экономического статуса; обеспечение солидарного поведения социальных субъектов; визуализация отношений социальных субъектов к социальным действиям других социальных субъектов; профилактика безнравственного поведения социальных субъектов. Иными словами, функцией модифицированных социальных сетей будет полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения. Актуальным становится обучение взрослых их участию в предметно-ориентированных дискурсах по массовому, нравственному оцениванию социальных действий и решений. «Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый» [6].
Такое информальное образование по праву можно назвать сетевым информальным образованием, где на основе практической, дискурсивной этики будут оцениваться социальные действия субъектов с позиции нанесения или ненанесения вреда окружающим субъектам и среде с последующим получением экспертных оценок и их визуализацией в режиме реального времени. Воспитание в данном случае не носит принудительного, насильственного воздействия. Субъект воспитывается сам. И только с помощью такой системы воспитания формируется нравственная культура личности. Сопутствуя человеку на протяжении всей жизни, такое сетевое информальное образование сможет сформировать систему ценностей, круг отношений, где в процессе непрерывных дискурсивных практик, имеющих под собой четкие нравственные основания, воспитывается новый человек, ориентированный на творчество и созидание.
Библиографический список
1. Печчеи, А. Человеческие качества. - М., 1986.
2. Фромм, Э. Человек одинок // Иностранная литература. - 1966. - № 1.
3. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: материалы IX Междунар. науч. конф. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.
4. [Э/р]. - Р/д: http://scepsis.ru/library/id 898.html от 02.12.2012 г.
5. [э/р]. - Р/д: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118/work от 15.12.2012 г.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
Bibliography
1. Pechchei, A. Chelovecheskie kachestva. - M., 1986.
2. Fromm, Eh. Chelovek odinok // Inostrannaya literatura. - 1966. - № 1.
3. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoyj na znaniyakh // Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya:
materialih IX Mezhdunar. nauch. konf. / pod red. Ya. Kuzjminova, I. Frumina. - M., 2008.
4. [Eh/r]. - R/d: http://scepsis.ru/library/id_898.html ot 02.12.2012 g.
5. [Eh/r]. - R/d: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118/work ot 15.12.2012 g.
6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 18.01.13
УДК 70: 378
Petelin A.S., Hameed A.T DEVELOPING DIALOGUE OF TYPES OF ARTS AS THE PEDAGOGICAL CONDITION OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF THE STUDENT-DESIGNER. The article is devoted to studying of development of creative imagination of the student-designer in the conditions of developing dialogue of types of arts. The authors formulated the principles promoting understanding of works of art of different types of arts, and opened the directions of development of creative imagination of the student through valuable and semantic comprehension of works of art.
Key words: creative imagination, pedagogical condition, classification of types of arts, dialogue of different types of arts.
А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж; А.Т. Хамид, аспирант Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА
Статья посвящена развитию творческого воображения студента-дизайнера в условиях развивающего диалога видов искусств. Авторы сформулировали принципы, способствующие пониманию художественных произведений различных видов искусств, и раскрыли направления развития творческого воображения студента через ценностно-смысловое постижение произведений искусства.
Ключевые слова: творческое воображение, педагогическое условие, классификация видов искусств, диалог различных видов искусств.
Развитие творческого воображения студента-дизайнера происходит весьма активно в процессе общения с художественными произведениями разных видов искусств. Обоснованием общения выступает концепция «диалога культур» М.М. Бахтина, в которой интерпретация и оценка художественного произведения осуществляется в процессе специфического диалога между автором и зрителем (слушателем), опосредованного художественным текстом [1]. Перед зрителем (слушателем) стоит двуединая задача, с одной стороны необходимо увидеть представленное произведение «глазами автора», воспринять и по-
нять художественное творение так, как понимает его создатель, а с другой стороны - выработать свое эстетическое отношение, свой взгляд на художественный образ, включить его в свой контекст, свой культурный опыт.
Ряд ученых (А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, Б.А, Эренгросс и др.) отмечают, что различные виды искусств не противоречат друг другу, а обогащают и углубляют целостное отражение окружающего мира. Появление различных видов искусств обусловлено, прежде всего, спецификой восприятия человеком действительности. Искусствоведы рассматривают деление на виды ис-
кусств как «исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации содержания и различающиеся по способам ее материалистического воплощения» [2]. Каждый вид искусства отражает отдельные стороны реальности с помощью только ему присущему арсеналу выразительных и изобразительных средств и методов. «Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей» [3]. В качестве иллюстрации можно привести известные картины И. Левитана и И. Шишкина о русской природе и фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года»; известное литературное произведение П. Ме-риме «Кармен» и одноименную оперу Ж.Бизе и балет Р. Щедрина на сюжет «Кармен».
Современные исследователи классифицировали виды искусств различными способами [4]. Наиболее убедительно представляется деление на три группы:
- пространственные виды искусств, к которым относятся архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, дизайн и др.;
- временные виды искусств, к которым относятся литература, музыка;
- пространственно-временные (синтетические, зрелищные), к которым относятся театр, опера, хореографии, цирк, кино, телевидение, пантомима и др.
Опираясь на работы Д.Б, Кабалевского, Е.П. Кабковой, А.Н. Малюкова, А.А. Мелик-Пашаева, Б.П. Юсова и др. были определены принципы, способствующие пониманию художественных произведений различных видов искусства и детерминирующие развитие творческого воображения студента-дизай-нера.
Принцип общности, стимулирующий раскрытие общего для всех видов искусств, понимание единства и целостности образно-художественной природы искусства.
