Таблица 2
Распределение школьников, прошедших обучение на краткосрочной интенсивной школе, по уровню интеллектуальной самореализации
№ Критерии самореализации Уровни
п/п Высокий Средний Низкий
N % N % N %
1 Когнитивный 10 33 15 50 5 17
2 Эмотивно-аксиологический 11 37 16 53 3 10
3 Поведенческо- деятельностный 12 40 15 50 3 10
4 Совокупный 11 36.7 15.3 51 3.7 12.3
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
- Выполнение своей роли в проекте каждым участником;
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность;
- Качественность и правильность выполнения спроектированной робототехнической системы необходимых задач [6].
В итоге школьники, в течение всего времени работы кружка, разрабатывали свою робототехническую модель «Электронной корзины». Суть заключается в складывании некоторых предметов в корзину, которая ведет подсчет количества вещей в ней. Так как мы ввели метод проектов в нашей работе, следовательно, у школьников «Электронные корзины» получились несколько разные на вид и разного технического решения, но одинаково направленные на решение поставленных задач. В завершении работы кружка в ДОЛ «Горный», учащиеся представляли свои работы перед всем лагерем, где прошли оценку и лучшие проекты награждены дипломами.
Результаты опытно - экспериментальной работы по изменениям в выраженности личностных свойств и качеств участников приведены ниже. Они позволили определить направление коррекции, выявить условия, которые необходимо создать для отдельных детей. Анализируя некоторые данные, мы отметили, что
каждый ребенок по-своему включается в деятельность, что требуется учитывать его индивидуальные способности, а нередко и коррекцию его способов и интеллектуальной самореализации.
По когнитивному критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий (33% против 27% на конец второго этапа работы) и средний (50% против 47%) уровни. Число школьников, показавших низкий уровень, уменьшилось до 17% (против 26%).
По эмотивно-аксиологическому критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий уровень (37% против 33% на конец второго этапа работы), и увеличение числа школьников, показавших средний уровень исследуемой готовности, до 53% (против 50%). Количество школьников, показавших низкий уровень, уменьшился до 10% (против 17%).
По поведенческо-деятельностному критерию произошло увеличение числа школьников, показавших высокий (40% против 23% на конец второго этапа работы) уровень. Число школьников, показавших средний уровень, уменьшилось до 50% (против 53%). Количество школьников, показавших низкий уровень, уменьшилось до 10% (против 24%).
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение робототехнических систем может способствовать повышению самореализации учащихся. Данные технологии популярны и востребованы в обществе, однако требуют постоянного развития, поскольку современные педагогические технологии во взаимосвязи с техническим процессом повышают интерес у учащихся к учебе, повышая мотивацию к обучению и, в частности, интеллектуальную самореализацию.
Библиографический список
1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
3. Павлова, М.Ю. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М., 2003.
4. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. -Ростов-на-Дону, 2005.
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2000.
6. Джеймс, Ф.К. Джонатана Д. Рабочая книга соревнований по робототехнике NXT. - М., 2007.
Bibliography
1. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 1999.
2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
3. Pavlova, M.Yu. Metod proektov v tekhnologicheskom obrazovanii shkoljnikov. - M., 2003.
4. Dzhuzhuk, I.I. Metod proektov v kontekste lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Materialih k didakticheskomu issledovaniyu. - Rostov-na-Donu, 2005.
5. Eliseev, O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti - SPb., 2000.
6. Dzheyjms, F.K. Dzhonatana D. Rabochaya kniga sorevnovaniyj po robototekhnike NXT. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 16.02.14
УДК 74: 378.9
Hamid Ajsm Tahir. THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION AMONG DESIGN STUDENTS. Creative thinking and its development with the students majoring in art design is viewed as a mechanism of perceiving the objective reality by a person from the standpoint of various sciences: philosophy, psychology, ethics, and pedagogy. The presented article deals with the specifics and prerequisites of creative perception as well as the means of transformation of the reality.
Key words: creative thinking, agglutination, analogy, exaggeration, type design practice.
Хамид Аям Тахир, аспирант Воронежского гос. педагогического университета г. Воронеж,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Творческое воображение и его развитие у студентов-дизайнеров рассматривается как механизм постижения действительности человеком с позиции ряда наук: философии, психологии, эстетики, педагогики. В статье представлены специфические особенности и предпосылки творческого восприятия, а также способы преобразования действительности.
