Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитательного процесса в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова в первые годы после Великой Отечественной войны (1946-1956 гг. )'

Педагогические условия воспитательного процесса в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова в первые годы после Великой Отечественной войны (1946-1956 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЧЕРНОМОРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ П. С. НАХИМОВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ / NAVAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / BLACK SEA HIGHER NAVAL SCHOOL NAMED AFTER NAKHIMOV / PEDAGOGICAL CONDITIONS / POST-WAR RECOVERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барская Ольга Владимировна

В статье процесс восстановления и развитие учебно-воспитательной деятельности Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова (ЧВВМУ) в первое десятилетие после Великой Отечественной войны поделен на два этапа: период становления училища как центра подготовки командиров малых ракетных кораблей и период его функционирования в качестве высшего учебного заведения. Представлен обзор и анализ педагогических условий, определяющих направление и успешность воспитания курсантов с 1946 по 1956 гг., материально-пространственная среда, комплектование ЧВВМУ преподавательским, руководящим составом и учащимися, формы и элементы содержания воспитательной работы училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of educational process in the Black Sea Higher Naval school name Nakhimov in the first years after World War II (1946-1956 biennium)

In the article the process of educational activities of the Black Sea Higher Naval School named after Nakhimov recovery and development in the first decade after World War II is divided into two stages: reconditioning as a training center for small missile ship commanders and the period of operation as a higher educational institution. The article provides an overview and analysis of some of the pedagogical conditions that determine the direction and success of the cadets education from 1946 to 1956. These conditions include facilities, faculty, senior staff and cadets recruitment, forms and content elements of educational activities of the school are described.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитательного процесса в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова в первые годы после Великой Отечественной войны (1946-1956 гг. )»

20/.Т//-

уш

О. В. Барская

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЧЕРНОМОРСКОМ ВЫСШЕМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ П. С. НАХИМОВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1956 гг.)

Одними из важнейших задач военно-морского образования РФ являются поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава, профилактика правонарушений, социальная адаптация военнослужащих, пропаганда национальной культуры и духовности, формирование лидерских качеств у курсантов. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальностям, которые в настоящее время получают выпускники Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова (далее ЧВВМУ), среди общекультурных компетенций (ОК) находим «способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры» (ОК-1), «к ответственному участию в общественно-политической жизни» (ОК-2), «к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности» (ОК-3), «демонстрации гражданской позиции, интегрированию в современное общество и нацеленностью на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии» (ОК-4), «к социальному взаимодействию на основе моральных норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерант-

ность» (ОК-6) [11]. Привитие таких навыков будущим офицерам военно-морского флота невозможно без опоры на богатый опыт предыдущих поколений, которые уже решали проблемы, аналогичные современным. Исследование этого опыта предполагает всесторонний анализ вопроса, в том числе и педагогических условий, определяющих воспитательный компонент учебно-воспитательного процесса в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова в первые годы после Великой Отечественной войны (1946-1956 гг.).

Цель статьи состоит в обзоре и анализе педагогических условий воспитания будущих офицеров флота в ЧВВМУ с 1946 по 1956 гг. для выявления возможных способов формирования морально-патриотических качеств военнослужащих в кризисных реалиях бытия.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи: уточнить определение понятия «педагогические условия», выделить этапы становления и развития учебно-воспитательной деятельности ЧВВМУ в послевоенный период; выявить педагогические условия, определившие направление воспитательной работы в ЧВВМУ в рассматриваемый период.

Педагогические условия «направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса» [5, с. 10]. Рассматривая данное понятие, учёные придерживаются нескольких позиций. В. Андреев, А. Найн, Н. Яковлева считают педагогические условия совокупностью каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, а именно: комплексом мер, содержанием, методами (приёмами) и организационными формами обучения и воспитания [1]; совокупностью объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [8, с. 44- 49]; совокупностью мер, объективных возможностей педагоги-

ческого процесса [12]. Н. Ипполитова и М. Зверева связывают педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов, отражающих совокупность внутренних и внешних элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие [6]; содержательной характеристикой одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступает содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [4]. Для Б. Куприянова и С. Дыниной педагогические условия - это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования [7].

