УДК 378
UDC 378
СОВОКУПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Прокопова Анна Сергеевна аспирант, старший преподаватель кафедры ИЗО Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск, Россия
В статье рассмотрен вопрос о развитии визуальной культуры учителей изобразительного искусства, как профессиональном и личностном качестве будущих специалистов. Обоснована актуальность изучения данного вопроса в современных условиях. Рассмотрены подходы к развитию визуальной культуры студентов в процессе профессионального образования
Ключевые слова: ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПЕДАГОГИ-ХУДОЖНИКИ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, КУЛЬТУРНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
A SET OF PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF VISUAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Prokopova Anna Sergeevna
postgraduate student, senior lecturer of the chair of Fine arts
Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk, Russia
The visual culture development of teachers-artists as professional and personal specialist’s qualities is discussed in the article. Relevance of the issue in present conditions has been proved. The analysis was made of the approaches visual culture development of future teachers-artists in vocational education
Keywords: VISUAL CULTURE, AESTHETIC CULTURE, VOCATIONAL TRAINING, TEACHERS-ARTIST, SYSTEMS APPROACH, ANTHROPOLOGICAL APPROACH, AXIOLOGICAL APPROACH, CULTURAL-ACTIVITY APPROACH, DIALOGICAL APPROACH
В условиях гуманизации высшего профессионального образования все больше уделяется внимание развитию личности обучающихся. Речь идёт о повышении профессиональной и личностной культуры будущего специалиста. Сегодня перед высшей школой стоит задача - воспитать выпускника, который не только владеет профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и является гармоничной личностью, готов к постоянной работе над собой и повышению собственной культуры. Важнейшим составляющим культуры педагога-художника является его эстетическое развитие, которому уделяется большое внимание в процессе изучения специальных теоретических и практических дисциплин в вузе. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта будущий выпускник, получивший квалификацию учителя ИЗО, должен ориентироваться в мире художественных ценностей, знать
историю европейского и отечественного искусства, разбираться в специфике различных видов изобразительного искусства. Выпускник вуза должен иметь художественный вкус, развитые способности к эстетическому восприятию и переживанию произведений искусства, осознавать культурную значимость своей профессии. То есть, эстетическое развитие оказывает большое влияние на становление будущего педагога-художника и предполагает умение воспринимать и анализировать прекрасное в различных видах искусства и с помощью разных каналов восприятия - визуального, аудиального, тактильного и.т.д. Эстетическая культура личности характеризуется «причастностью к искусству, овладением сложившейся системой эстетических отношений и ценностей, заложенных в мировом художественном наследии» [1; с. 170]. Для нас же является важной профессиональная деятельность педагога-художника, связанная с созданием визуально воспринимаемых образов. Визуальная культура, которая рассматривается исследователями (В. П. Зинченко, М.С. Каган, Р. Арнхейм, С. Даниэль, А. Бергер, В.М. Розин и др.) в тесной взаимосвязи с искусством, включает в себя разнообразные визуальные тексты, выстроенные с помощью знаков, символов и образов [2; с. 19]. Вследствие этого произведения искусства выступают как средство эстетического, философского, духовно-нравственного развития личности.
Изучения визуальной культуры начались с середины XX века в США (Дж. Дебс и др.). В современных исследованиях термин «визуальная культура» часто может встретиться в качестве характеристики современного культурного пространства (Н.В. Межерицкая «Человек в поле визуальной культуры (гендерный аспект)» (2000г.), В.А. Цигараев «Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовнонравственном воспитании учащейся молодёжи» (2008г), Е.В. Сальникова «Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры» (2012г.). Также можно встретить ключевое понятие нашего исследования в изучении
феноменов дизайна (О.М. Моргун «Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе», 2010г.) Среди
исследователей визуальной культуры личности с позиции профессиональной педагогической подготовки специалистов, следует указать П.Н. Виноградова (статья «Визуальная культура личности: генезис, структура и функции», 2010г.), О.В. Мехоношину (диссертация «Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта», 2011г.). Согласно их исследованиям, визуальная культура - это определённая система, доминирующая в современном мире, которая «может быть рассмотрена как система эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, их восприятие, проекция на личностный опыт, оценка, пробуждение ассоциаций, способность к созданию выразительных визуальных образов, обладающих эстетической ценностью» [3; с. 9]. В исследованиях обозначена связь визуальной культуры с эстетической.
