Научно-практическая статья
УДК 159.9 © Ю. С. Лисник, С. В. Горностаев, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-156-163
5.3.3 Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
Индивидуально-психологические факторы пригодности к деятельности младшего командира подразделения курсантов вузов ФСИН
Лисник Юлия Сергеевна \
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров.
ORCID: 0000-0003-1159-9883. E-mail: [email protected] Горностаев Станислав Викторович \
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.
ORCID: 0000-0001-5259-0258. E-mail: [email protected] 1 Академия ФСИН России, 390036, Рязань, ул. Сенная, 1, Россия
Реферат
Введение. Актуальность исследования индивидуально-психологических факторов успешности исполнения должностных обязанностей младшими командирами курсантских подразделений обусловлена их влиянием на организацию учебно-служебной деятельности в подразделении. Целью послужило выявление личностных свойств, влияющих на уровень успешности деятельности заместителя командира взвода образовательной организации. Материалы и методы. Исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Объем выборки — 686 человек (651 курсант и 35 младших командиров учебных групп с 1 по 5 курсы). Применялись анонимное анкетирование; 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма А); тест-опросник Х. Шмишека; опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина; методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) В. В. Синявского, Б. А. Федоришина. Статистический анализ результатов проводился с применением корреляционного и факторного анализа. Результаты и обсуждение. Выявлены личные качества младших командиров, влияющие на управление учебной группой, а также на взаимоотношения с подчиненными. Установлены значимые статистические различия между успешными и неуспешными младшими командирами по исследованным параметрам. Выводы. Определены укрупненные факторы успешности исполнения обязанностей младшими командирами курсантского подразделения.
Ключевые слова: факторы психологической пригодности; младшие командиры; заместители командиров взводов; психологическая пригодность к деятельности; личностные свойства; отбор; вузы ФСИН России.
Для цитирования: ЛисникЮ. С., Горностаев С. В. Индивидуально-психологические факторы пригодности к деятельности младшего командира подразделения курсантов вузов ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 156-163. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-156-163
Основные положения:
1. Значимыми детерминантами успешности деятельности младших командиров курсантских подразделений выступают их индивидуально-психологические качества, выявляемые в ходе психологического изучения личности курсантов, поступающих на службу. Их учет дает возможность осуществлять эффективный отбор на должности младших командиров курсантских подразделений, в первую очередь — заместителей командиров взводов.
2. К факторам, которые влияют на успешность руководства группой в процессе осуществления деятельности младшего командира в образовательной организации ФСИН России, относятся способность к адаптации, увлеченность деятельностью, эмоциональность реагирования, мнительность, организаторские способности.
Введение
Актуальность и значимость проблемы. Актуальность исследования факторов психологической пригодности курсантов вузов ФСИН России к младшим командирским должностям, прежде всего заместителя командира взвода, определяется тем, что деятельность младшего командира оказывает существенное влияние на отношение к учебе и организацию самостоятельной под-
готовки в подразделении; состояние дисциплины; формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе; добросовестное выполнение курсантами служебных обязанностей при несении службы в суточных нарядах; взаимодействие учебной группы с курсовым руководством; участие курсантов в общественной, творческой и спортивной жизни вуза. Несмотря на важность фигуры младшего командира, при поступлении кандидатов на обучение в вузы ФСИН России специальные мероприятия, посвященные выявлению психологической пригодности к деятельности младшего командира при назначении на должности, не проводятся. В итоге нередки случаи неудовлетворительной работы младших командиров и освобождения от должностей не справившихся со своими обязанностями, а также связанные с этим проблемы в курсантских подразделениях. Все поступающие на службу курсанты проходят психологическое тестирование в целях выявления их личных качеств, однако его результаты трудно использовать при отборе на должности младших командиров в силу недостаточной научной обоснованности его критериев. Эта ситуация предопределила необходимость проведения данного исследования.
Цель исследования состояла в выявлении личностных свойств, влияющих на уровень успешности деятельности в должности заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Исследованию психологической пригодности курсантов без выделения специфики должностей младшего командного состава посвящены работы таких авторов, как Г. И. Долгих [1], О. Л. Бекаревич [2], Ю. П. Никифоров [3], Т. И. Шевченко [4], П. Д. Хармс [5], Г. Р. Фогельгесанг [6], Дж. Л. Томас [7]. Вопросы деятельности и отбора младших командиров, однако не в курсантских подразделениях образовательных организаций ФСИН рассматривали В. Н. Курганов [8], О. М. Латышев [9], И. В. Дрюпина [10], А. Е. Красовская [11], Б. А. Вяткин [12], Ю. С. Мигунова [13], Л. А. Бойс [14], Т. Двир [15], М. Д. Мамфорд [16].
