Н. С. Александрова, С. Л. Лупу. Формирование профессиональных художественно-творческих умений.
УДК 371.13
Н. С. Александрова, С. Л. Лупу
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ
В статье раскрыты теоретико-прикладные аспекты формирования профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущих педагогов дошкольного и начального образования в ключе интегративного подхода. Проанализированы основные подходы к построению практики профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического колледжа.
The article discovers theoretical and applied aspects of forming the professional artistic-creative skills and practices of future teachers trained for pre-school and elementary school. Basic approaches to organizing the professional training practice of future teachers in pedagogical colleges are analyzed.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные художественно-творческие умения и навыки, будущий педагог, синтез искусства.
Keywords: professional training, professional artistic-creative skills and practices, future teacher, art synthesis.
В новых социокультурных условиях возрождается значимость профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования, способных принимать непосредственное участие в создании материальных и духовно-нравственных ценностей и приобщении к ним.
Учебные заведения, готовящие студентов по педагогическим направлениям, должны выпускать специалистов, владеющих необходимым объемом знаний, умений и навыков по художественным дисциплинам, умеющих не только грамотно, в соответствии с требованиями современной методики осуществлять процесс преподавания, но и заниматься творчеством. Однако, как показывает анализ практики работы педагогических колледжей, эта задача решается частично ввиду того, что в большинстве случаев в процессе подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования применяются информационно-репродуктивные методы, что препятствует развитию творческих умений и навыков студентов. В связи с этим требуется пересмотреть педагогическую концепцию формирования художественно-творческой деятельности будущих педагогов, ее теоретико-методологических и методических основ, процессуальные и содержательные стороны процесса профессиональной подготовки.
© Александрова Н. С., Лупу С. Л., 2010
Творческой деятельности и культуре учителя посвящено значительное количество научных исследований. Отдельные вопросы развития творческих способностей студентов при решении изобразительных задач в процессе творческой и учебной деятельности рассматривались С. Е. Игнатьевым, В. С. Кузиным, Е. В. Шороховым, Б. П. Юсовым и др. Мы опирались также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Р. Г. Казаковой, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова и других, опыт преподавания искусства в учебных заведениях, дающих профессиональную подготовку в области художественного образования. Важным источником изучения творческой личности стали исследования педагогов Р. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, О. П. Радыновой, Н. М. Сокольниковой и т. д., посвященных художественному образованию личности.
Анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показывает, что творческий процесс педагогами и искусствоведами характеризуется как воспроизведение имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций, приводящих к созданию нового продукта (предмета, действий, мыслей и т. д., не повторяющих ранее известные), а художественная деятельность - как особый вид активности, где продуктом, материализованной формой выступают произведения художественного творчества. Содержание художественно-творческой деятельности в нашем исследовании рассматривается через специфику эмоционально-эстетической активности личности, развивающейся как комплексная способность в создании нового продукта через мыслительные (образность, оригинальность, гибкость, беглость), перцептивные (воображение, фантазия, интуиция, впечатлительность), характерологические (эмпатия, эмоциональная отзывчивость, артистизм, чувство собственного достоинства) изменения. Следовательно, профессиональные художественно-творческие умения и навыки будущего педагога есть совокупность профессионально-личностных действий по восприятию прекрасного и творческому воспроизведению, основанным на знаниях о специфике видов искусства и творческого самовыражения, позволяющего эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность по эстетическому развитию воспитанников.
Научные исследования в области художественного образования свидетельствуют о многогранности и полифункциональности воздействия средств изобразительного искусства в целом на формирование личности, ее мировоззрение и развитие творческих способностей студентов. При этом основной задачей профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и на-
Педагогика высшей школы
чального образования, на наш взгляд, должен выступать синтез искусств.
В работах А. Я. Зись, М. С. Кагана, Т. С. Комаровой, Р. Г. Казаковой, О. П. Радыновой, Р. М. Чу-мичевой, Б. П. Юсова и других рассматриваются вопросы синтеза искусств как средства художественно-творческого развития личности как наиболее полного способа эстетического освоения мира, как органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Однако вопросы формирования профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущих педагогов дошкольного и начального образования в условиях педагогического колледжа средствами синтеза искусств остались неизученными.
В соответствии с обозначенными понятиями мы определили совокупность профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущего педагога с учетом профессиограммы и синтеза искусства, которые в процессе профессиональной подготовки трансформируются в параметры будущей профессиональной деятельности. В неё включен комплекс профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущего педагога: исполнительские (выразительно петь и играть на музыкальных инструментах, изобразительные и оформительские умения и навыки, умение декламировать стихи, ритмично двигаться), творческие (авторская интерпретация выразительных средств искусства), рефлексивные (адекватная оценка результатов своей творческой деятельности и их совершенствование).
Для эффективного формирования профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущего педагога в условиях педагогического колледжа средствами синтеза искусств мы разработали спецкурсы, деловые игры и практикумы: «Музицирование», «Техники живописи и акварели», «Декоративно-оформительские работы», «Основы актерского мастерства», «Ритмопластика», «Ритмика», «Риторика» по развитию исполнительских, творческих, рефлексивных художественно-творческих умений и навыков.
