Научная статья на тему 'Формирование правового сознания студентов вузов'

Формирование правового сознания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ / СФЕРА ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОКУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL AWARENESS / LEVEL OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' LEGAL CONSCIOUSNESS / SPHERE OF LEGAL AWARENESS / PRAVOCULTURO-FORMING ENVIRONMENT / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агабалаев Мухамед Имамединович, Джамбалаев Явнус Рамазанович

В статье выделяются и описываются характерные особенности правового сознания современного студенчества как субъективного фактора отражения и конструирования социально-правовой реальности. Авторы делают вывод, что правовое образование в современной России должно стать приоритетным. Государству необходимо поддержать выработанные системы правового обучения и воспитания личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

Characteristic features of the legal consciousness of modern students as a subjective factor of reflection and construction of social and legal reality are identified and described. The authors conclude that legal education in modern Russia should become a priority. The state should support the developed system of legal education and education of students.

Текст научной работы на тему «Формирование правового сознания студентов вузов»

5. Толкачёв В.И. Современное информационное пространство и его воздействие на социум. - Минск: Массовая коммуникация, 2017. - 190 с.

6. Ярославцева Е.И. Сеть свободы человека. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. 2-е изд. - М, 2017. - 290 с.

Педагогика

УДК 378

доктор юридических наук, профессор кафедры юридических дисциплин Агабалаев Мухамед Имамединович

Дагестанская академия образования и культуры (г. Дербент); кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Джамбалаев Явнус Рамазанович

Дагестанская академия образования и культуры (г. Дербент)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье выделяются и описываются характерные особенности правового сознания современного студенчества как субъективного фактора отражения и конструирования социально-правовой реальности. Авторы делают вывод, что правовое образование в современной России должно стать приоритетным. Государству необходимо поддержать выработанные системы правового обучения и воспитания личности студентов.

Ключевые слова: правосознание, уровень развития правосознания студентов, сфера правосознания, правокультуроформирующая среда, правовое образование.

Annotation. Characteristic features of the legal consciousness of modern students as a subjective factor of reflection and construction of social and legal reality are identified and described. The authors conclude that legal education in modern Russia should become a priority. The state should support the developed system of legal education and education of students.

Keywords: legal awareness, level of development of students' legal consciousness, sphere of legal awareness, pravoculturo-forming environment, legal education.Агабалаев М. И., доктор юридических наук, профессор кафедры юридических дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент.

Введение. XXI век провозглашен мировым сообществом как век образования. В России научной основой проводимых реформ в высшем образовании является подготовка высококвалифицированных кадров, основанная на непрерывности и преемственности между ключевыми видами структуры образовательной системы. Программа подготовки кадров ориентирована на формирование нового поколения будущих специалистов с высокой профессиональной культурой, социальной активностью, умением самостоятельно ставить и решать задачи.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в условиях динамичных социально-экономических и социально-политических перемен уровень сознания граждан российского общества и его важной составляющей - правового сознания претерпевает ряд трансформаций. Поэтому исследование вопросов правового сознания студентов имеет актуальное значение.

Во-первых, это связано с тем, что правосознание является субъективным фактором, отражающим современную правовую действительность, и напрямую связано с нравственностью и с соблюдением социально-правовых норм. Во многом от уровня развития правового сознания субъекта зависит его восприятие и оценка социальной реальности, а также готовность к преодолению возникающих трудностей. Многие исследователи отмечают, что позитивное отношение к правовой действительности позволяет быть уверенным в себе и эффективно решать имеющие проблемы.

Во-вторых, как отмечает Я.В. Сандул, «студенчество - особая социально-демографическая группа, предоставляющая высокий резерв повышения качества специалистов для всех отраслей жизнедеятельности общества, и одновременно обладающая конструктивным и разрушительным потенциалом в зависимости от уровня своего правосознания» [3, с. 252]. Подчеркнём, что степень владения юридическими знаниями, способность применять эти знания на практике, оценочное отношения к праву, сформированность социально-правовых установок и ценностных ориентаций во многом определяет развитие гражданского общества и правового государства, к которому стремится современная Россия.

