Научная статья на тему 'О формировании когнитивной сферы правосознания несовершеннолетних осужденных'

О формировании когнитивной сферы правосознания несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / JUVENILES' LEGAL AWARENESS / COGNITIVE SPHERE OF LEGAL AWARENESS / LEGAL EDUCATION / COMPLEMENTARY EDUCATION / METHODS OF FORMING LEGAL OUTLOOKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

В статье с педагогических позиций проанализирован феномен «правосознание несовершеннолетних осужденных», выявлены его специфические особенности. Представлен проект формирования правосознания несовершеннолетних осужденных в контексте приобретения ими социо-правового опыта в рамках дополнительных образовательных программ, базирующихся на идее ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On forming the cognitive sphere of legal awareness of juveniles in colony

The author proposes the pedagogical analysis of the phenomena of infant prisoners legal outlooks and reveals the distinctive features of it. There is presented the project of forming sociolegal experience within the framework of complementary educational programs based on the idea of re-socialization of juveniles in colony.

Текст научной работы на тему «О формировании когнитивной сферы правосознания несовершеннолетних осужденных»

О ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

О.Б. Панова

В статье с педагогических позиций проанализирован феномен «правосознание несовершеннолетних осужденных», выявлены его специфические особенности. Представлен проект формирования правосознания несовершеннолетних осужденных в контексте приобретения ими социо-правового опыта в рамках дополнительных образовательных программ, базирующихся на идее ресоциализации.

Ключевые слова: правосознание несовершеннолетних, когнитивная сфера правосознания, правовое просвещение, дополнительное образование, методы формирования правосознания.

Одну из причин криминализации подрастающего поколения следует рассматривать в негативной направленности правосознания, находящей отражение в неверии в возможность законным путем удовлетворить материальные потребности, девальвации

правовых ценностей, противоправных поведенческих установках.

Отбывая наказание в местах лишения свободы, несовершеннолетние испытывают на себе всю строгость юридических санкций, но не всегда ощущают защиту законом своих интересов. Это обстоятельство во многом определяет негативное отношение к правоприменительной практике, а через него к праву в целом.

Правосознание определяется личностной значимостью права, поэтому важными условиями его позитивной переориентации становятся развитие у несовершеннолетних осужденных умений пользоваться правами и отстаивать их в законном порядке, выработка понимания важности выполнения гражданских обязанностей. В данном контексте актуальным является положение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» о необходимости обеспечения обязательным педагогическим сопровождением детей с проблемами асоциального характера.

В науке дается ряд определений правосознания.

С точки зрения психологии правосознание отражает общественные отношения, регулируемые нормами права [1]. Оно является субъективным моделированием объективно существующего правопорядка [2]; его формирование рассматривается в качестве составляющей правовой социализации, подразумевающей овладение способами поведе-

ния, соответствующего нормам права. Как составляющая сознания, оно зарождается, формируется и проявляется в деятельности; не может существовать вне процессов самооценки и самоопределения.

Юридическая наука делает акцент на регулятивную функцию правосознания, характеризуя его как сферу общественного, группового и индивидуального сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [3].

Таким образом, в науке существуют разные подходы к определению правосознания, каждый из которых является значимым. В то же время представленные дефиниции касаются правосознания в целом, без должного разграничения понятий правосознания общества, группы, личности. Они означают общую унифицированную теоретическую конструкцию условного, абстрактного феномена «правосознание», которая не детализируется, не индивидуализируется и не всегда приемлема в практической деятельности.

На основе историко-педагогического анализа проблемы, обобщения результатов опытно-экспериментальной работы нами была определена сущность правосознания воспитанника исправительного учреждения как синкретичного динамического личностного образования, обеспечивающего способность несовершеннолетнего к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе юридических знаний, оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций [4].

Известно, что правосознание несовершеннолетних осужденных как представителей наиболее криминально ориентированной части представителей данной возрастной группы подвержено глубокой деформации, представляющей негативное социальное явление, при котором у человека формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, искаженно отражающие юридическую действительность и выражающие отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку. Деформация правосознания проявляется в определенных дефектах, к числу которых мы относим правовое невежество, правовой инфантилизм, правовой квиетизм, правовой нигилизм, правовой цинизм. Хотя все перечисленные дефекты имеют много общего, они различаются по источникам возникновения и сферам проявления. Соответственно, можно выделить те из них, которые имеют знаниевую основу, представлены в эмоциональной сфере, наблюдаются в ситуативно-поведенческой плоскости.

