Научная статья на тему 'Развитие у студентов ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника'

Развитие у студентов ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ARTIST-TEACHER / VALUE-ORIENTED ATTITUDE / HUMANISTIC PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Виктория Авенировна

Рассмотрено развитие ценностого отношения к будущей профессии студентов в процессе обучения в вузе через аксиологизацию педагогических и специальных художественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO THE FUTURE PROFESSION IN THE STUDENTS MAJORING IN ART AND ART TEACHING

The paper studies the development of students’ value-oriented attitude to the future profession through the axiologisation of pedagogical and art disciplines in the course of university studies.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника»

УДК 378.14:74

ШИШКИНА Виктория Авенировна, доктор педагогических наук, доцент, Хабаровск, Россия [email protected]

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ П ЕДАГОГА-ХУДОЖНИ КА

Рассмотрено развитие ценностого отношения к будущей профессии студентов в процессе обучения в вузе через аксиологизацию педагогических и специальных художественных дисциплин.

Ключевые слова: педагог-художник, ценностное отношение, гуманистическая педагогика.

SHISHKINA Viktoria Avenirovna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Khabarovsk, Russia [email protected]

THE DEVELOPMENT OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO THE FUTURE PROFESSION IN THE STUDENTS MAJORING IN ART AND ART

TEACHING

The paper studies the development of students' value-oriented attitude to the future profession through the axiologisation of pedagogical and art disciplines in the course of university studies.

Keywords: artist-teacher, value-oriented attitude, humanistic pedagogy.

Образование, являясь феноменом культуры, все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. В период 1990-х гг. ХХ в. наметился весьма плодотворный подход к проблеме формирования гуманистической культуры личности с позиций общечеловеческих ценностей. «Из идеи жизнетворчества вытекает необходимость ориентации современного образования на общечеловеческие ценности», - отмечает В.С. Шубинский и пишет далее: «В нашей педагогике еще не осуществлен переход к их освоению как приоритетным в воспитании» [1, с. 65]. Из многочисленных публикаций следует, что общечеловеческие ценности являются главным показателем развития духовности и позитивного отношения человека к жизни и профессии. Необходимость ориентации личности в мире ценностей отмечает А.В. Кирьякова, а также развитие ценностного отношения к образованию исследовано в статье А.Н. Сазоновой [2; 3]. Ценностные ориентации как основу стратегии образования рассматривал В.В. Краевский, акцентируя внимание на сложности, многогранности и противоречивости этой проблемы [4].

Очевидно, что идея развития ценностного отношения к профессиональной деятельности будущего специалиста педагогического профиля не теряет своей важности и в современных условиях, так как в российской школе востребован специалист, обладающий пониманием своей созидательной роли в обществе. С позиций современной науки необходимо создать предпосылки для становления учителя, понимающего незавершимость развития человека, являющегося носителем общечеловеческих ценностей и обладающего ценностным отношением к педагогической деятельности, то есть, педагога, который, по словам В. Франкла, убежден, что цель образования заключается в «выращивании» человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, содействующий очищению духовного начала, обогащению и субъективации ценностей [5].

Между тем, как показывает опыт, при поступлении в вуз на художественно-графическое отделение большинство студентов, к сожалению, ориентированы в основном на овладение художественно-творческими умениями и навыками и «не видят» себя в дальнейшем в роли учителя изобразительного искусства. Именно это обстоятельство побуждает ориентировать учебный процесс в вузе на развитие ценностного отношения к будущей профессии педагога-художника.

Фундаментальные основания понимания роли аксиологического начала в становлении личности заложено в философии. Традиционно обращена к человеку и направлена на ценностно-духовное начало в нем русская философия. Н.А. Бердяев понимал личность как целостный образ человека, «в котором духовное начало овладевает всеми душевными и телесными силами». Философ подчеркнул: «личность...есть изначальная ценность и единство, она характеризуется отношением к другому .к миру .отношением творчества, свободы и любви, а не детерминации». Творческое начало как акт саморазвития человека не может быть осуществлен в полноте жизни, «если нет сверхличных ценностей.» [6, с. 16-27]. Философское понимание становления человека, по Н.А. Бердяеву, проникнуто идеями о его безграничных возможностях. Следовательно, способность будущего учителя к творческому самосозиданию позволит ему выходить на качественно новый уровень - уровень саморазвития, если в нем доминирует ценностное и творческое начало.