Ключевые слова: творческое воображение, агглютинация, аналогия, гиперболизация, типизация.
Понятие «творческое воображение» является предметом изучения ряда наук - философии, психологии, эстетики, культурологии, педагогики. Воображение с точки зрения философии трактуется как «познавательная способность (источник познания) к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком» [1]. Творческое воображение - это есть переработка предшествующего чувственного опыта восприятия различных предметов, явлений, событий, вызванных памятью, которые отразились в сознании человека и создаются на их основе новые проявления, не встречавшиеся прежде.
У И. Канта воображение предстает как важнейшая человеческая познавательная способность, как проявление спонтанности, которая может определять чувства по его форме в соответствии с категориями рассудка, а, значит, может давать определения. Расширительно у И. Канта воображение - это «способность представлять предмет также без его присутствия в созерцании» [2, с. 573].
В философской теории И. Канта наблюдается противопоставление продуктивного и репродуктивного воображения и выделение трансцендентальной функции воображения, позволяющей взаимодействовать чувственности и рассудку для получения синтетического познания. Трансцендентальное продуктивное воображение на эмпирическом уровне становится синтезом представлений, соединенных при помощи сознания. Созерцательность и синтетичность образуют две взаимозависимые части продуктивного воображения. Первая часть - «это внутреннее чувство, содержащее лишь формы созерцания (без связи многообразного), а вторая - это синтез трансцендентального воображения, который влияет на внутреннее чувство, заставляет его связывать многообразное содержание созерцания, т.е. подводить его под категорию рассудка. Здесь трансценденталь-ность понимается как образный синтез, который составляет основу возможности появления других априорных знаний, а на этом основывается деятельность самого рассудка» [2, с. 574].
Способность воображения, замечает А.А. Бердяев, есть основа, источник любого творчества, будь то художественное произведение, научное открытие, техническое устройство. Воображение появляется из глубин бессознательного, из свободы. «Воображение не есть только подражание предвечно сущим прообразам... Воображение есть создание не бывшего из недр небытия, из темной потенции» [3, с. 78].
Современные ученые-философы считают, что воображение играет в жизни людей значительную роль. К. Поппер отмечает, что «невозможно себе представить, чтобы научные исследования, конструирование и изобретение не использовали воображения в весьма значительной степени. Наконец, важной представляется роль, которую играет в практическом осуществлении политического равенства и беспристрастности» [4, с. 277].
В психологических исследованиях понятие «воображение» рассматривается, как правило, с нескольких точек зрения. С.Л. Рубинштейн, сторонник «перцептивной» концепции, в которой воображение преобразует образное содержание, писал: «Одна из самых специфических и плодотворных особенностей сознания человека выражается в том, что он может преобразовывать непосредственно ему данные и в конкретно-образной форме создавать новую ситуацию. Именно в этом, прежде всего, проявляется то, что обычно называют воображением» [5, с. 618]. Специфическими особенностями воображения Л.С. Выготский считал:
- автономия воображения от непосредственного и прямого познания действительности;
- известный отход от действительности;
- создание из прежних впечатлений нового образа, не существовавшего ранее;
- наличие связи между воображением и реалистическим мышлением;
- обеспечение свободы (произвольности) в человеческой деятельности, в деятельности человеческого сознания [6, с. 437-454].
Известные ученые А. Бергсон, Т. Рибо, В. Штерн и др. считали воображение самостоятельной сущностью, где отводили значительную роль моторному компоненту в восприятии. Идео-моторная концепция Г. Пагга констатирует, что зарождающееся движение актуализирует инсайт, так как движущееся тело и воображение при его участии выражает себя через различные формы искусства [7]. Г. Пагг считает, что основой творческого воображения является система напряжений в организме, в раздражимости протоплазмы (белки, липиды, полисахариды и др.).
Эксперименты А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко по восприятию формы показали значимость моторного подражания форме: движения рук, ощупывающих предмет; движения гортани при восприятии звука (особенно вокального); движения глаз, изучающих видимый контур. Воображение подражательного движения по форме детерминирует не осознанные мышечные усилия
- «идеомоторный акт», на основе которых производятся моторные образы.
