6. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2020.- № 7 (185). - С. 203-206.
7. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.
8. Лепшокова Е.А. Каузативность в зеркале когнитивной грамматики конструкций английского языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова, Л.М. Цекова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017.- № 1-1 (67). - С. 138-141.
9. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде : дис. ... канд. пед. наук / Лепшокова Света Мырзакуловна. -Карачаевск, 2003. - 187 с.
10. Эльканова Б.Д. Инновационный подход и современные тенденции развития науки и образования / Б.Д. Эльканова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XXVIII международной научно-практической конференции.- Прага, 2020.—С. 111-112.
REFERENCES:
1. Adzhieva, A.I. and, Pyatunina, V.M. (2020), "Development of cognitive interests in adolescents", Traditions and innovations in the education system, collection of scientific articles, Karachaevsk, pp. 8-12.
2. Akbasheva, R.S. (2020), "The development of mental cognitive processes in children during schooling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 480-483.
3. Akbasheva, R.S. (2007), Psychological features of the development of ethnic self-awareness of students (based on the material of universities of the Karachay-Cherkessia republic), dissertation, Stavropol.
4. Alieva, P.M. (2016), "Linguistic properties of occasionalisms and author's neologisms in English", Philological Sciences. Issues of theory and practice , No. 5 (59), Part 1, pp. 33-36.
5. Koichueva, L.M. (2005), Psychological support for high school students planning material self-sufficiency, dissertation Karachaevsk.
6. Lepshokova, E.A. (2020), "The Role of Distance Learning in Teaching and Learning a Foreign Language", " Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 203-206.
7. Lepshokova, E.A. (2020), "The importance of distance learning in conditions of self-isolation", Klychev Readings: Materials of the Scientific and Practical Conference with International Participation, Karachaevsk, pp. 140--144.
8. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya., Tsekova L.M. (2017), "Causation in the Mirror of the Cognitive Grammar of the Constructions of the English Language", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 1-1 (67), pp. 138-141
9. Lepshokova S.M. (2003), Formation of universal moral values of high school students in the socio-cultural environment, dissertation, Karachaevsk.
10. Elkanova B.D. (2020), "An innovative approach and modern trends in the development of science and education", Russia and Europe: The Connection between Culture and Economy Materials of the XXVIII International Scientific and Practical Conference, Prague, pp. 111-112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Наталья Михайловна Мартынова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Цель исследования - изучить гендерные особенности, оказывающие влияние на формирование лидерских качеств. Для выявления гендерных особенностей были использованы следующие методики: авторская анкета, методика «Диагностика лидерских способностей» Е. С. Жариков, Е. А. Крушельницкий; экспресс-тест «Самооценка лидерства»; методика «Диагностика коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2); методика «Диагностика управленческих ориентаций» (Т. Санталайнен); личностный опросник 16-PF (форма А) Р.Б. Кеттел-ла; Калифорнийский психологический опросник (Н.В. Тарабарина, Н.А. Графинина); методика «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов). В результате исследования выявлены гендерные различия в таких качествах, как доминантность, экспрессивность стремление к доминированию, авторитарному поведению, стремление к самоутверждению, импульсивность, склонность к эгоцен-тричности и независимости, общительность, чувствительность и дипломатичность, выстраивание социальных контактов. Эта специфика личностных качеств курсантов женского и мужского пола оказывает влияние на формирование их лидерских качеств.
Ключевые слова: лидерские качества, гендерная специфика, курсанты, образовательные организации ФСИН России.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p503-508
STUDY OF THE GENDER CHARACTERISTICS OF FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Natalya Mikhailovna Martynova, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
The article is devoted to the problem of forming leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study is to study the gender features that influence the formation of leadership qualities. To identify gender features, the following methods were used: author's questionnaire, the technique "Diagnostics of leadership abilities" E. S. Zharikov, E. A. Krushelnitsky; "Self-assessment of leadership" express test; methodology "Diagnostics of communicative and organizational abilities" (KOS-2); methodology "Diagnosis of management orientations" (T. Santalainen); personal questionnaire 16-PF (form A) by R. B. Kettell; California Psychological Questionnaire (N.V. Tarabarina, N.A. Graphinina); technique "Capacity of self-government" (N.M. Peysakhov). As a result of the study, the gender differences were revealed in such qualities as dominance, expressiveness, the desire for dominance, authoritarian behavior, the desire for self-affirmation, impul-sivity, a tendency to egocentricity and independence, sociability, sensitivity and diplomacy, building social contacts. This specificity of the personal qualities of female and male cadets influences the formation of their leadership qualities.
Keywords: leadership, gender, cadets, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие пенитенциарной системы нашей страны требует новых подходов к обучению и воспитанию кадрового потенциала, проходящего подготовку в ведомственных образовательных организациях. Сегодня в условиях продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ориентированных на перспективу кадров, развитие личностного потенциала курсантов, способности адекватно реагировать на динамичные изменения системы и социальной среды. Ведущая роль отводится процессу получения высшего образования, в котором определяющую роль играет образовательная организация. Именно в ней происходит формирование профессионала в специально созданной среде, воспитательном и образовательном пространстве [1,2,3,5].
