5. Подымова Л.С., Ермакова О.Е. Индивидуальные стилевые особенности освоения учителем инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические
науки. - 2013. - № 13 (32). - С. 101-105.
6. Торхова А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 63-71.
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
УДК 378
Микаилов Даниял Алиевич
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Prior105j@yandex.ru
СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
В статье анализируется сущность формирования правовой компетентности личности, реализуемого под влиянием различных факторов, включающих в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности. Так как правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм, ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах.
Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, компонент правовой компетенции, правовое воспитание личности, правовое формирование личности.
Компетентностное образование - проблема, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной, однако недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.
В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено.
В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (Т.С. Волох, И.Д. Белоновская, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Х.А. Алижа-нова трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [1; 4; 5; 6].
Т.С. Волох в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний [6]. Е.О. Филиппова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [5].
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие
«компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.
В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». В связи с этим отмечается необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
В Профессиональном стандарте педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) перечисляются следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников:
- знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
128
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Микаилов Д.А., 2016
- соблюдение законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и трудового законодательства;
- понимание истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роли и места образования в жизни личности и общества;
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
- умение общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- способность защитить достоинства и интересов обучающихся, оказать помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
- взаимодействие с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования правовая компетентность учителя предполагает: знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования в школе; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации [10].
В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности правовой компетентности. По мнению И.Ю. Серяева, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле [8].
По мнению А.С. Аникиной правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом: обеспечение необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения и правовой действительности; развитие правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и созна-
ния, правовых чувств, познавательных и практических умений; формирование научного правового мировоззрения и связанных с ним иных качеств -нравственных, эстетических и др.; формирование способностей к правовому самообразованию, потребности и умений в совершенствовании правовых знаний [1; 2].
На наш взгляд, правовая компетентность - это результат овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности. Это сформированные профессионально-значимые личностные качества, личностная характеристика индивида, отражающая его способность использовать универсальные способы деятельности, основанная на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях.
Анализ результатов исследований и собственные наблюдения показывают, что молодые учителя недостаточно разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных организаций различного уровня, не достаточно знают о формах государственно-общественного управления, не понимают правовых основ финансирования современной школы, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников, в том числе, на основе эффективного контракта.
Правосознание и правовая культура людей складывается под воздействием различного сочетания факторов. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности [7; 10].
Правовое воспитание личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм; средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.
Получение правового воспитания и обучения -это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обо-
сновано возрастными особенностями; когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. И если человек до тридцати лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении; которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.
До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее -укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием.
Право пронизывает всю нашу жизнь. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи; не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к появлению проблем в нашей сложной и разнообразной жизни; Знание права может помочь избежать «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами; Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими
Содержание компонентов правовой ком
знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли [3; 8].
В структуре правовой компетенции мы выделяем три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации. Знание - это результат усвоения системы фактов, понятий, правил, принципов, законов, закономерностей и теорий в определенной профессиональной области и специальности. При этом знания, по мнению В.А. Сластенина, должны носить эмоционально-оценочный характер: «...знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний». Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях [9].
Применительно к правовой компетенции этот компонент включает такие правовые знания, как: знания основных положений теории права; знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности; знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной деятельности; знания прав и обязанностей работников, основных юридических механизмов их обеспечения. Моти-вационно-ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной
Таблица 1 тенции будущего бакалавра педагогики
Компонент правовой компетенции Содержание
Когнитивный знания основ теории права; знания основ международного права; знания основ информационного права знания основ конституционного строя России; знания норм конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, связанных с профессиональной медицинской деятельностью; знания правовых норм, регламентирующих правовой статус медицинского работника; знания правовых норм, регламентирующих правовой статус пациента; знания способов правозащитной деятельности.
Мотивационно-цен-ностный признание закона и порядка, уважение к ним, отношение к этим категориям как высшим ценностям, нормативно утверждающим мораль и защищающим права и свободы человека; склонность, привычка, устойчивая мотивация вести правопослушный образ жизни; мотивы к самостоятельному формированию правовой компетенции, постоянной работе над собой по формированию устойчивых привычек к правомерному поведению; потребность к непрерывному совершенствованию своей правовой компетенции; понимание необходимости соблюдения правовых норм в собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности
Поведенческий навыки и умения применять положения нормы права в реальных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности; соблюдение правовых предписаний, выбор правильного, с точки зрения правовых требований, поведения; умелая реализация своих прав и свобод; умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы; социально-правовая активность.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение. Студенты должны быть убеждены в необходимости соблюдения законов педагогическими работниками, должны уважать права студентов, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье. Иными словами, мотивационно-цен-ностный компонент правовой компетенции отражает профессионально-личностную заинтересованность в следовании требованиям правовых норм в своей деятельности. Мотивационно-цен-ностный компонент правовой компетенции характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм.
Поведенческий компонент - это готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Поведенческий компонент правовой компетенции будущего бакалавра педагогики предполагает навыки и умения использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной педагогической деятельности, умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям педагогического персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики.
Таким образом, правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм. Ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Начальный этап сформированности правовой компетентности характеризуется таким показателем, как правовая грамотность. В последующем на основе решения комплекса правовых задач формируется функциональная правовая грамотность, обеспечивающая разбор правовых ситуаций и решение возникающих задач с учетом полученного опыта
и возникшей ситуации. На этом уровне проявляются такие качества субъекта, как мобильность, инициативность, ответственность и заинтересованность. На завершающем этапе подготовки педагога и его адаптации в образовательном учреждении формируется правовая компетентность как инте-гративное качество субъекта.
Библиографический список
1. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Профессиональное становление педагога как культура профессионально-личностного самоопределения // Европейский журнал социальных наук. - 2014. -Т. 2. - № 6 (45).
2. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2011. - 188 с.
3. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... д-ра пед. наук - Махачкала, 2012. -387 с.
4. Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - № 7.
5. Белоновская И.Д., Филиппова Е.О. Моделирование проблемных ситуаций в прогностической подготовке будущего юриста // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 2. - С. 163-169.
6. Волох Т.С. Развитие социально-правовой компетентности будущего учителя: на материале педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006. - 182 с.
7. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 32 с.
8. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 34 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластени-на. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
10. Феклин С.И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования. - М.: Арсенал образования, 2009. - 125 c.