Учитывая всё вышесказанное, в статье под термином «педагогические условия» понимаем компонент педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие этой системы. В данной статье речь пойдёт о воспитательном компоненте педагогической системы в рамках рассматриваемого периода на примере ЧВВМУ и воздействии на него таких условий, как материально-пространственное оснащение, комплектование преподавательским, командным составом и слушателями, а также формы и методы воспитательной работы.

Определим хронологические границы, в рамках которых в статье рассмотрен процесс организации воспитательного процесса в ЧВВМУ. Нижняя граница - 1946 г. - это год, когда Главнокомандующий ВМС Адмирал Флота Советского Союза Н. Кузнецов принял решение о воссоздании Черноморского училища после разрушения его территории и зданий в бухте Стрелецкой г. Севастополя во время Великой Отечественной войны. Вместе с восстановлением материально-техниче-

ской базы, начинается планирование и осуществление мер воспитательного воздействия на будущих офицеров флота. Верхняя граница - 1956 г. - определена фактом коренных изменений характера ведения войны в связи с резким витком научно-технического прогресса с одной стороны и большого сокращения в Вооружённых Силах СССР, связанных с политическим намерением руководства страны открыто декларировать стремление к миру, с другой стороны. Двойственность ситуации определила наличие трудностей в упрочнении моральной, идейно-политической и военно-патриотической закалке выпускников училища за счёт педагогического воздействия, что повлекло некоторые изменения в организации воспитательного процесса.

Можно выделить два этапа становления и развития учебно-воспитательного процесса в ЧВВМУ в хронологических рамках исследования. Первый этап - 1946-1948 гг. На этом этапе училище возрождается и начинает готовить командиров малых кораблей со сроком обучения два года. Двухгодичным училище стало не только потому, что предназначалось для ускоренной подготовки специалистов, но и потому, что воссоздать училище в первые послевоенные годы сразу как высшее было очень сложно по причине отсутствия материально-технической и лабораторно-методической базы.

Второй этап - 1948-1956 гг. В 1948 г. у ч илище было переведено в штат высшего согласно требованию приказа Главнокомандующего ВМС от 8 апреля 1948 г. В этот период деятельность командования, политического отдела, всего постоянного и переменного состава сводилась к совершенствованию педагогических условий, а именно учебно-лабораторной и материально-технической базы, жилого фонда и бытовых условий, идейно-воспитательной и методической работы, т. е. всего комплекса материальных средств и методов воспитания, обеспечивающих подготовку офицеров для флота, вплоть до 1956 г. Именно в этот год наблю-

2О/о//-

уш

даются качественные изменения в средствах вооружённой борьбы, способах и формах ведения боевых действий, в организации войск, их обучении и воспитании, которые произошли на базе создания и массового внедрения в Вооружённые Силы ракетно-ядерного оружия, средств радиоэлектроники и автоматики, ядерной энергетики и других новейших для того времени достижений научно-технического прогресса. Революция в военном деле усиливает роль человека в достижении победы, повышает требования к его морально-нравственной подготовке. Новые требования к обучению и воспитанию личного состава Вооружённых Сил должны были исходить из диалектического единства техники и человека в войне. Все эти принципы легли в основу воспитательного процесса в ЧВВМУ в последующие годы.

Рассмотрим педагогические условия, повлиявшие на воспитательную деятельность рассматриваемого военно-морского учебного заведения (ВМУЗа) во временных рамках выделенных этапов становления и развития этой деятельности. В статье описаны такие условия, как материально-пространственная среда, комплектование ЧВВМУ преподавательским, руководящим составом и учащимися, формы и содержание воспитательной работы училища.

