Научная статья на тему 'Принципы педагогического содействия личностно-профессиональному становлению будущих педагогов-художников'

Принципы педагогического содействия личностно-профессиональному становлению будущих педагогов-художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы педагогического содействия личностно-профессиональному становлению будущих педагогов-художников»

Таким образом, предлагаемая нами методическая модель процесса профессионального образования студентов вуза или колледжа должна обеспечивать при выполнении заявленного комплекса организационно-педагогических условий эффективное развитие качеств конкурентоспособной личности студентов в процессе их профессиональной подготовки. Об этом свидетельствуют полученные нами результаты эксперимента.

Библиографический список

1. Беляева, А. А. Перспектива развития профессиональной школы / А. А. Беляева // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 26-29.

2. Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул: АТУ, 1998. - 156 с.

3. Найн, А. Я., Проблемы развития профессионального образования; региональный аспект / А. Я. Найн. - Челябинск: Изд-во Ин-та развития проф. обр., 1998.-264 с.

4. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — М.: Новая школа, 1997. - 288 с.

5. Усова, А. В. Овладение профессиональными методическими умениями /

А. В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1993. - 123 с.

6. Шипилина, Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете / Л. А. Шипилина. - Омск: 01 НУ, 1998. - 293 с.

УДК 377

В. А. Шишкина

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

Философское понимание становления человека проникнуто идеями о его безграничных возможностях, а способность к самосозиданию позволяет ему выходить на качественно новый уровень - уровень саморазвития, если в человеке доминирует ценностное и творческое начало. Личностно-профессиональное становление будущего специалиста предполагает не только освоение дидактически преобразованного социального опыта и саморазвитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. Этот, сложный процесс нуждается в непременном содействии будущим учителям изобразительного искусства. Педагогическое содействие мы понимаем как культурно и социально обусловленный, личностно значимый способ реализации межличностных и деятельных от-

ношений, интегрируемый в образовательный процесс педагогом. Содействие, являясь совместным бытием педагога и студентов, имеет временную протяженность и деятельное, активное начало, в результате которого происходит их осознанное саморазвитие, инициирующее процесс личностнопрофессионального становления. Это особый, нерепродуктивный тип контакта, при котором будущему учителю не предлагается клишированных решений, и путь к знанию и творчеству в сфере изобразительного искусства развертывается диалогически.

Мы исходим из понимания того, что принципы - это положения, которыми руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении, и они в определенной мере зависят от него. Они служат для педагога ведущими направлениями при интеграции и осуществлении содействия в учебном процессе. Формулируя основные принципы педагогического содействия, ориентированного на развернутое становление будущих учителей изобразительного искусства, мы руководствовались тем, что педагогические принципы отражают педагогическую действительность такой, какой она должна быть, т. е. для нас изначально важна ориентация на позитивное развитие участников становления. Кроме того, мы старались учесть, 410 принципы оптимальны лишь тогда, когда они соответствуют сущности реализуемой деятельности, в данном конкретном случае педагогическому содействию.

Определяя принципы в качестве основных нормативных положений активизации педагогического содействия, мы должны развернуть их к максимальному благоприятствованию личностно-профессиональному становлению будущих педагогов-художников. Мы ориентируемся на гуманистические принципы педагогики саморазвития, нацеленные на развитие способностей, пробуждение духовных качеств личности, ее внутренней гармонии, осознаваемой как «цельная гармоническая индивидуальность» [2]. В монографии Л. Н. Куликовой принципы педагогического руководства саморазвитием личности изложены достаточно полно [3]. Тем не менее в рамках данной статьи все же необходимо остановиться на их характеристике.

В числе первых следует назвать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» (В. А. Слас-тенин). Для становления личности будущего педагога он имеет основополагающее значение, поскольку нацелен на всю жизненную перспективу [5]. Настоящий учитель не может остановиться в своем развитии или подчиниться инерции сил массовой культуры, поскольку возникнет непреодолимый разрыв между ним и его учениками, и стремление к бесконечности уже, к сожалению, не будет «активно переживаемым настоящим» (А. Ф. Лосев). Основная идея названного принципа - постоянная духовнонравственная работа, созидание себя не только в координатах окружающего культурного пространства, но и в исторической перспективе, делает пе-

дагога личностью, «развивающей свои пределы во всех отношениях» (К. Н. Вентцель). Учитель с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно направлять педагогическое содействие в область психологических мотивировок и интенций, развивать отношения со студентами на субъект-субъектной основе. Актуализация субъектной позиции предполагает расширение возможностей личности в разнообразных ситуациях: в принятии самостоятельных решений, свершении поступков, нравственного выбора, самооценке и не только в процессе образования в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом педагог содействует студенту в строительстве линии собственного становления. Он растет с каждым своим учеником, понимая и принимая его целостность и принципиальную незавершимость, образовывая его душу и устремляя к бесконечному самосовершенствованию.