Е.Я. Басин и В.П. Крутоус, характеризуя художественную психологию как «воображающую и воображенную», отмечают строгую направленность всех способностей и психических явлений. «В системе художественной психологии и мышление, и внимание, и чувства, и интересы и т.д. - все модусы психического приобретают воображающий и воображаемый характер. Иными словами, воображение в системе художественной психологии играет роль системообразующего начала» [8, с. 173].
Активное творческое воображение помогает творцу создавать художественный образ, который не копирует, не воспроизводит или фиксирует какие-либо предметы или явления окружающего мира. Создаваемый воображение образ передает эмоции художника, внутренние чувства, выражает общечеловеческие ценности, раскрывает душу благодаря особому эстетическому отношению к действительности. А.А. Мелик-Пашаев писал: «Силой воображения художника это внутреннее содержание само по себе незримое, необразное, обретает образ, «во-обра-жается» в материале того или иного искусства, становится «видимым», «слышимым», доступным другим людям» [9, с. 93].
Значимость творческого воображения заключается в следующем:
- помогает представить результат художественно-проектировочной деятельности до ее начала;
- создает с помощью воображения образ средств и конечного продукта, способствует его предметному воплощению;
- создает программу поведения личности, когда проблемная ситуация не определена;
- продуцирует образы, которые не программируют, а заменяют деятельность;
- создает образы, соответствующие описанию объекта [10].
В диссертации Азиза Аль-Рикаби [11] отмечается, что «важнейшими условиями творческого воображения являются сознательные накопления художественно-проектировочного опыта, целеустремленность, направленность на объекты, продолжительные включения в проблему, предвидение определенных результатов. Субъект творческой деятельности «погружен» в среду ценностей и явлений, созданных определенной культу-
рой, и он всегда опирается на те культурные достижения, которые созданы до него» [11, с. 74].
Необходимой предпосылкой активного творческого воображения, как считают Е.Я. Басин и В.П. Крутоус, является создание «мысленной ситуации и перенесение себя в такую ситуацию, которая позволяет рассмотреть объекты по-другому, то есть занять другую точку зрения» [8, с. 175]. Представленный аспект соответствует эмпатической теории творческого воображения Е.Я. Басина и В.П. Крутоуса. «Эмпатия в данном контексте - это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образу Результативным выражением переноса является отождествление, идентификация Я с другими Я, причем без потери чувства собственного Я, которое во всех случаях остается «хозяином положения» [8, с. 176]. Понятие эмпатия имеет множество значений, смыслов и оттенков, которые выражают различные степени превращения неживого объекта в подобие живого силой воображения с помощью следующих терминов: оживление, одушевление, одухотворение, олицетворение (персонификация). Таким образом, эмпатия стимулирует эмоциональную напряженность восприятия, вызывает из памяти жизненные впечатления, тем самым порождая творческое воображение художника.
Воображение является главным фундаментом, основой художественного творчества, художественного конструирования. Образы, возникающие в воображении, побуждают и усиливают протекание познавательных, эмоциональных, психологических процессов, подчеркивая их творческую природу.
В психологии в настоящее время различают несколько способов преобразования действительности, создания новых образов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, типизация.
Агглютинация (лат. agglutinate - приклеивать) понимается как создание в одном художественном образе каких-либо частей или свойств различных предметов или явлений. Д. Локк в работе «Опыт о человеческом разуме» утверждал, что деятельность разума направлена на соединение, сопоставление, обобщение идей: «Раз разум снабжен этими простыми идеями, то в его власти повторять, сравнивать и соединять их в почти бесконечном «разнообразии» и таким образом создавать ... новые идеи». К этому можно добавить, что воображение должно обладать способностью к проникновению, комбинированию, соединению, подвижностью, схватыванию отношений, гипотетическому допущению. Деятельность воображения была бы невозможна, если бы образы, которые были восприняты ранее и остались в памяти, застыли в тех связях и качествах, в которых они были восприняты [12]. Как пример, непривычные сочетания можно найти в широко известных сказочных образах русалки (голова женщины, хвост рыбы), кентавра (голова человека, туловище быка), в художественных полотнах Марка Шагала и Сальвадора Дали и др.
Аналогия (греч. analogos - соответствие, сходство) понимается как способ, заключающийся в установлении подобия, сходства различных предметов в каком-либо признаке, свойстве или отношениях. Н. Винер в своей книге «Я - математик» писал: «С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин. Я не собираюсь утверждать, что эта аналогия является полной,
Библиографический список
и что мы исчерпываем все свойства нервной системы, уподобив ее цифровым вычислительным устройствам. Я хотел бы подчеркнуть, что в некоторых отношениях поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах» [13, с. 279]. На основе аналогии созданы многие литературные персонажи, герои мультипликационных фильмов: Чебурашка, крокодил Гена, кот Матроскин и др.