Строительство училища в 1946 г. было связано с Генеральным планом Севастополя, в котором констатировалось: «Город Севастополь возрождается как главная военно-морская база Черноморского флота, закрытый город» [9]. Остро в период воссоздания большого флота встаёт проблема подготовки командных кадров. Эту проблему было призвано решить училище, которое на первом этапе функционировало как средне-профессиональное. Начальником училища 29 марта 1946 г. был назначен капитан 1 ранга Ю. В. Ладинский, а вслед за ним, в июле того же года, на пост начальника вступил старейший катерник страны, высоко эрудированный офицер, капитан 1 ранга Б. В. Никитин. Никитин пришёл на флот шестнадцатилет-

ним юношей и за время службы был награждён 6 орденами и несколькими медалями -свидетельство его заслуг в военное и мирное время, а также доказательство его боевых и патриотических качеств. За воспитательную работу, в должности начальника политотдела училища, отвечал капитан 2 ранга С. Емельян и старший инструктор политотдела по организационно-партийной работе майор Е. Рукавишников [2, с. 138-139].

Вопрос комплектования училища преподавателями и работниками решался постепенно, так как обнаружились серьёзные проблемы. Старые опытные кадры училища рассеялись за годы войны, многие работали в других местах, жилой фонд для этой категории фактически отсутствовал, училище было удалено от города, отсутствовало регулярное транспортное сообщение - всё это создавало хронический кадровый некомплект. Тем не менее, понимая, какое большое значение имеют для успеха последующей работы училища преемственность, сохранение и развитие традиций, командование ЧВВМУ стремилось, по возможности, вернуть в него старые командные и преподавательские кадры. Так, с мая 1946 г. были возвращены капитан 2 ранга А. И. Цветков, который вступил в должность заместителя начальника училища по учебной части; капитан 3 ранга Г. Г. Андреев - на должность начальника учебного отдела и другие преподаватели и строевые офицеры. Учитывая все трудности послевоенного восстановления, можно сделать вывод, что эти люди, осознанно согласившиеся на работу и службу в условиях отсутствия материально-технической, учебно-методической и лабораторной базы были настоящими энтузиастами своего дела, людьми самоотверженными и способными поднять своим собственным примером моральный дух курсантов, омрачённый неустроенностью.

В связи с переходом училища в апреле 1948 г. в ранг высшего, преподавательский состав кафедр был усилен путём назначения начальников кафедр и старших преподавателей с опытом преподавания в высших воен-

но-морских училищах, поскольку более 50 % преподавателей вообще не имели опыта работы в высших училищах. В 1950-1951 учебном году училище пополнилось вновь прибывшими 7 начальниками кафедр и 41 преподавателем [2, с. 155]. В последующие годы был предпринят ряд мер по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. В частности были введены открытые лекции, плановые и неплановые посещения занятий командованием училища, а также взаимопосещения. Все эти приёмы были направлены на качественное улучшение учебного процесса, воинской дисциплины и повышение воспитательной активности.

Важные изменения кадровой политики произошли в 1954 г. В связи с сокращением Вооружённых Сил СССР с целью демонстрации стремления к миру, были утверждены новые штаты, которые предусматривали значительное уменьшение контингента, как переменного (курсантов), так и постоянного состава ЧВВМУ.

Дав краткую характеристику особенностей формирования трудового коллектива ЧВВМУ в рамках рассматриваемого периода, перейдём к характеристике объектов воспитания, т. е. курсантов.

