Научная статья на тему 'Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики'

Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCY / КОМПОНЕНТ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPONENT OF LEGAL COMPETENCY / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / LEGAL PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микаилов Даниял Алиевич

В статье анализируется сущность формирования правовой компетентности личности, реализуемого под влиянием различных факторов, включающих в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности. Так как правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм, ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of formation of legal competency of future Bachelor of Pedagogy

The article analyses the nature of formation of legal competency of the individual, as well as an iterative process of legal culture under the influence of various factors, including not only the process of legal education of the individual, but also other processes that are unintentional impact on the consciousness of the person as the legal competency of the teacher is the subject, provides for the regulation of educational relations on the basis of legal norms, its formation begins with the assimilation of basic legal norms, reflected in educational and legal disciplines.

Текст научной работы на тему «Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики»

5. Подымова Л.С., Ермакова О.Е. Индивидуальные стилевые особенности освоения учителем инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические

науки. - 2013. - № 13 (32). - С. 101-105.

6. Торхова А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 63-71.

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

УДК 378

Микаилов Даниял Алиевич

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

[email protected]

СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ

В статье анализируется сущность формирования правовой компетентности личности, реализуемого под влиянием различных факторов, включающих в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности. Так как правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм, ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах.

Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, компонент правовой компетенции, правовое воспитание личности, правовое формирование личности.

Компетентностное образование - проблема, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной, однако недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено.

В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (Т.С. Волох, И.Д. Белоновская, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Х.А. Алижа-нова трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [1; 4; 5; 6].

Т.С. Волох в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний [6]. Е.О. Филиппова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [5].

Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие

«компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.

В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». В связи с этим отмечается необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

В Профессиональном стандарте педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) перечисляются следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников:

- знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

128

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Микаилов Д.А., 2016

- соблюдение законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и трудового законодательства;

- понимание истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роли и места образования в жизни личности и общества;

- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;

- умение общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

- способность защитить достоинства и интересов обучающихся, оказать помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

- следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);

- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;

- взаимодействие с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования правовая компетентность учителя предполагает: знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования в школе; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации [10].

В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности правовой компетентности. По мнению И.Ю. Серяева, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле [8].

По мнению А.С. Аникиной правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом: обеспечение необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения и правовой действительности; развитие правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и созна-

ния, правовых чувств, познавательных и практических умений; формирование научного правового мировоззрения и связанных с ним иных качеств -нравственных, эстетических и др.; формирование способностей к правовому самообразованию, потребности и умений в совершенствовании правовых знаний [1; 2].

На наш взгляд, правовая компетентность - это результат овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности. Это сформированные профессионально-значимые личностные качества, личностная характеристика индивида, отражающая его способность использовать универсальные способы деятельности, основанная на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях.

Анализ результатов исследований и собственные наблюдения показывают, что молодые учителя недостаточно разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных организаций различного уровня, не достаточно знают о формах государственно-общественного управления, не понимают правовых основ финансирования современной школы, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников, в том числе, на основе эффективного контракта.

Правосознание и правовая культура людей складывается под воздействием различного сочетания факторов. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности [7; 10].

Правовое воспитание личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм; средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Получение правового воспитания и обучения -это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обо-

сновано возрастными особенностями; когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. И если человек до тридцати лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении; которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.

До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее -укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием.

Право пронизывает всю нашу жизнь. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи; не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к появлению проблем в нашей сложной и разнообразной жизни; Знание права может помочь избежать «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами; Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими

Содержание компонентов правовой ком

знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли [3; 8].

В структуре правовой компетенции мы выделяем три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации. Знание - это результат усвоения системы фактов, понятий, правил, принципов, законов, закономерностей и теорий в определенной профессиональной области и специальности. При этом знания, по мнению В.А. Сластенина, должны носить эмоционально-оценочный характер: «...знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний». Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях [9].

Применительно к правовой компетенции этот компонент включает такие правовые знания, как: знания основных положений теории права; знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности; знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной деятельности; знания прав и обязанностей работников, основных юридических механизмов их обеспечения. Моти-вационно-ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной

Таблица 1 тенции будущего бакалавра педагогики

Компонент правовой компетенции Содержание

Когнитивный знания основ теории права; знания основ международного права; знания основ информационного права знания основ конституционного строя России; знания норм конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, связанных с профессиональной медицинской деятельностью; знания правовых норм, регламентирующих правовой статус медицинского работника; знания правовых норм, регламентирующих правовой статус пациента; знания способов правозащитной деятельности.

Мотивационно-цен-ностный признание закона и порядка, уважение к ним, отношение к этим категориям как высшим ценностям, нормативно утверждающим мораль и защищающим права и свободы человека; склонность, привычка, устойчивая мотивация вести правопослушный образ жизни; мотивы к самостоятельному формированию правовой компетенции, постоянной работе над собой по формированию устойчивых привычек к правомерному поведению; потребность к непрерывному совершенствованию своей правовой компетенции; понимание необходимости соблюдения правовых норм в собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности

Поведенческий навыки и умения применять положения нормы права в реальных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности; соблюдение правовых предписаний, выбор правильного, с точки зрения правовых требований, поведения; умелая реализация своих прав и свобод; умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы; социально-правовая активность.

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение. Студенты должны быть убеждены в необходимости соблюдения законов педагогическими работниками, должны уважать права студентов, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье. Иными словами, мотивационно-цен-ностный компонент правовой компетенции отражает профессионально-личностную заинтересованность в следовании требованиям правовых норм в своей деятельности. Мотивационно-цен-ностный компонент правовой компетенции характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм.

Поведенческий компонент - это готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Поведенческий компонент правовой компетенции будущего бакалавра педагогики предполагает навыки и умения использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной педагогической деятельности, умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям педагогического персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики.

Таким образом, правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм. Ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Начальный этап сформированности правовой компетентности характеризуется таким показателем, как правовая грамотность. В последующем на основе решения комплекса правовых задач формируется функциональная правовая грамотность, обеспечивающая разбор правовых ситуаций и решение возникающих задач с учетом полученного опыта

и возникшей ситуации. На этом уровне проявляются такие качества субъекта, как мобильность, инициативность, ответственность и заинтересованность. На завершающем этапе подготовки педагога и его адаптации в образовательном учреждении формируется правовая компетентность как инте-гративное качество субъекта.

Библиографический список

1. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Профессиональное становление педагога как культура профессионально-личностного самоопределения // Европейский журнал социальных наук. - 2014. -Т. 2. - № 6 (45).

2. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2011. - 188 с.

3. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... д-ра пед. наук - Махачкала, 2012. -387 с.

4. Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - № 7.

5. Белоновская И.Д., Филиппова Е.О. Моделирование проблемных ситуаций в прогностической подготовке будущего юриста // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 2. - С. 163-169.

6. Волох Т.С. Развитие социально-правовой компетентности будущего учителя: на материале педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006. - 182 с.

7. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 32 с.

8. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 34 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластени-на. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

10. Феклин С.И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования. - М.: Арсенал образования, 2009. - 125 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.