Визуальная культура будущих педагогов-художников - это специфическое профессиональное качество специалиста художественного образования, под которым мы понимаем способность поэтапного анализа произведений классического искусства разных эпох, а также умение ориентироваться в современном окружающем визуальном пространстве. Необходимость развития визуальной культуры обусловлена тем, что в повседневной жизни, во время работы с Интернетом и другими общедоступными источниками коммуникации, студенты могут столкнуться с визуальной информацией, искажающей представления о мировых художественных ценностях.
Без сомнения, накопленный научно-педагогический потенциал исследований в области визуальной культуры представляет значительный интерес для современной практики специальной подготовки будущих
учителей ИЗО. Вместе с тем стремительное развитие общества массового потребления ведёт к формированию человека с новым складом мышления, со слабо развитыми представлениями о культурных ценностях и общественных идеалах. Очевиден рост молодёжных субкультур в нашем обществе, часто имеющих выраженный деструктивный характер. Восприятие будущих учителей подвергается мощному прессингу средств массовой коммуникации: Интернет, телевидение, реклама. Визуальная информация, которую они в колоссальном объёме представляют обществу, часто не имеет эстетического начала. Невозможно отрицать воздействие массовой культуры на развитие будущих педагогов-художников, размывающей их эстетические представления и ориентирующей на сомнительные ценности. В этих условиях вопрос о развитии визуальной культуры будущих специалистов изобразительного искусства стоит особенно остро.
Цель данной статьи - теоретическое обоснование совокупности педагогических подходов, способствующих эффективному становлению визуальной культуры учителей изобразительного искусства.
К числу наиболее значимых подходов к развитию визуальной культуры следует отнести системный. Этот подход является основополагающим в педагогике (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). «Педагогические системы динамичны, так как они функционируют в условиях изменчивости различных факторов внешнего окружения, а также перемены внутренних состояний системы, вызываемой этими факторами» [4; с. 15]. То есть любая система является подвижной, способной подвергаться изменениям в зависимости от изменения внешних факторов (политических, экономических, социальных, экологическских и др.). Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Применение данного подхода в развитии
визуальной культуры учителей ИЗО позволяет выстроить систему со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и т.д. То есть, при развитии визуальной культуры специалиста изобразительного искусства стоит задача - направить всю совокупность педагогических средств, методов, принципов на становление компетентной, визуально развитой, высококультурной личности. Все компоненты образовательного процесса должны быть направлены на становление специальных компетенций и качеств будущих учителей изобразительного искусства, в частности визуальной культуры. Система даёт нам возможность сделать образовательный процесс целенаправленным и последовательным. То есть, процесс становления визуальной культуры учителя ИЗО должен быть разработан в виде систематизированной модели, включающей в себя совокупность методов, принципов, условий и т.д. Последовательность необходима в получении знаний, приобретении навыков и умений, составляющих визуальную культуру специалиста. К примеру, становление способностей визуального анализа произведений искусства должно проходить от начальной стадии (узнавание объекта, соотнесение с ранее полученными знаниями), до обобщения различных его характеристик (исторических, сюжетных, композиционных, стилевых и т.д.). То есть, системный подход способствует более рациональному целенаправленному процессу развития визуальной культуры учителя ИЗО. Применение системного подхода оказывает и воспитательное воздействие на личность будущего педагога-художника, развивая в нем такие качества, как умение структурировать полученные знания и умения, стремление к постоянному усовершенствованию профессиональных качеств, в частности визуальной культуры, в условиях меняющихся внешних факторов. Системного подхода не достаточно для того, чтобы более детально подойти к решению нашей проблемы. Потому как видится важным выявить позиции и характеристики субъекта развития визуальной культуры. Для этого
рассмотрим другие педагогические подходы, необходимые в реализации нашей главной задачи.