Первый послевоенный набор был осуществлён к 1 ноября 1946 г. Поступившие на учёбу слушатели в большинстве своём имели военную закалку. На 1-й курс были зачислены 225 курсанта - старшины и матросы с кораблей и частей флота, в основном участники войны, бывшие курсанты расформированного авиационного училища, а частично и только окончившие школу молодые люди. Из них к началу занятий было укомплектовано девять учебных классов. С учёбой возникли определённые трудности, которые были связаны не только с неустроенным бытом. Общеобразовательная подготовка набранных в училище курсантов была слабой, опыт самостоятельной работы, навык учиться отсутствовал. Эти недостатки отчасти компенсировались огромным желанием курсантов получить военно-морское образование, стать офицерами флота и общим моральным подъёмом

на фоне восстановления страны после великой Победы. Несмотря на указанные трудности, первый учебный год был завершён относительно успешно. Если первый семестр дал 15,4 % отличных, 32,6 % хороших, 40 % удовлетворительных и 12 % неудовлетворительных оценок, то итоги учебного года, когда прибавилось опыта работы и у курсантов, и у преподавателей, были лучше. Отличные оценки составили 22,8 %, хорошие - 38 %, удовлетворительные - 33.7 % и неудовлетворительные - 5,5 % [2, с. 143]. Постепенно положительная динамика набирала темп и уже в 1952 г. количество неудовлетворительных оценок составило 0,5 % [2, с. 161].

Опыт службы офицеров первого послевоенного выпуска (1952 г.) ЧВВМУ показывает, что училище дало им хорошие основы не только специальных знаний, но и морально-патриотических качеств, что позволило многим из них достигнуть высоких должностей, выполнить сложнейшие задачи, высоко оценённые правительством страны. Например, ставший капитаном 1 ранга К. Абрамов был награждён орденом Ленина, а Н. Рябин-скому и Ю. Стадниченко досрочно присвоено воинское звание капитана 1 ранга. К 1976 г. оба они стали контр-адмиралами и командирами соединений. Капитан 1 ранга Я. Ковалёв, пройдя путь от штурмана корабля до флагманского штурмана Черноморского флота, возвратился в родное училище и возглавил кафедру кораблевождения [2, с. 163]. В общей сложности 40 % выпускников ЧВВМУ 1952 г. были награждены орденами, а 22 % -получили учёную степень. Среди них - академик Фёдоров, доктора наук Арефьев, Зам-чалов, Измалков, профессор Рубинштейн [3, с. 69].

После характеристики объектов воспитания ЧВВМУ рассматриваемого периода, перейдём к описанию материально-пространственной среды как важного педагогического условия воспитательного процесса.

Несмотря на то что месторасположение возрождённого училища совпадало с довоенным, к 1946 г. прежние корпуса были либо

уничтожены, либо полуразрушены. Учебное оборудование фактически отсутствовало. Бытовые условия курсантов были очень скромными. Зимой 1946/47 учебного года в классных помещениях были поставлены чугунные печки, а в жилых помещениях курсанты, бывшие фронтовики, применили свой опыт и соорудили печи из бензиновых бочек, дымоходы от которых выводились в окна.

В дальнейшем, даже после реорганизации училища в высшее, послевоенные трудности продолжали сказываться. Острый недостаток в помещениях вызвал решение о строительстве специального лабораторного корпуса (объёмом в 15 тыс. м3) со сроком ввода к 1952/53 учебному году, спального корпуса и столовой. А пока, в 1948 г. 33 % занятий самоподготовкой было сорвано из-за отсутствия света и участия личного состава в хозяйственных работах.

Не хватало пособий и инструментов. Например, на 10 курсантов был один комплект прокладочных инструментов 3-4 категории. Однако к концу 1949/50 учебного года были введены в строй и активно использовались 22 лаборатории и кабинета, в которых 18 кафедр учили курсантов двух курсов [2, с. 149]. В 1950 г. артиллеристы ввели лабораторию артстрельбы с ПУС «Гейслера» и кабинет дальномеров. Кафедра электротехники смонтировала четыре поста управления кораблём. Заново были созданы три кабинета навигации и один девиации магнитного компаса, а также химическая лаборатория. Вошли в строй два действующих кабинета тактики ВМФ со столом тактического розыгрыша и два кабинета средств наблюдения и связи, что во многом повысило качество подготовки будущих вахтенных офицеров и подняло их военно-патриотический дух.

