13. Шепелева О.В. Формирование профессионального статуса будущего учителя в период его обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2002. - 174 с.
14. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических и методических аспектов формирования правовой компетентности будущих учителей истории и права. В работе обоснована необходимость формирования правовой компетентности будущих учителей истории и права, обозначена ее сущность и структурные компоненты. В статье рассмотрена структура содержания правового образования будущих учителей истории и правоведения, а также определены основные организационно-педагогические условия формирования их правовой компетентности в системе профессионального образования в высшей школе.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, правовая компетентность педагога, правовое образование, правовое воспитание, правовое обучение, организационно-педагогические условия.
Annotation. The article is devoted to the study of theoretical and methodological aspects of the formation of legal competence of future teachers of history and law. The paper substantiates the need to form the legal competence of future teachers of history and law, identifies its essence and structural components. The article deals with the structure of the content of legal education of future teachers of history and law, as well as the main organizational and pedagogical conditions for the formation of their legal competence in the system of vocational education in higher education.
Keywords: competence, professional competence, professional competence of the teacher, legal competence of the teacher, legal education, legal education, legal training, organizational and pedagogical conditions.
Введение. Анализ тенденций развития современного общества позволяет говорить о том, что будущая педагогическая деятельность сегодняшних студентов педагогических вузов будет проходить в обновленных социальных и профессиональных условиях. Отечественному обществу сегодня необходим социально активный, творческий, юридически грамотный педагог, который понимает социальную ценность права и положительно относится к правам ребенка и человека. В этой связи правовая компетентность становится одной из ведущих составляющих профессиональной компетентности учителя, позволяющая характеризовать его как успешного субъекта педагогической деятельности.
Правовая компетентность представляет собой ту цель, к достижению которой должен стремиться каждый учитель (и будущий, и начинающий, и опытный), учитывая вызовы современности, а также тот факт, что современный педагог - это отчасти менеджер, способный на должном профессиональном и правовом уровнях оказывать образовательные услуги. «Важность роли учителя также заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во многом зависит именно от педагога, так как он создает особое правовое пространство развития личности учащегося» [3].
Так, правовая компетентность становится сегодня одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической компетентности. Однако для ряда специальностей данная компетентность является действительно профессионально значимой. Речь идет об учителях истории и правоведения. Учитель данной специализации должен не только дать обучающимся правовые знания, но и научить их пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупреждать неправомерное поведение окружающих.
Все вышеизложенное актуализирует потребность формирования правовой компетентности будущих педагогов истории и правоведения в контексте их профессиональной подготовки в высшей школе. Реализация данной цели требует организации специальной педагогической деятельности по формированию анализируемой нами компетентности, предусматривающей разработку и внедрение методической системы. Указанные требования в свою очередь обосновывают потребность изучения теоретических и методических аспектов формирования правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения в процесс их профессиональной подготовки в педагогическом вузе.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических и методических аспектов проблемы формирования правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения в контексте реализации их профессионально-педагогической подготовки в высшей школе.
Изложение основного материала статьи. Необходимость формирования правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения обусловлена, помимо вышеизложенного, их функциональными обязанностями как педагога-предметника. Основная функция учителя истории и правоведения заключается в реализации правового образования обучающихся как «важнейшего фактора развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством» [1, с. 561].
Правовое образование представляет собой «совокупность правового воспитания и обучения праву» [1, с. 561]. Обратимся подробнее к рассмотрению составляющих правового образования обучающихся.
Правовое воспитание - это процесс, направленный на развитие чувства уважения к праву и к государству как к феномену, стабилизирующему общество, устойчивой поведенческой привычки соблюдать законы и правовые нормы, личностного стремления содействовать государственным органам и другим
социальным институциям относительно укрепления законности и правопорядка в обществе. Обобщая изложенное, сущность правового воспитания можно сформулировать как процесс формирования правовых установок обучающихся, их личностного позитивного отношения к правовым нормам, закрепленных законодательством, поведенческих мотивов правомерных действий.
Правовое обучение - это педагогический процесс, целью которого является формирование у обучающихся системы знаний о праве, его нормах и принципах. На основе сформированности указанной системы у обучающихся образуется положительное отношение к праву, законам, возникает внутренняя потребность их выполнения.
Так, посредством реализации процессов правового воспитания и обучения у школьников формируются основы правовой компетентности, что обосновывается обязательностью ее наличия у преподавателя правовых дисциплин.
Обосновав необходимость формирования правовой компетентности у будущих учителей истории и права, обратимся к изучению теоретических аспектов анализируемой в данном исследовании составляющей профессионально-педагогической компетентности. Данная цель требует обоснования ряда ключевых понятий компетентностного подхода как ведущей концептуальной основы реализации профессионального образования педагогов на современном этапе.
Вслед за Э.Ф. Зеером, в рамках данного исследования под понятием «компетентность» будем понимать «интегративное качество личности, включающее в себя систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности» [2, с. 23].
Профессиональная компетентность - это интегративное образование личности, сочетающее в себе совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, которые обуславливают готовность и способность личности действовать в сложной ситуации и решать профессиональные задачи; способность к достижению более качественного результата труда; отношение к профессии как к ценности [8].
Профессиональная компетентность педагога представляет собой сложный комплекс, включающий профессиональные знания, умения, навыки, готовность к деятельности, а также ряд профессионально важных личностных качеств, среди которых:
- креативность;
- мобильность;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- уравновешенность;
- отзывчивость;
- доброжелательность;
- стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации и саморефлексии [6].
