УДК 74: 378.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ИРАКСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Хамид Аям Тахир
В статье рассматриваются специфические особенности развития творческого воображения у иракских студентов-дизайнеров в процессе художественного образования. Подробно исследуются психологические аспекты восприятия и создания дизайнерского продукта в условиях разнонаправленных категорий - художественность и функциональность
Ключевые слова: развитие творческого воображения, этнохудожественное культурное наследие арабов, взаимодействие с окружающей средой, волевая сфера студента
Дизайнер имеет дело с процессами, явлениями, факторами и условиями, которые управляют когнитивной областью и несут ключевой вклад в эстетическое понимание природы визуального искусства и ее эстетическую ценность. При создании художественного продукта дизайнеру необходимо принимать во внимание два аспекта.
Первый аспект связан с психическими особенностями восприятия объекта: переход от развернутого во времени процесса опознания объекта (сукцессивное опознание) к одномоментному мгновенному опознанию знакомого объекта (симультанное опознание).
Создание обобщенного художественного образа-иллюзии способствует в огромной степени развитию творческого воображения студента-дизайнера. Образ-иллюзия вырастает из совокупности доминантного целого образа и его когнитивного элемента (знаний,
предшествующего профессионально-
художественного и личностного опыта, а также внимания, памяти, научения и др.). Процесс развития творческого воображения
осуществляется в строгой последовательности стадий создания симультанного образа:
- предварительный обобщенный образ, который характеризуется неустойчивостью формы, включенностью имеющихся у студента-дизайнера интегрированных профессиональных знаний, умений и художественно-личностного опыта;
- аутентичный обобщенный образ, который характеризуется устойчивостью формы, воспроизводимостью, где доминирующая идея группирует вокруг себя образы, суждения, ассоциации, соответствующие замыслу дизайнера;
- оригинальный обобщенный образ-иллюзия, который характеризуется
Хамид Аям Тахир - ВГПУ, аспирант, +7(952)9549173, е-шнИ: [email protected]
устойчивостью формы, произвольной воспроизводимостью с элементами творчества как результат личностно-ценностного отношения студента-дизайнера к материалу,
технологичностью и, главное,
концептуальностью [1].
Второй аспект связан непосредственно с проектированием и созданием дизайнерского продукта. Дизайн становится на службу человека. Современные концепции дизайнерских школ арабских стран (Ирак, Ливан, Иордания, Сирия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и др.) направляют свои усилия на соединение, совмещение таких
разнонаправленных категорий как
художественность и функциональность.
Рациональность становится основным показателем, определяющим различные типы дизайнерских конструкций, созданных на основе последних достижений науки, техники и технологий. Рациональность призывает дизайнера учитывать:
- характеристики применяемых материалов;
- архитектоническую выразительность;
- закономерности передачи единства художественно-образных форм и их содержание;
- психофизиологическое воздействие цвета, форм и конструкций;
- гендерные, национальные, религиозные и психологические особенности и различия потребителей;
- утилитарно-бытовое назначение предмета;
- экологическую, функциональную и эстетическую составляющую дизайнерского продукта и др.
Таким образом, исходя из
вышеизложенного, можно выделить ряд особенностей, оказывающих существенное непосредственное влияние на развитие
тел.
творческого воображения иракского студента-дизайнера в процессе дизайн-образования.
1. Ориентация на этнохудожественное культурное наследие арабского мира, начиная от Древнего Ирака (Месопотамии), Долины Нила, Ассирии, Вавилона и других до современности.
Студент-дизайнер глубоко «погружен» в свою национальную культуру, жизнь своего народа. Их образ мысли, духовные условия, обычаи, верования соответствуют менталитету этноса. «Этнокультурные ценности и национальные традиции, являясь наиболее устойчивыми явлениями этнокультурного самосознания, в полной мере выражают исторически сложившиеся национальные взгляды и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения» [2]. Они объединяют и сплачивают людей, определяют национальный характер этнокультурного сознания народа. В тоже время необходимо понимать, что свою уникальность и самостоятельность они могут сохранить и развить только в рамках общения-диалога со своей культурой прошлого, на которой строится культура будущего, и с общечеловеческими культурными ценностями самых разных мировых этносов. Этнохудожественной культуре присуща связь с общечеловеческой, мировой культурой, она обладает яркой
индивидуальностью, уникальностью,
самобытностью, духовностью,
универсальностью, открытостью.
Дизайнер в своей работе содержательно выражает определенное миропонимание, мировоззрение, преподносит информацию об истории народа, типе и характере культуры, этнических особенностях людей, населяющих страну, то есть дизайн вписан в культуру Ирака.
Развитие творческого воображения студента-дизайнера как носителя
этнокультурных традиций реализуется в процессе дизайн образования посредством:
- выявления и осознания своего этнокультурного «Я» в процессе дизайн-образования;
- понимания и восприятия студентом-дизайнером этнокультурного художественного наследия как фундамента развития творческого воображения;
- взаимодействия рефлексивных (когнитивных и оценочных) действий и процессов эмоционального переживания единства с этнокультурной и общечеловеческой общностью;
- выявления специфических особенностей других культур, которые
отождествляют собственную
этнокультурную идентификацию [2].
