Научная статья на тему 'Педагогическое содействие'

Педагогическое содействие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

В. ШИШКИНА, докторант Хабаровский государственный педагогический университет

Становление будущего учителя изобразительного искусства - это прежде всего сложный процесс формирования человека культуры, осознающего свою созидательную роль в будущей профессиональной деятельности.

Поскольку педагогический процесс в вузе обращен к студентам и включает в себя тесное взаимодействие с педагогом, то правомерно обращение к понятию «педагогическое содействие». Само значение слова «содействие» предполагает совместную деятельность или сотрудничество в чем-либо, участие в каком-то деле в целях облегчения, помощи и поддержки (С.И. Ожегов).

В педагогическом процессе это явление, изначально определяемое педагогом как осуществляемое действие - со-действие, направлено и развернуто к личности (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, К.Д. Ушинский).

Педагогическая сущность содействия может быть рассмотрена «широко» и «узко». Широкий взгляд состоит в том, что педагогическое содействие может быть источником культурного взаимодействия, где культура - способ жизнедеятельности человека, аккумулирующий его творческую энергию, способный дать импульс для самопознания и самореализации в собственной практической деятельности будущего учителя изобразительного искусства. Так как культура многослойна и антиномична, ее ценности обусловлены исторически, педагогу-художнику необходимо научиться противостоять «водовороту» «центробежных сил культуры» (С.И. Гессен) и не раствориться в нем, не стать «одномерным человеком» (Г. Марку-зе), а обрести свою самость и «телесность духовности» (В.С. Соловьев). В этой связи педагогическое содействие как исторически-

Педагогическое содействие

культурное взаимодействие есть реализация способности диалогического понимания себя во взаимосвязи с Другим и миром культуры. Оно направлено на нахождение оптимальных с точки зрения педагогической культуры опор в личностной,субъектной сфере будущих педагогов, должно помочь усилению активного созидательного начала личности в способности познавать и «творить свое бытие изнутри» (М.М. Бахтин), то есть «помочь стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская).

Следовательно, педагогическое содействие в своем культурном, «широком» предназначении раскрывает значимость для студентов фундаментальных ценностей педагогической науки в процессе образования в вузе. Оно придает обучению будущей профессии особый смысл, так как обеспечивает целостное духовное развитие и профессиональное совершенствование личности будущего специалиста.

Педагогическое содействие можно рассматривать и в более «узком» плане - как участие педагогов в организации учебной деятельности студентов, стремление всегда прийти на помощь при решении сложных задач, быть рядом, ненавязчиво помогая в достижении поставленных целей. Если любое содействие естественным образом предполагает совместность и продуктивность действий, тесное сотрудничество (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев и др.), то педагогическое содействие требует от преподавателя вуза такта, умения создавать творческую атмосферу, в которой профессионально необходимые знания «не усваиваются», а «пропускаются» через призму субъективности студентов, позволяя им «увидеть» роль этого знания в дальнейшей деятельности.

То есть педагогическое содействие развернуто к становлению личности, к созданию условий для самосовершенствования. Оно не ограничивается только «научением» будущих педагогов. В нем «сплетаются» воедино стремление к сопереживанию и «безусловное принятие друг друга как ценностей» (А.А. Бодалев). Оно налагает на самого педагога ощутимую ответственность не останавливаться в собственном профессиональном развитии.

«Специфический» характер имеет педагогическое содействие в личностно-профес-сиональном становлении именно будущих педагогов-художников, так как изобразительное искусство способствует глубокому развитию эмоциональной сферы личности («пики» и «плато-переживания», по А. Маслоу), дает возможность духовного «проживания» различных жизненных ситуаций, реализации творческих способностей в изобразительной деятельности. То есть сама направленность образования педагогов-художников говорит о возможности использования эстетического потенциала искусства в качестве своеобразного «ключа» к механизму становления.

