Научная статья на тему 'Херсонский морской корпус - центр подготовки военно-морских офицеров в Новороссийском крае в конце XVIII века'

Херсонский морской корпус - центр подготовки военно-морских офицеров в Новороссийском крае в конце XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВОРОССИЙСКОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / ХЕРСОНСКИЙ МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / NAVAL EDUCATION / NOVOROSSIYSK GOVERNORATE GENERAL / KHERSON NAVAL CADET CORPS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барская Ольга Владимировна

В статье анализируются предпосылки возникновения первых военно-морских учебных заведений в Новороссийском крае в конце XVIII века. Проведен анализ содержания, условий и результатов учебно-воспитательной деятельности Херсонского морского кадетского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khersons''kyi marine corps - training center naval officer in Novorossiysk territory in the late xviii century

The article presents the background of the first naval schools foundation in Novorossiya territory in the late 18th century. The analysis of the content, conditions and results of educational activities of Kherson Naval Cadet Corps is carried out.

Текст научной работы на тему «Херсонский морской корпус - центр подготовки военно-морских офицеров в Новороссийском крае в конце XVIII века»

ОБГОВАРИВАЕМ ПРОБЛЕМУ

О. В. Барская

УДК 378.635.5

ХЕРСОНСКИЙ МОРСКОЙ КОРПУС - ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ВОЕННО-МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ В НОВОРОССИЙСКОМ КРАЕ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА

Армия и флот являются одними из важнейших социально-политических институтов государства и занимают особое место в обществе, оказывая существенное влияние на его стабильность и нравственный климат. Современные условия жизнедеятельности социумавызывают необходимость совершенствования источников комплектования вооруженных сил, в том числе системы военно-морских учебных заведений. Фундаментальное изучение лучшего отечественного исторического опыта в подготовке военно-морских специалистов, традиций флотской высшей школы и органичное их сочетание с новейшими технологиями педагогической науки помогут обеспечить качественный рост потенциала вооруженных сил страны.

Тот факт, что российский флот на Черном море существует с конца XVIII века, свидетельствует о том, что система обучения и воспитания военных моряков в южном регионе имеет вековые традиции. В истории отечественного военно-морского образования особый интерес представляет процесс создания и развития сети флотских учебных заведений, ведущим из которых в последней четверти XVIII века в Новороссийском крае был Херсонский морской кадетский корпус. Именно там зарождались идеологические, духовно-нравственные и образовательно-педагогические стандарты военно-морского образования на присоединенных к Россий-

ской империи территориях северного Причерноморья. Анализ деятельности Херсонского кадетского корпуса и объективная её оценка может способствовать осознанию современной молодежью неповторимости Отечества, его судьбы, сопричастности к деяниям предков, исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, а также может подсказать пути реорганизации системы и процесса военного образования. Таким образом, аксиоматичной в этом контексте является необходимость изучения системы учебных заведений военно-морского профиляи их деятельностив Новороссийском крае в конце

XVIII века, в частности, Херсонского морского кадетского корпуса.

Целью статьи является анализ содержания, условий и результатов учебно-воспитательной деятельности Херсонского морского кадетского корпуса в Новороссийском крае в конце XVIII века.

Историография вопроса военного и военно-морского образования рассматриваемого периода начинается в первой половине

XIX века, когда отечественный географ и статист Е. Зябловский и историк А. Скаль-ковский первыми охарактеризовали текущую систему образования в Российской империи вообще, и в ее составе структуру военного образования в частности. Учебно-воспитательной деятельности морских училищ непосредственно в Новороссии, во второй половине XIX века касались в своих трудах краеведы и историки А. Вейнберг, В. Ляли-ков, И. Михневич, А. Соколов, Д. Толстой.

В современной педагогической науке историко-педагогические и организационные аспекты деятельности отечественных военно-учебных заведений XVIII - начала XX века рассматривался неоднократно (Н. Балабай, Н. Голик, А. Гребенкин, Е. Дрозд, Ю. Комир-ник, С. Кормилец, И. Мицюк, В. Пашков, В. Сидорчук, А. Сушанский и другие). Российские ученые А. Азамов, А. Бочков и А. Кепель посвятили свои труды деятельности государственных и военных органов по

укреплению дисциплины в армии Российской империи XVIII- начала XX века.

