ются как комплекс основных ориентиров творческо-профессио-нального становления учителя изобразительного искусства, способствующие формированию готовности к непрерывному саморазвитию. В качестве таковых нами выделены следующие:
- заинтересованность — обеспечивающая художествен но-познавательную потребность, направленность личности на осознание целей деятельности, более полное и глубокое художественно-образное отображение действительности. Интерес, вызванный художественным произведением, становится проводником получения новых знаний, расширения эстетического кругозора, самообразования;
- самостоятельность - подразумевает настрой студента на открытость всему новому, готовность выходить за нормативные стереотипные рамки, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия, ставить проблему, находить решения, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
- критичность — умение анализировать информацию с позиции логики, выносить обоснованные глубокие суждения в области изобразительного искусства, а также способность личности рассматривать каждую культуру в многообразии мировых культур и каждого человека как носителя определенных культурных ценностей;
- осмысленность — это определенный уровень интеллектуального развития педагога-художника, позволяющий оперировать в процессе постижения художественного произведения представлениями о композиции, колорите, интонации и др., осмысливать собственную художественно-творческую деятельность;
- креативность — это уровень художественно-эстетической одаренности, творческого отношения к художественным произведениям, что помогает не только приобретению новых знаний, но и является основой для художественного творчества;
- самоуправление — способность личности студента сознательно управлять своими отношениями с другими людьми, своим поведением, деятельностью. Оно способствует развитию
Библиографический список
гибкого, оригинального мышления, активности, брать ответственность за результаты художественно-творческой деятельности;
- эмпатия — рассматривается не только как понимание эмоционального состояния другого, проникновения в его внутренний духовный мир, но и способного студента эмоционально отзываться на художественные произведения другого, сопереживать достижения и неудачи, посредством развития сензитив-ности и эмоциональности;
- рефлексивность — умение понимать художественные явления при помощи изучения и сравнения собственных размышлений и сомнений, удержание образа своего «Я» в контексте переживаемого события как установку по отношению своих способностей, профессиональной значимости, самоуважения.
Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к саморазвитию имеет фундаментальную отличительную особенность — оно происходит в контексте культуры. «Культура, пишет Л.С. Зорилова, объединяет науки, религии, искусства, имеет национальные особенности, тесно связана с культом предков, с их обычаями, обрядами, традициями, легендами, сказками и преданиями, которые направлены на передачу новым поколениям духовных сил народа, общечеловеческих идеалов» [12, с. 188]. Саморазвитие вписывается в рамки исследования художественной культуры, которую можно рассматривать в двух плоскостях: в форме духовно-художественного качества человека и его художественной деятельности по их определению, а также художественных ценностей, созданных человеком.
Таким образом, творческо-профессиональное становление личности студента — будущего учителя изобразительного искусства в художественно-образовательном процессе вуза будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: создание культурно-образовательной среды; коэволюционная деятельность студента и педагога как взаимопродуктивное сотрудничество; формирование готовности студента — будущего учителя изобразительного искусства к непрерывному саморазвитию.
1. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
2. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов в вузе. - Волгоград, 2004.
3. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современной теории и практики воспитания и обучения // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях. - Воронеж, 2008. - Ч. 1.
4. Шагал, М. Моя жизнь / пер. с франц. Н.С. Мавлевич. - М., 1994.
5. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М., 2001. 6. Дронова, Т.А. Формирование интегрально-креативного сти-
ля мышления будущего педагога в образовательной среде вуза. - М.; Воронеж, 2007.
7. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып.2.
8. Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-н-Д, 1993.
9. Аль-Рикаби, А.М. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010.
10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград, 2001.
11. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М., 2003. 12. Зорилова, Л.С. Духовный идеал личности: теория, исто-
рия, современные проблемы формирования. - М., 1999.
В^ПодгаАу
1. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.
2. Borihtko, N.M. Professionaljnoe vospitanie studentov v vuze. - Volgograd, 2004.
3. Belozercev, E.P. Kuljturno-obrazovateljnaya sreda: metodologicheskaya neizbezhnostj sovremennoyj teorii i praktiki vospitaniya i obucheniya / / Filosofskie i psikhologo-pedagogicheskie problemih razvitiya obrazovateljnoyj sredih v sovremennihkh usloviyakh. - Voronezh, 2008. - Ch. 1.