В апреле 1952 г. была введена в строй новая курсантская столовая, в которой весь личный состав мог питаться в одну смену. Это позволило, откорректировать распорядок дня, сделать его более удобным для осуществления главной задачи - обучения и воспитания курсантов.

Большое место в жизни училища занимала фундаментальная библиотека. От неё во многом зависели учебный процесс и воспитательная работа с курсантами, матросами и старшинами, рабочими и служащими. Много для налаживания работы библиотеки в 19481949 гг. сделал её начальник капитан-лейтенант А. Г. Грязнов, а затем майор Я. Ш. Шу-хат. Под его руководством небольшой коллектив проделал огромную работу по увеличению книжного фонда, улучшению внутри-библиотечной работы и пропаганде книги. Достаточно сказать, что за один год книжный фонд фундаментальной библиотеки увеличился более чем на две тысячи томов и составил 22863 единицы [3, с. 66]. Оснащение училища инфраструктурой и лабораторным комплексом во многом определяло направление развития воспитательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим некоторые формы и содержание воспитательного воздействия на курсантов ЧВВМУ в рассматриваемый период.

На современном этапе популяризации принципов демократии во всех сферах учебно-воспитательной и профессиональной деятельности, идеология советского периода истории России часто подвергается критике. Однако нельзя не отметить энтузиазм и самоотверженность представителей партийных организаций в проведении мер воспитательного воздействия. Что касается ЧВВМУ послевоенного периода, то успех мероприятий по воссозданию училища, организации учебно-воспитательного процесса, созданию сплочённого коллектива определялся высокой активностью партийных и комсомольских организаций, энтузиазм которых был очень высок. Уже в первые два года была проведена первая послевоенная партийная конференция училища (26-27 января 1948 г.) и комсомольская конференция училища (4 апреля 1948 г.), на которых вопросам дисциплины было уделено большое внимание. В частности, на партийной конференции с докладом «О состоянии и мерах улучшения работы партийных организаций по дальнейшему совершенствованию учебного процесса,

укреплению воинской дисциплины, организации порядка в училище» выступил начальник политического отдела капитан 2 ранга Е. Семыкин, а начальник училища Никитин дал глубокий анализ состояния учебного процесса и воинской дисциплины в училище. Принятое развёрнутое решение нацеливало всех офицеров-преподавателей на обеспечение личной примерности в выполнении служебного долга, активизацию организаторской деятельности по мобилизации курсантов на дальнейшее укрепление воинской дисциплины [2, с. 145].

С получением училищем статуса высшего, работа партийных и комсомольских организаций значительно активизировалась. Особое внимание они уделяли идейно-политическому воспитанию. Достаточно сказать, что только в 1949 г. было проведено четыре собрания партийного актива, и два собрания комсомольского актива училища, на которых были обсуждены «Задачи партийных организаций по воспитанию войскового товарищества», «Задачи комсомольских организаций по воспитанию дружбы и войскового товарищества». В марте 1952 г., в третьей партконференции училища уже участвовало 122 делегата. Последнее собрание партийного архива в рамках рассматриваемого перида было проведено 24 мая 1955 г. [2, с. 161-168].

Политический отдел, партийные и комсомольские организации, помимо общих мероприятий - активов, собраний и совещаний, организации лекций, докладов и бесед - исключительно серьёзное внимание уделяли индивидуальной работе с обучающим составом и с курсантами, налаживанию строгой уставной организации службы, добиваясь примерности военнослужащих в учёбе и дисциплине.

