Научная статья на тему 'Правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных и принципы их педагогического сопровождения'

Правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных и принципы их педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая ресоциализация / педагогическое сопровождение / несовершеннолетние осужденные / личностная деформация / ценности права / педагогические закономерности / принципы. / legal resocialization / pedagogical maintenance / juvenile convicts / personal deformation / law values / pedagogical laws / principles.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

Рассматриваются закономерности и принципы педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в процессе правовой ресоциализации в аспекте минимизации влияния существующих в этой сфере социальных рисков. Первая группа рисков представляет проблемы субъективного плана, отражающие личностную деформацию несовершеннолетних правонарушителей, вторая связана с трудностями объективного характера, определяемыми общественным окружением. Содержание закономерностей и принципов ориентирует на создание и применение средств, обеспечивающих формирование готовности несовершеннолетних к конструированию и реализации жизненных планов c опорой на потенциал правового пространства. Закономерности отражают обусловленность правовой ресоциализации увеличением числа контактов несовершеннолетнего осужденного с ценностями права и освоением им социально-правового опыта. Из закономерностей вытекают специфические принципы, действенность которых подтверждается теоретическим анализом и эмпирическим исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Resocialization of Juvenile Convicts and Principles of their Pedagogical Maintenance

The paper focuses on the laws and principles of pedagogical maintenance of juvenile convicts during legal resocialization from the aspect of minimization of social risks in this sphere. The first group of risks includes the problems of subjective character reflecting personal deformation of juvenile offenders, the other group is connected with difficulties of objective character determined by the social environment. The content of laws and principles direct us to creation and usage of means providing the formation of juveniles' readiness to construct and implement life prospects basing on the potential of legal sphere. The laws reflect dependence of legal resocialization on the increasing juvenile convict contacts with legal values and his acquisition of social legal experience. These laws underlie specific principles which effectiveness is proved by the theoretical analysis and empirical study.

Текст научной работы на тему «Правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных и принципы их педагогического сопровождения»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Educative, legal and preventive work

УДК 376.5 © О. Б. Панова, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14006

Правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных и принципы их педагогического сопровождения

Панова Оксана Брониславовна 1,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики. E-mail: xenia-vipe@mail.ru

1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, 160002, Россия

Аннотация. Рассматриваются закономерности и принципы педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в процессе правовой ресоциализации в аспекте минимизации влияния существующих в этой сфере социальных рисков. Первая группа рисков представляет проблемы субъективного плана, отражающие личностную деформацию несовершеннолетних правонарушителей, вторая связана с трудностями объективного характера, определяемыми общественным окружением. Содержание закономерностей и принципов ориентирует на создание и применение средств, обеспечивающих формирование готовности несовершеннолетних к конструированию и реализации жизненных планов c опорой на потенциал правового пространства. Закономерности отражают обусловленность правовой ресоциализации увеличением числа контактов несовершеннолетнего осужденного с ценностями права и освоением им социально-правового опыта. Из закономерностей вытекают специфические принципы, действенность которых подтверждается теоретическим анализом и эмпирическим исследованием.

Ключевые слова: правовая ресоциализация; педагогическое сопровождение; несовершеннолетние осужденные; личностная деформация; ценности права; педагогические закономерности; принципы.

Для цитирования: Панова О. Б. Правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных и принципы их педагогического сопровождения // Психопедагогма в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 31-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14006

Основные положения

1. Педагогическое сопровождение правовой ресоциализации воспитанников исправительных учреждений включает педагогическую коррекцию дефектного правосознания данной категории осужденных и развитие у них способности к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе принятия ценностей права.

2. Закономерности педагогического сопровождения правовой ресоциализации отражают обусловленность развития правовой позиции несовершеннолетнего осужденного сознательным отказом от криминальных идеалов и ценностей, расширением границ субъективной картины правового пространства, освоением социально-правовых ролей.