Стихийно-ситуативная практика подготовки военных моряков и корабельных масс-теров в северном Причерноморье начала обретать черты организованного и централизованного педагогического процесса только в конце XVIII в., что было обусловлено геополитическими и экономическими предпосылками. К геополитическим факторам относится то, что именно в XVII - XVIII вв. Российская империя вела войны с Турцией с целью получения выхода к Черному морю. Венцом успеха Российской империив этих войнах стало присоединении Крыма и освоение обширных территорий северного Причерноморья,которые получили название Новороссийского генерал-губернаторства. Экономическими факторами, повлиявшими на становление и развитие военно-морского образования на новых землях Российской империи, сталоактивное строительство торговых и военных портов в Херсоне, Николаеве, Севастополе, основание и быстрый рост Черноморского военно-морского флота России, скорое наращивание темпов кораблестроения, а, следовательно,открытие учебных заведений морского профиля на юге России обрело государственное значение.

Заботой наместника Новороссийского края Г. Потемкина стала организация в рассматриваемом регионе такого учебного заведения, выпускники которого соответствовали бы всем требованиям времени: знание новых конструкций кораблей и орудий, широкий кругозор (география, история, астрономия), владение французским и английским языками.

Откликнувшись на предложение Потемкина, 31 января 1783 г. Екатерина II издает указ о создании Херсонского морского кадетского корпуса, куда переводят из Санкт-Петербурга учащихся Гимназии чужестранных единоверцев (Греческой гимна-зии) [15]. Гимназия эта была основана в 1775 г. [16] и рассчитана на 200 юношей, возрастом от 12 до 16 лет, выходцев из

Греции, Италии, Польши. Минимальный курс обучения составлял четыре года и включал изучение арифметики, алгебры, геометрии, истории, политической географии; эстетически кадеты развивались на занятиях танцев и рисования, физически -фехтования и искусства стрельбы, духовно -Закона Божьего, благочестия, овладения догмами христианской веры, евангельского учения. Каждый должен был владеть минимум двумя иностранными языками: греческим, итальянским, немецким, русским, турецким, французским. После сдачи экзамена за четырехлетний курс выпускники получали звание прапорщика или подпрапорщика и несли службу в армии в течение одного года [16]. После этого, те, кто желал продолжить учебу и поступить на флот, могли стать морскими офицерами или артиллеристами, закончив годичные высшие классы при гимназии [12].

Херсонский кадетский корпус, по приказу императрицы Екатерины II, функционировал на тех же условиях и по аналогичной учебной программе, что и Гимназия (Корпус) чужестранных единоверцев при петербуржском Артиллеристском кадетском корпусе [20]. Отличалось то, что в Херсоне высшие классы отсутствовали, поэтому, по окончании 4 лет, выпускники получали штурманскую специальность и отправлялись служить на флот в звании мичманов и гардемарин.

Вопрос комплектования Херсонского кадетского корпуса был одним из наиболее трудноразрешимых вопросов. Поскольку Новороссийский край в описываемый период находился в стадии освоения, найти достаточное количество местных молодых людей соответствующего возраста, имевших начальное образование, было трудно. Многие не желали идти на флот по причине постоянной угрозы войны с Турцией. Таким образом, использовались все возможные резервы для привлечения учащихся. На обучение приглашали детей военнослужащих и дворян, которые, по окончании

