Научная статья на тему 'Правовая культура педагога: теоретический аспект'

Правовая культура педагога: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / LEGAL CULTURE OF SOCIETY / LEGAL CULTURE OF THE PERSON / PROFESSIONAL LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE OF THE TEACHER / FORMATION OF LEGAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS / STRUCTURAL COMPONENTS OF LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Работа посвящена изучению теоретических аспектов феномена профессиональной правовой культуры педагога. В исследовании обозначены составляющие структуры правовой культуры личности, а также структурные компоненты и содержательные показатели правовой культуры профессиональной деятельности педагога. В статье обосновывается актуальность и рассматриваются основные аспекты формирования правовой культуры будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF THE TEACHER: THEORETICAL ASPECT

The work is devoted to the study of theoretical aspects of the phenomenon of professional legal culture of the teacher. The study identifies the components of the structure of the legal culture of the individual, as well as structural components and substantive indicators of the legal culture of professional activity of the teacher. The article substantiates the relevance and considers the main aspects of the formation of the legal culture of future teachers in the system of their professional training in higher education.

Текст научной работы на тему «Правовая культура педагога: теоретический аспект»

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Работа посвящена изучению теоретических аспектов феномена профессиональной правовой культуры педагога. В исследовании обозначены составляющие структуры правовой культуры личности, а также структурные компоненты и содержательные показатели правовой культуры профессиональной деятельности педагога. В статье обосновывается актуальность и рассматриваются основные аспекты формирования правовой культуры будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: правовая культура общества, правовая культура личности, профессиональная правовая культура, правовая культура педагога, формирование правовой культуры будущих педагогов, структурные компоненты правовой культуры, правовая культура профессиональной деятельности педагога.

Annotation. The work is devoted to the study of theoretical aspects of the phenomenon of professional legal culture of the teacher. The study identifies the components of the structure of the legal culture of the individual, as well as structural components and substantive indicators of the legal culture of professional activity of the teacher. The article substantiates the relevance and considers the main aspects of the formation of the legal culture of future teachers in the system of their professional training in higher education.

Keywords: legal culture of society, legal culture of the person, professional legal culture, legal culture of the teacher, formation of legal culture of future teachers, structural components of legal culture, legal culture of professional activity of the teacher.

Введение. Среди важнейших доминант формирования правового государства и построения гражданского общества основополагающее значение имеет принцип законности и правопорядка. Реализация данного принципа требует осуществления деятельности, направленной на воспитание высокого правосознания, правовой культуры граждан. В этой связи в современных условиях актуализируется потребность формирования правовой культуры педагогических работников, в систему профессиональных задач которых сегодня включена реализация правового образования и воспитания подрастающего поколения.

Потребность реализации правовой подготовки будущих педагогов в высшей школе в процессе осуществления их профессионального образования требует изучения теоретических аспектов профессиональной правовой культуры педагога, ее сущности и компонентов с целью разработки методической концепции ее формирования в педагогических вузах.

Изложение основного материала статьи. Правовая культура как феномен, по мнению Г.А. Бурнашева, представляет собой многостороннее и многослойное явление. Автор подчеркивает, что под термином «правовая культура» следует понимать «общечеловеческую культуру, воплотившуюся в праве и юридической практике, которая является обязательным элементом гражданского общества, правового государства, а также включает в себя правовую культуру населения, правовую культуру должностных лиц, органов власти и государства в целом» [4, с. 107].

«Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости» [6, с. 194].

В теоретической литературе природа правовой культуры рассматривается в нескольких аспектах:

- оценочном или аксиологическом;

- содержательном;

- конкретно деятельностном.

Многообразие подходов к изучению сущности правовой культуры является закономерным, так как многомерность контекстов бытия правовой культуры требует от науки, с одной стороны, постоянно расширять горизонты ее видения, а с другой, классифицировать и обобщать правовые идеи и принципы.

В широком смысле правовая культура рассматривается как характеристика качественного состояния правовой жизни общества на определенном этапе развития его общественных отношений. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь личности в обществе в целом и основные сферы его проявления.

В структуре правовой культуры исследователи В.И. Каминская и А.Р. Ратинов выделяют следующее компоненты, имеющие свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность [7, с. 42-43].