Нам близка также позиция исследователей аксиологического направления в философии А.И. Арнольдова, Ю.И. Ефимова, И.И. Громова, В.А. Малахова, В.П. Тугаринова и др., по мне-

нию которых человек всегда действует в рамках ценностей. То есть, будущий учитель ИЗО связан с определенной культурой, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Как известно, ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности и образуют так называемую «ось сознания» (Г.Г. Дилигентский, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). По мнению ученых, ось сознания не только обеспечивает устойчивость личности, но и выраженную направленность ее потребностей и интересов. Следовательно, именно ценностные ориентации являются фактором, детерминирующим мотивацию будущего педагога-художника. Они обнаруживаются во всех проявлениях его личностной культуры (цели, идеалы, убеждения) и определяют личностный смысл образования в вузе. Отмеченное выше побуждает нас развернуть перед студентом ценностные аспекты педагогической деятельности в их культурном измерении как необходимое условие становления педагога-художника. Развивая ценностное отношение к профессии у студента, мы помогаем ему осознать ценность в себе и Другом, укрепляя глубинный пласт души личности, напрямую связанный со становлением учителя изобразительного искусства, его стремлением воплотить в себе профессионала.

Поэтому для нас чрезвычайно важны ценности, раскрывающие значение и смысл профессии учителя, мотивирующие будущего специалиста на сознательное принятие будущей профессии. Педагогическое образование предполагает механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности (в общении, получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта и т.д.). Для нас определяющее значение имеют ценности, раскрывающие значение и смысл будущей профессиональной деятельности педагога-художника в свете современных исследований и в первую очередь гуманистической педагогики, это:

- осознание идеи уникальности каждого ученика, неповторимости его данных и, как следствие, сохранение и развитие его творческой индивидуальности;

- отношение к личности ученика как к высшей ценности, исключающее всякое проявление насилия в личностном и творческом уровнях;

- развитие представлений о творческом динамичном характере человеческой психики и возможности к саморазвитию;

- признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики;

- понимание единства физической и духовной жизни ученика с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии человека;

- постоянное совершенствование будущего учителя изобразительного искусства в педагогической и художественной сферах.

Как показывает практика, ценностное отношение к избранной профессии у студентов, пришедших в педагогический вуз, имеет «размытый» и неустойчивый характер. Оно ими фактически не осмыслено. Поэтому педагогические ценности, как важнейшая составляющая лич-ностно-профессионального становления студентов, нуждаются в постоянном сопровождении педагога вуза. Отметим, состояние студентов, пришедших в вуз, противоречиво: с одной стороны - «открытость» восприятию ценностей, с другой - явное неосознавание сложности этого процесса, а главное, важности для становления в профессии.

Реализация ценностного отношения к педагогической деятельности становится возможной при развитии позитивных учебных мотивов и действенных целей, ориентированных на будущую активную роль педагога-художника в освоении социокультурного пространства. Позитивные мотивы и цели являются важнейшими детерминаторами содействия педагога и студентов в учебном процессе. Структура мотивов студента педагогического вуза, складывающаяся при поддержке преподавателя, получает гуманное содержательное наполнение, способное регулировать созидательную деятельность будущего специалиста. Педагогическая поддержка направляется на совместное определение ценностей будущей профессии и их иерархию будущими учителями через изучаемые учебные дисциплины, психолого-педагогические и специальные художественные блоки. Педагоги вуза, опираясь на идеи гуманизации и гуманитаризации, органично вводят студентов в ценностное содержание будущей профессии как культурное пространство, в котором каждый может обрести личные ценностные смыслы. Будущему учителю предлагается обратить внимание на многочисленность существующих ценностей и их связь с природой педагогической деятельности.