корпуса, получали офицерское образование. Принимали и детей разночинцев, из которых готовили мастеров кораблестроения. Пополнялись ряды херсонских кадет и за счет других городов Империи. Помимо Петербурга [11; с. 369] это был Воронеж, Казань, Кременчуг, Симбирск [5; с. 14-15]. Все, поступившие на учебу в Херсонский корпус, получали форму, идентичную той, что носили в петербургском Морском кадетском корпусе [18; с. 233]. Стоит отметить, что, несмотря на обширную географию присланных на учебу, вскоре после открытия корпуса, его штат был сокращен, и количество кадет уменьшилось с 200 до 160 человек [19; с. 67]. О числе выпускников Херсонского корпуса, а также о содержании учебного процесса можно судить порапорту учителя навигации И. Жданова Г. Потемкину, написанному в 1790 году. В этом рапорте Жданов отмечал: «...из имеющихся здесь воспитанников, 27 человек обучили морской навигации, частично эволюции (маневрирова-нию - авт.), свойству и строению различных походных строев, исправлению оных при перемене ветра и деланию из каждого строя линии баталии, наименованию снастей, равно и практическим действиям, нужным в поправлении корабля на море.», на что Потемкин, выражая желание видеть большее количество учащихся, отвечал: «Ежели бы были и еще, то и тех согласен.» [6;с.293]. «Общий морской список» Черноморского флота дает нам имена и даты зачисления на учебу некоторых из тех, кто прошел курс обучения в Херсоне в первые годы существования корпуса: Григорий Пухов (1783), Дионисий Попандопуло (1785), Павел Рада-ни (1787), Алексей Мамонтов (1788) [7; с. 422].

В Херсоне проблематично было укомплектовать корпус не только кадетами, но и квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Большинство специалистов приходилось привозить из других губерний, но, несмотря на это, зачисление на работу происходило на конкурсной основе и

при наличии у кандидатов определенных личностных характеристик: трудолюбия, опрятности, правдивости, снисходительности, умения заинтересовать кадетов похвалами и поощрениями, помогать осваивать науку во время самоподготовки. Тем не менее, существовали и суровые наказания для провинившихся кадетов: их могли посадить на хлеб и воду, назначить прислугой или даже сечь розгами [16]. Воспитатели должны были корректно и психологически тонко создавать атмосферу честных, достойных и уважительных взаимоотношений среди будущей элиты Черноморского флота, и в то же время пресекать недисциплинированное поведение, безделье и неопрятность. Среди достойных занимать свои должности оказался и первый начальник Черноморского кадетского корпуса П. Вольховский [10; с. 216], и инспектор, а заодно и преподаватель артиллерии -А. Ковальский; летом 1789 г. из Петербурга прибыли преподаватели навигации - И. Жданов и И. Борисов [11; с. 369]; морской практикой руководил Ф. Ушаков [3].

И преподаватели, и руководство Черноморского кадетского корпуса по регламенту должны были присутствовать на экзамене, который проводился каждый год, а перед выпуском еще и в присутствии почетной комиссии, включавшей в себя флагманских специалистов, знатных горожан, а часто и самого Г. Потемкина. В июне 1788 г. Г. Потемкин сообщал в письме Екатерине II: «...предписанные для экзаменов предметы составили языки русский, немецкий, французский и итальянский, закон Божий, история и география, геометрия, алгебра, физика, артиллерия, фортификация и навигация. знания устройства корабля и управления оным. Те, кто отличился в науках среди остальных, получил награды, что представляли собою медали и книги. . После вручения наград присутствующие на этом экзамене знатные особы и господа иностранные министры получили в подарок выполненные выпускниками артиллерийские и фортификационные чертежи и рисунки. Потом они занимались орудийной экзерцицией, а потом -

танцами, и на том сие действо закончилось. Присутствующие особы, увидавши успехи выпускников, которые соответствуют духу намерений Вашего Императорского Величества, выказали свое полное удовольствие» [10; с. 216].

К началу девяностых годов XVIII в. кадровая политика относительно флотских специалистов изменилась. Именно к тому времени стали видны результаты программы по развитию Черноморского военно-морского флота, благодаря которой, с 1785 г., корабельный арсенал на Черном море пополнился 60 судами различного типа от больших восьмидесяти орудийных фрегатов до морских транспортов [17; с. 264]. Очевидно, что в этот период особо остро ощущалась нехватка специалистов, которая к 1792 г. составила 7070 офицеров разного профиля, матросов, мастеров корабельной архитектуры, врачей и прислуги [4; с. 309]. Учитывая сложившуюся ситуацию, Г. Потёмкин разрабатывает план развития учебных заведений морского профиля в Новороссийском крае [13], согласно которому кадетский корпус предлагалось перевести в Николаев, расширить количество слушателей до 720 человек, а также учредить училище корабельной архитектуры на 150 учащихся за государственные деньги [2]. После смерти Г. Потёмкина в октябре 1791 г., реализация его программы была поручена начальнику Черноморского адмиралтейского управления, вице-адмиралу Н. Мордвинову [14]. Будучи человеком деятельным, он ответственно подошел к поставленной задаче. Его усилиями были разработаны штаты для обновленного кадетского корпуса, училища корабельной архитектуры и штурманского училища; он предлагал внедрить новые технологии повышения общеобразовательного уровня местного населения и квалификации офицеров путем чтения при корпусе публичных лекций, а также введения курса аграрных наук для местных поселян [4; с. 303 - 304].

Однако грандиозным планам Потёмкина и Мордвинова не суждено было осущест-

виться. За недостатком финансирования, реорганизованный кадетский корпус разрешили укомплектовать только 360 воспитанниками вместо 720. В 1795 г. корпус из Херсона был переведен в Николаев, его возглавил капитан первого ранга Н. Языков. Отделения штурманов и корабельных архитекторов по-прежнему оставались в Херсоне [21; с. 90-91]. Но и в таком виде учебное заведение просуществовало лишь 3 года. После смерти Екатерины II в 1796 г., Черноморский флот потерял свою приоритетность для нового императора Павла I, и все вопросы подготовки кадров в регионе отныне решало не Черноморское Адмиралтейство, а Комитет образования при Адмиралтейств-Коллегии в Петербурге. Там постановили, что Черноморский кадетский корпус следует расформировать, а вместо него открыть 2 училища - штурманское на 271 слушателя и 13 преподавателей и корабельной архитектуры на 50 слушателей и 4 преподавателя. Морской кадетский корпус с этого момента функционировал только в Санкт-Петербурге [1; л. 4]. Оба училища начали работу в августе 1798 г., тогда же прекратил свое существование кадетский корпус в Николаеве.

Просуществовал Черноморский кадетский корпус 15 лет, подготовив за это время более 220 специалистов для военно-морского флота. Многие из них достойно оправдали свою принадлежность к офицерской элите. Около пятидесяти выпускникам корпуса впоследствии была вручена одна из самых высоких государственных наград того времени - орден Святого Владимира IV степени. Известны фамилии херсонских кадетов, которые проявили себя в сражении при Калиакрии (31 июля 1791 г.) -И. Пилипенко, А. Письменный, Г. Пухов [7; 558 - 634]. Есть те, кто дослужился до самых высоких званий и должностей, так, в «Общем морском списке» находим вице-адмиралов Е. Панаегорова [7;с. 524] и И. Су-лима [8; с. 146]; контр-адмирала И. Свинкина [9; с. 38]; командующего Керченской транс-

портной флотилией, капитана II ранга А. Пасхали [7; с. 529]. Все эти имена украсили список достойных кадров, прошедших подготовку в первом крупномасштабном военно-морском учебном заведении Новороссийского края - Херсонском морском кадетском корпусе.

Из вышесказанного можно заключить, что в 80-е гг. XVIII в. в Российской империи сложился ряд геополитических и экономических факторов, приведших к необходимости создания военно-морских учебных заведений в причерноморских зонах. Завоевание выхода к Черному морю, основание Новороссийского генерал-губернаторства, возникновение новых городов, крупных портов, быстрорастущие масштабы военного и торгового судостроения и активность мореплавательной деятельности требовали энергичных действий в решении проблем кадрового обеспечения. Ведущую роль в укомплектовании Черноморского флота специалистами в конце XVIII в. сыграл Херсонский морской кадетский корпус.

Проанализировав экзаменационные задания и предметы учебной программы, можно сделать вывод, что в корпусе кадеты развивались всесторонне, и получали не только теоретические знания, но и необходимые моряку умения и навыки, приобретаемые во время практических занятий, учебных плаваний и боевых учений. О результатах духовно-нравственного и патриотического воспитания в Херсонском корпусе можно судить,исходя из обилия имен тех выпускников, кто впоследствии героически проявил себя в морских сражениях и был удостоен высочайших наград своего времени.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются предпосылки возникновения первых военно-морских учебных заведений в Новороссийском крае в конце XVIII века. Проведен анализ содержания, условий и результатов учебно-воспитательной деятельности Херсонского морского кадетского корпуса.