Правовая компетентность - это система правовых знаний, убеждений, навыков, опыта, знания механизма действия права и правовых технологий, позволяющих будущим учителям ориентироваться в правовом поле, юридически грамотно находить в нем решения задач, которые возникают, а также влиять на существующую в обществе правовую и законодательную системы, стимулировать действие механизма социальной защиты личности, что требует наличия профессиональных качеств, высокого уровня специализации в определенной отрасли производственной деятельности, правовой культуры и грамотности, гражданской зрелости, широкой эрудиции и навыков использования современных инновационных технологий [7].
По мнению А.С. Киндяшовой, «правовая компетентность является важным инструментом в процессе реализации государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры, а также формирования у граждан чувства уважения к закону» [3].
Большинство ученых, рассматривая правовую компетентность как составляющую профессионально-педагогической компетентности, в ее структуре выделяют следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный;
- содержательный (когнитивный);
- деятельностный;
- рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-ценностный компонент включает:
- эмоционально-личностное отношение будущего специалиста к государству и праву как к объективно существующим явлениям;
- систему ценностей, (общечеловеческие, национальные, гражданские, морально-этические, правовые);
- мотивацию правового поведения и реализации права.
Содержательный (когнитивный) компонент включает:
- специальные знания по правоведению, усвоение которых является предпосылкой формирования правовой компетентности и процедуры их получения;
- умения и навыки работы с источниками правовой информации;
- умение самостоятельно получать правовые знания, свободно, конструктивно и творчески использовать
их;
- умение проводить логические интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение).
Деятельностный компонент включает комплекс умений и навыков по применению правовых знаний в
различных жизненных и профессиональных ситуациях; умений реализовать предписания права для эффективного взаимодействия с обучающимися.
Рефлексивный компонент включает совокупность умений и способностей адекватно оценивать собственный уровень владения правовой компетентностью, прогнозировать условия ее совершенствования и поиска новых способов профессиональных действий [5].
Формирование правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения предусматривает обеспечение соответствующего содержания профессионального обучения и соблюдения ряда организационно-педагогических условий. Содержание эффективного правового образования студентов должна включать два основных компонента:
- правовое обучение, направленное, прежде всего, на формирование когнитивного (содержательного) компонента правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения;
- правовое воспитание, способствующее становлению личностных правовых установок студентов, ценностей будущих педагогов, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности [4].
В данном ключе стоит уточнить, что реализация первого компонента происходит путем осуществления предметно правового блока дисциплин, а второго - разработки концепции правового образования, созданной с учетом постепенного развития профессиональных качеств будущего специалиста [3].
Как было отмечено выше, методические аспекты формирования правовой компетентности будущих учителей истории и правоведения подразумевают обеспечение в образовательном процессе вуза ряда организационно-педагогических условий, среди которых:
- создание правовой среды вуза;
- разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания;
- наличие компетентного преподавательского состава, представители которого обладают высоким уровнем сформированности правовой компетентности и правовой культуры.
Выводы. Понимание социальных реалий современности и уровня качества профессионального образования молодых педагогов обосновывает потребность реализации специальной образовательной деятельности, направленной на формирование у будущих учителей истории и правоведения правовой компетентности. Данную компетентность мы рассматриваем как систему профессионально-правовых знаний действующего законодательства, сущности права и механизмов его действия; умений мыслить правовыми категориями и уместно использовать приобретенные правовые знания в профессиональной деятельности.
На основе рассмотрения теоретических аспектов данной составляющей профессиональной компетентности педагога отметим, что высокая эффективность ее формирования предполагает знание и учет ее структурных компонентов, реализацию в рамках образовательного процесса основных компонентов правового образования (правовое обучение и правового воспитания), обеспечение ряда организационно-педагогических условий, среди которых важнейшим является создание правовой среды вуза.
Литература:
1. Волкова Е.В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/79/13742/ (дата обращения: 06.02.2019).
2. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. - 2002. - Ч.2. - С. 23-25.
3. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27117 (дата обращения: 06.02.2019).
4. Коркин А. Организация правового образования с использованием современных информационных технологий // Учитель. - 2000. - № 2. - С. 44-45.
5. Макарова А.Б. Содержание и структура правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17718 (дата обращения: 08.02.2019).
6. Митина Л.Н. Психология профессионального развития учителя / Л. Н. Митина. - М., 1998. - 200 с.
7. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. М., 2002. С. 26-171.
8. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность: [их классификация] // Сельская школа: Рос. пед. журн. - 2004. - № 3. - С. 29-32.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат филологических наук, доцент Бессонова Елена Владимировна
Московский государственный строительный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна Московский государственный строительный университет (г. Москва); преподаватель Тарабарина Юлия Алексеевна
Московский государственный строительный университет (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА - ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В ВУЗЕ
Аннотация. В статье представлен опыт использования мультимедиа-технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе, выявлены преимущества и недостатки использования мультимедиа-лингафонного кабинета Rinel-lingo.
Ключевые слова: медиаобразование, мультимедиа-технологии, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция.
Annotation. The article presents the experience of using multimedia technologies in the process of a foreign language teaching at a University, particular attention is paid to using of multimedia language lab Rinel-lingo, its advantages and disadvantages.
Keywords: media education, multimedia technologies, foreign language, foreign language communicative competence.
Введение. Основные проблемы, связанные с развитием иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов обусловлены, главным образом, несоответствием теоретического характера получаемых знаний реальному содержанию профессионального труда. Устранение этого противоречия возможно путем создания на занятиях по иностранному языку ситуаций, адекватных профессиональной деятельности, которые выступают важным условием формирования и развития коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка.