Научная статья на тему 'Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства'

Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТВОРЧЕСКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CREATIVE-PROFESSIONAL FORMATION OF THE STUDENT / THE FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петелин А. С., М. Шахразад Мустафа

В статье представлено краткое описание педагогических условий творческо-профессионального становления личности студента будущего учителя изобразительного искусства в художественно-образовательном процессе вуза. Автор раскрывает содержание выделенных условий, опираясь на работы известных ученых, характеризует особенности их внедрения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петелин А. С., М. Шахразад Мустафа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE-PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER OF THE FINE ARTS

In article the short description of pedagogical conditions of creative-professional formation of the person of the student the future teacher of the fine arts in is art-educational process of high school is presented. The author opens the maintenance of the allocated conditions, leaning against works of known scientists, characterizes features of their introduction in educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства»

УДК 70: 378

Petelin A.S., Mustafa Shahrazad M. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE-PROFESSIONAL FORMATION

OF THE FUTURE TEACHER OF THE FINE ARTS. In article the short description of pedagogical conditions of creative-professional formation of the person of the student — the future teacher of the fine arts in is art-educational process of high school is presented. The author opens the maintenance of the allocated conditions, leaning against works of known scientists, characterizes features of their introduction in educational process.

Key words: pedagogical conditions, creative-professional formation of the student, the fine arts.

А.С. Петелин, док. пед. наук, проф., зав. каф. Теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж;

М. Шахразад Мустафа, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: lemononline@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлено краткое описание педагогических условий творческо-профессионального становления личности студента — будущего учителя изобразительного искусства в художественно-образовательном процессе вуза. Автор раскрывает содержание выделенных условий, опираясь на работы известных ученых, характеризует особенности их внедрения в учебный процесс.

Ключевые слова: педагогические условия, творческо-профессиональное становление студента, изобразительное искусство.

Творческо-профессиональное становление и развитие личности студента в процессе художественного образования как качественное видоизменение, характеризующееся возникновением новообразований, новых процессов, структур, всегда обусловлено различными обстоятельствами, педагогическими условиями.

Условие — это целенаправленно созданное, существенное обстоятельство, от которого зависит достижение высокого результат в деятельности. Следовательно, педагогические условия важны для студента и преподавателя, так как они улучшают качественные показатели процесса обучения, способствуют осознанию своего стиля художественно-творческой деятельности, детерминируют изменение личности студента.

Наиболее важным педагогическим условием, определяющим творческо-профессиональное становление личности студента, является создание развивающей культурно-образовательной среды (Е.В. Белозерцев, Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов и др.). Среда, составляющими которой являются духовное, культурное, социальное и материальное окружение, оставляет отпечаток на всех сторонах человеческой жизни и отражается в сознании человека. Культурно-образовательная среда — это среда духовного, познавательного и эстетического питания сту-дента-художника. Искусство воспринимает среду в звуке, свете, слове, красках и тяготеет к духовному, творческому самовыражению художника. Согласно закону системного развития компонентами культурно-образовательной креативной среды могут стать Добро, Истина, Красота. Добро сопровождает Справедливость, которая не может быть без любви. Доброе субъект-субъек-тное отношение друг к другу позволяет в диалогическом взаимодействии искать Истину, проявляя при этом индивидуальность, тем самым совершенствуя качества среды. Классические законы красоты, гармонии, лада живут в окружающем нас мире: космосе, природе, человеческой личности, продуктах культуры и искусства.

В.А. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [1, ^106]. Н.М. Борытко среду в профессиональном воспитании определяет как совокупность «вочеловеченного» предметно-пространственного окружения, поведенческого окружения (общего тона образа жизни), событийного окружения (совокупности воспринимаемых индивидом событий), информационного окружения [2].

Нам близка позиция Е.П. Белозерцева, который утверждает, что культурно-образовательная среда — это носитель богатой, разнообразной и противоречивой информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит обеспечивающей возможности его выхода на живое знание. «В та-

ком понимании среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован с процессом формирования личности» [3, а76].

При создании и развитии культурно-образовательной среды наблюдается три тенденции. Первая — культурно-образовательная среда учебного заведения предназначена для свободного развития личности студента, поэтому она должна обладать большей насыщенностью, вариативностью, чем их будет использовано в процессе творческо-профессионального становления личности студента. Вторая — среда представляет собой широкое поле профессионально-познавательной и социально-культурной деятельности, образа жизни, обретения и усвоения опыта «быть личностью». Третье — среда актуализирует художественно-творческую деятельность, которая направлена на профессиональное воспитание учителя изобразительного искусства и реализацию эстетических потребностей в сфере искусства.