3. К специфическим принципам педагогического сопровождения правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных относятся: актуализация раскаяния, формирование антикриминальной устойчивости, обогащение субъектного правового опыта, конструктивное реагирование на достижения правовой ресоциа-лизации, стимулирование саморазвития, социальная адекватность, диалоговое взаимодействие.

Введение. На современном этапе развития Российского государства, когда состояние дисциплины и организованности во многом зависит от правильного понимания каждым гражданином прав и свобод, умения их использовать, от готовности выполнять обязанности, особую роль приобретают вопросы правовой социализации. Государственная программа «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» предусматривает создание условий для развития у молодежи качеств, необходимых для успешной ориентации в правовом пространстве, проявления уважения к закону, укрепления таким образом правовых начал отечественной государственности. Правовые нормы исполняются в той мере, в какой общество способно их постичь и принять. С педагогической точки зрения обращение к понятию «правовая социализация» дает возможность определить важные образовательные процессы при сопровождении человека в юридически значимых ситуациях. Категория «правовая социализация» была введена в научный лексикон Ж. Карбонье в начале 60-х гг. XX в. и определялась как интериоризация права личностью [1, с. 65]. Правовой социализации подрастающего поко-

ления уделяется немалое внимание, так как она повышает жизнеспособность человека, позитивно влияет на его успешное существование в социуме на основе наиболее полного использования личностного потенциала в юридически значимых обстоятельствах. Данной проблематике посвящены труды М. С. Андрианова [2], А. Н. Бабенко [3], О. А. Гулевич [4], В. С. Олейникова [5], Е. А. Певцовой [6], Н. И. Элиасберг [7] и др.

Менее изученной остается проблема правовой ре-социализации несовершеннолетних осужденных, в то время как она выступает общественно значимой. Актуальность исследования специфики правовой ресоциали-зации обусловлена необходимостью выделения особых психолого-педагогических явлений в многообразных процессах реинтеграции воспитанников исправительных учреждений в систему «человек — право» в качестве субъектов, сообразующих свое поведение с юридическими нормами. Несовершеннолетние осужденные относятся к категории «дети», при этом они имеют определенные особенности личностного и социального плана. Основная особенность состоит в том, что их личностное становление происходит в условиях принудительной изоляции, препятствующей накоплению позитивного социокультурного опыта.

Уровень криминальной зараженности контингента воспитательных колоний достаточно высок. По состоянию на 1 февраля 2018 г. численность лиц, содержащихся в воспитательных колониях, составляет 1413 человек; причем 90% из них отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В соответствии с российским законодательством несовершеннолетние осуждаются к лишению свободы за совершение более чем двадцати видов преступлений, однако сфера их преступных посягательств достаточно узка: за кражу отбывают наказание 15,0%; за грабеж и разбой — 23,0; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 11,0; за убийство — 8,5; за изнасилование — 12,0% от общего числа воспитанников исправительных учреждений *.

Реинтеграция подростков, имеющих криминальный опыт, в правовую жизнь общества обусловлена существующими в этой сфере зонами социального риска, объединенными нами в две группы. Одна из них включает трудности субъективного плана, отражающие личностную деформацию, другая связана с проблемами объективного характера, определяемыми общественным окружением и отсутствием условий, необходимых для освоения несовершеннолетними осужденными значимых социальных ролей. В аспекте минимизации влияния социальных рисков на жизнь воспитанников исправительных учреждений актуально мнение М. И. Рожкова о ресоциализации как коррекции социальных установок и убеждений человека, сформированных в результате неадекватного восприятия им социальных отношений [8, с. 21]. Таким образом, если

в социализационных процессах приоритетное значение имеет развитие личности, то в ходе ресоциализации особая роль отводится коррекции деформированного правосознания и поведения индивида. Коррекция благоприятствует развитию и способствует продуктивному включению человека в социум.