Следовательно, суть принципа «образование через всю жизнь» отвечает проблеме становления личности, ее активности и развертывающегося в течение всей жизни стремления «достраивать» формы своего мышления, познания и общения с миром, развиваясь при этом личностно и профессионально.

Аксиологический принцип требует содействие педагога направить на ценностное освоение студентами различных философско-педагогических взглядов и художественной практики с целью утверждения своего видения на мир. В изменяющемся и подвижном в исторической перспективе мире ценностей одна из них для педагога остается неизменной. Эта ценность - личность ученика во всех ее проявлениях. В субъективном плане эта идея выступает как внутренняя необходимость развития человека в целостную и духовную личность. След духовного зрения педагога должен фиксировать ценностные ориентиры студентов, эволюцию саморазвития, подчеркивая гибкость, самостоятельность и неисчерпаемость личности. В блоке теоретических дисциплин этот принцип проявляется в многозначности и неисчерпаемости ценностного прочтения многообразных явлений культуры, педагогических теорий или произведений искусства. Идея педагогического содействия развитию взгляда на мир как мир ценностей не предполагает однажды и навсегда заданного результата. Здесь заслуживает уважения каждое самостоятельное мнение, так как оно не только приоткрывает какую-то грань в анализе явления, но и одновременно являет ценность творческого поиска личности, ее самоутверждения, стремления к самопознанию и познанию окружающего мира. Суть аксиологического принципа при использовании его в процессе педагогического содействия состоит в необходимости донесения для будущего педагога-хуцожника истины, что среди многочисленных ценностей культуры надо видеть в первую очередь ученика, способствовать ему в выборе ценностей, осознавать всю меру ответственности за его развитие, понимать и принимать ответственность за

свое личностно-профессиональное становление как ценностную основу будущей профессии.

Принцип кулътуросообразности в числе первых назван в монографии, посвященной проблемам саморазвития личности, Л. Н. Куликовой [3, с. 76-78]. Сформулированный классической педагогикой, он не утратил своей актуальности и в настоящее время. Учитывая в процессе образования личности особенности культурной среды, в которой проживает студент, принцип культуросообразности позволяет реализовать идею глубокого усвоения культурно-исторических традиций. Для педагога-художника это возможность осознать своеобразие искусства региона, понять формирование художественных связей и осознать его место в мировом искусстве. В реальной культурной ситуации Дальнего Востока, пространство которого не перегружено музеями, названный принцип действительно «расширяет» границы учебной аудитории педагогов-художников, открывая «внутреннему взору личности» подлинные памятники культуры Дальнего Востока, а не только иллюстративный материал из учебников и каталогов крупнейших музеев мира. Независимо от характера учебных программ преподавателю необходимо учитывать конкретные особенности данного региона, социальные аспекты, культурные традиции, этнокультурные связи и т. д. Этот принцип нерасторжимо связан с закономерной взаимосвязью между педагогическими условиями и объективно существующей социокультурной ситуацией, в которую «погружен» студент и где ему предстоит осуществлять свою деятельность. Принцип культуросообразности следует рассматривать как механизм под держки личностного роста студента в процессе познания художественной картины мира и самопостроения творческой личности, которой необходимо осознать свою активную и созидательную роль в социокультурном пространстве региона, где ей предстоит в дальнейшем осуществлять свою педагогическую деятельность.

Один из оптимальных принципов педагогического содействия - диалогический. Именно в диалоге разворачивается процесс взаиморазвития участников и саморазвития личности (А. А. Бодалев, Л. Н. Куликова, В. Н. Мясищев, О. Л. Подлиняев, Т. А. Флоренская и др.). Он является эффективной идеей, которую можно продуктивно реализовать как «встречу» субъектов в процессе педагогического содействия. Мы подчеркиваем и настаиваем, что в условиях гуманистического педагогического процесса не только педагог является носителем культуры, но и каждый студент является носителем своего культурного опыта. Субъектный духовный опыт студента не менее ценен, чем опыт педагога. Диалогическая ситуация поэтому - не «передача» или «трансляция» духовных ценностей студентам, а своеобразный мост, соединяющий духовные ценности разных поколений и субъектов во множестве смыслов и значений, т. е. частью содержания образования становится не только «личностный мир педагога» (В. В. Сериков),

