Научная статья на тему 'Практико-ориентированные технологии формирования правовой культуры будущего педагога-музыканта'

Практико-ориентированные технологии формирования правовой культуры будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРЫ / LEGAL CULTURE / EDUCATION / THE PRAKTIKO-FOCUSED PREPARATION / BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папанова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются практико-ориентированные технологии, способствующие формированию правовой культуры бакалавров, будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе; определены мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы достижения данного профессионально-личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папанова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN

In article the praktiko-focused technologies promoting formation of legal culture of bachelors, future teachers-musicians in the course of training in higher education institution are considered; motivational and target, substantial and activity and reflexive and estimated stages of achievement of this professional and personal quality are defined.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные технологии формирования правовой культуры будущего педагога-музыканта»

алгоритма действий в процессе учебной работы с использованием профессионального оборудования, дисциплинирует обучаемых, не давая возникнуть диссонансу между действующим побудительным мотивом каждого обучающегося и поставленным преподавателем целям.

Выводы. Для повышения внутренней мотивации, формирования психологической готовности выпускаемых специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства к будущей профессиональной деятельности в условиях реформирования отечественного образования, требуется комплексный, системный подход. Решению данного вопроса в институте культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, способствовало знакомство студентов, в процессе обучения, с особенностями ведения работы на профессиональном специализированном оборудовании. В совокупности с контролем преподавателем всех этапов работы (поисковые эскизы, предпроектная, проектная деятельность и т.д.), осуществлением индивидуального подхода к студентам, основанном на их психологическом анализе позволило повысить уровень внутренней мотивации к получаемой специальности и минимизировать проблемы выпускников с адаптацией на новом месте работы в индустрии дизайна, декоративного искусства.

Процент трудоустроенных выпускников по специальности, по сравнению с данными двух летней давности выросли, о чем говорят показатели, полученные в результате ведения внутренней статистики трудоустройства выпускников ИКИ. Необходимо продолжать делать более привлекательным сотрудничество бизнес - сообщества с ВУЗом, выпуская специалистов, готовых не только приступить к непосредственному выполнению своих должностных обязанностей и приносить пользу в кратчайшие сроки, но и стремящихся развиваться, креативно, творчески подходить к рабочему процессу. Благодаря данным факторам появится возможность усилить позитивные изменения в тенденции последних лет в области трудоустройства молодых специалистов.

Литература:

1. Еникеев М.И. / Психологический энциклопедический словарь - М.: Проспект, 2010. - 558 с.

2. Корешков В.В., Новикова Л.В. Формирование и развитие личности в процессе дизайн образования // Материалы XI международной научно-практической конференции. - North Charleston.: 2017. - С. 102-106

3. Корешков В.В., Новикова Л.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет (Нижневартовск), 2017. -С. 26-30

4. Усенкова Е.Ю., Игнатьева А.В. Активизация деятельности студентов средствами контекстного обучения // Научное мнение. -Сп.б.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2017. - С. 86-89

5. Шемягина О.Н. Особенности процесса обучения художественной керамике // Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. -М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2017. -С. 202-205

Педагогика

УДК:378.2

аспирантка Папанова Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В статье рассматриваются практико-ориентированные технологии, способствующие формированию правовой культуры бакалавров, будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе; определены мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы достижения данного профессионально-личностного качества.

Ключевые слова: правовая культура, образование, практико-ориентированная подготовка, бакалавры.

Annotation. In article the praktiko-focused technologies promoting formation of legal culture of bachelors, future teachers-musicians in the course of training in higher education institution are considered; motivational and target, substantial and activity and reflexive and estimated stages of achievement of this professional and personal quality are defined.

Keywords: legal culture, education, the praktiko-focused preparation, bachelors.

Введение. В Стратегии развития образования до 2020 г., особое значение уделено роли повышения доступности образования, которое должно быть направлено на качество подготовки интеллектуального учителя, способного к постоянному самосовершенствованию8. В президентской программе «Наша новая школа» отмечается, что фундаментальная задача нового образования состоит не только в передаче знаний и технологий, сколько в формировании компетентных педагогов, ориентируемых на личностную, профессиональную и социальную успешность. Для формирования гражданского общества и гражданина новой формации актуальна правовая культура как профессионально-личностное качество человека. Будущий учитель должен проявлять гражданскую ответственность, обладать правосознанием и четко сформированными правовыми ориентациями, правовой компетентностью и правовой культурой.

При формировании правовой культуры бакалавров значимой представляется структура правовой культуры, элементы которой складываются на основе: представления о природе права как регуляторе, упорядочивающем общественные отношения; принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений; уяснения личностно-правовых принципов как

Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»

правовых ценностей; ценностей, правовых норм, сложившейся процедуры установления и реализации норм права; системы правового воспитания; законности и правопорядка.