Указанная выше обобщенная дефиниция позволяет констатировать наличие в терминологическом аппарате изучаемой проблемы понятия «правовая культура общества» и «правовая культура личности». Обратимся к уточнению указанных понятий.

Правовая культура общества, по мнению Г.А. Бурнашева, «составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности» [4, с. 108].

Н.О. Дуглас под правовой культурой общества понимает результат социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для

такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. По мнению автора, высокий уровень правовой культуры общества является показателем его правового прогресса [6].

Термин «правовая культура личности» Н.О. Дуглас рассматривает как «уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка» [6, с. 196].

В то же время правовая культура личности и правовая культура общества взаимосвязаны, так как проявлением содержательного аспекта правовой культуры является конкретный характер отношений человека и общества, проявляющихся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности и определяющих правосознание и правовое развитие личности, который она реализует в собственной жизнедеятельности.

Правовая культура личности, по словам Г.А. Бурнашева «бывает общей - характерной для всех граждан и специальной - характерной для граждан, занимающихся конкретным видом профессиональной деятельности» [4, с. 108]. Иными словами, речь идет о профессиональной правовой культуре, или правовой культуре профессионала. В контексте нашего исследования целесообразным является изучение феномена правовой культуры педагога как одной из форм профессиональной правовой культуры.

Профессиональная правовая культура представляет собой социально-правовой компонент, обеспечивающий закономерную органическую взаимосвязь между сугубо специализированным профессиональным трудом и социально-правовой сферой профессиональной деятельности специалиста. Профессиональная правовая культура обеспечивает правовую осведомленность, правильную практическую реализацию правовых знаний, правомерное профессиональное поведение специалиста.

В современных социокультурных и экономических условиях проблема разработки теоретических аспектов, содержания и методики воспитания профессиональной правовой культуры весьма актуальна ввиду потребности в специалистах с надлежащим уровнем правовой образованности.

В контексте данного исследования нас интересует феномен профессиональной правовой культуры педагога. Профессиональная правовая культура педагога представляет собой особую форму проявления общей правовой культуры личности, которую специалист последовательно реализует в условиях образовательной среды средствами обучения и воспитания [5].

По мнению Г.В. Ахметжановой и М.А. Довгий, «одним из важнейших элементов личности современного педагога является наличие развитой правовой культуры. Современному педагогу при организации образовательного процесса необходимо действовать в соответствии с требованиями современного законодательства, быть в курсе постоянно меняющихся трудовых, дисциплинарных, административных законодательных решений» [1, с. 119].

В этой связи актуализируется проблема реализации направлений правового образования и правового воспитания будущих педагогов в контексте осуществления их профессионального обучения в высшей школе. Профессиональное обучение, оторванное от правового образования и правового воспитания, теряет свой смысл и сущность, так как сформированность профессиональной правовой культуры является обязательным компонентом профессиональной компетентности современного педагога наряду с наличием культуры педагогического общения, технологической и информационной культуры и специализированных профессиональных знаний.

Профессиональное правовое образование и воспитание будущих педагогов - это комплексный, целенаправленный, педагогически организованный процесс, реализуемый с целью развития профессиональной компетентности будущих специалистов в области образования, достижения правового социально-профессионального сознания, формирования сознательно-активного социального поведения, обеспечивает разработку и внедрение педагогической технологии воспитания необходимой для будущей деятельности профессиональной правовой культуры.

Содержание процесса реализации форм правового образования и воспитания будущих педагогов в контексте их профессионального образования в высшей школе обусловлено структурой правовой культуры.

Структура правовой культуры педагога может быть представлена совокупностью следующих компонентов:

- информационно-эрудиционного (когнитивного);

- аксиологического;

- регулятивно-поведенческого;

- личностного.

Содержание информационно-эрудиционного компонента включает: правовые знания, профессионально-правовые знания, правовую эрудицию, активную правовую позицию в педагогической деятельности, умение осуществлять отбор правового материала, интегрировать общепедагогические, профессиональные и правовые проблемы в каждой ситуации, информационную культуру.