Гиперболизация (греч. heperbole - преувеличение) или акцентирование представляет собой заострение, увеличение или уменьшение некоторых характерных черт художественного образа, несущих доминирующую нагрузку В литературе нам известны персонажи, созданные при помощи этого приема - Гулливер, Мальчик-с-пальчик. В изобразительном искусстве создаются карикатуры, шаржи.
Типизация (греч. typos - образец, отпечаток) выражает воплощение общих, существенных черт предметов, событий, фактов, мыслей, людей. Художник, создавая произведение, дизайнер, проектируя изделие, должен уметь увидеть и схватить особенное и воплотить в нем общее (И. Гете). Типическое ярко представлено в литературе («Война и мир» Л. Толстого, «Бесы» Ф. Достоевского и др.), в драме («Король Лир» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова и др.), музыке (симфонии П. Чайковского, вальсы Ф. Шопена и др.), живописи (картины И. Репина, И Крамского и др.), прикладном искусстве эпохи барокко, романтизма, импрессионизма и др.
Современная наука становится более убедительной и действенной из всех человеческих фантазий. Очень ярко это проявляется в отношении информационных и биогенетических технологий, где теряется грань между действительностью, реальностью и воображением, где вымысел, фантазия становятся формой знания о завтрашних вещах. Об этом говорил А. Энштейн: «.Я в достаточной степени художник, чтобы свободно полагаться на мое воображение. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение объемлет весь мир» [11, с. 71].
Как видно из вышеизложенного, развитие творческого воображения студента-дизайнера в образовательном процессе вуза может быть представлено как синтез многих направлений психологии, педагогики, культурологи, а также различных видов искусств, народного художественного творчества. Рассматривая творческое воображение как механизм постижения действительности человеком, то с точки зрения становления и развития знания можно заметить закономерности, которые проявляются в противоречиях между индивидуальными представлениями о действительности и самой действительностью, обусловленной культурно-историческим этапом развития человека, а также противоречием между первоначальными представителями и последующими. Постепенное разрешение этих противоречий возможно в процессе развития творческого воображения.
Таким образом, развитие творческого воображения студен-та-дизайнера в образовательном процессе педагогического университета понимается как совершенствование и прогрессивное изменение признаков построения новых нестереотипных целостных художественных образов, предметов и явлений, отличающихся разнообразием, оригинальностью, детализированностью, интеллектуальностью, эмоциональностью фантазии, направленностью на создание художественно-творческого продукта.
1. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М., 2005.
2. Кант, И. Немецкая философия. - М., 1964. - Т. 3.
3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.
4. Поппер, К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2.
7. Pugg, H. Imagination. - N.Y., 1963.
8. Басин, Е.Я. Философская эстетика и психология искусства. - М., 2007.
9. Современный словарь-справочник по искусству / науч. рук., сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 1999.
10. Психологический словарь / авт.-сост. В.П. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др.; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону, 2003.
11. Аль-Рикаби Азиз Мезал. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук - Воронеж, 2010.
12. Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск, 2003.
13. Винер, Н. Я - математик. - М., 1967.
Bibliography
1. Slovarj filosofskikh terminov / nauch. red. prof. V.G. Kuznecova. - M., 2005.
2. Kant, I. Nemeckaya filosofiya. - M., 1964. - T. 3.
3. Berdyaev, N.A. Smihsl tvorchestva: filosofiya tvorchestva, kuljturih i iskusstva. - M., 1994.
4. Popper, K. Otkrihtoe obthestvo i ego vragi. - M., 1992.
5. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1999.
6. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 1982. - T. 2.
7. Pugg, H. Imagination. - N.Y., 1963.
8. Basin, E.Ya. Filosofskaya ehstetika i psikhologiya iskusstva. - M., 2007.
9. Sovremennihyj slovarj-spravochnik po iskusstvu / nauch. ruk., sost. A.A. Melik-Pashaev. - M., 1999.
10. Psikhologicheskiyj slovarj / avt.-sost. V.P. Koporulina, M.N. Smirnova, N.O. Gordeeva i dr.; pod obth. red. Yu.L. Neyjmera. - Rostov-na-Donu, 2003.
