Научная статья на тему 'Специфические особенности творческо-профессионального становления личности студента будущего учителя изобразительного искусства'

Специфические особенности творческо-профессионального становления личности студента будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / CREATIVE-PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY OF STUDENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / THE ARTISTIC DIALOGUE / ORIENTATION / ARTISTICALLY-EDUCATIONAL SPACE / ARTISTICALLY-CREATIVE SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петелин А. С., Шахразад Мустафа М.

В статье рассматриваются специфические особенности творческо-профессионального становления личности студента-художника, изучены процессы развития профессионально важных качеств в художественно-образовательном процессе вуза, целью которых является приобретение студентом-художником личностного художественно-педагогического и социально-культурного опыта для самореализации в будущей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петелин А. С., Шахразад Мустафа М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE CREATIVE-PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY OF STUDENTS FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS

The article considers specific features of the creativeprofessional formation of the personality of student artist, studied the processes of development of professionally important qualities in the artistically-educational process of the high school, the aim of which is the acquisition of the student-artist of the personal artistically-pedagogical, social and cultural experience for self-realization in the future professional activity of teachers of fine arts.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности творческо-профессионального становления личности студента будущего учителя изобразительного искусства»

А.С. Петелин, д-р. пед. наук, проф., зав. каф. Теории, истории музыки и музыкальных инструментов

Воронежского гос. пед. университета, г. Воронеж; М. Шахразад Мустафа, аспирант Воронежского гос. пед.

университета, г. Воронеж, E-mail: lemononline@mail.ru

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматриваются специфические особенности творческо-профессионального становления личности студента-художника, изучены процессы развития профессионально важных качеств в художественно-образовательном процессе вуза, целью которых является приобретение студентом-художником личностного художественно-педагогического и социально-культурного опыта для самореализации в будущей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.

Ключевые слова: творческо-профессиональное становление личности студента, психолого-педагогическая поддержка, художественный диалог, направленность, художественно-образовательное пространство, художественно-творческое самовыражение.

Процесс творческо-профессионального становления личности студента - будущего учителя изобразительного искусства предполагает, прежде всего, активность личностного развития студента, направленную на раскрытие художественных и педагогических способностей; самосозидание и самосовершенствование различных видов художественно-творческой и учебно-профессиональной деятельности, реализация которых обеспечивает становление компетентного учителя.

Обращение профессионального образования к личности студента актуализирует изучение проблемы специфики художественно-педагогического образования.

В качестве обстоятельств, определяющих специфику и динамику творческо-профессионального становления личности студента - будущего учителя изобразительного искусства были определены и обоснованы следующие: ситуация художественного диалога, способствующая взаимодействию педагога и студента на основе сотрудничества и сотворчества; художественно-образовательное пространство вуза; наличие доминирующей художественно-эстетической направленности личности, связанной с различными видами художественного творчства; психолого-педагогическая поддержка творческо-профессионального становления личности студента; формирование художественно-творческого самовыражения студента в профессиональном художественно-педагогическом образовании.

1.Ситуация художественного диалога. Под диалогом Н.М. Борытко понимает пространство становления и самообоснования личности в условиях множественности культур [1]. Признание диалогизма как сущностной характеристики человеческого бытия, позволило М. Буберу трактовать образование как непреднамеренное диалогическое взаимодействие учителя и ученика в совместной деятельности [2]. Диалог М.М. Бахтина, понимаемый через призму культуры, это не диалог различных мнений или представлений, это всегда диалог различных культур [3].

Поддерживая данную точку зрения В.С. Библер предостерегает от поверхностного понимания диалога, который встречается в речи человека (бытовой, научный и др.) и не имеет отношения к диалоговой концепции культуры. Поэтому диалог не сводится только к общению, но само общение включает диалог, как собственную форму.

Изучая процесс реализации диалога в художественно-образовательной практике на основе работ И.В. Арановской, Б.С. Мейлаха, И. Лященко, А.С. Петелина, Е.Ю. Юлпатовой, можно заметить, что процесс познания состоит из комплекса диалоговых отношений, где личностное отношение к изучаемому предмету гораздо ценнее, чем постижение самого предмета. Результат познания складывается из противоречивых отношений в диалоге, где:

- объект - художественное произведение - в диалоге активно взаимодействует со знанием о нем;

- субъект - студент - в диалоге активно взаимодействует с художественным произведением, в то числе и знанием о нем, авторе, интерпретации, стиле, эпохе и т.д.;

- субъект - педагог - в диалоге активно взаимодействует с художественными произведениями (в том числе со знанием о них);

- субъект - педагог - в диалоге активно взаимодействует с субъектом-студентом (возникает сотворчество, соперничество) [4].