Принцип взаимосвязи чувственного и логического, основанного, с одной стороны, на понимание художественного произведения как средство выражения эстетического отношения, переживания, чувственной оценки действительности [5], а с другой - в создании произведения видится средство связи между эмоциями и мышлением. А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что художник в произведении обобщает знание конкретного предмета, отражая свои знания о мире и осознании себя в нем [6].
Принцип учета специфических особенностей каждого вида искусств, оказывающих воздействие на зрителя (слушателя), посредством применения выразительных средств, способов, приемов раскрытия художественного образа.
Принцип творческой активности предполагает изучение каждого вида искусства как феномена художественного творчества, стимулирующего восприятие и понимание языка каждого искусства, основанного на фантазии, образности, ассоциации, метафоризации.
Развитию творческого воображения студента-дизайнера способствует ценностно-смысловое постижение произведения искусства посредством погружения и соотнесения двух контекстов автора и зрителя (слушателя), которое осуществляется в следующих направлениях:
Библиографический список
- выявление и понимание точки зрения автора на основе усвоения ценностно-смыслового контекста художественного произведения посредством рассмотрения системы знаков-символов, кодирующих художественную информацию. Художественное произведение, имея свой смысловой стержень, своего героя, в той или иной форме косвенно, выражает так же отношение автора к герою, самому себе, миру. Зритель (слушатель), проводя семантический анализ средств выразительности творческого продукта, воспринимает эстетические суждения автора и «входит в ценностный контекст произведения искусства», что позволяет выявить позицию автора, обнаружить различие и сходство в чувствах, настроениях, чертах характера художника и героев произведения;
- личностная эмоционально-ценностная интерпретация сту-дентом-дизайнером выявленных художественно-выразительных средств в содержании произведения искусства предусматривает соотнесение декодированного текста произведения, созданных автором художественных образов с собственным художественным, дизайнерским, эстетическим и жизненным опытом студента. Это позволяет определить эстетическую ценность творческого продукта, осуществить анализ созданных художественных образов с различных позиций (эстетической, социальной, личностной), понять, а может быть и принять роль другого человека-субъекта художественного творчества, сопоставить «Я»-эмоции автора, «Я»-эмоции героя произведения, собственные «Я»-эмоции;
- эстетическое развитие личности студента-дизайнера происходит в наиболее важный сенситивный период выработки эстетических идеалов, ценностных ориентаций, художественного вкуса. Е.Я. Басин, Н.И. Киященко, В.П. Крутоус и др. утверждают, что в человеке изначально заложено чувство красоты, эстетического восприятия действительности, стремление к духовному совершенству. Эстетические впечатления «начинают возделывать в человеке его глубинные ресурсы, ... ставя перед собой благодарные, добродетельные цели» [7].
Предпосылками эстетического развития личности студента Азиз Аль-Рикаби видит в эмоциональных потребностях человека, среди которых он выделяет: ориентирующие (приобретение эмоционального опыта, чувственного переживании и др.), аксиологические (выявление и приобретение личностью чувственных состояний и др.), чувственно-эстетические (способность к образно-художественному восприятию культурных явлений, постоянное общение с искусством разных стилей, эпох, народов и др.); эстетической эмпатии студента, которая подразумевает не только сопереживание и переживание себя в личность и чувства другого, но и конструирование мира по его образу; открытости чувственного опыта, который порождает спонтанность и неосознанность многих процессов подсознания. Отсюда получается, по мнению Я.А. Пономарева, что эмоцию, вызванную внутренней потребностью, личность декодирует в эмоциональные импульсы неосознаваемых процессов, а в момент инсайта обнаруживает и осознает внутренний смысл объекта мышления [8].
Таким образом, развивающий диалог различных видов искусств выступает основным педагогическим условием развития творческого воображения студента-дизайнера.
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
2. Эстетика: учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина. - М., 2006.
3. Пархоменко, И.Т. Культурология: вопросы и ответы. - Ростов-на-Дону, 2008.
4. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 1999.
5. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. - М., 2007.
6. Мелик-Пашаев, А.А. К проблеме «общего» в художественно-творческой одаренности человека / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлен-ская. - М., 1988.
7. Басин, Е.Я. Философская эстетика и психология искусства: учебное пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. - М., 2007.
8. Аль-Рикаби, А.М. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010.
Bibliography
1. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.
2. Ehstetika: uchebnoe posobie dlya vuzov / pod red. A.A. Radugina. - M., 2006.
3. Parkhomenko, I.T. Kuljturologiya: voprosih i otvetih. - Rostov-na-Donu, 2008.
4. Sovremennihyj slovarj-spravochnik po iskusstvu / nauch. red. i sost. A.A. Melik-Pashaev. - M., 1999.
5. Nemenskiyj, B.M. Pedagogika iskusstva. - M., 2007.
6. Melik-Pashaev, A.A. K probleme «obthego» v khudozhestvenno-tvorcheskoyj odarennosti cheloveka / A.A. Melik-Pashaev, Z.N. Novoyavlenskaya. - M., 1988.
7. Basin, E.Ya. Filosofskaya ehstetika i psikhologiya iskusstva: uchebnoe posobie / E.Ya. Basin, V.P. Krutous. - M., 2007.
8. Alj-Rikabi, A.M. Formirovanie tvorcheskogo samovihrazheniya studentov v processe khudozhestvennogo obrazovaniya v pedagogicheskom
vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2010.
Статья поступила в редакцию 18.01.13