Отдельные вопросы правовой ресоциализации осужденных получили освещение в ряде научных трудов. Остановимся на взглядах тех отечественных и зарубежных ученых, которые оказали особое влияние на наше видение проблемы. А. И. Долгова определила особенности мировоззрения несовершеннолетних правонарушителей, состоящие в широкой распространенности и глубине проявлений дефектов правосознания у этой категории детей [9, с. 87-97]. Э. Сатерленд в русле теории социального контроля дал инструмент для объяснения причин противоправного поведения осужденных с позиций существующего дуализма норм, который приводит к отчуждению индивида от права. По его мнению, те или иные субкультурные общности группируются не по поводу отторжения общепринятых культурных норм, а на основе специфических, признаваемых только ими ценностей [10]. Г. Ф. Хохряков в качестве ведущего направления формирования правосознания осужденных выделил разрушение криминального мировоззрения [11, с. 74-75]. Е. В. Татаринцева назвала обстоятельства, препятствующие продуктивности правового воспитания осужденных, к числу которых отнесла исключительную ориентированность на достижение правопослушания. Такой подход, с ее точки зрения, учит осужденных лишь демонстрировать следование предъявляемым требованиям с присущим ситуативным поведением. Выход из сложившейся ситуации исследователь видит в развитии у осужденных способности использовать право в качестве инструмента решения жизненных проблем, что, в свою очередь, будет инициировать появление уважения к праву в целом [12, с. 24-31]. Дж. Гиббс обосновал универсальную модель, служащую ориентиром при разработке программы коррекции деформированного мировоззрения несовершеннолетних правонарушителей. Оригинальность модели состоит в ее направленности на стимулирование глубоких аналитических рассуждений и оценок осужденных по поводу совершенных проступков [13, р. 58-80]. Гибкость модели дает возможность экстраполировать ее в различных условиях с учетом соотнесения основной идеи с конкретными обстоятельствами.

Анализ представленных точек зрения позволил сделать вывод о том, что стимулирующим фактором правовой ресоциализации выступает педагогическое сопровождение, представляющее собой двусторонний процесс. С одной стороны, оно предусматривает педагогическую коррекцию дефектного правосознания, с другой — ориентирует на развитие у воспитанников

* Федеральная служба исполнения наказаний. Статистические данные. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika (дата обращения: 26.02.2018).

исправительных учреждений способности к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе принятия ценностей права. К системным ценностям права отнесены «Легальность», «Равенство», «Достоинство». Ценность права «Легальность» отражает свойство законности, означает необходимость права и закона. «Равенство» воспринимается как ценность благодаря одинаковым правам и обязанностям людей как личностей. Ценность «Достоинство» опосредована предоставленными «оступившемуся» человеку возможностями принять ответственность перед самим собой и обществом, минимизировать негативные последствия преступления [14, с. 96].

Продуктивность и закономерность правовой ресоциализации. Продуктивность правовой ресоциа-лизации зависит от внутренних и внешних условий, определяется соотнесением педагогического процесса с закономерностями, которые повторяются, являются устойчивыми, существующими объективно связями в педагогическом сопровождении несовершеннолетних осужденных. Представим закономерности педагогического сопровождения правовой ресоциализации, получившие научное обоснование и подтверждение в ходе проведения специальных диагностических процедур, внедрения в массовую практику авторской программы «Человек в правовом поле», основанную на технологии педагогического обеспечения правовой ресоциализации осужденных, применения методики индивидуального сопровождения воспитанников исправительных учреждений и др. [15, с. 179-186].

Первая закономерность отражает связь правовой ресоциализации несовершеннолетнего осужденного с его сознательным отказом от криминальных идеалов. Данная закономерность указывает на необходимость использования в воспитательном процессе педагогических средств, способствующих отчуждению воспитанников от криминальной субкультуры, разоблачению «тюремной идеологии», побуждению воспитанников к действиям, направленным на минимизацию негативных последствий от совершенных преступлений, — деятельностному раскаянию, ведущему к обретению достоинства.