Многие исследователи (А. Аль-Салти, К. Салех, А. Хамир и др.) отмечают ряд факторов, существенно влияющих на твор-ческо-профессиональное становление студента-художника: психологические (потребности, интересы, желания и др.); личностные (мотив, способности, опыт, воля и др.); культурологические (этнос, традиции, верования, быт и др.); окружающая среда (география, природа, климат и др.). Размышляя об изобразительном искусстве М. Шагал писал, что «имел счастье родиться в среде простого народа» и всегда «жаждал искусства из почвы, а не из головы» [4, а 195], тем самым подчеркивая свою связь с народом, природой, окружающей средой.

Влияние данных факторов на культурно-образовательную среду — реальный факт, однако не всегда понимаемый педагогами. Такая ситуация может нарушить или изменить выбранный маршрут обучения. Поэтому педагог должен реально знать конкретную ситуацию творческо-профессионального становления личности студента. От потенциала педагога — культурного, интеллектуального, нравственного, креативного — зависит его возможность ставить реальные «близкие» и «дальние» цели, что влияет на качество художественно-педагогического образования, на творческо-профессиональное становление личности студента — будущего учителя изобразительного искусства.

Вторым условием, определяющим творческо-профессио-нальное становление личности студента, является коэволюци-онная деятельность студента и педагога как взаимопродук-тивное сотрудничество.

Эволюция (лат. еvolutio — развертывание) — в широком смысле философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражение совокупности концепций развития природы, общества и духа, а в узком смысле постепенное изменение и развитие [5]. Приставка ко (лат. то — вместе) означает в ряде языков совместность, согласованность. Коэволюция — это процесс

взаимообусловленных постепенных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему.

Педагога и студента можно рассматривать как две взаимо-совместимые системы. Коэволюционное развитие подсистем «педагог» и «студент» осуществляется как объективный процесс в рамках целостной системы педагогического взаимодействия. Понятие «коэволюция» применяется для обозначения совместного развития культурно-образовательной среды и субъектов педагогического процесса (преподавателей и студентов) в ходе творческо-профессиональной деятельности.

Поэтому именно коэволюционнный переход системы «педагог — культурно-образовательная среда — студент» к состоянию динамично устойчивой целостности будет означать реальное превращение среды образования в ноосферу [6]. Педагог, обеспечивая творческо-профессиональное становление личности студента, должен изменить студента, приспосабливая его к своему пониманию, но, главное, педагог сам изменяется, приспосабливаясь к потребностям и интересам студента и требованиям времени.

Обеспечивая процесс творческо-профессионального становления студента, педагог рассматривает личность как уникальную духовную «самость», не как возможность, а как индивидуальную действительность и ставит задачу помощи студенту как субъекту свободного познания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности) [7].

Самосознание в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства имеет важное значение, так как оно включает целостную систему положений-представлений о себе как профессионале: самооценку и саморефлексию своих личностных качеств; сформированной своей художественно-профессиональной «Я-концепции»; учет мнений окружающих о себе и собственной профессиональной деятельности; отношение к другим коллегам-профессионалам.

Самодеятельность как качество личности подразумевает комплекс психологических установок на самостоятельность в художественно-творческой деятельность и рассматривалась многими учеными (Е.Я. Голант, В.Я. Ляудис, С.Л. Рубинштейн и др.). У А.В. Петровского самостоятельность как личностное свойство заключается в умении составлять и осуществлять программу деятельности в отношении с объективными изменяющимися условиями, в относительной независимости от группового и индивидуального давления [8].

Самостоятельность рассматривается в связи с процессуальными аспектами художественно-творческой деятельности студента и определяется как умение видеть и ставить новые проблемы в процессе художественно-педагогического образования и находить пути и механизмы их решения собственными силами.

Свободная художественно-творческая деятельность детерминирует творческо-профессиональное развитие личности студента, предпосылкой которой является способность осуществлять деятельность в различных видах изобразительного искусства (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, ваяние), которые ориентированы на обогащение и раскрытие творческого потенциала, развитие мыслительной деятельности, логической и эмоциональной памяти, творческого воображения, сопричастием с радостным переживанием и нахождением различных путей решения творческих задач [9].

Свободная художественно-творческая деятельность (самодеятельность) развивает художественно-педагогическую направленность личности, волевую целеустремленность, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, организационно-технологическую, социальную стороны личности студента-художника.

Жизнедеятельность (свободный выбор поведения) личности студента в культурно-образовательной среде вуза зависит от стремления расширить круг учебно-профессионального и художественно-творческого общения, положительной активно-деятельностной позиции в обучении, уверенности в своих способностях и будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное художественно-педагогическое образование — это процесс социально обусловленный, внешне детерминируемый необходимостью воспроизводства человека как субъекта социально-общественных отношений на основе накопленного культурного, в том числе художественного (материального и духовного) опыта и имеет свои отличительные особенности, связанные с художественным искусством.