В научной литературе также прорабатывался вопрос личностных качеств служебной деятельности младших командиров, их взаимоотношений с руководством и коллективом курсантов.
Психологическая пригодность является неотъемлемой частью профессиональной пригодности, при этом «профессиональная пригодность „успешных" младших командиров представляет собой совокупность психологических свойств» [8, с. 139].
В научных публикациях по исследованию психологической пригодности курсантов уделяется внимание историческому становлению и развитию терминов «отбор», «пригодность», «подбор», анализу подходов и критериев пригодности кандидатов, поступающих в ведомственные вузы [1-3]. Ученые провели также анализ индивидуальных черт и качеств будущих курсантов. К ним относятся жизнестойкость [4], высокие моральные качества, честность, открытость в общении [6], экстравертность как личностная черта характера [7] и даже наличие слабо выраженных субклинических черт с ориентацией на социальную доминантность [5].
Одним из первых вел речь о взаимодействии младших командиров и руководства О. М. Латышев, а именно о том, что для формирования командирских качеств и методических навыков с младшими командирами должна проводиться планомерная и постоянная работа офицеров [9].
Позже И. В. Дрюпина отметила связь комплектования и деятельности, где неудовлетворительное качество укомплектования и низкий авторитет младших командиров отрицательно сказываются на результатах деятельности младшего командира военно-учебного заведения [10]. Б. А. Вяткин, А. Г. Денисенко указали, что агрессивность младших командиров влияет на личность и поведение подчиненных курсантов: «Курсанты более агрессивных командиров характеризуются как более напряженные, беспокойные в повседневной жизни» [12, с. 5].
Впоследствии А. Е. Красовская обосновывала необходимость оказания помощи младшим командирам с помощью «обеспечения положительных взаимных оценок испытуемых, позитивного межличностного восприятия, обеспечения эмоционального комфорта личности» [11, с. 22].
Ю. С. Мигунова исследовала двойственность статуса сержантского состава учебных подразделений, которая «возникает от исходно независимого отношения сержанта к распоряжениям вышестоящего руководителя, а также отсутствию должного внимания к вопросам и отношению со стороны курсантов» [13, с. 97].
Зарубежные исследователи изучали поведенческие, диспозиционные и мотивационные склонности к саморазвитию лидерских качеств личности младших военных руководителей [14]. Т. Двир и Б. Шамир исследовали первоначальные характеристики личности, прогнозирующие лидерское поведение в военной части [15]. М. Д. Мамфорд на основе изучения командиров различных уровней армии США выделил три типа личностей из семи, которые на основе своих способностей, личностных и мотивационных характеристик могут в дальнейшем занимать руководящую должность, развивать в себе лидерские качества, влияющие на эффективность их деятельности [16].
Однако до сих пор не изучалась психологическая пригодность младшего командира курсантского подразделения, за исключением исследования А. С. Евдокимова, в котором разработана модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России. Он проанализировал критериально-балльную методику оценки результатов подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России, где опорным средством реализации методики для учета баллов кандидата являлась карта сержанта. При этом в его работе отбор кандидатов на должности младшего начальствующего состава рассматривался как один из этапов подготовки наравне со строевой подготовкой и аттестацией кандидата при назначении на должность [17].
Таким образом, проблема психологической пригодности к деятельности младшего командира курсантского подразделения, в том числе вуза ФСИН России, не получила серьезного освещения в научных изданиях, и существует необходимость ее дальнейшего рассмотрения.
Материалы и методы
Базу исследования составили 651 курсант и 35 действующих и бывших заместителей командиров взводов учебных групп, обучающиеся на пяти курсах Академии ФСИН России. Для выявления связи успешности с личностными качествами младших командиров курсантских подразделений были проведены следующие мероприятия.
1. В целях оценки успешности исполнения обязанностей заместителя командира взвода была сформирована восьмибалльная «Шкала успешности», оценка по которой формировалась на основе двух критериев: 1) продолжение деятельности в должности заместителя командира взвода в учебной группе (в выборку были включены как действующие заместители командиров взводов, так и предыдущие (бывшие) — отстраненные от руководства учебной группой как не справившиеся с должностью и переведенные на должности курсантов к моменту исследования); 2) оценка работы младшего командира с коллективом, полученная от подчиненных курсантов (по результатам анонимного анкетирования). Минимальная оценка — 1 балл — давалась лицам, не справившимся с должностью заместителя
командира взвода и освобожденным от нее к моменту исследования. Баллы от 2 до 8 присваивались действующим заместителям командиров взводов на основе анонимного анкетирования подчиненных курсантов. В ходе анкетирования деятельность оценивалась по следующим критериям: четкость распределения обязанностей в группе, равномерность нагрузки при решении служебных задач, эффективность принимаемых решений, наличие дружного коллектива, уровень организации руководства, социально-психологический климат в коллективе, наличие и частота конфликтов, которые связаны с замечаниями руководства. Успешность руководства учебной группой оценивалась на основании усредненных оценок членами групп данных параметров.