Стремление к идентификации с идеалами криминальной субкультуры в соотнесении с конкретными значимыми ситуациями отражает потребность несовершеннолетнего в обретении социального статуса, в котором, по представлению воспитанника, ему отказывает правопослушное общество. Следование неписаным криминальным «нормам» нередко рассматривается осужденными в качестве единственного способа выживания в условиях лишения свободы. Для вытеснения из сферы значимостей несовершеннолетних криминальных идеалов необходимо использование педагогических средств, имеющих ярко выраженную эмоциональную направленность, призванных обеспечивать мощное внушительное воздействие. С одной стороны, они должны способствовать развенчанию «тюремной идеологии», осознанию ее привер-

женцами опасности «потерять самого себя», утратить возможность реализовать свою индивидуальность. С другой — стимулировать активизацию действий воспитанников, направленных на минимизацию последствий от совершенных преступлений и обретение достоинства.

Вторая закономерность отражает зависимость успешности правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных от создания условий, обеспечивающих расширение границ субъективной картины правового пространства, увеличение числа контактов с ценностями права и проверки их личной значимости. Данная закономерность базируется на соотнесении социализации с усвоением и воспроизводством культурных ценностей и социальных норм, на обоснованном в психологии и педагогике положении о значимости развивающей среды в социализации человека, на идеях о детерминированности восприятия права человеком уровнем его правовой активности и собственным опытом столкновения с правовыми ценностями.

Эмпирическим подтверждением данной закономерности могут служить результаты анкетирования, проведенного в воспитательных колониях, в ходе которого нами было выяснено, насколько актуально правовое просвещение для воспитанников исправительных учреждений и каково содержание их интересов. Анкетированием были охвачены 1440 воспитанников из четырнадцати воспитательных колоний. Им был предложен перечень информационных блоков, в рамках которых они могли бы приобрести определенные знания. Лишь 2,8% (40) респондентов дали отрицательный ответ по поводу актуальности правовых знаний как таковых. Ответы анкетируемых распределились следующим образом: о правах человека хотели бы получить информацию 63% (907); об обязанностях гражданина — 33 (475); о правах осужденных — 59 (849); о правах членов семьи — 19 (274); об обязанностях осужденных — 12 (173); о правах детей — 18 (259); об уголовной ответственности — 41 (590); о праве на образование — 12 (173); о трудовом праве — 14 (201); о том, как защищать свое имущество, — 32% (907). Проявили интерес ко всем предложенным модулям 5% (72) респондентов.

Выявленная закономерность предполагает освоение несовершеннолетними социально-правового опыта на основе моделирования в исправительном учреждении развивающей среды, содержание которой отражает социальную практику людей, а правовые знания выступают в качестве инструментальной составляющей. При этом воспитанники в своем познавательном и эмоциональном опыте осознают смысл и особенности моделируемых правовых отношений, необходимость личностного развития.

Третья закономерность констатирует, что степень освоения социально-правовых ролей и уровень инте-грированности воспитанника исправительного учреждения в социум определяются принятием ценностей

права и проверкой их личной значимости, включением несовершеннолетних в деятельность по проектированию будущего, созданию его идеального образа, отражающего позитивно ориентированное существование в правовом пространстве в качестве способа самореализации человека.

Мы исходим из того, что человек способен развиваться во все более расширяющейся для него действительности, лежащей далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения. Границы познаваемого мира раздвигаются за счет выстраивания картины мира в мыслях индивида. При этом открываемая человеком жизненная перспектива есть не только продукт опережающего отражения, а его достояние. Обозначенная закономерность указывает на необходимость педагогического сопровождения воспитанников в ходе проектирования ими своего будущего с тем, чтобы в нем нашли отражение стремления юношей и девушек не только к возможному, а, в первую очередь, к должному, олицетворяющему правовую жизнь с присущим восприятием успешного существования в правовом пространстве в качестве способа самореализации.