Исходя из предположения, что главная роль в процессе становления визуальной культуры принадлежит субъекту, мы считаем необходимым для становления визуальной культуры учителя ИЗО использовать возможности антропологического подхода. Его основы были заложены в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, разработаны Б.М. Бим-Бадом и др. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Для нас важно, что будущий специалист мыслится как универсум, соединяющий в себе духовные, социокультурные, общенаучные начала, обладающий арсеналом необходимых в работе знаний, навыков и умений [5; с. 237]. Становление визуальной культуры будущего специалиста будет проходить эффективнее с реализацией антропоцентрического подхода, так как процесс обучения направлен на личность студента. В процессе профессионального обучения будущий специалист постигает искусство, которое в своей целостности представляется сложным явлением. В нём прослеживаются не только признаки влияния особенностей исторических эпох, но и жизнь самого творца. Необходимо разностороннее видение и понимание феноменов художественного творчества. Освоение искусства как сложного целостного явления, выявление его разносторонних аспектов (исторического, философского, аксиологического, научного и др.), а также понимание роли мастера, как носителя поликультурных ценностей, являются важнейшими составляющими визуальной культуры педагогов-художников.
Поскольку становление личности педагога-художника связано с миром искусства, мы полагаем в развитии визуальной культуры возможным применение аксиологического подхода (А.М. Булыгин, Б.З. Вульфов, И. Ф.
Исаев, В. А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.), предполагающего совершенствование культурных и духовных ценностей личности будущего специалиста. Аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. Обращение к данному подходу является, на наш взгляд важным, так как профессия педагога-художника сопричастна к общечеловеческим ценностям. С.Л. Рубинштейн писал: «Ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире значимо для человека» [6; с.369]. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль.
Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.
Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений [7, с. 86]. Изучая произведения искусства, студент познаёт заложенные в них творцами ценности различных культурно-исторических эпох (эстетические, этические, воспитательные, религиозные и др.). Рассматривая процесс развития визуальной культуры будущего специалиста с точки зрения аксиологического подхода, мы считаем, что раскрытие ценностного характера художественного наследия необходимо для приближения будущего педагога-художника к общечеловеческим ценностям, заложенным в памятниках искусства, которые служат для нас
источником информации о духовной, научной, технической эволюции человечества.
Ценностными ориентирами в изучении истории искусства считаются закреплённые веками эстетические идеалы классических художественных эпох - античности, Возрождения, классицизма, Просвещения. Именно тогда искусство имело непосредственную связь с общественными установками и воплощало идеальные представления о физической и духовной красоте человека эпохи. Изучаемый материал по истории искусств не ограничивается только лишь изучением классических произведений. При анализе современного искусства важна задача -научить будущего специалиста находить в новейших произведениях связь с классическим наследием, выявляя при этом их сущностные и эстетические свойства. Понимая, что ценности не могут быть навязаны студенту, мы полагаем, что необходимо создать соответствующие условия, помогающие укреплению ценностных ориентаций студентов и становлению их визуальной культуры.
Развитие визуальной культуры будущих специалистов не ограничивается только рассмотренными подходами. На наш взгляд является возможным интегрирование идей культурно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.К. Селевко и др.). Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Учёные-культурологи (В.Е. Давидович Ю.А. Жданов, М.С. Каган, В.М. Розин и др.) в своих исследованиях обозначили совершенно новый взгляд на явления искусства и некоторые другие культурные феномены. Для нас важно, что анализ произведений искусства стал вестись не только со стороны объективного его содержания или формы, но и с позиции его творца, со стороны структур его активности - деятельности, восприятия, мышления, понимания, оценивания и т.д. [2; с. 11]. При таком подходе
ясно видится активная творческая позиция будущего педагога-художника, в которой он погружается в процесс сотворчества.