Как видно из вышеизложенного, проведение занятий со студентами на основе моделирования ситуации художественного диалога целесообразно проводить в процессе изучения специальных художественно-творческих дисциплин с учетом специфических особенностей их будущей профессиональной деятельностью педагогом-художником. Е.Ю. Юлпатова обосновала три типа ситуации художественного диалога, которые дифференцированы по мере наполнения их диалогической составляющей, и которые были адаптированы к изобразительному искусству [5].

Ситуация художественного диалога первого типа - «диалог по поводу изобразительного искусства» представляется в виде ситуации «педагог-студент», где художественное произведение выступает средством диалога.

Ситуация художественного диалога второго типа - «диалог через изобразительное искусство» представляется в виде ситуации «педагог- художественное произведение-студент», где художественное произведение выступает в роли квазисубъекта, что увеличивает меру субъектности студента.

Ситуация художественного диалога третьего типа - «диалог с художественным произведением» представляется в виде ситуации «художественное произведение- студент», где студент и художественное произведение выступают равноправными субъектами диалога [5].

Ценностный характер диалог приобретает в том случае, когда за каждым событием, знанием, явлением, законом, нормой поведения видится человек, когда диалог стимулирует поиск смысла жизни и деятельности и когда за внешней формой отношений проступает смысл бытия человека [6].

Реализация ситуации художественного диалога осуществляется через постановку целей как способности видеть перспективу своей будущей деятельности учителем изобразительного искусства.

2. Художественно-образовательное пространство. Под пространством в философии понимают то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря «органам чувств» [7]. И. Кант замечал, что некоторые характеристики пространства: протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие элементов детерминируют влияние на чувственное созерцание. «Пространство - одно из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи» [7, с. 408]. В настоящее время понятие «пространство» употребляют во многих областях науки: культуре, информатике, экономике, педагогике и др.

Г.Н.Сериков понимает образовательное пространство как специальным образом организованную совокупность образовательных систем: нормативно-регламентирующую координату, характеризующую нравственные основания; перспективно-ориентирующую координату, которая служит ориентиром в определении ценности результатов функционирования образовательных систем; деятельностно- стимулирующую координату, которая признана тражать специфику условий жизнедеятельности; коммуникативно-информационную координату, отражающую взаимосвязи между различными системами, входящими в образовательное пространство [8].

Художественно-образовательное пространство - это педагогически целесообразно организованная совокупность сред (внутренняя, внешняя, наследственная), окружающая личность

студента - будущего учителя изобразительного искусства. Внутренняя среда включает ряд компонентов и выражается как некая интегрированная инварианта, характерная для образовательных учреждений профессионального художественно-педагогического образования. Внешняя среда включает культурное, социальное, информационное и другое окружение. Наследственная среда - это среда, унаследованаяя преподавателями от своей предыдущей деятельности [9].

Отличительными признаками художественно-образовательного пространства является следующее.

Первое - генерирование, позволяющее обеспечивать свободу выбора студентов различных видов художественно-творческой деятельности с учетом их творческих склонностей и способностей (рисунок, ДПИ, скульптура, живопись, лепка, ваяние и др.); творческий характер учебной деятельности; развитие эст ет ического от ношения к искусству.

Второе - наследственно-преемственная среда, выраженная в преемственном и унаследованном от предыдущей деятельности, восприятии, воспроизведении, интеграции и преобразования педагогом художественно-образовательного пространства. В умении педагога использовать ресурсы художественно-образовательного пространства для творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Третье - дифференциация, которая позволяет более объёмно освоить весь спектр художественно-образовательного пространства, мысленно разделив на составные взаимопересекающие и взаимодополняющие зоны: психолого-педагогической поддержки, творческой самореализации (выставки, галереи, конференции, встречи и др.), зона здоровья (пленэр, спорт и др.), зона досуга и т.п.

Четвертое - интеграция - это включения в художественно-образовательный процесс существующих, но не используемых ранее существенных составляющих среды, соединённых в целое. Например: включение в художественно-педагогическую практику студентов специальных учебных заведений начального, общего, среднего и высшего художественно-педагогического образования и др.

3. Наличие доминирующей художественно-эстетической направленности личности.

Важнейшей и значимой характеристикой в целостном облике личности студента- будущего учителя изобразительного искусства является его профессиональная направленность. В психологии направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций» [10, с. 286]. Направленность личности характеризуется мотивами, интересами, склонностями, убеждениями, в которых выражено мировоззрение человека.

В.А. Слатенин термин «направленность» раскрывает как «иерархическую систему устойчиво доминирующих мотивов личности, без которых невозможно формирование профессионально важных свойств учителя» [11, с. 22]. Рассматривая направленность применительно к профессии педагога-художника, необходимо учитывать объект направленности (обучающиеся, художественно-педагогическая деятельность, учительская профессия), уровень осознанности своих способностей (художественных и педагогических), устойчивость во времени и обстоятельствах, сформированную потребность на развитие личности ученика средствами изобразительного искусства, целеустремленность, профессиональную ответственность.