Актуальным является осмысление процессов происходящих в сознании молодёжи, на основании чего возможно прогнозирование тенденций и поиск решений по коррекции различных видов деформаций правового сознания доминирующих в настоящее время в российском обществе (правовой идеализм, правовой инфантилизм, перерождение правового сознания, правовой нигилизм). Исследование уровня правосознания студентов вузов имеет несомненную практическую значимость так как результат осмысления полученных данных позволяет разработать комплекс мероприятий правового воспитания учащихся [4, с. 173].

Правовое образование в современной России должно стать не просто приоритетным. Государству необходимо поддержать выработанные системы правового обучения и воспитания личности студента педагогического вуза.

Формирование правового сознания - сложный процесс, сопровождающийся противоречиями развития российского общества на протяжении последних десятилетий.

Формирование правового сознания напрямую связано с правовым образованием, осуществляемым различными социальными институтами общества. Повышенное внимание к праву как социокультурному явлению обусловлено целым рядом обстоятельств. Право стало рассматриваться как источник, инструмент общественных преобразований, как наиболее эффективный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа. Правовая культура является интегральной частью всей культуры общества. Отсюда - стремление выявить потенциал права, найти возможности формирования правового сознания.

В научной литературе правосознание рассматривается как источник правовой активности студентов вузов, регулятор его правового поведения. Правовоспитательный процесс признается в качестве

разновидности социальной деятельности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры общества, подростка, молодежи, студентов, человека в целом [2, с. 1361. В правовом сознании выделяют различные составляющие. Очевидно, необходимо обратить на это внимание, ибо целенаправленное воздействие на студентов, взаимосвязанное с влиянием на его правовое сознание, не может стать результативным без выяснения наличествующего механизма подобного воздействия. В познавательный элемент правового сознания студента включены знания о праве, понятия и представления о нем. В этом случае действительно велика роль правовой информированности. Однако следует иметь в виду, что правовая информация может оказывать разное воздействие на процесс реализации права в зависимости от ценностных ориентаций студентов вузов.

Психологический элемент правового сознания студентов педагогических вузов связан с эмоциональным восприятием правовых явлений и способствует их самоактуализации, предопределяя активность в правовой сфере. Речь идет о социально-правовой психологии, включая правовые чувства, эмоции и настроения. Юридические мотивы поступков студентов, а также систему внутренней установки охватывает поведенческий элемент правового сознания. Предпосылкой практической деятельности студентов педагогических вузов выступает его волевая позиция [1, с. 2771. Правомерное социально-активное поведение студентов вузов обусловлено их мотивационно-побудительной системой как непосредственного двигателя их деятельности. Формирование социально-активного поведения студентов вузов осуществляется именно в рамках правового образования в государстве, которое способно решить важные проблемы совершенствования правовой просвещенности общества в целом.

Задачами развития современного общества обусловлена необходимость социокультурного подхода в формировании правового сознания, позволяющего выявить его многообразные связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного общества. Особой областью правового образования является подготовка специалиста в вузе, обладающего сформированным правовым сознанием. Исходя из тезиса о том, что выпускник вуза должен осознавать себя субъектом общей и правовой культуры, ее носителем, необходимо определить личностные качества такого выпускника и детерминанты их становления, что является важной проблемой профессионального образования.

Анализ источников в контексте проблемы позволил сформулировать понятие "правовое сознание", представляющее совокупность знаний и чувств, выражающих отношение людей к действующему праву. Отметим, что правовое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, наука, философия), правое сознание выступает способом познания действительности. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут обособленной жизнью, не зависимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства [4-7]. Изменения последнего задают, конечно, определенные параметры для развития правового сознания, но не способны изменить исходный культурно-исторический смысл правового сознания личности.

Истоки осмысления феномена сознания восходят к культуре древних цивилизаций, а сами исследования этого периода носят метафизический характер. Эта проблема вызывает интерес на протяжении многих веков. Так, еще в V в. до н. э. началась эпоха систематического изучения сознания и его атрибутов в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, а в период с XIII по XV вв. происходит философско-богословское осмысление проблемы сознания в работах Ф. Аквинского, Н. Кавасила, Г. Палама, Г. Синаита и др. Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, М. Монтень рассматривали проблему сознания с материалистических позиций, что было продолжено в трудах Дж. Беркли, Г. Лейбница, Дж. Локка, Д. Юма и др.