Мы понимаем, что визуальная культура каждого специалиста абсолютно уникальна, возможности деятельностного подхода позволяют активно воздействовать на неё. Владение системой практических навыков и умений, составляющих технологию профессиональной деятельности, являются показателем сформированности его педагогической культуры. Визуальная культура учителя ИЗО предполагает высокий уровень создания, восприятия и анализа визуальных образов искусства.
Подчёркивая творческую природу культуры педагога, В. А. Сластёнин отмечал: «Культура - это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на диалог, а «усвоение» её есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь приобретённый элемент культуры не перечёркивает, не отрицает пласт культуры» [8; с. 329-330]. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что становление визуальной культуры педагога-художника и есть творческий акт. Развивая способности визуального мышления, будущий специалист наряду с приобретением практических художественных навыков, формирует пласт личной культуры.
Так как профессиональная деятельность будущего учителя изобразительного искусства предполагает постоянное общение и взаимодействие с людьми (учениками, коллегами и т.д.), мы считаем обязательным реализацию диалогического подхода (Н.В. Амяга, М.М Бахтин, А. А. Бодалев, И.В. Вачков, Л. А. Петровская, К. Рождерс, А. А. Ухтомский и др.). Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений. М.М.Бахтин писал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается человек в человеке как для других, так и для себя. Личность жива только в своей
обращенности к другим, значит, личность есть там, где есть диалог» [9, с. 40]. Данная позиция видится важной, так как в диалоге возможно постижение, обсуждение участниками учебного процесса эстетических, общечеловеческих, воспитательных ценностей искусства.
Визуальная культура педагогов художников является целостным специальным качеством, которое, тем не менее, основано на глубоких знаниях предшествующего мирового опыта в изобразительном искусстве, различного видения мира, способов визуализации. Культура диалогична, она имеет много смыслов, а образование многолико, так как постоянно стремится к унификации мнений, формированию общепринятой точки зрения. Именно на диалогическое взаимодействие культур нужно обратить особое внимание при изучении истории и теории изобразительного искусства.
В. А. Сухомлинский один из первых учёных педагогов, сделавших большой вклад в исследование диалогического взаимодействия в учебном процессе. Для В.А. Сухомлинского важнейшее составляющей диалога является признание определённого равенства позиций между учащимися и педагогом, когда принимается активная роль каждого обучающегося [10, с.117-118].
На наш взгляд, одним из важных способов реализации диалогического подхода является применение в процессе обучения будущих педагогов-художников интерактивных методов обучения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг
с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В подготовке учителей ИЗО и развитии их визуальной культуры могут быть использованы, на наш взгляд, следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); деловые и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; мастер класс. То есть, каждое учебное занятие должно выстраиваться как совместная робота, а не пассивное слушание лекций. В диалогической форме обсуждаются различные содержательные аспекты явлений и произведений мирового искусства. При этом процесс происходит последовательно, проявляясь как итог совместных усилий не только в финале диалога, но на каждом его этапе. Для развития визуальной культуры будущих педагогов-художников важен именно совместный анализ произведений живописи. Это позволяет каждому участнику процесса обучения включиться в последовательное обсуждение характеристик произведения (сюжета, стиля, композиции и т.д.). После детального рассмотрения отдельных составляющих, делаются совместные обобщающие выводы. Диалог обеспечивает взаимодействие не только между субъектами образовательного процесса, но и каждого студента с анализируемым произведением искусства. В диалогической форме проходит преемственность и противостояние ценностей разных исторических эпох.