Содержание аксиологического компонента включает: морально-правовые оценочные понятия, правовое сознание, моральную убежденность и устойчивость, навыки правового самовоспитания. Так, в контексте данного компонента формируется основной фактор правовой культуры - правосознание личности, представляющее собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным [3]. В научной литературе правовой сознание рассматривается также в значении одной из форм общественного сознания. Формируется правосознание личности под воздействием политического, морального, трудового, экономического и других составляющих процесса общего развития личности [8].

Регулятивно-поведенческий компонент правовой культуры учителя включает правовое поведение, правомерное поведение, правовые отношения.

Содержание личностного компонента включает способность к самоконтролю собственной самообразовательной деятельности, рефлексию, коммуникативную культуру, профессиональную мобильность.

Процесс правового обучения и воспитания педагогов должен реализовываться с опорой на формирование основ правовой культуры, правового мышление, навыков работы с нормативно-правовой документацией, знакомство педагогов с правовым образовательным пространством [2]. В основе

методологии формирования профессиональной правовой культуры доминирующими должны стать общечеловеческие ценности - правовые идеалы, как стержень духовного мира личности.

Выводы. В современных социокультурных и экономических условиях задачами высшего профессионального педагогического образования являются: сформировать у будущих педагогов комплекс необходимых профессиональных знаний, систему профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих их социальную успешность; воспитать высокую социальную ответственность за профессионально-педагогическую деятельность, а также правовую культуру как часть профессионально-педагогической культуры учителя.

Литература:

1. Ахметжанова Г.В., Довгий М.А. Совершенствование правовой культуры педагога на основе метода теоретического моделирования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 118-122

2. Белякова Н.В. Профессиональная мобильность педагогических кадров как показатель их успешности в условиях перехода на стандарты нового поколения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -2013 - № 2 - С. 13.

3. Болонина С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: автореф. дисс. на соискание научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Москва, 2000. - 25 с.

4. Бурнашев Г.А. Ценностные аспекты правовой культуры и правовой идеологии, их влияние на правоприменительную политику // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 107-110.

5. Донец А.Н., Мишин Ю.Д., Шабалин А.В.. Профессиональная культура специалиста и ее формирование в вузе // Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: Материалы межрегиональной научно-методической конференции / Зап.-Сиб.ж.д., СГУПС, СИФ и БД, НТИ МГАЛП,НГМИ. - Новосибирск , 2001. - С. 55-56.

6. Дуглас Н.О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 193-196.

7. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. - М., 1974.

8. Подзолков В.Г. Материалы к курсу лекций по правовому воспитанию. - Тула: ТГПУ им. Льва Толстого, 2001. - 113 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена познавательной деятельности студентов, а также проблеме ее активизации в рамках преподавания истории в высшей школе. В работе проанализирована сущность и структура понятий «познавательная деятельность» и «активизация познавательной деятельности студентов», изучены основные условия активизации познавательной деятельности обучающихся. В исследовании предложены и проанализированы эффективные инновационные технологии, методов и формы активизации познавательной деятельности студентов, которые могут использоваться в контексте преподавания истории в высшей школе.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательная активность студентов, методы обучения, педагогические технологии, формы обучения, преподавание истории в высшей школе, будущие специалисты, студенты.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of cognitive activity of students, as well as the problem of its activation in the teaching of history in high school. The paper analyzes the essence and structure of the concepts of "cognitive activity" and "activation of cognitive activity of students", studied the basic conditions of activation of cognitive activity of students. The study proposes and analyzes effective innovative technologies, methods and forms of activation of cognitive activity of students, which can be used in the context of teaching history in high school.

Keywords: cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive activity of students, teaching methods, pedagogical technologies, forms of education, teaching history in high school, future specialists, students.

Введение. «Задача активизации познавательной деятельности обучаемых - одна из центральных в педагогике» [3, с. 199].

«Актуальность активизации познавательной деятельности студента обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов на основе логических граф схем дисциплины и средств обучения» [6, с. 1226].

Проблема активизации познавательной деятельности студентов интересует многих ученых. Однако есть еще много вопросов, которые требуют внимательного исследования. К таким вопросам можно определение эффективных методов, приемов, технологий активизации познавательной деятельности студентов, принципам и формам ее организации, особенностям управления ею. В данном исследовании нас интересует активизация учебно-познавательной деятельности студентов в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе, изучение вопроса, какова динамика соотношения воспроизведения знаний и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.