но и студента. Содействие здесь выражается в возможности претворить свой «избыток видения», который открывается «каждому с его единственного места в бытии» (М. М.Бахтин). Готовность к диалогу - одно из характерных проявлений личностно-профессионального становления субъекта педагогического процесса. Этот механизм включает в себя поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений» [1]. Естественно, диалог протекает в пространстве личностного опыта беседующих, и это замечательная возможность для педагога развернуть ценностные, смысловые и эстетические позиции каждого. Диалог предстает для участников педагогического содействия универсальным способом преодоления отчуждения перед сложными проблемами педагогической теории и практики. Рассматриваемый принцип связан с отмеченной нами закономерностью о взаимосвязанном становлении участников педагогического содействия в диалогической ситуации. Итак, ведущая идея - диалог возможен там, где каждое «Я» воспринимается как явление культуры, значимое во всех проявлениях, открывающее для себя и других правомерность многообразия смыслов и возможность быть самим собой, сохранять и развивать свою индивидуальность. В педагогическом содействии умение ценностно насыщать диалогическую ситуацию мы считаем особенно важным, так как без этого невозможно совместное саморазвитие педагога и студентов как субъектов педагогического процесса.

Для личностно-профессионального становления педагогов изобразительного искусства важен герменевтический принцип, так как он позволяет нам содействовать философскому осмыслению педагогического и художественного опыта, накопленного человечеством. Герменевтический принцип помогает интерпретировать идеи, показать их развитие в культурном пространстве. В личностном плане он активизирует интеллектуальные процессы личности, позволяет ей лучше осознать роль и значение педагогической деятельности. Оперируя смыслами, охватывая сознанием колоссальные художественные пласты мирового искусства, личность развивается духовно, субъективируя ценности культуры, а ее смыслотворческая функция имеет возможность интенсивно развиваться. С позиций личностно-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства герменевтический принцип позволяет реализовать идею понимания чужой индивидуальности, Другого (Ф. Шлейермахер), и, следовательно, содействовать саморазвитию студентов. С позиций содействия будущему педагогу-художнику мы имеем возможность сопоставлять художественные образы других эпох с ценностным опытом личности, с постижением авторской позиции Другого, а также диалогически связывать явления культуры и искусства. Это возможность для студента ощутить целостность культурного пространства, его глубину и многозначность и сопоставить со своим восприятием, переживанием и смыслом.

Опираясь на мнение специалистов, мы считаем, что важно способствовать личности в выявлении саморазвития в качестве основы в процессе любой интеллектуальной и духовно-эмоциональной деятельности (Л. Н. Куликова). Духовные способности можно трактовать как свойства, характеризующие индивидуальность человека, как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния (В. Д. Шадриков), что необходимо использовать как эффективную идею при осуществлении педагогического содействия, так как саморазвитие личности в свою очередь, ориентирует нас на принцип пробуждения потребности в саморазвитии. Согласно концепции педагогики саморазвития, разработанной Л.Н.Куликовой, духовное развитие человека можно рассматривать через мир все новых ценностей, приобретаемых личностью, новых индивидуальных смыслов в непрерывном процессе «выстраивания себя» как самостоятельной творческой саморазвивающейся личности.

Комплекс биологических, социальных, духовных и, что особенно важно для нас, культурных потребностей составляет необходимое условие развития личности (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.). Потребность в самоактуализации изначально присуща природе человека (А. Маслоу). Потребность в саморазвитии заложена природой человека как механизм его телеономичности (К. А. Абуль-ханова-Славская, Л. И. Анциферова). Мы учитываем, что, по мнению Л. И. Божович, В. П. Зинченко, В. Н. Мясищева, все человеческие потребности формируются в процессе освоения человеком социальной действительности и представляют специфические результаты приобретения опыта и воспитания. Для нас очевиден факт большой побудительной силы потребности к саморазвитию у человека. Потребность во внутреннем росте, саморазвитии - сознательный процесс, сопровождающийся интенсивной рефлексией, стремлением ставить определенные цели и достигать их. На этапе вузовской подготовки происходит личностно-профессиональное становление будущего специалиста, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, приобретение опыта, и если педагог содействует развитию способности личности выявлять свое саморазвитие, то в ходе профессионального самоопределения формируется позитивная «Я-концепция» будущего педагога-хуцожника. При этом доминирующую роль играет педагогическая направленность личности будущего учителя, поэтому необходимо, чтобы все виды деятельности, в которые включен студент в период его профессиональной подготовки, благодаря содействию были подчинены в реализации потребности к саморазвитию. В целях реализации принципа побуждения потребности к саморазвитию педагогу следует внести существенные коррективы в педагогическое содействие, так как этот принцип позволяет интенсифицировать саморазвитие студентов и, соответственно, требует от педагога большей гибкости и необходимости постоянно со-