В современной практике педагога образовательной организации правовая культура становится существенным показателем его профессиональной культуры как специалиста, деятельность которого связана с формированием личности обучающегося. Педагог должен воздействовать на учеников на основе норм действующего законодательства, притом что ученик (как и педагог) наделен комплексом прав и свобод. Учитывая права и обязанности ребенка, педагог должен осознавать, что нельзя откладывать на потом становление законопослушной личности, ибо в детском возрасте формируется мировоззрение, в котором должен господствовать культ закона.

Цель статьи. На современном этапе значимость приобретает проблема формирования правовой культуры бакалавров профиля музыкальной педагогики в связи с новыми требованиями законодательства, которые создают правовые прецеденты, изменяют образовательную инфраструктуру, статусы, взаимоотношения и ответственность участников образовательного процесса. Трансформируются стереотипы поведения субъектов учебно-воспитательного процесса. В целом бакалавру без соответствующей практико-ориентированной подготовки, полученной в вузе, крайне сложно определить стратегию собственной компетентной деятельности в изменяющемся правовом поле образования.

Изложение основного материала статьи. Базовым условием формирования правовой культуры бакалавров в вузе становится использование практико-ориентированных технологий, приемов и методов, имеющих профессиональную и личную направленность на решение ситуативных задач правового характера в образовательной организации. Термин «технология» (от греч. теЛпе - умение, мастерство, искусство и logos - учение) дословно обозначает «науку о мастерстве» [1, с.537]. Анализ литературы свидетельствует, что педагогическая технология трактуется как: целостность «средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [6, с. 191]; ориентация на то, чтобы сделать образовательный процесс управляемым и прогнозируемым [10]; оптимальный выбор «воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму» [7, с. 17.]; интеграция обоснованных приемов и методов, имеющих воздействие на обучающихся [11].

Процесс технологии формирования правовой культуры на основе педагогической технологии представляет собой упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, способствующих достижению поставленных целей и ожидаемого результата с учетом внешних факторов влияния в условиях образовательного процесса. При выборе педагогической технологии, способствующей формированию правовой культуры бакалавров, будущих педагогов-музыкантов, следует учитывать их направленность на реализацию различных учебных педагогических ситуаций, которые следует использовать в целях развития правовой культуры на основе контекстного подхода: обучение должно носить проблемный практико-ориентированный характер, связанный с педагогическими и правовыми аспектами образовательных отношений [5].

Важным компонентом подготовки будущего педагога становится приобретение правовых знаний, умения их передавать обучающимся, навыков их применения на практике. Исходя из этого, структура правовой культуры педагога состоит из: знаний (как основа правовой культуры); отношения к праву (уважение к закону, правовых убеждений; социально-активного правомерного поведения); готовности к правовому воспитанию школьников.

При разработке педагогической технологии формирования правовой культуры необходимо рассмотрение организация обучения с четко сформулированной целью. При реализации цели следует учитывать: а) специфику практико-ориентированного содержания на основе решения познавательных и практических задач, их профессиональной направленности; б) наличие последовательности определенных этапов усвоения учебного материала; в) способы взаимодействия субъектов образовательного процесса на каждом этапе освоения правовых знаний и навыков; г) мотивационную направленность деятельности, организованную на основе реализации личностных функций (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл; применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации) [9].

Практика свидетельствует, что эффективным становится процесс достижения сформированности правовой культуры бакалавров, на основе мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного и рефлексивно-оценочного этапов достижения указанного качества личности.

Мотивационно-целевой этап ориентирован на определение и формирование позитивных мотивов приобретения правовой компетентности как основы правовой культуры, стимулирование процесса развития правосознания в профессионально-педагогической деятельности, осознание значимости правовой осведомленности, знакомство с правовым содержанием педагогической деятельности, готовность к правовому воспитанию школьников. Отметим, что мотивация рассматривается, с одной стороны, как набор мотивов, а с другой - как стимул, пробуждающий к активности, ибо «мотивация - это сумма всех процессов побуждения и деятельности, протекающих в психике людей [4]. Л.С. Выготский отмечает, что мотивация является произвольной, ибо только на основе волевых усилий личность овладевает различными психическими процессами, включая процесс мотивации, так как непроизвольные реакции могут возникать на основании внутренних стимулов, но только мотив может вызвать произвольную реакцию [3]. При формировании правовой культуры бакалавров учитывается, что отдельные мотивы и поступки формируют общую мотивацию, направленность личности, которая начинает проявляться в ее поведении. При этом поэтапность в достижении правовой культуры бакалаврами педагогического образования предусматривает наличие промежуточных целей, то есть в процесс формирования правовой культуры включаются, как утверждает С.Л. Рубинштейн, различные мотивы в регуляции поведения индивида [8]. В процессе мотивации формируются убеждения и установки бакалавров, обеспечивающие их поведение в любой сфере деятельности, ибо мотивация влияет на деятельность личности, отвечающую ее психологическим установкам. На данном этапе формирования правовой культуры бакалавров мотивационно-целевая установка предопределяет направленность личности на достижение определенных целей и выражается в целенаправленном поведении личности, ее поступках. При этом мотив формирования правовой культуры становится осознанной потребностью процесса достижения профессионально-личностного совершенствования.