Ведущая идея, которой мы следуем, - развитие многомерности духовного мира будущего учителя, понимания того, что в мире есть Другие и они также являются ценностью. Личность ученика - главная ценность, ее неповторимость должна быть не только сохранена, но и раз-

вернута педагогом. Аналогичные идеи рефлексируются в процессе ведения специальных художественных дисциплин, и при этом особое внимание акцентируется на необходимости творческого развития студента, как основы успешного самостановления в профессии. Важно именно развернутое, совместное рефлексирование новых смыслов и ценностей, а это может происходить только в результате консолидированных действий педагогов различных кафедр. Образовательное пространство вуза, пронизанное ценностным отношением к профессии учителя, проявляющееся в различных учебных ситуациях, способствует слиянию гуманных идей педагогики с духовным миром личности будущего учителя. Совместное действие преподавателей вуза способствует размыванию житейских стереотипов и выстраиванию студентом себя как мыслящего, саморазвивающегося педагога.

Отметим, что этот путь не является гладким и последовательным, и поэтому роль педагогов вуза, сопровождающих будущего учителя, проявляется в укреплении понимания им новых для него ценностей. Окружающее социокультурное пространство следует представить перед будущими учителями в ином измерении, открыв студенту ценностные связи. Молодому человеку становится очевидной его культурная и созидательная роль, если появляется уверенность и стремление в развитии собственной личности. Созидание себя, укрепление собственного творческого начала - суть возникновения ценностного отношения к дальнейшей деятельности. Сделать этот шаг при помощи преподавателя - значит уже в какой-то мере осознавать свою ответственность перед будущим учеником.

Действенным фактором укрепления ценностного отношения к профессии является «проживание» студентами педагогического процесса как специально организованного пространства, насыщенного идеями гуманистической педагогики. Эти идеи, углубляясь и варьируясь во множестве смыслов, постоянно от курса к курсу обретают все большую полноту и поли-фоничность для будущего педагога-художника. Они становятся темой обсуждения на семинарских и практических занятиях и залогом для переориентации приземленных житейских смыслов на культурные смыслы будущей профессии. Благодаря этому у студентов постепенно проявляются ценностные приоритеты. Они укрепляют структуру духовного мира будущего учителя изобразительного искусства, являясь важной составляющей его жизненного мира. Обыденное сознание будущего специалиста претерпевает изменения, в нем намечаются новые контуры -педагогического сознания как совокупности знаний, и ценностных установок, определяющих характер дальнейшей деятельности, отношения к профессии и детям. Отношение к жизни, переживание и понимание ее ценности, а также развития ценностного отношения к будущей профессии в настоящем предопределяет проявление мотива «успеть воплотить себя в жизни», в чем-то непреходящем и значимом (К.А. Абульханова-Славская ) [7].

Задача педагога вуза - познакомить студентов с характеристикой сложного, многофакторного процесса развития и саморазвития личности, а также с тем, какую роль он играет для художественно одаренного человека. Педагог вуза должен помочь «глубинному выстраиванию тонких человеческих связей» личности «в контекстном "пространстве-времени" развития, пробуждающих и формирующих его гуманное личностное ядро» [8, с. 44]. Таким образом, участие педагога в становлении будущих учителей ИЗО предполагает, как нам кажется, направленность не на «усвоение» ценностей, а на постоянное переосмысление их в соответствии с новым субъектным опытом студента, умение в давно известном увидеть что-то новое, значимое. Если «ценностное созревание» личности характеризуется, «прежде всего, стремлением выстроить свою систему ценностей», то для нас это является критерием успешности содействия личност-но-профессиональному становлению студентов [9, с. 315].

В дискуссии со студентами по вопросу о саморазвитии можно прийти к совместному мнению, что саморазвитие - это творение самого себя и требует большой внутренней работы. Оно, как и художественное творчество, всегда будет сопровождаться поисками, взлетами и неудачами и нуждается в постоянном самоосмыслении. Самоосмысление, как исток самопознания, проявляется во всех формах ценностного отношения к действительности, в том числе и к будущей профессии.