Искусство — это всегда творческий поиск. Художник не повторяет окружающую действительность, а передает свой опыт, свое видение и отношение к миру. Он отображает жизнь, представленную сквозь призму национальной культуры. Художественное произведение, являясь продуктом национально-культурного опыта народа, несет в себе личностно-индивидуальное автора, специфическое национальное, обусловленное природными, историческими чертами этноса, общечеловеческое, которое сближает его с искусством других народов.

Художественная культура, являясь эстетической категорией сознания каждого народа, отличается неповторимым национально-этническим колоритом, содержащим общечеловеческий заряд, понятный и доступный для другого народа.

Обучение иностранных студентов в вузе всегда сопряжено с пониманием и принятием многообразия художественной культуры, которая приводит к переоценке и изменению ценностных ориентаций, требует воспитания и развития определенных личностных качеств, таких как толерантность, эмпатия, готовность к диалогу, рефлексии.

Совершенно очевидно, что коэволюционное взаимодействие студента и педагога в процессе воспитания профессиона-ла-учителя, основывается на трех аспектах, на которые указал Н.М. Борытко: социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей и смыслов); индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и ...прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности); коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения) [10].

Однако в воспитании учителя изобразительного искусства выделяется еще один весьма важный аспект — художественно-творческий. Данный аспект оказывает положительное влияние на организацию и поддержку художественно-образовательного процесса, который выражается в следующем:

- освоение художественной культуры и духовного потенциала, его ценностной составляющей на основе художественного наследия не только художников-классиков, народного творчества, но и современных художников с ярко выраженными особенностями с целью трансляции искусства подрастающему поколению;

- художественно-творческая деятельность как живое искусство, усвоение которого происходит на уровне знаний, опыта эмоционально-ценностного отношения, впечатлений, предполагающее открытые эмоции, диалоги с авторами и произведениями художественного творчества;

- субъект-субъектное взаимодействие развивающей личности студента с педагогом, направленно на понимание искусства с целью накопления опыта для формирования системы ценностных ориентаций и развития художественно-творческих и профессионально-педагогических способностей.

Третьим условием, определяющим эффективное творчес-ко-профессиональное становление личности студента — художника, является формирование готовности студента — будущего учителя изобразительного искусства к непрерывному саморазвитию.

Готовность психологи рассматривают как состояние психики, установок (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и др.), как потребность (Л.Ф. Спирин), включенность (Б.Д. Парыгин), склонность (Л.Н. Уманский). В педагогике готовность понимают как «сложный синтез» «взаимосвязанных структурных компонентов» [11]. А готовность к профессиональной деятельности предстает как положительное отношение к деятельности, а также интересы, склонности, знания, умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной работы.

Формирование готовности к непрерывному саморазвитию часто инициируется внешними воздействиями, которые, в тоже время, не являются определяющими, а главными становятся внутренние ресурсы личности студента. Внутренние ресурсы — это личностные структуры сознания, которые формируют личностный опыт, создают собственную картину мира, переосмысливают художественную культуру, знания, осуществляют автономный поиск своего пути художественно-творческой деятельности и которые способствуют формированию готовности студента к саморазвитию. Личностные функции — это те проявления человека, которые реализуют социальный заказ «быть личностью» [10]. Выделенные личностные функции рассматрива-

ются как комплекс основных ориентиров творческо-профессио-нального становления учителя изобразительного искусства, способствующие формированию готовности к непрерывному саморазвитию. В качестве таковых нами выделены следующие:

- заинтересованность — обеспечивающая художественнопознавательную потребность, направленность личности на осознание целей деятельности, более полное и глубокое художественно-образное отображение действительности. Интерес, вызванный художественным произведением, становится проводником получения новых знаний, расширения эстетического кругозора, самообразования;

- самостоятельность - подразумевает настрой студента на открытость всему новому, готовность выходить за нормативные стереотипные рамки, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия, ставить проблему, находить решения, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

- критичность — умение анализировать информацию с позиции логики, выносить обоснованные глубокие суждения в области изобразительного искусства, а также способность личности рассматривать каждую культуру в многообразии мировых культур и каждого человека как носителя определенных культурных ценностей;

- осмысленность — это определенный уровень интеллектуального развития педагога-художника, позволяющий оперировать в процессе постижения художественного произведения представлениями о композиции, колорите, интонации и др., осмысливать собственную художественно-творческую деятельность;

- креативность — это уровень художественно-эстетической одаренности, творческого отношения к художественным произведениям, что помогает не только приобретению новых знаний, но и является основой для художественного творчества;

