условия, технологии, факторы, позволяющие «определить, конкретизировать и соотнести требования квалификационных характеристик, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, ее доминирующих видов, профессионально важных качеств, значимых личностных качеств, интересов, склонностей, способностей специалистов» [2].
Ныне в каждом вузе в интересах реализации компетентностного подхода сконструированы и применяются локальные модели формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих выпускников. Разработана такая и в нашем вузе - Севастопольском государственном университете.
Данная модель структурно состоит из четырех ключевых блоков: теоретико-методологического, содержательного, процессуального и результативного.
Теоретико-методологический блок включает выбор наиболее эффективных подходов, способствующих реализации требований ФГОС ВО по профессиональной подготовке будущих специалистов. Несомненно, компетентностный подход выступает в качестве стержневого. Однако наравне с ним наиболее рациональным являются системный, деятельностный, акмеологический и аксиологический подходы. Такая совокупность подходов позволит более глубоко и всесторонне осуществить образовательную деятельность в вузе.
Содержательный блок включает следующие компоненты:
- требования, предъявляемые к квалифицированному специалисту;
- требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимых для компетентного выполнения профессиональной деятельности по трем уровням: общепрофессиональном, профессиональном, специальном;
- структуру и состав компетенций и качеств;
- учебные планы, программы;
- технологии формирования компетенций;
Библиографический список
- мониторинг образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых.
Процессуальный блок ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся, реализацию принципов, педагогических условий, использование технологических подходов в обучении, внешних и внутренних факторов, которые обеспечат реализацию намеченной цели.
На сегодняшний день мы говорим о необходимости разработать деятель-ностную составляющую и обеспечить методы и формы контроля сформированно-сти компонентов профессиональной компетентности студентов. Трансформация теоретических знаний в практические умения наиболее качественно происходит в момент прохождения практики. Так, на протяжении практики у студентов предусмотрено выполнение профессиональных заданий.
Что касается диагностического блока, определив критерии по видам компетенций и показатели овладения обобщенной структурой профессиональной деятельности, тем самым установив уровни сформированности компетенций студентов, актуальным становится возможность мониторинга динамики формирования профессиональной компетенции. Для формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенции нами разработаны компетент-ностно-ориентированные, учебно-методические комплексы, на основе которых образовательный процесс протекает по требованиям ФГОС.
Таким образом, применение компетентностного подхода в интересах улучшения качества профессиональной подготовки будущих специалистов гарантирует разрешение имеющегося противоречия между требованиями к качеству современного образования, предъявляемыми государством, социумом, работодателями, и его образовательными результатами.
1. Хабарова Н.Г. Профессиональная ориентация как этап профессиональной социализации будущего специалиста. Профессиональное образование и общество. 2016; № 4 (20): 215 - 219.
2. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании. Педагогическое мастерство: материалы II Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2012. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/
3. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2018.
4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 8 - 14.
5. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества. Кисловодск: 2006.
6. Большой энциклопедический словарь. Available at: https://gufo.me/dict/bes
У. Хуторской A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Педагогика. 2003; № 5: 55 - 61.
8. Зимняя ИА Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5: 34 - 42.
9. Пономарева Ж.О. Компетентностный подход в профессиональном образовании, 2015. Available at: https://www.syl.ru/article/173512/new_kompetentnostnyiy-podhod-kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii
10. Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем. Высшее образование в России. 200У; № 11: 39 - 46.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт. Available at: https://fgos.ru/
12. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Народное образование. 2004; № 4: 136 - 144.
13. Clouder L. Becoming professional: exploring the complexities of professional socialization in health and social care. Learning in Health and Social Care. 2003; Т. 2, № 4: 213 - 222. References
1. Habarova N.G. Professional'naya orientaciya kak 'etap professional'noj socializacii buduschego specialista. Professional'noe obrazovanie i obschestvo. 2016; № 4 (20): 215 - 219.
2. Medinceva I.P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2012. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/
3. Sorokoumova E.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2018.
4. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 8 - 14.
5. Zotova I.N. Kommunikativnaya kompetentnost'kak aspeki socializacii lichnosti studenta v usloviyah informatizaciiobschestva. Kislovodsk: 2006.
6. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://gufo.me/dict/bes
У. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii. Tehnologiya konstruirovaniya. Pedagogika. 2003; № 5: 55 - 61.
8. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 34 - 42.
9. Ponomareva Zh.O. Kompetentnostnyj podhod v professional'nom obrazovanii, 2015. Available at: https://www.syl.ru/article/173512/new_kompetentnostnyiy-podhod-kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii
10. Zeer 'E.F. Identifikaciya universal'nyh kompetencij vypusknikov rabotodatelem. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; № 11: 39 - 46.
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Available at: https://fgos.ru/
12. Selevko G.K. Kompetentnosti i ih klassifikaciya. Narodnoe obrazovanie. 2004; № 4: 136 - 144.
13. Clouder L. Becoming professional: exploring the complexities of professional socialization in health and social care. Learning in Health and Social Care. 2003; T. 2, № 4: 213 - 222.
Статья поступила в редакцию 04.12.20
УДК 378
Chaika I.N., postgraduate, State Sea University of the Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: ivan.chayka.90@mail.ru
THE MAIN DIRECTIONS OF ORGANIZING AND EDUCATIONAL WORK WITH THE STARSHINSKY STRUCTURE OF NAVAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The relevance of studying is caused by importance of co-ordination of a system of educational work with staff in naval educational institutions, being one of the most important factors of high combat readiness of military divisions in general. The task is to study the specifics of realization of educational process during training of Starshinsky Structure of cadet divisions for high-quality performance of duties of the junior commander, considering that one of factors of high combat readiness and defense capability of the state is the adjusted system of educational work with staff. Junior commanders carry out a big role in the help with training and education of ordinary cadets, in maintenance of discipline in division and an authorized order. Research objective is the theoretical analysis pedagogical approaches in education of Starshinsky Structure for their further successful performance of objectives during training and during service after release from naval educational institution, designation of methods of education of Starshinsky Structure of cadet divisions.
Key words: Starshinsky Structure, junior commanders, educational process, military collective, naval educational institution, interpersonal communication, efficiency of educational activity.
И.Н. Чайка, аспирант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: ivan.chayka.90@mail.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИНСКИМ СОСТАВОМ ВОЕННО-МОРСКИХ ВУЗОВ
Актуальность изучения обусловлена важностью налаженности системы воспитательной работы с личным составом в военно-морских учебных заведениях, являющейся одной из важнейших факторов высокой боевой готовности воинских подразделений в целом. Постановка проблемы заключается в специфике реализации воспитательного процесса в ходе подготовки старшинского состава курсантских подразделений к качественному выполнению обязанностей младшего командира, учитывая, что одним из факторов высокой боевой готовности и обороноспособности государства является налаженная система воспитательной работы с личным составом. Именно младшие командиры играют большую роль в обучении и воспитании рядовых курсантов, в поддержании дисциплины в подразделении и уставного порядка. Целью исследования является теоретический анализ педагогический подходов к воспитанию старшинского состава для их дальнейшего успешного выполнения поставленных задач в период обучения и во время прохождения службы после выпуска из военно-морского учебного заведения, обозначение методов воспитания старшинского состава курсантских подразделений - младших командиров.
Ключевые слова: старшинский состав, младшие командиры, воспитательный процесс, воинский коллектив, военно-морское учебное заведение, межличностное общение, эффективность воспитательной деятельности.
Современные тенденции обороноспособности государства в условиях XXI века призывают к реформированию и укреплению Вооруженных Сил страны. Министр обороны Российской Федерации, Герой Российской Федерации, генерал армии С.К. Шойгу акцентирует внимание на преобразованиях в армии и на флоте с целью создания хорошо подготовленной армии и требует повышать качество и эффективность воспитательной деятельности с военнослужащими.
Одним из важнейших факторов высокой боевой готовности воинских подразделений является налаженная система воспитательной работы с личным составом. «Воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание», - слова основателя военно-педагогической школы русской армии генерала М.И. Драгомирова [1, с. 8], которые остаются актуальными и на сегодняшний день как залог прочности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Смысловое значение термина «воспитание» подразумевает воздействие на личность, которое специально организовано с определенной целью, чтобы сформировать у личности определенные свойства и качества. Но влияние воспитания на личность будет эффективным и развивающим только в том случае, когда такое воспитательное воздействие вызовет у личности эффект внутренней положительной реакции в отношении себя и повлечет побуждение активно работать над собой.