Анализ практики показывает, что образовательный процесс в вузах часто протекает в отрыве от правовой действительности и это неизбежно сказывается на уровне правового сознания и правовой культуры их выпускников [1-3]. Из этого следует, что в настоящее время существует и все более углубляется противоречие между растущей общественной потребностью в высоком уровне правового сознания специалиста и явной неполнотой его сформированности. Это противоречие вызвало потребность поиска путей его разрешения и предопределило выбор темы исследования, проблему которого мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования правового сознания специалиста в образовательном процессе академии.

В ходе решения данной проблемы было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выяснение уровня правового сознания, правовой грамотности и правового воспитания студентов академии.

Констатирующий эксперимент особенностей развития правового сознания студентов 3-4 курсов проводился на базе Дагестанской академии образования и культуры г. Дербента. Студентам была предложена анкета, включающая в себя 40 вопросов ориентационного характера. Вопросы актуализировали проблемы информированности студентов о праве как ценности и личностном качестве, потребности в правовом поведении, владения навыками соблюдения правопорядка, отсутствия правового нигилизма, помогали выяснить осознание студентами трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и особенности социальных взаимоотношений с другими людьми. Были вопросы, ориентированные на выявление индивидуально-личностных проблем студентов и характера ожидаемой помощи со стороны социальных структур учебных заведений.

Анализ данных, полученных при обработке ориентационной анкеты, позволил выделить структурные компоненты и их составляющие, характеризующие уровни развития правового сознания у студентов. Высокий (адаптивный) уровень отличается тем, что знания носят глубокий характер, студент знаком с проблемой, свободно оперирует фактами и терминами, ориентируется в информационном пространстве по проблемам права. Сформированы представления о правовой и нравственной сущности межличностных отношений. Студенты в полной мере реализуют на практике конструктивные поведенческие стратегии: умение строить успешное взаимодействие с учителями и однокурсниками в ситуациях учебной деятельности, в умении избегать конфликтов или разрешать конфликтные ситуации, в умении осуществлять взаимодействие в русле сотрудничества. Характерен высокий уровень развития потребности в самоактуализации. В личностной сфере доминирует интернальный локус контроля. Проявляется устойчивая ориентация студентов на такие ценности, как гуманность, свобода, творчество. Знания студентов носят бытовой характер и не опираются на фундаментальные представления о сути права и его ценности в общественном бытие. Студента характеризует эмоционально-положительное принятие правовых ценностей, но их проявление происходит без критического анализа. Студенты обладают общими представлениями о

правовой и нравственной сущности межличностных отношений. Результативность учебной деятельности и конструктивные поведенческие стратегии достаточно устойчивы.

Для студентов обладающих высоким уровнем правового сознания характерны ответы, касающиеся законных способов защиты прав: милиция, суды, прокуратура. Однако вызывает опасение достаточно высокий процент опрошенных, предпочитающих неофициальные пути защиты своих прав, - 23%.

Большое значение для формирования правового сознания студентов вузов придается информационным источникам, посредством, которых студенты приобретают правовые знания. В результате анкетирования были получены следующие данные: 28% опрошенных предпочитают СМИ, учебную и научную литературу -27%, общение со сверстниками, родственниками, преподавателями - 8%, на занятиях в вузе - 37%.

На вопрос: «Какие средства информации Вы используете для повышения уровня самообразования?» -респонденты ответили: библиотека, читальный зал - 19%, Интернет - 40 %, телевидение - 30%, личная библиотека - 7%, к иным средствам были отнесены беседы с преподавателями, товарищами - 4%.

В ходе проведения экспериментального исследования при использовании качественных методов сбора информации были получены данные, характеризующие сфор-мированность правового сознания будущих инженеров. В частности, студентам было предложено привести 5-10 ассоциаций, которые вызывают у них слово «право» и словосочетание «правовое сознание».

Хотелось бы отметить, что данное задание вызвало у многих студентов затруднение. Все десять ассоциаций не указал никто. Шесть-восемь указали всего 5% опрошенных студентов. Пять ассоциаций - 22%, четыре ассоциации отметили только 33%, три ассоциации указали 31%, две ассоциации - 7%, и только одну отметили 2% от всего числа опрошенных респондентов.