4. Shagal, M. Moya zhiznj / per. s franc. N.S. Mavlevich. - M., 1994.
5. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / pod red. A.P. Alekseeva. - M., 2001. 6. Dronova, T.A. Formirovanie integraljno-kreativnogo stilya mihshleniya buduthego pedagoga v obrazovateljnoyj srede vuza. - M.; Voronezh, 2007.
7. Gazman, O.S. Ot avtoritarnogo obrazovaniya k pedagogike svobodih // Novihe cennosti obrazovaniya. - M., 1995. - Vihp.2.
8. Petrovskiyj, A.V. Lichnostno-razvivayuthee vzaimodeyjstvie. - Rostov-n-D, 1993.
9. Alj-Rikabi, A.M. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya studentov v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze: diss. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2010.
10. Borihtko, N.M. V prostranstve vospitateljnoyj deyateljnosti. - Volgograd, 2001.
11. Slastenin, V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. - M., 2003. 12. Zorilova, L.S. Dukhovnihyj ideal lichnosti: teoriya, istoriya,
sovremennihe problemih formirovaniya. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 510 (075.5)
Napalkov S. У EDUCATIONAL SOFTWARE ON MATHEMATICS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ENCOURAGING STUDYING IN RURAL SCHOOLS. The article discuses one of the alternatives of the computerized educational resources with a remote access; educational software for mathematics is considered to be a tool for encouraging educational activity among rural students. The article introduces a schematic typology of electronic training simulators as well as their mathematical content; problem samples are also presented. Special consideration is given to the development of educational activity within rural areas with the help of computerized educational resources for mathematics with remote access.
Key words: educational software, resources for increasing educational activity, teaching of mathematics to students within rural areas.
С.В. Напалков, аспирант ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.
Гайдара», г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предложен один из вариантов электронных образовательных ресурсов удалённого доступа - электронный образовательный тренажёр по математике, как средство активизации познавательной деятельности сельских школьников. Представлена типология электронных математических тренажёров в виде схемы, рассмотрено их математическое содержание: приведены примеры заданий. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности сельских школьников в процессе использования электронных образовательных ресурсов удалённого доступа при обучении математике.
Ключевые слова: электронный образовательный тренажёр, средства развития познавательной активности учащихся, математическая подготовка сельских школьников.
Сегодня новые образовательные технологии открывают большие возможности для получения качественного образования независимо от местожительства проживания ученика. Благодаря Интернету, условия для равного информационного доступа участников образовательного процесса к учебным материалам и сервисам появились даже в самых удалённых сельских школах. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет сельскому школьнику активно интегрироваться в сетевое образовательное пространство, получать доступ к необходимой информации и образовательным ресурсам (тренингам, тренажёрам, интерактивным тестам и т.п.), готовиться к поступлению в учебные заведения, участвовать в олимпиадах, конкурсах т.д.
В то же время, современная школа активно изыскивает новые ещё более эффективные способы взаимодействия ученик-учитель, ученик-ученик, школа-вуз. К одному из таких способов могут относиться электронные образовательные ресурсы удаленного доступа - комплекс элементарных учебных модулей (фрагменты текста, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации, интерактивные модели, «виртуальные лаборатории»), которые можно по отдельности либо целыми наборами (тематическими «коллекциями») переписывать на свой компьютер, а затем применять в нужные моменты учебного процесса по той или иной теме.
Использование в предметной подготовке электронных образовательных ресурсов позволяет формировать у учащихся информационные компетенции, включающие в себя компетенции работы с информацией и компетенции пользования информационными технологиями, определяющие современное качество образования [1].
При изучении исследователями состава компетентностей (см. работы Г.Б. Голуб, Т.В. Ивановой, О.Е. Лебедева, В.В. Серикова, В.И. Третьякова, А.И. Тряпицыной, А.В. Хуторского и др.) приоритет отводится компетентности познавательной деятельности, наличие которой у учащегося обеспечивает возможность развития познавательной активности к самостоятельной работе по математике.