ответствовать опережению своего уровня развития относительно будущих специалистов изобразительного искусства. Принцип побуждения потребности к саморазвитию в процессе содействия студентам в вузе направлен на развитие профессионально значимых качеств, формирование адекватной самооценки, осознание своих возможностей в творчестве и направленности интересов на педагогическую специальность как осознание правильности выбора своей профессии. Следовательно, названный принцип имеет важное значение, побуждая к динамичному развитию и личностно-профес-сиональному становлению.

Л. Н. Куликова в числе значимых называет принцип опережениякоторый отражает активную роль педагога в процессе саморазвития студентов. Суть принципа состоит в применении таких методов педагогического влияния, которые способствуют ускорению роста личности [3]. Эта идея, по нашему мнению, своеобразно перекликается с мыслью В. В. Зень-ковского о необходимости «давать пространство развития перед личностью». Большую роль в этом может играть эмоциональный импульс, «вспышка духовных сил», которые позволят будущим учителям увидеть раздвинувшиеся горизонты своих возможностей. «Пики переживания» могут оказать мощное благотворное воздействие на личность, изменить к лучшему мнение о себе и осознать свои неисчерпаемые возможности, т. е. могут «освободить творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида» (А. Маслоу). Дать такой импульс или «пространство развития» для личностно-профессионального становления педагога художника способен только преподаватель, находящийся в русле современного культурного процесса, подкрепляющий содействие в педагогическом процессе собственной мотивацией к саморазвитию, осознающий взаимосвязанность указанных процессов. Принцип опережения как бы создает благоприятные условия для закономерного зарождения и развития ядра становления. Тончайшие переживания и интенции, суггестивные состояния личности, возникающие благодаря педагогическому содействию, активизируют свойства души и разума «забегать» вперед, прокладывая новые непроторенные пути. Для будущего педагога-художника, благодаря содействию, окружающее пространство - живая ткань культуры и искусства, постоянно развивающийся организм, в котором есть возможность к стремительному шагу собственного саморазвития. Естественно, принцип опережения требует серьезной, вдумчивой подготовки самого педагога. Только профессионализм, высокий уровень общекультурной подготовки, постоянное личностно-профессиональное саморазвитие, стремление жить в русле современной художественной жизни и видеть в ней роль и место будущего специалиста могут способствовать осуществлению этого принципа.

Принцип субъектности является особенно значимым в организации педагогического содействия личностно-профессиональному ста-

новлению будущих педагогов изобразительного искусства. Мы видим его основным в процессе содействия студентам, так как, согласно И. С. Якиманской, возможно возникновение внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим субъектом деятельности. Обращение к субъектному опыту личности, проращивание изнутри духовности процесса саморазвития укрепляет самостроительство будущего учителя. В структуре субъектного опыта фиксируется минувшее, ценностные и культурные предпочтения и многое другое. Приобретая субъектный опыт саморазвития, личность не только изменяется целостно, но и имеет возможность осмыслить свое движение в перспективном плане, поэтому идея принципа состоит в возможности использовать внутренние механизмы и резервы личности, укрепляя их и содействуя гармоничному протеканию становления и «мягкому» прохождению «точек бифуркаций». Педагогическое содействие, «аранжируя» субъектный опыт будущих педагогов-хуцожников, может ориентироваться не только на художественную сферу профессии, но и на естественный интерес и стремление студентов к осмыслению социокультурного ракурса профессии учителя изобразительного искусства.

В практической деятельности большое значение имеет принцип педагогического содействия в личностно-профессиональном становлении будущего учителя. В процессе педагогического взаимодействия большую роль играют эмоциональные, ценностные компоненты, так как они являются частью межсубъектного общения. Эта идея уже глубоко отражена в различных концепциях образования (В. С. Ильин, И. Я. Лернер и др.). Педагогическое содействие является оптимальным вариантом для установления самых различных связей между участниками педагогического процесса, включая причинно-следственные, телеологические, диалогические, эстетические и многие другие. При этом содействие не подавляет, а актуализирует и поддерживает каждую инициативу студента. Следовательно, мы можем предположить, что ведущая идея - это синхронное со-развитие педагога и студентов - «коэволюции тех, кто обучает, и тех, кого обучают». Сутью становится изучение ситуаций и стратегий сотрудничества двух со-развивающихся сообществ (В. Я. Ляудис). Названный принцип связан с закономерностью активизации саморазвития и становления субъектов образования в педагогическом содействии. Принцип педагогического содействия закономерно вырастает из целенаправленной деятельности педагога, он может быть своеобразно развернут в каждом виде деятельности, акцентируя внимание будущих специалистов на беспредельности становления в различных сферах.