Томилин А.Н. и Гуляков В.Н. высказывают своё мнение о воспитании, формулируя такое определение: «Это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [2, с. 4].
Говоря об эффективности воспитательной работы, важно отметить, что именно командир должен проявить опыт и интуицию, подключить доброжелательную находчивость, чтобы метко выбрать средства воздействия на подчиненного, подобрать ключик к особенностям его личности и, учитывая их, помочь военнослужащему раскрыть и реализовать свои возможности для общего дела. М.Д. Драгомиров высказывал своё мнение, что индивидуальное воспитание - это «из рекрута сделать солдата, не ломая в нем человека» [1, с. 10]. Несомненно, что достижения воспитательной деятельности в среде военнослужащих напрямую зависит от педагогического мастерства командиров.
Специфика реализации воспитательного процесса заключается в особенностях воинского коллектива как такового, в связи с чем можно дать определение воинскому коллективу как социальной общности военнослужащих, «объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха» [3]. К отличительным признакам воинского коллектива относятся специфика целей и решаемых задач, в первую очередь направленных на защиту населения, кроме того, воинский коллектив выделяет специфичность условий несения службы и выполнения поставленных задач, согласованность действий по отношению к оружию и военной техники, регламент деятельности согласно уставам, инструкций и приказов. По своей сути воинский коллектив является стабильным, характеризующийся длительностью взаимодействия.
В условиях военно-морских учебных заведений задачи воспитания личного состава выполняют офицеры, мичманы и младшие командиры. Младшие командиры, старшины курсантских подразделений являются непосредственными и ближайшими начальниками над курсантами. Они выполняют большую роль в помощи по обучению и воспитанию рядовых курсантов, в поддержании дисциплины в подразделении и уставного порядка. Поэтому актуален вопрос о подготовке старшинского состава курсантских подразделений высших военно-морских учебных заведений к качественному выполнению обязанностей младшего командира.
На примере Черноморского высшего военно-морского Ордена Красной звезды училища имени П.С. Нахимова можно пронаблюдать, что старшинский состав в лице командиров отделений, заместителей командиров взводов и стар-
шин курсов формируется из среды старших курсантов, а именно: для первого курса обучения назначаются командиры отделений с третьего курса обучения, а заместители командиров взводов и старшина курса - с четвертого курса обучения. В течение первого курса ряд курсантов, отличившихся по морально-деловым качествам и их проявлениям, рассматриваются к назначению на должности командиров отделений второго курса с перспективой повышения в должности на третьем курсе до заместителя командира взвода или же до старшины курса.
В систему воспитательного процесса старшинского состава военно-морских учебных заведений включены мероприятия для обучения и подготовки младших командиров - проведение старшинских сборов, подразумевающих обучение старшинского состава поддержанию внутреннего порядка в курсантских подразделениях. Необходимый внутренний порядок в училище - это результат глубокого понимания, сознательного и точного выполнения всеми военнослужащими своих обязанностей, которые определены воинскими уставами и законами. Целенаправленная воспитательная работа ведется в сочетании с высокой требовательностью начальников и командиров, с постоянной заботой о подчиненных, благополучии и их здоровье, четкой организацией боевой подготовки. Контроль за «образцовым несением боевого дежурства и службы суточным нарядом; точным выполнением распорядка дня и регламента служебного времени; выполнением правил эксплуатации (использования) вооружения, военной техники и других материальных средств; созданием в местах расположения военнослужащих условий для их повседневной деятельности, жизни и быта, отвечающих требованиям воинских уставов; соблюдением требований пожарной безопасности, а также принятием мер по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части» тоже возлагается на командиров [4].
В воспитательном процессе старшинского состава акцентируются задачи повседневного характера: должен поддерживать строгий уставной порядок в подразделении и выполнять целый ряд других направлений работы. Огромное значение уделяется сплочению воинского коллектива. Его возможности направляются на воспитание у подчиненных чувства товарищества и ответственности по принципу «один за всех, и все за одного». В таких благоприятных морально-психологических условиях быстро формируется уверенность в себе и своем выборе профессии, дисциплинированность, войсковое товарищество, коллективная ответственность всего отделения за службу и поведение каждого курсанта в процессе освоения образовательных программ в высших военно-морских учебных заведениях.