2. Для выявления личностных характеристик заместителей командиров взводов использовались данные их тестирования по таким методикам, как 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма А), тест-опросник Х. Шмишека, личностный опросник терминальных ценностей, предложенный И. Г. Сениным (ОТеЦ), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АД)
A. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
B. В. Синявского, Б. А. Федоришина [18], опросник структуры темперамента [19].
Статистический анализ проводился с применением корреляционного анализа — коэффициента корреляции Пирсона и факторного анализа.
Результаты и обсуждение
Для выявления наиболее значимых для успешности в должности заместителя командира взвода индивидуально-психологических качеств проводился корреляционный анализ.
Данные о корреляции шкал 16-факторного личностного опросника Кеттела со шкалой успешности приведены в таблице 1.
Таблица 1. Корреляции шкал 16-факторного личностного опросника Кеттелла с показателем
шкалы успешности младших командиров (ТаЬ1е 1. Corrélations of scales of Cattell 16-factor personality questionnaire with the indicator of scale of successful junior commanders)
Примечания: А — шизотимия-аффектотимия; В — низкий-высокий интеллект; С — слабость «Я» — сила «Я»; Е — конформность-доминантность; Б — сдержанность-экспрессивность; G — низкое-высокое суперэго; Н — тректия-пармия; I — харрия-премсия; L — алексия-протенсия; М — праксерния-аутия; N — прямолинейность-дипломатичность; О — гипертимия-гипотемия; Q1 — консерватизм-радикализм; Q2 — зависимость от группы-самодостаточность; Q3 — низкое-высокое самомнение; Q4 — низкая-высокая эго-напряженность, МD — стремление выглядеть в благоприятном свете.
Значимые корреляции шкал здесь и далее выделены полужиром.
Из таблицы видно, что значимые корреляции были выявлены со шкалами F, O и MD.
Аналогичным образом были установлены значимые корреляции шкалы успешности со шкалами опросника Х. Шмишека, опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, методики выявления коммуникативных и организаторских склонностей В. В. Синявского, Б. А. Федоришина, которые представлены в таблицах 2-5.
Таблица 2. Корреляции шкалы успешности со шкалами многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (Таблица 2. Correlations of scales of success with the scales of "Adaptivity" multilevel personality questionnaire)
Шкала МЛО-А R Шкала МЛО-АД R
Достоверность(Ь) -0,35 Мужественность-женственность (Mf) 0,07
Надежность (Б) -0,27 Паранойяльность (Ра) -0,57*
Ипохондрия (Ш) 0,33 Психастения (Pt) 0,28
Депрессия ф) 0,09 Шизоидность (Sc). -0,09
Истерия (Ну) 0,05 Гипомания (Ma) 0,32
Психопатия (Pd) -0,19 Социальная интроверсия (Si) 0,14
Таблица 3. Корреляции шкалы успешности со шкалами теста-опросника Х. Шмишека (Table 3. Correlations of scales of success with the scales of G. Shmishek test-questionnaire)
Шкала опросника Х. Шмишека R Шкала опросника Х. Шмишека R
Гипертимность 0,37 Циклотимность 0,05
Застревание -0,49* Возбудимость 0,01
Педантичность -0,03 Дистимность -0,47*
Эмотивность 0,28 Демонстративность 0,53*
Тревожность -0,38 Экзальтированность 0,61*
Таблица 4. Корреляции шкалы успешности со шкалами личностного опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) (ТаЬ1е 4. Correlations of scales of success with the scales of Terminal Values Questionnaire)
Шкала ОТеЦ R Шкала ОТеЦ R
Собственный престиж -0,01 Развитие себя 0,2
Материальное положение 0,31 Достижения 0,31
Креативность 0,18 Духовное удовлетворение 0,56*
Активные социальные контакты 0,25 Сохранение собственной индивидуальности 0,25
Таблица 5. Корреляции шкалы успешности со шкалами методики выявления коммуникативных
и организаторских склонностей (ТаЬ1е 5. Correlations of scales of success with the scales of method of revealing communicative and organizer's propensities)
Шкала КОС-2 R Шкала КОС-2 R
Коммуникативные склонности 0,35 Организаторские склонности 0,38*
Шкала А B C E F G H I L
г = -0,19 -0,07 0,02 -0,17 0,38* -0,34 -0,11 0,23 -0,11
Шкала M N O Q1 Q2 Q3 Q4 MD
г = -0,13 -0,09 0,39* -0,02 0,01 -0,26 0,06 -0,36*
Таблица 6. Уровни корреляции шкал тестов со «Шкалой успешности» деятельности младшего командира (Table 6. Levels of correlation of scales of tests with "Scale of success" of junior commanders' activity)
Название шкалы R Характеристика качеств успешного младшего командира по описанию шкалы
Шкала F методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла 0,38 Экспрессивность, импульсивность, восторженность, эмоциональная значимость социальных контактов, экспансивность, динамичность общения, эмоциональное лидерство в группах