Понятие «право» опрошенные в первую очередь соотносят с конституционными гарантиями, законом, правовыми нормами и нормативными актами. Следующий ассоциативный ряд выстраивается у респондентов через отношение к праву, здесь опрошенные студенты указывают такие понятия, как воля, гуманизм, нравственность, ответственность, свобода, выбор.

Очень много ассоциаций было связано с правовой системой нашей страны. Так, назывались конкретные органы государственной власти правительство, полиция, суд, прокуратура, президент.

На основе анализа проведенного эксперимента можно сделать вывод, что «право» у большинства студентов вызывает положительные ассоциации. В ответах студентов прослеживается вера в то, что право обеспечивает реализацию прав и свобод граждан страны, способствует развитию общества, обеспечивает стабильные гарантии и защиту в процессе жизни. Позитивным моментом является и то, что студенты соотносят право с совокупностью норм и нормативных актов, описанных в законодательстве РФ.

Однако встречаются и ассоциации, связанные с карательными функциями права. Так, были названы: «преступление», «наказание», «штраф», «санкции», «тюрьма», «ответственность», «следствие». Эта тенденция может быть объяснена распространяющимся в среде студенчества таким явлением, как правовой нигилизм.

Ассоциации, вызванные словосочетанием «правовое сознание» характеризуются зависимостью права от человека и общества, о чем свидетельствуют названные понятия, такие как «личность», «политика», «культура», «человек», «сознание», «гражданин», «народ», «обязанности».

Взаимосвязь права с другими формами общественного сознания прослеживается указанием таких ассоциаций, как «философия», «мораль», «религия».

Ряд ассоциаций связан с поведением человека, к ним можно отнести «нарушение закона», «правомерное поведение»,«понимание правовых норм», «умение применить правовые знания в повседневной жизни».

Подводя итог проведенному анализу результатов констатирующего эксперимента, можно выделить ряд факторов, влияющих на формирование правового сознания студентов технического вуза. Прежде всего это внутренние факторы, представляющие собой индивидуальные особенности интеллекта респондента, и внешние, отражающие деятельность субъекта, уровень профессионального образования. Специфическими особенностями правосознания студентов вуза являются: фрагментарность знаний, обусловленная избирательно-прагматическим характером интереса студентов к праву; ориентированность студентов на сферу публичного права, причем в сфере правонарушения; абстрактно-положительное отношение к праву как социальной ценности; негативное восприятие практики реализации права в современном российском обществе; распространение в среде студенчества правового нигилизма в связи с сохраняющимися противоречиями и нестабильностью в государстве. Выявленные результаты подтверждают необходимость совершенствования формирования правового сознания в учреждениях высшего образования, а также свидетельствуют о ярко выраженной мотивации анкетируемых к повышению уровня своей правовой подготовки. Многие респонденты высказывают достаточно рациональные предложения, направленные на повышение уровня правового сознания. Данные предложения затрагивают не только учебную деятельность, но и внеучебную сферу вуза. Это является подтверждением факта того, что полноценное формирование правового сознания должно охватывать не только учебную деятельность, но и требует создания комплекса педагогических условий, направленных на развитие правокультуроформирующей среды в вузе. Данные, полученные в ходе проведенного исследования, подтверждают теории целостного педагогического процесса, согласно которым формирование правового сознания, воспитания, правовой культуры специалиста в учреждениях высшего образования обеспечивается всем образовательным процессом, научным и методическим уровнем преподавания правовых дисциплин с использованием различных форм и методов внеаудиторной и воспитательной работы со студентами.

Выводы. Результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о том, что существует определенный процент участников анкетирования, у которых поставленные вопросы вызвали затруднения. Это объясняется либо сложностью для понимания правовых категорий, либо отсутствием знаний в области исследования. Данный круг студентов требует индивидуального педагогического воздействия при осуществлении процесса формирования правового сознания.

Согласно проведенному анкетированию, для повышения уровня самообразования на первое место студенты поставили использование компьютерной техники, что свидетельствует о росте значения информатизации образования на современном этапе образовательной деятельности. Использованию библиотеки и читального зала отдают предпочтение значительное количество опрошенных студентов. Это позволяет сделать вывод, что при формировании правового сознания студентов следует так скорректировать

дидактический процесс в вузе, чтобы использовать различные источники правовой информированности студентов.