В работах Л.П. Аристовой, А.Н. Ивлевой, В.И. Лозовой,
Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. нашли отражение вопросы раскрытия сущности познавательной активности, описания её структуры, воздействия на личность, педагогической поддержки и различных путей процесса формирования познавательной активности; характеристика средств формирования познавательной активности: дидактических игр, учебнопознавательных задач, дидактических компьютерных сред. Однако, изменения, происходящие в современном обществе, модернизация всего школьного образования вызывают настоятельную потребность уточнения сущностных характеристик, как самой познавательной активности, так и разработки методического обеспечения её процесса формирования (нетрадиционных средств формирования: дидактические компьютерные среды, программно-методические средства, дистанционные образовательные средства и др.); в выявлении потенциала содержания математики для формирования познавательной активности [2].
К дистанционным образовательным средствам относятся, как известно, и электронные образовательные ресурсы удаленного доступа: виртуальные лабораторные практикумы; компьютерные демонстрации; всевозможные системы тестирования знаний; учебные программные средства с различной степенью задействования мультимедиа объектов и элементов интерактив-
ности; виртуальные тренажёры, тренинги, репетиторы, консультанты и т.п. Такого рода ресурсы предоставляют возможность сельским ученикам получать дополнительную математическую подготовку в форме: интернет тестирования, on-line и off-line консультаций, виртуальных лабораторных работ и др.
Перечисленные информационные образовательные ресурсы являются полезными для ученика, находящегося в сельском социуме, в подготовке к контрольным и самостоятельным работам, при изучении и повторении теоретического и практического материала (в частности по математике). Они расширяют возможность получения квалифицированной педагогической помощи (более высокого уровня, чем обычно) учеником в процессе изучения или самостоятельного исследования математических фактов, проблем. Вместе с тем, применение комплекса электронных образовательных ресурсов удаленного доступа способствует формированию познавательной активности у учащихся сельских школ.
Одним из наиболее востребованных, на сегодняшний день, средством педагогической поддержки в математическом образовании сельских школьников является электронный образовательный тренажёр. В настоящее время в педагогике существует следующий подход к определению термина «тренажёр»: Тренажёр - образовательное средство подготовки человека, обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого и предназначенное для формирования и совершенствования у него учебных умений и навыков [3].
Электронный тренажёр, как особый вид электронных образовательных ресурсов удаленного доступа, может выступать интерактивным средством повышения интереса к математике у сельских школьников, предназначенным для формирования и развития творческой и познавательной инициативы в условиях сельского социума, совершенствования их математических умений и навыков. Однако для реализации указанных функций его содержание должно быть определённым образом хорошо структурировано с учётом возрастных особенностей обучаемых и степени их заинтересованности в расширении сферы знаний в области математического образования. Этим во многом объясняется востребованность электронных тренажёров в процессе обучения математике сельских школьников, которые выступают в качестве средства развития познавательной активности учащихся.
В существующей практике задействуются различные виды тренажеров по математике (Ю.А. Глазков [4], Б.Н. Бигельдино-ва [5], Т.Г. Королева [6] и др.). Их можно объединить в группы. Например, так:
1. По объёму охватываемых действий электронные тренажёры могут быть разделены на простые позволяющие совершенствовать отдельные элементы практических умений и навыков, и сложные обеспечивающие совершенствование всего комплекса практических умений и навыков);
2. По назначению тренажёры можно разделить на обучающие или дидактические (направлены на совершенствование математических умений и навыков сельских школьников) и развивающие (ориентированы на развитие их интеллектуальных способностей) (см. рис. 1).
Обучающие тренажёры обеспечивают достижение дидактической цели: усвоения учебного вопроса (темы, курса и т.п.), совершенствования математических умений и навыков посредством предоставления дополнительного теоретического (или практического) материала по математике, для тех школьников,
Рис. 1. Типология электронных математических тренажёров
которым содержание параграфа (темы, главы и т.п.) окажется не полным в процессе подготовки к теоретическому зачёту, контрольным срезам, итоговой аттестации и т.п.
Содержание такого типа тренажёров может состоять из следующих заданий [7].
Тема: сложение натуральных чисел.
Задание 1. Закончите предложение:
1) «Сложение натуральных чисел выполняется поразрядно
2) «При сложении столбиком натуральные числа располагаются таким образом, чтобы______________».
Задание 2. Запишите с помощью символов:
1) правила сложения с нулём______________;
2) сумму чисел 2а и 2Ь____________.
Задание 3. Запишите формулировку:
1) сочетательного закона сложения______________;
Рис. 2.
