Научная статья на тему 'Военная тематика в содержании иноязычного образования в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова'

Военная тематика в содержании иноязычного образования в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнёва Наталья Евгеньевна

В статье проанализированы цели, практический опыт и современные пути имплементации военной тематики в содержании иноязычного образования в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова. Подчёркнута необходимость интенсивного использования инновационных технологий, возможностей музейной педагогики, развития в курсантах навыков самостоятельной исследовательской работы с целью модернизации иноязычного образования в военно-учебных заведениях РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military themes in the content of foreign language education in the Black Sea Higher Naval School named after P. S. Nakhimov

The article analyzes objectives, practical experience and modern ways of implementing the war topics in the contents of the foreign language education at Black Sea Naval School named after P. S. Nakhimov. The necessity to use more innovative technologies, possibilities of museum pedagogics, to develop cadets’ skills of independent research work with the purpose of foreign language education modernization in military educational establishments is underlined.

Текст научной работы на тему «Военная тематика в содержании иноязычного образования в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова»

2О/о//-

уш

Н. Е. Селезнёва

УДК 37.013

ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА

В СОДЕРЖАНИИ

ИНОЯЗЫЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В ЧЕРНОМОРСКОМ ВЫСШЕМ

ВОЕННО-МОРСКОМ

УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ П. С. НАХИМОВА

юдернизация современного общества, системы образования и вооружённых сил требует постоянного совершенствования системы иноязычного образования в военно-учебных заведениях Российской Федерации. Развитие военного сотрудничества с зарубежными странами, связанного с преодолением кризисних ситуаций, интенсификация обмена специализированной военно-технической информацией, организация и проведение совместных учений и манёвров, участие в миротворческих операциях, партнёрство в подготовке военных кадров порождают потребность в офицерах и специалистах, свободно владеющих иностранными языками.

В связи с этим в российских военно-учебных заведениях происходят значительные изменения с целью создания условий подготовки компетентного специалиста, способного активно участвовать в мероприятиях международного сотрудничества. В высших военно-учебных заведениях обучение проводится по новым федеральным государственным образовательным стандартам, в основу которых положен компетентностный подход к подготовке курсантов и слушателей. Он предполагает развитие у обучающихся способности ориентироваться в целом ряде сложных и непредсказуемых ситуаций, представлять последствия своей деятельности, а

также нести за них ответственность. В федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) и квалификационных требованиях к подготовке военных специалистов закреплено требование о подготовке специалистов военно-технического профиля, которые способны не только решать на международном уровне широкий круг задач по видам профессиональной деятельности, но и осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учётом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики, а также способных к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре [9]. Однако, как показывает преподавательская практика и анализ научно-публицистической литературы, существующая в настоящее время в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) организация обучения курсантов и слушателей иностранным языкам, а также уровень сформированности их профессионально-коммуникативной компетентности не в полной мере отвечают современным требованиям. Эти факторы свидетельствуют о необходимости поиска путей модернизации содержания иноязычного образования будущих специалистов военного профиля с целью формирования у них готовности к иноязычной коммуникации на международном уровне и к социальному взаимодействию посредством иностранного языка на основе принятых в современном обществе моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям как иностранных, так и родного государства.

Таким образом, в данном контексте представляется актуальным всесторонне изучить современные пути имплементации темы войны в содержании иноязычного образования и определить возможности их совершенствова-

ния для оптимизации процесса иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях Российской Федерации.

В различных трудах отечественных и зарубежных учёных актуализованы различные аспекты иноязычного образования.

Общие вопросы теории и практики иноязычного образования в отечественной педагогике широко освещены в работах Е. Пассо-ва, М. Ветчиновой, Е. Ковалёвой и др.

Большое значение для исследуемой проблемы имеют исследования Е. В. Зиминой, О. В. Парахина в области языковой подготовки курсантов военно-морских высших учебных заведений, М. Рябовой - в вопросе дополнительного лингвистического образования в военном вузе.

Значительный вклад в изучение содержания иноязычного образования внесли исследования отечественных и зарубежных учёных в сфере коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку (А. Закота, М. Замятина, П. Вишневский, О. Кучерук, Г. Китайгородская, Е. Пассов и др.), формирования иноязычной языковой, речевой и коммуникативной профессиональных компетенций (В. Борисенко, Т. Ганни-ченко, О. Конотоп, О. Петрушенко, Т Рукас и др.), лингвокульторологии (В. Гак, Е. Тарасов).