Педагог, содействуя восприятию студентом произведения искусства, вовлекает его в своеобразный акт коммуникации с самим собой, когда скрытое интуитивное знание и переживание трансформируется в явное. Само восприятие искусства раскрывается в диалогическом общении с Другим, в осознании фундаментальной идеи «герменевтического круга» (К. Ясперс), поэтому педагог способствует открытию у студента зрения духовного, ясному освещению многих интенций и намеков в искусстве, помогает ощутить глубину и размах мысли творца.

Указанное нами «разделение» педагогического содействия на широкое, узкое и специфическое носит в значительной мере условный характер, так как оно осуществляется в педагогическом процессе, который, как известно, «есть процесс целостный» (П.Ф. Каптерев). Сущность педагогического содействия изначально предпола-

гает определенную синхронность, максимальную возможность совпадения в действиях педагога и студентов, она проявляется в познавательной, творческой, коммуникативной деятельности. Это говорит о «разветвленности» и универсальности педагогического содействия, о соотнесенности его с личностью.

«Разветвленность» педагогического содействия находит свое выражение в связи с такими явлениями, как становление личности и педагогическое содействие; саморазвитие личности и педагогическое содействие; педагогический процесс и педагогическое содействие.

I. Становление личности и педагогическое содействие.

Обеспечивая становление личности, «парадоксальное и противоречивое»,педа-гогическое содействие направляет его в индивидуальное русло от природного - к духовному в социокультурном пространстве. Не случайно гуманистические традиции отечественной педагогики всегда уделяли значительное внимание воспитанию «зоркости сердца», «тонкости душевных переживаний» и обретению «собственного неповторимого лика», то есть, по сути, развитию личности в пространстве субъективного мира (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, В.В. Зень-ковский и др.).

Являясь духовным и активным существом, будущий учитель способен стать субъектом собственного развития. Содействовать этому могут только такая деятельность и такой характер общения, которые вступают в резонанс с внутренними, природными закономерностями развития личности и усиливают их. Если характер педагогического содействия не соответствует духовным потребностям личности или идет вразрез с ее ценностными установками, то происходит замирание процесса становле-нияличности.

Становление будущего учителя - это многосложный процесс, ориентированный на высокие духовно-нравственные достиже-

150

Высшее образование в России • № 4, 2005

ния, овладение профессионализмом и осуществляемый при содействии личности педагога вуза. По сути, в нем сплетаются воедино и становление будущего специалиста, и необходимость совершенствования самого преподавателя.

Итак, педагогическое содействие открывает для будущих педагогов-художников путь к самим себе и способствует их вхождению в современную профессиональную культуру.

II. Саморазвитие личности и педагогическое содействие.

Предпосылки саморазвития (самопознание, самосознание, информированность личности о процессе саморазвития и т.д.) могут получить больший импульс к развертыванию благодаря специально создаваемым педагогом вуза «внешним условиям» [1]. Педагог, инициируя потребность студента в самооценке достижений своего развития, на базисе тех ценностных ориентиров, которые сопрягаются с его личностными ценностями, способствует саморазвитию будущих учителей изобразительного искусства. Педагогическое содействие, реализуемое педагогом вуза, направлено к сердцевине процесса становления - саморазвитию личности студента.

В процессе целенаправленного содействия между педагогом и студентами возникают гуманистические отношения, которые образуют благоприятный для саморазвития студентов фон, что, в свою очередь, приводит к качественному изменению педагогического содействия. Соответственно, возникает новый тип отношений в педагогическом процессе, так как его участники обрели новый ценностный опыт, не сводимый к первичным свойствам. В этом находит свое выражение постоянная цикличность развития педагогического содействия и усложнение его функционирования в педагогическом процессе.

Стержень становления педагога-художника составляет устойчивая ценностная ориентация на будущую профессию как культурный акт, а собственно педагогическое

содействие выступает в виде значимого фактора взаимосвязанного самостроительства его участников.

III. Педагогический процесс и педагогическое содействие.

Педагогическое содействие интегрировано в педагогический процесс преподавателем вуза и поэтому является его компонентом.