Воспитанник, зная о наличии определенного количества правозначимых альтернатив, в зависимости от условий деятельности и принятых критериев самоосуществления, определяет, какой надо сделать выбор, соответствующий идеальному образу правовой жизни. Всякий раз, принимая решение о том, какая из существующих возможностей достойна реализации, какая из них в то же время является необходимостью, несовершеннолетний осужденный сталкивается с проблемой принятия правовых ценностей.

Воспитатели призваны помочь несовершеннолетним самоопределиться в системе «человек — право», ведь именно в самоопределении человек раскрывает свою сущность. Правовая ресоциализация успешнее происходит тогда, когда в рефлектированном образе воспитанник идентифицирует себя с правовой личностью. При этом на внутриличностном уровне осуществляется трансформация потенциального, зафиксированного в проектировании самоопределения, в реальное самоопределение, которое выражается в сформирован-ности качеств правовой личности.

Принципы педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных исправительных учреждений. Представленные закономерности создают определенную систему связей, практическая реализация которых способствует успешности изучаемого процесса. Из содержания закономерностей вытекают специфические принципы педагогического сопровождения правовой ресоциализации воспитанников, к числу которых нами отнесены принципы актуализации раскаяния; формирования антикриминальной устойчивости; обогащения субъектного правового опыта; конструктивного реагирования на достижения правовой ресоциа-лизации; стимулирования саморазвития; социальной адекватности [15, с. 186-199].

Принцип актуализации раскаяния. Сущность криминальной субкультуры состоит в оправдании преступного поведения. Неготовность испытывать чувство вины, понимаемое как отрицательное эмоциональное переживание, возникающее у субъекта в ответ на нарушение им норм и правил или вследствие нанесения вреда или ущерба другому лицу, по мнению Дж. Байби, является обстоятельством, указывающим на его нежелание «расстаться» с антиобщественным поведением в дальнейшем [16, р. 128]. Отправной точкой отхода несовершеннолетних правонарушителей от делинквентных представлений становится сожаление о совершенном преступлении, основанное на осознании полноты и глубины его негативных последствий. Раскаяние отражает позицию, которую человек занимает не только по отношению к своей вине, но в первую очередь по отношению к самому себе. В обстоятельствах, когда несовершеннолетний, совершивший преступление, не в полной мере способен изменить всю тяжесть его последствий, он может изменить себя. Создание педагогических условий, при которых воспитанник исправительного учреждения обретает потребность в раскаянии, постигает меру ответственности за преодоление вины и таким образом проявляет стремление к преобразованию себя, ведет к сознательному отказу осужденного от иллюзорных ценностей криминальной субкультуры.

Принцип формирования антикриминальной устойчивости предусматривает развитие правовой стойкости несовершеннолетних, способности не поддаваться криминальному влиянию, отказываясь от противоправных вариантов достижения целей при самых неблагоприятных обстоятельствах. Данный принцип ориентирует на осмысление причин приверженности осужденных криминальной субкультуре. В частности, следует учитывать, что феномен доминирования авторитета неформальных лидеров, имеющий место в воспитательных колониях, нередко становится отражением своеобразного вызова воспитанников официозно-нормативной односторонности педагогической системы: чем более формализованной представляется социальная зависимость человека от официальных требований, тем более явной становится его склонность к принятию альтернативных норм.

Указанный принцип подразумевает использование педагогических средств, помогающих воспитанникам в осознании иллюзорности «выгод» от совершаемых преступлений, ориентирующих на анализ своих поступков и их вероятных последствий для себя и окружающих. Действие принципа предполагает активизацию эмоциональной сферы несовершеннолетних, пробуждение у них чувств, вызывающих неприязненное отношение к криминальной идеологии и преступному поведению.

Принцип обогащения субъектного правового опыта. Несовершеннолетний осужденный не становится субъектом правовозначимого жизненного опыта в воспитательной колонии, а является им изначально как но-

ситель субъектного правового опыта, который приобретается им в основном самостоятельно. В субъектном правовом опыте зафиксировано субъектно значимое постижение правового пространства, наполненное для несовершеннолетнего личностными смыслами. Роль педагога состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного правового опыта воспитанника, создать условия для коррекции противоправных взглядов и развития индивидуальных возможностей успешного существования в социуме с опорой на правовой инструмент. Содержание субъектного правового опыта должно быть раскрыто, максимально использовано и обогащено социальным содержанием.