Важной формой воспитания воли к победе, командного духа, гордости за принадлежность к военно-морскому флоту, выносливости была организация спортивной работы училища. В январе 1948 г. была проведена первая спартакиада, в которой участвовало 57 человек. А уже в следующем учебном году 256 человек сдали нормы ГТО 2-й ступени, а

в соревнованиях на первенство флота и зимней спартакиаде военно-морских учебных заведений команды училища заняли ряд призовых мест (гимнастика - второе, футбол и баскетбол - третье). Впервые участвуя в эстафете на приз газеты «Слава Севастополя» 5 мая 1948 г., курсанты заняли второе место. Так постепенно возрождались славные традиции больших спортивных успехов училищных команд в довоенный период [2, с. 145-153].

В течение первого лагерного периода венно-морского заведения в статусе высшего трижды проводились массовые соревнования по плаванию, лёгкой атлетике, баскетболу, футболу и перетягиванию каната. 23 февраля, 1 мая и по окончании курса теоретического обучения проводились спортивные праздники, также носившие характер массовых соревнований. Вскоре была развёрнута и секционная работа. В секциях гимнастики, борьбы, бокса, фехтования, баскетбола и яхтенных капитанов занимались около 30 % всех курсантов. И уже в осенних (1949 г.) спортивных соревнованиях главной базы Черноморского флота команда баскетболистов, два боксера (Пономарёв и Страшнев) и команда яхтсменов училища заняли вторые места. Спортивная работа осложнялась слабостью материально-технического обеспечения. Не было оборудованной спортбазы, стадиона, не хватало спортинвентаря [2, с. 153].

С 22 октября по 27 ноября 1949 г. была проведена первая послевоенная спартакиада высшего училища. В ней участвовали до 75 % всех курсантов. В январе 1950 г. 60 лучших спортсменов училища впервые выехали в Ленинград на 13-ю зимнюю спартакиаду ВМУЗ. На этой организационной основе в последующие годы последовательно развивалась спортивно-физкультурная работа, которая всегда являлась одной из важнейших частей воспитательной работы, направленной на подготовку хорошо закалённых офицеров флота [2, с. 153].

Помимо спортивного компонента, формы воспитательной работы с курсантами

ЧВВМУ включали и культурную составляющую. В первый же год восстановления училища - 1948 - в помещении курсантской казармы был оборудован первый небольшой клуб. При нём начала создаваться самодеятельность. Она ещё не вышла за пределы училища и не участвовала в смотрах, но хор, вокалисты, чтецы и танцоры с успехом выступали перед курсантами.

С 1951 г. начала расширяться кинобаза училища, что позволило выполнить до 30 % плана кинофикации учебного процесса (36 сеансов - 24 фильма). Главным препятствием в развитии кинофикации было отсутствие кинозала [2, с. 160].

В 1954 г. курсанты участвовали в митинге по случаю установки на площади училища памятника П. С. Нахимову. Эта акция имела целью увековечить тот факт, что в 1952 г. ЧВВМУ было присвоено имя прославленного русского флотоводца «В связи с исполняющимся 5 июля 1952 г. 150-летием со дня его рождения», как гласило постановление Совета Министров СССР [10]. А в 1954 г. был заложен молодой парк на территории училища. Деревья сажали курсанты всех факультетов.

Воспитание истинных качеств корабельного офицера проходило и во время практики. Впервые она проводилась в 1949 г. на Чёрном море на учебно-парусном корабле «Дунай» и гвардейских крейсерах «Красный Кавказ» и «Красный Крым». В течение трёх месяцев мореходства (июнь - август), курсанты с успехом сдали зачёты и экзамены (70 % на «хорошо» и «отлично»). Этому способствовало то, что каждый курсант отстоял 480 часов дневных и 46 часов ночных вахт [3, с. 66].

По мере расширения районов плавания флота СССР, практика курсантов становится продолжительнее. В 1954 г. на крейсере «Адмирал Нахимов» группа курсантов 4-го курса (75 человек) с 25 мая по 7 июня совершила первое заграничное плавание в Албанию. В последующий период дальние плавания станут обычным явлением в жизни курсантов. За

участие в них будут вручать значок «За дальний поход». С первого заграничного плавания в Албанию началось накапливание сувениров, напоминающих о визитах и походах в музее училища [3, с. 70].

