Научная статья на тему 'Формирование инновационной профессионально-образовательной среды'

Формирование инновационной профессионально-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КОМПЛЕКСЫ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Лидия Владимировна

В статье представлен опыт инновационной деятельности по созданию и функционированию интегративных моделей непрерывного профессионального образования и анализ практики моделирования образовательных структур непрерывного профессионального педагогического образования Ростовской области. Показан процесс регионализации системы среднего профессионального образования, интеграции систем высшего и среднего профессионального образования, образование многоуровневых образовательных комплексов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной профессионально-образовательной среды»

Формирование инновационной профессионально-образовательной среды

Система профессионального образования практически постоянно находится в эпицентре противоречий, когда необходимо учитывать изменяющуюся парадигму образования, социально-экономические преобразования, готовить нового специалиста в сфере профессионального образования. Новые социально-образовательные приоритеты, доминанты, инновации и их эволюционное развитие являются источником и предметом целенаправленного инновационного педагогического поиска. В этом плане непрерывное профессиональное образование является источником и результатом инновационного развития образования.

В профессиональных учебных заведениях Ростовской области, как в целом в профессиональном образовании, накоплен опыт латентных изменений и инновационных преобразований. Организация условий и поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов учреждений профессионального образования является основой для комплексного опережающего научного обеспечения процесса создания и развития новых моделей и систем профессионального образования, разработки широкого спектра теоретических и практических проблем. Одной из стратегических целей системы непрерывного профессионального образования стал динамический стереотип личности специалиста как педагогической парадигмы, а средством реализации данной цели — преемственный характер инновационного развития образования и построение целостных региональных, территориально-отраслевых систем и моделей образования.

Путь к совместной инновационной деятельности

Инновационное развитие прошло путь от инноваций отдельных учебных заведений к совместной инновационной деятельности комплексов высших и средних профессиональных учебных заведений на уровне области. На основе системных изменений стала формироваться региональная система непрерывного профессионального образования. Совместная инновационная деятельность разноуровневых и разнопрофильных учебных заведений по созданию региональной системы непрерывного профессионального образования стала основой для реализации на уровне области федерального инновационного проекта. В 2000 году

областной проект получил статус «Кандидат на статус ФЭП», в 2003-м — статус ФЭП (Федеральная экспериментальная площадка).

ФЭП стала крупномасштабным педагогическим и социокультурным инновационным проектом по интеграции научно-педагогических, материально-технических ресурсов образовательных учреждений в интересах социально-экономического развития области. Участниками эксперимента стали 26 областных экспериментальных площадок (ОЭП), ведущих эксперименты по различным направлениям в рамках основной темы. На начальном этапе инновационного развития (1990-1999) базой развития инноваций стала совместная деятельность высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений Ростовской области: областного педагогического лицея (Таганрог), семи педагогических училищ и колледжей Ростовской области, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного педагогического института.

Затем на базе результатов, полученных в ходе их инновационной деятельности, к 2000 году в инновационную деятельность включились высшие и средние профессиональные учебные заведения различной отраслевой направленности. Они объединились на ассоциативной основе по отраслевому принципу и получили статус областных инновационных площадок. В инновационном поиске 2000-2012 годов основными направлениями 26 областных инновационных проектов были следующие:

- концептуальные основы вариативных моделей и структур непрерывного профессионального образования;

- создание и совершенствование регионального механизма непрерывного профессионального образования;

ГОЛУБ

Лидия Владимировна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского института защиты предпринимателя, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье представлен опыт инновационной деятельности по созданию и функционированию интегративных моделей непрерывного профессионального образования и анализ практики моделирования образовательных структур непрерывного профессионального педагогического образования Ростовской области. Показан процесс регионализации системы среднего профессионального образования, интеграции систем высшего и среднего профессионального образования, образование многоуровневых образовательных комплексов

Ключевые слова:

инновации, интеграция, моделирование, эксперимент, методология, преемственность, комплексы, кластеры

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

- социальное становление студентов в процессе непрерывного профессионального образования;

- менеджмент и маркетинг в системе непрерывного профессионального образования.

Интегральное образовательное пространство

Инновационная деятельность прошла все стадии развития: инновации — инновационная деятельность — инновационный режим — переход на новый уровень развития. Новым уровнем развития стала интеграция на новой юридической основе, причем как по горизонтали, так и по вертикали. А именно объединение нескольких средних учебных заведений и образование территориально-образовательных кластеров непрерывного профессионального образования, и объединение нескольких высших учебных заведений и образование научно-образовательных кластеров.

Развитие инноваций было направлено на формирование интегрального образовательного пространства как новой образовательной системы, построенной на принципе культуро-сообразности и личностно ориентированного образования, которая, в свою очередь, включает в себя такие проблемы, как интеграция содержания уровней образования и технологий его реализации, воспитательного пространства, внутри-дисциплинарных и междисциплинарных связей и др. Потенциал системы непрерывного профессионального образования содержался в интеграции и органическом преемственном соединении образовательной, профессиональной и личностно развивающей деятельности студента. Анализ практики преемственного инновационного развития позволяет условно дифференцировать преемственные инновационные подходы в теории и практике профессиональной педагогики:

организационно-педагогические инновации;

• институциональные инновации;

• содержательные инновации;

• технологические инновации;

• управленческие инновации.

Преемственная инновационная деятельность

Объективными факторами для развития преемственной инновационной деятельности на новом этапе развития являются:

- новый уровень и содержание требований государственных стандартов;

- новые требования к уровню компетентно-

В профессиональных учебных заведениях Ростовской области накоплен опыт латентных изменений и инновационных преобразований

Инновационное развитие прошло путь от инноваций отдельных учебных заведений к совместной инновационной деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений

сти и видам деятельности специалистов;

- изменения в требованиях к профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров;

- обновление правовой, нормативной и содержательной базы профессионального образования;

- развитие организационных форм получения профессионального образования.