Следует помнить о том, что собственно ценности узнаются в переживании настоящего и актуального для студентов, и только в нем эти ценности обособлены друг от друга. Мы обрели пока еще только едва намеченную перспективу переживания и укрепления этих ценностей в дальнейшем. Это означает, что, обеспечивая саморазвитие участников педагогического процесса в процессе осмысления ценностей и развития ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, мы устанавливаем и поддерживаем взаимные контакты друг с другом на протяжении всего периода обучения в вузе.

В учебном курсе «Истории изобразительного искусства», опираясь на феноменологическое восприятие произведений, мы стремились открыть и пробудить у будущего учителя доступ

к самому себе, так как смыслом, сутью и ценностью искусства всегда является сам человек. Художественное произведение и эстетические чувства, которые оно вызывает, - это в первую очередь источник самостроительства личности будущего педагога. В учебной программе курса мы использовали ценности в качестве регуляторов педагогической деятельности, укрепляющих внутреннее ядро будущего учителя ИЗО. Мы стремились «прожить» совместно и прочувствовать этот этап, как некую совместную ценность. В эстетическом чувстве, как субъективном эмоциональном переживании, рождается оценочное личностное отношение, синтезировавшее уже не только личностное, но и профессиональное начало будущего педагога. Подчеркивая ценность человеческого духа в стремлении что-либо постичь, его естественную потребность в проектировании дальнейшего результата, мы развивали у студентов понимание того, что личность есть «царство ценностей» (Н.А. Бердяев).

Дискуссии о ценностях истинных и ценностях мнимых в изобразительном искусстве, о проблеме свободы художественного творчества также могут стать важными событиями в становлении духовного мира студентов. При обсуждении на практических занятиях вопросов о понимании студентами художественной правды и правдоподобия в искусстве, об аллегориях, аллюзиях, цитатах и самоцитировании в изобразительном искусстве разных эпох, о прекрасном и безобразном педагог, занимая позицию посредника, развивает устремленность студентов в будущее. На материале изобразительного искусства постоянно прослеживается стремление человека к развитию, желанию знать и развивать свои творческие способности, стремление к самореализации.

Осознание ценности саморазвития на глубинном уровне, к которому мы стремились на практических занятиях по истории изобразительного искусства, стало существенным моментом для личностно-профессионального становления будущих учителей. Тем самым, мы создавали условия для активизации внутреннего роста, рефлексии педагога-художника и содействовали его «возвышению в культуре» (К.Н. Вентцель). Для нас выстраивание учебного материала подразумевало ведущую идею - показать макрокосм души человека, ее неисчерпаемые глубины, потребность человека в Другом как высшей ценности.

В диалогических контактах со студентами мы стремились к развитию способности личности «быть ценностью в себе» и ценностью для Других. Мы подвели студентов к мысли, что эстетические переживания, чувства и эстетическое сознание является ценностью не только для их духовного мира, не только частью их личностного развития, но и существенной составляющей творческого профессионального роста. В абсолюте - духовность будущего педагога-художника предполагает такой уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности и творчества станут непреходящие человеческие ценности. Не навязывая ценности, помня о том, что «ценностному созреванию» личности свойственно выстраивать самостоятельно свою систему, мы помнили о том, что в процессе образования будущего педагога ценности входят в духовное ядро и способны регулировать деятельность личности. Тем самым, мы придавали личности идейную и смысловую направленность в выстраивании отношений с другими людьми. Мы старались постоянно держать в центре педагогического процесса личность будущего учителя, обсуждая соотношение ценностей личных и общечеловеческих. Последние были предметом наших постоянных совместных размышлений на семинарских занятиях по истории изобразительного искусства и др. При этом каждый студент имел возможность высказаться, отстаивать свою точку зрения. Стараясь упрочить индивидуальные ценности студентов, содействуя развитию самобытного взгляда на мир, будущую профессию, изобразительное искусство, мы постоянно имели в виду, что ценности являются стержневым образованием личности, системным компонентом культуры, выражением потребности в человечности. В каждом блоке дисциплин мы старались «вывести» студентов на ценностное понимание роли личности учителя ИЗО, ее личностного и профессионального начала как единого целого. Только состоявшаяся творческая личность может породить явление в культуре и другую личность. Мы стремились актуализировать культурный потенциал будущей профессии, придать ему большую отчетливость в сознании студентов и в том, что желание быть признанным Другими реально достижимо, если человек стремится быть высшим для самого себя во всех проявлениях.