11. Alj-Rikabi Aziz Mezal. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya studentov v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk - Voronezh, 2010.
12. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya / sost. K.V. Seljchenok. - Minsk, 2003.
13. Viner, N. Ya - matematik. - M., 1967.
Статья поступила в редакцию 06.03.14
УДК 37.017.4
Belotserkovets N.I. THE METHODS OF WORK OF A TEACHER IN FORMING OF AN INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The work presents the modern views on ways of a teacher's work in creating a culture of communication between people of different nationalities in an educational organization. The research presents the basic models of introduction of an ethno-cultural component into the contents of education.
Key words: culture of interethnic relations, technology, models, form, methods and means of work to build a culture of interethnic relations.
Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В работе представлены современные взгляды на технологию деятельности педагога по формированию культуры межнационального общения в практике работы образовательной организации, представлены основные модели введения этнокультурного компонента в содержание образования.
Ключевые слова: культура межнациональных отношений, технология, модели, формы, методы и средства работы по формированию культуры межнациональных отношений.
Поскольку формирование любого качества личности происходит в деятельности, то основной задачей педагога в процессе воспитания культуры межнационального общения у школьников является вовлечение их в совместную деятельность, основными видами которой в условиях образовательного учреждения выступают учеба, игра, труд, досуг, а также нравственное просвещение.
Учеба составляет основу духовного становления человека, является важнейшим фактором овладения им культурным наследием. Соответственно, огромна ее роль и как фактора воспитания гуманности - одной из важнейших, сущностных характеристик подлинной, демократической культуры.
Познавательный материал, изучаемый на уроках русского языка, чтения (или литературы), трудового обучения, природоведения, музыкального и изобразительного искусства, очень важен для воспитания учащихся в духе толерантности.
Общеизвестно огромное значение игры в формировании личности ребенка на всех этапах ее возрастного развития. В процессе игры формируются духовные ценности личности, лучшие ее качества и способности. Игры (дидактические, ролевые, подвижные, спортивные и т.д.) оказывают положительное влияние на межличностные отношения детей, которые в них возникают. Исходя из этого, большое значение в формировании культуры межнационального взаимодействия имеет освоение учащимися национальных игр народов России, особенно тех, представители которых обучаются в классе.
Одним из важнейших факторов воспитания школьников является труд. В процессе труда формируются умения и навыки детей, складываются определенные отношения между ними, накапливается опыт практической деятельности. Трудовая деятельность развивает у ребенка собственное отношение к ней, к ее результатам, уважение к людям труда, к любому труду взрослых и детей. На уроках трудового обучения дети овладевают практическими умениями и навыками. Большую роль в сближении
людей разных национальностей играет освоение народных промыслов. Кроме этого, в качестве совместной трудовой деятельности школьников весьма эффективным зарекомендовали себя оформление тематических уголков и классов, альбомов, музеев, посвященных различным народам, их истории, культуре и традициям.
Педагогически правильное построение работы в детском коллективе сочетает трудовую деятельность с разными видами досуга. В досуговой деятельности - спортивной, художественной и эстетической следует создать условия для проявления культуры межнационального общения, которые бы побуждали учащихся разных национальностей к взаимодействию [1]. Формы ее организации: индивидуальные, парные, групповые - способствуют овладению учащимися культурой взаимоотношений в классе. Педагогу важно изучить учащихся, их интересы, способности, уже сложившиеся между ними межличностные отношения с тем, чтобы объединить их в микрогруппы в соответствии с их пожеланиями.
Осуществляемое в процессе учебной и внеучебной деятельности целенаправленное нравственное просвещение младших школьников является необходимым фактором воспитания толерантных взаимоотношений. Очень важны для формирования гуманистических представлений у детей беседы - как специальные, этические, так и проводимые в связи с той или иной практической деятельностью. Педагог обязан всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Воспитательная работа должна быть последовательной, не сводиться к разовым усилиям. Учителю важно осмыслить характер взаимоотношений, морально-психологическую атмосферу в многонациональном коллективе.
Большое значение имеет деятельность педагога по сплочению такого коллектива. Основное требование к нему в современных условиях - внимание к каждому конкретному человеку, представителю и той или иной этнической общности. Учитель