2. Готовность к взаимодействию с окружающим миром, с природой, искусством, человеком, выражающаяся в открытости опыта, «точки зрения», свежем взгляде на реальную действительность, наделение объектов и явлений эмоционально-эстетическим смыслом. Среда, окружающая человека, отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Однако, как заметил А. Аль-Рикаби [3], если природа является средой для любой особи, то для человека значимой средой выступает духовное, культурное, социальное окружение. В этом случае опыт познавательной и художественно-творческой деятельности развивает
художественно-творческое воображение
личности студента при условии способности человека переживать воспринятое им. Взаимодействие как процесс воздействия, влияния объектов друг на друга, обуславливает причинно-следственные связи, а при возникновении противоречий выступает движущей силой саморазвития структурных компонентов воображения и сознания [3].
Проблема «точки зрения» относится ко многим видам искусства, которые непосредственно связаны с репрезентацией какого-либо объекта действительности и получением своего, присущего ему художественного воплощения. В визуальном искусстве проблема точки зрения выступает как проблема перспективы, а также нашей «внешней», «внутренней» и «совмещенной» точки зрения как проблемы композиции, проблемы специальной организации «рамок» художественного изображения [4].
«Внешней» точке зрения, как известно, соответствует классическая «линейная» перспектива, которая появилась в период эпохи возрождения и считается нормой для европейского изобразительного искусства. Линейная перспектива, разработанная Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрером и др., подразумевает единую неподвижную точку зрения стороннего наблюдателя. Множественной зрительной позиции («внутренней» точке зрения) соответствует
сложный комплекс явлений, связанных с «обратной» перспективой, которая характерна для живописи, начиная с древнейших времен, а также иконописи, детской субкультуры, фольклора. «Параллельные линии,
изображенные в обратной перспективе, по мере удаления от наблюдателя не сходятся, а расходятся; а «пучки» этих линий своим острием направлены на зрителя» [5].
Особую важность приобретает проблема перехода от реального мира к миру
воображаемому, которая связана с последовательным чередованием описания «извне» и описания «изнутри», то есть переходом от внешней к внутренней точке зрения. Если соотнести способность видения на внутреннем плане воображения и осмысления, тогда становится очевидной важность познавательной деятельности, которая приобретает черты творческой деятельности.
3. Развитость волевой сферы студента-дизайнера. Воля для любого творческого акта является одним из основных элементов, главной психической функцией, которая обеспечивает взаимосвязь и единство эмоциональной и мыслительной сфер психики. С.Л. Рубинштейн видел прямую связь воли с эмоциями, хотя эти компоненты психики не тождественны. «Один и тот же процесс может быть... и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним» [6].
Создание дизайнерского продукта предполагает активное организующее начало. И именно воля обеспечивает регулирование целенаправленной активности, поиск путей преодоления противоречивых тенденций между «желаемой целью и нежелательными трудностями» [6]. Она способствует осмыслению образа и, в совокупности с восприятием, памятью, мышлением, выступает
побудительным механизмом творческих действий. Волевые усилия создают благоприятные предпосылки для развития как эмоциональной, так и образной «личностной» сферы студента-дизайнера, что проявляется в упорстве, настойчивости, целеустремленности, ответственности. Волевое усилие, как отмечает А.А. Ухтомский, а вслед за ним Л.В. Вахтель, создает доминантное состояние,
«характеризующееся концентрацией всех сил и способностей на одном предмете» [2]. Такая доминантная активность сопровождается построением новых художественных образов. Они вызывают сильные эмоции, тем самым обеспечивают включение и взаимодействие областей сознательного, бессознательного и даже надсознательного, которые устремлены на создание того, чего еще не было в личном опыте.
Таким образом, специфическими особенностями развития творческого
воображения у студентов в процессе дизайн-образования являются: ориентация на этнохудожественное культурное наследие арабского мира; готовность к взаимодействию с окружающим миром, природой, искусством, человеком; развитость волевой сферы студента-дизайнера.
Литература
1. Наумова Н.Б. Педагогические условия развития творческого воображения студентов-музыкантов в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук / Н.Б. Наумова. - Воронеж, 2008. - 209 с.
2. Вахтель Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение музыкально-исполнительской деятельности студентов / Л. В. Вахтель. - Воронеж : ВГПУ, 2011. - 116 с.
3. Аль-Рикаби Азиз Мезал. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук / Азиз Мезал Аль-Рикаби. -Воронеж, 2010. - 170 с.
4. Психологический словарь / авт.-сост. В. П. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др.; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. -640 с.
5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: учеб. пособ. для студ. средних пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. - М. : Академия, 1999. - 192 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 720с.
Воронежский государственный педагогический университет
SPECIAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN IRAQI STUDENTS IN THE PROCESS OF DESIGN EDUCATION
Hamid Ajm Tahir
The paper deals with the specifics of development of creative thinking with Arabic students majoring in art. The research is focused on such psychological aspects of perception and creation of the designed product as its artistic and functional sides
Key words: development of creative thinking, ethnic art heritage of arabs, interrection with the environment, the will sphere of students