Принимая во внимание экономические, социальные, политические изменения в сфере военного образования, сегодня крайне актуальным становится вопрос модернизации иноязычного образования будущих военных специалистов и усовершенствования его научной базы.

Как утверждает В. Асаева, исследуя философские аспекты модернизации образования в свете процессов глобализации и интеграции, «иноязычное образование приобретает всё большую популярность потому, что оно является тем связующим элементом общего образования человечества, которым можно овладеть в процессе коммуникации в культурологическом, психологическом, педагогическом и социальном аспекте» [1, с. 65]. Кроме того, язык необходимо рассматривать

как важное средство межкультурного общения.

Постановка новых целей и задач обучения иностранным языкам, отвечающих необходимости развития у студентов, курсантов и слушателей способности использовать язык как инструмент общения в контексте диалога культур в наибольшей степени соответствует требованиям развития общества на современном этапе. Основной целью иноязычного образования является формирование у слушателей и курсантов коммуникативной и социокультурной компетенций.

Исходя из анализа работ исследователей в области истории и методики иноязычного образования, можно определить следующие основные компоненты иноязычного образования: познавательный или социокультурный (познание иностранной культуры и языка как её компонента, обучение межкультурному иноязычному общению в контексте диалога культур); развивающий (развитие всевозможных способностей и речемыслительных механизмов); воспитательный (воспитание нравственных качеств личности) и учебный (овладение умениями говорить, читать, писать, слушать на иностранном языке).

В свете последних политических и образовательных изменений возрастает роль воспитательного компонента иноязычного образования, нацеленного на формирование будущего офицера как гражданина, глубоко преданного своему Отечеству, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами, способного к действиям в военной и мирной обстановке.

Васильева А. А. в своей статье утверждает, что учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает огромными возможностями воспитания студентов в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений, формирования у них толерантности [4].

Гладких В. В. и Волынкина Н. В. также подчёркивают необходимость владения иностранным языком как «общественно и лично-стно значимым фактором, который имеет

2О/о//-

уш

большой воспитательный потенциал, позволяет развивать чувство патриотизма, толерантность, формировать уважительное отношение к духовным и материальным ценностям других стран и народов, способствует расширению кругозора, повышению общего уровня культуры с учётом индивидуальных потребностей обучающихся и их индивидуальных способностей» [5].

Как отмечает в своей статье Васильев А. А., процессы глобализации, происходящие в мире, отражаются в системе иноязычного образования в плане межкультурных контактов. Так, например, в настоящее время наблюдается ориентация на геополитические цели в рамках европейского сообщества (выделение общих ценностей, целей, образовательных стандартов, социокультурных портретов специалистов). На первый план выходит унификация требований к содержанию учебных и экзаменационных материалов. Например, тематическими компонентами содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» всё больше являются проблемы, которые имеют глобальную ценность: человек и национальные культуры; проблемы войны и мира; окружающая среда; глобальные сети связи - Интернет; новейшие технологии и человек [4].

Все эти тематические компоненты включены и в содержание иноязычного образования Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова (далее - ЧВВМУ). Так, в соответствии с учебной программой дисциплины «Иностранный язык» курсанты всех специальностей затрагивают тематику Крымской и Великой Отечественной войны с первого курса в ходе изучения таких тем, как «Севастополь. Исторические и памятные места», «Черноморский флот Российской Федерации. История создания и развитие», а на старших курсах по отдельным специальностям изучаются такие темы, как «Водолазы во второй мировой войне», «Корабельное вооружение в сражениях 20 века» и др. [7].

Несомненно, в условиях высшего военно-учебного заведения, расположенного в городе, столь тесно связанном с военной историей и героическим прошлым России и Советского Союза в Крымской и Великой Отечественной войне, военная тематика всегда вызывает огромный интерес и эмоциональный подъём, что в свою очередь позитивно сказывается на достижении учебных, воспитательных и развивающих целей иноязычного образования. Однако зачастую тема войны подаётся формально, не достаточно интенсивно используются возможности «развивающего» образования, направленного на развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий и самостоятельной работы курсантов и слушателей, нацеленной на развитие умений поиска информации на английском языке, работу с Интернет-ресурсами по теме, что предоставляет обучаемым возможность самим получать знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, такими как текстовые страницы, веб-страницы, видеофайлы и аудиофайлы [6]. В связи с этим представляется возможным повысить эффективность проведения занятий по военной тематике, используя информационные и телекоммуникационные технологии, методы проблемного обучения, в том числе метод кейсов [3].