Задание 2. Вас попросили помочь подготовить план детской площадки. Один из её участков прямоугольной формы решено было разделить на две части, символизирующие луг и пашню. Для этого прямой линией соединили две противоположные вершины прямоугольника. Одну часть (пашню) вам необходимо закрасить коричневой краской, другую (луг) - зелёной. Какой краски вам потребуется больше?
Задание 3. Два колёсика плотно прижаты друг к другу. Если мы левое колёсико будем вращать против часовой стрелки, то как будет вращаться правое (рис. 3)?
2) переместительного закона сложения______________.
Задание 4. Запишите с помощью букв и знаков:
1) переместительный закон сложения________________;
2) сочетательный закон сложения_____________.
Задание 5. Запишите словами, как можно прочитать выражение:
1) 107 + 19_______________________;
2) 26 + 305 ______________________.
Задание 6. Придумайте и запишите:
1) однозначное число и трёхзначное число, сумма которых
четырёхзначна__________________________;
2) два трёхзначных числа, одно из которых в 2 раза меньше
другого, дающих в сумме трёхзначное число______________.
Развивающие тренажёры обеспечивают развитие интеллектуальных математических способностей тех сельских школьников, для которых приёмы решения задач, предлагаемые учителем или имеющиеся в учебном пособии, для усвоения учебного вопроса (темы курса и т.п.), не дают возможности охватить большинства типов заданий, которые в дальнейшем им необходимо будет решать: при выполнении конкурсных, олимпиадных заданий, экзаменационных, итоговых, исследовательских работ и т.п.
Рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать в развивающих тренажёрах [7].
Задание 1. Дорисуйте линию (см. рис. 2), обозначающую забор (вид сверху), до замкнутой так, чтобы: а) Кошка (К) не смогла съесть мышку (М); б) кролик (К) смог съесть морковку (М).
При выполнении задания учтите, что забор не должен пересекаться сам с собой или касаться себя. В какой области изображенной фигуры должен находиться кролик, чтобы съесть морковку?
Задание 4.
Хозяйка, приведя козу на пастбище, вбила два колышка на расстоянии 1 0 м один от другого, натянула между колышками верёвку с кольцом, а к кольцу привязала верёвку длиной 5 м с козой. Нарисуйте образовавшееся пастбище.
Задание 5. Расположите три спички на столе так, чтобы их головки не касались ни стола, ни друг друга.
Представленную типологию электронных математических тренажёров не следует рассматривать в качестве единственной, её можно и нужно дополнять.
В обучении математике сельских школьников могут быть задействованы различные виды электронных тренажеров, в том числе обучающие и развивающие. Только тогда можно будет говорить о более полной реализации функций рассматриваемых электронных ресурсов удалённого доступа и их образовательного потенциала в развитии познавательной активности сельского школьника. Повышение познавательной активности будет способствовать совершенствованию качества математической подготовки, что позволит успешно адаптироваться выпускникам к современным условиям и изменениям, происходящим в сфере образования.
»
Библиографический список
1. Справочник учителя математики / авт.-сост. Н.А. Ким. - Волгоград, 2011.
2. Паскевич, Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения (на примере обучения математике): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2009.
3. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. - Е.С. Рапацевич. - Мн., 2005.
4. Глазков, Ю.А. Программа-тренажер «Призмы» // Математика в школе. - 1993. - № 5.
5. Бигельдинова, Б.Н. Взаимотренаж на уроках математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.
6. Королева, Т.Г. Математический тренажер по алгебре для VII-IX классов // Математика в школе. - 2001. - № 8.
7. Зайкин, М.И. Рабочие тетради по математике: учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учреждений / М.И. Зайкин, З.П. Матушкина, Н.С. Подходова / под. ред. М.И. Зайкина. - М., 1996.
8. Зайкин, М.И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учебно-методическое пособие / М.И. Зайкин, С.В. Арюткина, С.В. Менькова, А.А. Статуев, М.И. Фокеев. - Арзамас, 2008.
9. Фокеев, М.И. Организационные и методические основы занятий по подготовке сельских школьников к единому государственному экзамену по математике на базе виртуального класса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2009.
