Научная статья на тему '«Всё прежить - и снова воплотить. . . » Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. Философская эстетика и психология искусства. - М. , Гардарики, 2007. - 286 с'

«Всё прежить - и снова воплотить. . . » Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. Философская эстетика и психология искусства. - М. , Гардарики, 2007. - 286 с Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Вера Ильинична

The present review of the book «Philosophical Aesthetics and Psychology of Art» by E.Ya. Basin and V.P. Krutous recommended as a textbook in psychology of art analyzes and assesses the conception of psychology of art developed by the authors. They treat the subject in the scope of an interdisciplinary approach uniting art studies, aesthetics, and psychology. As a base they take the work of art objectifying the creation process as well as the essence of creative personality, who determines the uniqueness of the work of art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«TO EXPERIENCE EVERYTHING IN THE LIFE - AGAIN TO EMBODY»

The present review of the book «Philosophical Aesthetics and Psychology of Art» by E.Ya. Basin and V.P. Krutous recommended as a textbook in psychology of art analyzes and assesses the conception of psychology of art developed by the authors. They treat the subject in the scope of an interdisciplinary approach uniting art studies, aesthetics, and psychology. As a base they take the work of art objectifying the creation process as well as the essence of creative personality, who determines the uniqueness of the work of art.

Текст научной работы на тему ««Всё прежить - и снова воплотить. . . » Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. Философская эстетика и психология искусства. - М. , Гардарики, 2007. - 286 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2007. № 4

«ВСЁ ПРЕЖИТЬ - И СНОВА ВОПЛОТИТЬ...»

Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. Философская эстетика и психология искусства. — М., Гардарики, 2007. — 286 с.

Вынесенные в заглавие строки поэта М. Волошина передают основной пафос книги, посвященной выяснению того, как совершается в душе художника слож-ноглубинный процесс превращения его личного переживания в объективный факт художественного произведения. Представленная авторами книга «Философская эстетика и психология искусства» является первым в стране вузовским учебным пособием по психологии искусства. При этом данная дисциплина позиционирована на стыке философской эстетики, психологии, искусствознания, что определяет возможность избежать однобокости истолкования столь сложного психосоциального и художественно-эстетического феномена, каковым является искусство. Это единство философско-эстетической, психологической, искусствоведческой точек зрения позволяет авторам очертить пространство своего исследования и комплексно подойти к основной рассматриваемой ими проблеме — психологии искусства, которую авторы хотя и тесно связывают с тремя обозначенными областями знания, однако считают сформировавшейся в качестве полностью самостоятельной научной дисциплины.

Авторы рассматривают психологию искусства в ее развитии, для чего с самого начала обозначают свое понимание искусства как «показателя развития человеческой субъективности» (с. 17), стремясь, насколько возможно, объективировать способ исследования ими творческого процесса, человеческой способности воображения, эмпатии и т.п. Исследуя специфику творческого процесса, авторы истолковывают саму субъективность творца как ведущий креативный фактор. Делая главный акцент на этом «среднем звене» искусства, определяющем в конечном счете его человеческую значимость и ценность, авторы выделяют как бы сам «нерв» творчества, без которого оно, собственно, не может и состояться.

Представляется, что исследование субъективности творца искусства, самой субъективной стороны человеческого творчества является весьма актуальным в культурном контексте современного информационного общества, когда все чаще начинают говорить о способности умных машин заменить человека и в создании художественных ценностей. При этом исключается именно то среднее звено, т.е. субъективность творца, определяемая как совокупность его человеческих, личностных установок, мотиваций, психологических особенностей опыта, специфики от-субъектных реакций и т.п., что и составляет, образует, определяет неповторимость каждого подлинного произведения искусства. Машина не обладает устройством, подобным этому личностному «среднему звену»; она манипулирует информацией на заданную тему по заданной программе, поскольку применительно к ней трудно говорить о чем-то подобном сознанию и самосознанию, о которых пишут авторы.

И хотя универсальность человека, как известно, состоит в том, что он обладает в принципе способностью действовать и производить по логике и мерке любых других объектов (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 94), в том числе объектов, им самим созданных, однако полный переход на логику и мерку искусственного, пусть тонкого, но механизма вряд ли сможет обогатить природу человека и не сказаться на ней отрицательно. Машина способна обеспечить прорыв в познавательной сфере, если понимать познание как накопление информации, однако даже познавательный момент, присутствующий в искусстве, как справедливо подчеркивают авторы, не сводится к информации; машина не умеет претворять информацию в художественный факт творчества, ей нечем произво-

дить из нее художественно-эстетическую ценность, и она способна воспроизводить лишь внешние схемы поведения человека. По остроумному замечанию Д. Сёрла, те, кто пытался вскрыть «черный ящик» человеческого сознания (чтобы смоделировать его в машине), и, как им казалось, сделали это, обнаружили там лишь множество других, маленьких черных ящиков (см.: Сёрл Д. Открывая сознание заново. М., 2002).

Сущность творчества, специфика творческого процесса, его нерв не вскрываемы с помощью машинных технологий. Авторы показывают, сколь сложен по своей структуре, механизму функционирования, способу проявления этот человеческий («слишком человеческий») феномен, они указывают на его составные части, которые в свою очередь также не поддаются однозначному толкованию или учету.

В этом отношении книга Е.Я. Басина и В.П. Крутоуса может быть использована и в более специальных целях, например в качестве пособия для спецкурса, посвященного взаимодействию естественного и искусственного интеллектов, исследованию различия возможностей их проявления в сфере собственно творческой деятельности.

Несмотря на некоторые недостатки изложения материала, порой излишнюю субъективность его структуризации, неточность определения предметных полей, спорность некоторых выводов и т.п., следует признать, что попытка создать столь нетрадиционный учебник по психологии искусства в общем удалась. Основательность проработки материала, необходимая для учебника, классический подход к раскрытию заявленных проблем, отсутствие облегченности изложения и фрагментарности, характерных для многих современных учебных пособий, разрывающих единую ткань предмета излишним членением иногда нечленимого объекта, — все это при упомянутой нетрадиционности, заключающейся в отсутствии привычно принятой системы, но предполагающей определенную методологию и порядок изложения, делает исследование традиционным по сути, в духе классических образцов работы с материалом. Свободная манера изложения, учет и анализ современных трактовок творчества и творческого процесса, характерных для постмодернистской парадигмы, делает представленное авторами исследование актуальным, интересным и познавательным.

Представляется, что подобная книга вызовет интерес и как научное исследование, и как учебник, знакомящий студентов и аспирантов с историей разработок в этой области, с теориями и взглядами наиболее известных в данной области ученых. Сам интерес к проблеме творчества, специфике творческой деятельности, психологическим характеристикам творческой личности чрезвычайно актуален, ибо именно творческий человек и творческое поведение становятся решающим фактором организации сегодняшней жизни, формировании современных социальных стратегий развития.

В.И. Самохвалова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.