В городе-герое Севастополе находится огромное количество памятников и музеев, посвящённых военному прошлому города, которые регулярно посещают курсанты училища в рамках военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества. Опыт работы интенсивных курсов английского языка для военнослужащих, много лет функционировавших в ЧВВМУ на базе кафедры иностранных языков, а впоследствии научно-учебного центра языковой подготовки, показал эффективность применения методов музейной педагогики для повышения качества изучения английского языка. В ходе подготовки и проведения экскурсий по

памятным местам города и музеям Героической обороны и освобождения Севастополя на английском языке, слушатели курсов не только изучали лексику военной тематики, но и активно использовали методы самостоятельного поиска информации с применением современных информационных технологий, справочных и публицистических материалов, развивали навыки публичных выступлений на иностранном языке в условиях, наиболее приближённых к реальной ситуации общения.

В процессе модернизации содержания иноязычного образования следует особое внимание уделить развивающему аспекту иноязычного образования, важность которого подчёркивают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Следует учитывать, что при обучении иностранным языкам важна способность привлечения будущего пользователя языка к познавательной и творческой деятельности, необходимо понимание новых целей и функций иноязычного образования. Исходя из этого, самым важным условием в эффективном составлении учебного плана и учебного процесса нашего времени является учёт таких компонентов, которые побуждают к изучению иностранных языков.

С точки зрения Баликаевой М. Б., для того, чтобы дать будущим специалистам хорошие знания, необходимо уже в процессе обучения привить им навыки самостоятельной исследовательской работы, то есть научить работать с учебной и научной и профессиональной литературой накапливать и анализировать информацию, систематизировать и обобщать факты, составлять тезисы, писать рефераты, выступать с сообщениями на занятиях и с докладами на конференциях, участвовать в олимпиадах [3].

В этом контексте огромную роль играет самостоятельная исследовательская работа курсантов, которая уже много лет ведётся в училище в рамках функционирования Научного общества курсантов (НОК), основанного ещё в 1949 году. Первые кружки были при

кафедрах навигации, астрономии, средств наблюдения и связи, устройства корабля, высшей математики и иностранных языков. С самого начала своего существования члены НОК выступали с докладами, многие из которых были связаны с их будущей профессиональной деятельностью, с темами дипломных проектов, с историей училища и флота [2]. Эта традиция сохранилась и в наши дни. В декабре 2005 года кафедра иностранных языков подготовила и провела конференцию НОК «150-летие Крымской войны», в декабре 2008 года конференцию, посвящённую 65-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков а в декабре 2013 года конференцию, посвящённую 70-летию освобождения Киева. В конференциях участвовали курсанты училища с такими докладами на английском языке, как «Женщины в Крымской войне», «Альминская битва», «Балаклавская битва», «Обмундирование и вооружение периода Крымской войны», «Корсун-Шевченковская битва 1944 г.», «Битва за Севастополь 1941— 1944 гг.», «70-летие освобождения Киева», «Военный фотокорреспондент Вячеслав Ми-коша», «Легендарная подводная лодка Малютка», «Планы фашистов по захвату Киева в 1941 году», «Эпизоды операции по освобождению Киева», «Эпизоды операции по форсированию Днепра», «Вторая оборона Севастополя» и другие [7]. С каждым годом повышался интерес, уровень подготовки и презентации докладов. В последние годы курсанты и слушатели активно использовали видео- и аудио материалы, мультимедийные средства для представления презентаций, которые вызывали неподдельный интерес и активные дискуссии на изучаемом языке.

Как отмечает Мамедова А. В., такой вид деятельности нацелен на выработку у студентов системного подхода к решению исследовательских задач и формирование исследовательских компетенций: гностических (учебно-исследовательских), проектировочных и конструктивно-планирующих, организаторских и коммуникативно-обучаю-

щих [4]. Исследовательская работа также способствует развитию методического мышления, воспитанию у курсантов устойчивого интереса к избранной профессии, пониманию её социальной значимости, развитию способности к независимому, конструктивно-критическому исследованию, что стимулирует такое важное качество, как способность к рефлексии.