Ключевые слова: военно-морское образование, Новороссийское генерал-губернаторство, Херсонский морской кадетский корпус, учебно-воспитательный процесс.

SUMMARY

The article presents the background of the first naval schools foundationin Novorossiya territory in the late 18th century. The analysis of the content, conditions and results of educational activities of Kherson Naval Cadet Corps is carried out.

Key words:naval education, Novorossiysk Governorate General, Kherson Naval Cadet Corps, educational process.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Николаевской области, ф. Р-5901, оп. 1, д. 53: Документы об истории Черноморского штурманского училища в г. Николаеве (1798 - 1862), 247 л.

2. Институт рукописей НБУ имени В. И. Вернадского, г. Киев, ф.5, д. 400: Записка о предложениях светлейшего князя Потемкина в рассуждении флота Черноморского, лл. 333-334.

3. Адмирал Ушаков: документы. - М.: Военмориздат, 1951. - Т. I. - 770 с.

4. Архив графов Мордвиновых. -СПб.: Гор.типография, 1901. - Т. I. - 712 с.

5. Богумил А. К. Истории управления Новороссии князем Г. А. Потемкиным. -Вып. 1. - Ордера 1790 - 1791 гг. -Екатеринослав : Тип.губерн. земства, 1905. -140 с.

6. Материалы для истории русского флота. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1895. - Ч. XV. - 598 с.

7. Общий морской список. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1890. - Т. IV. - 708 с.

8. Общий морской список. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1890. - Т. V. - 474 с.

9. Общий морской список. - СПб.: Тип.

B. Демакова, 1898. - Т. X. - 756 с.

10. Ордера и письма князя Потемкина // ЗООИД. - Одесса, 1872. - Т.VIII. -

C. 191-238.

11. Ордера князя Потемкина-Таврического // ЗООИД. - Одесса, 1860. - Т.IV. -С. 363 - 377.

12. Положение об окончании курса наук кадетами из иностранных единоверцев в Гимназии при Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах и о выпуске их в военную и гвардейскую службу // ПСЗРИ. -1830. - Собр. I. - Т. ХХ. - № 14 830. - С. 781.

13. Распоряжения и предположения князя Потемкина-Таврического об устрой-стве Черноморского флота и г. Николаева // Морской сборник. - 1855. - № 11. -С. 151 - 167.

14. Указ, данный вице-адмиралу Мордвинову о приведении в исполнение предположений покойного фельдмаршала Потемкина по преобразованию флота // ПСЗРИ. -1830. - Т. ХХШ. - № 17 028. - С.312.

15. Указ о переводе Училища для иностранных единоверцев при Артиллерийском кадетском корпусе учрежденного, в город Херсон // ПСЗРИ. - СПб., 1830. -Т. ХХ1. - № 15 658. - С. 861.

16. Указ об учреждении при Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах для греческого юношества гимназии // ПСЗРИ. -1830. - Т. ХХ. - № 14 299. - С. 120.

17. Аркас З.А. Начало учреждения русского флота на Черном море и действия его в 1778 - 1798 гг. // ЗООИД. - Одесса, 1860. - Т. IV. - С. 261-309.

18. Афанасьев Д. К истории Черноморского флота с 1768 по 1816 гг. / Д. Афанасьев // Русский архив. - 1902. - № 2. -С. 193- 62.

19. Иванов П. А. Очерк деятельности на Юге России адмирала графа Н. С. Мордвинова / П. А. Иванов // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - Симферополь, 1895. - № 23. - С. 24-71.

20. Коргуев Н. Корпус чужестранных единоверцев / Н. Коргуев// Морской сборник. - 1897. - № 7. - С. 155 - 170.

21. Огородников С. Из прошлого (Черноморские морские училища) / С. Огород-ников // Морской сборник. - 1900. - № 12. - С.87-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.