Педагог, акцентируя внимание на субъектной позиции будущих учителей и тех положительных сдвигах, которые он замечает в их становлении, непосредственно содействует актуализации их «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). На уровне целостной личности в педагогическом процессе содействие проявляется в таких феноменах, как помощь в обретении образа «Я», в самоопределении и самоактуализации. Для нас принципиально, что содействие раскрытию индивидуальности педагога-художника в сфере искусства поднимает его на уровень сознательной, свободной, ценностно-избирательной творческой деятельности. Это проявляется в выражении будущим учителем собственного видения и мироощущения в изобразительном искусстве. Следовательно, чтобы быть подлинным субъектом становления, надо стать «источником знаний, опыта, одухотворенных индивидуальностью», и чтобы заложить основы «созидания другого человека, необходима высокая степень сущностного развития плюс - осознание своей неповторимости» [2, с.233].

Особое место в исследуемом явлении занимает рефлексия как способность педагога и студентов анализировать те изменения, которые возникли в совместной деятельности. Педагог может содействовать концентрации внимания будущих педагогов-художников на тех позитивных сторонах развития их духовного мира, которые возникли в процессе изучения специальных педагогических и художественных дисциплин. В педагогическом процессе это достижимо при условии глубинной чуткости пе-

дагога и его искренней заинтересованности в личностно-профессиональном росте студентов.

При осуществлении педагогического содействия педагог оказывает энергичное эмоциональное влияние на студентов, тактично и умело направляя их усилия на достижение поставленных целей и создавая условия для самоактуализации будущих учителей.

Общая целевая направленность педагогического содействия, осуществляемая в совместной деятельности педагога и студентов, разрешается через диалогические ситуации, смысловые и когнитивные связи, и это свидетельствует о многообразных вариативных проявлениях содействия в целостном педагогическом процессе. В то же время нельзя не отметить, что педагогическое содействие как своеобразное энергичное «аранжирование» педагогического процесса нарушает его равновесие, придавая ему неустойчивый характер. Так, интегрирован-ность содействия в педагогический процесс приводит к возникновению нового типа отношений между педагогом и студентами и к постепенному нарастанию изменений. Следовательно, педагогу нужно учитывать «вероятностные и переломные моменты» (И. Пригожин), а также возможность си-нергетической самоорганизации в педагогическом процессе. Для нас это еще одно подтверждение неклишированного течения пе-

дагогического содействия. Оно не есть чуждое явление, силой внедренное в педагогический процесс, - своей сущностью оно связано с его целостностью и способствует успешности становления «погруженных» в педагогический процесс участников.

Опыт, знания и более широкий «культурный горизонт», а также умение «видеть и слышать» личность позволяют педагогу играть ведущую роль в педагогическом содействии, тем более что именно он интегрирует это явление в педагогический процесс. Содействие педагога как бы задает ориентир «зоны ближайшего развития» своим студентам, с дальнейшим выходом на отдаленные культурные пространства саморазвития - за временные рамки педагогического процесса, поэтому начавшийся процесс становления личности не завершается с окончанием вуза, а продолжается в социокультурном пространстве в роли педагога. Саморазвитие личности будущего учителя, ее духовно-творческих качеств непременно даст результаты в дальнейшей педагогической деятельности и импульс к появлению новых артефактов, развитию культуры и искусства.

Литература

1. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск, 1997.

2. Колесникова И.А. Педагогическая реаль-

ность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 1999.

Т. ЩЕЛИНА, доцент Арзамасский государственный пединститут им. А.П. Гайдара

В массовой школе искусственно, по политическим мотивам, снижена активность детских и юношеских общественных организаций, фактически обеспечивавших опыт дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, социально ценной и полезной со-

О духовном

измерении

педагогики

вместной деятельности детей и подростков, их взаимодействия со старшими и младшими сверстниками. В результате почти исчезло и воспитание как целенаправленный процесс организации и управления усвоением и воспроизводством позитивного социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.