В рамках данной типологии особо следует выделить дефекты, обусловленные неразвитостью познавательной сферы подростков: когнитивный компонент правосознания определяется как ведущий, поскольку без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему следовать. К числу соответствующих этой группе дефектов относится, в первую очередь, правовое невежество. О широте и глубине его распространения свидетельствуют исследования, проведенные автором в ряде исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Правовое невежество заключается в отсутствии знаний и представлений, необходимых для реализации воспитанниками своих основных прав и обязанностей. Бытует мнение, что осужденные глубоко осведомлены в законодательстве и хорошо разбираются в нем. Это не соответствует действительности. Большинство воспитанников исправительных учреждений имеют поверхностные правовые представления. Нередко их информированность в этой области сводится к знанию конкретной нормы уголовного права, устанавливающей ответственность за совершенное ими преступление. В целом же правовое

невежество выражается в отсутствии элементарных умений ориентироваться и действовать в актуальном социально-правовом пространстве.

Необходимо отметить, что сами воспитанники, носители дефектов когнитивной сферы правосознания, испытывают в связи с этим серьезные жизненные затруднения. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования, проведенного в ряде исправительных учреждений среди осужденных молодежного возраста, бывших воспитанников исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Так, из 352 осужденных, принявших участие в анкетировании, 217 респондентов (62 %) отметили, что к числу причин рецидивной преступности можно отнести невежество в правовой сфере. 88 % отмечают, что в процессе отбывания наказания в воспитательной колонии они не приобрели ни социально-правовых знаний, ни соответствующего опыта. Подавляющее большинство (82%) затруднились ответить на вопрос о том, какие именно правовые знания они получили за период нахождения в пенитенциарном заведении, 18 % отметили, что такие знания ограничивались правилами внутреннего распорядка в исправительном учреждении. Вызвало серьезное беспокойство то обстоятельство, что 81 % опрошенных затрудняются сказать, к кому и куда они могут обратиться в случаях возникновения жизненных трудностей, в т. ч. при трудоустройстве, определении места жительства и др.

Совершенно очевидно, что средством преодоления дефектов когнитивной сферы правосознания является, в первую очередь, правовое просвещение. В этой связи нами был изучен вопрос о том, актуально ли оно для воспитанников исправительных учреждений и каково содержание их интересов. Анкетируемым был предложен перечень информационных блоков, в рамках которых они могли бы приобрести определенные знания, в т. ч. об истории возникновения права, об устройстве государства, о правах человека, об обязанностях гражданина, о правах членов семьи, о том, как защищать свое имущество, о правах осужденных, об обязанностях осужденных, о праве на образование, о правах детей, об уголовной ответственности, о трудовом праве, др. Лишь 2,8 %

респондентов дали отрицательный ответ по поводу актуальности правовых знаний как таковых. Ответы анкетируемых распределились следующим образом: о правах человека хотели бы получить информацию 63 %, об обязанностях гражданина - 33 %, о том, как защищать свое имущество - 32 %; о правах осужденных - 59 %, о правах членов семьи -19 %, об обязанностях осужденных - 12 %, о правах детей - 18 %, об уголовной ответственности - 41 %; о праве на образование -12 %, о трудовом праве - 14 %; 5 % респондентов проявили интерес ко всем предложенным информационным модулям.

В качестве варианта решения проблемы преодоления правовой безграмотности несовершеннолетних осужденных может быть рассмотрен проект, включающий ряд этапов, нацеленных на диагностику социальноправовой компетентности воспитанников, вооружение их системой знаний, профессиональное консультирование по актуальным вопросам.

На диагностическом этапе важно выявить, в какой степени воспитанник владеет исходными знаниями в предметной области, над которыми будут надстраиваться новые сведения, расширяющие кругозор подростка. В то же время, прежде чем приступить к конструированию воспитательной программы с правовым содержанием, ориентированной на несовершеннолетних осужденных, важно определить уровень их готовности воспринять изучаемый материал. Сведения об актуальном уровне сформированности когнитивной сферы воспитанников необходимы для прогнозирования понимания подростками новой информации с юридическим контекстом.

В этой связи актуальной становится и оценка общего интеллектуального развития воспитанников, исследование первичных базовых когнитивных способностей, к числу которых относятся возможность выполнить логические операции (сравнение, классификация, различие, отождествление и др.) и умственные действия, с помощью которых подросток воспринимает и перекодирует информацию, устанавливает связи с уже известными знаниями, делает умозаключения. Известно значительное количество тестов для измерения коэффициента интеллекта, среди которых наиболее востребованными являются тест Векслера, тест структуры ин-

теллекта Амтхауэра, культурно-свободный тест, прогрессивные матрицы Равенна, тесты Айзенка, кубики Коса. Использовать и интерпретировать перечисленные методики призваны специалисты, в первую очередь психологи. Именно к ним следует обратиться за консультативной помощью сотрудникам, ориентированным на проведение правовоспитательных мероприятий с включением несовершеннолетних в познавательную деятельность.

