УДК 378.147
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ПУТЕМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАСТАВНИЧЕСТВА
Татьяна Витальевна Филиппова, адъюнкт, Наталья Михайловна Мартынова, адъюнкт, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России,
Рязань
Аннотация
Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в Федеральной службе исполнения наказаний тенденцией к росту компетенций у курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы и сотрудников организации. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития лидерских качеств курсантов путем психолого-педагогического обеспечения наставничества. Данное исследование является актуальным и перспективным направлением развития личностного потенциала молодых сотрудников и совершенствования воспитательной работы с личным составом. Вывод. Содержание статьи позволяет сделать вывод о том, в Федеральной службе исполнения наказаний возникла необходимость формирования и развития лидерских качеств сотрудников на этапе получения профессиональных знаний, навыков и умений. Одним из перспективных направлений исследований в данном направлении является потенциал психолого-педагогического обеспечения наставничества.
Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказания, уголовно-исполнительная система, лидерские качества курсантов образовательных организаций; психолого-педагогическое обеспечение наставничества, наставники, лидеры, подшефные, курсанты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p390-393
THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS BY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENSURING FOR
MENTORING
Tatiana Vitalievna Filippova, the adjunct, Natalia Mikhailovna Martynova, the adjunct, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
Introduction. The relevance of the study is expressed in the growth trend of the competencies of educational organizations of the penal system and employees of the organization. The article is devoted to the consideration of the problem of the development of cadets' leadership qualities through psychological and pedagogical support of mentoring. The development of the leadership qualities of cadets using the psychological and pedagogical ensuring of mentoring. This research is relevant and promising direction for the development of the personal potential of young employees and the improvement of educational work with employees. Conclusion. In the Federal Service of Russia it became necessary to form and develop the leadership qualities of employees at the stage of obtaining professional knowledge, skills and abilities. Psychological and pedagogical ensuring of mentoring is one of the promising areas of research in this direction.
Keywords: criminal-executive system, Federal Penitentiary Service of Russia, leadership qualities of cadets, psychological and pedagogical ensuring; mentors, leaders, mentees, cadets.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью общества и уголовно-исполнительной системы в сотрудниках - лидерах, умеющих конструктивно решать профессиональные задачи, эффективно реализовать свой и личностный потенциал, а также потенциальные способности других сотрудников, на фоне недостаточного внимания психолого-педагогической теории и практики к проблеме формирования, сопровождения и обеспечения лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН
России. Решение этой проблемы, актуальной в целом, является важным для образовательных организаций ФСИН России, так как согласно Концепции развития УИС до 2030 года, так в уголовно-исполнительной системе реализуются мероприятия по подготовке высококвалифицированных кадров, возрастают требования, предъявляемые к ее сотрудникам, направленные на создание резерва управленческих кадров, обладающего сформированными профессиональными качествами и опытом. Одним из способов формирования, сопровождения и обеспечения лидерских качеств курсантов в образовательных организациях ФСИН России является наставничество.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Американские исследователи Джонсон, Каст и Розенцвейг определяют «лидерство» как «основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой». Эти исследования помогли конкретизировать основные понятия, связанные с феноменом лидерства (лидер, лидерство, стиль лидерства и т.д.). Первые работы в этой области были проведены еще в 20-30 годы (А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин и др.) [1]. Они в основном касались феномена лидерства в детских группах. В развитии взглядов на природу лидерства в отечественной психологии теория черт или концепция ситуационизма, характерные для западных психологов, не были представлены, хотя они оказали определенное влияние на представления о природе и механизмах лидерства.
Дальнейший интерес к лидерству был связан с развитием концепций коллектива (работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского), и с насущными практическими потребностями. Появляется большое количество работ, связанных с проблемой соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление изучения лидерства в коллективах (И.П. Волковым, Е.М. Зайцевой, Р.Л. Кричевским, Т.Н. Мальковской, А.С. Чернышевым), ставится задача критического осмысления работ западных психологов [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По мнению отечественных психологов, таких как Т. В. Бендас, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский, А. И. Корникова, А. П. Ситников, решением проблемы создания фонда способных лидеров нации будет являться создание условий, способствующих формированию эффективных лидеров. Полагаем, одним из таких условий является развитие наставничества в образовательных организациях ФСИН России [1,3,4]. В отечественной науке принято считать, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение «профессиональной подготовки и воспитания» в середине 60-х годов XX века. Необходимо отметить, что в случае индивидуального наставничества предъявляются достаточно высокие требования к личности наставника, он должен представлять собой идеал ролевой модели, т.е. пример для подражания со стороны своего воспитанника как в профессиональной деятельности, так и в иных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем, широко известны и распространены коллективные виды наставничества: групповое, ученическая бригада, воспитание в бригадах квалифицированных рабочих, комсомольско-молодежные бригады для освоения смежных профессий, профессиональный коллектив, коучинг, тренерство, тьюторство и т.д [2]. Ведущим методологическим подходом понимания феномена наставничество в уголовно-исполнительной системе со времен СССР является наставничество «лидерами». Наставниками, как правило, становились лидеры труда и производства, люди с высокой профессиональной квалификацией и богатым жизненным опытом. При этом лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама включается в контекст более широких социальных явлений [5].