На первом этапе (репродуктивный этап) с помощью психолого-педагогических тренингов осуществляется развитие мотивации, профессионального самосознания, заинтересованности, осознание необходимости преобразования своего внутреннего мира и поиск возможностей развития в профессиональном труде. На этом этапе студенты с учетом индивидуальных эмоционально-творческих возможностей нивелируют не-сформированные художественно-творческие умения и навыки через подгрупповые занятия на спецкурсах «Музицирование», «Техники живо-
писи и акварели», «Декоративно-оформительские работы», «Ритмопластика», «Ритмика», «Риторика» и овладевают элементарными умениями и навыками петь и играть на музыкальных инструментах, изобразительными и оформительскими умениями и навыками, декламировать стихи, ритмично двигаться, стандартной интерпретацией выразительных средств искусства, учатся анализировать результаты своей деятельности. Студенты также имели возможность факультативно знакомиться с теми видами искусств, с которыми им придется знакомить своих воспитанников (музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, танец). Технология подготовки будущего педагога на этом этапе направлена на первичное восприятие различных видов искусств («Музыкальный салон», «Художественная галерея» и т. д.) с приглашением музыкантов, художников, дизайнеров.
На втором этапе (созидательный этап) параллельно с изучением спецдисциплин формируется комплекс профессиональных умений и навыков будущих педагогов через изучение спецкурса «Основы творчества». На этом этапе студенты совершенствуют творческие умения и навыки петь и играть на музыкальных инструментах, изобразительные и оформительские умения и навыки, декламировать стихи, ритмично двигаться, интерпретировать выразительные средства искусства, учатся анализировать результаты своей творческой деятельности. Здесь педагоги пытаются усилить направленность студентов на повышение мотивации в творческом саморазвитии через авторские разработки художественно-исполнительской идеи («Музыкальная страна», «Красочный город», «Ярмарка мастеров», «Конкурс поэтов», «Танцующие человечки»).
Технология подготовки будущего педагога средствами синтеза искусств способствует становлению его профессиональных художественно-творческих умений и навыков и направлена на интерпретацию различных видов искусств в их синтезе. Технология обеспечивает накопление художественного опыта студента: подготовка и готовность к восприятию произведений искусства в их синтезе, акт восприятия художественного произведения и возникновение художественного образа, включение художественного образа в структуру опыта личности как органичного элемента его духовного мира. Студенты имеют возможность участвовать в фестивалях, конкурсах авторских работ.
Третий этап (творческий этап) направлен на актуализацию творческих умений и навыков выразительно петь и играть на музыкальных инструментах, изобразительных и оформительских умений и навыков, декламировать стихи, ритмично двигаться, авторской интерпретацией выра-
И. Б. Акиншина. Специфика студенческого самоуправления 6 вузах Германии
зительных средств искусства. Это достигается за счет формирования опыта творческой деятельности субъектов образовательного процесса средствами синтеза искусств. Технология подготовки будущего педагога способствует формированию его профессиональных художественно-творческих умений и навыков и направлена на воспроизведение различных видов искусств в их синтезе, интерпретацию и творческую активность. Технология предусматривает поиск и отбор впечатлений, искусное переложение их на основе воображения на «язык» искусства и создание художественного образа. Выставки-презентации будущих педагогов оценивают не только преподаватели, но и работодатели, т. е. заведующие дошкольных образовательных учреждений и директора школ.
Четвертый этап (рефлексивный этап) направлен на обучение адекватной оценке результатов своей творческой деятельности и желание их совершенствования. Технология формирования профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущего педагога средствами синтеза искусств способствует их творческой активности и направлена на просмотр, коллективную оценку и рефлексию художественно-исполнительской идеи. Особое внимание здесь уделяется самосовершенствованию своих художественно-творческих умений и навыков.
Исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод, что теоретический аспект формирования художественно-творческих умений и навыков будущих педагогов средствами синтеза искусств объясняется их сущностью, заключающейся в совокупности профессионально-личностных действий студентов по восприятию прекрасного и её творческого воспроизведения, знаниях о специфике видов искусства и творческом самовыражении. Все это позволит будущим выпускникам эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность по эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прикладной аспект изучаемого направления определяется внешними (учет индивидуальных эмоционально-творческих возможностей субъектов), внутренними (направленность субъектов на повышение мотивации в творческом саморазвитии) и интегративными условиями (формирование опыта творческой деятельности субъектов в области синтеза искусств).
УДК 378.18 07 (430)
И. Б. Акиншина
СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ
Целью статьи выступает определение специфики развития и функционирования студенческого самоуправления в вузовской системе образования Германии. В статье кратко рассматривается история развития и утверждения немецкого студенческого самоуправления.
The purpose of this article is to define the specific of the development and function of German student self-government in the higher educational system. In the given article it is viewed the history and assertion (consolidation) of German student self-government.
Ключевые слова: студенческие объединения, студенческое самоуправление, специфика немецкого студенческого самоуправления.
Keywords: student unions, student self-government, specific of German student self-government.
Актуальность проблемы студенческого самоуправления обусловлена активным участием студенческой молодежи любой страны в общественной жизни. Как отмечает российский педагог В. М. Певзнер, «в российском обществе наблюдается возрождение на новой демократической основе студенческих организаций, которые строят свою деятельность, исходя из образовательных, профессиональных, социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, соотнося их с социокультурным контекстом развития молодежи как страты и высшей школы как социального института» [1].
Для совершенствования и модернизации российского студенческого самоуправления необходимо изучение опыта зарубежных стран и возможности его использования с учетом традиций российской вузовской системы профессионального образования. Среди европейских стран, где особое внимание в государственной политике уделяется проблемам молодежи, в том числе и студенческой молодежи, мы выбрали Германию как страну, имеющую солидную правовую, экономическую, финансовую и социальную базу для государственной поддержки молодежи в вузах и университетах. Но при этом следует подчеркнуть, что немалая заслуга в том, что государство обращает внимание на проблемы молодежи в системе образования, принадлежит активной деятельности самой студенческой молодежи.
В результате анализа студенческого самоуправления в вузах Германии мы пришли к выводу, что возникновение и развитие студенческого самоуправления в системе высшего образования
© Акиншина И. Б., 2010