На основе анализа ряда работ А.М. Аль-Рикаби, А.А. Ме-лик-Пашаева, Б.М. Неменского, А.С. Петелина, Л.Л. Романовой, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др. можно сделать вывод о том, что под художественно-эстетической направленностью личности понимается «ранжированная система доминирующих мотитвов, выражающих потребность перевода студента при общении с произведением изобразительного искусства из обычного состояния в «поле» художественно-эстетического переживания, а также обуславливающих «присвоение» художественно-педагогических умений и знаний студентов и формирующих профессионально важные личностные качества личности учителя изобразительного искусства» [12, с. 41].

Такая направленность личности студента способствует выработке эстетических идеалов, пониманию эстетической ценности содержания предметов, формированию эстетических свойств, художественно-творческой самореализации. Человек заинтересован в предмете эстетического восприятия. Ю.Б. Бо-

рев писал: «Воспринимая в предмете эстетическое (его эстетические свойства), мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом» [13].

Такая художественно-творческая направленность личности позволяет рассматривать окружающий мир не со стороны его полезности, а увидеть красоту, уникальность и неповторимость предмета, явления. А при создании художественного произведения показать обыкновенные, привычные предметы нестереотипными, свежими, обновленными.

4. Психолого-педагогическая поддержка творческо-про-фессионального ст ановления личност и ст удент а. Видные отечественные педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. указывали на необходимость психолого-педагогической поддержки в развитии личности как необходимой составляющей гуманизации обучения. Психологическим основанием педагогической поддержки служат взаимосвязанные процессы создания внутренних условий для саморазвития, для «продолжения себя в другом». Психолого-педагогическая поддержка рассматривается (Е.И. Исаев, О.А. Мацкайлова, В.И. Слободчиков) как сложная, высокотехнологичная система педагогического взаимодействия, а также как «многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестибилизирующим внешним и внутренним факторам, создании оптимальных условий для личностного развития» [6, с. 210].

Сущность психолого-педагогической поддержки заключается в оказании педагогической помощи в преодолении помех, задержек, затруднений, сомнений, остановки, негативных состояний и др., которые обозначаются одним словом «препятствия». Препятствием называют то, что мешает личности достичь желаемого результата [14].

Психолого-педагогическая поддержка творческо-професси-онального становления личности студента - будущего учителя изобразительного искусства включает ряд условий, которые были адаптированы на основе работ Ю.Н. Кулюткина:

- умение переводить художественно-творческий поиск профессионально-педагогического и жизненного пути на ценностно-рефлексивный личностный уровень посредством сближения задачи и факта ее решения для студента;

- умение востребовать не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений изменения.

- приведенные содержания базовых художественно-педагогических и человеческих ценностей в их соответсвие с деятельностью личностных структур сознания (мотивирование, интеллектуальная самооценка, психологическая защита, индивидуальная художественная картина мира и т.п.), которые определяют эффективность творческо-профессиональных решений, отвечающих условиям профессиональной художественно-педагогической деятельности и жизни [15].

В процессе психолого-педагогической поддержки педагог осуществляет определенные действия, к которым можно отнести:

- предварительный анализ психологических, профессиональных (художественных и педагогических), мировоззренческих, личностных и др. особенностей студента;

- дифференциация студентов в зависимости от исходных характеристик, способностей и потребностей;

- выявление психолого-педагогических резервов личности студента и условий для поддержки творческо-профессионально-го становления будущего учителя изобразительного искусства;

- совместная (преподавателем и студентом) оценка затруднений и самостоятельная вербализация постановки проблемы;

- постоянный психолого-педагогический мониторинг творчес-ко-профессионального становления личности студента;

- коррекция имеющихся интеллектуальных или трудных психологических качеств.

5. Формирование художественно-творческого самовыражения в процессе художественно-педагогического образования. Известный психолог С.Л. Рубинштейн заявлял, что в творческом труде объективная и личностная значимость деятельности могут и должны максимально совпадать [16]. Самовыражение личности с точки зрения гуманистической педагогики опосредуется такими понятиями как «самоопределение», «самоидентификация», «самотрансценденция», «самореализация», «само-

актуализация», которые выражают «сознательный поиск», «рост изнутри, смыслотворчество, создание собственной картины мира» [17, с. 38-52].

Творческое самовыражение - это «активный процесс преобразования и создания новых художественных продуктов с целью совершенствования себя и реализации своего «Я» посредством развития своих личностных возможностей и индивидуальных способностей в конкретной творческой деятельности» [12, с. 47].