Принцип стимулирования саморазвития воспитанников исправительных учреждений предусматривает педагогическую поддержку несовершеннолетних осужденных в ходе овладения ими знаниями об окружающем правовом пространстве, о своих возможностях и способах их реализации. Приобретаемый воспитанниками социально-правовой опыт, связанный с осмыслением и принятием ценностей права и самопознанием, становится важнейшим основанием для формирования умения выживать и преодолевать препятствия на пути реализации жизненных планов. Саморазвитие актуализирует самопознание, самосовершенствование, самоорганизацию.

Принцип социальной адекватности требует соответствия содержания и средств правовой ресоциали-зации социально-правовой практике людей, в которую правовые знания входят в качестве инструментальной составляющей. Задачи педагогического сопровождения правовой ресоциализации должны быть ориентированы

на реальные социально-правовые условия. Социально-правовая информация, доводимая до воспитанников на занятиях кружков и клубов, должна определяться сферой реальных социальных проблем, имеющих правовой контекст, и жизненными потребностями подростков.

Заключение. Рассмотренные концептуальные основы педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных определяют ценностно-смысловой характер правовой ресоциализации и раскрывают пути оптимизации данного процесса. Научное описание закономерностей и принципов правовой ресоциализации призвано оказать практическую помощь сотрудникам воспитательных колоний в постижении категориальной сущности исследуемого феномена, что с позиций педагогики понимания придаст процессу педагогического сопровождения смыслообразующий характер [17]. Дальнейшая разработка обозначенной проблемы может развиваться в русле изучения особенностей педагогического сопровождения правовой ресоциализации различных категорий осужденных, выделяемых по признакам криминальной зараженности, возрастных и ген-дерных особенностей, умственных способностей и др.

В связи с тем что категория «ресоциализация» все чаще используется в отношении осужденных, считаем перспективным направлением исследование данного феномена в связи с проблематикой частных вопросов. Актуальным представляется выявление концептуальных основ нравственной, политической, трудовой, семейной и других видов ресоциализации осужденных. Те или иные уточняющие определения нацеливают на специфические подходы к процессу интегрирования человека в общественные отношения.

Список литературы

1. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.,1986. 352 с.

2. Андрианов М. С. Психологические механизмы и периодизация процесса правовой социализации // Психология и право. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284.shtml (дата обращения: 03.04.2018).

3. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2. С. 104-106.

4. Гулевич О. А. Правосознание и правовая социализация : учеб. пособие. М., 2003. 270 с.

5. Балахонский В. В., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. Философия права и правосознания : монография. СПб., 2009. 231 с.

6. Певцова Е. А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 362 с.

7. Элиасберг Н. И. Гуманистические основы системы правового образования в школе : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 462 с.

8. Рожков М. И. Воспитание свободного человека. Педагогическое кредо. Ярославль, 2006. 30 с.

9. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. 160 с.

10. Sutherland E., Cressey D., Luckenbill D. Principles of Criminology. NY, 1992. 696 p.

11. Хохряков Г. Ф. Формирование правосознания у осужденных : учеб. пособие. М., 1985. 84 с.

12. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание : Методология и методика. М., 1990. 174 с.

13. Gibbs J. C., Basinger K. S. & Fuller D. Moral maturity: Measuring the development of sociomoral reflection. Hillsdale. N.Y. 1992. 140 р.

14. Панова О. Б. Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии // Вестник института : преступление, наказание, исправление. 2017. № 38. С. 93-98.

15. Панова О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 489 с.

16. Bybee J. Guilt and Children. San Diego, Calif, 2010. 296 р.

17. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел : монография. М., 2008. 120 с.