Современные исследования лидерства не отражают особенностей, влияющих на формирование лидерских качеств обучающихся в ведомственных образовательных орга-
низациях силовых структур. Данная проблема нуждается в подробном анализе. Изучение проблемы формирования лидерских качеств курсантов в образовательных организациях ФСИН России необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров, будущих руководителей подразделений и учреждений уголовно-исполнительной системы [4]. Рассмотрение проблемы формирования лидерских качеств обучающихся в контексте специфики деятельности образовательных организаций ФСИН России неотделимо от изучения её гендерных аспектов. Анализ гендерных особенностей формирования лидерских качеств мы осуществляем в рамках исследования личностных предикторов лидерства, так как они в существенной степени определяют его индивидуально-психологическую специфику.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ С целью исследования гендерной специфики формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России было проведено эмпирическое исследование на базе образовательных организаций ФСИН России. Выборка исследования составила 661 человек в возрасте 18- 23 лет. Из них 365 юношей и 296 девушек.
В исследовании были использованы следующие методики: авторская анкета, методика «Диагностика лидерских способностей» Е. С. Жариков, Е. А. Крушельницкий; экспресс-тест «Самооценка лидерства»; методика «Диагностика коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2); методика «Диагностика управленческих ориентаций» (Т. Санталайнен); личностный опросник 16-РБ (форма А) Р.Б. Кеттелла; Калифорнийский психологический опросник (Н.В. Тарабарина, Н.А. Графинина); методика «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов).
В ходе исследования нами применялись взаимодополняющие друг друга методы. Эмпирические результаты были получены в ходе применения диагностических методик, дальнейший анализ осуществлялся с использованием методов качественной и количественной оценки результатов, математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Рассмотрим отдельные аспекты полученных нами в ходе исследования результатов, представляющие, на наш взгляд, теоретическую и практическую ценность в контексте организации деятельности по формированию лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Личностный профиль юношей и девушек, построенный по средним значениям личностных факторов Р. Кеттелла представлен нами на рисунке 1.
Примечание: А - Замкнутость - общительность; В - Интеллект; С - Эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность; Е - Подчиненность - доминантность; Б - Сдержанность - экспрессивность; О -Низкая нормативность - высокая нормативность поведения; Н - Робость - смелость; I - Жесткость -чувствительность; Ь - Доверчивость - подозрительность; М - Практичность - мечтательность; N -Прямолинейность - дипломатичность; О - Спокойствие - тревожность; Q1 - Консерватизм - радикализм; Q2 -Конформизм - нонконформизм; Q3 - Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; Q4 - Расслабленность -напряженность.
Рисунок 1 - Средние значения личностных факторов курсантов образовательных организаций ФСИН России
мужского и женского пола
Усредненные личностные профили курсантов ФСИН мужского и женского пола имеют практически идентичный характер. Наиболее типичными личностными чертами курсантов обеих групп являются общительность (фактор А), эмоциональная устойчивость (фактор С), доминантность (фактор Е), смелость (фактор Н), мечтательность (фактор М), спокойствие (фактор О). Это позволяет охарактеризовать курсантов как социа-бельных, открытых к сотрудничеству и совместной работе, способных к инициативности, принятию рискованных и неординарных решений, проявлению лидерских качеств и стремящихся к самоутверждению в группе. Их отличает также и эмоциональная стабильность, устойчивость в интересах, работоспособность, уверенность в себе, но при некоторой склонности к погружению в свой внутренний мир и ориентации на внутренние потребности. В целом личностные особенности курсантов ФСИН России согласуются с требованиями выбранной ими профессиональной сферы. У девушек-курсантов также можно отметить развитую обучаемость и оперативность мышления (фактор В), чувствительность (фактор I), дипломатичность (фактор К).
Сравнение личностных профилей курсантов (и-критерий Манна-Уитни) показало, что юноши-курсанты характеризуется значимо более выраженной доминантностью (р<0,05), экспрессивностью (р<0,01), подозрительностью (р<0,01). Для них более характерно стремление к доминированию, авторитарному поведению, стремление к самоутверждению, импульсивность, динамичность общения при более выраженной настороженности к другим, склонности к эгоцентричности и независимости. В свою очередь девушки-курсанты обладают более высоким уровнем общительности (р<0,001), интеллекта (р<0,05), чувствительности (р<0,001) и дипломатичности (р<0,001). Они обладают более высоким уровнем общей и вербальной культуры, более уживчивы и адаптивны, более тонко выстраивают социальные контакты и свое поведение в них, а также характеризуются более широким спектром эмоциональных переживаний.
Исследование личности курсантов с помощью методики СР1 (Калифорнийский психологический опросник) позволило выявить еще ряд социально-психологических аспектов. Средние значения по основным шкалам опросника представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Средние значения личностных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России
мужского и женского пола
Социально-психологические характеристики курсантов мужского и женского пола также носят сходный характер. Все качества, за исключением гибкости, имеют высокий уровень выраженности. Очень высокий уровень развития в обеих группах обнаруживается у таких характеристик как общительность, социализация и достижение через подчинение. Это указывает на выраженную экстравертированность курсантов, их направленность на людей и общение, высокую конвенциональность, последовательность и чувствительность к ошибкам, а также на высокую исполнительность и нуждаемость в хорошо орга-
низованных условиях деятельности (структура, контроль, знание специфики и четко определенные критерии в работе).