- самоуправление — способность личности студента сознательно управлять своими отношениями с другими людьми, своим поведением, деятельностью. Оно способствует развитию

Библиографический список

гибкого, оригинального мышления, активности, брать ответственность за результаты художественно-творческой деятельности;

- эмпатия — рассматривается не только как понимание эмоционального состояния другого, проникновения в его внутренний духовный мир, но и способного студента эмоционально отзываться на художественные произведения другого, сопереживать достижения и неудачи, посредством развития сензитив-ности и эмоциональности;

- рефлексивность — умение понимать художественные явления при помощи изучения и сравнения собственных размышлений и сомнений, удержание образа своего «Я» в контексте переживаемого события как установку по отношению своих способностей, профессиональной значимости, самоуважения.

Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к саморазвитию имеет фундаментальную отличительную особенность — оно происходит в контексте культуры. «Культура, пишет Л.С. Зорилова, объединяет науки, религии, искусства, имеет национальные особенности, тесно связана с культом предков, с их обычаями, обрядами, традициями, легендами, сказками и преданиями, которые направлены на передачу новым поколениям духовных сил народа, общечеловеческих идеалов» [12, с. 188]. Саморазвитие вписывается в рамки исследования художественной культуры, которую можно рассматривать в двух плоскостях: в форме духовно-художественного качества человека и его художественной деятельности по их определению, а также художественных ценностей, созданных человеком.

Таким образом, творческо-профессиональное становление личности студента — будущего учителя изобразительного искусства в художественно-образовательном процессе вуза будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: создание культурно-образовательной среды; коэволюционная деятельность студента и педагога как взаимопродуктивное сотрудничество; формирование готовности студента — будущего учителя изобразительного искусства к непрерывному саморазвитию.

1. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

2. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов в вузе. - Волгоград, 2004.

3. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современной теории и практики воспитания и обучения // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях. - Воронеж, 2008. - Ч. 1.

4. Шагал, М. Моя жизнь / пер. с франц. Н.С. Мавлевич. - М., 1994.

5. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М., 2001. 6. Дронова, Т.А. Формирование интегрально-креативного сти-

ля мышления будущего педагога в образовательной среде вуза. - М.; Воронеж, 2007.

7. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып.2.

8. Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-н-Д, 1993.

9. Аль-Рикаби, А.М. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010.

10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград, 2001.

11. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М., 2003. 12. Зорилова, Л.С. Духовный идеал личности: теория, исто-

рия, современные проблемы формирования. - М., 1999.

В1ЫюдгаАу

1. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.

2. Borihtko, N.M. Professionaljnoe vospitanie studentov v vuze. - Volgograd, 2004.

3. Belozercev, E.P. Kuljturno-obrazovateljnaya sreda: metodologicheskaya neizbezhnostj sovremennoyj teorii i praktiki vospitaniya i obucheniya / / Filosofskie i psikhologo-pedagogicheskie problemih razvitiya obrazovateljnoyj sredih v sovremennihkh usloviyakh. - Voronezh, 2008. - Ch. 1.

4. Shagal, M. Moya zhiznj / per. s franc. N.S. Mavlevich. - M., 1994.

5. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / pod red. A.P. Alekseeva. - M., 2001. 6. Dronova, T.A. Formirovanie integraljno-kreativnogo stilya mihshleniya buduthego pedagoga v obrazovateljnoyj srede vuza. - M.; Voronezh, 2007.

7. Gazman, O.S. Ot avtoritarnogo obrazovaniya k pedagogike svobodih // Novihe cennosti obrazovaniya. - M., 1995. - Vihp.2.

8. Petrovskiyj, A.V. Lichnostno-razvivayuthee vzaimodeyjstvie. - Rostov-n-D, 1993.

9. Alj-Rikabi, A.M. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya studentov v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze: diss. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2010.

10. Borihtko, N.M. V prostranstve vospitateljnoyj deyateljnosti. - Volgograd, 2001.

11. Slastenin, V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. - M., 2003. 12. Zorilova, L.S. Dukhovnihyj ideal lichnosti: teoriya, istoriya,

sovremennihe problemih formirovaniya. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 510 (075.5)

Napalkov S. У EDUCATIONAL SOFTWARE ON MATHEMATICS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ENCOURAGING STUDYING IN RURAL SCHOOLS. The article discuses one of the alternatives of the computerized educational resources with a remote access; educational software for mathematics is considered to be a tool for encouraging educational activity among rural students. The article introduces a schematic typology of electronic training simulators as well as their mathematical content; problem samples are also presented. Special consideration is given to the development of educational activity within rural areas with the help of computerized educational resources for mathematics with remote access.

Key words: educational software, resources for increasing educational activity, teaching of mathematics to students within rural areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.