Bibliography
1. Spravochnik uchitelya matematiki / avt.-sost. N.A. Kim. - Volgograd, 2011.
2. Paskevich, N.V. Formirovanie i razvitie poznavateljnoyj aktivnosti uchathikhsya starshego podrostkovogo vozrasta v processe differencirovannogo obucheniya (na primere obucheniya matematike): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Penza, 2009.
3. Pedagogika: boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. - E.S. Rapacevich. - Mn., 2005.
4. Glazkov, Yu.A. Programma-trenazher «Prizmih» // Matematika v shkole. - 1993. - № 5.
5. Bigeljdinova, B.N. Vzaimotrenazh na urokakh matematiki // Matematika v shkole. - 1995. - № 2.
6. Koroleva, T.G. Matematicheskiyj trenazher po algebre dlya VII-IX klassov // Matematika v shkole. - 2001. - № 8.
7. Zayjkin, M.I. Rabochie tetradi po matematike: ucheb. posobie dlya 5-6 klassov obtheobrazovat. uchrezhdeniyj / M.I. Zayjkin, Z.P. Matushkina, N.S. Podkhodova / pod. red. M.I. Zayjkina. - M., 1996.
8. Zayjkin, M.I. Virtualjnihyj klass v dopolniteljnom obrazovanii seljskikh shkoljnikov: uchebno-metodicheskoe posobie / M.I. Zayjkin, S.V. Aryutkina,
S.V. Menjkova, A.A. Statuev, M.I. Fokeev. - Arzamas, 2008.
9. Fokeev, M.I. Organizacionnihe i metodicheskie osnovih zanyatiyj po podgotovke seljskikh shkoljnikov k edinomu gosudarstvennomu ehkzamenu po matematike na baze virtualjnogo klassa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Saransk, 2009.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 371.01: 373
Pavlova L.N. CONCEPTUAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF STUDENT'S COLLECTIVE. In article the conceptual model of pedagogical management is described by functioning and development of student's collective: principles of pedagogical management are designated, its purpose, proceeding from the state educational standards is defined, conditions of effective realization of pedagogical management are allocated, mechanisms of pedagogical management are presented, their characteristic is given.
Key words: principles of pedagogical management, pedagogical management, student's collective, conditions of efficiency of pedagogical management mechanisms of pedagogical management.
Л.Н. Павлова, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В статье описана концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива: обозначены принципы педагогического управления, определена его цель, исходя из государственных образовательных стандартов, выделены условия эффективной реализации педагогического управления, представлены механизмы педагогического управления, дана их характеристика.
Ключевые слова: принципы педагогического управления, педагогическое управление, ученический коллектив, условия эффективности педагогического управления механизмы педагогического управления.
Целью статьи является разработка концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива. Предлагаемая концептуальная модель синтезирует принципы, цель, задачи, механизмы педагогического управления и критерии, характеризующие его управленческую эффективность (рис.1).
В основу разработки концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектив положены ряд принципов.
1. Комплексность педагогического управления, под которым нужно понимать его многоаспектность. Реальное вопрощение этого принципа находит свое отражение в сложном комплексе управления в виде иерархии управления, видов и форм (административное, педагогическое управление, самоуправление педагогов и обучающихся) на протяжении всех этапов цикла управления образовательным учреждением.
Практика управления образовательными учреждениями, для которых ориентация на формирование компетентности обучающихся стала «философией» их деятельности, показывает необходимость использования принципа комплексности. Сегодня проблема организации и согласования процессов управления
в рамках функционирования структурных элементов системы управления образовательным учреждением, определение «активных зон» каждого вида управления и формы управления с целью эффективности их использования, должны быть отнесены к важнейшим задачам управления.
2. Целостность управления, которая указывает на иерархичность внутренних связей взаимодействующих механизмов педагогического управления, направленных на выполнение конкретных задач. В этой связи структура механизмов педагогического управления должна быть адекватной по сложности, динамичности, полноте охвата всех процессов и проблем достижения единой цели управления образовательным учреждением на протяжении всех этапов жизненного цикла. Отсюда привычный функциональный подход к разработке структуры механизмов уже устарел и необходим переход к проблемно-целевому подходу, суть которого заключается в целенаправленном выявлении проблем, слежении за процессом их развития и упреждающем их разрешения.
3. Административность педагогического управления, которая обеспечивает целенаправленное изменение параметров данного процесса в соответствии с изменениме внешней сре-
1G1