Младшие командиры своим личным примером воспитывают своих подчиненных. Качественное выполнение обязанностей старшинами, их авторитет и нравственный облик вызывают у подчиненных доверие и уважение к ним. Это создаёт сплоченный коллектив, в дальнейшем качественно выполняющий свои служебные обязанности.
Умение правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе также положительно сказывается на освоении образовательной программы в высшем военно-морском учебном заведении. Младшие командиры хорошо понимают и знают реальную ситуацию межличностных отношений в своём отделении, кто из курсантов входит в состав микрогрупп, какова их направленность, и кто у них лидеры.
А.В. Вальков отмечает, что для воинской практики характерно наличие явной потребности «формирования и развития лидерских качеств у будущих выпускников военных вузов, на плечи которых сразу после выпуска ложится огромная ответственность за управление подразделениями» и кораблями в процессе решения сложных задач учебно-боевой подготовки» [5, с. 16]. «Способность быстро адаптироваться к новой среде; ответственность; самостоятельность; инициативность; физическая развитость; гибкость в налаживании отношений с подчиненными; чуткость и такт при решении их личных проблем; умение противостоять отрицательно направленным лидерам; твердые военно-профессиональные знания, умения и навыки; компетенции; воля и организаторские способности, лежащие в основе авторитета командира» [5, с. 17], его лидерского поведения и эффективного неформального влияния на находящееся под его руководством подразделение - важнейшие направления работы в воспитательном процессе
курсантских подразделений, которые необходимо реализовывать на этапе подготовки будущих специалистов военного дела.
Однако подготовка старшинского состава курсантских подразделений высших военно-морских учебных заведений к качественному выполнению обязанностей младшего командира прежде всего должна начинаться со знакомства командира с подчиненными, которое достигается с помощью специального изучения, в частности сбора данных о жизни, учебе и поведении курсанта, а также личной беседы, и наблюдения за подчиненными в повседневной жизнедеятельности воинского коллектива [6].
В ходе наблюдения за курсантами командиру следует подмечать малейшие черты и попытки к определенным действиям, сосредотачивать «внимание на соотношение официальной и неофициальной структуры межличностного общения» у курсантов в подразделениях с точки зрения оценки степени совпадения системы подчиненности и неофициально сложившихся отношений в коллективе, где «официальная структура определена уставами, приказами, законами. В данных ситуациях действует также официально назначенное лидирующее лицо, решая четко поставленные задачи руководства. Неофициальная структура складывается на основе объединения военнослужащих по интересам, потребностям, личным симпатиям, по периодам службы, региональной и национальной принадлежностям. Данная структура складывается в процессе совместной деятельности, имеет определенные временные рамки, более подвижна и замкнута,
Библиографический список
чем официальная. Она включает в себя как отдельных курсантов, так и группы военнослужащих, выполняющих роли ведущих, ведомых, поддерживающих, нейтральных, отвергнутых» [7].
Подводя итог и акцентируя внимание на весомости возложенной ответственности на старшинский состав курсантских подразделений, важно отметить, что перед непосредственной подготовкой младших командиров к качественному выполнению своих должностных обязанностей важен качественный подбор кандидатов в ряды старшинского состава, основывающийся на результатах изучения особенностей и черт характера личностей подчиненных в ходе их обучения в вузе на первом и втором годах обучения. В период воспитательного процесса будущих старшин необходимо анализировать систему сложившихся отношений в воинском коллективе, которая формируется при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время, в частности соотношения официальной и неофициальной структур межличностного взаимодействия военнослужащих.
Говоря об эффективности воспитательного процесса, важно отметить, что этот успех будет напрямую зависеть от того, насколько командир сумеет правильно выбрать средства воздействия на подчиненных и найти подход к особенностям каждой личности, а затем, учитывая эти особенности, поможет военнослужащему поверить в себя, раскрыть и реализовать свои возможности для общего дела.
1. Драгомиров М.И. Армейские заметки. Избранные труды: Вопросы воспитание и обучение войск. Москва: Воениздат, 1956
2. Томилин А.Н., Гуляков В.Н. Содержание воспитательной работы на кораблях военно-морского флота: учебное пособие. Новороссийск, 2008.