В следующем, 1955 г., с 28 марта по 18 апреля, на учебном корабле «Нева» курсанты 3 курса штурманского факультета училища приняли участие в первом походе вокруг Европы из Севастополя в Мурманск. За 22 ходовых дня было пройдено 5300 миль, каждый курсант простоял 126 часов штурманской вахты и сделал самостоятельно 16 астрономических и 18 радиопеленгаторных определений места корабля, 17 зарисовок побережья.

Поход был достаточно тяжёлым. Эгейское и Средиземное моря были пройдены в условиях штормовой погоды, корабль достигал предельных углов крена, а в Норвежском море шторм достигал 7-8 баллов [3, с. 70]. Плавание в таких условиях прививает командный дух, флотскую взаимовыручку, товарищество, ответственность за принятие быстрых решений в экстремальных ситуациях, когда от твоих действий зависит жизнь членов команды.

Во время похода курсантам прививали уважение к истории славных традиций морских побед русского флота. По всему маршруту перехода, начиная от внешнего рейда Севастополя, где в октябре 1855 г., во время Крымской войны, русские береговые артиллеристы громили англо-франко-турецкую эскадру, и до входа в Кольский залив, где в годы Великой Отечественной войны вёл неравный бой сторожевой корабль «Туман», курсантам давались военно-исторические обзоры, связанные с местами, мимо которых проходила «Нева».

С приходом «Невы» в Кольский залив командование Северного флота выделило тральщик и вспомогательный корабль для ознакомления участников похода с местностью. Североморские гидрографы, пройдя с курсантами по всем бухтам залива и по мурманскому порту, подробно рассказали об их особенностях и достопримечательностях, о

будущем развитии Североморска и других пунктов базирования. Этот первый дальний морской поход явился хорошей школой выучки и закалки будущих офицеров флота [3, с. 70].

Особо значимым событием, воспитывающим гордость за причастность к военно-морскому флоту, было участие курсантов ЧВВМУ в параде на Красной площади. В апреле 1953 г. личный состав училища начал подготовку к первомайскому параду, первому московскому параду за всю историю училища, и единственному в рамках рассматриваемого периода. Училищу была оказана высокая честь и доверие. Всё, начиная от подгонки формы одежды и до отработки чёткого шага, равнения, должно было быть безукоризненным.

Подготовка проходила сначала в Севастополе, а затем в Москве. Выучка и энтузиазм выделили парадный полк ЧВВМУ, и оценка «отлично», полученная после парада, явилась закономерным финалом. Министр Вооружённых Сил СССР объявил всему личному составу парадного полка благодарность [2, с. 164].

Подготовку к параду в Москве, курсанты совмещали с культурными мероприятиями. Они побывали в Музее и Мавзолее В. И. Ленина, посетили многие театры и музеи столицы, побывали в гостях у народного художника СССР Бориса Яковлева, а также приняли участие в торжественном собрании представителей частей Московского гарнизона по случаю первомайского праздника [2, с. 165]. Парад в Москве послужил не только опытом строевой подготовки, но и имел значительное духовно-просветительское и идейно-патриотическое воздействие.

Последующие годы в жизни училища проходили под влиянием активизации политики СССР в «борьбе за мир во всём мире». В связи с этим страна приступила к одностороннему сокращению своих Вооружённых Сил. Часть курсантов ЧВВМУ переводилась в другие училища, часть выпускников уходила в другие виды Вооружённых Сил, а в авгу-

сте 1956 г. 75 человек выпускников-офицеров в соответствии с «Законом о новом значительном сокращении Вооружённых Сил СССР» были уволены в запас [2, с. 165]. Что касается воспитательной работы, то очень сложно оказалось в этой неоднозначной обстановке прививать любовь к флоту и настраивать будущих офицеров на службу как на пожизненное занятие.