Статистически достоверные различия между юношами и девушками (Ц-критерий Манна-Уитни) были обнаружены по шкалам доминирования (р<0,01), ответственности (р<0,01), социализации (р<0,01), самоконтроля (р<0,05), женственности/мужественности (р<0,001). У юношей установлена более высокая выраженность доминирования и мужественности, а у девушек - ответственности, социализации и самоконтроля. Юноши-курсанты отличаются более выраженным стремлением к конкуренции и соперничеству, ориентированы на задачу и цель, используют в борьбе за лидерство более агрессивные способы. В то время как девушки-курсанты более аккуратны, самодисциплинированы, нацелены на выполнение норм и правил, предпочитают избегать ошибок и рисков, склонны подавлять свои чувства.
Исследование способности к самоуправлению показывает, что большинство этапов системы самоуправления имеют у курсантов обеих групп средний уровень сформирован-ности (рисунок 3). Общий уровень способности к самоуправлению имеет сформирован-ность ниже среднего уровня (Мх=33,87 у юношей, Мх=33,99 у девушек).
Юноши ■ Девушки
Рисунок 3 - Средние значения показателей способности самоуправления курсантов образовательных организаций ФСИН России мужского и женского пола
Наименее сформированными этапами являются у курсантов этап планирования и коррекции. Средние значения по данным шкалам располагаются на границе ниже среднего и среднего уровней.
ВЫВОДЫ
В целом курсанты обоего пола могут быть описаны как довольно прямолинейные, и используют для этого, прежде всего, свои способности соблюдать правила и порядок, усердие и исполнительность. В меньшей степени у них развиты качества, описывающие широту интересов, адаптивность и сензитивность к окружению (психологический склад ума, гибкость, женственность/мужественность). Это говорит о стремлении курсантов к рациональному восприятию действительности, прозаичности, предпочтении стабильности и предсказуемости переменам.
Наиболее вероятные затруднения вызывают у курсантов задачи по построению плана достижения цели (как определения системы средств и последовательности их применения) и по изменению реальных действий, общения и поведения, а также системы самоуправления. Статистически достоверных различий между юношами и девушками по показателям системы самоуправления выявлено не было.
Таким образом, выявленная специфика совокупности личностных качеств курсантов женского и мужского пола позволяет предполагать, что девушки-курсанты более склонны к формированию фемининной модели лидерства, а юноши - к маскулинной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганишина И.С. Формирование психолого- педагогической устойчивости курсантов образовательных организаций ФСИН России как необходимое условие их профессиональной компетентности / И.С. Ганишина, А. А. Чернышов // Казанская наука. - 2016. - № 10. - С. 131-133.
2. Кириллова Т.В. Воспитательное пространство образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / Т.В. Кириллова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 4. - С. 130-134.
3. Кириллова Т.В. О совершенствовании деятельности образовательных организаций ФСИН России / Т.В. Кириллова, М.И. Кузнецов // Перспективы науки. - 2019. - № 4 (115). - С. 207-209.
4. Мартынова Н.М. Целеполагание в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России / Н.М. Мартынова // Перспективы науки. - 2021. -№ 4 (139). - С. 48-50.
5. Романов А.А. Образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов / А.А. Романов, Ю.А. Завертяева // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Ganishina, I.S. and Chernyshov, A.A. (2016), "Formation of psychological and pedagogical stability of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a prerequisite for their professional competence", Kazan Science, Vol. 10, pp. 131-133
2. Kirillova, T.V. (2018), "Educational space of educational organizations of the Federal Penitentiary Service", International Journal of Applied and Basic Research, Vol. 4, pp. 130-134.
3. Kirillova, T.V and Kuznecov, M.I. (2019), "On improving the activities of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia", Science prospects, Vol. 4 (115), pp. 207-209.
4. Martynova, N.M. (2021), "Purpose in the process of psychological and pedagogical support for the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia", Perspectives of Science, Vol.4 (139), pp. 48-50.
5. Romanov, A.A. and Zavertyaeva, YU.A. (2020), "The educational environment of the university as a factor in the education of students", International Journal of Psychology and Pedagogy in Official Activities, Vol. 3, pp. 44-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.12.2021
УДК 159.9.072
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ
Елена Анатольевна Милашечкина, кандидат биологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, Москва; Ольга Павловна Киселева, аспирант, Российский университет дружбы народов, Москва, Московский городской педагогический университет, Москва
Аннотация
Физические нагрузки - неотъемлемая сфера человеческой деятельности и основной формой реализации этой деятельности являются занятия физической культурой. Содержание занятий физической культурой могут носить различный характер, и в зависимости от этого содержания оказывает влияние на психоэмоциональную сферу занимающихся, в том числе иностранных студентов, подверженных воздействию различных социокультурных изменений, связанных с обучением в дру-