Следующий этап предусматривает использование дополнительной образовательной программы, содержание которой должно быть востребованным воспитанниками. Такие программы следует разрабатывать адресно: для разных категорий осужденных необходима специальная программа, поскольку, как показывает опыт, питомцы воспитательных колоний имеют разный уровень развитости познавательных способностей, образованности, отличаются психическими состояниями. Вполне очевидно, что, оказавшись оторванными от привычных условий, психопатические личности и те, чей интеллектуальный уровень значительно ниже нормы, претерпевают трудности в социальноправовой адаптации. Следовательно, и правовое просвещение этих осужденных должно строиться с учетом названных особенностей.

Когнитивный компонент правосознания, являясь результатом процесса познания личностью окружающей правовой действительности, включает в себя определенную сумму юридических знаний и умений. Совершенно очевидным становится вопрос о том, какими конкретно знаниями и в каком объеме следует вооружить воспитанников исправительных учреждений.

В педагогической науке выделяются следующие уровни усвоения знаний: запоминание и воспроизведение; понимание; применение; анализ; синтез; оценка [5]. Выработка способности к ориентации и самоопределению в правовом пространстве предполагает, что все перечисленные уровни должны быть в той или иной степени представлены.

Широта круга правовой информации обусловлена многообразием человеческой практики. Знания необходимы человеку в первую очередь для того, чтобы освоить науку выживания. В основе социальноприспособительной деятельности людей ле-

жит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. К числу основных категорий, которые обязательно должны присутствовать в правосознании воспитанника исправительного учреждения, относятся: должное, необходимое, справедливое, а так же категория юридических прав и обязанностей.

В реальной жизни правовое знание появляется не обязательно через прочтение и изучение нормативного акта, статьи в кодексе и т. д. Содержание принципа нормы права может проникнуть в сознание через образец поведения лиц, окружающих субъекта, художественное произведение, нормы морали, общение с родственниками, знакомыми.

В зависимости от источников информации правовое знание может быть объективно истинным или объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп. Имея немало негативных проявлений, микросреда воспитанников исправительного учреждения в значительной степени этому способствует.

Объективно истинная правовая информация должна быть доведена до несовершеннолетнего осужденного целенаправленно. Ив этой связи актуальным становится использование специально разработанных дополнительных образовательных программ правового просвещения. Они должны учитывать возрастные особенности несовершеннолетних и опираться на их позитивный потенциал. Так, следует учитывать склонность представителей данной возрастной категории к поиску смысла жизни, социальному и личностному самоопределению, оцениванию происходящего, стремление подростков к общению как специфическому виду деятельности. На этой основе целесообразно шире использовать интерактивные методы, базирующиеся на диалоговом режиме взаимодействия.

К числу методов формирования правосознания относятся: лекция, рассказ, пример, анализ юридически значимых ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, круглый стол, игра, др.

Лекция по правовой теме предусматривает последовательное, доказательное изложение системы правовых идей. Рассказ на

правовую тему - небольшое по объему связное изложение юридически значимых событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных правовых понятий или оценок. Юридически значимый пример - метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Данный метод актуален в контексте склонности к подражанию. Анализ юридически значимых ситуаций означает способ показа и анализа путей преодоления противоречий, возникающих в тех или иных событиях или конфликтах. Данный метод предусматривает моделирование ситуаций выбора, оценочного или поведенческого, который предстоит сделать воспитаннику.

Под беседой по правовой тематике понимается вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу юридически значимых явлений с последующей выработкой правовых оценок. Практика показывает, что в процессе использования вопросов в общении с воспитанниками исправительных учреждений имеют место как положительные, так и отрицательные примеры.

Отрицательная практика обнаруживается, как правило, в группах, где царит атмосфера страха, запугивания, конфронтации. В определенных ситуациях сотрудники не склонны к использованию вопросов, являющихся, по их мнению, острыми или проблемными. Условно можно представить ряд вариантов вопросов, оказывающих негативное влияние на формирование нравственноправовых ценностей у воспитанников. Например, вопросы, используемые исключительно как средство общего контроля в подразделении несовершеннолетних осужденных; вопросы, используемые для высмеивания или откровенного разоблачения отдельных воспитанников; риторические вопросы, предполагающие безусловное согласие. Отрицательное воздействие на исправительный процесс оказывает и пренебрежительное отношение воспитателей к вопросам детей, частое прерывание обсуждения острых проблем.