3. Иванов Б.А. Общие признаки воинского коллектива «0риентир»-2013. Available at: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2013/2013-03-2.shtml
4. Устав внутренней службы ВС РФ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/e5a917618256561605acc2bef27289e97a345ac5/
5. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств курсантов внутренних войск МВД России в процессе самообразования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.
6. Гуляков В.Н., Томилин А.Н., Худик В.А. Организация психологической работы с воинами-контрактниками: учебное пособие. Новороссийск, 2010.
7. Калюжный А.С. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчете, экипаже, взводе «0риентир»-2007. Available at: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2007/2007-02-2.shtml
8. Хабарова Н.Г. Профессиональная ориентация как этап профессиональной социализации будущего специалиста. Профессиональное образование и общество. 2016; № 4 (20): 215 - 219.
9. How to Keep Your Admiralty Products Up -to- Date. NP 294 7th Edition. Published by the United Kingdom Hydrographic Office. British Crown Copyright, 2013.
References
1. Dragomirov M.I. Armejskie zametki. Izbrannye trudy: Voprosy vospitanie iobuchenie vojsk. Moskva: Voenizdat, 1956
2. Tomilin A.N., Gulyakov V.N. Soderzhanie vospitatel'nojraboty na korablyah voenno-morskogo flota: uchebnoe posobie. Novorossijsk, 2008.
3. Ivanov B.A. Obschie priznaki voinskogo kollektiva «0rientir»-2013. Available at: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2013/2013-03-2.shtml
4. Ustav vnutrennej sluzhby VS RF. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/e5a917618256561605acc2bef27289e97a345ac5/
5. Val'kov A.V. Razvitie liderskih kachestv kursantov vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe samoobrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
6. Gulyakov V.N., Tomilin A.N., Hudik V.A. Organizaciya psihologicheskojraboty s voinami-kontraktnikami: uchebnoe posobie. Novorossijsk, 2010.
7. Kalyuzhnyj A.S. Izuchenie individual'no-psihologicheskih kachestv voennosluzhaschih, osobennosti organizacii individual'no-vospitatel'nojraboty v otdelenii, raschete, 'ekipazhe, vzvode «0rientir»-2007. Available at: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2007/2007-02-2.shtml
8. Habarova N.G. Professional'naya orientaciya kak 'etap professional'noj socializacii buduschego specialista. Professional'noe obrazovanie i obschestvo. 2016; № 4 (20): 215 - 219.
9. How to Keep Your Admiralty Products Up -to- Date. NP 294 7th Edition. Published by the United Kingdom Hydrographic Office. British Crown Copyright, 2013.
Статья поступила в редакцию 04.12.20
УДК 372.8
Kuznetsov I.B., Candidate of Sciences (Engineering), Director of Aviation Training Center, Scientific and Production Association "SPARC"
(St. Petersburg, Russia), E-mail: kuznpilot@gmail.com
ACCOUNTING OF POTENTIAL THREATS AND SPECIALISTS' ERRORS THROUGH THE USE OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES AS A PART OF VOCATIONAL TRAINING. This article studies physiological properties characteristic of a person, which can manifest themselves as threats and errors in the professional activity of a specialist in any branch of the economy and which can be conditionally referred to the category of human "limitations". The interest in this issue is due to the fact that the analysis of statistics of various incidents and disasters in recent years shows that against the background of their general decline due to scientific and technological progress and, as a consequence, an increase in the reliability of technology, the number of accidents caused by erroneous or illogical human actions is increasing. It is proposed to use special technologies in the process of vocational education, which is based on the concept of the humanitarian component of the professional activity of any specialist.
Key words: vocational training, 'human limitations' category, humanitarian educational technologies
И.Б. Кузнецов, канд. техн. наук, директор Авиационного учебного центра ДПО АО «Научно-производственное объединение "СПАРК"»,
г. Санкт-Петербург, E-mail: kuznpilot@gmail.com
УЧЕТ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая статья посвящена исследованию характерных для человека физиологических свойств, которые могут проявляться в качестве угроз и ошибок профессиональной деятельности специалиста любой отрасли экономики, и которые условно можно отнести к категории «ограничений» человека. Интерес к данному вопросу вызван тем, что анализ статистики различных происшествий и катастроф за последние годы показывает, что на фоне общего