Шкала О методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла 0,39 Тревожность, озабоченность, подверженность настроению, склонность к предчувствиям, чувствительность к одобрению окружающих, недовольство собой
Шкала МD методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла -0,39 Самокритичность, чрезмерная требовательность к себе и окружающим
Шкала «Застревание» теста-опросника Х. Шмишека -0,49 Легкость переключения видов деятельности, низкий уровень притязаний и требований к себе
Шкала «Дистимность» теста-опросника Х. Шмишека -0,47 Пребывание в приподнятом настроении, повышенная активность, жажда деятельности. Общительность, словоохотливость, оптимизм, легкость в преодолении трудностей
Шкала «Экзальтированность» теста-опросника Х. Шмишека 0,61 Бурность реакций, впечатлительность от событий, переживание сочетаются с ярким внешним выражением эмоций
Шкала «Демонстративность» теста-опросника Х. Шмишека 0,53 Стремление произвести впечатление, выделиться, привлечь к себе внимание, быть в центре, тщеславность
Шкала «Духовное удовлетворение» методики оценки терминальных ценностей А. Г. Сенина 0,56 Стремление к получению морального удовлетворения от всех сфер жизни
Шкала «Паранойяльность (Ра)» многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина -0,57 Переключаемость внимания, динамичность, активность, приспособляемость, пластичность по отношению к внешней среде, гибкость в поведении
Шкала «Организаторские склонности» методики выявления коммуникативных и организаторских склонностей В. В. Синявского, Б. А. Федоришина 0,38 Организаторские способности, инициативность, способность принимать самостоятельные решения в трудной ситуации и отстаивать свое мнение, потребность в организаторской деятельности, непринужденность поведения в коллективе
В результате была составлена итоговая таблица значимых корреляционных связей шкал использованных тестов со шкалой успешности (табл. 6).
Значимость некоторых из указанных в таблице качеств для успешности в деятельности младшего командира не является очевидной. Поэтому полученные данные необходимо интерпретировать с учетом не только характера служебной деятельности младших командиров курсантских подразделений вузов ФСИН России, но и возрастных, средовых и других факторов.
Связь успешности с экспрессивностью, на наш взгляд, может быть объяснена тем, что экспрессивность в поведении и общении в целом характерны для современной молодежи. Они не только являются нормой, но и приветствуются во многих ситуациях и даже предписываются лидерам молодежной среды.
По тем же причинам с успешностью может быть связана и шкала «Демонстративность».
Тревожность, которая согласно полученным данным часто присуща успешным командирам, в условиях требовательности вышестоящих командиров, личной ответственности и угрозы наказания может способствовать тому, чтобы младший командир постоянно находился в высоком психофизиологическом тонусе и поддерживал высокий уровень активности в решении поставленных задач.
Самоуверенность, самодовольство и переоценка своих возможностей (характерны для лиц, имеющих высокие показатели по шкале MD теста Кеттела), напротив, могут способствовать самоуспокоенности и снижению внимания и активности в решении поставленных задач. В то время
как самокритичность и требовательность к себе (низкие показатели по шкале МЦ) позволят младшим командирам стремиться к их наилучшему решению.
Связь успешности с низкими значениями по шкале «Застревание» легко объясняется необходимостью быстрого переключения внимания младшего командира между большим количеством постоянно стоящих, а также внезапно возникающих задач.
Аналогичное значение имеет для деятельности младшего командира низкая выраженность параной-яльности, обеспечивающая также необходимую гибкость в поведении. Кроме того, младшие командиры с повышенной паранойяльностью не способны конструктивно воспринимать критику вышестоящих руководителей, и ее влияние на них, как правило, деструктивно.
Гипертимные младшие командиры способны не только выполнять большие объемы работы, но также легче, быстрее и эффективнее справляться с неудачами и трудностями, неизбежно возникающими в их деятельности. Дистимность же лишает младшего командира возможности быстро вернуться к активности и продуктивности после неудачи, а также долго сохранять активность и оптимизм при столкновении с трудностями.
Младшие командиры, которым присуща экзальтация, как правило, более подвержены воспитательным воздействиям старших командиров и более остро способны переживать необходимость решения поставленных задач, а также транслировать свои переживания по этим вопросам в учебной группе, побуждая курсантов таким образом к решению той или иной задачи. Однако данный механизм,
на наш взгляд, может сработать лишь при условии высокого личного авторитета командира в группе.