Таким образом, в современных условиях необходимо сохранить опыт предыдущих поколений педагогов в использовании военной тематики для формирования в будущих военных специалистах чувств патриотизма, толерантности и гордости за свою родину и профессию, а также интенсивнее использовать новейшие достижения науки и техники, инновационные технологии обучения с целью модернизации содержания иноязычного образования и повышения качества обучения иностранному языку в военно-учебных заведениях Российской Федерации.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы цели, практический опыт и современные пути импле-ментации военной тематики в содержании иноязычного образования в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова. Подчёркнута необходимость интенсивного использования инновационных технологий, возможностей музейной педагогики, развития в курсантах навыков самостоятельной исследовательской работы с целью модернизации иноязычного образования в военно-учебных заведениях РФ.

Ключевые слова: содержание иноязычного образования, модернизация образования, военно-учебные заведения, инновационные технологии.

SUMMARY

The article analyzes objectives, practical experience and modern ways of implementing the war topics in the contents of the foreign language education at Black Sea Naval School named after P. S. Nakhimov. The necessity to use more innovative technologies, possibilities of museum pedagogics, to develop cadets' skills of

independent research work with the purpose of foreign language education modernization in military educational establishments is underlined.

Key words: contents of foreign language education, modernization of education, military educational establishments, innovative technologies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаева В. В. Фiлософiя модершзацп mobhoï нацiональноï освгти / В. В. Асаева // Фiлософiя грат. - 2012. - № 12(92). -С. 64-67.

2. Андреев Г. Г. Черноморское Высшее Военно-морское ордена Красной звезды училище имени П. С. Нахимова 1937-1977 гг. / Г. Г. Андреев. - Севастополь, 1977. - 235 с.

3. Баликаева М. Б. Развитие иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках УИРС / М. Б. Баликаева // Перспективы Науки и Образования. - 2013. - № 6. - С. 70-76.

4. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка: материалы международной научной конференции Проблемы и перспективы развития образования. Пермь, апрель 2011 г. / А. А. Васильева. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 52-55.

5. Гладких В. В., Волынкина Н. В. Инновационная деятельность по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования /

B. В. Гладких, Н. В. Волынкина // Вестник Военного университета. - 2011. - № 3 (27). -

C. 49-52.

6. Мамедова А. В. Предмет иностранный язык в свете модернизации высшего образования: материалы международной научной конференции Проблемы и перспективы развития образования. Пермь, апрель 2011 г. / А. В. Мамедова. - Пермь: Меркурий, 2011. -С. 105-108.

7. Учебные программы дисциплины «Иностранный язык» ЧВВМУ им. П. С. Нахимова.

8. Отчёты кафедры иностранных языков ЧВВМУ им П. С. Нахимова за 2005-2010 гг.

9. Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm

Е. О. Катранжи

УДК 373.67: 37.314.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Плавной задачей современного общества является создание высокохудожественных объектов дизайна, способных сформировать заказ общества в конкурентоспособных специалистах, подчёркивать уровень технологического и интеллектуального развития, реализующих жизненный потенциал как создателей этих объектов, так и их потребителей. В современных условиях дизайн-образования важную роль играют междисциплинарные связи, формирующие умения и навыки, направленные на овладение тем багажом знаний, который складывается путём теоретической, практической работы, анализа и синтеза схожих проектных работ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Графический дизайн» профиля подготовки «Дизайн» уточнены требования к результатам освоения основных образовательных программ выпускниками-дизайнерами. Среди них особого внимания требуют следующие компетенции:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-11);

- способность реализовывать педагогические навыки при преподавании художественных и проектных дисциплин (ОПК-5);

- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-7);

- способность обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2);

- способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-3);

- способность конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-4);

Необходимость в развитии проектных знаний и умений студентов бакалавриата обусловливает потребность в поиске содержания, методов и средств обучения, в условиях которых формирование исследуемых компетенций выступает как результат непрерывного образования.

Целью статьи является рассмотрение и раскрытие содержания заданий, междисциплинарных дисциплин, формирующих проектные умения и навыки.

Изучением формирования проектных умений занимались А. Ефимов, Л. Кулеева, В. Лесняк, М. Мерло-Понти, В. Победин, В. Рунге, Н. Шевандрин, В. Шимко, О. Яцюк и др.

Проектная и художественная графика имеет определённое содержание, методы, формы, приёмы, сложившиеся в педагогическом процессе. Именно они помогают сформировать компетенции готового специалиста и выявить пути создания условий для их развития, а также последующей реализации. Курсы, имеющие междисциплинарные связи, в данном направлении подготовки - «Проек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.