей системы образования, и исторического в частности.

Современные тенденции развития педагогической науки выдвигают новые требования к методике преподавания истории в высшей школе и ставят ученых, методистов, учителей-практиков перед необходимостью переосмысления основных положений методической науки. Все вышеизложенное обосновывает потребность обращения к инновационным формам, методам и технологиям преподавания истории в высшей школе.

Инновационная деятельность в образовании основывается на осмыслении педагогического опыта, нацелена на изменение и развитие образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, формирования качественно иной образовательной практики путем применения инновационных педагогических технологий.

Наиболее распространенными инновационными моделями в современной высшей школе является контекстное обучение, имитационное обучение, проблемное обучение, модульное обучение, дистанционное обучение и др.

Изложение основного материала статьи. Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. В педагогической науке его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества на более высокую степень своего развития, на изменение целей образования. Так, инновационное обучение ориентировано, прежде всего, на динамические изменения в окружающем мире.

«Новая парадигма состоит в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется педагогическая технология, которая бы обеспечила студенту развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью» [4, с. 3].

Одним из вариантов решения данной проблемы, в частности в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе, является обращение к инновационной технологии модульного обучения. Модульное обучение создает предпосылки для наиболее благоприятного комплексного решения задач, стоящих в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.