Поступила 30.03.2018

UDC 376.5

Legal Resocialization of Juvenile Convicts and Principles of their Pedagogical Maintenance

Oksana B. Panova

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate-professor, Professor at the department of Juridical Psychology and Pedagogy.

E-mail: xenia-vipe@mail.ru

1 the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service. Vologda, 160002, Russia

The paper focuses on the laws and principles of pedagogical maintenance of juvenile convicts during legal resocialization from the aspect of minimization of social risks in this sphere. The first group of risks includes the problems of subjective character reflecting personal deformation of juvenile offenders, the other group is connected with difficulties of objective character determined by the social environment. The content of laws and principles direct us to creation and usage of means providing the formation of juveniles' readiness to construct and implement life prospects basing on the potential of legal sphere. The laws reflect dependence of legal resocialization on the increasing juvenile convict contacts with legal values and his acquisition of social legal experience. These laws underlie specific principles which effectiveness is proved by the theoretical analysis and empirical study.

Keywords: legal resocialization; pedagogical maintenance; juvenile convicts; personal deformation;

law values; pedagogical laws; principles.

Citation: Panova O. B. Legal Resocialization of Juvenile Convicts and Principles of their Pedagogical Maintenance. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. P. 31-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14006

References

1. Carbonnier J. Juridical Sociology. Moscow, 1986. 352 p. (In Russ.)

2. Andrianov M. S. Psychological Mechanisms and Periodization of Law Socialization. Psychology and Law. No. 1 2013. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284.shtml (accessed 03.04.2018). (In Russ.)

3. Babenko A. N. Legal Socialization as a Process of Acquiring Legal Values. State and Law. No. 2. 2005. Pp. 104-106. (In Russ.)

4. Gulevich O. A. Legal Consciousness and Legal Socialization. Moscow, 2003. 270 p. (In Russ.)

5. Oleynikov V. S. Philosophy of Law and Legal Consciousness. St Petersburg, 2009. 231 p. (In Russ.)

6. Pevtsova E. A. Realization of Doctrine of Law Education at General Educational Institutions in modern Russia. Doctor of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2004. 362 p. (In Russ.)

7. Eliasberg N. I. Humanistic Basis of the System of Law Education at School. Doctor of Sciences (in Pedagogy) dissertation. St Petersburg, 1998. 462 p. (In Russ.)

8. Rozhkov M. I. Bringing up a Free Man. Pedagogical Credo. Yaroslavl, 2006. 30 p. (In Russ.)

9. Dolgova A. I. Socially Psychological Aspects of Juvenile Crime. Moscow, 1981. 160 p. (In Russ.)

10. Sutherland E., Cressey D., Luckenbill D. Principles of Criminology. NY, 1992. 696 p.

11. Khokhryakov G. F. Forming Convict's Legal Consciousness. Moscow, 1985. 84 p. (In Russ.)

12. Tatarintseva E. V. Legal Education: Methodology and Methodics. Moscow, 1990. 174 p. (In Russ.)

13. Gibbs J. C., Basinger K. S. & Fuller D. Moral maturity: Measuring the development of sociomoral reflection. Hillsdale. N.Y. 1992. 140 p.

14. Panova O. B. Discussing Moral Legal Dilemmas as a Means of Legal Resocialization of Juvenile Convicts at Penitentiary Facility. Bulletin of Institute: Crime, Punishment, Correction. Vologda, 2017. № 38. C. 93-98. (In Russ.)

15. Panova O. B. Pedagogical Maintenance of Legal Resocialization of Juvenile Convicts at Penitentiary Facilities. Doctor of Sciences (in Pedagogy). Yaroslavl, 2013. 489 p. (In Russ.)

16. Bybee J. Guilt and Children. San Diego, Calif, 2010. 296 p.

17. Serdyuk N.V. Pedagogical Hermeneutics in Law Enforcement Chief Officers' Work. Moscow, 2008. 120 p. (In Russ.)

Submitted 30.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.