Важно, чтобы столь значимые для будущей деятельности педагогические ценности обрели гуманистическую направленность и стали более конкретными. Студенты лучше осознали роль педагога в культурном созревании личности, а также важность для педагога ИЗО быть носителем педагогических и эстетических ценностей, а не их «озвучивателем». Успешность развития ценностного отношения к педагогической деятельности в значительной мере может быть достигнута в результате циклического обращения к рассматриваемому явлению из «глубины»

каждой учебной дисциплины. Совместное рефлексирование о педагогических ценностях с различных позиций и каждый раз в новом ракурсе способствует укреплению ценностной ориентации студентов, так как каждый новый круг осмысления ценностей предполагает в идеале более высокий уровень личностного участия студента.

В дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» студентами на специфическом профессионально-художественном уровне осмысливаются педагогические ценности, рефлексированные ранее при изучении психолого-педагогических дисциплин. Они помогают раскрыть смысл деятельности учителя изобразительного искусства на практическом уровне и прочно связаны идеей творческого развития каждого ученика. Ценностное отношение к будущей деятельности состоит в понимании уникальности ученика и восприятии его как ценности; в осознании индивидуального восприятия мира учеником и отражения его в творческих поисках; в побуждении ученика к развитию; и т.д. То есть, ценностное отношение осмысливается уже с позиций своеобразной «репетиции» будущей профессиональной деятельности, так как все учебные задания имеют выраженную практическую направленность и мы можем констатировать направленность студентов на профессиональное развитие.

В сознании современных студентов между художественным творчеством и педагогической деятельностью пролегает «информационная бездна». Незнание ведущих педагогов и их роли в развитии культуры и искусства - характерная особенность, свойственная большинству студентов. То есть можно констатировать элементарное непонимание того, как развивается и функционирует художественное образование, как осуществляется институциональный процесс «передачи» ценностей в прошлом и современности. Даже в рамках учебного курса «Истории изобразительного искусства» можно делать акценты на том, что многие крупные художники были замечательными педагогами. Можно показать, насколько значительна роль педагога-художника в развитии истории изобразительного искусства, как один мастер мог повлиять на судьбу целой художественной школы (П. Рубенс, П. Чистяков и др.), определить творческие искания и становление профессионализма художников различных национальных школ (А. Ашбе и Ш. Холлоши), акцентировать внимание, что усилия известных художников-педагогов, породивших целостные художественные системы, в какой-то мере несут характер интернациональности и, естественно, не замыкаются тем реальным временем, в котором они сложились и апробировались. Важно, чтобы самые известные педагоги-художники были восприняты студентами как яркие личности, не равнодушные к творческим исканиям своих учеников. Педагог вуза, анализируя на практических занятиях эту информацию, снова подводит студентов к идее важности теоретической подготовки педагога-художника. Для будущих специалистов становится очевидным, что собственно глубокой художественно-практической подготовки недостаточно, для того чтобы стать учителем ИЗО. Кроме умения качественно исправлять работы учеников, необходимо также развивать их творческую индивидуальность, а для этого сам учитель должен быть личностью. Мы настойчиво содействовали осознанию студентами, что личностно-профессиональное становление предполагает понимание именно культурной, созидательной роли Учителя.