Духовная удовлетворенность своей деятельностью является, прежде всего, внутренним мотиватором, побуждающим младших командиров к активной и добросовестной работе в своей должности, к стремлению исполнять ее наилучшим образом.
И наконец, наличие организаторских склонностей у заместителя командира взвода способствует умению наиболее эффективно использовать коллективные усилия группы для решения поставленных задач. Данный параметр является ожидаемым среди детерминант успешности младшего командира, однако сравнительно редким у обследуемых, особенно младших курсов, как правило, имеющих недостаточный жизненный опыт для формирования таких сложных психических образований, как организаторские способности.
Для повышения глубины интерпретации данных личностные качества, связанные с успешностью, были сгруппированы посредством факторного анализа (количество факторов и порог для попадания — автоматические, метод главных факторов по допустимому расхождению коэффициентов корреляции с восстановленными показателями = 0,1). В результате факторного анализа выделены укрупненные факторы, которые обеспечивают успешность деятельности младшего командира — заместителя командира взвода. На основе анализа содержания связанных с факторами шкал и соответствующих факторных нагрузок (коэффициентов корреляции каждого из исходных признаков с каждым из выявленных факторов) были предложены названия для выделенных факторов (табл. 7).
Рассмотрим укрупненные индивидуально-психологические факторы успешности младших командиров курсантских подразделений.
Фактор 1 «Способность к адаптации» отрицательно коррелирует с переменными «застревание», «дистимность», «паранойяльность», т. е. подразумевает обладание противоположными качествами, такими как «легкость в переключении видов деятельности», «гипертимность» (т. е. повышенная активность личности), «гибкость в поведении». Данные качества в совокупности способствуют психофизиологической адаптации к новым и трудным для личности условиям деятельности. Поэтому содержание первого фактора определяется способностью индивида приспосабливаться к изменениям окружающей среды, т. е. находиться в равновесии между внутренними возможностями личности и требованиями среды вуза ФСИН России. Фактор 1 характеризует успешного младшего командира как умеющего приспосабливаться к изменяющимся условиям без возникновения конфликта с руководством и подчиненным личным составом. Вследствие этого фактор 1 условно может быть назван «Способность к адаптации».
Фактор 2 положительно связан со шкалой O теста Кеттела. Содержательной характеристикой данной шкалы являются наличие тревожности, обеспокоенность текущими ситуациями, склонность к негативным предчувствиям. Вместе с тем фактор 2 отрицательно связан со шкалой MD теста Кеттела (стремление выглядеть
Таблица 7. Укрупненные индивидуально-психологические факторы успешности заместителей командиров взводов
(со связанными шкалами и факторными нагрузками) (ТаЬ1е 7. Enlarged individual psychological factors of success of platoons' deputy-commanders (with related scales and factor workloads))
Факторы и связанные шкалы Факторная нагрузка
Фактор 1 «Способность к адаптации»
(доля дисперсии: 23,70%)
Застревание -0,90
Дистимность -0,83
Паранойяльность -0,75
Фактор 2 «Мнительность» (доля дисперсии: 21,10%)
Тревожность 0,90
Стремление выглядеть в благоприятном -0,89
свете
Фактор 3 «Эмоциональность реагирования» (доля дисперсии: 20,70%)
Экспрессивность 0,88
Демонстративность 0,87
Фактор 4 «Увлеченность деятельностью»
(доля дисперсии: 17,00%)
Экзальтированность 0,66
Духовное удовлетворение 0,82
Фактор 5 «Организаторские способности» (доля дисперсии: 10,00%)
Организаторские склонности 0,89
в благоприятном свете), что подразумевает излишнюю самокритичность и требовательность личности прежде всего к себе, а также и окружающим. Сочетание указанных характеристик можно описать как обращенность тревожности в первую очередь на себя и собственное поведение, или «мнительность». Связь фактора 2 с успешностью можно объяснить тем, что младший командир, предъявляя повышенные требования к себе, тем самым получает моральные основания для таких же требований к подчиненным. Выступая образцом для подражания, он своим личным примером также мотивирует подчиненных к этичному поведению, добросовестному освоению учебных дисциплин и несению службы.
Фактор 3 положительно коррелирует со шкалами «Экспрессивность» и «Демонстративность». Обе эти шкалы характеризуют эмоциональную сторону общения и связаны как с силой эмоциональных реакций, так и с социальным эффектом, которые они производят. В курсантской среде лица, обладающие подобными характеристиками, как правило, добиваются внимания окружающих, производят на них впечатление, являются эмоциональными лидерами в своих группах и могут оказывать на курсантов необходимое влияние. Поэтому данный фактор, условно обозначенный нами как «Эмоциональность реагирования», способствует успеху в деятельности младшего командира.