Преемственная инновационная деятельность стала одним из перспективных, теоретически обоснованных и практически подготовленных инновационных процессов. Ее стратегической целью является повышение профессиональной компетентности, мобильности, адаптивности специалиста нового поколения Основными теоретическими принципами преемственной инновационной деятельности по формированию моделей и структур непрерывного профессионального образования являются:

- интеграционная основа и преемственность образовательно-воспитательной и научно-педагогической деятельности образовательных учреждений различного уровня;

- целостность и непрерывность (преемственность) профессионального и личностного становления специалиста как фактора гарантии и надежности личностно-профессио-нальной компетентности нового поколения специалистов;

- сопряженность и поливариативность образовательных программ, т.е. ориентация их на более полное использование содержательных модулей;

- развитие проектной культуры и профессиональной адаптивности специалиста.

Таким образом, проблема развития непрерывного профессионального образования в Ростовской области имеет историю научного осмысления и организационного построения в соответствии с конкретно-историческим развитием образования и научно-теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость состоит в разработке, научном обосновании, экспериментальной проверке целесообразности и эффективности образовательной модели, основанной на интеграции среднего профессионального и высшего образования, в частности региональной модели непрерывного профессионального образования. Практическая значимость состоит в том, что разработка и научное обоснование, выявление особенностей, характерных для региональной образовательной модели непрерывного педагогического образования, позволяют более адекватно оценить современное состояние и выработать оптимальные перспективные пути дальнейшего развития профессионального образования. Целостное управление системой профессионального образования в регионе способствует переводу его из режима функционирования к режиму развития.

Три этапа типовой модели

Соблюдение последовательной методологической основы, применение совокупности методов, разнообразие источников информации с четким анализом и последующей проверкой основных положений обеспечивают результативность, достоверность и обоснованность избранной образовательной модели.

В процессе научного обоснования, проектирования, экспериментальной апробации становления, функционирования, развития и определения потенциальных возможностей типовой модели непрерывного профессионального образования выделяется несколько основных этапов моделирования.

Первый этап — теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы, раскрывающей общие подходы к решению методологических, научно-теоретических и организационно-педагогических проблем. Содержанием данного этапа является системный подход к моделированию образовательных систем; анализ инновационной практики в области профессионального образования; изучение нормативных и законодательных актов, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров; определение методологической базы и организационно-педагогических основ моделирования; создание гибкой, вариативной модели непрерывного профессионального образования на основе интегрированной учебной и методической документации, нормативно-правовой базы функционирования учебных заведений.

Второй этап — реализация избранных теоретических основ исследования; экспериментальная апробация модели как инновационной образовательной структуры непрерывного образования; разработанной учебной базы, образовательно-профессиональных программ, анализ результатов личностных достижений студентов по профилю избранной специальности и общекультурному уровню; систематический мониторинг хода функционирования и развития модели.

Третий этап — обоснование особенностей и сущностных черт региональной модели непрерывного профессионального образования; экспериментальная проверка эффективности созданных условий функционирования модели; интервьюирование участников образовательного процесса для выявления положительного опыта и учета негативного опыта; анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их обработка; разработка модели управления; прогнозирование и программирование развития модели на последующий период.

Развитие профессионального образования происходит в условиях смены образовательной парадигмы и коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования и развития гражданского общества, рыночно-

го сектора экономики, изменения парадигмы образования, развития процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, основных демографических процессов.

Современный специалист должен быть творческой, интеллектуально развитой личностью, стремящейся к самосовершенствованию, способной использовать достижения науки, проектировать собственную профессиональную деятельность. Именно поэтому непрерывность в профессиональном образовании является стратегическим направлением подготовки высокопрофессионального, многофункционального, многопрофильного специалиста, повышает качество и конкурентоспособность человеческих ресурсов и является гарантией конституционных прав граждан на образование.

В этих условиях преемственное развитие непрерывного образования выступает как преемственная инновационная образовательная деятельность, обеспечивающая процесс целостного обогащения творческого потенциала и постоянного профессионального роста участников инновационных процессов.

Литература

1. Берулава Г. А. Новые технологии — будущее образования/ Профессиональное образование. — Столица. 2012. — №2. — С. 9-11.

2. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 440 с.

3. Голуб Л. В. Инновационное развитие непрерывного профессионального образования региона: Монография. — Ростов-на-Дону: Изд-во АкадемЛит. -2011. — 284 с.

4. Голуб Л. В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. — 2001. — №3. — С. 48-53.

5. Голуб Л. В., Иванова И. В. Педагогические проблемы развития профессионального образо-вания//Профессиональное образование. Столица. -2008. — №1. — С. 3-26.

6. Голуб Л. В. Процессуальные и институциональные характеристики непрерывного образования /Среднее профессиональное образование. — 2014. — №3. — С.3-7.

7. Голуб Л. В., Голуб В. В. Теоретические основы инновационного развития непрерывного профессионального образования. Теоретический аспект: Монография. — Ростов н/Д: ЮжНИЦ. — 2014. — 184 с.

8. Ткаченко Е. В. Методология педагогики и нормативно-правовое обеспечение сферы образования /Педагогика. — 2014. — №10. С. 3-10.

Преемственная инновационная деятельность стала одним из перспективных, теоретически обоснованных и практически подготовленных инновационных процессов

Современный специалист должен быть творческой, интеллектуально развитой личностью, способной проектировать собственную профессиональную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.