А.А. Мелик-Пашаев пишет, что механизмом выражения своих ощущений, зарождение идеи художественного образа, воплощение его в художественном произведении является процесс творческого самовыражения, в котором «человек получает опыт расширенного, обновленного самосознания и самоощущения, как бы одновременно и вспоминает и предвосхищает свои истинные возможности» [18, с. 36]. Е.Я. Басин считает, что важнейшей предпосылкой творческого самовыражения является создание мысленной ситуации и перенесение себя в определённую ситуацию, которая позволяет рассмотреть объект по-другому, «занять другую точку зрения» [19]. Поэтому можно считать, что условиями формирования художественно-творческого выражения личности студента являются: направленность на объект, целеустремлённость, сознательное накопление художественного опыта, сформированность мотивационной сферы. Продолжительное включение в художественное творчество проблему, «погружение» в сферу ценностей мировой и региональной культуры, опора на художественные достижения предше-

Библиографический список

ствующих авторов, предвидение определённых творческих результатов.

Процесс художественно-творческого самовыражения, который понимается как реализация своего «Я», включает:

- внутреннюю мотивацию, удовлетворяющую устремления и потребности личности студента - будущего учителя изобразительного искусства;

- эстетическую активность, выражаемую через имманентную направленность сознания на предмет художественно-творческой деятельности;

- творческое воображение, способствующее путём агглютинации, гиперболизации, типизации и другим создавать новые образы;

- эмоциональную эмпатию - вчувствование в художественный объект стимулирует эмоциональную напряженность восприятия, вызывает удивление, воображение, ассоциации с событиями внутренней жизни, возникающие в эмоциональной памяти прошлыми жизненными впечатлениями;

- эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства.

Отсюда следует, что формирование художественно-творческого самовыражения представляет собой процесс целенаправленного развития воображения, мотивации, эмоционально-эстетического опыта, художественного вкуса, эмпатии, эстетической активности, формирования художественно-педагогических способностей.

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. - Волгоград, 2001.

2. Бубер, М. Два образа веры. - М., 1995.

3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

4. Петелин, А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки: монография. - Воронеж, 2005.

5. Юлпатова, Е.Ю. Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора: автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011.

6. Мацкайлова, О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: монография. - М., 2009.

7. Философский энциклопедический словарь. - М., 2006.

8. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системы образования. - Курск, 1997.

9. Майор, Ф. Высокий образовательный замысел / Ф. Майор, С. Тангян // Педагогика. - 1996. - № 6.

10. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

11. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976.

12. Аль-Рикаби, А.М. Формирование творческого самовыражения в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010.

13. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М., 1988.

14. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманитарных теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов-на-Дону, 1999.

15. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1981.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - Спб., 1999.

17. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты. - М., 1994.

18. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника. - М., 2000.

19. Басин, Е.Я. Философская эстетика и психология искусства: уч. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. - М., 2007. Bibliography

1. Borihtko, N.M. V prostranstve vospitateljnoyj deyateljnosti: monografiya. - Volgograd, 2001.

2. Buber, M. Dva obraza verih. - M., 1995.

3. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.

4. Petelin, A.S. Professionaljno-lichnostnoe stanovlenie uchitelya muzihki: monografiya. - Voronezh, 2005.

5. Yulpatova, E.Yu. Dialog v praktike vuzovskogo obucheniya specialjnihm disciplinam buduthikh dirizherov khora: avtoref. ... kand. ped. nauk. -Volgograd, 2011.

6. Mackayjlova, O.A. Gumanitarizaciya uchebnogo processa v sisteme srednego professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - M., 2009.

7. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2006.

8. Serikov, G.N. Obrazovanie: aspektih sistemih obrazovaniya. - Kursk, 1997.

9. Mayjor, F. Vihsokiyj obrazovateljnihyj zamihsel / F. Mayjor, S. Tangyan // Pedagogika. - 1996. - № 6.

10. Psikhologiya: slovarj / pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. - M., 1990.

11. Slastenin, V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoyj shkolih v processe professionaljnoyj podgotovki. - M., 1976.

12. Alj-Rikabi, A.M. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2010.

13. Borev, Yu.B. Ehstetika. - M., 1988.

14. Bondarevskaya, E.V. Pedagogika: lichnostj v gumanitarnihkh teoriyakh i sistemakh vospitaniya / E.V. Bondarevskaya, S. V. Kuljnevich. -Rostov-na-Donu, 1999.

15. Kulyutkin, Yu.N. Psikhologiya obucheniya vzroslihkh. - M., 1981.

16. Rubinshteyjn, S. L. Osnovih obtheyj psikhologii. - Spb., 1999.

17. Maslou, A. Samoaktualizaciya // Psikhologiya lichnosti. Testih. - M., 1994.

18. Melik-Pashaev, A.A. Mir khudozhnika. - M., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Basin, E.Ya. Filosofskaya ehstetika i psikhologiya iskusstva: uch. posobie / E.Ya. Basin, V.P. Krutous. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 28.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.