Процесс саморазвития уникален и своеобразно проявляется у каждой личности. Педагогическое содействие должно обеспечить вариативность становления и неповторимость творческой индивидуальности в «смысле духовного совершенства» (К. Н. Вентцель), поэтому для нас представляет-

ся важным принцип учета индивидуальных особенностей студентов.

Он «обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку» [4, с. 102]. Для становления педагога художника характерны ценности саморазвития личности, развития присущего именно ей творческого потенциала. Специфика художественно-творческого вызревания будущего специалиста в сфере изобразительного искусства направлена на развитие индивидуального видения и восприятия, выработку своей собственной исполнительской манеры в искусстве и умение сохранять и развивать индивидуальность своих учеников.

Отмеченные принципы педагогического руководства становлением личности будущего учителя изобразительного искусства и переосмысленные применительно к проблеме исследования известные принципы гуманистической педагогики: педагогического содействия, субъектности, аксиологический, диалогизма, герменевтический и культурособразности - следует рассматривать как руководящие идеи нашей концепции. Они являются основой для проведения опытно-экспериментальной работы со студентами. Следуя этим принципам, можно осуществлять непрерывное психолого-ие-дагогическое сопровождение саморазвития личности студента, способствуя тем самым его личностно-профессиональному становлению. Обобщая теоретический материал, можно отметить, что становление личности становится устойчивым и динамичным процессом только в ситуации гуманистических отношений студентов и преподавателей. Педагогическое содействие может осуществиться только в процессе единства и взаимосвязи педагогического образования, окружающего культурного пространства и жизненного пути личности. Личностно-профессиональное становление - непрерывный процесс, в котором следует учитывать опыт предыдущих этапов обучения и в то же время реализовывать направленность на будущую педагогическую деятельность. Активность становления личности в педагогическом процессе вуза проявляется в преодолении установки на пассивную адаптацию к условиям жизни, в творческом преобразовании действительности, самостоятельности, инициативности с целью наиболее полного раскрытия потенциала человека.

Содействие в образовательном процессе вуза придает обучению профессии педагога-художника не только ценностный смысл, но и духовно совершенствует будущего специалиста. Оно ориентирует личность на ценности высшего порядка, связанные с культурной, социальной и созидательной деятельностью учителя изобразительного искусства. Содействие ценностному отношению к педагогической профессии является ключевым условием становления педагога. Смысл педагогического содействия, ввиду «незавершенности» личности, состоит в постоянной и кропотливой работе педагога по осуществлению совместного самостроительства на индивидуаль-

но-личностном уровне. Мы считаем, что педагогическое содействие - это целенаправленная созидательная деятельность педагога, разворачивающаяся в личном совершенствовании и побуждающая к становлению студентов. Личностно-профессиональное становление учителей изобразительного искусства является целенаправленным процессом новообразований, определяющих личностный рост будущего учителя на определенном этапе его развития как личности и субъекта деятельности. Характерной особенностью содействия можно считать активизацию такого глубинного явления, как саморазвитие субъектов педагогического процесса. Это позволяет нам считать педагогическое содействие интегративным и многофункциональным фактором взаимосвязанного само становления студентов и педагога. Развертывание саморазвития студентов достигается в значительной мере за счет культурной сущности педагогического содействия.

Субъектный опыт участников педагогического содействия и саморазвитие, включенное в структуру субъектного опыта студентов, благодаря содействию, наполняется духовным смыслом и делает студента субъектом собственного становления. Исследование показало, что природа содействия органична развертыванию процесса саморазвития, так как связана с аспектами мотивационного роста студентов, развитием активности и инициативы, возрастанием степени единения с другими людьми на основе появления новых жизненных смыслов, ценностей и т. д. Каждый уровень становления предполагает от педагога качественно иной уровень содействия. Обновление отношений с культурной средой, диалогические контакты с другими индивидами служат основой для совершенствования всех сфер психики человека, способствуя его дальнейшему личностно-профессиональному росту.

Библиографический список

1. Белова, С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Белова. - Волгоград, 1995.

2. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание как содействие саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание: сб. избр. тр. - М., 1993.

3 Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1998.-С. 102.

5. Сластенин, В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.