Полноценное формирование мотивационно-целевых установок в формировании правовой культуры содержит познавательные социальные мотивы обучения и мотивы достижения. Вместе с тем индивидуальность каждого бакалавра сказывается в преобладании одного из мотивов. Вместе с тем интеграция нескольких потребностей способствует включению личности в процесс формирования как субъекта деятельности, что способствует сознательному формированию намерений и целей бакалавров. Важными условиями мотивации являются: структурирование и доступность понятного учебного материала; доброжелательность и наличие контакта с педагогом; организация занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых; единство целей; современные технологии обучения. Формирование мотивационно-целевых установок в процессе усвоения правовой культуры бакалавров основано на непрерывности, и от них, в конечном счете, зависит успешность развития профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта.

Содержательно-деятельностный этап формирования правовой культуры бакалавров заключается в отработке приемов и технологий, связанных с различными ситуациями, воспроизводимыми в процессе обучения - квазипрофессиональное обучение [2]. Этот этап педагогической технологии направлен на приобретение профессионально-правового опыта, осмысление значимости развития профессионально-личностных качеств, своего потенциала, ибо данный процесс - есть процесс личностного и профессионального становления, результатом которого является определение и установка на личностно-смысловой характер формирования правовой культуры. В процессе приобретения правовой компетентности бакалавр ориентирован на свое профессиональное и личностное совершенствования в соответствии с уровнем субъективных возможностей.

Этот этап направлен на структурирование и конкретизацию изучаемого материала, отбор адекватных дидактических и методических средств, форм и методов обучения, способов диагностики и контроля результатов процесса формирования правовой культуры бакалавров. Бакалавры, как будущие педагоги, должны четко осознавать, что знание, которое осваивается в процессе формирования правовой культуры, только тогда будет «работать», когда оно преобразуется в личностное качество, в убеждения. Как субъект будущей педагогической деятельности, бакалавр в процессе обучения формирует начальный опыт практической деятельности, определяет свою стратегию развития и саморазвития в результате освоения значимой для профессионального опыта информации. Значение учебной информации только тогда приобретает для бакалавра личностный смысл, когда формируется его стратегия практических действий, чему способствуют педагогические технологии.

Рефлексивно-оценочный этап формирования правовой культуры бакалавра обеспечивает закрепление новых приоритетов и способов педагогической деятельности. На данном этапе происходит проверка результативности становлением и развитием педагогических технологий формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования: осуществляется овладение новыми способами учебных действий, усваиваются приемы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей квазипрофессиональной деятельности. Освоив данный этап, бакалавры должны быть готовы:

- самостоятельно определить цели приобретаемых знаний;

- проводить самодиагностику и самооценку сформированных качеств;

- самостоятельно работать по устранению пробелов в знаниях;

- использовать новые информационные технологии и информационные ресурсы, необходимые для формирования правовой культуры;

- осуществлять самоконтроль, определять последовательность действий при решении профессионально-личностных задач;

- рационально использовать технологии, методы и приемы при решении учебно-познавательных задач;

- находить и самостоятельно устранять допущенные ошибки;

- осуществлять самооценку своих достижений по формированию правовой культуры;

- осуществлять самокоррекцию в процессе достижения поставленной цели.

Учитывая, что правовая культура педагога-музыканта - это интеграция личностных и профессиональных качеств учителя, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе, она находит отражение в уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности учителя, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Выводы. Проведенное исследование свидетельствует, что практико-ориентированная педагогическая технологи, реализуемая в учебном процессе вуза должна соответствовать этапам развития компонентов компетентности, быть профессионально направленной, иметь четкую структуру с заданными результатами по каждому содержательному компоненту. С учетом выделения этапов формирования правовой культуры, систематизирована типология проблемных ситуаций. Решение практико-ориентированных проблемных ситуаций в вузе, ориентированных на деятельность педагогов-музыкантов в условиях образовательной организации, обеспечивают развитие правовой культуры, способствуют становления своего педагогического стиля и правовой позиции в профессиональной деятельностью, при взаимодействии педагога и других участников образовательного процесса.