Стоит отметить актуальность исследований Б. Д. Парыгина, который рассматривает лидерство как «один из процессов организации и управления малой социальной груп-
пой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом» [4]. Таким образом, если наставник обладает лидерскими качествами, он способен более эффективно решать профессиональные и организационные задачи, управлять служебным коллективом.
Р. Дэвис и П. Гаррисон сформировали «мозаичную модель наставничества». Согласно которой наиболее эффективным наставничеством является работа с молодыми специалистами. Статистические данные прошлых лет свидетельствуют о том, что применение наставничества увеличивает шансы продолжить профессиональную карьеру в два раза [6]. Более того, отношения между наставником и его подшефным приносят обоюдную пользу, так как наставник развивает собственные лидерские качества и организаторские способности, совершенствует свои профессиональные навыки, а подшефный, в свою очередь - эффективнее интегрируется в профессиональную среду организации.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в современных условиях сотрудники уголовно-исполнительной системы должны обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и определенным набором лидерских качеств, позволяющих им успешно реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности. Полагаем, что основными параметрами, отвечающими за высокий уровень развития лидерских качеств у курсантов в образовательных организациях ФСИН России, являются общепрофессиональные, коммуникативные и креативные качества. Современные курсанты образовательных организаций ФСИН России, среди прочих положительных качеств должны непременно обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде, адаптироваться к переменам; их лидерство можно определить, как способность влиять на других обучающихся в направлении достижения определённой цели, делая их не только «подчинёнными», но и соисполнителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бендас, Т.В. Психология лидерства / Т.В. Бендас. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. -
448 с.
2. Бондалетов, Е.В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом /, Е.В. Бондалетов, В.В. Бондалетов // Материалы Афанасьевских чтений. - 2019. - № 3 (28). - С. 23-39.
3. Лидерство в системе государственной службы: учебно-методическое пособие / сост. П.В. Плошай. - 2-е изд., доп. - Донецк, 2015. - 34 с.
4. Парыгин, Б. Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / Б. Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов : сборник статей / сост. А. Л. Свенцицкий. -Санкт-Петербург : Питер, 2000. - С. 222-231.
5. Теплова, Т.Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении / Т.Н. Теплова // Исследователь / Researcher. - 2020. - № 1(29). - С. 202-212.
6. Урмина И.А. Наставничество, его значение в истории и современности / И.А. Урмина, Н.Н. Горелова // Социальная политика и социология. - 2010. - № 7 (61). - С. 85-94.
REFERENCES
1. Bendas, T V. (2009), Psychology of Leadership, Peter, St. Petersburg
2. Bondaletov, E.V. and Bondaletov, V.V. (2019), "Formation and development of mentoring as a form of corporate training for personnel in Russia and abroad", Materials of the Afanasyev Readings, No. 3 (28), pp. 23-39.
3. Ploshai, P.V. (2015), Leadership in the public service system: educational and methodical manual, Donetsk.
4. Parygin, B.D. (2000), "Leadership as a tool for integrating the community", comp. Sventsit-sky, A.L. Social psychology in the works of domestic psychologists: collection of articles, Peter, St. Petersburg, pp. 222-231.
5. Teplova, N. (2020), "New technologies of pedagogical mentoring in a general educational institution", Researcher, No. 1 (29), pp.202-212.
6. Urmina, I.A. and Gorelova, N.N. (2010), "Mentoring, its significance in history and modernity", Social policy and sociology, No. 7 (61). pp. 85-94.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.12.2021
УДК 796.011.3
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МЫШЦ КОРА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК КОР-ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ
Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты, напрямую затрагивающие специфику функционирования мышц-стабилизаторов таза, бедра и позвоночного столба студентов технического профиля в период получения высшего образования. Изложены результаты собственных исследований, посвященные выявлению критериев, способствующих установлению состояния функционально-морфологических характеристик мышц кора. Полученные данные, позволяют определить направленность воздействия физических нагрузок в кор-тренировке на организм обучающихся. Подчеркивается целесообразность и актуальность разработки и последующего внедрения в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов тренировочной программы, направленной на кондиционирование и улучшение свойств опорно-двигательного аппарата и мышц кора, в соответствии с индивидуальными особенностями их функционирования.
Ключевые слова: студенты; физическая нагрузка; мышцы кора; пояснично-тазобедренный комплекс; мышцы-стабилизаторы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p393-399
CRITERIA FOR DETERMINING THE CONDITION OF THE CORE MUSCLES, WHICH DETERMINE THE DIRECTION OF PHYSICAL ACTIVITY CORE TRAINING WITH STUDENTS
Mikhail Aleksandrovich KhoMd, the senior teacher, Belarusian National Technical University,
Minsk, Republic of Belarus
Abstract
The article discusses aspects that directly affect the specifics of the functioning of the pelvic, hip and spinal column stabilizer muscles of technical students during higher education. The results of our own research devoted to the identification of criteria that contribute to the establishment of the state of functional and morphological characteristics of the core muscles are presented. The obtained data make it possible to determine the direction of the impact of physical activity in core training on the body of students. The expediency and relevance of the development and subsequent introduction into the educational process of physical education of students of the training program aimed at conditioning and improving the properties of the musculoskeletal system and core muscles, in accordance with the individual characteristics of their functioning, is emphasized.
Keywords: students, physical activity, core muscles, lumbo-pelvic-hip complex, stabilizer muscles.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние и качество функционирования позвоночного столба существенно зависит от воздействия внешних физических нагрузок, результат влияния которых может вы-