В качестве примеров положительного использования вопросов в беседах на правовые темы следует привести такие, в которых воспитатель приглашает ребят высказать

свою точку зрения в контексте той или иной юридически значимой ситуации, обменяться мнениями, вызвать у них желание задать вытекающие из всего этого новые вопросы. Оптимальным режимом рассматриваемого метода является такой, при котором и воспитанники задают вопросы собеседникам (воспитателям, приглашенным сотрудникам правоохранительных органов, представителям общественности, друг другу), предлагая им тем самым ясно и открыто представить свою позицию. В любом случае предлагаемые в беседе вопросы не следует формулировать многопланово; они должны быть понятными и доступными для ответов.

Дискуссия по правовой проблематике включает коллективное обсуждение юридически значимой проблемы с целью нахождения правильного ответа. Ее тема объявляется заранее; воспитанники в процессе подготовки получают необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения. Данный метод формирует умение рассуждать, доказывать, формулировать проблематику и т. п.

Разновидностью дискуссии является диалог, предусматривающий обмен мнениями между двумя или несколькими лицами. Данный метод актуален при необходимости преодоления непонимания, нетерпимости, конфликтности между конкретными воспитанниками в ситуациях, когда они сами не в состоянии достичь этого. При этом сущностные особенности дискуссии, такие как направляющая роль ведущего, ориентация на позитивный результат, культура участия, сохраняются.

Диспут с правовой ориентацией предполагает спор, путь мобилизации правовой активности воспитанников при выработке правильных правовых суждений и установок, способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других воспитанников.

Конференция на правовую тему означает коллективное обсуждение книг, фильмов, спектаклей с целью выделения правовых норм, декларированных в произведении и формирования определенного к ним отношения. Соответственно, выделяют читательскую и зрительскую конференции.

Актуальным методом правового воспитания несовершеннолетних осужденных является игра. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; это особый вид деятельности ребенка по «ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, мотивов поведения» (Д.Б. Эльконин) [6].

Моделируемые в игре ситуации приближают воспитанников к реальному действию, делают понятными воспитательные цели. Игра, стимулируя познавательную деятельность воспитанника, мобилизует его интеллектуальный потенциал, облегчающий выполнение задачи; содержит условия для возникновения и развития познавательных мотивов, снимает такое важное ограничение свободы, как материальная и моральная ответственность, каждый воспитанник получает объективную возможность экспериментировать, исследовать альтернативные возможности решения.

В соответствии с целями правового воспитания в исправительном учреждении для несовершеннолетних значимыми являются такие виды игр, как познавательная, сюжетно-ролевая, деловая.

Познавательная игра с правовым содержанием предусматривает моделирование ситуаций заинтересованности воспитанников в овладении юридически значимой информации, желания продемонстрировать усвоенные знания.

Сюжетно-ролевая игра нацелена на отработку тактики поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, формирование опыта оценивания представленных ситуаций. Для использования сюжетно-ролевых игр разрабатывается модель ситуации, выполняющая функцию сценария, в соответствии с которым между воспитанниками распределяются роли.

В рамках правового воспитания участник такой игры выполняет деятельность, несущую в себе черты будущей социальноправовой активности.

В рассматриваемом контексте деловая игра также является методом моделирования социально-правовой деятельности воспитанников. От ролевой игры ее отличает то, что предложенный игрокам сценарий предусмат-

ривает лишь общую структуру действий с заданными параметрами деятельности. Участникам деловой игры предлагается решить ту или иную задачу правовой ориентации с опорой на имеющиеся знания и предложенные ресурсы. Для воспитанников исправительных учреждений наибольшую значимость приобретают игры с ресоциализирующим содержанием.

При организации правового воспитания несовершеннолетних осужденных могут быть использованы и другие методы воспитания, предусматривающие диалогическое общение. Диалог в педагогическом значении предусматривает взаимодействие участников в деятельности, вовлечение в нее практически всех воспитанников. К числу таких методов, наряду с перечисленными выше (эвристическая беседа, дискуссия, диспут, игра, др.), относятся «большой круг», «аквариум», дебаты. При обращении к ним важно иметь в виду, что они эффективны лишь тогда, когда воспитанники уже имеют первоначальные представления о рассматриваемом предмете, которые получены ранее на специальных занятиях или в житейском опыте. Совершенно бессмысленным становится использование таких методов в ситуациях, когда участники не готовы к обсуждению проблем, аргументации позиций и т. п. в силу отсутствия специальных знаний.

Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или слишком узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за кражу или какие предметы являются запрещенными для использования осужденными. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоправовых (социальных и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы. Актуальными для обсуждения аспектами могут быть проблема причин роста преступности и путей ее преодоления, вопросы совершенствования системы самоуправления, др. Ценность использования интерактивных методов в том, что они позволяют воспитаннику раскрепоститься, выразить свое мнение, услышать мнение других.

Применение интерактивных методов в практике воспитательной колонии требует наличия определенных условий. К их числу относятся: знание воспитателями технологий

вовлечения участников в процесс обсуждения; психологическая подготовка воспитанников к включению в соответствующие формы взаимодействия; тщательный подбор состава групп воспитанников с позиций их совместимости и количественного состава, который не должен превышать 20-25 человек; соответствующая подготовка помещения с таким расчетом, чтобы воспитанники могли легко пересаживаться для работы в больших и малых группах; продуманность вопросов процедуры и регламента.

Использование интерактивных методов более эффективно в подготовленных группах воспитанников, характеризующихся формальной структурой, наличием традиций и обычаев, не исключающих, а предполагающих взаимное уважение. В то же время воспитательные мероприятия в интерактивном режиме позволяют решать задачи, направленные на повышение сплоченности участников. В их числе - развитие коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов между воспитанниками, приучение к работе в команде, выслушиванию мнения других людей. Все это обеспечивает снижение нервной нагрузки у детей, позволяет сконцентрировать внимание на узловых вопросах рассматриваемых проблем.

Зачастую в жизни воспитанников происходят ситуации, требующие правового решения, но отсутствие знаний и жизненного опыта приводит их в тупик, и чаще всего это случается при освобождении из воспитательной колонии. Именно поэтому, пока они находятся в учреждении, необходимо приложить максимум усилий для оказания им консультативной помощи.

В качестве одного из вариантов организации такой деятельности можно рассмотреть модель консультирования, основанную на принципах проекта «Street Law» - «Живое право». Суть данной модели состоит в том, что на базе юридических учебных заведений учреждаются юридические клиники, где студенты практикуются на «живых» клиентах. Когда студенты-юристы консультируют несовершеннолетних, используя практические методы обучения, то такая деятельность имеет существенную пользу не только для студентов, подростков, но и для всего общества.

Работая с реальным клиентом, в данном случае питомцем воспитательной колонии,

студенты сталкиваются с правовой действительностью. Они получают неоценимый опыт: самостоятельно консультируют воспитанников, составляют документы, обращаются в те или иные организации. Это не теоретическое обсуждение чужого опыта (как на традиционных занятиях), не наблюдение за работой профессионалов (как в ходе ознакомительной практики), не помощь в работе (как на производственной практике). Это полноценная самостоятельная работа. Целесообразно к работе в клинике приобщать и преподавателей-кураторов, наблюдающих за работой студентов, проводящих занятия и проверяющих качество подготовленных консультаций.

Схема деятельности юридической клиники включает в себя обучение - практическую деятельность - анализ результатов. Следует отметить, что просветительскую работу возможно осуществлять не только с несовершеннолетними, находящимися в воспитательной колонии, но и освободившихся, а также условно осужденными, в случае возникновения у них вопросов правового характера. Такой подход во многом будет носить превентивный характер.

Рассмотренный социальный проект направлен на формирование когнитивной сферы правосознания воспитанников исправительных учреждений и призван в определенной степени обеспечить условия ресоциализации несовершеннолетних осужденных, преду-

сматривающей развитие способностей к ориентации в юридически значимых ситуациях.

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 2001. С. 92.

2. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 112.

3. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология: хрестоматия / сост. Т.Н. Курбатова. СПб., 2001. С. 56.

4. Панова О. Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: монография. Вологда, 2005. С. 52.

5. Bloom B.S. a. o. Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning. N. Y.; McGraw-Hill, 1971.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 138.

Поступила в редакцию 27.03.2008 г.

Panova O. B. On forming the cognitive sphere of legal awareness of juveniles in colony. The author proposes the pedagogical analysis of the phenomena of infant prisoners legal outlooks and reveals the distinctive features of it. There is presented the project of forming socio- legal experience within the framework of complementary educational programs based on the idea of re-socialization of juveniles in colony.

Key words: juveniles’ legal awareness, cognitive sphere of legal awareness, legal education, complementary education, methods of forming legal outlooks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.