Таким образом, изучение процесса формирования правовой культуры бакалавров, будущих педагогов-музыкантов, является важной и современной проблемой профессионального образования. Достижение правовой культуры как профессионально-личностного качества педагога предполагает междисциплинарный подход и опору на компетентностные и контекстные научно-исследовательские процедуры, что может стать предпосылкой повышения качества педагогического образования, реализации правовых основ образовательных отношений.

Литература:

1. Большая Советская энциклопедия. [Текст] Т. 12-13,25 / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е - М., «Советская энциклопедия», 1973. - 608 с.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения, №2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / под ред. А.А. Вербицкого. - М.: Знание, 1994. - С. 3-57

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 132 с.

4. Круковская А.В. Соотношение понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера» // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. -М., 2014. - С. 220-221.

5. Папанова Т.В. Методологические основы формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования / Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - №2 (32). - С. 217-221.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. - 176 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

9. Сластенин, В.А. Современные подходы к подготовке учителя в вузе / В.А Сластенин // Пед. образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 44 - 51.

10. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.и др. Педагогика: педагогические теории, системы технологии под ред. С.А. Смирнова 4-е изд., - М., Издательский центр «Академия», 2003.- 248 с.

11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

Педагогика

УДК 37. 013

кандидат психологических наук, психолог - консультант, акушер - гинеколог Петрова Лариса Витальевна

Пелымское отделение» Краснотурьинской ГКБ №1 (п.г.т. Пелым)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы жизненных приоритетов: здоровья и здорового образа жизни. В формировании ценности здоровья старших школьников главная роль отводится родителям (семье). Определены показатели ценности отношения к здоровью и здоровому образу жизни родителей. Принятие здорового образа жизни - это условие потребности жизненных приоритетов каждой личности. Тема статьи аргументируется ценностным отношением к здоровью значимых взрослых (родителей), являющихся активными трансляторами формирования здорового образа жизни подростков. Полученные данные правомерно использовать в психологической службе образования. В частности, данные могут быть использованы педагогами, классными руководителями образовательных учреждений при формировании позитивных установок и ориентиров, связанных со здоровьесбережением детей и подростков, родителями, для формирования здорового образа жизни своих детей и сохранения собственного здоровья.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценности, семья, родители, подростки, воспитание, психолого-педагогическое условие.

Annotation. The article presents topical issues of life priorities: health and healthy lifestyle. Parents (family) play the main role in the formation of the health value of senior schoolchildren. Indicators of value of the relation to health and a healthy lifestyle of parents are defined. The adoption of a healthy lifestyle is a condition of the need for life priorities of each individual. The theme of the article is reasoned by the value attitude to the health of significant adults (parents), who are active translators of the formation of a healthy lifestyle of adolescents. The data obtained is legally used in the psychological service of education. In particular, the data can be used by teachers, class teachers of educational institutions in the formation of positive attitudes and guidelines related to the health of children and adolescents, parents, to form a healthy lifestyle of their children and maintain their own health.

Keywords: health, healthy lifestyle, values, family, parents, teenagers, education, psychological and pedagogical condition.

Введение. Психолого-педагогическим анализом понятия здоровье занимались [Амосов Н.М., 2002; Казначеев В.П., 2009; Колпачников В.В., 2009; Куликов В.П., 2006; Лисицын Ю.П., 2010; Сахно A.B., 2012 и другие]. Беря во внимание историко-философский подход феноменологии здоровья показали, что здоровье представлялось естественной, и непреходящей жизненной ценностью, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей среди категорий человеческого бытия, интересов и идеалов, гармонии и красоты [2, с. 79 - 102].

Формирование ценности здорового образа жизни - предмет изучения философов, педагогов, медиков и, позже, психологов. Проблема содержания, формирования и оценки жизненных ценностей поднималась отечественной психологией и представлена в трудах [Арутюнян Э.А., 2010; Донцова А.И., 2014; Жукова Ю.М., 2014; Спириной О.Н., 2007; Яницкого М.С., 2000]. Общие психологические позиции в понимании жизненных ценностей можно обозначить следующим образом: ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества; ценности представлены через понятие личности; ценность является частью психологической структуры личности и системообразующим элементом установок и норм поведения; ценности проявляются в деятельности и межличностных отношениях; формирование ценностей носит поступательный характер и связано с активностью личности и влиянием значимой социальной группы.

Изложение основного материала статьи. По мнению Г.А. Сунгатуллина [2012], устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает цельность, надежность, верность принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, упорство в достижении цели.

Сензитивный период для развития жизненных ценностей и отношения к здоровью - старший школьный возраст [4, с. 120]. Социализация и формирование идентичности личностного «Я» происходит через усвоение «внешнего через внутреннее» присвоение ценностей, норм поведения, связанные с ролями и индивидуальным развитием каждого звена структуры самосознания [В.С. Мухина, 2014; С.А. Минюрова, 2010].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.