Введение в изучаемый учебный курс тем, отражающих особенности развития художественного образования на зарубежном и российском Дальнем Востоке дает возможность сформировать у студентов целостную картину развития художественного образования и его локальных форм в историческом аспекте, подчеркнуть оригинальные творческие идеи (на примере Китая и Японии). Такой ракурс расширяет общепедагогический кругозор студентов, способствует выработке ценностного отношения к педагогическому наследию. Он также дает представление о процессе развития педагогической теории, обусловленность ее социально-экономической структурой общества, уровнем философского, эстетического и научного знания в каждую историческую эпоху. Мы способствовали пониманию студентами философско-исторического подхода к педагогическим явлениям и развитию художественно-педагогического мышления, необходимого для их становления.

Нам показалось важным вывести будущих учителей на понимание гуманного отношения к ученикам, тем более, что сравнительно недавний опыт обучения в школе ими не забыт. Отметим как положительное начало высказывание студентов против психологического насилия по отношению к ученикам. Будущие педагоги-художники признают, что агрессивность не просто деформирует отношения между учителем и школьниками, но и порождает разрушительные личностные процессы для обеих сторон. Главная идея, выраженная студентами в лаконичной форме, прозвучала о «несовместимости насилия и художественного творчества, которое при этом даже не умирает, поскольку не рождается».

Изучая курсы специальных художественных дисциплин в сочетании с дисциплинами психолого-педагогического цикла, будущий педагог-художник учится мыслить педагогическими

категориями, понимать их генезис, видеть ценностное начало теоретической подготовки для профессии учителя ИЗО. Для студента отношение к ученику приобретает гуманистическую направленность, в которой он видит залог успешной совместной творческой работы. Будущая деятельность педагога-художника в единстве ее практической и эстетической сторон в любых формах (освоение новых педагогических технологий, художественных материалов и техник, изучение цифровых технологий, восприятие и интерпретация произведений искусства, обучение школьников и т.д.) является всегда развивающей и глубоко индивидуальной. Она основана на самоотдаче педагога и фактически неосуществима без личностных ценностей. Эту идею мы постоянно проводили в учебном процессе, во время экскурсий в музей и при прохождении практик. Именно самостоятельная практическая работа в наибольшей степени помогает студенту овладеть знаниями, «принять» их как ценность, сделать основой самостановления в овладении будущей специальностью. Педагогическая практика стала для студентов тем важным этапом, на котором они смогли проверить истинную значимость познаваемых ими профессиональных ценностей (педагогических и эстетических). Кроме того, это своеобразная проверка на определение ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

В заключение отметим: если выпускник университета за годы обучения в вузе приобретает опыт проживания и осмысления ценностного отношения к будущей профессии, то он может интегрировать его в дальнейшем в собственную педагогическую деятельность. Инте-гративный процесс освоения и интериоризации педагогических и эстетических ценностей будущим учителем изобразительного искусства, осуществляемый в течение всех лет обучения в вузе, помогает ему стать носителем духовно-нравственного, художественного начала, отличающего педагога-художника, как личность, от представителей иных профессий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. - 1990. - № 12.

2. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Магистр. - 1998. - № 4.

3. Сазонова А.Н. Воспитание ценностного отношения к образованию // Мир образования - образование в мире (научно-методический журнал). - 2001. - № 1.

4. Краевский В.В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования: Труды научного семинара «Философия - образование - общество» /Под ред. В.А. Лекторского. - М.: НТА «АПФН», 2005. - Т. 2: Сер. Профессионал.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.

6. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Вопросы философии. - 1991. - № 3.

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

8. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХГПУ, 1997.

9. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. - Хабаровск: ХГПУ, 2001.

Информация об авторе

Шишкина Виктория Авенировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры изобразительного искусства Дальневосточного государственного гуманитарного университета,

Хабаровск, Россия [email protected]

Получена: 07.12.2014

Information about the author

Shishkina Viktoria Avenirovna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Fine Arts Department at the Far Eastern State University of Humanities,

Khabarovsk, Russia [email protected]

Received: 07.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.