В статье мы разделили первое десятилетие послевоенного восстановления ЧВВМУ на два этапа: 1946-1948 и 1948-1956 гг., что обусловлено началом возрождения училища в 1946 г., переходом его в статус высшего в 1948 г. и сменой кадровой политики в связи с политическим решением правительства о сокращении Вооружённых Сил. В рамках этих этапов, мы провели обзор и анализ некоторых педагогических условий воспитательного процесса в училище, определившись перед этим с дефиницией термина «педагогические условия». Среди таких условий мы выделили следующие: материально-пространственная среда (материально-техническая и лабораторно-методическая база), субъекты воспитательного процесса (профессорско-преподавательский состав и командование), объекты воспитания (курсанты училища), формы и методы (деятельность партийных и комсомольских органов, спортивные мероприятия, культурная жизнь (библиотека, музеи, кинотека, самодеятельность, установка памятников), участие в парадах, учебные походы и дальние плавания).

Можно отметить, что, несмотря на все трудности восстановительного периода, училище вошло в нормальное русло учебно-воспитательного процесса благодаря опытным офицерам флота и преподавателям, энтузиазму курсантов, которые успешно совмещали учёбу и работу, постепенному улучшению условий жизни и учёбы, активной организаторской, агитационно-пропагандистской, военно-патриотической и просветительской работе, что вместе составило спектр педагогических условий для успешного воспитания и образования будущих офицеров флота.

АННОТАЦИЯ

В статье процесс восстановления и развитие учебно-воспитательной деятельности Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова (ЧВВМУ) в первое десятилетие после Великой Отечественной войны поделен на два этапа: период становления училища как центра подготовки командиров малых ракетных кораблей и период его функционирования в качестве высшего учебного заведения. Представлен обзор и анализ педагогических условий, определяющих направление и успешность воспитания курсантов с 1946 по 1956 гг., -материально-пространственная среда, комплектование ЧВВМУ преподавательским, руководящим составом и учащимися, формы и элементы содержания воспитательной работы училища.

Ключевые слова: военно-морское образование, воспитательный процесс, Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова, педагогические условия, послевоенное восстановление.

SUMMARY

In the article the process of educational activities of the Black Sea Higher Naval School named after Nakhimov recovery and development in the first decade after World War II is divided into two stages: reconditioning as a training center for small missile ship commanders and the period of operation as a higher educational institution. The article provides an overview and analysis of some of the pedagogical conditions that determine the direction and success of the cadets education from 1946 to 1956. These conditions include facilities, faculty, senior staff and cadets recruitment, forms and content elements of educational activities of the school are described.

Key words: naval education, educational process, Black Sea Higher Naval School named after Nakhimov, pedagogical conditions, postwar recovery.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / А. Андреев. - Казань: КГУ, 1988.- 238 с.

2. Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова 1937-1977 гг. / Андреев Г. [и др.]. - Севастополь, 1977. - 235 с.

3. Чорноморське вище втськово-морське ордена Червоно! Зiрки училище iменi П. С. Нахiмова. Iсторiя i сучасшсть. / Бобрышев А. [и др.] - Севастополь, 2012. -240 с.

4. Зверева М. О понятии «дидактические условия» / М. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. -1987. - № 1. - С. 29-32.

5. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // Generaland Professional Education. - 2012.- № 1. - С. 8-14.

6. Ипполитова Н. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук / Н. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.

7. Куприянов Б., Дынина С. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б. Куприянов, С. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та имени Н. А. Некрасова. - 2001. - № 2. -С. 101-104.

8. Найн А. О методическом аппарате диссертационных исследований / А. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.

9. Постановление Совета Министров РСФСР № 293 от 30 апреля 1946 г.

10. Постановление Совета Министров СССР № 1857 от 18 апреля 1952 г.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие». Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 51.

12. Яковлева Н. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. . д-ра пед. наук / Н. Яковлева. - Челябинск, 1992. -403 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.