В целом же проведенное научное исследование позволяет сделать вывод о том, что формирование правового сознания будущего специалиста в учреждениях высшего технического образования будет протекать гораздо эффективнее при реализации системного педагогического воздействия в ходе осуществления правовой подготовки студентов.

Таким образом, правовое сознание в контексте формирования у студентов знаний, умений и навыков данной сферы мы рассматриваем как интегрированную деятельность, которая может быть реализована в процессе правового образования.

Литература:

1. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 197-198.

2. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. О вопросах развития профессиональной компетентности студентов в условиях прохождения педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 199-200

3. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. Реализация возможности образовательного пространства вуза в воспитании будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 200-201.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 2000. - 528 с.

5. Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. Сибиряков, С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи / С.Л. Сибиряков. - Волгоград, 1998. - 581 с.

6. Сандул Я. В. Соотношение объективных и субъективных факторов правового воспитания студенчества / Я. В. Сандул // Знание. Понимание. Умение. - №2. - С. 252-256.

7. Фирсова, Т.А. Проблема формирования правового сознания у школьников-подростков / Т.А. Фирсова // Материалы конференции «Проблемы социальной психологии XXI столетия». Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2001.

Педагогика

УДК: 376.2, 376.3

магистр специального (дефектологического) образования, старший преподаватель Агаева Виктория Евгеньевна

Московский городской педагогический университет

Институт специального образования и комплексной реабилитации (г. Москва); логопед, преподаватель-исследователь Мосьпан Татьяна Яковлевна

Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМА ПИЩИ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ ГУБЫ И НЕБА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей процесса приема пищи и его нормализации у детей с врожденными расщелинами губы и неба. В работе раскрыты особенности сосания, жевания и глотания у детей с расщелинами, описаны приемы коррекционно-логопедической работы, позволяющие опосредованно воздействовать на фазы глотания. Авторами актуализируется важность организации ранней комплексной помощи детям с врожденными расщелинами в рамках семейно-центрированного подхода, рассматриваются психокоррекционный и психолого-педагогический аспекты работы с родителями.

Ключевые слова: дети с врожденными расщелинами губы и неба, комплексная реабилитация, глотание, оральный праксис, семейно-центрированный подход, сопровождение семьи.

Annоtation. This study is devoted to the problem of the peculiarities of the food intake process and its normalization in children with congenital cleft lip and palate. The article describes the features of sucking, chewing and swallowing in children with congenital cleft lip and palate, describes the methods of correctional and logopedic work, which can indirectly affect the phases of swallowing. The authors update the importance of organizing early comprehensive care for children with congenital clefts in the family-centered approach; consider the psychocorrectional and psychological-pedagogical aspects of working with parents.

Keywords: children with congenital cleft lip and palate, complex rehabilitation, swallowing, oral praxis, family-centered approach, family support.

Введение. Врожденные расщелины губы и неба (ВРГН) являются одним из распространенных и тяжелых пороков развития человека. Статистические исследования показывают, что они составляют 16,5% от общего числа врожденных аномалий. По данным разных источников, частота рождаемости детей с данным пороком челюстно-лицевой области достигает от 1:1000 до 1:460 новорожденных [3].

ВРГН провоцируют полиморфные нарушения в строении и функционировании разных органов и систем, ограничивают жизнедеятельность ребенка, как в физиологическом, так и в социальном аспектах, провоцируют возникновение вторичных нарушений со стороны психического здоровья. Следствием этого является инвалидизация носителя порока, которая требует своевременной и качественной комплексной реабилитации.

Целью медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ВРГН является разработка технологий раннего вмешательства, направленных на воссоздание анатомо-физиологических условий и нормализацию витальных функций организма: сосания, глотания, жевания, дыхания; логопедическая коррекция речевых нарушений; психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.

Анатомо-физиологические изменения мышц артикуляционного аппарата и нарушения дыхания вызывают патологию баланса резонирования (гиперназализацию) и компенсаторное артикулирование согласных звуков - ринолалию. Достижение разборчивой речи - основная задача логопеда в работе с детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.