Фактор 4 положительно коррелирует со шкалами «Экзальтированность» и «Духовное удовлетворение». «Экзальтированность» подразумевает впечатлительность от событий и склонность к демонстрированию своего восторга, возбуждения. «Духовное удовлетворение» предполагает потребность в получении внутреннего морального удовлетворения от деятельности, интерес к ней, развитие самосознания и идентичности в ее сфере, приводящее к росту социально-ценных побуждений. Таким образом, успешный командир не только ярко переживает групповые успехи, но и демонстрирует свои переживания группе, показывая окружающим их личностную значимость, заражая курсантов позитивными эмоциями переживания успеха. Яркость и искренность переживаний за общий успех группы делают «общее» более реальным для окружающих и вызывают стремление подчиненных внести в это общее свой вклад, формируют авторитет командира как человека неравнодушного к окружающим и одного из лидеров в групповой деятельности. Поэтому фактор 4 условно назван «Увлеченность деятельностью». Успешный младший командир обладает интересом к деятельности, получает удовлетворение от нее, заряжается положительными эмоциями от общих успехов и заряжает ими группу, в то время как неуспешного младшего командира деятельность руководителя группы скорее обременяет и выступает для него источником стресса, не являясь средством для самореализации.
Фактор 5 практически представлен шкалой «Организаторские склонности». Поэтому он был обозначен более распространенным, но содержательно сходным термином «Организаторские способности». Организаторские склонности младшего командира оказывают непосредственное влияние на организацию учебно-служебной деятельности, которая характеризуется большей функциональностью и ответственностью по сравнению с деятельностью и кругом обязанностей курсанта. Наличие организаторских способностей у младшего командира повышает его авторитет, прежде всего, за счет эффективного приложения групповых усилий и достижения необходимых результатов.
Полученный перечень индивидуально-психологических качеств и укрупненных факторов успешности деятельности младшего командира курсантов вузов ФСИН России не является исчерпывающим и ограничен содержанием психодиагностических методик, применяемых в Академии ФСИН России в ходе стандартной процедуры психологического отбора в вуз. Поэтому он может быть дополнен за счет применения других методик.
Таким образом, представленные материалы указывают на имеющиеся возможности прогнозирования успешности деятельности на должности за-
местителя командира взвода на основе выявленных индивидуально-психологических качеств.
Выводы:
1. Индивидуально-психологические качества личности кандидатов, выявляемые при поступлении в образовательные организации ФСИН России в процессе психологического тестирования при помощи таких тестов, как 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма А), тест-опросник Х. Шмишека, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) В. В. Синявского, Б. А. Федоришина, можно использовать при назначении курсантов на должности младших командиров.
2. Успешность заместителя командира взвода вуза ФСИН России связана с такими индивидуально-психологическими факторами пригодности к деятельности, как способность к адаптации, мнительность, эмоциональность реагирования, увлеченность деятельностью, организаторские способности.
3. Значение представленных качеств объясняется следующим. Способность к адаптации обеспечивает приспособление заместителя командира взвода к сложной социальной среде и своей двойственной позиции (член коллектива — командир), поддержание равновесия между потребностями курсантов и требованиями командиров; мнительность подразумевает тревожность, самокритичность и требовательность, обусловливающие стремление к совершенствованию и высоким результатам и их достижение; эмоциональность реагирования привлекает внимание и подчеркивает значимость решаемых вопросов, эмоционально мобилизует коллектив; увлеченность деятельностью позволяет младшему командиру сосредоточить на ней свое внимание, проявлять целеустремленность в ней, подавать коллективу пример позитивной активности, черпать мотивацию из успехов; организаторские способности позволяют направлять активность коллектива курсантов в необходимое русло.
Рекомендации. Результаты, выявленные в ходе проведенного нами исследования, могут быть использованы в разработке практических рекомендаций руководству учебно-строевых подразделений факультетов и отделению психологического обеспечения учебно-воспитательной работы по отбору и выявлению пригодности курсанта на должность заместителя командира взвода учебной группы в образовательной организации ФСИН России.
Перспективным направлением представляется проведение аналогичных исследований с курсантами образовательных организаций других ведомств с расширением методического инструментария.
Список литературы
1. Долгих Г. И. Проблема профессионально важных качеств в свете учения об интегральной индивидуальности // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 10-15.
2. Бекаревич О. Л. Диагностика профессиональной психологической пригодности курсантов к деятельности по противопожарной защите и спасательным работам : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 24 с.
3. Никифоров Ю. П. Физиологические критерии профессионального отбора курсантов учебных центров ГВМУ МО РФ : автореф дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2006. 29 с.
4. Шевченко Т. И., Астафьев О. М., Макарова Н. В. Сравнительное исследование психологического статуса молодых пожарных и курсантов пожарно-спасательного колледжа // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 60-66.
5. Harms P. D., Spain S. M., Hannah S. T. Leader development and the dark side of personality. The Leadership Quarterly. 2011. Vol. 22. Issue 3. Pp. 495-509.