В диалоге отшлифовывается индивидуальное суждение студентов, проявляется их видение культурного пространства, развитие собственного культурно-личностного пространства. Диалогический подход особенно важен в условиях многослойности и противоречивости современной культуры, так как он позволяет будущему специалисту «увидеть» визуальный образ и прочитать запечатлённый в нем текст с разных позиций. Каждый субъект диалога может внести свой вклад в интерпретацию визуального образа, усилить глубину его постижения. Мы видим достоинство диалогического подхода в том, что он способствует
развитию индивидуального взгляда на восприятие и понимание произведений искусства, что важно для становления визуальной культуры будущего специалиста.
Анализ рассмотренных педагогических подходов, позволяет нам сделать вывод о том, что только комплексное их использование позволяет глубже воздействовать на развитие визуальной культуры будущего учителя изобразительного искусства, наряду с профессиональными умениями и навыками. Отмеченные подходы (системный, антропологический, аксиологический, культурно-деятельностный,
диалогический) являются, на наш взгляд, основными, но обширность и сложность проблемы предполагает необходимость дальнейшего поиска путей решения.
Список литературы
1. Беляев А.А., Эстетика: словарь / А.А. Беляев, М.: Полиздат, 1989г. - 447с.
2. Розин В.М., Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин - М.: Либерком, 2009г. - 272с.
3. Мехоношина, О.В., Развитие визуальной культуры студентов художественнопедагогических специальностей при изучении искусства шрифта/ Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук// О.В. Мехоношина, М: РАО Институт художественного образования, 2011 г.
4. Якунин В.А., Педагогическая психология 2-е издание / В.А. Якунин, СПб: Изд-во Михайлова, 2000г. - 349с.
5. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения 1-е издание / Учебное пособие под ред. А.И. Пискунова // К.Д. Ушинский, М.: Педагогика, 1974г. - 581с.
6. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, М: Педагогика, 1973г. - 423с.
7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; М.: Академия, 2002. - 576 с.
8. Сластёнин В. А., Педагогика профессионального образования /
В. А. Сластёнин, М.: Академия, 2004г. - 366с
9. Бахтин М.М., Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин, М: Искусство, 1986г. - 445с.
10. Сухомлинский В.А., Избранные педагогические сочинения в 3 т./ В.А. Сухомлинский, Киев: Радяньская школа, 1979г. - 1680с.
References
1. Beljaev A.A., Jestetika: slovar' / A.A. Beljaev, M.: Polizdat, 1989g. - 447s.
2. Rozin V.M., Vizual'naja kul'tura i vosprijatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir / V.M. Rozin - M.: Liberkom, 2009g. - 272s.
3. Mehonoshina, O.V., Razvitie vizual'noj kul'tury studentov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej pri izuchenii iskusstva shrifta/ Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk// O.V. Mehonoshina, M: RAO Institut hudozhestvennogo obrazovanija, 2011g.
4. Jakunin V.A., Pedagogicheskaja psihologija 2-e izdanie / V.A. Jakunin, SPb: Izd-vo Mihajlova, 2000g. - 349s.
5. Ushinskij K.D., Izbrannye pedagogicheskie sochinenija 1-e izdanie / Uchebnoe posobie pod red. A.I. Piskunova // K.D. Ushinskij, M.: Pedagogika, 1974g. - 581s.
6. Rubinshtejn S.L., Problemy obshhej psihologii / S.L. Rubinshtejn, M: Pedagogika, 1973g. - 423s.
7. Slastenin, V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; M.: Akademija, 2002. - 576 s.
8. Slastjonin V.A., Pedagogika professional'nogo obrazovanija / V.A. Slastjonin, M.: Akademija, 2004g. - 366s
9. Bahtin M.M., Jestetika slovesnogo tvorchestva / M.M. Bahtin, M: Iskusstvo, 1986g. -445s.
10. Suhomlinskij V.A., Izbrannye pedagogicheskie sochinenija v 3 t./ V.A. Suhomlinskij, Kiev: Radjan'skaja shkola, 1979g. - 1680s.