6. Vogelgesang G. R., Leroy H., Avolio B. J. The mediating effects of leader integrity with transparency in communication and work engagement / performance. The Leadership Quarterly. 2013. Vol. 24. Issue 3. Pp. 405-413.
7. Thomas J. L., Dickson M. W., Bliese P. D. Values predicting leader performance in the U.S. Army Reserve Officer Training Corps Assessment Center: evidence for a personality-mediated model. The Leadership Quarterly. 2001. Vol. 12, Issue 2. Pp. 181-196.
8. Курганов В. Н. Профпригодность к руководству первичным воинским коллективом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1. С. 133-140.
9. Латышев О. М. Практика работы офицеров курсантского подразделения с младшими командирами по формированию у них командирских качеств и методических навыков : учеб.-метод. пособие. СПб., 1995. 12 с.
10. Дрюпина И. В. Психологические детерминанты результативности служебной деятельности младшего командира военно-учебного заведения // Вестник Костромского государственного университета им. H. А. Некрасова. 2007. Т. 13, № 4. С. 152-158.
11. Красовская А. Е. Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах // Армия и общество. 2009. № 3. С. 118-122.
12. Вяткин Б. А., Денисенко А. Г. Взаимосвязь агрессивности младших командиров и их подчиненных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2(45). С. 3-6.
13. Мигунова Ю. С. Социально-психологические аспекты маргинальности статуса сержантского состава учебных подразделений образовательных организаций высшего образования МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 3(8). С. 95-98.
14. Boyce L. A., Zaccaro S. J., Wisecarver M. Z. Propensity for self-development of leadership attributes: Understanding, predicting, and supporting performance of leader self-development. The Leadership Quarterly. 2010. Vol. 21, Issue 1. Pp. 159-178.
15. Dvir T., Shamir B. Follower developmental characteristics as predicting transformational leadership: a longitudinal field study. The Leadership Quarterly. 2003. Vol. 14, Issue 3. Pp. 327-344.
16. Mumford M. D., Zaccaro S. J., Johnson J. F., Diana M., Gilbert J. A., Threlfall K. V. Patterns of leader characteristics: Implications for performance and development. The Leadership Quarterly. 2000. Vol. 11, Issue 1. Pp. 115-133.
17. Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 29 с.
18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика : учебное пособие. Самара, 2001. 672 с.
19. Храмов Е. В. Концептуально-конструктная и эмпирическая валидизация опросника структуры темперамента (ОСТА) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 21 с.
Поступила 03.04.2020, повторно 25.04.2020; одобрена после рецензирования 10.07.2020; принята к публикации 30.08.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Scientific and Practical Article
UDC 159.9 © Yu. S. Lisnik, S. V. Gornostaev, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-156-163
5.3.3 Psychology of Labour, Engineering Psychology, Ergonomics 5.3.9 Legal Psychology
Individual Psychological Factors of Suitability for the Activity of a Junior Commander of the Cadets' Unit at an Educational Organization
of the Federal Penitentiary Service
Yulia S. Lisnik1,
post-graduate student of the faculty of Science and Pedagogical Personnel Training.
ORCID: 0000-0003-1159-9883. E-mail: [email protected] Stanislav V. Gornostaev1,
Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor at the chair of Legal Psychology and Pedagogy, associate-professor.
ORCID: 0000-0001-5259-0258. E-mail: [email protected] 1 Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, 1, Sennaya st., Ryazan, 390036, Russia
Abstract
Introduction. The relevance of studying individual psychological factors of successful performance of service duties by the junior commanders of cadets' units is determined by the influence of junior commanders on the organization of learning and service activity in the unit. The aim is to reveal personality properties which affect the level of successful performance by deputy-commanders of a unit at an educational organization. Materials and Methods. The study was conducted at the Academy of the Russian Federal
HucnuK №. C., ropnocmaee C. B. MHgMBMgyanbHO-ncMxonorMqecKMe ^aKTopw npwrogHOCTM...
Penitentiary Service. The sample included 686 respondents (651 cadets and 35 junior commanders of the groups from the 1st to the 5th course). The authors used anonymous questionnaire, Cattell 16 factor personality questionnaire (form A), G. Shmishek test-questionnaire, I. G. Senin Terminal Values Questionnaire, A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin "Adaptivity" multilevel personality questionnaire, V. V. Sinyavsky and B. A. Fedorishin method revealing communicative and organizer's propensities. Statistical analysis of the results was conducted via correlation analysis and factor analysis. Results and Discussion. The authors reveal junior commanders' personal attributes which influence the quality of the study group and relationships with the subordinates. The paper presents significant statistical distinctions between successful and unsuccessful junior commanders with regard to the parameters under study. Enlarged factors of successful carrying out of duties by junior commanders of a cadets' unit are provided.
Keywords: factors of psychological suitability; junior commanders; platoon's deputy-commanders; psychological suitability for activity; personal properties; selection; higher educational institutions of the Russian Federal Penitentiary Service.
Citation: Lisnik Yu. S., Gornostaev S. V. Individual Psychological Factors of Suitability for the Activity of a Junior Commander of the Cadets' Unit at an Educational Organization of the Federal Penitentiary Service. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 2(85). Pp. 156-163 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-156-163
References
1. Dolgikh G. I. The Problem of Professionally Important Qualities with regard to the Study of Integral Individuality. Siberian Psychological Journal. 2013. No 47. Pp. 10-15. (In Russ.)
2. Bekarevich O. L. Diagnostics of Cadets' Professional Psychological Suitability for Fire Protection and Rescue Work. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2003. 24 p. (In Russ.)
3. Nikiforov Yu. P. Physiological Criteria for Professional Selection of Cadets of Educational Centres of the Main Military Medical Directorate of Ministry of Defence of the Russian Federation. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Medicine). St. Petersburg, 2006. 29 p. (In Russ.)
4. Shevchenko T. I., Astafiev O. M., Makarova N. V. A Comparative Study of Psychological Status of young Firefighters and Cadets of Fire-and-Rescue College. Siberian Psychological Journal. 2011. No 42. Pp. 60-66. (In Russ.)
5. Harms P. D., Spain S. M., Hannah S. T. Leader development and the dark side of personality. The Leadership Quarterly. Issue 3. 2011. Vol. 22. Pp. 495-509.
6. Vogelgesang G. R., Leroy H., Avolio B. J. The mediating effects of leader integrity with transparency in communication and work engagement / performance. The Leadership Quarterly. 2013. Vol. 24. Issue 3. Pp. 405-413.
7. Thomas J. L., Dickson M. W., Bliese P. D. Values predicting leader performance in the U.S. Army Reserve Officer Training Corps Assessment Center: evidence for a personality-mediated model. The Leadership Quarterly. 2001. Vol. 12, Issue 2. Pp. 181-196.
8. Kurganov V. N. Professional Suitability for Administration of Primary Military Collective. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences. 2009. No 1. Pp. 133-140. (In Russ.)
9. Latyshev O. M. Work Practice of Officers of the Cadets' Unit with Junior Commanders focused on Formation of their Commander's Abilities and Methodical Skills. St. Petersburg, 1995. 12 p. (In Russ.)
10. Dryupina I. V. Psychological Determinants of the Effectiveness of Service of a Junior Commander at a Military Educational Organization. Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. 2007. Vol. 13, No 4. Pp. 152-158. (In Russ.)
11. Krasovskaya A. E. Social and Psychological Conditions for Improving Psychological Compatibility of Junior Commanders in Cadets' Groups. Army and Society. 2009. No 3. Pp. 118-122. (In Russ.)
12. Vyatkin B. A., Denisenko A. G. Connection of Aggressiveness in Junior Commanders and their Subordinates. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2011. No 2(45). Pp. 3-6. (In Russ.)
13. Migunova Yu. S. Social and Psychological Aspects of Marginal Status of Sergeant Personnel at educational Units of Educational Organizations of Higher Education of the Russian Ministry of Emergency Situations. Bulletin of St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops. 2019. No 3(8). Pp. 95-98. (In Russ.)
14. Boyce L. A., Zaccaro S. J., Wisecarver M. Z. Propensity for self-development of leadership attributes: Understanding, predicting, and supporting performance of leader self-development. The Leadership Quarterly. 2010. Vol. 21, Issue 1. Pp. 159-178.
15. Dvir T., Shamir B. Follower developmental characteristics as predicting transformational leadership: a longitudinal field study. The Leadership Quarterly. 2003. Vol. 14, Issue 3. Pp. 327-344.
16. Mumford M. D., Zaccaro S. J., Johnson J. F., Diana M., Gilbert J. A., Threlfall K. V. Patterns of leader characteristics: Implications for performance and development. The Leadership Quarterly. 2000. Vol. 11, Issue 1. Pp. 115-133.
17. Evdokimov A. S. Methodical Maintenance of Training Junior Commanders in Educational Process at a higher educational Institution of the Russian Ministry of Emergency Situations. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). St. Petersburg, 2018. 29 p. (In Russ.)
18. Raygorodsky D. Ya. Practical Psychodiagnostics. Textbook. Samara, 2001. 672 p. (In Russ.)
19. Khramov E. V. Conceptual Construct and Empirical Validization of the Questionnaire of the Temper Structure. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 1992. 21 p. (In Russ.)
Submitted: 03.04.2020; resubmitted: 25.04.2020; approved after reviewing: 10.07.2020;
accepted for publication: 30.08.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.